Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кипкеева А.М., Урусов А.А.

Настоящая статья посвящается изучению современных проблем развития IT-технологий в банковской сфере. Автором выявлены современные угрозы, препятствующие развитию внедрения современных информационных технологий в финансовой сфере, вызванные на фоне продолжающейся специальной операции на Украине и западными санкциями со стороны стран НАТО по отношению к России. В ходе исследования автором выявлены ключевые проблемы развития IT-технологий, к которым следует отнести: частичное отключение от всемирной межбанковской системы платежей SWIFT, уход крупнейших поставщиков программного обеспечения Gisco, Oracle, Microsoft и SAP, блокировка счетов российских банков и ограничение доступа к IT-технологиям. Также автором были предложены мероприятия по импортозамещения для банковского сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF IT TECHNOLOGIES IN THE BANKING SECTOR OF RUSSIA

This article is devoted to the study of modern problems of the development of IT technologies in the banking sector. The author identifies modern threats that hinder the development of the introduction of modern information technologies in the financial sector, caused by the ongoing special operation in Ukraine and Western sanctions by NATO countries against Russia. In the course of the study, the author identified the key problems of the development of IT technologies, which should include: partial disconnection from the worldwide interbank payment system SWIFT, the departure of the largest software vendors Gisco, Oracle, Microsoft and SAP, blocking accounts of Russian banks and restricting access to IT technologies. The author also proposed import substitution measures for the banking sector of the economy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ»

мира в борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег наравне с такими странами, как США и Великобритания.

Новая Зеландия обрела репутацию как юрисдикция с низким уровнем преступности и высоким уровнем добросовестности. Является членов ФАТФ с 1991 года. Так же стоит отметить, что очень сильно развита нормативно-правовая база данной системы. Национальная система финансового мониторинга государства характеризуется, как трехуровневой. Подразделение финансовой разведки (FIU) Новой Зеландии является подразделением структуры полиции и уполномочено оказывать помощь в выявлении и расследовании случаев отмывания денег, финансирования терроризма и других преступлений [7]. Несмотря на то, что эта юрисдикция казалось бы далеко расположена на карте мира, у нее достаточно хорошая база и с момента формирования успела добиться хороших результатов. Это говорит о том, что руководство государства прикладывает большие усилия для того, чтобы государство продолжало сохранять статус «высокой добросовестности».

Если рассматривать опыт построения антиотмывочной системы Испании, то сразу нужно отметить, что система взаимодействия правоохранительных органов и создание единой информационной базы являются схожими чертами с США и Великобритании [9]. В настоящее время ключевой субъект национальной системы ПОД/ФТ Испании - подведомственная Министерству экономических дел и цифровой трансформации Исполнительная служба Комиссии по предотвращению отмывания денег и финансовых преступлений. В целом, за последние 25 лет можно констатировать значительный прогресс в трансформационных процессах испанской системы ПОД/ФТ и ее соответствие общеевропейским регуляторным нормам в этой сфере [4]. Заключение

В ходе анализа международного опыта по построению национальной антиотмывочной системы по борьбе с теневыми финансовыми операциями можно выделить несколько общих черт, а именно взаимодействие между государственными органами внутри государства, международное сотрудничество по выявлению и пресечению преступных операций и законодательная база, которая должна постоянно обновляться и соответствовать тем тенденциям, которые сегодня происходят.

Источники

1. Авдийский В.И., Боташева Л.Х., Щербаков А.Н. Анализ зарубежного опыта выстраивания механизмов ПОД/ФТ на основе риск-ориентированного подхода // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Том 10. №10А. С. 56-65. - http://elib.fa.ru/art2020/bv3550.pdf.

2. Морозов В.Г. Американский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №3-2. С.32-35. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37373186.

3. Сухова В.С. Международно-правовые основы противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма и их влияние на отечественную правовую систему // Наукосфера. 2021. .№5(1). С. 316-324 - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46261917&.

4. Щеголева Н.Г., Мальсагова Р.Г. Международный опыт финансового мониторинга (на примере ЕС, США, Канады, Японии и Китая): основные модели и глобальные тренды // Проблемы теории и практики управления. 2020. №4. С.32-42. - https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42895618.

5. FATF (2016), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - United States, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-united-states-2016.html.

6. FATF (2018), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - United Kingdom, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-united-kingdom-2018.html.

7. FATF (2021), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - New Zealand, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-new-zealand-2021.html.

8. FATF-MONEYVAL (2018), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - Israel, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-israel-2018.html.

9. FATF (2014), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - Spain, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF. www.fatf-gafi.org/topics/mutualevaluations/documents/mer-spain-2014.html.

EDN: FNQFPT

А.М. Кипкеева - к.э.н., доцент кафедры Прикладная информатика, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, asya-Ki@yandex.ru,

A.M. Kipkeeva - candidate of economics, associate professor of the department of applied informatics, North Caucasian state academy, Cherkessk, Russia;

А.А. Урусов - студент, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, a.urus@mail.ru, A.A. Urusov - student, North Caucasian state academy, Cherkessk, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF IT TECHNOLOGIES IN THE BANKING SECTOR OF RUSSIA

Аннотация. Настоящая статья посвящается изучению современных проблем развития IT-технологий в банковской сфере. Автором выявлены современные угрозы, препятствующие развитию внедрения современных информационных технологий в финансовой сфере, вызванные на фоне продолжающейся специальной операции на Украине и западными санкциями со стороны стран НАТО по отношению к России. В ходе исследования автором выявлены ключевые проблемы развития IT-технологий, к которым следует отнести: частичное отключение от всемирной межбанковской системы платежей SWIFT, уход крупнейших поставщиков программного обеспечения Gisco, Oracle, Microsoft и SAP, блокировка счетов российских банков и ограничение доступа к IT-технологиям. Также автором были предложены мероприятия по импортозаме-щения для банковского сектора экономики.

Abstract. This article is devoted to the study of modern problems of the development of IT technologies in the banking sector. The author identifies modern threats that hinder the development of the introduction of modern information technologies in the financial sector, caused by the ongoing special operation in Ukraine and Western sanctions by NATO countries against Russia. In the course of the study, the author identified the key problems of the development of IT technologies, which should include: partial

Вестник Академии знаний № 53 (6), 2022_337

disconnection from the worldwide interbank payment system SWIFT, the departure of the largest software vendors Gisco, Oracle, Microsoft and SAP, blocking accounts of Russian banks and restricting access to IT technologies. The author also proposed import substitution measures for the banking sector of the economy.

Ключевые слова: информационные технологии, банковский сектор, угрозы информационной безопасности перспективы развития, импортозамещение, отечественное программное обеспечение.

Keywords: information technologies, banking sector, threats to information security, development prospects, import substitution, domestic software.

Развитие экономики всегда основано на внедрении инноваций. Активные изменения происходят в самых разных индустриях. Цифровая экономика представляет собой экономическую деятельность, сфокусированную на использовании цифровых и электронных технологий [3].

Цифровизация банковского сектора закономерный процесс в век повсеместного внедрения высоких технологий и Интернет обеспечения. Банковская сфера претерпевает радикальные изменения, как в сфере предоставления своих услуг, так и в сфере расширения клиентской базы и объединения всех банков и их партнеров в единую финансовую систему [1].

В настоящее время банковскую сферу невозможно представить без внедрения и применения информационных технологий т.к. именно они позволяют полноценно и рационально использовать имеющиеся ресурсы. IT-технологии позволяют банкам обеспечить безопасность в сфере защиты персональных данных, обеспечивают удаленный доступ клиентов к банковским ресурсам, оптимизировать деятельность сотрудников банка и т.д. В особенности современные IT-технологии позволяют обеспечить банкам кибербезопасность. В эпоху развития современных информационных технологий эта функция является одной из ключевых, ведь системы с низким уровнем защиты являются целью взлома хакерами. Последствия для банков после взлома системы могут оказаться самыми плачевными вплоть до лишения лицензии.

В начале второго десятилетия XXI века российская экономика столкнулась с серией чрезвычайных ситуаций и вызовов. В 2020-2021 гг. пандемия COVID-19 придала совершенно невиданный ранее масштаб государственным ограничительным санитарным мерам. В 2022 г. военная спецоперация на Украине создала также неожиданную для большинства экономических практиков и экспертов-теоретиков ситуацию [2]. Политические круги Запада, преследуя свои внешнеполитические цели используют самые разнообразные инструменты антироссийских санкций, направленные на развал в экономической и финансовой сферах. Самые жесткие ограничительные меры были применены в отношении следующих банков (Сбербанк, ВТБ, Банк Санкт-Петербург, TCS Group, Росбанк) вплоть до вплоть до отключения данных финансовых организаций от международной платежной системы SWIFT.

Ряд российских банков и их дочерние структуры попали в список SDN Министерства финансов США по контролю за иностранными активами (OFAC). Санкционные организации столкнулись не только с блокировкой счетов, но и ограничением доступа к технологиям. В данный список были включены следующие банки:

1. ВТБ;

2. Совкомбанк;

3. Банк Открытие;

4. Промсвязьбанк;

5. Новиком банк.

В сложившихся условиях одной из важнейших проблем является зависимость российских банков от иностранного программного обеспечения (ПО), начиная от операционных систем и заканчивая бизнес-приложениями, включая смартфоны, используемые топ-менеджерами. Доля иностранного программного обеспечения и оборудования превышает 90 %, а издержки, связанные с переходом на отечественные разработки, превышают 700 млрд. руб. по всей банковской системе (5-7 % собственных средств банков).

Если смотреть, например, АБС и ПО для решения каких-то специфических отраслевых задач, здесь доля будет меньше - порядка 50 %. Связано это с тем, что такие отраслевые решения в целом ориентированы на соответствие локальным стандартам [4].

Следующей немаловажной проблемой является то, что основная часть информационных систем создано на базе программного обеспечения с открытым кодом, контролируемые компаниями США. В связи с этим у российских организаций могут возникнуть проблемы с его использованием.

Следует также отметить, что наиболее востребованные в финансовой и банковской сферах проекты контролируются юридическими лицами (резидентами США).

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» государственным органам с 1 января 2025 года запрещается закупать и использовать иностранное программное обеспечение на критической информационной инфраструктуре (КИИ). До окончания указанного срока всем российским государственным организациям необходимо перейти на отечественные разработки. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 к объектам КИИ относится IT-сети, финансовая (банковская) сфера и т.д.

Российская банковская система и IT - компании оценили переход на отечественные разработки до 150 млрд руб. для крупнейших банков. Как оценивает АБР, затраты банковской системы на переход на отечественное программное обеспечение «могут составить 5-7 % собственных средств». Причем затраты отдельных банков в зависимости от их размеров и масштабов необходимых изменений могут составить от 90 млн до 150 млрд руб. Всего же по рынку траты оцениваются в более чем 700 млрд руб. [5].

Проведенное исследование позволило сделать следующий вывод.

Внешнеполитическая ситуация и экономические санкции со стороны недружественных стран создают для России и Китая благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества. Одним из приоритетных направлений является сотрудничество в сфере цифровой экономики, где Китайская народная республика (КНР) достигла существенных успехов. Так, например, проблема отключения финансовых организаций от международной платежной системы SWIFT была решена созданием российской системы передачи финансовых сообщений (СПФС).

К перспективным направлениям сотрудничества России и Китая является развитие систем электронных платежей. Так, например, с 10 марта 2022 года платежные системы Visa и Mastercard, выпущенные российскими банками приостановили свою деятельность. Это означает, что невозможно заграницей производить расчеты с картами Visa и Mastercard и приобретать товары и услуги на зарубежных сайтах. Однако, есть альтернативное решение и данной проблемы. Сейчас для обхода ограничений россияне пользуются кобейджинговые карты UnionPay.

К настоящему времени логотип UnionPay с китайскими иероглифами есть уже на 9 миллиардах пластиковых карт в мире. Это больше, чем население земного шара. По этому показателю можно оценить, как быстро китайцы проводят финансовую экспансию. На сегодняшний день карты принимают в 90 % торговых точек Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). А в Европе и Северной Америке - в 70 % точек.

Источники:

1. Акимова И.П. Цифровизация банковского сектора: новые вызовы и перспективы / И.П. Акимова, М.М. Бегичев, А.В. Власов // Ученые записки российской академии предпринимательства / Москва: Издательство: Российского университета транспорта, 2020. - С. 70 - 80. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44036246_38050515.pdf.

2. Дубинин С.К. Финансовая система под давлением санкций: логика конфронтации // Россия в глобальной политике. 2022. Том 20. № 5. С. 168-187.

3. Щербакова Н. В. Цифровые технологии в банковском секторе РФ: особенности и сопутствующие угрозы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 1. С. 136-146. DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-1-136-146.

4. Официальный сайт Ассоциации банков России - Режим доступа: URL: https:// https://asros.ru/news/asros/.

5. Официальный сайт Коммерсантъ - Режим доступа: URL: https:// https:// https://www.kommersant.ru/doc/4426609.

EDN: DTMTVK

М.А. Кротова - к.э.н, доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, margo52@list.ru,

M.A. Krotova - candidate of economics, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

У.Ю. Рощектаева - к.э.н, доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, ul_rosh@mail.ru,

U.Yu. Roshchektaeva - candidate of economics, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

Н.Н. Ходыкин - студент магистратуры 3 курс, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия, kubstu.ieub@gmail.com,

N.N. Khodykin - 3rd year master's student, Armavir state pedagogical university, Armavir, Russia.

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ TRANSFORMATION OF THE ROLE OF THE SUPREME BODIES OF FINANCIAL CONTROL IN IMPROVING

THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация. Высшие органы финансового контроля выполняют прежде всего функцию внешнего аудита государственных расходов. Первоначально они рассматривались как независимые структуры, обслуживающие государственные учреждения и имеющие мало общего с общественностью и более широкими вопросами общественного управления. Сегодня эта позиция высших органов финансового контроля постепенно меняется во всем мире в свете более широких преобразований роли правительств, собственной практики высших органов финансового контроля и расширения участия общественности в государственном управлении. В статье рассматриваются причины данных трансформаций, а также препятствия для более продуктивного сотрудничества между высшими органами финансового контроля и общественностью.

Abstract. The supreme financial control bodies primarily perform the function of an external audit of public expenditures. Initially, they were viewed as independent structures serving State institutions and having little to do with the public and broader issues of public administration. Today, this position of the supreme audit institutions is gradually changing all over the world in the light of broader transformations of the role of Governments, the own practice of the supreme audit institutions and the expansion of public participation in public administration. The article discusses the reasons for these transformations, as well as obstacles to more productive cooperation between the supreme financial control bodies and the public.

Ключевые слова: высшие органы финансового контроля, организации гражданского общества, государственное управление.

Keywords: supreme financial control bodies, civil society organizations, public administration.

Высшие органы финансового контроля (ВОФК) традиционно рассматривались как изолированные структуры, выполняющие функцию внешнего аудита государственных расходов и имеющие мало общего с общественностью и более широкими вопросами общественного управления. Этот имидж был сформирован их функцией: ВОФК отвечают за проверку того, используются ли государственные ресурсы по назначению эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.