Научная статья на тему 'ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ:ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ:ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ВЫВОД ДЕНЕГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нугуманов А. Р.

Легализация преступных доходов признается серьезным экономическим преступлением, находящимся на контроле Росфинмониторинга и Центрального банка России. В статье раскрыты основные показатели отмывания денег в банковском секторе Российской Федерации, дана оценка эффективности мер противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нугуманов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONEY LAUNDERING: ASSESSMENT AND COUNTERMEASURES

Money laundering is recognized as a serious economic crime controlled by Ros nmonitoring and the Central Bank of Russia. The paper reveals the main indicators of money laundering in the banking sector of the Russian Federation, assesses the e ectiveness of measures to counter it.

Текст научной работы на тему «ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ:ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

Научная статья

NIION: 2010-0082-1/22-045

MOSURED: 77/27-006-2022-01-64

MODERN SCIENCE. 2022. № 1.

© Нугуманов А.Р., 2022

УДК 328:185

ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Азат Римович Нугуманов

Уфимский юридический институт МВД России [email protected]

Аннотация. Легализация преступных доходов признается серьезным экономическим преступлением, находящимся на контроле Росфинмониторинга и Центрального банка России. В статье раскрыты основные показатели отмывания денег в банковском секторе Российской Федерации, дана оценка эффективности мер противодействия. Ключевые слова: отмывание денег, легализация, вывод денег

Для цитирования: Нугуманов А.Р. Отмывание денег: оценка состояния и мер противодействия // Современная наука. 2022. № 1. С. 44-46.

Original article

MONEY LAUNDERING: ASSESSMENT AND COUNTERMEASURES

Azat R. Nugumanov

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

Abstract. Money laundering is recognized as a serious economic crime controlled by Rosfinmonitoring and the Central Bank of Russia. The paper reveals the main indicators of money laundering in the banking sector of the Russian Federation, assesses the effectiveness of measures to counter it.

Keywords: money laundering, legalization, money withdrawal

For citation: Nugumanov A.R. Money laundering: assessment and countermeasures // Modern science. 2022. № 1. P. 44-46.

Отмывание денег наносит значительный ущерб экономике государства и общественным интересам в сфере экономической безопасности. Легализованные (отмытые) деньги запускаются в дальнейший преступный оборот путем финансирования терроризма, наркодиллерров, подкупа государственных чиновников, создания и укрепления материальной базы преступных сообществ. Отмывание денег всегда окружает преступная деятельность, в связи с этим данное явление представляет серьезную угрозу национальной безопасности.

Отмывание денег наносит значительный экономический ущерб государству при определенных способах осуществления, таких как вывод активов, денежных средств за границу, т.е. в тех случаях, когда финансовые ресурсы выводятся из внутреннего оборота государства. Наиболее распространенным способом вывода активов и денежных средств за границу следует признать торговые операции.

Согласно отчету Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ) Россия признается страной, в которой совершается отмывание преступных доходов, но при этом она не рассматривается как крупный центр легализа-ций. Вместе с тем в России существует целый ряд так называемых рисков, способствующих отмыванию денег [4]. Так, корыстные преступления против государственной власти, преступления против собственности, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, являются потенциальными источниками незаконных доходов. Также в Отчете указано, что большая часть незаконных доходов, получаемых в России, отмывается за рубежом. То есть значительная часть преступных доходов, получен-

44 - К

ных в России, выводится за границу, что является существенным негативным фактором, подрывающим экономическую безопасность страны.

Согласно данным Центрального банка Россий-кой Федерации (далее - ЦБ РФ), в последние годы объемы вывода денежных средств за рубеж в банковском секторе значительно снизились: если в 2014 г. данная цифра составляла 816 млрд руб., то в 2018 г. - 73 млрд руб., в 2019 г. - 66 млрд руб., а в 2020 г. -52 млрд руб. ЦБ РФ отмечает, что среди сомнительных банковских операций на сумму 52 млрд руб. 24 млрд руб. выведены за рубеж по авансовым платежам по импортируемым товарам [5].

Изменение структуры сомнительных операций за 2018-2020 годы выглядит следующим образом: сомнительные операции в банковском секторе в виде авансовых платежей за поставляемый из-за границы товар в 2018 г. составили 32% от числа всех сомнительных операций, в 2019 г. - 27%, а в 2020 г. - 59%, в виде импорта товаров через страны таможенного союза в 2018 г. - 11%, в 2019 г. - 19% и в 2020 г. - 14%, в виде переводов по сделкам с услугами - 23, 29 и 10% соответственно, в виде переводов по сделкам с ценными бумагами - 9, 15 и 10%, через иные схемы - 25, 10 и 7%. Таким образом, авансовые платежи становятся наиболее популярной схемой вывода денег за рубеж.

В структуре обналичивания денежных средств характерны следующие тенденции: в 2018 г. 57% обналиченных денежных средств выдано банками физическим лицам (далее - ФЛ), 38% - юридическим лицам (далее - ЮЛ) и 4% - индивидуальным предпринимателям (далее - ИП), в 2019 г. 60% обналиченных денежных средств выдано банками

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2022. № 1.

ФЛ, 34% - ЮЛ, 6% - ИП; в 2020 г. из 78 млрд руб. 75% обналиченных денежных средств выдано банками ФЛ, 21% - ЮЛ и 4% - ИП [5]. Таким образом, значительная часть обналичиваний денежных средств происходит через ФЛ, и данная тенденция только возрастает.

Следует отметить, что приведенные выше данные по объему отмывания денежных средств основаны на анализе банковских операций по определенным ЦБ РФ методикам. Данные цифры не учитывают объемы отмывания денежных средств в наличной форме, хотя сфера использования наличных денежных средств справедливо отнесена Рос-финмониторингом к категории «повышенный риск отмывания денег» [4].

Представляет сложность определение объемов отмывания преступных доходов с использованием криптовалют. Криптовалюты (типа Биткоин) используются как средство оплаты услуг наркокурьеров, закладчиков. Так, например, приговором Ярославского районного суда Ярославской области по делу № 1-127/2021 от 08.07.2021 установлено, что Федоров В.А. 03.03.2021 до 12 часов 30 минут посредством своего телефона заказал в интернет-магазине с целью личного потребления наркотические средства - мефедрон и МДМА. Для оплаты приобретаемых наркотических средств он использовал интернет-обменник, где преобразовал свои денежные средства в криптовалюту Биткоин, которую перевел оператору интернет-магазина [7].

Решение данных проблем автор видит в постепенном введении ограничений оплаты сделок наличными денежными средствами. Например, при покупке недвижимости, автомототранспортных средств. По отношению оборота криптовалюты государством предприняты законодательные меры контроля, установившие обязанность оператора информационных систем идентифицировать клиентов. В дальнейшем необходимо проводить анализ эффективности данного закона.

В 2018-2019 гг. прошла полномасштабная оценка экспертами ФАТФ российской системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В мероприятиях приняла участие делегация Российской Федерации в составе представителей Росфинмониторинга, Генеральной прокуратуры, Российской Федерации, МВД России, СК России, ФСБ России, МИД России, а также Банка России и ФНС России. Возглавлял делегацию директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин. МВД России принято участие во всех мероприятиях. Основная нагрузка легла на сотрудников ГУЭ-БиПК МВД России, также в мероприятиях приняли участие сотрудники ГУУР, ГУТ, ГУВМ, ГУПЭ, БСТМ, УОС, УОРИ, ДПД, УМС МВД России, ФКУ «ГИАЦ МВД России».

Одной из основных задач, возложенных на МВД России в рамках исполнения указанного Плана, являлось обеспечение реализации комплекса организационных и практических мер по выявлению, расследованию и пресечению преступлений, предусмотренных ст.ст. 174 и 174.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [2].

В течение 2018-2019 гг. в Росфинмониторинг и экспертам ФАТФ предоставлены различные статистические сведения, включая информацию ФКУ «ГИАЦ МВД России», и экспертные данные всех

заинтересованных подразделений МВД России по осуществляемому международному сотрудничеству, дополнительные разъяснения по законодательному регулированию и организации работы органов внутренних дел Российской Федерации, а также порядка 40 примеров успешной деятельности в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма, регистрации и незаконного использования фирм однодневок, незаконного обналичивания денежных средств и вывода их за рубеж.

По итогам включения указанных данных в отчет Российской Федерации и дополнительно представленной аргументации в ходе интервью с экспертами ФАТФ (март, август 2019 года), а также в период защиты отчета на пленарном заседании ФАТФ (октябрь 2019 года) российская система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ) признана в целом соответствующей международным стандартам.

Россия стала восьмой страной, успешно прошедшей данный отчет, из сорока оцененных стран. Согласно выставленным рейтингам, российская система ПОД/ФТ в настоящее время является пятой в мире.

Рейтинг «значительное соответствие» получен за осуществляемое международное сотрудничество, защиту юридических лиц от злоумышленного использования в преступных целях, а также за работу по возмещению причиненного ущерба.

Вместе с тем рейтинг «умеренная эффективность» выставлен за непосредственную работу по противодействию легализации преступных доходов.

Данный рейтинг обусловлен следующими основными доводами экспертов:

- значительная часть преступных доходов, получаемых в России, легализуется за рубежом, при этом вывод их происходит через сложные схемы с участием лиц, профессионально занимающихся отмыванием денег, но количество рассматриваемых преступлений является крайне незначительным (2017 г. - 37, 2018 г. - 25) [6];

- выявляется и расследуется небольшое количество фактов отмывания коррупционных доходов, несмотря на то, что в России одной из зон высокого риска отмывания денег являются преступления коррупционной направленности;

- в качестве альтернативных мер противодействия легализации преступных доходов применяются ст.ст. 172 и 193 УК РФ, при этом заказчики криминальных услуг по отмыванию преступных денег отрабатываются не на регулярной основе, а в случае доказанного факта криминального происхождения поступающих средств организаторам криминальных площадок не предъявляется обвинение в отмывании денег;

- использование ст. 193 УК РФ в качестве альтернативы пресечения потенциальной площадки по отмыванию денег препятствует эффективному международному сотрудничеству в случаях, когда требуется обоюдное признание деяния преступлением.

Таким образом, по правилам регулярного мониторинга очередной отчет Российской Федерации в рамках взаимных оценок ФАТФ состоится в 2023 году и будет сконцентрирован на устранении выявленных недостатков. Усилия по противодействию отмыванию денег должны быть направлены на выявление

ПРАВО

45

-MODERN SCI]

сделок, предусматривающих вывод денег за границу, а также на корректировку правовой базы.

Список источников:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 03.07.2020. № 31. Ст. 4412.

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 31.01.2022).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 31.01.2022).

4. Отчет ФАТФ о взаимной оценке // URL: http:// www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/ documents/mer-russian-federation-2019.html (дата обращения: 10.01.2022).

5. URL:https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/119557/2020_4.pdf. (дата обращения: 31.01.2022).

6. URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/ documents/reports/mer4/fatf-2019-rossijskaa-federacia.pdf (дата обращения: 31.01.2022).

7. URL: https://sudact.ru/regular/docNJN3DX9FrUr5/?-regular-txt=криптовалюта&regular-case_doc=&re-gular-lawchunkinfo=&regular-date from=&regular-date to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&-regular-court=&regular-judge=&_=1644252326125-(дата обращения: 31.01.2022).

. 2022. № 1.-

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) // the Collection of the legislation of the Russian Federation. 03.07.2020. №. 31. Art. 4412.

2. Federal Law of 07.08.2001 № 115-FZ (as amended on

21.12.2021) «On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 31.01.2022).

3. The Criminal Code of the Russian Federation dated 31.07.1998 № 145-FZ (as amended on 30.12.2021) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 31.01.2022).

4. FATF Mutual Evaluation Report // URL: http://www. fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/ mer-russian-federation-2019.html (date of access:

10.01.2022).

5. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/119557/2020_4.pdf. (date of access: 31.01.2022).

6. URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/ documents/reports/mer4/fatf-2019-rossijskaa-federacia.pdf (date of access: 31.01.2022).

7. URL: https://sudact.ru/regular/doc/NJN3DX9F-rUr5/?regular-txt=cryptocurrency&regular-case_doc-=&regular-lawchunkinfo=&regular-date_from=&re-gular-date_to=&regular-workflow stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&=1644252-326125 (date of access: 31.01.2022).

Информация об авторе

А.Р. Нугуманов - кандидат юридических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России Контакты: ул. Муксинова, д. 2, Уфа, Россия, 450103

Information about the author

A.R. Nugumanov - Candidate ofLegal Sciences, Associate рт/essor of the department of social, numanitarian and economic disciplines of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Contacts: ul. Muksinova, d. 2, Ufa, Russia, 450103

Статья поступила в редакцию 31.01.2022; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 31.01.2022; approved after reviewing 07.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

46

LAW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.