Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ФАТФ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желябовская М.В., Есенова А.К.

С момента зарождения национальной системы по финансовому мониторингу Российская Федерация добилась действительно впечатляющих результатов. Это говорит о настойчивости и целеустремленности не только в обеспечении максимальной экономической целостности и безопасности государства, но и соответствовать необходимым международным требованиям по борьбе с легализацией преступных доходов и финансирования террористической деятельности. В 2019 году в рамках 4-го раунда взаимных оценок проходила проверку Россия. Эксперты группы ФАТФ были приятно удивлены, что РФ смогла преодолеть препятствия, которые стояли у нее на пути по развитию данной системы. В итоге наше государство получило высокую оценку и была признана одной из эффективных. Не смотря на столь положительное и результативное продвижение по совершенствованию национальной системы по финансовому мониторингу существуют некоторые проблемы. В статье представлен комплекс мероприятий, который сможет оказать положительное влияние на дальнейшее развитие национальной системы ПОД/ФТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Желябовская М.В., Есенова А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE FINANCIAL MONITORING SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Since the inception of the national financial monitoring system, the Russian Federation has achieved truly impressive results. This indicates perseverance and determination not only to ensure the maximum economic integrity and security of the state, but also to comply with the necessary international requirements to combat the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorist activities.In 2019, Russia was tested as part of the 4th round of mutual assessments. The experts of the FATF group were pleasantly surprised that the Russian Federation was able to overcome the obstacles that stood in its way for the development of this system. As a result, our state was highly appreciated and was recognized as one of the most effective. Despite such positive and effective progress in improving the national financial monitoring system, there are some problems. The article presents a set of measures that can have a positive impact on the further development of the national AML/CFT system.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

EDN: XBVPJE

М.В. Желябовская - магистрант направления «Экономика», профиль «Финансовые расследования в организациях», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, planeta.zhelyabovskaya@bk.ru,

M.V. Zhelyabovskaya - master's degree in economics, profile "Financial Investigations in Organizations", Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;

А.К. Есенова - доцент, департамента экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, AKEsenova@fa.ru,

A.K Yesenova - associate professor, department of economic security and risk management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ IMPROVING THE FINANCIAL MONITORING SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. С момента зарождения национальной системы по финансовому мониторингу Российская Федерация добилась действительно впечатляющих результатов. Это говорит о настойчивости и целеустремленности не только в обеспечении максимальной экономической целостности и безопасности государства, но и соответствовать необходимым международным требованиям по борьбе с легализацией преступных доходов и финансирования террористической деятельности.

В 2019 году в рамках 4-го раунда взаимных оценок проходила проверку Россия. Эксперты группы ФАТФ были приятно удивлены, что РФ смогла преодолеть препятствия, которые стояли у нее на пути по развитию данной системы. В итоге наше государство получило высокую оценку и была признана одной из эффективных. Не смотря на столь положительное и результативное продвижение по совершенствованию национальной системы по финансовому мониторингу существуют некоторые проблемы. В статье представлен комплекс мероприятий, который сможет оказать положительное влияние на дальнейшее развитие национальной системы ПОД/ФТ.

Abstract. Since the inception of the national financial monitoring system, the Russian Federation has achieved truly impressive results. This indicates perseverance and determination not only to ensure the maximum economic integrity and security of the state, but also to comply with the necessary international requirements to combat the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorist activities.

In 2019, Russia was tested as part of the 4th round of mutual assessments. The experts of the FATF group were pleasantly surprised that the Russian Federation was able to overcome the obstacles that stood in its way for the development of this system. As a result, our state was highly appreciated and was recognized as one of the most effective. Despite such positive and effective progress in improving the national financial monitoring system, there are some problems. The article presents a set of measures that can have a positive impact on the further development of the national AML/CFT system.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, ФАТФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Keywords: financial monitoring, FATF, Federal Financial Monitoring Service.

Введение

Сегодня легализация преступных доходов и финансирование террористической деятельности предполагают собою всемирную опасность финансовой защищенности не только отдельного государства, но и всей мировой экономической системы.

Поэтому данная проблема изучается многими отечественными ученными. Они изучают не только вопросы, связанные с негативным воздействием данной проблемы на целостность и «здоровое» состояние государства, но и ищут ориентир дальнейшего развития национальной системы ПОД/ФТ.

Результаты исследования и их обсуждение

Как установлено в Стратегии национальной безопасности РФ [2], во обстоятельствах, когда сегодняшнее общество «испытывает» процесс преобразования, а также возрастающей международной неопределенности, для того, чтобы обеспечить государственную защищенность РФ «необходимо увеличить результативность применения существующих достижений также конкурентоспособных сторон России с учетом долговременных направленностей всемирного развития». Один из подобных достижений, а также конкурентоспособных сторон считается государственная система ПОД/ФТ [4].

В соответствии с Концепцией развития национальной системы ПОД/ФТ [1] отечественная система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - «комплекс» федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, реализующие меры госполитики по противодействию проникновения «грязных» денег в финансовую систему государства взаимодействуя с финансовыми и нефинансовыми организациями.

Международные институты играют особую роль в выработке и внедрение их в международную практику. Центральное место в системе институтов по вопросам регулирования финансового мониторинга в интернациональной степени занимает Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Поэтому стандарты ФАТФ - это точнее принципы концепции «мирового поведения» в области борьбы с отмыванием «грязных» денег [6].

Соотношение государств интернациональным эталонам в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) считается основным указателем устойчивости и экономического благосостояния страны в разрезе интернационального уровня [7]. На рисунке 1 представлена оценка эффективности национальной системы ПОД/ФТ РФ по методологии ФАТФ. Сама методика была принята в 2013 году.

Согласно суждению специалистов ФАТФ у России небольшие трудности выражаются в последующем: R.6 «Целевые финансовые санкции за терроризм и его финансирование», R.7 «Целевые финансовые санкции за финансирование распространение ОМУ», R.12 «Публичные должностные лица», R.16 «Электронные переводы денежных средств», R.25 «Прозрачность и бенефициарная собственность юридических образований». Рассмотрим в чем состоят трудности в этих нюансах.

Итак, R.6 «Целевые финансовые санкции за терроризм и его финансирование» и R.7 «Целевые финансовые санкции за финансирование распространение ОМУ». Проблема заключается в том, что в законодательстве отсутствуют юридически обязательные требования, применимы ко всем физическим и юридическим лицам, к которым они относятся замораживание средств или иных активов, а также запрет на вклад или услуги лицам, включенные в санкционные перечни.

362

Международный журнал

кл

Е_2

Оценка рисков и применение риск-ориентированного подхода Сотрудничество и взаимодействие на национальном уровне

Значительное соответствие Соответствие

ИЗ И4 _Е_5_ Ыб

Е_7

Преступление ОД

Значительное соответствие

Конфискация и обеспечительные меры

Значительное соответствие

Преступление ФТ

Значительное соответствие

Целевые финансовые санкции за терроризм и его финансирование

Частичное соответствие

Целевые финансовые санкции за финансирование распространения ОМУ

Частичное соответствие

Е_9

Законы о защите тайны финансовых учреждений

Значительное соответствие Соответствие

Надлежащая проверка клиентов

Значительное соответствие

Хранение данных

Значительное соответствие

И12 НЛЗ

Публичные должностные лица_

Корреспондентская банковская деятельность

Частичное соответствие Значительное соответствие

Услуги перевода денег или ценностей

Значительное соответствие

Новые технологии

Электронные переводы денежных средств

Частичное соответствие

ИЛ7 ЕЛ8

Доверие третьим сторонам_

Внутренний контроль, зарубежные филиалы и дочерние компании

Значительное соответствие Значительное соответствие

Страны повышенного риска

Значительное соответствие

Направление сообщений о подозрительных операциях

Разглашение и конфиденциальность УНФПП: надлежащая проверка клиентов

И21

К22

Значительное соответствие Значительное соответствие

УНФПП: другие меры

Значительное соответствие

Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц

Значительное соответствие

_Е_25_ Е_26

Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц Регулирование и надзор за финансовыми учреждениями

Частичное соответствии Значительное соответствие

Полномочия надзорных органов

Значительное соответствие

Регулирование и надзор за УНФПП

Значительное соответствие

Подразделения финансовой разведки

Обязанности правоохранительных и следственных органов

Значительное соответствие

Полномочия правоохранительных и следственных органов

Курьеры по перевозке наличных денег

Значительное соответствие

Статистика

Рисунок 1 - Оценка эффективности национальной системы ПОД/ФТ России по методологии ФАТФ [3]

Я.12 «Публичные должностные лица». Отсутствует положение, требующее, чтобы финансовые учреждения устанавливали, является ли ПДЛ бенефициарным владельцем получатель полиса страхования жизни. Помимо того, финансовые организации не обязаны уведомлять высшее управление до выплаты доходов по полисам страхования.

Я.16 «Электронные переводы денежных средств». Отсутствуют требования, предписывающие финансовым организациям-отправителям и транзитным гарантировать в таком случае, чтобы интернациональные переводы сопровождались необходимыми сведениями о получателях, что в окончательном результате отрицательно влияет на организациях-получателях. Для международных банковских переводов ниже определенного порога, информация, требуемая стандартом, не предоставляется.

Я.25 «Прозрачность и бенефициарная собственность юридических образований». Финансовые организации или установленные нефинансовые предприятия и профессии (УНФПП) не обязаны проводить надлежащую проверку клиентов, когда они выступают в качестве доверенного лица. Администраторы не обладают определенными обязанностями по выявлению статуса той или иной личности финансовым учреждениям или УНФПП. Адвокаты ни как, не должны «освежать» сведения о трастах, и не обязаны это делать, а также сохранять сведения о трастах при предоставлении услуг конфиденциального управления.

При этом сильными сторонами нашего государства в системе финансового мониторинга можно отнести следующее:

1) правоохранительные и надзорные органы на достаточно высоком профессиональном уровне сотрудничают, что показывает их целеустремленность по защите национальных интересов в сфере ПОД/ФТ;

2) в РФ достаточно сильная нормативно-правовая база по защите тайны финансовых учреждений, что не позволяет киберпреступникам проникнуть и украсть данные;

3) сегодня в мире нового технологического развития Россия не отстает от развитых государств в этом направления в сфере банковского обслуживания клиентов;

4) в настоящее время в России подразделение финансовой разведки считается одним из эффективных и результативных по сравнению с зарубежными. Это обстоятельство доказывает об целеустремленности и нацеленности на повышение уровня безопасности государства от «инородных» различных угроз.

Рассмотрев незначительные недостатки в развитии национальной системы ПОД/ФТ в Российской Федерации необходимо выделить следующий вектор мер по улучшению ситуации, а именно:

1) для борьбы с финансированием террористической деятельности существует правовая база, которая соответствует международным стандартам. Однако необходимо усилить государственный надзор в сфере деятельности сети Интернет и обращение с криптовалютами [5];

2) необходимо проявлять должную осмотрительность не только к публичным должностным лицам, но и к их окружению;

3) нужно на законодательном уровне закрепить, что при электронных переводах вне зависимости от суммы платежа должна быть полная информация о получателе (особенно при переводе за рубеж). Это необходимо поскольку позволит кон-

тролировать денежный поток, чтобы денежные средства не были направлены на финансирование террористической и экс-тремисткой деятельности;

4) на территории Российской Федерации абсолютно все финансовые организации и установленные нефинансовые организации и профессии должны проводить проверку клиентов вне зависимости от его социального статуса в соответствии с законодательством РФ. Такая мера поможет повысить уровень прозрачности лиц и снизить риск угроз, которые могли бы случиться. К примеру, в некоторых зарубежных государствах в начале этого года был принят закон о ведении реестра бенефициаров это было сделано для того, чтобы понимать кто стоит за юридическими образованиями, т.е. это своего рода инструмент по выявлению незаконных финансовых потоков, которые связаны с уклонением налогов и легализацией доходов различными способами. Заключение

Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что еще сравнительно не так давно Российская Федерация практически не, как не располагала результативной правовой и институциональной базой в области противодействия легализации противозаконной прибыли также финансированию деятельности террористического характера [8]. А сегодня ведётся масштабная работа не только по приведению национального законодательства в соответствие с наиболее прогрессивными международными рекомендациями и стандартами, но и по повышению транспарантной финансовой системы с учетом национальных особенностей и стратегических целей, и задач государства [9]. Следующая взаимная оценка России состоится в 2023 году и можно с уверенность сказать, что она вновь докажет свою результативность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники

1. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 30.05.2018 - http://www.kremlin.ru/supplement/5310.

2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/.

3. FATF (2019), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - Russian Federation, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-russian-federation-2019.html.

4. Алифанова Е.Н., Евлахова Ю.С., Ниворожкина Л.И., Трегубова А.А. О мерах по укреплению финансовой безопасности России и развитию национальной системы ПОД/ФТ //Вестник академии знаний. 2021. .№6 (47). С. 377 - 384 - https://elibrary.ru/ item.asp?id=48029398.

5. Андронова В.И., Гусаков Н.П., Завьялова Е.Б. Финансирование терроризма: новые вызовы для международной безопасности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 15. №1. С120-134 - https://elibrary.ru/item.asp ?id=46181745.

6. Варфоломеев А.А. ФАТФ: Международные стандарты финансового мониторинга и их имплементация в России // Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2021. №3 (29). С6-20. - https://elibrary.ru/ item.asp?id=46657501.

7. Ильяшенко А.Н. О готовности Российского законодательства по минимизации рисков в кредитно-финансовой системе в свете четвертого раунда взаимных оценок группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) // Уголовно-правовое воздействие и его роль в предупреждении преступности. 2019. С161-165 - https://elibrary.ru/item.asp?id=41575768.

8. Писаренко А.П. Национальная «антиотмывочная» система РФ: соответствие требованиям ФАТФ и оценка эффективности // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. № 2(30). С. 58-61 - https://elibrary.ru/item.asp?id=41757278.

9. Сухова В.С. Международно-правовые основы противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма и их влияние на отечественную правовую систему // Наукосфера. 2021. №5-1. С316-324. - https://elibrary.ru/item.asp?id=46261917.

EDN: XDCVIU

В.Н. Загнитко - к.э.н. доцент кафедры менеджмента и торгового дела, Краснодарский институт кооперации (филиал), Краснодар, Россия, venza-51@yandex.ru,

V. N. Zagnitko - candidate in economics, associate professor of the department of management and trade, Krasnodar institute of cooperation (branch), Krasnodar, Russia;

М.Ш. Баснукаев - к.э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова; ведущий научный сотрудник лаборатории экономических исследований ФГБУН «Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН», Грозный, Россия,

M.Sh. Basnukaev - candidate of economics, Associate Professor, Department of Taxes and Taxation, Chechen State University. A.A. Kadyrov; Leading Researcher of the Laboratory of Economic Research of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Integrated Research Institute named after H.I. Ibragimov RAN, Grozny, Russia;

Н.В. Еремина - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, nata-eremina@mail.ru,

N.V. Eremina - senior lecturer, department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ОСОБЕННОСТИ ФОРФЕЙТИНГОВЫХ СДЕЛОК FEATURES OF FORFEITING TRANSACTIONS

Аннотация. В настоящее время проявляется тенденция к увеличению продаж в кредит, что оказывает заметное влияние на развитие связей между производителями и потребителями и в таких условиях возрастает внимание компаний к вопросам организации коммерческого кредита и разработки более эффективной кредитной политики, так как излишне жесткие условия кредитования могут отпугнуть покупателей, а сверхлегкие будут способствовать увеличению объемов продаж, но в тоже время могут уменьшить обратный приток капитала из-за непогашения долгов в срок. Одной из форм кредитования выступает форфейтинг, основанный на приобретении кредитных обязательств импортера. В данной статье рассмотрены вопросы осуществления форфейтинговых сделок, их основные преимущества и недостатки.

Abstract. At present, there is a tendency to increase sales on credit, which has a noticeable impact on the development of relations between producers and consumers, and in such conditions, the attention of companies to the issues of organizing commercial credit and developing a more effective credit policy is increasing, since excessively stringent lending conditions can scare away buyers, and ultra-light ones will help increase sales, but at the same time, they can reduce the return of capital due to non-payment of debts on time. One of the forms of lending is forfeiting, based on the acquisition of credit obligations of the importer. This article discusses the implementation of forfaiting transactions, their main advantages and disadvantages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.