Научная статья на тему 'Финансовый мониторинг: раскрытие сущности и содержания в банковской сфере'

Финансовый мониторинг: раскрытие сущности и содержания в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курьянова Ирина Владимировна

Проведено раскрытие сущности дефиниции «финансовый мониторинг» через изучение имеющихся в научном пространстве ее трактовок и анализа содержания. Также осуществлена идентификация и систематизация основных подходов к исследованию дефиниции «финансовый мониторинг», к числу которых отнесены процессный, управленческий и структурный подходы. Полученные результаты будут содействовать дальнейшим научным исследованиям особенностей нового явления финансового мониторинга, совершенствованию национальной системы финансового мониторинга, повышению ее качества и эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый мониторинг: раскрытие сущности и содержания в банковской сфере»

УДК 336

Курьянова Ирина Владимировна,

ассистент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Kuryanova Irina Vladimirovna,

assistant lecturer,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ: РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ

В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

FINANCIAL MONITORING: DISCLOSING OF ESSENCE AND THE CONTENT

IN BANK AREA

Проведено раскрытие сущности дефиниции «финансовый мониторинг» через изучение имеющихся в научном пространстве ее трактовок и анализа содержания. Также осуществлена идентификация и систематизация основных подходов к исследованию дефиниции «финансовый мониторинг», к числу которых отнесены процессный, управленческий и структурный подходы. Полученные результаты будут содействовать дальнейшим научным исследованиям особенностей нового явления финансового мониторинга, совершенствованию национальной системы финансового мониторинга, повышению ее качества и эффективности.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, государственный финансовый контроль, внутренний контроль, противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

The investigation of the definition essence «financial monitoring» has been conducted in management through the existing in the scientific world representations and analysis of the content. As well as the identification and systematization of the main approaches to the investigation of the definition «financial monitoring» to the number of which process, management and structural approaches have been defined. The findings will contribute to developing further scientific research in financial monitoring, improving the national system of financial monitoring, increasing its quality and efficiency.

Keywords: financial monitoring, state financial control, internal control / combating money laundering and terrorism financing.

ВВЕДЕНИЕ

Финансовый мониторинг является важной составляющей развития рынка финансовых услуг и в целом финансовой системы любой страны, в рамках которой наблюдается динамичное развитие финансовых операций. В общем, данное явление возникло как противодействие процессам отмывания средств, полученных в результате осуществления противоправной деятельности, к которой принято относить операции в сфере наркоторговли, работорговли, международного терроризма и т. д.

В условиях значительной активизации международного терроризма, противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма является чрезвычайно актуальной проблемой. В преступной деятельности используются все более изощренные способы, базирующиеся на современных технологиях, что ставит перед государственными органами, целью которых является борьба с отмыванием денег и противодействие терроризму, новые задачи [4].

На сегодняшний день особую остроту приобретают вопросы создания механизмов противодействия процессам привлечения средств в денежный оборот страны от осуществления нелегальных видов деятельности, которые используются в последствии для финансирования международного терроризма, создания террористических угроз в различных странах мира. Финансовое обеспечение противоправных действий и их поддержка по всему миру объективно требует формирования системы противодействия таким операциям и снижения их активности до минимально возможного уровня. Учитывая указанное, можно утверждать, что вопрос обеспечения действенной системы финансового мониторинга непосредственно связаны с финансовой безопасностью развитых стран, а иногда и с безопасностью его граждан.

Главным органом, регулирующим разработку основополагающей политики финансового мониторинга, является Группа разработки финансовых мер борьбы c отмыванием денег (FATF). Это межправительственная организация, участниками которой выступают государства, способные обеспечить на своей территории соблюдение выдвигаемых FATF требований и норм по обеспечению противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

56

Этими государствами определено, что борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, является достаточно проблемным вопросом, решение которого требует эффективного вмешательства контролирующих органов. Международное сотрудничество основывается на применении различных методов и средств, но эта работа должна учитывать специфику законодательства отдельных государств. Ведь каждое государство в соответствии со своим правового поля, разрабатывает и внедряет свои мероприятия по борьбе с легализацией преступных средств [6].

Таким образом, актуальными на сегодня является вопросы углубления теоретической базы исследования особенностей функционирования системы финансового мониторинга в рамках национальных экономических систем и формирование практических мер по совершенствованию такой системы, поиска новых механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Сегодня в России вопросы, связанные с противодействием отмыванию доходов и финансированию терроризма (далее по тексту — ПОД/ФТ), приобрели большую актуальность и находятся в центре всеобщего внимания. Проблемам формирования системы финансового мониторинга и анализа российского законодательства в этой сфере уделено много исследований, в частности работы таких ученых, как Зубков В.А., Мельников В.Н., Мовсесян А.Г., Осипов С.К., Таран В.А., Тосунян Г.А., Щегорцов В.А. и др.

В процессе работы авторами также изучены научные труды ученых Аносова Е.Д., Березиной М.П., Васильева А., Власова C.B., Волкова Ю.Л., Глуховой A.A., Демидова А.Н., Евсюкова В.В., Комиссарова В.Н., Козлова И.В., Колотова Е.Г., Скобелкина Д.Г., Сухорукова С.И., Тимошкина A.B., Юрчу-ка А.Б. и др.

Среди зарубежных ученых, исследовавших вопросы финансового мониторинга, особо выделяются авторы D. Demits, Andreas Insam, Peter Bosshard, Joachim Kaetzler, Nicholas Ryder, Johannes Trenkwalder, Erek Nuener, Ludwig Weh.

Следует отметить, что, несмотря на большое количество работ, посвященных вопросам ПОД/ФТ, непосредственно проблема легализации незаконных доходов в отечественной литературе изучается в настоящее время преимущественно с юридической точки зрения. На наш взгляд, финансовому мониторингу в системе ПОД/ФТ, с финансовой и экономической точек зрения, уделено недостаточное внимание. И эта проблематика требует более основательной и глубокой проработки. К тому же, до сих пор остаются нерешенными определенные проблемные вопросы по урегулированию действующей нормативной базы и организации процесса финансового мониторинга. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

На основе вышеизложенного можно сформулировать цель исследования, которая заключается в изучении системы финансового мониторинга в банковской сфере, выявлении проблемных аспектов и нахождении путей их решения. РЕЗУЛЬТАТЫ

В современных условиях функционирования национальной экономической системы, учитывая постоянный рост разносторонних угроз как внутреннего, так и внешнего характера, вопросы развития системы финансового мониторинга действительно остаются сверхактуальными. Однако, осознавая достаточно высокий уровень использования нелегальных средств в обращении между экономическими субъектами, следует понимать, что не стоит воспринимать создание системы финансового мониторинга как эффективный инструмент в борьбе с указанными явлениями. Ее результативность может быть обеспечена только в корреляции с действенными национальными мерами государства в сфере детени-зации экономических процессов. Однако система финансового мониторинга является достаточно эффективным инструментом в руках государства в процессе борьбы с организованной преступностью, деятельность которой, как правило, связана с получением нелегальных доходов и последующим их вовлечением в финансовую систему.

В России особое внимание данному вопросу уделяется с 2001 г., когда был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». [15] В тот же период появился Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [13].

Этими нормативными документами были сформулированы основные направления деятельности в этой сфере:

• предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (гл. II);

• организация деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (гл. III);

• международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (гл. IV).

57

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» со дня принятия изменялся, уточнялся и дополнялся 16 раз. Многочисленные редакции закона свидетельствуют о том, что финансовый мониторинг как вид государственной деятельности находится в стадии развития и совершенствования.

Финансовый мониторинг с начала XXI века развивался в основном в прикладной плоскости, ведь его возникновение обусловлено необходимостью обеспечить национальную безопасность страны. И только в последние годы появились отдельные попытки научного осмысления широкого круга проблем, связанных с организацией системы ПОД/ФТ, а также с государственным финансовым мониторингом.

Первой работой, которая содержит методологические подходы к системе финансового мониторинга, является учебно-методическое пособие Л.Л. Фитуни «Финансовый мониторинг», изданное в 2002 г [16]. Это первое в России издание для формирующейся системы государственных контролирующих органов, в задачу которых входит противодействие отмыванию денег и незаконному финансовому обороту.

Рассматривая работу О.Н. Горбуновой «Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России» (2003 г.) мы видим, что термин «финансовый мониторинг» [3], введен в научный оборот, однако проблема собственно финансового мониторинга не рассматривается. Автор анализирует финансовую деятельность государства в целом и рассматривает ее правовые нормы.

Впервые научное исследование по финансовому мониторингу опубликовано отечественными учеными В.А. Зубковым, С.К. Осиповым «Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма» [7]. В этой работе авторы проанализировали международную систему и применение мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Чуть позже, в 2008 г. эти же авторы издали еще один труд, посвященный данной тематике — «Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма». В этой работе ученые определили закономерность в формировании институциональных основ международной системы ПОД/ФТ, рассмотрели источники международного права в этой сфере [9]. Следующей работой авторов в 2012 г. стала работа «Международные стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» [8]. В ней В.А. Зубков, С.К. Осипов представили основные подходы к определению категориям «отмывание денег» и «финансирование терроризма».

Монография А.В. Шашковой «Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан» [17] и коллективный труд «Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах-членах ЕврАзЭс» [1] содержит анализ международных и национальных проблем борьбы с незаконными доходами. В целом эти труды посвящены системе ПОД/ФТ, а вопросам финансового мониторинга уделено меньшее внимание.

Среди работ зарубежных авторов нами отмечен труд доктора права и руководителя научно-исследовательского отдела коммерческого права в Университете Западной Англии Н. Райдера, [19]. В основе научных интересов Н. Райдера лежит сфера финансовых преступлений. В работе «Финансовая война с терроризмом: обзор контртеррористических стратегий финансирования с 2001 г.» (The Financial War on Terrorism: A Review of Counter-Terrorist Financing Strategies Since 2001) Н.Райдер проанализировал мероприятия, утвержденные в рамках ООН, включая санкции против террористов, создание антитеррористических комитетов, другие финансовые меры. Он рассмотрел комплекс мер по противодействию финансирования терроризма со стороны Европейского союза и Совета Европы, а также провел сравнительный анализ финансовой борьбы с терроризмом в таких странах, как США, Великобритания, Австралия.

Еще один фундаментальным исследованием в области ПОД/ФТ является труд Д. Демистеса, имеющего докторскую степень Лондонской школы экономики и политических наук. В книге «Технология в борьбе с отмыванием денег: теория систем и риск-ориентированный подход» (Technology and Anti-Money Laundering: A System Theory and Risk-Based) [18] автор определяет роль информационных систем в борьбе с отмыванием денег. В частности, Д. Демистес делает упор на теорию систем для того, чтобы разработать теоретические основы исследования ПОД, а также подчеркивает, что риск-ориентированный подход выступает важнейшим современным инструментом системы ПОД/ФТ.

Всего в научной и нормативной литературе существует значительное количество подходов к трактовке понятия «финансовый мониторинг». Исследовав значительное количество таких подходов к трактовке сущности категории «финансовый мониторинг», считаем необходимым акцентировать внимание на существовании нескольких различных по своему содержанию подходов к толкованию указанной дефиниции. Эти подходы представлены на рис. 1.

1. Процессный подход. При таком подходе финансовый мониторинг рассматривается как непрерывный процесс анализа финансовых операций, осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности. Сторонники такого подхода определяют, что финансовый мониторинг — это не только ком-

58

Рис. 1. Основные подходы к исследованию сущности дефиниции «финансовый мониторинг» (Составлено на основе [1]).

плекс действии или мероприятии, направленных на предотвращение и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, но и постоянный и непрерывный процесс, включающий в себя наблюдение, анализ, оценку и прогноз финансовых операций, в результате которых выявляется наличие признаков отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. И только после этого применяются соответствующие меры в отношении активов и участников финансовых операций, которые их проводят [1, c . 106].

2. При управленческом подходе определяется, что финансовый мониторинг исследуется как отдельная функция системы управления в сфере формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов в рамках деятельности всех экономических субъектов. Сторонники такого подхода отмечают, что финансовый мониторинг является особой частью систем управления различных уровней экономики государства, позволяя получить объективную и своевременную информацию об изменениях внутренних и внешних по объекту управления условий, необходимую для принятия эффективных управленческих решений [1, с. 107].

3. Структурный подход предполагает изучение финансового мониторинга как системы мер, методов, принципов его реализации. Заметим, что такой подход является наиболее распространенным в научной литературе в области изучения особенностей функционирования финансового мониторинга. В частности, многими учеными определяется, что финансовый мониторинг — это совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, включающих проведение государственного и первичного финансового мониторинга [1, с. 107].

Основной целью легализации преступных доходов является перевод наличных средств в безналичную форму, тем самым создается иллюзия, что эти денежные средства получены из законных источников. Ведь именно за счет расчетов в наличной форме осуществляются незаконные операции: торговля оружием, проституция, оборот наркотиков, коррупция и т. п. Как правило, для того, чтобы предоставить операциям законный вид при легализации доходов выплачиваются налоги в соответствии с законодательством той страны, в которой проходят вышеуказанные операции.

Благодаря налогам, уплачиваемым с доходов, полученных преступным путем, некоторые страны, предоставляя свободу таким расчетам, увеличивали уровень развития своей экономики в несколько раз. Среди ярких примеров следует упомянуть такие страны, как Антигуа и Барбуда, Швейцария, Монако, Кипр[6].

Фактически, отмывание доходов, полученных преступным путем, для страны в которой это происходит, имеет положительный эффект, поскольку правительства этих стран за счет налогов, уплаченных «отмывателями», могут решить немало финансовых проблем страны. Более того, это может стать основной статьей доходов малоразвитых стран. Именно поэтому низкие ставки налогообложения и ослабленный финансовый контроль привлекал капиталы преступников, а оффшорные территории развивались галопирующими темпами. Очевидно, что подобная практика не устраивала правительства высокоразвитых стран, поскольку сверхприбыли оффшоров — есть недополученные доходы других государств. А, учитывая, что большинство операций импорта / экспорта с задействованием оффшорных территорий происходят без фактического перемещения товаров, а лишь на бумаге, то спрятать преступные намерения за налоговой оптимизацией представляется вполне возможным. Следовательно, к странам, не уделяющим достаточного внимания борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, могут применяться определенные экономические санкции со стороны других государств. Наиболее авторитетным и постоянно пополняемым списком стран, не уделяющим значительного внимания вопросам борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, но имеющим достаточно развитую банковскую систему, является список международной организации по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, так называемая группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. The Financial Action Task Force, далее по тексту — FATF) , и он носит название «черный список» [11].

Среди международных документов, предусматривающих введение системы финансового мониторинга, необходимо выделить рекомендации FATF. Эти рекомендации были разработаны в 1990 году в

59

качестве инициативы для усиления борьбы с противоправным использованием финансовых систем лицами, отмывающими деньги, полученные от реализации наркотиков. В 1996 году рекомендации впервые были пересмотрены с целью отображения постоянно меняющихся схем отмывания денег. В октябре 2001 года РАТБ распространила свой мандат на вопрос финансирования терроризма и сделала важный шаг, подготовив Восемь Специальных Рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. В этих рекомендациях содержится комплекс мероприятий, целью которых является противодействие финансированию террористических актов и террористических организаций, и дополняют предыдущий список рекомендаций [6]. Международный валютный фонд и Всемирный банк признали рекомендации РАТР и определили их в качестве международного стандарта борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Указанными документами предусмотрены меры, которые должны предприниматься на уровне государства для недопущения и противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем. Особо подчеркивается роль финансовых учреждений в этом процессе. При этом обязанность принимать соответствующие меры возлагается не только на банки, но и на небанковские финансовые учреждения.

В законодательстве Европейского Союза принята Директива Совета ЕС о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания денег. К числу субъектов, на которых возлагаются обязанности по финансовому мониторингу согласно этой Директивы, относятся кредитные и финансовые учреждения. Учреждения и лица, на которых распространяется действие настоящей Директивы, должны осуществлять идентификацию своих клиентов с целью дополнительных сведений при вступлении в деловые отношения, особенно при открытии текущих или вкладных счетов, или при предложении услуг хранения сбережений. Немаловажную роль при осуществлении финансового мониторинга играют рекомендации Базельского комитета банковского надзора [6].

По нашему мнению, банковская сфера является довольно обширным понятием, включающим в себя отдельные коммерческие банки, банковский сектор (совокупность коммерческих банков) и банковскую систему (центральный банк и совокупность коммерческих банков). В соответствии с этим специфика финансового мониторинга в банковской сфере заключается в том, что он состоит из нескольких составляющих в зависимости от уровня использования (рис. 2), а именно:

• государственный уровень. На этом уровне осуществляется мониторинг деятельности Центральным банком;

• уровень банковской системы. На этом уровне осуществляется мониторинг финансовой стабильности в государстве и финансовый мониторинг банковского сектора национальной экономики в целом;

• уровень отдельного коммерческого банка. На этом уровне финансовое учреждение самостоятельно осуществляет внутренний финансовый мониторинг.

Такая классификация обусловлена тем, что развитие банковской сферы обычно происходит неравномерно, и поэтому необходимо учитывать существующие особенности такого развития. Информационные потоки вышеупомянутых уровней финансового мониторинга является информационной базой для проведения финансового мониторинга в банковской сфере страны в целом.

Внедрение рациональной и функциональной системы финансового мониторинга в банковской сфере будет способствовать созданию существенных преимуществ для всех участников банковской деятельности. Так, к преимуществам для коммерческого банка можно отнести:

• возможность централизованного контроля за денежными потоками структурных подразделений, филиалов, дочерних, аффилированных предприятий по счетам;

• совершенствование стратегии своей деятельности и системы оценки рисков;

• стимулирование развития системы регулярного информационного взаимообмена между субъектами банковского и реального секторов экономики, расширение круга участников: предприятий и кредитных организаций;

60

Уровень банковского системы

Государстве нный уровень

Уровень отдельного коммерческого банка

Рис. 2. Составляющие финансового мониторинга (Составлено автором).

• развитие продуктового ряда и региональной сети.

Для Центрального банка финансовый мониторинг обеспечит:

• активизацию исследования динамики развития банковского сектора;

• повышение качества анализа информации, необходимой для оценки финансовой устойчивости банковского сектора;

• содействие выявлению и дальнейшему решению проблем, препятствующих развития банковского сектора, стимулированию взаимного доверия и повышению эффективности взаимодействия банков и предприятий;

• предупреждение наступления кризисных ситуаций в банковской сфере;

• обеспечение стабильного функционирования банковских учреждений.

Клиенты банка в свою очередь смогут:

• использовать максимально полную информацию о предложениях (ассортимент, тарифы, условия) при выборе тех или иных банковских услуг;

• участвовать в системе информационного взаимообмена, тем самым информируя банковское сообщество о своих потребностях и преимущества, способствуя развития конкуренции на рынке банковских услуг и, соответственно, улучшению банковских услуг;

• ознакомиться с реальным финансовым положением и перспективами функционирования банковского учреждения;

• повысить уровень доверия и уверенности в стабильности банковского сектора.

Противодействие отмыванию доходов и финансирование терроризма в банковском бизнесе — это

насущная необходимость. Эффективные действия подразделений финансовой безопасности банков предотвращают вероятность использования финансовых учреждений в схемах легализации средств, полученных преступным путем, участие в которых грозит банкам не только потерей репутации, но и немалыми штрафными санкциями, вплоть до лишения лицензии.

Наиболее противоречивыми и сложными для практической реализации финансового мониторинга в банке, на наш взгляд, являются:

1) требования, связанные с процессом идентификации по определению финансового состояния клиента;

2) нормативно-методологическое обеспечение;

3) выявление подозрительных операций;

4) программно-техническое обеспечение. ВЫВОДЫ

На основании проведенного анализа можно сделать такие выводы. Во-первых, основной формой средств, которую преступники пытаются получить от незаконной деятельности — наличные, поскольку являются высоколиквидными и фактически не подлежащими отслеживанию. Во-вторых, операции по ОД/ФТ, как правило, завершаются на этапе получения таких доходов, то есть на так называемой «нулевой стадии». В одном случае все заканчивается взяткой чиновнику в обмен на должностное преступление, в другом — проработкой сложной схемы экспортно-импортных операций с использованием подставных компаний. В-третьих, угрожающий характер носит высокий уровень коррупции в стране. Фактически, совершая финансовое преступление, задействованные в этом лица обеспокоены не проблемой отмывания незаконно полученных средств, а проблемой неуплаты налога с этого вида дохода.

По нашему мнению, действенным методом в борьбе с коррупцией может стать введение отчетности чиновниками и их близкими родственниками не по доходам, а по расходам. Это может быть некий электронный публичный доступ к информации о расходах чиновников любого ранга на специализированном сайте. Особую роль следует отвести международному сотрудничеству, с отменой возможности ведения тайных банковских счетов. Для борьбы с псевдо экспортно-импортными операциями следует применять мировой опыт по трансфертному ценообразованию при осуществлении экспортно-импортных операций.

Несмотря на существование ряда недостатков в системе противодействия легализации средств, полученных преступным путем, существует ряд положительных моментов от такой деятельности для банков, в частности, повышение качества банковского сервиса и уровня доверия клиентов к банкам. Считаем, что данные предложения будут подходящими в направления совершенствования системы финансового мониторинга в банковской сфере. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах — членах ЕврАзЭс / под ред. В.Е. Пономарен-ко, Л.С. Сорокина. — М.: Юстицинформ, 2014. — 230 с.

2. Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Вагиф Музафаро-вич Алиев. — М., 2001. — 51 с.

61

3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О.Н. Горбунова. — М.: Профобразование, 2003. — 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Горюкова О.В. Основы финансового мониторинга в кредитных организациях: Учебное пособие / О.В. Горюкова. — М.: Директ-Медиа. 2014. — 212 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. 23.05.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 11.06.2017).

6. Едронова В.Н. Финансовый мониторинг как категория научного исследования [Электронный ресурс] / В.Н. Едронова // Финансы и кредит. — 2016. — № 14 (686). — С. 43-57. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-monitoring-kak-kategoriya-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 12.06.2017).

7. Зубков В.А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. — М.: Спецкнига, 2007. — 752 с.

8. Зубков В.А. Международные стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Учебное пособие / В.А. Зубков, С.К. Осипов. — М. : Юриспруденция, 2012. — 364 с.

9. Зубков В.А. Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 416 с.

10. Прошунин М.М. Правовые вопросы противодействия финансированию терроризма в рамках реализации финансового мониторинга / М.М. Прошунин // Финансовое право. — 2008. — № 11. —

C. 13-18.

11. Руководящие указания ФАТФ. Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма на национальном уровне [Электронный ресурс] // «EAG». — Режим доступа: eurasiangroup. org / FATF_risk_accessment.pdf (дата обращения: 12.06.2017).

12. Сухинин Д.В. Различия между мониторингом, оценкой и контролем в системе органов местного самоуправления / Д.В. Сухинин // Теория и практика государственного управления. — 2013. — Вып. 3 (42). — С. 301-308.

13. Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 (ред. от 22.03.2005) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_33838/ (дата обращения: 11.06.2017).

14. Федеральная Служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fedsfm.m/abоut (дата обращения: 12.06.2017).

15. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: www.consultant.ru /document/cons_doc _ LAW _32834/ (дата обращения: 11.06.2017).

16. Фитуни, Л.Л. Финансовый мониторинг: учебно-методическое пособие / Л.Л. Фитуни; Общ. ред. А.Т. Никитин, С.А. Степанов; М-во труда и соц. разв. Рос. Федерации. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. — 552 с.

17. Шашкова А.В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан / А.В. Шашкова. — М.: МГИМО-Университет, 2013. — 167 с.

18. Demits D. Technology and Anti-Money Laundering: A Systems Theory and Risk-Based Approach /

D. Demits. — Edward Elgar Publishing Ltd., 2010. — 192 p.

19. Ryder N. The Financial War on Terror: A Review of Counter-Terrorist Financing Strategies Since 2001 / N. Ryder. — UK, Routledge, 2015. — 222 p.

Статья поступила в редакцию 6 июля 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.