ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330 ББК 65
ОЦЕНКА РИСКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАМОНЕНКО,
адъюнкт кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономическая безопасность)
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор экономических наук Е.И.Кузнецова Рецензент: доктор экономических наук А.В. Русавская
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрывактся значение оценки рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма для кредитной организации в рамках риск-ориентированного подхода, предложена матрица зависимости уровня финансового мониторинга от уровня риска, рассмотрены меры финансового мониторинга по управлению клиентским риском банка по каждому уровню риска.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, оценка риска, управление риском.
Annotation. The article explores the importance of the risk assessment of money laundering and terrorist financing for credit institutions in the framework of the risk-based approach, the proposed matrix according to the level of financial monitoring of the risk level, considered measures of financial monitoring by management of client risk exposure of the Bank on each level of risk.
Keywords: financial monitoring, risk assessment, risk management.
Легализация преступных доходов и финансирование терроризма являются финансовыми преступлениями с негативными эффектами, которые скрываются за обычными финансовыми операциями. Эти преступления обладают способностью дестабилизировать положение экономических субъектов, общество или целиком национальную экономику, создавая угрозу экономической безопасности страны. Так как объемы легализации незаконных доходов имеют тенденцию к росту, создание эффективной системы противодействия данному явлению выступает одной из актуальных проблем современности.
Наиболее значимыми субъектами первичного финансового мониторинга, в чьи обязанности входит выявление операций по легализации преступных доходов и сообщение о них в Росфинмониторинг, являются коммерческие банки. Это универсальная категория финансовых учреждений, которая осуществляет практически все виды финансовых операций. Большинство схем легализации доходов в той или иной степени связаны с банками. Поэтому основную работу по организации системы выявления и предупреждения фактов легализации преступных доходов и фи-
нансирования терроризма законодатель возложил на банки.
Несмотря на то, что коммерческие банки обладают большими возможностями для выявления подозрительных операций и сделок, а также идентификации лиц, участвующих в них, проникновение в банковскую систему преступного капитала неизбежно влечет за собой повышение рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма (ОД/ ФТ).
Для банка важным фактором снижения риска ОД/ ФТ является выявление и оценка данных рисков, а также управление этими рисками.
В основе процесса оценки рисков ОД/ФТ лежит анализ, который включает рассмотрение характера, источников, вероятности и последствий выявленных рисков или факторов риска. Его целью является достижение целостного понимания каждого риска, с тем, чтобы в дальнейшем можно было присвоить ему определенные относительные значения или важность.
Результаты анализа рисков ОД/ФТ используются в управлении данными рисками. Банк России в своем положении от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение Банка России № 375-П) определил понятие управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма как совокупность действий банка, направленных на оценку такого риска и его минимизацию с помощью мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также договором с клиентом. В частности к таким мерам могут относиться: запрос дополнительных документов, их анализ, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении кредитной организации, отказ от заключения договора банковского счета (вклада), отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции и др.
В общих чертах управление рисками ОД/ФТ заключается в принятии соответствующих мер противодействия ОД/ФТ для снижения или уменьшения оцененной степени риска до более низкого или приемлемого уровня.
Оценке и управлению рисками отмывания преступных доходов в последние годы уделяется большое внимание со стороны международных организаций, в частности ФАТФ. С целью укрепления и дальнейшей защиты целостности финансовой системы в феврале 2012 г. были утверждены обновленные 40 рекомендаций ФАТФ, являющиеся компиляцией 40+9 рекомендаций ФАТФ (в предыдущей редакции 2003 г.). Одним из ключевых направлений ПОД/ФТ, обозначенным в новой редакции Рекомендаций ФАТФ, является оценка рисков, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), и реализация риск-ориентированного подхода (подхода, основанного на оценке риска), который внедряется в практику национальных антиотмывочных систем и позволяет компетентным органам и кредитно-финансовым учреждениям применять такие меры предотвращения или ограничения отмывания денег и финансирования терроризма, которые будут соизмеримы с оцененным риском, т.е. меры ПОД/ФТ должны соответствовать выявленным рискам. Это позволяет распределять ресурсы наиболее эффективным образом и снизить затраты на осуществление финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ. Принцип распределения ресурсов основывается на том, чтобы направлять ресурсы с учетом приоритетов, т.е. концентрировать основные усилия на наиболее существенных рисках.
Подход, основанный на оценке риска, помогает кредитной организации определить критерии оценки потенциального риска отмывания денег. Он также формирует основу для определения уровня потенциального риска отмывания денег, создаваемого клиентами и их финансовыми операциями; позволяет кредитной организации сконцентрировать свои усилия на тех
клиентах и их финансовых операциях, которые представляют наиболее высокий риск отмывания денег.
Этот подход должен облегчать управление потенциальными рисками отмывания денег и финансирования терроризма для кредитной организации.
Повышенные уровни риска могут потребовать принятия более быстрых и оперативных мер по их снижению (например, отказ в проведении операции), тогда как в случае пониженных уровней риска могут потребоваться менее активные меры или другие виды реагирования (дальнейшее наблюдение и оценка действий клиента, принятие своевременных мер по снижению риска).
Исходя из выявленных рисков, применяемые кредитной организацией меры для их снижения должны служить наиболее эффективным препятствием на пути проникновения преступных доходов и средств, предназначенных для поддержки терроризма, в финансовый и иные секторы.
Однако, при реализации риск-ориентированного подхода в целях ПОД/ФТ у кредитной организации могут возникнуть проблемы. К числу проблем в сфере риск-менеджмента В.Н. Шенаев относит следующие [8]:
• отсутствие детально разработанных методик оценки риска ОД/ФТ, в том числе устанавливающих критерии их оценки, допустимый уровень и структурные параметры, что приводит к повышению субъективности и необоснованному возрастанию роли человеческого фактора или ошибки исполнителя при оценке риска;
• отсутствие предварительной оценки и анализ рисков ОД/ФТ при внедрении новых продуктов и технологий, что может привести к неконтролируемому принятию рисков.
Наличие данных проблем значительно повышает риски банка стать площадкой для отмывания незаконных доходов и финансирования терроризма преступными элементами.
Таким образом, решение задачи анализа и оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ, а также риска использования банковских продуктов и услуг коммерческого банка в преступных целях является важной для банка в целях снижения риска ОД/ФТ, так как от степени риска зависит уровень контроля действий клиента в процессе финансового мониторинга, а также набор мер, применяемых в целях управления риском.
В соответствии с Положением Банка России № 375-П кредитная организация должна разработать программу управления риском ОД/ФТ, в которую включаются с точки зрения оценки риска: методика выявления и оценки риска; порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра уровня риска; порядок учета и фиксирования результатов оценки уровня риска.
При этом единой утвержденной методики оценки рисков ОД/ФТ для кредитных организаций нет. Каждый банк разрабатывает ее самостоятельно на основе
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
законодательных актов, нормативных документов Рос-финмониторинга, Банка России, рекомендаций ФАТФ, и с учетом собственных особенностей деятельности, что создает для банка определенные трудности в осуществлении данного направления работы.
Для упрощения данной задачи автором составлена матрица зависимости уровня финансового мониторинга от уровня риска с использованием категорий риска и факторов, влияющих на оценку риска клиента в данных категориях, на основе которой можно определить степень (уровень) риска клиента, а также уровень кон-
троля действий клиента и управления рисками в процессе финансового мониторинга (табл.1).
Основные факторы риска в табл. 1 подобраны автором на основе нормативных актов и указаний Банка России, рекомендаций ФАТФ.
Клиентский риск отмывания денег имеет три основные категории риска:
• риск по типу клиента, бенефициара;
• страновой риск;
• риск, связанный с осуществлением клиентом определенных операций.
Уровень риска
Категории риска
Риск по типу клиента, бенефициара
Страновой риск
Риск операций
Уровень фи-
нансовогомо-
ниторинга
Повышенный риск
1. Клиент имеет следующий статус:
- иностранное публичное должностное лицо;
- должностное лицо публичных международных организаций;
- лицо, замещающее (занимающее) государственные должности РФ.
2. Наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации являются недостоверными
3. В отношении клиента ранее было принято решение об отказе в выполнении его распоряжения о совершении операции либо об отказе от заключения с ним договора банковского счета (вклада).
4. Отсутствие информации о финансово-хозяйственной деятельности клиента
- юридического лица в открытых источниках информации.
5. Регистрация клиента по адресу, по которому зарегистрировано другое юридическое лицо.
6. Наличие информации о представлении клиентом бухгалтерской отчетности с нулевыми показателями при условии проведения операций по счетам.
7. Включение клиента и (или) бенефициарного вла
1. Клиент банка, бенефициарный владелец клиента, контрагент клиента, банк, обслуживающий контрагента клиента зарегистрирован, проживает в иностранном государстве (территории), в отношении которого известно, что:
- к государству применяются международные санкции, одобренные РФ;
- государство включено в перечень государств, которые не выполняют рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
- государство отнесено международными организациями к государствам, финансирующим или поддерживающим террористическую деятельность; к государствам с повышенным уровнем коррупции и (или) другой преступной деятельности.
2. Клиент является резидентом государства (территории), входящим в перечень государств, относящихся к оффшорным зонам и указанным в п.2 и 3 приложения 1 к указанию Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У.
3. Клиент является резидентом государства (территории), о которых известно, что в (на) них незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, разрешен свободный оборот наркотических веществ.
1. Деятельность клиента, связанная:
- с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях);
- с производством оружия, или посреднической деятельности клиента по реализации оружия;
- с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств.
2. Туристская деятельность.
3. Наличие в деятельности клиента подозрительных операций, содержащих признаки, указанные в приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г., по которым было принято решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган.
4. Осуществление юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем операций по снятию денежных средств в наличной форме с банковского счета (вклада).
5. Деятельность клиента по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, по организации и проведению лотерей, тотализаторов, а также деятельность ломбардов.
6. Совершение клиентом сделок с драгоценными металлами, драгоценными камнями.
Повышенный уровень мониторинга
Таблица 1
Матрица зависимости уровня финансового мониторинга от уровня риска
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
дельца в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. 4. Нерезиденты -получатели денежных средств, зарегистрированные или находящиеся в государствах: • Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; • Республика Кипр; • Новая Зеландия; • Республика Беларусь; • Республика Казахстан; • Британские Виргинские острова; • Белиз. 7. Совершение клиентом сделок с недвижимым имуществом). 8. Операции с юридическим лицом, постоянно действующие органы управления которого отсутствуют по местонахождению данного лица. 9. Неоднократное совершение операций или сделок, целью осуществления которых является уклонение от процедур обязательного контроля. 10. Регулярное совершение операций, подлежащих обязательному контролю.
Средний риск 1. Клиент, выгодоприобретатель, в отношении которого не возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. 2. Клиент является: • адвокатом; • нотариусом; • лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. 1. Государства, не относящиеся к странам с повышенным уровнем риска (кроме Российской Федерации). 1. Совершение операций, подлежащих обязательному контролю (нерегулярно). Средний уровень мониторинга
Пониженный риск 1. Клиент - орган государственной власти РФ или орган государственной власти субъектов РФ. 2. Клиент является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с Законом № 115-ФЗ (кредитные, страховые организации и т.д.). 3. Клиент является банком-резидентом иностранного государства-члена ФАТФ. 4. Клиент является частным лицом, основным источником доходов которого является заработная плата, пенсия или социальные пособия, поступающие из определенных, установленных источников, и объемы финансовых операций соответствуют уровню доходов. 1. Российская Федерация. 1. Проведение операции, при которой соблюдаются в совокупности (одновременно) следующие условия: • операция не подлежит обязательному контролю; • в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции не возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией преступных доходов, или финансированием терроризма; • операция не имеет запутанного или необычного характера и ее совершение не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля. 2. Осуществление юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем операций по снятию наличных средств со счета на оплату труда и компенсаций, на выплату пенсий, стипендий, пособий и т.д., а также на оплату канцелярских и хозяйственных расходов. 3. Финансовые операции совершаются в небольших объемах и относятся к одному типу. Пониженный уровень мониторинга
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В результате проведённого исследования автором разработана матрица влияния факторов риска на уровень риска и, соответственно, необходимый уровень финансового мониторинга.
Данная матрица является именно типовой картой клиентского риска, универсальной для любого коммерческого банка. Данный шаблон позволит оптимизировать поиск типовых рисков. Посредством доработки представленного шаблона под особенности деятельности конкретного банка можно создать уникальную карту клиентского риска этого банка и использовать в процессе оценки и управления рисками ОД/ФТ.
Описание рисков отмывания денег и финансиро-
вания терроризма, включая их классификацию по категориям клиентов и по типам финансовых операций, позволяет коммерческим банкам определить и применить соответствующие меры и механизмы контроля для снижения рисков.
Автор считает, что каждому уровню риска клиента должен соответствовать свой уровень финансового мониторинга, включающий определенные меры по управлению риском установленного уровня с целью его ограничения или минимизации, что было отражено в матрице или карте риска. Соответствующие меры финансового мониторинга в зависимости от уровня риска клиента отражены в табл. 2.
Таблица 2
Меры финансового мониторинга по управлению клиентским риском коммерческого банка
Уровень риска Уровень финансового мониторинга Меры финансового мониторинга по управлению клиентским риском
Повышенный риск Повышенный уровень мониторинга 1. Строгое документационное обеспечение всех операций клиента (необходимость получения дополнительной информации в виде договоров, разъяснений, подтверждающих документов по операциям клиента). 2. Отказ в проведении операций клиента без представления в банк соответствующих документов, подтверждающих правомерность операции, источников средств и т.д. 3. Отказ от заключения договора банковского счета (вклада). 4. Осуществление операций на условиях 100% предоплаты. 5. Введение экономически дискриминационных тарифов (повышенный тариф за проведение отдельных видов операций, установление норматива неснижаемого остатка по счету и т.д.). 6. Сокращение (вплоть до закрытия) лимитов на данного клиента. 7. Минимизация (вплоть до прекращения) бизнес-отношений с клиентом. 8. Сообщение об операциях в уполномоченный орган в соответствии с Законом № 115-ФЗ. 9. Расширенные меры по надлежащей проверке клиента. 10. Усиленное наблюдение (мониторинг) за операциями клиента.
Средний риск Средний уровень мониторинга 1. Стандартные меры по надлежащей проверке клиента. 2. Сообщение об операциях в уполномоченный орган в соответствии с Законом № 115-ФЗ. 3. Наблюдение (мониторинг) за операциями клиента.
Пониженный риск Пониженный уровень мониторинга 1. Упрощенные меры по надлежащей проверке клиента. 2. Пониженный уровень наблюдения (мониторинга) за операциями клиента.
Наибольшее внимание коммерческий банк должен уделять операциям клиента с повышенным уровнем риска. Принятие решения о проведении банковских операций и других сделок с таким уровнем риска рекомендуется возложить на орган управления кредитной организации в соответствии с полномочиями, предусмотренными учредительными и внутренними документами.
Обобщая изложенное, можно сказать, что правильная оценка риска легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также принятие соответствующих мер управления данным риском с высокой долей вероятности гарантирует защиту банка
от риска и позволяет ограничить возможные финансовые последствия проявления этих рисков, способствуя повышению стабильности и надежности коммерческого банка, а также не допустить попадания преступных доходов и средств, предназначенных для поддержки терроризма, в финансовый и другие сектора экономики, тем самым обеспечивая экономическую безопасность государства.
Литература
1. Каратаев М.В., Ревенков П.В. Финансовый мониторинг в банке: организация внутреннего контроля, оценка и управление риском вовлечения бан-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ка в процессы легализации. Практическое пособие. М.: Издательский дом «Регламент-Медиа», 2011. 320 с.
2. Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма на национальном уровне. Руководящие указания ФАТФ. Перевод АНО «МУМЦФМ». 2013.
3. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28). С. 30 -34.
4. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 527 с.
5. Руководство по применению подхода на основе оценки рисков в сфере ПОД / ФТ. Принципы и процедуры. ФАТФ/ОЭСР. 2007. Перевод АНО «МУМЦФМ».
6. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин, М.В. Каратаев. М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2012. 280 с.
7. Шаманина Е.И. Организационно-правовые аспекты противодействия легализации незаконных доходов // Вестник университета (Государственный университет управления). № 3. 2012. С.311 -316.
8. Шенаев В.Н. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М.: Консалтбанкир, 2004. 154 с.
References
1. KarataevM.V., RevenkovP.V. Financial monitoring in the Bank: organization of internal control, assess and manage the risk of involvement of the Bank in the process of legalization. Practical guide. M.: Publishing house «Rules-Media», 2011. 320 p.
2. Risk assessment of money laundering and terrorist financing at the national level. Guidance of the FATF. Translation of ANO «ITMCFM». 2013.
3. Kuznetsova E.I. National economic security as a subject of economic strategy of the state // National interests: priorities and security. 2008. № 7(28).P. 30-34.
4. Kuznetsova E.I. Money, credit, Banks: textbook a manual for students enrolled in the courses «Economics» and «management» / E.I. Kuznetsova. M.: UNITY-DANA, 2007.
5. Guidance on the application of the approach on the basis of risk assessment in the field of AML / CFT. Principles and procedures. FATF/OECD. 2007. Translation of ANO «ITMCFM».
6. Financial monitoring: the management of risks of money laundering in banks / P.V Revenkov, A.B. Dudka, A.N. Voronin, M.V. Karataev. M.: KNORUS: CIPSaR, 2012. 280 p.
7. Shamanina E.I. Legal aspects of anti-money laundering // Bulletin of the University (State University of management). No. 3. 2012. P. 311-316.
8. Shenaev V.N. The Central Bank is in the process of economic regulation. M.: Consultancy, 2004. 154 p.
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2015. 543 с.
Рассматриваются основы теории налогообложения и налогового права, структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, порядок уплаты основных налогов Российской Федерации, налоги развитых стран. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания.
Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны.
Описаны практически все основные налоги и сборы российской налоговой системы.
Для студентов и преподавателей вузов, а также специалистов в сфере налогообложения, слушателей учебных заведений переподготовки и повышения квалификации кадров.