ISSN 2311-8709 (Online) Финансовый контроль
ISSN 2071-4688 (Print)
ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ
Надежда Михайловна ЧУЙКОВА
старший преподаватель, аспирант кафедры финансового менеджмента,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация
История статьи:
Принята 26.07.2016 Принята в доработанном виде 12.08.2016
Одобрена 31.08.2016 УДК 336
JEL: D53, Е26, Е58, G32
Ключевые слова: некредитная организация, легализация доходов, финансирование терроризма, риск ОД/ФТ, сомнительные операции
Аннотация
Предмет и тема. Проводится анализ влияния рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма на риск вовлечения некредитных финансовых организаций в процессы легализации незаконных доходов.
Цели. Определить связь рисков легализации доходов, полученных преступным путем и их влияние на финансово-хозяйственное состояние субъектов первичного финансового мониторинга.
Методология. Используются методы анализа и синтеза отдельных составляющих предмета исследования, их классификации, способствующие выделить особенные черты последствий вовлечения некредитных финансовых организаций в процессы легализации незаконных доходов.
Результаты. Выявлена причинно-следственная связь рисков, возникающих в условиях легализации доходов. Соответствующие действия могут производиться как недобросовестными клиентами, так и собственниками финансовой организации, но в обоих случаях финансовая организация используется не по назначению, а в корыстных и незаконных целях. Последствием факта вовлечения финансовой организации в сомнительные операции может стать финансовая потеря, что способно привести к полной потере компании из-за аннулирования надзорным органом лицензии на осуществление профессиональной деятельности в случае выявления факта легализации доходов. Установлено, что такой вид ответственности предусмотрен не для всех субъектов сектора некредитных финансовых организаций, и это является одной из точек уязвимости системы финансового мониторинга. Риски вовлечения некредитной финансовой организации в сомнительные операции классифицированы на три группы. В каждой группе приведен состав вероятных рисков, в случае вовлечения некредитной финансовой организации в сомнительные операции. Выводы и значимость. Обозначены особенности рисков в различных некредитных финансовых организациях, что усложняет выстраивание эффективных механизмов защиты от вовлечения в процессы ОД/ФТ. Предложено применять индивидуальный подход в оценке рисков для каждого субъекта с учетом особенностей профессиональной деятельности.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
С каждым годом усиливается политика государства, направленная на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем. В связи с этим требования к изучению клиентов и их поручений о совершении операций финансовыми организациями ужесточаются, что приводит к повышению прозрачности финансовых операций за счет открытости информации, включая установление реальных владельцев активов, реальных акционеров, лиц, которые в конечном итоге получают прибыль [1]. В современных условиях важнейшим элементом финансового мониторинга является адекватная оценка, эффективное предупреждение и своевременное выявление рисков вовлечения финансовых организаций в процессы легализации денежных средств. В общей теории международного финансового мониторинга как инструмента противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее -
ОД/ФТ), основным положением по предупреждению, оценке и минимизации рисков ОД/ФТ является способ риск-ориентированного подхода, основанного на оценке риска.
Названный подход как центральный элемент стандартов ФАТФ обязывает финансовые учреждения внедрять и использовать процедуры выявления, оценки, контроля, управления и минимизации рисков ОД/ФТ по клиентам, странам и географическим регионам, финансовым операциям, продуктам, услугам, каналам взаимодействия и сбыта. Финансовые учреждения обязаны фиксировать оценки риска с последующим их обоснованием, проводить своевременную актуализацию. Основным инструментом в предупреждении, оценке и снижении рисков выступает эффективная внутренняя политика компании, в которой обозначены механизмы контроля и специальные процедуры, установленные государственными
компетентными надзорными органами и нормативной базой. Задачей такого механизма является установление уровня общего риска по отношению к оцениваемому фактору и процедуры его снижения.
ФАТФ определяет риск как явление, которое возникает при совокупности трех факторов: «угроза», «уязвимость» и «последствия» (рис. 1). В этом случае оценка рисков ОД/ФТ является основанной на методологии, согласованной участниками проведения оценки, процессом, в рамках которого делается попытка выявить, проанализировать и понять риски ОД/ФТ и который служит первым шагом на пути снижения таких рисков1.
Представленный подход к определению риска требует проведения классификации риска ОД/ФТ по принципу причинно-следственной связи в секторе некредитных финансовых организаций (далее - НФО). Теоретические основы и изучение проблем организации современной системы финансового мониторинга и контроля представлены в работах таких отечественных и зарубежных экономистов и юристов, как А.А. Болвачев, А.С. Босхолов, Н.Ю. Танющева, Дж. Робинсон, П.В. Ревенков, А.Б. Дудка,
A.Н. Воронин, М.В. Каратаев, Р.В. Жубрин,
B.А. Зубков С.К. Осипов, В.В. Лавров, Д.В. Степанков, Н.Ю. Фильчакова, В.В. Рудько-Силиванов, Н.В. Зубрилова, В.В. Савалей [1-11]. Подробный анализ научной литературы и исследований современных ученых показал, что тема оценки рисков в секторе НФО не раскрыта и требует тщательной проработки. Так как речь идет о финансовом секторе государства, в целом риски ОД/ФТ, которым подвержены НФО, будут схожи с рисками вовлечения в легализационные схемы субъектов банковского сектора. Но в случае с некредитными организациями у преступников появляется больший выбор финансовых продуктов, услуг и видов посредников для осуществления своих целей, которые противоречат нормам законодательства.
Сектор НФО является развитой, многосторонней системой, в пределах которой осуществляются колоссальные объемы финансовых операций. В тех случаях когда субъекты НФО имеют несколько видов лицензий на выполнение той или
1 Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма на национальном уровне. Руководящее указание ФАТФ. URL: http://www.eurasiangroup.org/FATF_risk_ accessment.pdf
иной финансовой деятельности, управление рисками становится более эффективным и результативным, а в некоторых случаях приводит к их уменьшению либо исключению некоторых видов. Однако, осуществляя многостороннюю деятельность на финансовом рынке в качестве контрагентов финансовых услуг, НФО концентрируют риски, взаимодействуя с организациями-потребителями или посредниками услуг и продуктов.
Риски легализации незаконных доходов возникают при осуществлении субъектом первичного финансового мониторинга операций с денежными средствами и иным имуществом, обозначенных в ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, по распоряжению клиента. Причиной вовлечения НФО в схемы легализации незаконных доходов является множество внутренних и внешних факторов в деятельности организации, главным образом - некачественное исполнение требований контрольно-надзорных органов. Отсюда возникает риск легализации незаконных доходов (далее -риск ОД/ФТ), который можно охарактеризовать как причину, приводящую к риску вовлечения НФО в процессы легализации незаконных доходов (далее - риск вовлечения НФО в процессы ОД/ФТ), возникающих вследствие наступившего негативного события, приводящего к конкретным результатам, а именно - к финансовым потерям субъекта первичного финансового мониторинга (рис. 2).
Общий фон международных экономических отношений после мирового экономического кризиса 2008-2009-х гг. и рецессии 2011-2013 гг. существенно изменился, возрос фактор политических рисков, усилилась неустойчивость экономики на внешних и внутренних рынках [12]. Подобные события влияют на все стороны экономики, включая и качество международной системы финансового мониторинга, что отражается на составе рисков ОД/ФТ, которые имеют способность постоянно изменяться и расширяться. Далее приведены риски ОД/ФТ, отнесенные в группу «причина» и дана краткая характеристика каждого.
Риск несоответствия сотрудников организации квалификационным требованиям Банка России. Со стороны Банка России для некредитных финансовых организаций существуют четкие требования к квалификации сотрудника, отвечающего за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия ОД/ФТ в НФО,
и к сотрудникам соответствующего подразделения2. Но на практике складывается совсем иная ситуация. Финансовые операции проходят процедуру внутреннего контроля в первую очередь через сотрудников иных подразделений организации, не являющихся ответственными за противодействие ОД/ФТ. Таким образом, на них ложится вся ответственность за качество проведенной проверки и оценки уровня риска финансовой операции. Однако в большинстве случаев повышение квалификации и инструктаж для подобных сотрудников носит лишь формальный характер.
В целях подготовки эффективных специалистов необходимо уделять внимание основам финансового мониторинга на уровне высших учебных заведений, использовать комплексный подход в подготовке специалистов экономических и юридических специальностей. Особую роль здесь играет формирование блока науки в целях осуществления различных исследований в рамках специализации [13].
Риск несоответствия системы внутреннего контроля НФО требованиям Банка России может привести к неправильной организации всей системы внутреннего финансового мониторинга и контроля в НФО, что повлечет за собой правовой риск, выраженный в штрафах и иных санкциях.
Риск нарушения сроков направления информации в Росфинмониторинг. Подобное нарушение несет в себе правовой риск и может привести к административной ответственности как специального должностного лица, так и самой организации.
Риск разглашения или утечки конфиденциальной информации. Любая информация, которую сотрудник организации направляет в у п о л но м о че н н ы й о р ган , я в ля е тс я конфиденциальной, и сотрудник не имеет права сообщать клиенту о факте направления информации о нем в уполномоченный орган. Информация о работе некредитной финансовой организации в рамках противодействия ОД/ФТ также является секретной. Разглашение перечисленных видов информации сотрудниками
2 Указание Банка России от 05.12.2014 № 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях».
организации может нанести вред компании, а также такие сведения могут быть использованы в создании новых схем легализации преступных доходов.
Это не полный список рисков ОД/ФТ, которые влияют на вовлечение организации в процессы ОД/ФТ, как уже было сказано ранее, он постоянно изменяется и дополняется. Далее приведены виды рисков, являющихся следствием первой группы рисков, из-за вероятности наступления которых некредитная финансовая организация может понести финансовые потери.
Финансовый риск. Игнорируя требования законодательства о противодействии ОД/ФТ, не уделяя значительного внимания построению эффективной системы внутреннего контроля финансового мониторинга, НФО подвергаются финансовому риску, где главным критерием оценки будет выступать прибыль компании. Вопросы изучения видов рисков и их оценки отражены в работах А.И. Орлова [14], оценка экономических и финансовых рисков рассмотрена в работах таких авторов, как А.С. Шапкин, В.А. Шапкин, О.В. Саввина, И.В. Ларионова [15-18], классификацию и методы оценки рисков в банковском секторе отражает М.В. Каратаев [19]. О. Саввина в монографии выделяет традиционный подход к классификации рисков, который предполагает, что с финансовой точки зрения, риск может быть трех степеней: 1) допустимый, связанный с потерей прибыли в случае нереализации решений; 2) критический, связанный с возможностью неполучения (потери) выручки или дохода; 3) катастрофический, влияющий на ликвидацию позиций фирмы, на возможность ее платежеспособности: такой риск является прямой предпосылкой банкротства фирмы [17]. Высшей степенью оценки финансового риска может выступать упущенная выгода в виде прибыли от комиссий несовершенных сделок, либо полная потеря компании, поскольку высшей мерой наказания за невыполнение требований законодательства о противодействии ОД/ФТ является аннулирование лицензии организации на осуществление той или иной финансовой деятельности. Однако в связи со сложной инфраструктурой сектора некредитных финансовых организаций не ко всем субъектам может быть применена данная оценка степени риска.
Представлена классификация финансовых рисков от вовлечения НФО в процессы легализации
незаконных доходов: по объекту возникновения, по возможности предвидения, по уровню финансовых потерь, по возможным последствиям, по возможности страхования (рис. 3).
Финансовый риск проявляется в случае возникновения совокупности трех факторов: клиент, продукт, географические характеристики клиента. Каждый из этих факторов несет свой риск, но чаще наличие одного фактора из трех не доказывает, что операция, которую по распоряжению клиента осуществляет НФО, может являться сомнительной. Таким образом, можно выделить отдельную группу рисков - факторы, влияющие на появление финансового риска по объекту возникновения.
Клиентский риск - это вид риска, применимый к системе финансового мониторинга, он заключается в вероятности наступления финансовых потерь, если при приеме клиента на обслуживание финансовая организация не отнеслась должным образом к проверке клиента. Клиент организации может изначально вести себя подозрительно явно либо косвенно, а может никак не проявить себя. Но сотрудник организации, принимающий клиента на обслуживание, должен удостовериться в подлинности его документов и благонамеренности ведения деловых отношений с финансовой организацией. В целях минимизации клиентского риска НФО в своей деятельности обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, Положениями Банка России № 444-П3 и № 445-П4.
Риск продукта или услуг. Некоторые продукты и услуги некредитных финансовых организаций изначально несут в себе потенциальные риски ОД/ФТ. Например, договор накопительного страхования жизни является одним из финансовых продуктов, имеющих такие риски. Либо опцион может быть подвержен риску ОД/ФТ, если при заключении внебиржевой сделки для гарантированного получения дохода контрагентом
3 Положение Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
4 Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
одна из сторон заключает договор на условиях хуже, чем на биржевом рынке.
Страновой риск чаще всего связан с местом постоянного проживания или местом регистрации клиента. В совокупности с другими факторами, становой риск указывает на потенциальную угрозу легализации доходов или финансирования терроризма. Большое внимание в его оценке необходимо уделять рекомендациям и списку территорий и юрисдикций с высоким риском ОД/ФТ, который несколько раз в год обновляет ФАТФ. Одним из важных критериев при оценке странового риска необходимо считать общий инвестиционный климат государства-контрагента. По мнению А. Болвачева и К. Екимовой, понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, его о п р е д е л я ю щ и х, и с п о с о б с тв ую щ и х экономическому росту [20]. Также стоит уделять особое внимание и проявлять настороженность к резидентам тех государств, которые находятся в международных санкционных списках, одобренных Российской Федерацией, либо если к государству-контрагенту пр име няются специальные экономические меры. Финансовые потери, возникающие от наступления этого риска, становятся убытками в результате неисполнения обязательств иностранным контрагентом из-за политических, экономических или социальных условий либо их непредвиденных изменений.
По возможности предвидения финансовые риски, возникающие от вовлечения НФО в процессы легализации незаконных доходов, можно охарактеризовать, как прогнозируемые или непрогнозируемые. Финансовый риск будет прогнозируемым, если в результате выявления сомнительной операции, финансовая организация может предположить какая финансовая потеря наступит в случае, если при дальнейшем тщательном анализе такая операция окажется связанной с ОД/ФТ. Поэтому для исключения подобных ситуаций необходимо проводить тщательную проверку всех необычных и подозрительных операций, даже если они не соответствуют критериям обязательного контроля.
По возможным последствиям от вовлечения в процессы легализации незаконных доходов можно выделить следующие риски.
Правовой риск, вероятность наступление которого возникает по причине неисполнения требований законодательства о противодействии ОД/ФТ и других подзаконных нормативных актов. Также правовой риск включает риски неясности трактовки или применения законодательства. Неисполнение требований антилегализационного законодательства и нормативных актов Банка России некредитными финансовыми организациями может повлечь аннулирование лицензии или исключение юридического лица из государственного реестра. Финансовыми потерями в этом случае может считаться уплата штрафов как специальным должностным лицом, так и юридическим лицом, или полная потеря компании в случае применения высшей степени наказания за несоблюдение требований.
Аннулирование лицензии на ведение своей деятельности НФО как высшая мера наказания при несоблюдении требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ применяется не ко всем субъектам сектора. Банк России может использовать данный вид ответственности только если речь идет о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, которые зачастую являются инструментом осуществления преступных схем. Такие финансовые организации могут специально создаваться либо приобретаться в указанных целях, многие из них имеют признаки фиктивности. По мнению А. Болвачева, одним из основных правил «отмывания» денежных средств является стремление сократить долю незаконных средств в легальных финансовых потоках, с тем чтобы сложнее было ее обнаружить, зачастую отмечается использование в субброкерских схемах крупных компаний для совершения подобных операций их клиентами - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также юридическими лицами, имеющими признаки «фирм-однодневок» [2]. Анализ современного состояния профильных законов субъектов некредитного финансового рынка о мерах ответственности за неисполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ показал, что к сектору НФО применяются разные требования в отношении ответственности, что противоречит общей государственной надзорной концепции в сфере финансового мониторинга. Существует необходимость привести норму ответственности в виде аннулирования лицензии к общему знаменателю и применять ее ко всем субъектам НФО в схожих ситуациях, что будет означать ужесточение требований ко всему финансовому рынку в целом.
Репутационный риск - риск потери доверия со стороны инвесторов (кредиторов) в связи с распространением информации о связях НФО с представителями теневых структур, которые могут использовать финансовую организацию в своих незаконных целях. Также репутационный риск может быть связан с недостатками в деловой практике НФО или некомпетентными сотрудниками и т.п. Риск потери репутации может привести к вероятному наступлению общего коммерческого риска, при котором любое потенциальное ухудшение финансового положения организации вследствие уменьшения ее доходов или увеличения расходов, при котором первое превышает второе, приводят к потерям, которые могут быть отнесены на капитал.
Кредитный риск может возникнуть в случае, если один из участников сделки в связи с применением к нему правовых санкций из-за неисполнения требований законодательства по противодействию ОД/ФТ, или если в процессе сделки с клиентом были выявлены признаки сомнительности финансовой операции, не может выполнить свои финансовые обязательства в установленный срок. Например, в субъектах микрофинансовой деятельности кредитный риск может возникнуть в случае неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный условиями договора срок. М.А. Федотов в своем исследовании определяет кредитный риск в страховом секторе как вероятность возникновения убытков ввиду негативных изменений финансовой ситуации, связанной с повышением или снижением процентной ставки по ценным бумагам страховщика, с финансовым состоянием контрагента и других дебиторов5.
Риск ликвидности в контексте противодействия ОД/ФТ вызван опасностью резкого снижения стоимости активов из-за неожиданного изъятия средств со счетов организации, что является характерным признаком проведения операций по легализации доходов. Например, в случае когда кредитный потребительский кооператив (далее -КПК) в одном отчетном периоде направил денежные средства на цели, не связанные с выдачей займов, общая сумма которых превышает 50% от общей суммы привлеченных средств от членов КПК в том же отчетном периоде. Если такая операция была исполнена в целях ОД/ФТ, то вероятен риск ликвидности КПК, при котором организация не сможет выполнить свои
5 Федотов М.А. Риски страховых компаний // Финансы и кредит. 2009. № 42. С. 66-72.
обязательства перед вкладчиками, а значит, существует вероятность банкротства кооператива, по обязательствам которого придется расплачиваться вышестоящей саморегулируемой организации из специально созданного компенсационного фонда. Такой вектор событий может привести к вероятности наступления системного риска.
Депозитарный риск наступает в случае, если НФО теряет собственный или привлеченный депонированный актив. Условиями возникновения такого риска может являться халатность сотрудника, безграмотное управление активами, мошенничество. В случае возникновения депозитарного риска могут проявиться и иные риски, например репутационный или риск ликвидности.
Инвестиционный риск в рамках противодействия ОД/ФТ может возникнуть, если актив был переведен в управление лица, которое причастно к легализации доходов либо может быть подконтрольно лицам, ведущим незаконную деятельность.
Операционный риск, согласно Базелю II, определяется как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий6. В нормативно-правовой практике Российской Федерации под операционным риском следует понимать риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (всле дствие непреднамеренных или умышленных действий и л и б е з д е й с тв и я ) , н е с о р аз м е р н о с ти (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик), применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий7. Но понятие операционного риска допустимо применять не только к кредитным организациям. Такому риску
6 Базель II. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала. Уточненные рамочные подходы. Банк Международных расчетов. 2004. С. 155.
7 Пункт 1.1 Приложения к Письму Банка России от
24.05.2005 № 76-Т «Об организации управления
операционным риском в кредитных организациях».
подвержены все субъекты финансового рынка, включая и нефинансовые организации.
Для НФО под операционным риском следует понимать риск того, что недостатки информационных систем или внутренних процессов, человеческие ошибки, сбои в управлении или нарушения, вызванные внешними событиями, приведут к сокращению или ухудшению услуг8, оказываемых некредитными финансовыми организациями. Операционные риски могут приводить к снижению эффективности мер, принимаемых НФО в целях противодействия ОД/ФТ. Данный риск может возникать изнутри организации при ошибках или задержках в обработке информации, при низкой компетенции ответственных за проведение финансовых операций сотрудников и отсутствия контроля за их «чистотой» либо снаружи при заведомом осуществлении мошеннических действий со стороны клиентов.
Системный риск связан с неспособностью одного из участников финансового рынка выполнить свои обязательства и приводящий к нарушению функционирования других участников
финансового рынка. О.В. Саввина в своей работе, посвященной анализу системных рисков мировых финансов, обозначает системный риск как вероятность наступления глобальных негативных изменений в банковской, финансовой системе и в экономике конкретной страны, что влияет на стабильность глобального рынка. Этот риск влечет за собой значительные потери, вызываемые снижением стоимости активов, невыполнением своих обязательств контрагентами и нарушениями в работе платежных систем [16]. В нашем случае системой будет являться совокупность взаимосвязи субъектов сектора НФО и других участников финансового рынка, которые взаимодействуют между собой для осуществления конкретной поставленной цели, направленной на получение дохода от совершенной финансовой операции.
При наступлении системного риска возможно проявление «цепной реакции», что подразумевает ситуацию, когда неспособность осуществления своих обязательств одним участником сделки может иметь ряд негативных последствий для конкретного вида рынка, на котором субъект НФО
8 Принципы для инфраструктуры финансового рынка. Глоссарий. Комитет по платежным и расчетным системам, Международная организация комиссий по ценным бумагам (КПРС-МОКЦБ). Апрель, 2012. С. 27.
осуществляет свою деятельность, и для всей экономики в целом. Например, подобные негативные последствия могут возникнуть в секторе рынка ценных бумаг, в частности, в результате закрытия позиции или аннулирования платежей, поставок, несвоевременных расчетов или ликвидации гарантированных сделок; либо срочной ликвидации залогового обеспечения, гарантийного депозита или других активов по бросовым ценам9. В случае совершения названных действий может возникнуть кредитный риск или риск ликвидности, что, вероятно, приведет к дальнейшим нарушениям финансовой устойчивости и безопасности субъектов, потере доверия к надежности финансовой организации на микроуровне или доверия к финансовому рынку в целом на макроуровне со стороны потенциальных инвесторов и кредиторов.
Перечисленные риски являются совокупностью элементов и красных флажков, на которые необходимо обращать внимание некредитным финансовым организациям в процессе своей хозяйственной деятельности в целях предупреждения вовлечения в сомнительные операции. Следовательно, сотрудникам финансовых организаций необходимо предупреждать и устранять негативное влияние данных факторов [21].
Инструментом в борьбе с такими рисками для субъектов первичного финансового мониторинга служат Правила внутреннего контроля (далее -ПВК). В случае оценки, предупреждения и выявления рисков вовлечения НФО в сомнительные операции инструментом выступает Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В соответствии с главой 4 Положения Банка России № 445-П под управлением риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма понимают совокупность предпринимаемых некредитной финансовой организацией действий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию посредством принятия мер, предусмотренных законодательством Российской
9 Принципы для инфраструктуры финансового рынка. Комитет по платежным и расчетным системам, Международная организация комиссий по ценным бумагам (КПРС-МОКЦБ). Апрель, 2012. С. 27.
Федерации, Правилами внутреннего контроля по противодействию ОД/ФТ, а также договором с клиентом, в частности, запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении некредитной финансовой организации, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции10. Программа управления риском ПВК для НФО предполагает, что для ее реализации финансовая организация обязана принимать меры по классификации клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций (заключения сделок) в целях легализации ОД/ФТ, а также по определению риска вовлеченности финансовой организации и ее сотрудников в использование услуг некредитной финансовой организации в целях ОД/ФТ. Совокупностью категорий риска - факторов риска для его оценки выступает: риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца; страновой риск; риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций (рис. 4).
Согласно рис. 4, оценка уровня риска финансовой операции строится на системе критериев, которые включают совокупность факторов, описывающих возможные точки уязвимости объекта.
Подводя итоги, отметим, что первым шагом в оценке риска вовлечения некредитной финансовой организации в сомнительные операции является определение сектора финансового рынка, пос кольку не может быть, чтобы профессиональный участник рынка ценных бумаг и представитель сектора микрофинансирования либо страхования соответствовали одним и тем же критериям. Каждый сектор некредитного финансового рынка имеет свой оригинальный набор индикаторов, который указывает на сомнительность операции, зависящий от типичности финансовых операций, сумм на которые они совершаются, а также от типа клиента, участвующего в сделке [22]. Использование подобного набора критериев усложняет систему оценки рисковости операций, поскольку чем сильнее унифицирована система, тем проще проводить оценку, но на этом и построен расчет преступников, которые стремятся использовать легальную финансовую систему в угоду своим потребностям.
10 Глава 4. Программа управления риском. Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П.
Рисунок 1
Совокупность факторов, определяющих риск Figure 1 Risk factors
f-
Риск __
Вероятность
-Ч
Угроза
Лица или факторы, которые могут потенциально нанести вред; в контексте ОД/ФТ:
- преступники;
- террористические группы и поддерживающие их лица:
- их денежные средства;
- их прошлая, настоящая и будущая деятельность ОД/ФТ
Уязвимость
Область, в которой угро за может проявиться, либо условия, которые могут содействовать ее реализации; в контексте ОД/ФТ на это влияют факторы:
- слабые места в системе;
- «белые пятка» в ■законодательстве:
- характеристика государства
Последствия
Влияние или вред, которые могут быть оказаны или причинены рисками ОД/ФТ
Источник: составлено автором по материалам ФАТФ Source: Authoring, based on the score of FATF reports
Рисунок 2
Причинно-следственная связь рисков Figure 2
The cause-and-effect relation of risks
Источник: составлено автором Source: Authoring
Рисунок 3
Классификация финансовых рисков вовлечения НФО в процессы ОД/ФТ Figure 3
Classification of financial risks of non-credit financial institutions' involvement into ML/TF
Источник: составлено автором Source: Authoring
Рисунок 4
Блок-схема управления риском ОД/ФТ Figure 4
Flowchart of ML/TF risk management
Управление риском ОД/ФТ
.........
Оценка риска и его минимизация
Оценка категории риска
Отнесение риска к
определенной степени по шкале риска
Фиксация и обоснование результатов оценки степени риска
Риск по типу клиента
Риск опр еделенн ог о вида операции
Страновой риск:
(факторы: место регистрации, государство) —государство включено е Перечень не сотрудничающих территорий и стран ФАТФ; —международные санкции, одобренные РФ;
- специальные экономические ыеры: согласно Федеральному закону от 30.12.2006 № 281-ФЗ; —государство финансирует или поддерживает террористическую деятельность; -повышенный уровень коррупции;
- свободный оборот наркотиков
Страновой риск
Риск по тип;- клиента:
(факторы по клиенту или бенефициару)
- статус публичного должностного лица:
- недостоверная информация: -ранее принятое решение об отказе в выполнении распоряжения клиента: —отсутствие информации о финансово-хозяйственной деятельности; -массовый адрес регистрации юридического лица согласно информации ФНС России;
—нулевая бухгалтерская отчетность за последние четыре отчетных периода; -нахождениев Перечне физических и юридических лиц, причастных к экстремистской или террористической деятельности;
-решение о замораживании счета: -иныефакторы, определяемыеНФО
Риск продукта 11.111 услуги:
(факторы: деятельность, вид операции) -тотализаторы, лотереи, игорный бизнес:
- г,шкр о фин ан с ов ая деятельн о сть; -деятельность ломбардов; -реализация, в том числе комиссионная, предметов искусства, антиквариата, мебели, транспортных средств, предметов роскоши;
- скупка, куп ля-продажа драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий и лома из них; -сделки с недвижимостью,посредничество;
- оказание услуг туроператоров и агентов;
- благотворительность;
-интенсивный оборот наличности: розничная торговля, общественное питание, АЗС; -производство и реализация оружия;
- операции с резидентами офшорных юрисдикций;
-подозрительные операции, указанные в Приложении 2 Положения Банка России от 15.12.2014 ."4° 445-П; -иные факторы, определяемые НФО
Источник: составлено автором на основе гл. 4 Программы управления риском Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Source: Authoring, based on Chapter 4 - the Risk Management Program, Regulation of the Central Bank of Russia of 15 December 2014, No. 445-П The Regulation on Requirements to Internal Control Policies of Non-Credit Financial Institutions for Countering Money Laundering and the Financing of Terrorism
Список литературы
1. Болвачев А.А., Екимова К.В., Чуйкова Н.М. Раскрытие информации о бенефициарных владельцах, как инструмент повышения уровня прозрачности компаний в целях борьбы с легализацией доходов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3. С. 194-199.
2. Болвачев А.А. Финансовый мониторинг на финансовом рынке // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 10. С. 47-52.
3. Босхолов А.С., Босхолов С.С. Экономическая безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы. (сбор. науч. труд.). Иркутск: Байкальский государственный университет, 2013. С. 62-67.
4. Танющева Н.Ю. Теория финансового мониторинга: монография. Астрахань: Астраханский ун-т, 2010. 242 с.
5. Робинсон Дж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в офшорном мире. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 544 с.
6. Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. М.: КноРус, ЦИПСиР, 2012. 280 с.
7. Жубрин Р.В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт). Монография. М.: АПКи ППРО, 2010. 316 с.
8. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. 2-изд., перераб. и доп. М.: Спецкнига, 2007. 752 с.
9. Лавров В.В., Степанков Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскому законодательству. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. 148 с.
10. Фильчакова Н.Ю. Особенности процесса легализации преступных доходов: роль банковского сектора // Финансовые исследования. 2013. № 4. С. 49-53.
11. Рудько-Силиванов В.В., Зубрилова Н.В., Савалей В.В. Риск-ориентированный надзор за деятельностью кредитных организаций в области ПОД/ФТ // Деньги и Кредит. 2013. № 6. С. 12-19.
12. Валентей С.Д., Белозерова С.М., Бушмин Е.В. и др. Реиндустриализация экономики России или продолжение либерального курса? // Федерализм. 2015. № 1. С. 7-56.
13. Екимова К.В., Федина Е.В. Организационно-экономический механизм взаимодействия участников регионального экономического искусственного кластера // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6. С. 179-183.
14. Орлов А.И. Многообразие рисков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 53-80. URL: http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/05 .pdf.
15. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: монография. М.: Дашков и Ко, 2012. 544 с.
16. Саввина О.В. О системных рисках мировых финансов и угрозах кризиса суверенных долгов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 5. С. 39-46.
17. Саввина О.В. Управление системными финансовыми рисками в условиях глобализации: монография. М.: Дашков и Ко, 2015. 400 с.
18. ЛарионоваИ.В. Системные риски Российского банковского сектора: оценка и методы регулирования // Вестник Финансового университета. 2013. № 1. С. 27-34.
19. КаратаевМ.В. ПОД/ФТ: классификация и оценка рисков // Банковское дело. 2010. № 8. С. 75-79.
20. Болвачев А.И., Екимова К.В. Об условиях создания мирового финансового центра в России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 5. С. 52-57.
21. Екимова К.В., Федина Е.В., Наумов В.А. Отраслевой кластер: стадии жизненного цикла и виды господдержки. Исследование стадий жизненного цикла искусственного отраслевого кластера // Российское предпринимательство. 2010. № 4-2. С. 20-25.
22. Чуйкова Н.М. Финансовый мониторинг, как инструмент противодействия угрозам финансовой безопасности государства и бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3. С. 843-849.
ISSN 2311-8709 (Online) Financial Control
ISSN 2071-4688 (Print)
THE CAUSE-AND-EFFECT RELATION OF RISKS ASSOCIATED WITH MONEY LAUNDERING: IDENTIFICATION AND ANALYSIS
Nadezhda M. CHUIKOVA
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 26 July 2016 Received in revised form 12 August 2016 Accepted 31 August 2016
JEL classification: D53, E26, E58, G32
Keywords: non-credit institution, income legitimization, terrorism financing, ML/TF risk, dubious transactions
Abstract
Importance The article reviews how risks of money laundering and terrorist financing influence the risk of non-credit financial institutions' involvement into money laundering.
Objectives The research determines how money laundering risks relate and the way they influence the financial and business position of primary financial monitoring entities.
Methods I use methods of analysis and synthesis concerning some aspects of the research, their classification, thus pointing out the specifics of non-credit financial institutions' involvement into money laundering processes.
Results I identified the cause-and-effect relation of money laundering risks. Mala fide clients or shareholders of the financial institution may be involved, but the financial institution is not run accordingly, but rather for abusive and illegal purposes. There are three groups of risk of the non-credit financial institution's involvement into dubious operations. Each group includes probable risks that may arise from the non-credit financial institution's involvement into such operations. Conclusions and Relevance The article indicates the specifics of risks applicable to non-credit financial organizations, which complicate setting up effective mechanisms for prevention of involvement into money laundering and the financing of terrorism. I suggest using an individual approach to assessing risks of each institution, considering the specifics of professional activities.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Bolvachev A.A., Ekimova K.V., Chuikova N.M. [Disclosures of beneficial owners as a tool to increase the transparency of companies for countering money laundering]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship, 2015, no. 3, pp. 194-199. (In Russ.)
2. Bolvachev A.A. [Financial monitoring in the financial market]. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova = Vesnik of Plekhanov Russian University of Economics, 2012, no. 10, pp. 47-52. (In Russ.)
3. Boskholov A.S., Boskholov S.S. [Economic security as an integral part of national security]. Problemy organizatsii organov gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniya: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Issues of Organizing Governmental and Local Authorities]. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2013, pp. 62-67.
4. Tanyushcheva N.Yu. Teoriya finansovogo monitoringa: monografiya [The financial monitoring theory: a monograph]. Astrakhan, Astrakhan State University Publ., 2010, 242 p.
5. Robinson J. Vsemirnaya prachechnaya: terror, prestupleniya i gryaznye den'gi v offshornom mire [The Sink. Terror, Crime and Dirty Money in the Offshore World]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2004, 544 p.
6. Revenkov P.V., Dudka A.B., Voronin A.N., Karataev M.V. Finansovyi monitoring: upravlenie riskami otmyvaniya deneg v bankakh [Financial monitoring: risk money laundering management in banks]. Moscow, KnoRus, TsIPSiR Publ., 2012, 280 p.
7. Zhubrin R.V. Protivodeistvie legalizatsii prestupnykh dokhodov (zarubezhnyi i rossiiskii opyt): monografiya [Anti-money laundering. Foreign and Russian practices: a monograph]. Moscow, APKi PPRO Publ., 2010, 316 p.
8. Zubkov V.A., Osipov S.K. Rossiiskaya Federatsiya v mezhdunarodnoi sisteme protivodeistviya legalizatsii (otmyvaniyu) prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma [The Russian Federation within the global
system for anti-money laundering and countering the financing of terrorism], Moscow, Spetskniga Publ., 2007, 752 p.
9. Lavrov V.V., Stepankov D.V. Yuridicheskaya otvetstvennost' za legalizatsiyu dokhodov, poluchennykh prestupnymputem, po rossiiskomu zakonodatel'stvu [Legal liability for money laundering under the Russian laws], Nizhny Novgorod, NA MIR Publ., 2003, 148 p.
10. Filchakova N.Yu. [Specifics of money laundering: the role of the banking sector]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2013, no. 4, pp. 49-53. (In Russ.)
11. Rud'ko-Silivanov V.V., Zubrilova N.V., Savalei V.V. [The risk-based oversight over credit institutions' activities in anti-money laundering and countering the financing of terrorism]. Den'gi i Kredit = Money and ^edit, 2013, no. 6, pp. 12-19. (In Russ.)
12. Valentei S.D., Belozerova S.M., Bushmin E.V. et al. [Re-industrializing the Russian economy or continuing the liberal vector?]. Federalizm = Federalism, 2015, no. 1, pp. 7-56. (In Russ.)
13. Ekimova K.V., Fedina E.V. [The organizational and economic mechanism for cooperation among actors of the regional economic artificial cluster]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2010, no. 6, pp. 179-183. (In Russ.)
14. Orlov A.I. [Variety of risks]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2015, no. 111, pp. 53-80. (In Russ.) Available at: http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/05 .pdf.
15. Shapkin A.S., Shapkin VA. Ekonomicheskie i finansovye riski. Otsenka, upravlenie, portfel' investitsii: monografiya [Business and financial risks. Assessment, management, investment portfolio: a monograph]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2012, 544 p.
16. Savvina O.V. [On systemic risks of global finance and the threatening crisis of sovereign debts]. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova = Vestnik of Plekhanov Russian University of Economics, 2011, no. 5, pp. 39-46. (In Russ.)
17. Savvina O.V. Upravlenie sistemnymi finansovymi riskami v usloviyakh globalizatsii: monografiya [Managing systemic financial risks and globalization: a monograph]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2015, 400 p.
18. Larionova I.V. [Systemic risks of Russian banking: valuation and regulation methods]. VestnikFinansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2013, no. 1, pp. 27-34. (In Russ.)
19. Karataev M.V. [AML/CFT: risk assessment and classification]. Bankovskoe delo = Banking, 2010, no. 8, pp. 75-79. (In Russ.)
20. Bolvachev A.I., Ekimova K.V. [On terms of establishing the global financial center in Russia]. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova = Vestnik of Plekhanov Russian University of Economics, 2012, no. 5, pp. 52-57. (In Russ.)
21. Ekimova K.V., Fedina E.V., Naumov V.A. [The industry cluster: lifecycle stages and types of State aid. Research into lifecycle stages of the artificial industry cluster]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, no. 4-2, pp. 20-25. (In Russ.)
22. Chuikova N.M. [Financial monitoring as a tool to counter threats to financial security of the State and business]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 12-3, pp. 843-849. (In Russ.)