ТЕМИРХАН ИДРИСОВИЧ МАРАЕВ,
адъюнкт ФГКУ ВО «Академия управления МВД России»
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Рассматривается зарубежный опыт обеспечения правопорядка и безопасности при проведении Олимпийских игр и возможности его использования в России. Анализируется современное российское законодательство в этой сфере. Говорится о том, что общественный порядок и безопасность - одно из главных условий успешного проведения международных спортивных мероприятий.
Ключевые слова: террористические угрозы, экстремистские группировки, общественный порядок и безопасность, эффективное обеспечение безопасности.
T.I. Maraev, Post-graduate, Russia MI Academy of Management; e-mail: Maraev.t@yandex.ru, tel.: 8 (495) 150-10-34.
Foreign experience of ensuring law and order and security during the Olympic Games.
The foreign experience of ensuring law and order and security while holding the Olympic Games and the possibility to adopt it in Russia are examined. The contemporary Russian legislation in this sphere is analyzed. It is indicated that the public order and security are the main requirements for the successful holding the international sport events.
Key words: terrorist threats, extremist groups, public order and security, efficient securing.
В последнее время страны мирового сообщества сталкиваются с террористическими угрозами. Экстремистские и террористические группировки стремятся к подрыву основ государственного строя, причинению значительного ущерба различным инфраструктурам, большому количеству человеческих жертв.
Поэтому общественный порядок и безопасность - одни из главных условий успешного проведения крупных международных спортивных мероприятий.
Олимпийские игры являются одними из самых массовых спортивных общественных мероприятий в мире, характеризуются значительной концентрацией граждан на ограниченной территории объектов спортивно-зрелищного назначения и транспорте, особым психологическим настроем болельщиков и зрителей, что повышает вероятность совершения правонарушений, включая групповые нарушения общественного порядка, и требует дополнительной мобилизации сил и средств от организаторов игр для обеспечения безопасности во время их проведения.
Впервые крупнейшая трагедия в истории олимпийского спорта произошла при проведении XX летних Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене (ФРГ). 5 сентября 1972 г. террористы палестинской организации «Черный сентябрь» в 4 ч 30 м проникли в павильон № 31 Олимпийской дерев-
ни, захватили в качестве заложников нескольких членов делегации Израиля, а в ответ на запоздалые и непродуманные действия баварской полиции открыли огонь и убили 11 заложников.
В настоящее время организация системы безопасности при проведении Олимпийских игр стала более совершенной, требует больших степеней защиты для их организаторов из-за необходимости охватить значительную территорию. Современные стадионы и спортивные арены часто располагаются по всему городу, принимающему спортсменов, и могут вмещать тысячи зрителей, спортсменов и официальных лиц.
Эффективное обеспечение безопасности во время проведения таких крупных спортивных мероприятий возможно лишь при учете уже накопленного зарубежного и отечественного опыта в этой сфере, а также при разработке комплекса организационных и правовых мер обеспечения безопасности, направленных на предотвращение возникающих угроз проводимому мероприятию.
Наиболее ярким примером высокого уровня организации работы по обеспечению безопасности Игр являются XXVII летние Олимпийские игры в Сиднее в 2000 г. (Австралия) и XXVIII летние Олимпийские игры в Афинах в 2004 г. (Греция).
Так, например, Олимпийские игры в Афинах в 2004 г. (Греция) проводились в условиях, когда все были обеспокоены ранее совершенными
террористическими актами в США, поскольку это были первые летние Олимпийские игры после террористического нападения на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 г Кроме того, это были самые крупные Олимпийские игры, которые когда-либо проводились, что, естественно, создавало огромные проблемы для лиц, занимающихся планированием безопасности. Проведение мероприятия считалось весьма рискованным с точки зрения возможности террористических нападений, и греческое правительство инвестировало в самую совершенную технологию по обеспечению безопасности 1.7 млрд долларов.
Питер Райэн, бывший начальник полиции Нового Южного Уэльса, (Австралия) и Главный советник по вопросам безопасности Организационного комитета Олимпийских игр в Афинах (АТНОС), работал на Олимпийских играх в Афинах (2004 г.) и Сиднее (2000 г.). Как он объяснил, акцент на обеспечении безопасности значительного диапазона появился еще до событий 11 сентября 2001 г. «Сидней на самом деле переписал сценарий обеспечения безопасности при подготовке Олимпийских игр, - сказал он. - До этого были проведены Игры в Атланте, и мы почерпнули многое из того, как американцы готовятся к ситуациям и реагируют на них, как, например, в случае с обнаружением бомбы в Столетнем парке. Поэтому мы старались предусмотреть как можно больше сценариев, насколько это было возможно, для Сиднея; даже те, которые звучали бы странно или из ряда вон выходящими для непрофессионалов в области безопасности, были приняты во внимание, и для них была разработана схема реагирования».
Теракты 2001 г. заставили нас серьезно задуматься о следующем: если террористы могут совершить террористический акт подобный этому, то мы должны быть готовы к любому непредвиденному обстоятельству. Я придумал фразу «Думать о том, что невозможно вообразить». Когда мы приехали в Афины в 2002 г., мы приложили огромные усилия и невероятное количество сил к тому, чтобы найти решения к самым разнообразным угрозам. Задача по обеспечению абсолютной безопасности повсюду означала, что необходимо закупить огромное количество техники и обучить огромное число подразделений, которые должны применять эту технику1.
Для того, чтобы обеспечить безопасность города и страны в целом, ее территория была разделена на уровни («слои»), которые требовали все больше сил и затрат энергии по мере приближения к главному месту проведения мероприятия - система, которая сейчас принята большинством организаторов при проведении
крупных спортивных мероприятий. В данном случае внешнее кольцо означало границы государства, затем следовали границы города и, наконец, сам центр проведения мероприятия, который включал основное ядро защиты.
Наиболее сложной проблемой была связь (специальные линии связи). Если подразделения правоохранительных органов не в состоянии быстро обмениваться информацией со своим командованием и друг с другом, то цепочка обеспечения безопасности будет слабой, а реагирование на происшествия чревато большими погрешностями. Райэн объяснил, как Афины были оснащены качественной системой связи, базирующейся на сухопутном усеченном радио (Terrestrial Truncated Radio, TETRA), которое позволяло соединить 22 тыс. сотрудников охраны, информационных служб и госбезопасности. «Связь - один из наиболее основополагающих элементов любого мероприятия, она может быть зашифрованной, цифровой, чтобы не быть услышанной или подвергнутой нападению третьей стороны», - сказал он. Она также должна быть ясной и четкой, не быть подверженной проблемам географического характера. Если вы говорите со своими сотрудниками, вам должны сразу же отвечать2. Система, охватывающая весь город, разработанная и управляемая консорциумом Motorola CGISS, SAIC и SIEMENS, оказалась очень надежной и по-прежнему используется афинским службами по чрезвычайным ситуациям.
Наблюдение было также одним из важных компонентов афинской многоуровневой безопасности. Хотя недостатка в сотрудниках безопасности не было, тем не менее, площадь, охватываемая Играми, составляла более 250 км2. Это 32 спортивных арены, почти 20 тренировочных и дюжина дополнительных площадок, т.е. территория была слишком большой, чтобы ее можно было качественно патрулировать. Для решения этой проблемы, учитывая площадь и географическое распределение спортивных арен, была выбрана цифровая IP-видеосистема. В результате была установлена наиболее совершенная и комплексная система кабельного TV, которая когда-либо была разработана, с более чем 700 IndigoVision 8000 передающими и принимающими модулями, используемыми для передачи MPEG-4 качественных цифровых видео-, аудио-и управляющих данных по сети IP.
Видеозапись должна была передаваться по всем регионам проведения Олимпийских игр, поэтому с фирмой SIEMENS был заключен контракт на установку сетевой магистрали для АТМ-данных с устройством Ethernet на конце, с которым были связаны IndigoVision 8000 передающие
и принимающие пункты. Это означало, что сотни видеоизображений могли передаваться из одной точки системы в любую другую одновременно. Это было гарантией основного и самого главного требования, а именно: локальные операторы могли немедленно делегировать контроль над безопасностью региональным или даже национальным командным центрам.
Как объяснил Питер Райэн, выбор камер с большой разрешающей способностью - главный момент, если нужно обеспечить операторов возможностью точно опознать угрозу. Он также описал, как с целью совершенствования системы к ней был добавлен некоторый анализ данных. «Важная проблема, связанная с наблюдением, -получить линзы с самой высокой разрешающей способностью», - сказал он. Нет смысла в применении камеры, которая дает смазанное изображение: вы захотите прочитать номерной знак, определить цвет машины, сказать, кто перед вами - мужчина или женщина, и т.д. Некоторые камеры, установленные на высоких столбах на улице, имеют датчики, способные улавливать необычные звуки, например, взрывы или стрельбу. Датчик передает звук на базу, уведомляя нас немедленно о случившемся. Местонахождение может быть триангулировано, и затем камеры направляются в этот район автоматически или оператором; таким образом, можно увидеть, что происходит3.
Еще одним вариантом ведения наблюдения как наиболее гибким и всесторонним решением послужили вездесущие дирижабли. Они стали одним из признанных символов обеспечения безопасности во время проведения Олимпиады. Skyship 600, предоставленный Службой управления дирижаблями и использованный на Олимпийских играх, представляет собой 13-местный дирижабль, наполненный гелием и имеющий моторы Porsche 930. Для задач Олимпийских игр он был оснащен самым совершенным комплектом датчиков, которые когда-либо устанавливались на дирижабле. Цель этих датчиков - снабдить информацией разведывательного характера Командный центр Олимпиады по обеспечению безопасности.
Первичное наблюдение велось при помощи сенсоров Wescam MX-15, которые обеспечивают систему наблюдения военного образца, включающую электрооптическую (EO) камеру, что позволяло дирижаблю выполнять работу до 15 часов в день семь дней в неделю. В течение месяца, когда проводились Олимпийские игры, дирижабль выполнил 38 задач, налетав в общей сложности 200 ч и оказывая неоценимую помощь в обеспечении безопасности.
Вся информация, полученная тремя камерами, записывалась на цифровое видео на борту дирижабля, создавая таким образом архив проведенных операций. В то же время из архива передавались прямые изображения в Командный центр Олимпиады в центральный район Афин. Для этого использовали новейшие способы шифрования и технологию (линии) связи, предоставленную компанией Navtech, базирующейся в Соединенном Королевстве. При помощи сети микроволновых принимающих устройств изображения поступали с дирижабля из любой части региона Аттика и передавались на крышу полицейского управления, где воспроизводились на видеоэкран и включались в видеосеть Олимпийских игр.
Командный пульт располагался у начальника греческой полиции. Два экрана позволяли ему контролировать видеозапись и поток (линии) связи из этого места, что также включало систему передвижной карты GPS (Глобальной системы навигации и определения положения) и систему уличной карты GIS (Географическая информационная система). Питер Райэн объяснил, что дирижабль стал беспрецедентным уровнем в обеспечении безопасности Игр. «Дирижабль позволил нам получать изображения с высокой разрешающей способностью», - сказал он. Как площадка, он также обеспечил высокую степень стабильности: ранее площадки вибрировали, и это сказывалось на качестве изображения. Кроме того, он дает гибкость в работе: если вы при помощи оборудования наблюдения увидели цель, дирижабль может разворачиваться и маневрировать, и вы продолжаете контролировать цель. Кроме того, к его положительным качествам можно отнести еще и то, что это хорошая основа для связи, позволяющая контролировать большое число других аспектов, таких как дорожное движение и толпы людей4.
При наличии большого количества датчиков, независимо от того, что это - камеры с высокой разрешающей способностью, воздушные биодетекторы или патрульные полицейские - необходимы центры по четкому и эффективному командованию, контролю за коммуникациями, компьютерами и информацией (разведывательного характера), чтобы обрабатывать все поступающие сведения. В общей сложности к информации о состоянии безопасности в городе имели доступ 63 командных центра, включая правоохранительные органы, службы чрезвычайного реагирования, военные, дорожные патрульные и пограничные подразделения и местные службы безопасности.
По мнению Питера Райэна, эти центры и
Командный центр Олимпиады по обеспечению безопасности оказались самыми действенными подразделениями для эффективного управления происшествиями и контролю над безопасностью. «Мы расположили наши центры по обеспечению безопасности поблизости от оперативных центров при площадках, на которых проводились спортивные состязания, поэтому центры по обеспечению безопасности и управлению мероприятиями могли легко контактировать друг с другом», - сказал он. «Для этого нам нужны были очень четкие линии связи, поэтому информация передавалась очень быстро и связь не нарушалась даже в случае, если происходил сбой в снабжении электроэнергией. Такая информация передается от датчиков в крупные центры, в которых собирается информация разведывательного характера, необычные события, информация о людях и т.д., принимаются оперативные решения и затем распространяются между спортивными аренами и персоналом»5.
Если Олимпийские игры в Сиднее в 2000 г. ознаменовали поворот в управлении безопасностью при проведении мероприятий, то квинтэссенцией такого подхода стала технология, использованная при проведении Олимпийских игр в Афинах в 2004 г. Как подчеркнул Питер Райэн, Игры выдвинули на первый план наиболее важный фактор, который действует в любом городе, принимающем у себя участников крупного мероприятия. «Новые технологии - основа для формирования уровневого подхода к безопасности, но мы установили правило: использовать только те технологии, которые находятся в употреблении по меньшей мере девять месяцев и уже апроби-
рованы», - заявил он. Мы не пользуемся непроверенными технологиями, поэтому оказались на высоте при выполнении нашей миссии.
В период подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи использовалась та же самая концепция обеспечения общественной безопасности, что и при проведении Универсиады в г. Казани (2013 г.), но с небольшими доработками, поскольку во время охраны объектов граждане своими действиями провоцировали сотрудников полиции на нарушение законодательства, и снимали возникающие инциденты на видеокамеру.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что деятельность правоохранительных органов России в данной сфере во многом совпадает с аналогичной деятельностью зарубежных коллег. Однако опыт зарубежных стран интересен с точки зрения их большей эффективности в противодействии террористическим угрозам. При этом, правда, не следует забывать, что, несмотря на высокий уровень социально-экономического развития и уважения к правам и свободам человека, в развитых странах, и прежде всего Европы, уровень террористических угроз остается там весьма высоким, о чем свидетельствуют последние события, произошедшие во Франции и в ряде других стран.
1 Райэн П. Олимпийские кольца безопасности (Обеспечение безопасности во время проведения Олимпийских игр). ИНТЕРСЕК. - Великобритания, 2008. Т. 18. № 4. С. 35-37.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.