Научная статья на тему 'Опыт зарубежных стран по обеспечению безопасности при проведении Олимпийских игр'

Опыт зарубежных стран по обеспечению безопасности при проведении Олимпийских игр Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / РИСКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ОРГАНИЗАЦИЯ / OLYMPIC GAMES / SECURITY SYSTEM / SECURITY SERVICE / THREATS / RISKS / PLANNING / PROGRAM / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Т. А.

Рассматривается положительный опыт Греции, Китая и других зарубежных стран в организации системы безопасности при проведении Олимпийских игр. Особое место отводится выявлению вероят- ных источников угроз и уязвимых мест и планированию действий в случае непредвиденных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of foreign states in organizing security systems while hosting Olympic Games

Successful experience of Greece, China and other foreign countries in providing security at the Olympic Games is examined. Possible threats and vulnerabilities and planning in case of contingency are particularly considered.

Текст научной работы на тему «Опыт зарубежных стран по обеспечению безопасности при проведении Олимпийских игр»

 ■■■ # ■ ■

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 1 2010

зарубежный опыт

н 2 с о

2 X

Й и

и

^

а

<

Т.А. ПЕТРОВА,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ВНИИ МВД России

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Рассматривается положительный опыт Греции, Китая и других зарубежных стран в организации системы безопасности при проведении Олимпийских игр. Особое место отводится выявлению вероятных источников угроз и уязвимых мест и планированию действий в случае непредвиденных ситуаций.

Ключевые слова: Олимпийские игры, система безопасности, служба безопасности, безопасность, угрозы, риски, планирование, программа, организация.

T.A. Petrova, Senior Researcher, Russia MI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru (495) 915-34-44.

Experience of foreign states in organizing security systems while hosting Olympic Games.

Successful experience of Greece, China and other foreign countries in providing security at the Olympic Games is examined. Possible threats and vulnerabilities and planning in case of contingency are particularly considered.

Key words: the Olympic Games, security system, security service, threats, risks, planning, program, organization.

Вопросы обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, в число которых входят и Олимпийские игры, остаются актуальными на протяжении нескольких лет ввиду всевозрастающего количества этих мероприятий и степени общественной опасности возникающих при этом угроз. Например, в Германии в сентябре 1972 г организация «Черный сентябрь» - ответвление террористической группировки PLO - похитила с целью выкупа и убила 11 израильских спортсменов и должностных лиц во время дерзкого нападения на Олимпийскую деревню. В июле 1996 г. снова был совершен теракт во время проведения Олимпийских игр в г. Атланте - в Столетнем Олимпийском парке взорвалась небольшая бомба, спрятанная в рюкзаке. В результате более 100 человек получили те или иные телесные повреждения. Летние Олимпийские игры в Пекине были омрачены убийством ножом тестя тренера мужской сборной США по волейболу, тяжелыми ранениями его жены и их китайского гида. Нападавший мужчина прыгнул затем с Барабанной башни, памятника XIII в. - популярного туристического маршрута, и разбился насмерть.

Наравне с перечисленными угрозами Олимпиада является международной трибуной, где обсуждаются политические, религиозные или другие вопросы, и привлекательным местом для

отдельных лиц и группировок, которые преследуют свои личные интересы. Прошлые угрозы, которые были приведены в исполнение (например, взрыв бомб, спрятанных в небольшом чемодане, или взятие заложников в 1972 г.), принимаются во внимание при подготовке предстоящих Игр1.

В планах по обеспечению безопасности на Олимпийских играх также должна учитываться растущая обеспокоенность в связи с возможным использованием террористов-смертников, спрятанных взрывных устройств, всевозможных сценариев с намерением причинения вреда одному человеку или группе людей или их убийства, проведением терактов с применением химического, биологического и ядерного оружия. Угрозы, начиная от мелких правонарушений и кончая международным терроризмом, весьма реальны, и их предотвращение является первоочередной задачей для организаторов предстоящей Олимпиады.

Очень важно, чтобы соображения безопасности превалировали уже при планировании крупных международных событий. Обеспечение безопасности в настоящее время считается ключевым компонентом любой заявки на проведение

#

1 См.: Зелен Б. Опасные игры // Интерсек: Журнал по проблемам международной безопасности. Великобритания, 2007. № 7. С. 37-39.

128

крупного международного мероприятия, в том числе Олимпийских игр. Оценка риска и выявление вероятных источников угрозы безопасности, а также уязвимых мест представляются основными моментами при выработке корпоративного решения по вопросам безопасности для обеспечения максимально полной защиты мероприятия от непредвиденных обстоятельств2.

Организация мероприятия должна всегда включать составление плана действий на случай возможных чрезвычайных обстоятельств, а также проверку этого плана в условиях чрезвычайных обстоятельств, комплекс мер по оказанию противодействия террористам и подобным угрозам.

Так, в Пекине в течение нескольких лет тщательно обдумывали планы обеспечения безопасности во время проведения Олимпийских игр. В декабре 2004 г. была создана группа по координированию мер безопасности, а в марте 2005 г. -официально обнародован генеральный план обеспечения безопасности этих Игр3.

Пекин работал в сотрудничестве с другими странами, и это помогло создать обстановку, где спортсмены, зрители и другие гости чувствовали себя в безопасности. Заседание Международного постоянного наблюдательного Комитета по обеспечению мер безопасности во время проведения важных мероприятий (IPO), созданного Межрегиональным исследовательским институтом ООН по проблемам преступности и правосудия (ЮНИКРИ) и Европолом (European Police Office) в 2003 г., состоялось в Пекине в мае 2005 г. с участием 24 иностранных экспертов по вопросам безопасности, представляющих десять разных стран и четыре международные организации. В 2006 г. Комитетом при участии представителей правоохранительной системы других стран в течение нескольких дней проводились обучение и информационная подготовка китайских специалистов. Также для Китая были организованы дополнительные брифинги в штаб-квартире ФБР в Вашингтоне. В качестве основных линий защиты от преступников и террористов были определены разведка и расследование4.

В других странах - устроителях Олимпийских игр в прошлом - правоохранительные органы и соответствующие государственные разведывательные службы предпринимали все возможные усилия на самом раннем этапе подготовки, за-

2 См.: Гринвел Д. Обеспечение безопасности во время проведения важных мероприятий на международном уровне // Интерсек. 2005. № 4. С. 117-120.

3 См.: Зелен Б. Обеспечение безопасности во время проведения Олимпийских игр: уроки Пекина // Интерсек. 2009. № 2. С. 26-28.

4 См.: Там же.

долго до фактического проведения Игр, чтобы определить и реально оценить, что может представлять для них потенциальную угрозу. И только после того, как источники угрозы выявлены, все усилия направлялись на разработку стратегий и операций, чтобы снизить опасность до минимума или нейтрализовать ее. Стоит отметить, что Китай был хорошо осведомлен о таких угрозах до проведения Игр и в течение двух лет до открытия Олимпиады были приняты все меры и проведены все необходимые операции, чтобы их предотвратить. Наилучший способ здесь - собрать информацию разведывательного характера, расследовать дела и арестовать преступников и террористов. Укрепление мест проведения мероприятия средствами физического обеспечения безопасности - это последняя мера, которая может помочь поймать тех, кому удалось избежать задержания раньше5.

Программа по обеспечению безопасности при проведении Олимпийских игр в Китае включала технологию, подобную той, что была использована в Афинах, с огромной сетью компьютерного наблюдения, тысячами скрытых камер и микрофонов, анализирующих разные языки, на которых говорили в Афинах. Безопасность (как состояние защищенности) была разделена на уровни (слои), которые требовали все больше усилий по ее обеспечению по мере того, как участники приближались к главному месту проведения мероприятия, - эта система сейчас принята большинством организаторов проведения важных мероприятий. В данном случае внешнее кольцо означало границы государства, затем следовали границы города и, наконец, сам центр проведения мероприятия, который включал основное ядро защиты6.

В Китае осуществлялся строгий пограничный контроль, тем самым обеспечению безопасности границ и портов прибытия в страну было уделено самое пристальное внимание. В этой сфере были задействованы международные базы данных известных террористов в сочетании с технологиями лицевого опознавания и обнаружения поддельных документов. Экранирующая система обеспечения безопасности, технология обнаружения взрывчатых веществ и детекторы радиоактивного излучения использовались во многих местах как открыто, так и замаскированно. Вокруг мест сбора и соревнований, а также кварталов, где проживали спортсмены, широко применялась

5 См.: Зелен Б. Указ. раб.

6 См.: Райэн П. Олимпийские кольца безопасности // Ин-

терсек. 2008. № 4. С. 35-37.

Н 2 С

о

2 X

Й и

из

^

а

<

#

■■■ # ■ ■

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 1 2010

н

С

о

X

Й и

и

^

а

<

технология контроля за входом на территорию, включая системы опознания по чертам лица7.

Можно многое заимствовать из опыта проведения Игр в Китае. Там, например, привлекали добровольцев и соответствующим образом обучали их, чтобы те могли быстро связываться с центром, где находились полиция и военные. Кроме того, в большом количестве использовались камеры, которые были соединены с центральным командным пунктом. В дополнение к этому большинство крупных стран направили вместе со спортсменами группы охраны, обеспечивающие безопасность своих команд8.

Однако, как продемонстрировали приведенные примеры, не существует 100-процентной безопасности, так как бывают и случайные нападения.

Инцидент на Барабанной башне и описанный выше случай взрыва бомбы в Столетнем парке во время проведения Олимпийских игр в Атланте в 1996 г. представляют самую серьезную угрозу - ведь преступник выбирает своей мишенью место, находящееся вне зоны проведения Игр. Обычно там собирается достаточно много людей и, вместе с тем, там меньше просмотр и слабее защищенность, чем на официальных площадках проведения Игр. Поэтому сегодня подобные места должны быть четко определены и защищены в той же мере, в какой и другие официально назначенные площадки для проведения различных массовых мероприятий.

Но если речь идет, помимо официальных олимпийских площадок, о 30 местах проведения мероприятий, разбросанных в огромном 17-мил-лионом городе, переполненном туристами, мало что можно сделать, чтобы помешать какому-то случайному акту насилия.

Учитывая опыт обеспечения безопасности Игр в Китае, устроителям Олимпийских игр 2012 г. в Лондоне и 2014 г. в России необходимо начать планировать проведение оперативных мероприятий заранее, в том числе создание отлаженной и стабильной системы координации между всеми службами общественной безопасности, проведение интенсивных тренировок, обучение персонала, обеспечение необходимыми ресурсами и финансирование.

Основой любой стратегии обеспечения безопасности во время проведения важных мероприятий международного уровня является управление рисками и планирование непредвиденных ситуаций, а также выявление уязвимых мест. Необходимо дать оценку рискам, которые

могут грозить каждой потенциальной мишени, и разработать соответствующие меры контроля, чтобы свести эти риски до возможного минимума. Стратегия же, предназначенная для того, чтобы предупредить возникновение рисков на высоком уровне, например терроризма, неизбежно обеспечивает защиту от рисков и на более низком уровне, например от несанкционированного проникновения на территорию, куда доступ ограничен. Стратегия, направленная на отдельно взятую угрозу безопасности, потенциально легко уязвима9.

Одним из компонентов повышения безопасности должна стать и сыграть важную роль в согласовании действий всех подразделений Общая олимпийская программа тренировок, при этом особое внимание необходимо уделять инструктажам персонала и повышению осведомленности об обстановке. Речь идет о децентрализованной программе, использующей печатные и электронные учебные материалы, охватывающей весь персонал полиции, противопожарной и береговой охраны и военнослужащих, которые привлекаются к обеспечению безопасности Олимпийских игр.

Были разработаны специальные учебные программы, предназначенные для выработки у сотрудников всех подразделений полиции и службы безопасности навыков оперативных действий в случае любых происшествий. В соответствии с ними в подразделениях полиции и службы безопасности создается консультативная группа, которая координирует распределение 92 специальных программ тренировок, например по таким темам, как «оружие массового уничтожения», «террористы-смертники», «тактика захвата и безопасность в местах проведения массовых мероприятий», «тактика переговоров и анализ информации». На занятиях прорабатываются различные сценарии по захвату самолета, штурму корабля, на котором террористы удерживали заложников. Необходимо предусмотреть как можно больше сценариев, даже те, которые представляются странными или из ряда вон выходящими для непрофессионалов в области безопасности, принять их во внимание и разработать соответствующие схемы реагирования10.

Компании, занимающиеся обучением сотрудников мастерству безопасности, должны гарантировать, что обеспечат их навыками, опытом и уверенностью, необходимыми для эффективных действий в любой ситуации, которая может

#

7 См.: Зелен Б. Указ.

8 См.: Там же.

. С. 26-28.

9 См.: Гринвел Д. Указ.

10 См.: Там же.

. С. 117-120.

130

1 ■■ # ■ ■1

возникнуть во время проведения международных мероприятий. Сотрудников службы безопасности следует просветить в вопросах тактики, используемой группами активистов, а также познакомить с информацией, касающейся правовых вопросов, чтобы они адекватно реагировали на прямые проявления агрессии.

В любой подобной программе обучения самыми главными считаются планирование мер безопасности и оценка риска. Программа оценки проактивной «угрозы» поможет как клиенту, так и сотруднику службы безопасности выявить уязвимые места и слабые стороны, которые могут быть использованы активистами для достижения своих целей: добиться гласности или сорвать мероприятие.

Сотрудники службы безопасности вынуждены действовать в обстановке крайнего напряжения, и основной их задачей следует признать обязанность соблюдать осторожность, в том числе в отношении тех, кто стремится сорвать мероприятие, пытается незаконно проникнуть на закрытую территорию, надеясь на то, что эта обязанность станет препятствием активным действиям.

Действительно, сотрудники службы безопасности должны действовать в рамках закона и разбираться с происшествиями в соответствии с законодательством страны, в которой проводится мероприятие. Например, в Англии фирмы, занимающиеся обеспечением безопасности во время проведения массовых мероприятий, должны соотносить свои действия с законодательством по вопросам здоровья и безопас-

ности, а также с законами, касающимися ответственности временных арендаторов. Кроме того, им приходится принимать во внимание нормы всеобщего благосостояния, имея дело с протестующими, находящимися на территории собственности клиента. Вместе с тем, существуют правила и для посетителя, обязывающие его вести себя в рамках закона.

Необходимо, чтобы штат сотрудников, занятый при проведении крупного международного мероприятия, получил бы навыки разбирательства конфликтных ситуаций. Подготовка сотрудников службы безопасности к тому, как реагировать адекватно и в рамках закона, защищает их от критики, снижает меру ответственности и смягчает ущерб их репутации в случае, если какой-либо инцидент выйдет из под контроля. Выверенная, сдержанная реакция позволит рассеять активные проявления агрессии и не развернуться им в полную мощь. Кроме того, предполагается приобретение сотрудниками навыков снижения воздействия от физического нападения. Но, хотя считается, что целесообразно всем сотрудникам службы безопасности получить подготовку по вопросам управления конфликтной ситуацией, затраты на это могут быть чрезвычайно высокими11.

Таким образом, для эффективного решения вопросов обеспечения безопасности в период проведения Олимпийских игр необходимы немалые усилия и материальные вложения. Но только в этом случае можно гарантировать безопасность их участникам и зрителям, а также высокий доход организаторам.

Н

с

о

!>К

X

Й щ

ш

Ъ

а

<

09

Ф

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 См.: Гринвел Д. Указ. раб.

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.