Научная статья на тему 'Некоторые вопросы антитеррористической деятельности в зарубежных странах при проведении крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня'

Некоторые вопросы антитеррористической деятельности в зарубежных странах при проведении крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
473
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНОМАСШТАБНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ / SCALE SPORT EVENTS OF INTERNATIONAL STANDING / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ / MAINTENANCE OF ORDER AND SECURITY / LARGE&SHY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пожидаев С. Г.

В статье рассмотрены некоторые вопросы управления органами внутренних дел в период подготовки и проведения крупномасштабных спортивных мероприятий в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Points of Anti­Terrorist Activity in Foreign Countries concerning Large­Scale Sport Events of International Standing

The article reveals some issues of Police Management during the preparation and the conduction of large­scale sport events in foreign countries.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы антитеррористической деятельности в зарубежных странах при проведении крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня»

_I

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

С.г. пожидаев,

доцент кафедры управления органами внутренних дел,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД россии)

S.G. PozHIDAEV,

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Police Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of russia)

уДк 351.758

некоторые вопросы антитеррористической деятельности в зарубежных странах при проведении крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня

some points of anti-terrorist activity in foreign countries concerning large-scale sport events of international standing

В статье рассмотрены некоторые вопросы управления органами внутренних дел в период подготовки и проведения крупномасштабных спортивных мероприятий в зарубежных странах.

Крупномасштабные спортивные мероприятия международного уровня, правоохранительные органы, органы внутренних дел, полиция, охрана правопорядка и безопасности.

The article reveals some issues of Police Management during the preparation and the conduction of large-scale sport events in foreign countries.

Large-scale sport events of international standing, law enforcement agencies, internal affairs agencies, police, maintenance of order and security.

В последние годы территория Российской Федерации стала местом проведения крупномасштабных массовых мероприятий международного уровня (2012 г. — саммит АТЭС во Владивостоке, 2013 г. — XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани, 2014 г. — XXII зимние Олимпийские игры и XI Паралимпийские игры в Сочи и др.).

В ближайшей перспективе состоятся не менее значимые мероприятия международного уровня, такие как Чемпионат мира по хоккею с шайбой в Москве и Санкт-Петербурге в 2016 г.; Кубок конфедераций по футболу в 2017 г.; Чемпионат мира по футболу в 2018 г., который пройдет на 12 стадионах в 11 городах; XXX Всемирная зимняя

универсиада в Красноярске в 2019 г.; проведение игр юбилейного чемпионата Европы по футболу 2020 г. в г. Санкт-Петербурге.

Каждому государству — организатору проведения крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня граждане страны и гости дают оценку проведенного мероприятия. Но независимо от географического расположения, территории, климатических условий и развития экономики основные критерии оценки традиционно сводятся к 3 основным: политический, экономический и безопасность.

Политический критерий говорит об уровне развития демократии в государстве, его международном статусе.

Н

с

0

'S

1

Й и

ш

^

а

<

92

Экономический критерий — об уровне развития экономики, способности обеспечить всеми необходимыми атрибутами граждан страны и гостей, участвующих в спортивном форуме международного уровня.

Критерий безопасности и правопорядка является подтверждением готовности правоохранительных органов к проведению крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня без нарушений правопорядка и безопасности и локализации проведения террористических актов [7].

Исторический опыт проведения на должном уровне XXII летних олимпийских игр в Москве в 1980 г. прошлого столетия подтверждается не только участниками, гражданами страны и ее гостями, но также отечественными и зарубежными средствами массовой информации (далее - СМИ).

Но мало кому известно, что за основу проведения «Олимпиады — 80» по всем трем основным критериям (политика, экономика, безопасность) были взяты ХХ летние олимпийские игры в Мюнхене 1972 г., несмотря на то, что там так называемая террористическая группировка «Черный сентябрь» совершила один из первых террористических актов международного уровня в отношении израильских спортсменов [6].

«Синдром Мюнхена» характеризуется не только баснословными расходами на обеспечение безопасности Игр, но еще и не менее существенным морально-психологическим значением. Во время проведения спортивных форумов спортсмены и гости находятся в определенном напряжении и дискомфорте из-за различных ограничений, бесконечных проверок и новых строгих правил, обусловленных мерами безопасности.

Важным направлением в подготовке и проведении крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня является противодействие террористической угрозе в общей системе обеспечения безопасности. Изучение и анализ международного опыта проведения спортивных мероприятий представляются чрезвычайно важными не только в теоретическом, но и практическом плане для России, особенно при подготовке к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 г., который впервые пройдет на территории РФ.

Анализ зарубежного опыта показывает, что проведение таких мероприятий, как олимпиады, универсиады, чемпионаты Мира и Европы по футболу и др. требует от правоохранительных органов использования комплексных подходов по охране правопорядка и безопасности путем разработки различных программ и концепций [8].

Данные подходы в разной степени были учтены при разработке концепций обеспечения безопасности при проведении: Олимпийских

игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 г., Афинах в 2004 г., Пекине в 2008 г.; чемпионатов Мира по футболу в Германии в 2006 г., Южной Африке 2010 г., Бразилии в 2014 г. и Чемпионата Европы по футболу Украина-Польша — 2012.

Так, в период проведения Олимпийских игр в США в Солт-Лейк-Сити в 2002 г. перед американскими спецслужбами стояла трехсторонняя задача: во-первых, обеспечить защиту от непредвиденных угроз; во-вторых, разработать и претворить в жизнь план, предусматривающий использование ресурсов соответствующих зон обеспечения безопасности игр и населения штата Юта; в-третьих, создать обстановку, соответствующую духу Олимпийских игр и имиджу США [1].

Согласно Указу Президента от 22 мая 1998 г. № 62 Олимпийские игры были объявлены «мероприятиями национальной безопасности». Кроме того, данный указ определял зоны ответственности ФБР и секретной службы США по обеспечению олимпийской безопасности.

В зону ответственности ФБР входили вопросы разведки, антикризисного управления, освобождения заложников, расследования террористических актов, обезвреживания взрывчатых устройств, а также проблемы, связанные с оружием массового уничтожения.

Секретная служба США несла ответственность за соблюдение запрета полетов над определенными территориями и за разработку, планирование и выполнение мер по физической защите. Кроме того, секретная служба отвечала также и за безопасность на объектах. Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям разрабатывало систему ликвидации последствий.

Аналогичные антитеррористические мероприятия были проведены и на Олимпийских играх в Афинах 2004 г., где им было уделено особое внимание на фоне обеспокоенности террористическими актами 11 сентября 2001 г. в США, поскольку это были первые Олимпийские игры после террористического нападения. Существенным фактором террористической угрозы при проведении игр являлась близость к неспокойному Ближнему Востоку и нестабильная обстановка на Балканах. Это были самые крупные Олимпийские игры, которые когда-либо проводились ранее, что создавало определенные проблемы для лиц, отвечающих за их безопасность. В составе участников было 17 тыс. спортсменов и официальных представителей, 3 тыс. судей, 22 тыс. журналистов и более 2 млн зрителей, представляющих 202 страны мира. В преддверии Олимпиады греческое правительство добивалось введения в национальное законодательство более строгих контртеррористических норм, принятых в Евросоюзе после терактов в США (2001 г.) [2].

Безопасность была разделена на несколько уровней. Внешний уровень представляли собой границы государства, далее следовали границы города и, наконец, сам центр проведения мероприятия. Обеспечение включало качественную систему связи, которая базировалась на усеченном радио, позволяющем соединить 22 тыс. сотрудников охраны, информационных служб и безопасности.

Греция приняла участие в антитеррористической программе госдепартамента США. Общее руководство действиями американских спецслужб в Греции осуществляла межведомственная рабочая группа в Вашингтоне, в то время как на территории Греции их действиями руководил посол США.

Олимпийские игры в Греции можно рассматривать как специальную операцию по обеспечению безопасности и защиты антитеррористической направленности, которая когда-либо проводилась на Олимпиадах [5].

Руководство правоохранительных органов Греции в борьбе с террором сделало ставку на внедрение нового оборудования, технологию и обучение. Все подразделения правоохранительных органов готовы были защищать землю, воду и воздух Греции и вокруг нее, не оставив ни одного шанса террористам.

В отличие от Греции руководство КНР в период подготовки и проведения Олимпиады в Китае 2008 г. вызвало нежелание предоставлять информацию США о планируемых мероприятиях по обеспечению олимпийской безопасности, чем вызвало у них обеспокоенность.

Организация мероприятия включала составление плана действий на случай возможных чрезвычайных обстоятельств, а также проверку этого плана в условиях чрезвычайных обстоятельств, комплекс мер по оказанию противодействия террористам и подобным угрозам.

В Пекине в течение нескольких лет тщательно обдумывали планы обеспечения безопасности во время проведения Олимпийских игр. В декабре 2004 г. был создан специальный орган по координированию мер безопасности, а в марте 2005 г. официально обнародован генеральный план обеспечения безопасности Игр [4].

Согласно данному плану в Китае в период подготовки к Олимпийским играм было проработано множество конкретных сценариев, связанных с террористическими актами.

Для их предотвращения было предусмотрено 52 плана по обеспечению безопасности и более 500 конкретных сценариев по отработке различных инцидентов, начиная со средств по защите высокопоставленных персон и заканчивая обеспечением безопасности во время торжественного открытия и закрытия Олимпиады [3].

Безопасность была разделена на уровни (слои), которые требовали все больше усилий по ее обе-

спечению по мере того, как участники приближались к главному месту проведения мероприятия. Эта система сейчас принята большинством организаторов проведения крупномасштабных мероприятий. Внешнее кольцо означало границы государства, затем следовали границы города и, наконец, сам центр проведения мероприятия, который включал основное ядро защиты.

В Китае осуществлялся строгий пограничный контроль, тем самым обеспечению безопасности границ и портов прибытия в страну было уделено самое пристальное внимание. В этой сфере были задействованы международные базы данных известных террористов в сочетании с технологиями лицевого опознавания и обнаружения поддельных документов. Экранирующая система обеспечения безопасности, технология обнаружения взрывчатых веществ и детекторы радиоактивного излучения использовались во многих местах как открыто, так и замаскированно. Вокруг мест сбора и соревнований, а также кварталов, где проживали спортсмены, широко применялась технология контроля за входом на территорию, включая системы опознания по чертам лица.

Можно многое заимствовать из опыта проведения Игр в Китае. Там, например, привлекали добровольцев и соответствующим образом обучали их, чтобы те могли быстро связаться с центром, где находились полиция и военные. Кроме того, в большом количестве использовались камеры, которые были соединены с центральным командным пунктом. В дополнение к этому большинство крупных стран направило вместе со спортсменами группы охраны, обеспечивающие безопасность своих команд.

События последних десятилетий свидетельствуют, что террористические акты в местах проведения крупномасштабных массовых мероприятий из чисто теоретического явления начинают приобретать реальные черты. Ранее упомянутый печальный опыт Мюнхенской Олимпиады заставил правоохранительные органы зарубежных стран серьезно заняться разработкой учебных программ подготовки сотрудников к их действиям в подобных условиях [9].

Разработка аналогичных программ успешно продемонстрирована при проведении XXX Олимпиады в Лондоне 2012 г. За историю Игр лондонское мероприятие стало самым дорогим. Власти Великобритании привлекли современный десантный корабль военно-морского флота, который стал не только достопримечательностью для туристов, но и орудием борьбы с террористами во время проведения Олимпиады — 2012. Для защиты населения и олимпийских объектов могли сбить даже вражеский самолет. В парках и на крышах домовладений были установлены орудия, приведены в боевую

н

с

о

'S

X

Й и

ш

^

а

<

93

Н

с

0

'S

1

Й и

ш

^

а

<

94

готовность военные самолеты, введены в эксплуатацию датчики биологической радиации. В патрулировании города участвовали 12,5 тыс. сотрудников полиции и 13,5 тыс. военных, готовых предотвратить любые возможные атаки с воздуха или из водных акваторий.

Сегодня становится очевидным, что главный упор в противодействии терроризму на объектах проведения крупномасштабных мероприятий следует делать не на уголовные репрессии, а на предупреждение возможных атак.

Наряду с основными субъектами деятельности по предупреждению фактов терроризма в условиях проведения крупномасштабных мероприятий (правоохранительными органами) должны быть задействованы и другие государственные органы, а также негосударственные структуры, без которых эта работа будет малоэффективной и не достигнет ожидаемых результатов.

Террористический акт, произошедший 31 октября 2015 г. в Египте, в результате которого разбился самолет российской авиакомпании «Когылымавиа», выполняющий рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, и погибло 224 человека, является очередным подтверждением недоработки ряда направлений, связанных с антитеррористической безопасностью на транспорте и транспортных объектах. В настоящее время перед Министерством транспорта и правоохранительными органами РФ стоит задача обеспечения безопасности на транспорте

Список литературы:

1. Наследие Игр по безопасности: Солт-Лейк-Сити 2002. М., 2009.

2. Наследие Игр по безопасности: Афины 2004. М., 2009.

3. Наследие Игр по безопасности: Пекин 2008. М., 2009.

4. Опыт зарубежных правоохранительных органов по обеспечению безопасности Олимпийских игр и других крупномасштабных массовых международных спортивных мероприятий. М., 2008.

5. Организация охраны общественного порядка при проведении спортивных мероприятий (на примере Великобритании, Германии и Греции). Вып. 3. М., 2007.

6. Пожидаев С.Г. Зарубежный опыт проведения крупномасштабных массовых мероприятий // Пути совершенствования управленческой деятельности руководителей МВД

и транспортной инфраструктуре не только на территории России, необходим также мониторинг транспортных инфраструктур в зарубежных странах, где находятся и пребывают наши сограждане.

Нами обозначены общие подходы в решении антитеррористической защищенности в зарубежных странах на примере проведения некоторых спортивных форумов. Для получения положительного результата в решении этой проблемы правоохранительным органам важно иметь единую цель с конкретно поставленными задачами.

В заключение сделаем следующие выводы.

1. Накопленный в ряде стран мира достаточно богатый опыт деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий необходимо проанализировать и использовать в практической деятельности МВД России.

2. Положительным примером при проведении крупномасштабных массовых мероприятий в зарубежных странах является тесное взаимодействие между организаторами мероприятий, собственниками спортивных объектов и руководителями служб и подразделений, обеспечивающих их безопасность.

3. Меры, принимаемые организаторами крупномасштабных массовых мероприятий в различных государствах, особо не отличаются, но вместе с тем в каждом государстве имеется своя специфика и национальные особенности.

по республикам, ГУ, УМВД России по субъектам Российской Федерации в процессе реформирования МВД России: вузовская науч.-практ. конф. М., 2012.

7. Пожидаев С.Г. О зарубежном опыте проведения массовых мероприятий // Актуальные проблемы Российского права. 2008. № 4 (9).

8. Пожидаев С.Г. Положительный опыт проведения крупномасштабных массовых мероприятий в зарубежных странах: учеб. пособ. М., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Семенистый А.В. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2 (6).

Тел.: 8 (499) 745-95-69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.