Научная статья на тему 'О транспортной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий'

О транспортной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
609
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSPORT SECURITY / КРУПНОМАСШТАБНЫЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / LARGE-SCALE MASS EVENTS / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANTI-TERRORIST ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.Г. Пожидаев

В статье рассмотрены особенности обеспечения транспортной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий, особое внимание уделено организационным основам деятельности полиции в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On transport security during large-scale mass events

The characteristic features of the transport security for large-scale mass events are considered, special attention is paid to the organizational foundations of police activities in this direction.

Текст научной работы на тему «О транспортной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий»

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

56

от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

7. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 // СЗ РФ. 2009. № 52. Ст. 6536.

8. Об объявлении Дня пресс-служб и подразделений общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 апреля 2003 г. № 240. // Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru.

9. Авдеев М.Ю. Конституционное право граждан Российской Федерации на неприкосновенность частной жизни и механизм его реализации в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

10. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие. М., 2005.

11. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

(организационно-правовые аспекты): курс лекций. М., 2007.

12. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева на расширенной коллегии МВД России 22 марта 2011 г. // Рос. газ. 2011. 23 марта.

13. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на совещании по вопросам правоохранительной деятельности 23 сентября 2010 г. // Рос. газ. 2010. 24 сент.

14. Несмелов П.В. Конституционно-правовое обеспечение прав человека на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

15. Хужокова И.М. Конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

16. Щебляков В.В., Коробов В.Б. Оказание государственных услуг (функций) в электронном виде и реализация Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства: учеб. пособ. М., 2011.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

С.Г. ПОЖИДАЕВ,

преподаватель кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

О транспортной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий

В статье рассмотрены особенности обеспечения транспортной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий, особое внимание уделено организационным основам деятельности полиции в данном направлении.

транспортная безопасность, крупномасштабные массовые мероприятия, антитеррористическая деятельность.

Ту*

оличество регулярно проводимых на тер-I % ритории Российской Федерации полити-X ^ческих, культурно-массовых, спортивных и иных массовых мероприятий неуклонно возрастает. Особое значение для имиджа страны приобретают мероприятия международного уровня, и прежде всего такие, как саммит АТЭС во Владивостоке (2012 г.), Летняя универсиада в Казани (2013 г.), Зимняя олимпиада в Сочи (2014 г.), Чемпионат мира по футболу (2018 г.) и др.

В этой связи приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на время подготовки и проведения указанных мероприятий наряду с обеспечением правопорядка является реализация комплекса мер по обеспечению безопасности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, что обусловлено необходимостью перемещения большого количества граждан различными видами транспорта.

По нашему мнению, надлежащий уровень безопасности транспортной системы в ситуации проведения крупномасштабных мероприятий, предполагающих массовое участие граждан, прямо зависит от обладания субъектами правоохраны правовыми и организационными ресурсами, достаточными для обеспечения безопасности.

Транспорт является потенциально уязвимой мишенью для терроризма, проявления которого могут стать серьезным испытанием на прочность

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

всей правоохранительной системы государства. В последние годы террористическая активность, направленная на объекты транспорта и транспортной инфраструктуры Российской Федерации, значительно возросла. Из-за высокой степени уязвимости объекты транспорта становятся особенно привлекательны для террористов во время проведения крупномасштабных массовых мероприятий, так как террористические акты, совершенные в этот период могут привести к большому количеству жертв и пострадавших, парализовать проведение самого мероприятия и вызвать широкий общественный резонанс.

Трагические события, связанные с терактом в московском аэропорту Домодедово продемонстрировали, сколь уязвимы наши транспортные системы, повысили осознание необходимости защиты важных транспортных инфраструктур, в связи с чем вопрос об усилении безопасности на транспорте стал особенно актуален. Для оптимизации работы, связанной с транспортным комплексом, и обеспечения его безопасности Президентом Российской Федерации был подписан указ о введении в структуре МВД России должности заместителя министра внутренних дел, отвечающего за транспортную безопасность [3].

В рамках обеспечения транспортной безопасности в ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3—ФЗ «О полиции»[2] на полицию были возложены следующие обязанности:

— обеспечить безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

— участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации;

— охранять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аэропорты и объекты их инфраструктуры;

— выносить заключения о возможности допуска лица к работе в службе авиационной безопасности в случаях, когда это связано с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также окружающей среды.

Проблемы обеспечения транспортной безопасности рассматривались на коллегии МВД России в 2011 г., где была также проанализирована подготовка органов внутренних дел к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период проведения форума АТЭС в 2012 г. во Владивостоке, Универсиады в 2013 г. в Казани и поставлены задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения Зимней олимпиады в 2014 г. в Сочи.

Применительно к АТЭС—2012 коллегия МВД Российской Федерации указала на отсутствие необходимого управленческого воздействия на решение имеющихся проблем со стороны Главного управления МВД России на транспорте и Управления МВД России по Приморскому краю, что существенно затрудняет эффективное обеспечение служебной деятельности в период подготовки и проведения саммита.

В решении коллегии была отмечена слабая организация мероприятий по обеспечению безопасности на объектах транспортного комплекса как Приморского края, так и в целом по Российской Федерации, не отвечающая поставленным задачам, обращено внимание на крайне низкий уровень антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры Приморского края и недостатки в реализации нормативных правовых актов в области транспортной безопасности — Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16—ФЗ «О транспортной безопасности» [1] и Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [4], где прописаны такие понятия, как категорирова-ние объектов транспортной системы и транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности государством, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, уровни безопасности и др.

Социологический опрос, проведенный среди слушателей Академии управления МВД России очного и заочного обучения, показал, что Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16—ФЗ «О транспортной безопасности» реализуется не в полной мере, что во многом определено слабым уровнем распространения информации о нем.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О полиции» и ряде иных подзаконных нормативных актов, направленных на дальнейшее реформирование МВД России, вопросы организации взаимодействия полицейских формирований и неполицейских структур — хозяйствующих субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность, должной правовой регламентации, которая удовлетворяла бы потребности оперативного реагирования на существующие угрозы, не имеется. Это не только негативным образом сказывается на результатах оперативно-служебной деятельности транспортных и территориальных органов внутренних дел, но и создает предпосылки для дальнейшего осложнения криминальной обстановки, снижает эффективность профилактических мероприятий, ухудшает криминогенную обстановку в целом. К негативным моментам можно отнести и необоснованное сокращение личного состава органов внутренних дел на транспорте.

57

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

58

Необходимо отметить, что Министерством транспорта Российской Федерации 8 февраля 2011 г. были изданы следующие приказы: № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» [5], № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» [6] и № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» [7].

Данные приказы определили систему мер защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, утвердили требования по обеспечению транспортной безопасности, обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры различных категорий и уровней безопасности, подробно регламентирующие их права и обязанности.

На субъекты транспортной инфраструктуры возложены следующие обязанности: назначение лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; выявление уязвимости объектов инфраструктуры и транспортных средств и утверждение результатов их оценки; разработка, утверждение и реализация планов обеспечения транспортной безопасности; обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах управления обеспечением транспортной безопасности; воспрепятствования проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объектов транспортной безопасности вне установленных контрольно-пропускных пунктов; защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры от несанкционированного доступа к элементам обработки и хранения данных.

Необходимо отметить, что ОАО «Железные дороги» разрабатывает проект концепции развития железнодорожного сообщения с учетом проведения в России Чемпионата мира в 2018 г., исходя из того, что железнодорожным транспортом нужно будет перевезти полмиллиона человек. Чемпионат решено проводить в 13 городах Российской Федерации, сообщение между которыми планируется организовать как сверх-

скоростное движение (до 350—400 км/ч). Для этого предлагается построить две скоростные магистрали и закупить более 100 скоростных поездов. Одна из веток, к примеру, свяжет Москву и Екатеринбург [8, с. 3].

Важной составляющей транспортной структуры, нуждающейся в защищенности, является метрополитен. Только московский метрополитен за сутки перевозит около 9 млн пассажиров, для чего ежедневно используется 10 600 поездов с минимальным интервалом движения 1,5 мин. [9, с. 166]. Метрополитен является ведущим и наиболее удобным видом городского пассажирского транспорта. Он надежно связывает транспортные инфраструктуры с объектами проведения различных крупномасштабных массовых мероприятий — политических, культурно—массовых, спортивных и религиозных.

События последних лет показали, что метрополитен стал одной из основных мишеней террористов. Притягательность метрополитена в качестве объекта террористических устремлений обусловлена большими пассажиропотоками, интенсивностью движения поездов, ограниченным пространством, свободным проходом на станции и невозможностью широкомасштабного использования технических средств для обнаружения оружия и взрывчатых веществ. На объектах метрополитена отсутствуют нормативно закрепленные зоны безопасности (отчуждения), функционируют только противопожарные или санитарные полосы. Открытые участки путей (депо) практически не охраняются.

Отсутствуют нормативно определенные критерии оценки состояния антитеррористической защищенности метрополитена. Вследствие этого не решен вопрос выявления и своевременного предотвращения попыток совершения террористических акций, в первую очередь с применением взрывчатых веществ, химического и бактериологического оружия.

Станции московского метро отлично защищены от внешних взрывов, особенно те, которые введены в строй во время и после Великой Отечественной войны. При строительстве предполагалась защита станций от конкретных угроз — наземных взрывов в случае авианалета или ядерного удара. Тяжелые гермозатворы, закрывающие входы на станции и тоннели, защищают от ударной волны, светового удара, и даже частично — от радиоактивного излучения. Но сегодня эта внешняя «непробиваемость» московского метро может создать проблемы обеспечения безопасности населения: при внутреннем взрыве или возникновении пожара со значительным задымлением тоннелей и станций будет очень трудно эвакуировать пострадавших.

Вызывает обеспокоенность то, что до настоящего времени не разработаны требования по

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метро, хотя указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте» пред-усматрено создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.

Одной из задач, стоящих перед территориальными органами внутренних дел и органами внутренних дел на транспорте при проведении крупномасштабных массовых мероприятий в крупных городах, является регулирование движения потоков зрителей от транспортных средств к объектам проведения и обратно. Для успешного ее выполнения необходима четкая организация взаимодействия между управлением внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел. Практика подтверждает, что наиболее целесообразной формой управления службами и нарядами в данный период является централизованное руководство единого органа управления, когда заместителем начальника этого органа управления является ответственный руководитель управления внутренних дел на транспорте.

В соответствии с приказом от 19 июня 2008 г. № 532 «О проведении командно-штабных и тактико-специальных учений в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи» в дальнейшем будет планироваться разработка учений и игр. И представляется необходимым одну такую оперативно-командную игру увязать с транспортной проблемой и назвать, например, «Командно-оперативная игра "Транспорт — 2012"».

При проведении крупномасштабных массовых мероприятий и для оптимизации обеспечения транспортной безопасности в этот период по нашему мнению необходимо принятие комплекса следующих мер:

— завершить создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте;

— инициировать разработку нормативных правовых актов, утверждающих требования по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене;

— выделить необходимые бюджетные средства на функционирование комплексной программы;

— оснастить специальными техсредствами наиболее уязвимые места объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими

устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства;

— создавать при подготовке и проведении крупномасштабных массовых мероприятий единый орган управления, в который включать руководителей территориальных и линейных органов внутренних дел на транспорте.

Список литературы

1. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 7 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837-1818.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Указ Президента Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 118 // Рос. газ. 2011.1 марта.

4. О создании комплексной системы обеспечения населения на транспорте: Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 // СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1637.

5. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта: приказ Министерства транспорта России от 8 февраля 2011 г. № 40 // Рос. газ. 2011. 16 марта.

6. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: приказ Министерства транспорта России от 8 февраля 2011 г. № 41 // Рос. газ. 2011. 16 марта.

7. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и автодорожного хозяйства: приказ Министерства транспорта России от 8 февраля 2011 г. № 42 // Рос. газ. 2011. 16 марта.

8. На перевозку болельщиков власти потратят триллион рублей // Мир новостей. 2011. № 22 (909). Май.

9. Солоненко Д.Ю. Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры на примере создания пилотной комплексной системы обеспечения безопасности пассажиров на станции «Охотный ряд» Московского метрополитена: сб. трудов ХХ международ. науч. конф. М., 2011.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.