Научная статья на тему 'Применение программно-целевого планирования в сфере обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий'

Применение программно-целевого планирования в сфере обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PROGRAM AND TARGET PLANNING / КРУПНОМАСШТАБНОЕ МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / LARGE-SCALE MASS ACTIONS / ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / LEGAL ORDER AND PUBLIC SECURITY / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PROVIDING RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пожидаев С.Г.

В статье рассматривается применение программно-целевого планирования органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий, обосновывается необходимость формирования временной организационной структуры по разработке и реализации мер, направленных на достижение поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of program and target planning in the sphere of providing public order and security at carrying out large-scale mass actions

The application of program and target planning of law-enforcement bodies when providing public order and security at carrying out large-scale mass actions is considered, the necessity of formation of temporary organizational structure on the development and implementation of the measures aimed at the achievement of the above stated goals is justified.

Текст научной работы на тему «Применение программно-целевого планирования в сфере обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий»

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

3. Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан: приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122.

4. Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации: приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 2.

5. Об организации работы в Следственном комитете Российской Федерации по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы: приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 10.

Всероссийская перепись населения // Рос. газ. 2011. 28 марта.

Кротов А.А. Расследование убийства, связанного с фактом безвестного отсутствия потерпевшего // Следственная практика. М., 2010. Вып. 180.

Михайлов Б.П., Варшавец Д.Б. Тактико-психологические основы обеспечения первоначального этапа раскрытия убийств, замаскированных под безвестное исчезновение граждан: актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятель-

6.

7.

ности органов внутренних дел // Научный журнал. 2008. № 1(5).

9. О розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших: экспресс-информация за 2002 г. М., 2002.

10. Состояние преступности в России за 2010 год. М., 2011.

11. Состояние преступности в России за 2011 год. М., 2012.

12. О розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов: Сведения за 2010 г. М., 2011.

13. О розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов: сведения за 2011 г. М., 2012.

14. Шиканов В.М. Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений. Иркутск, 1990.

15. Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления: словарь-справочник. М., 1997.

Тел.: 8 (499) 745-82-74

С.Г. ПОЖИДАЕВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Применение программно-целевого планирования в сфере обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий

В статье рассматривается применение программно-целевого планирования в органах внутренних дел по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий, обосновывается необходимость формирования временной организационной структуры по разработке и реализации мер, направленных на достижение поставленных целей.

Программно-целевое планирование, крупномасштабное массовое мероприятие, правопорядок и общественная безопасность, ресурсное обеспечение.

Актуальность и необходимость применения программно-целевого планирования в деятельности органов внутренних дел продиктована межведомственным характером, разнообразием и сложностью поставленных перед ними задач. В условиях, когда возможности экстенсивного развития системы органов и подразделений МВД России существенно ограничены, именно программно-целевое планирование в сочетании с различными методами управления позволяет сконцентрировать и рационально использовать имеющиеся ресурсы для решения

наиболее важных вопросов по поддержанию правопорядка и безопасности.

Программно-целевая методология выступает основой и действенным средством совершенствования структуры органов внутренних дел [7], в частности, решает проблемы комплексного межведомственного планирования в сфере обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий как в целом по Российской Федерации, так и в рамках ее субъектов.

Перспективное целевое планирование как элемент управленческой деятельности в контексте программно-целевого управления органами внутренних дел зачастую носит стратегический характер и требует значительных временных затрат на разработку альтернативных управленческих решений на основе различных вариантов прогнозов, что связано с необходимостью применения в определенном смысле нестандартного аналитического мышления и в связи с этим — наличия специальной подготовки у сотрудников управленческого звена, которым на практике в территориальных органах внутренних дел (особенно на региональном и районном уровне) [1] часто приходится сталкиваться со спектром проблем разработки программной части обеспечения общественной безопасности различных массовых мероприятий. Это свидетельствует о наличии практической потребности в соответствующем научно-методическом обеспечении.

Однако в научной литературе отсутствует комплексное аналитическое обобщение накопленного опыта отдельных организационно-правовых аспектов разработки и реализации специальных планов (программ) обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий. Более того, использование форм и методов программно-целевого управления в ряде территориальных органов внутренних дел на региональном уровне затруднено в связи с отсутствием в большинстве из них соответствующих научно-методических рекомендаций. Имеющиеся рекомендации в целом не систематизированы и представлены в различных научных источниках лишь фрагментарно. В определенной степени оказался утраченным и опыт, накопленный при проведении Олимпийских игр 1980 г. в Москве.

Перед рассмотрением понятийного аппарата программно-целевого планирования необходимо определиться с термином «крупномасштабное массовое мероприятие», под которым, на наш взгляд, следует понимать социально значимую, организованную, ле-

гитимную форму активных, осуществляемых в общественных местах в определенные сроки на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, действий значительных (свыше 100 тыс. человек) масс людей.

Считаем, что крупномасштабные массовые мероприятия представляют объект обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, требующий концентрации значительных сил и средств органов внутренних дел и местного самоуправления, разработки и реализации комплекса мероприятий, формирования специализированных временных органов управления.

Как отмечается в ряде источников [5, с. 24], в программно-целевом управлении имеются сложности с определением понятийного аппарата: в справочной литературе встречается определение, согласно которому программно-целевые методы управления — это методы увязки целей и ресурсов с помощью программ. Утверждается, что их суть состоит в применении системного подхода при формулировании целей социально-экономического развития, разделении их на подкрепленные ресурсами подцели и цели согласованной реализации [9, с. 372].

В широком смысле под программно-целевым методом понимают способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и осуществления системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивается решением возникших проблем.

Однако в данном подходе фактически не просматриваются условия и устройство механизма применения программно-целевой методологии, и если исходить из данной трактовки, то с помощью программ можно решать любые проблемы, возникающие в деятельности организации в рамках ее штатной организационно-управленческой структуры без каких-либо изменений либо модернизаций, т. е. с помощью распространенного в менеджменте «управления по целям».

Представляется, что такой подход лишь частично раскрывает понятие «программно-целевой метод управления». Можно согласиться с мнением А.П. Герасимова и Б.Е. Власова, которые под программно-целевым управлением понимают «комплексное планирование и управление, связанное с временной модификацией организационно-управленческой структуры, базирующееся на научно обоснованном определении социальных и экономических целей, их разукрупнении на промежуточные цели и задачи, которые оптимально увязываются с выделенными

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

для этого ресурсами на весь период реализации поставленных целей» [6, с. 6]. Учитывая определенно родственный характер терминов «план» и «программа», рассматривая программирование в контексте исследуемой темы, под программно-целевым планированием мер по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий нами понимается один из видов планирования деятельности органов внутренних дел на основе комплексного использования сил и средств по решению задач и достижению поставленных целей в строго определенные сроки с применением различных форм программно-целевого управления.

Исходя из накопленного опыта участия органов внутренних дел в реализации различных социально-экономических проектов федерального и регионального уровней, думается, что при проведении крупномасштабных массовых мероприятий, таких, как Олимпийские игры, роль правоохранительных органов может быть детально определена в рамках целевых программ, которые ориентируют и координируют деятельность всех заинтересованных ведомств в сфере поддержания правопорядка и безопасности.

В этом смысле данные целевые программы представляют, по сути, основополагающие (целезадающие) документы, устанавливающие, кто конкретно, в какие сроки, где (на федеральном и/или на региональном уровнях), каким образом и что именно должен сделать для обеспечения общественной безопасности, т. е. указывают на необходимость комплексного решения конкретных проблем, отличающихся от возникающих в текущей деятельности сложностью, межотраслевым и нестандартным характером, и часто — масштабностью.

Использование методов программно-целевого планирования и управления в деятельности органов внутренних дел продиктовано прежде всего разнообразием, сложностью и межведомственным характером возникающих перед ними задач.

Как показывает практика, программно-целевой метод часто необходим при наличии проблемных ситуаций, не решающихся вследствие инерционного режима функционирования и развития имеющейся организационной системы. Иначе говоря, он должен использоваться в том случае, когда проблема не устранима в процессе естественного функционирования системы или имеет тенденцию к обострению.

В субъектах Российской Федерации разработка программ в сфере охраны правопорядка и безопасности при проведении крупномас-

штабных массовых мероприятий начинается с выяснения проблем в деятельности органов внутренних дел, характеризующих ситуацию для субъекта управления в целом.

При проведении крупномасштабного массового мероприятия конкретным территориальным органом внутренних дел на региональном уровне при обеспечении правопорядка и безопасности может возникнуть, например, рассогласование между действительным и желаемым (прогнозируемым) состоянием правопорядка и безопасности. В данном случае для его устранения необходимо принять специальные меры программного характера, сконцентрировав усилия, мобилизовав ресурсы для решения проблем в течение конкретно определенного срока, как правило, не совпадающего с планово-отчетным периодом.

Следовательно, программно-целевой метод относится к категории проблемно ориентированных. Он тесно связан с решением масштабных, долговременных задач, к которым относятся крупномасштабные массовые мероприятия, в частности Олимпийские игры.

Таким образом, программно-целевой метод подразумевает изначальную постановку целей, на достижение которых ориентированы меры, предусмотренные программой. Целевой комплекс программы определяется, с одной стороны, характером решаемой проблемы, с другой — ресурсными возможностями и другими существенными ограничениями, например, конкретными либо возможными сроками реализации целей.

Однако именно формирование и реализация целей в период подготовки и проведения крупномасштабного массового мероприятия и представляет особую сложность. Так, общая цель, достижению которой подчинены все планируемые мероприятия, должна быть структурирована до элементарных частей (подцелей) с определением целевых нормативов, которые могут указываться на количественной шкале показателей либо на порядковой шкале («шкале наименований»). Цель будет считаться достигнутой лишь тогда, когда к заданному сроку выполнены все заранее согласованные целевые нормативы.

Выявленная же иерархия целей (обычно представляемая в виде древа) служит основой для разработки конкретных мероприятий, а также определения объема и номенклатуры требуемых ресурсов, сил и средств.

На практике наиболее распространено понятие «целевая программа», которое является базовой категорией программно-целевого планирования и управления. Однако во многих научных источниках и нормативных пра-

вовых документах встречаются понятия «комплексная программа», «целевая комплексная программа».

Под комплексной программой может пониматься просчитанный по ресурсам, исполнителям и срокам завершения комплекс мероприятий социального, экономического, организационного, специального и иного характера, осуществление которых обеспечивает реализацию поставленной цели (или комплекса целей).

Организация общественного порядка и безопасности при проведении различных массовых мероприятий — это комплексная задача, решение которой во многом зависит от четко продуманных, скоординированных действий государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, которые в пределах своей компетенции несут ответственность за создание соответствующих условий для успешного проведения массовых мероприятий [4, с. 309].

В данном случае необходимо решить проблему обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении различных массовых мероприятий путем разработки и реализации специальных планов или программ.

По нашему мнению, разрабатываемые органами внутренних дел непосредственно либо при их участии программы по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий должны быть составлены с учетом следующего:

— обстоятельств, диктующих необходимость разработки программы;

— главной цели разрабатываемой программы;

— временно ответственных лиц, способов и сроков реализации программы;

— перечня ресурсов, необходимых для реализации программы;

— указания источников необходимых ресурсов и гарантированных сроков выделения (поступления) финансовых и материальных средств;

— системы оценки результатов выполнения программных мероприятий и комплексной программы в целом.

Следует отметить, что срок действия программы должен тщательно просчитываться исходя из возможностей достижения цели с учетом имеющихся сил и средств, состояния среды функционирования и т. д. Однако решение данного вопроса при разработке программ в условиях действия ряда ограничений нередко представляет довольно сложную проблему [8].

Еще одна особенность программ по поддержанию правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий с участием правоохранительных органов состоит в том, что эти программы, как правило, носят межведомственный (межотраслевой) характер. Именно с их помощью удается наладить межотраслевое взаимодействие по горизонтали и преодолеть рамки ведомственных барьеров.

Однако программы, разрабатываемые по отдельным направлениям деятельности служб и органов внутренних дел, нацеленные на борьбу с отдельными видами преступлений и правонарушений, несколько отличаются от программ по поддержанию правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий, так как их специфика прежде всего состоит в том, что они реализуются непосредственно в процессе повседневной деятельности конкретных служб и органов внутренних дел. В то же время оба вида программ могут накладываться друг на друга в процессе подготовки и проведения крупномасштабного массового мероприятия.

Так, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» [2] реализуется как в ежедневной деятельности органов внутренних дел в различных субъектах Российской Федерации, так и посредством мероприятий по подготовке и проведению Олимпиады—2014, проводимых на территории обслуживания ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Как следует из сущности программно-целевой методологии, разработка целевых программ (в частности, ведомственных) не должна подменять или частично заменять планы органов внутренних дел. Программы обеспечения правопорядка и безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий в случае их разработки должны иметь приоритет в системе плановых решений территориальных органов внутренних дел и учитываться в процессе текущего и перспективного планирования.

Следовательно, программу следует рассматривать как директивный плановый документ или специальное средство межотраслевого управления различными видами деятельности и объектами в системе органов внутренних дел, а также решения вопросов межведомственного взаимодействия.

Практическим примером является программа поэтапной подготовки к проведению XXII Олимпийских игр и XI Параолимпий-ских игр 2014 г. в городе-курорте Сочи, составленная на период 2008—2014 гг., разработанная в соответствии с распоряжением

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Она состоит из семи этапов с конкретным указанием времени ввода строительных объектов, направлена на организацию профилактической работы дополнительно откомандированными из субъектов Российской Федерации сотрудниками органов внутренних дел в местах размещения рабочих и специалистов, задействованных в строительстве олимпийских объектов.

Особыми компонентами механизма программного планирования являются специально создаваемые временные организационные структуры, а также структуры, необходимые для управления элементами программы и программными действиями в целом.

Так, для реализации комплекса мер по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и координации подготовки сил и средств МВД России, ФМС России, укрепления межведомственного взаимодействия образован оперативный штаб МВД России «Олимпиада—2014». Его руководителем назначен один из заместителей министра внутренних дел России [3].

Кроме того, для формирования в целом эффективной системы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Парао-лимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи создан Центр «Олимпиада—2014», в последствии преобразованный в Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий [1], основной функцией которого является координация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Отметим, что создание Центра «Олимпиада—2014» в целях реализации временных задач не повлекло изменений организационной структуры МВД России или ГУ МВД России по Краснодарскому краю, а, напротив, дополнило ее.

Следовательно, сущность применения организационных форм управления в деятельности органов внутренних дел при подготовке и проведении конкретного крупномасштабного массового мероприятия заключается в том, что они создаются и используются для решения только временных задач, осуществляют работу параллельно с постоянными (штатными или стационарными) структурами, не изменяя и не подменяя их, органично дополняют и усиливают горизонтальную координацию системы. При достижении по-

ставленнои цели программно-целевые структуры расформировываются.

Таким образом, при правильном понимании сущности методологии программно-целевого управления и соответствующем его организационно-методическом обеспечении комплексные программы могут быть использованы как эффективное средство для реализации государственнои стратегии борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, укрепления правопорядка, совершенствования деятельности органов внутренних дел в целом либо по отдельным направлениям деятельности, а также при подготовке и проведении крупномасштабных массовых мероприятий.

Список литературы

1. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газ. 2011. 1 марта.

2. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах»: постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 (в ред. от 14 февраля 2009 г. № 132) // СПС Гарант.

3. Об образовании оперативного штаба МВД России «0лимпиада-2014»: приказ МВД России от 26 января 2009 г. № 46.

4. Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью: Указ ПВС СССР от 8 июня 1973 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 24. (утратил силу).

5. Власов Б.Е. Правовые и организационные аспекты деятельности органов внутренних дел по разработке и реализации программ с преступностью: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

6. Герасимов А.П. Программно-целевое планирование деятельности органов внутренних дел: лекция. М., 1983.

7. Доклад министра внутренних дел генерала армии Р.Г. Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России // Щит и меч. 2006. 23 февр.

8. Иванов Н.Н., Дубинин М.П. Применение программно-целевого метода планирования в решении задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на территории республики, края, области // Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел: труды. М., 1987.

9. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М., 2003.

E-mail: doka02@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.