Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз'

К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
764
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / TRANSPORT SAFETY / TERRORIST THREATS / PASSENGER TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шомахов М.К.

В статье рассматриваются некоторые вопросы и проблемы транспортной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of safety of city public transport from terrorist threats

In article some questions and problems of transport safety of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз»

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

М. К. ШОМАХОВ,

адъюнкт* кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России)

M. K. SHOMAKHOV,

the graduated* in a military academy chairs of management of law-enforcement bodies in special conditions

(Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 316.37

К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз

To a question of safety of city public transport from terrorist threats

В статье рассматриваются некоторые вопросы и проблемы транспортной безопасности Российской Федерации.

Транспортная безопасность, террористические угрозы, пассажирский транспорт.

In article some questions and problems of transport safety of the Russian Federation are considered.

Transport safety, transport.

terrorist threats, passenger

Одним из немаловажных направлений национальной безопасности Российской Федерации является транспортная безопасность.

Проблема обеспечения транспортной безопасности одновременно предполагает принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства от террористических угроз. В современном обществе очень немногие потребности жизнедеятельности людей могут быть удовлетворены без помощи транспорта [1, 6]. При этом одним из распространенных видов транспорта является внутригородской общественный транспорт.

Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются следующими видами общественного транспорта: метрополитен, трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутные такси, которые подразделяются на наземный общественный транспорт и подземный транспорт.

Протяженность сети наземного транспорта, к примеру в таком мегаполисе, как Москва, составляет 1973,7 км., подземного общественного транспорта — свыше 301 км. Ежегодно наземным транспортом перевозится 4,2 млрд человек,

Ранее - старший инспектор оперативного отдела МВД по Кабардино-Балкарской Республике.

Earlier - the senior Kabardino-Balkar Republic inspector of an operations section of the Ministry of Internal Affairs.

а ежедневно — более 12 млн пассажиров. Их обслуживает около 5 700 автобусов, 1500 троллейбусов и 920 трамваев. Общее среднесуточное количество пассажиров Московского метрополитена составляет 6,9 млн человек. Общий объем перевозок между отдельными видами наземного транспорта распределяется следующим образом: автобус — 67 %, троллейбус — 23 %, трамвай — 10 % [16].

Следует отметить, что основную угрозу для транспортной безопасности России представляют террористические акты. Совершение террористических актов на общественном транспорте приводит к значительным жертвам среди населения, дестабилизации общественной жизни, а также способствует развитию чувства неуверенности граждан в собственной безопасности, что в конечном счете и является основной целью террористов.

За период с 2007 по 2013 гг. в России на объектах транспорта произошло 8 крупных террористических актов, в которых погиб 161 человек, сотни получили ранения [15].

Существующие на сегодняшний день в России террористические угрозы на транспорте, в том числе на городском транспорте, побуждают федеральные и региональные органы исполнительной власти к системному подходу в обеспечении антитеррористических мер. Данный

125

ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

о

u

О X

ы

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

126

подход заключается во всестороннем анализе и прогнозе развития ситуации, раннем обнаружении планируемых террористических актов, оперативном сопровождении поступающей информации и заблаговременном упреждающем воздействии на террористическую угрозу.

Перечисленные меры, безусловно, обеспечат значительное снижение вероятности осуществления террористических акций, что в конечном счете будет способствовать сохранению жизни и здоровья граждан.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [1].

На защищенность объектов внутригородского общественного транспорта от террористических угроз оказывает влияние ряд факторов.

1. Своевременное принятие управленческих решений федеральными органами государственной власти, руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для дальнейшего обеспечения безопасности в транспортной системе, к примеру, по обеспечению транспортной инфраструктуры средствами видеонаблюдения и фиксации, а также оборудование станций метрополитена средствами обнаружения взрывчатых веществ.

2. Эффективная деятельность оперативных подразделений правоохранительных органов и специальных служб в получении информации по предупреждению террористических актов.

3. Качественное и всестороннее расследование совершенных террористических актов на городском пассажирском транспорте.

4. Высокая профессиональная подготовка персонала и специалистов службы безопасности транспортной системы, их эффективные действия по предупреждению чрезвычайных происшествий и адекватному реагированию на них.

5. Наличие соответствующей законодательной базы по вопросам безопасности на транспорте и ее совершенствование [2, 5, 3].

К основным направлениям совершенствования законодательной базы можно отнести следующие: упорядочение нормативных актов, содержащих сведения о действиях правоохранительных органов в чрезвычайных обстоятельствах антитеррористического характера; изменение, уточнение и дополнение действующих нормативных актов по вопросам правового регулирования деятельности правоохранительных органов в чрезвычайных обстоятельствах антитеррористического характера в связи с принятием новых Федеральных законов («О полиции», «О противодействии терроризму» и т. д.) [4, 2].

6. Предоставление организациям, занимающимся обеспечением безопасности городского общественного транспорта, современных средств мониторинга пассажиропотока на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств.

При этом основные усилия по обеспечению внутригородской транспортной безопасности должны быть нацелены на правовое воспитание населения, на разрешение кризисных и конфликтных ситуаций политическими методами, без силового воздействия, на подрыв основ терроризма путем пресечения попыток создания экстремистских организаций радикального толка.

Эти стратегические усилия должны привести к позитивным изменениям антитеррористической устойчивости объектов городского транспорта, эффективной деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов и специальных служб в получении информации, значимой для предупреждения и пресечения террористических актов, повышению уровня взаимодействия различных силовых ведомств по вопросам информационно-аналитического обеспечения антитеррористической деятельности.

В ходе организации обеспечения безопасности внутригородского пассажирского транспорта осуществляются определенные превентивные антитеррористические меры.

1. При стабильной (обычной) обстановке функционирования транспортной системы совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая транспортную безопасность; проверяется состояние антитеррористической устойчивости объектов внутригородского общественного транспорта; обеспечивается охрана объектов, расположенных непосредственно на участках местности, прилегающих к транспортным коммуникациям.

2. При осложнении обстановки, когда существует угроза незаконного вмешательства в транспортную деятельность, принимаются дополнительные меры, которые затрагивают деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, участвующих в противодействии терроризму [3].

Например, Министерством транспорта Российской Федерации подготовлены приказы об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, где учитываются уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств [7, 8].

В этих нормативных документах регламентирован комплекс мероприятий для служб и подразделений транспортных систем, выполняемых при повышении уровня террористической угрозы на транспорте.

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

Перечисленные мероприятия планируются и реализуются с учетом специфики конкретных видов городского общественного транспорта.

Субъекты, обеспечивающие защищенность внутригородского пассажирского транспорта от террористических угроз, определены законодательством Российской Федерации. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые принимают участие в противодействии терроризму, а также общественные организации, в той или иной мере связанные с проблемами городского общественного транспорта [2, 4]. Между тем требуется более детальная проработка в законе конкретных антитеррористических мероприятий, проводимых на городском общественном транспорте.

В соответствии с Указом Президента РФ в качестве координатора деятельности субъектов по вопросам противодействия терроризму в различных областях жизнедеятельности общества и государства выступает Национальный антитеррористический комитет (НАК), председателем которого является директор ФСБ России. В работе НАК принимают участие руководители заинтересованных органов исполнительной власти [6].

В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии, которые призваны координировать деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений [12].

Задачами антитеррористических комиссий являются выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, пресечение террористических акций на городском общественном транспорте, минимизация их возможных последствий и др.

Непосредственное управление силами и средствами, привлекаемыми для проведения антитеррористических операций и ликвидации последствий акций терроризма на объектах городского общественного транспорта, осуществляют создаваемые оперативные штабы [13].

Принимаемыми антитеррористическими мерами за последнее время удалось снизить уровень террористической угрозы, предотвратить значительную часть террористических акций на транспорте, однако эти меры полностью не устранили существующие угрозы [9, 10].

Свидетельством этого являются недавние террористические акты, совершенные на городском общественном транспорте в г. Волгограде в октябре-декабре 2013 г., в которых погибли 22 человека и 68 получили ранения различной степени тяжести [11, 14].

Исходя из анализа складывающейся оперативной обстановки в России в области безопасности транспортной системы, можно сделать вывод о том, что существует потребность в проведении ряда первоочередных антитеррористических мер.

Во-первых, необходима разработка новых правовых актов о борьбе с терроризмом на внутригородском пассажирском транспорте, исходя из тактики действия террористов.

Во-вторых, нуждается в уточнении компетенция различных органов власти по ряду вопросов, касающихся механизма обеспечения безопасности городского общественного транспорта. При этом целесообразно предоставить больше самостоятельности субъектам Российской Федерации. Необходимыми полномочиями следует наделить органы местного самоуправления, отдельные полномочия в области обеспечения транспортной безопасности делегировать хозяйствующим субъектам городского транспорта. Следует более четко определить компетенцию различных ведомств и организаций в сфере обеспечения безопасности городского общественного транспорта как при его обычном (штатном) функционировании, так и в случаях чрезвычайных ситуаций.

В-третьих, необходимо совершенствовать систему мониторинга и оценки угроз транспортной безопасности в рамках системы обеспечения транспортной безопасности.

В-четвертых, необходимо улучшить работу по подготовке персонала. При этом на законодательном уровне определить особые требования к сотрудникам, ответственным за обеспечение безопасности на объектах транспорта, а также процедуру специальной проверки кандидатов на замещение должностей в данной сфере трудовой деятельности.

В-пятых, к вопросам обеспечения безопасности городского общественного транспорта необходимо как можно шире привлекать институты гражданского общества.

В заключение следует отметить, что эффективная борьба с терроризмом и террористическими проявлениями может осуществляться только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это продиктовано прежде всего особенностями терроризма, который имеет международные корни.

В связи с этим наиболее приоритетными направлениями международного сотрудничества являются:

— организация взаимодействия по обеспечению защиты от проявлений акций терроризма на городском общественном транспорте, а также выработка совместных решений и принятие практических мер в этой области;

127

ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)

— координация деятельности спецслужб и правоохранительных органов по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности в отношении объектов городского транспорта.

Надежное обеспечение транспортной безопасности стало сегодня для многих стран мира, в том числе и для Российской Федерации, одной из самых актуальных задач, которую можно эффективно решать, только опи-

раясь на систему правовых, организационных, технических, технологических, оперативных и других мер.

Тесное международное сотрудничество и взаимодействие всех структур, привлекаемых к решению вопросов транспортной безопасности, является ключевым фактором достижения успеха как национальных, так и международных систем безопасности общественного городского транспорта.

Список литературы

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

>>

ш S а н

1. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Рос. газ. 2007. 14 февр. № 31.

2. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // СЗ РФ. 2006. 6 марта. № 11. Ст. 1146.

3. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // Рос. газ. 2010. 29 дек.

4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля

2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

5. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 // СЗ РФ. 2006. 20 февр. № 8. Ст. 897.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента РФ от 14 июня

2012 г. № 851 // СПС КонсультантПлюс.

7. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств наземного электрического транспорта: приказ Минтранса России от 5 августа 2011 г. № 209 // СПС Гарант.

8. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена: приказ Минтранса России от 29 апреля 2011 г. № 130 // СПС Гарант.

9. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения: сб. материалов конференции от 29 октября 2008 г. М., 2009.

10. Антипенко В. Ф. Механизм международно-правового регулирования борьбы с терроризмом: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.

11. Взрыв автобуса в Волгограде: хроника событий. URL: http://www.rg.ru/2013/10/21/ reg-ufo/hronika.html (дата обращения: 21.05.2014).

12. Дмитриев С.А. К вопросу о понятии «акт незаконного вмешательства в законодательстве о транспортной безопасности» // Транспортное право. 2009. № 1.

13. Лопатин В.Н. Проблемы предупреждения терроризма на транспорте и пути их решения: материалы II Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». М., 2003.

14. Появилось видео теракта в Волгограде. URL: http://www.utro.ru/articles/2013/10/21/ (дата обращения: 15.04.2014).

15. Транспорт России: информационно-статистический бюллетень. Январь-декабрь 2012 г. М., 2003.

16. Транспорт Москвы в цифрах // Справочно-информационный портал «Москва пассажирская». URL: http://moskva.ruz.net/ (дата обращения: 12.04.2014).

E-mail: yvd-osob@mail.ru

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.