Научная статья на тему 'Опыт стран-организаторов олимпиад по обеспечению защиты от биологической угрозы'

Опыт стран-организаторов олимпиад по обеспечению защиты от биологической угрозы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / MASS EVENTS / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / OLYMPIC GAMES / БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BIOLOGICAL SAFETY / БИОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА / BIOLOGICAL THREAT / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / EPIDEMIOLOGIC CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Онищенко Г.Г., Куличенко А.Н., Зайцева О.А., Ефременко Д.В.

Рассматривается опыт стран-организаторов Олимпийских игр по обеспечению защиты от биологической угрозы. На основании анализа мер, направленных на совершенствования систем эпидемиологического надзора и противодействия биотерроризму на Олимпиаде в Лондоне (2012 г.), даются рекомендации по основным направлениям организационной, профилактической и противоэпидемической работы при проведении массовых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Онищенко Г.Г., Куличенко А.Н., Зайцева О.А., Ефременко Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF OLYMPIC HOST-COUNTRIES IN PROCURING PROTECTION FROM A BIOLOGICAL THREAT

Experience of Olympic Games host-countries in procuring protection from a biological threat is examined. Based on analysis of measures directed at improvement of systems of epidemiologic control and bioterrorism counteraction at London Olympics (2012), recommendations are given on the main directions of organizational, prophylactic and anti-epidemic activities during mass events.

Текст научной работы на тему «Опыт стран-организаторов олимпиад по обеспечению защиты от биологической угрозы»

6. Федорова Л.С. Теория и практика совершенствования дезинфицирующих средств. М., Медицина, 2006.

7. Шандала М.Г. Актуальные вопросы общей дезинфектологии. Избранные лекции. М., Медицина, 2009.

8. Шандала М.Г. Актуальные проблемы сочетанного применения прививочных и неиммунологических методов борьбы с инфекциями. Вестник РАМН. 2012,10: 49-54.

9. Шандала М.Г. Вопросы избирательной токсичности в проблеме безопасности дезинфекционных средств. Дезинфекционное дело. 2013, 1: 14-17.

Поступила 18.06.13

Контактная информация: Шандала Михаил Георгиевич, д.м.н., проф.,

117246, Москва, Научный проезд, 18, р.т. (495) 332-01-10

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014

Г.Г.Онищенко1, А.Н.Куличенко2, О.А.Зайцева2, Д.В.Ефременко2

ОПЫТ СТРАН-ОРГАНИЗАТОРОВ ОЛИМПИАД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ОТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва; 2Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт

Рассматривается опыт стран—организаторов Олимпийских игр по обеспечению защиты от биологической угрозы. На основании анализа мер, направленных на совершенствования систем эпидемиологического надзора и противодействия биотерроризму на Олимпиаде в Лондоне (2012 г.), даются рекомендации по основным направлениям организационной, профилактической и противоэпидемической работы при проведении массовых мероприятий.

Журн. микробиол., 2014, № 1, С. 70—75

Ключевые слова: массовые мероприятия, Олимпийские игры, биологическая безопасность, биологическая угроза, эпидемиологический надзор

G.G.Onischenko1, A.N.Kulichenko2, O.A.Zaitseva2, D.V.Efremenko2

EXPERIENCE OF OLYMPIC HOST-COUNTRIES IN PROCURING PROTECTION FROM A BIOLOGICAL THREAT

1Federal Service of Surveillance for Protection of Consumers Rights and Human Welfare, Moscow; 2Stavropol Research Institute of Plague Control, Russia

Experience of Olympic Games host-countries in procuring protection from a biological threat is examined. Based on analysis of measures directed at improvement of systems of epidemiologic control and bioterrorism counteraction at London Olympics (2012), recommendations are given on the main directions of organizational, prophylactic and anti-epidemic activities during mass events.

Zh. Mikrobiol. (Moscow), 2014, No. 1, P. 70—75

Key words: mass events, Olympic Games, biological safety, biological threat, epidemiologic control

Проблемы биологической безопасности во время массовых мероприятий в настоящее время приобретают все большее значение, прежде всего, по двум основным причинам: возросшей возможностью трансграничного заноса инфекционных болезней вследствие стремительного развития и расширения транспортных пассажиропотоков и процессов неконтролируемой миграции; реальной угрозой биотерроризма из-за доступности биотехнологий и штаммов патогенных микроорганизмов.

Массовые мероприятия представляют идеальные условия для распространения инфекционных заболеваний. Это подтверждается вспышками гриппа во время зимних Олимпийских игры в Солт-Лейк-Сити в 2002 г., норовирусной инфекции на чемпионате мира по футболу в Мюнхене в 2006 г. и среди местного населения во время зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 г. [6]. Однако, в целом, опыт проведения Олимпиад свидетельствует, что службам здравоохранения достаточно успешно удавалось справляться с инфекционными болезнями. На Олимпиадах в Атланте (1996 г.) и Сиднее (2000 г.) на инфекционные заболевания приходилось менее 1% от обращений за медицинской помощью [11, 14], а в Пекине (2008 г.) их число упало на 40% по сравнению с предыдущим годом [12]. Очевидно, что принятые профилактические меры, в частности, в области обеспечения безопасности пищевых продуктов, привели к снижению заболеваемости.

Профилактические и организационные мероприятия, направленные на борьбу с инфекциями при проведении массовых мероприятий, обобщены ВОЗ [4]. Определены три основных звена обеспечения защиты от биологической угрозы при подготовке и проведении таких мероприятий: 1. оценка эпидемиологического риска; 2. осуществление полноценной системы эпидемиологического надзора; 3. своевременное и адекватное реагирование при возникновении эпидемиологических осложнений.

Система оценки и предупреждения развития эпидемиологического риска включает четыре основных звена [1]:

1. Заблаговременная четкая идентификация местных заразных болезней и анализ возможности осложнения эпидемиологической обстановки по ним как в период строительства олимпийских объектов, так и во время проведения Олимпиады.

2. Принятие превентивных мер по снижению опасности инфекционных болезней с фекально-оральным и аспирационным механизмами передачи, риск по которым возрастает вследствии концентрация больших масс людей и увеличения нагрузки на коммунальные системы, сети общественного питания.

3. Предупреждение и реагирование на возможность заноса участниками Олимпиады и зарубежными гостями ряда инфекционных болезней, в том числе и тех, мероприятия в отношении которых регламентируются Международными медико-санитарными правилами (2005 г.).

4. Система действий на угрозу биологического террористического акта во время проведения массовых мероприятий.

Олимпийские игры рассматриваются как событие, а не чрезвычайная ситуация. Но возрастание указанного эпидемиологического риска требует разработки стратегии их предотвращения и реагирования.

В основу системы обеспечения биобезопасности на летних Олимпийских и Параолимпийских играх в Лондоне (2012 г.) был положен опыт предыдущих Олимпиад, при этом в качестве первостепенных были обозначены два направления деятельности: внедрение в практику технических (лабораторных) инноваций; создание эффективных информационных потоков [12].

В период подготовки была создана сеть, включающая различные организации, задействованные в обеспечении биологической безопасности, регламентированы порядок взаимодействия и передачи информации внутри нее. Данная сеть представляла собой командно-административную систему, во главе которой функционировал командный центр, в его состав входили специалисты HPA (Агентство общественного здравоохранения Великобритании), а также ECDC (Европейский центр по контролю и профилактике болезней), WHO (Всемирная организация здравоохранения). Во время Олимпиады этот центр располагался в непосредственной близости к руководству игр и службам безопасности, между этими структурами были организованы надежные коммуникации, включающие основную и дублирующую линии связи.

В круг задач Центра входило: 1. определение проблем, угрожающих общественному здравоохранению; 2. организация подготовки всего персонала общественного здравоохранения и профилактических учреждений к обеспечению готовности на случай чрезвычайных ситуаций; 3. организация мероприятий по минимизации последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

Между командным центром и другими партнерами по обеспечению биологической безопасности игр была организована отдельная линия связи, производились ежедневные совещания, на которых рассматривались отчеты групп, ответственных за эпидемиологический надзор (включая синдромный надзор), данные полученные из лечебной и лабораторной сетей.

HPA совместно с ЕСDС отвечало за следующие направления работы.

1. Осуществление системы надзора, включающей мониторинг вспышек заболеваний и других событий, связанных со здравоохранением, при этом поддерживалась связь с международными организациями для выявления любых инцидентов за рубежом, которые могли повлиять на безопасность Олимпийских игр.

2. Реализацию системы отчетности; вся информация эпидемиологического профиля направлялась три раза в день в оперативный центр на базе HPA, который производил анализ полученных наблюдений и направлял ежедневный отчет руководителям НРА и сотрудникам командного центра [5].

3. Реализацию коммуникационной стратегии для обеспечения связью с организаторами Олимпиады, ключевыми партнерами, общественностью (по мере необходимости).

Коммуникационный вопрос решался посредством установки двух линий связи между всеми участвующими в обеспечении биологической безопасности организациями. Определена и согласована периодичность передачи информации, определен список из двенадцати болезней, в случаях подозрения на которые необходимо было сообщать незамедлительно в командный центр, минуя передачу в другие инстанции. Для врачей общей практики была создана экстренная телефонная сеть на случай немедленного сообщения об этих заболеваниях.

В список болезней, подлежащих особому контролю, входили: сибирская язва, ботулизм (токсин), чума, оспа, туляремия, вирусные геморрагические лихорадки, сап, мелоидоз, атипичная пневмония, бешенство, арбовирусные энцефалиты, холера.

В составе НРА функционировала микробиологическая группа Олимпийского планирования, которой курировались все лаборатории, выполняющие диагностические исследования. Этой группой специально для олимпиады было разработано руководство для врачей национальной службы здравоохранения, санитарных врачей, включающее диагностические алгоритмы, порядок выполнения анализов, формы направлений и информацию для контактов. Были разработаны новые экспресс-тесты на основе метода ПЦР для выявления возбудителей желудочно-кишечных заболеваний, на диагностику которых было обращено первостепенное внимание [9].

Образцы, подозрительные на особо опасные бактериальные и вирусные инфекции, направлялись в лабораторию редких и завозных инфекций (RIPL) Портон Дауна и вирусологическую референс-лабораторию.

Лабораторная сеть в ходе Олимпийских игр включала более 10 крупных лабораторий Великобритании и все лаборатории общественного здравоохранения, находящиеся на территории Лондона. В работе лабораторной службы во время Олимпиады использовались биохимические, серологические, бактериологические, молекулярно-генетические методы. Основным методом исследования была ПЦР. Департаментом биоанализа и группой Горизонт технологий (Department for Bioanalysis and Horizon Technologies Unit (BHTU) проводилось секвенирование для выявления атипичных инфекций [9].

В HPA была организована группа синдромного наблюдения в режиме реального времени (ReSST), которая осуществляла усиленный синдромный надзор и представляла отчеты агентству общественного здравоохранения [8].

Лицам, планирующим посещение Олимпиады в Лондоне, были даны рекомендации по проверке прививочного статуса и проведению вакцинации в соответствии с национальным календарем прививок. Особое внимание следовало обратить на наличие иммунитета к кори, краснухе, паротиту, в связи со спорадическими случаями этих заболеваний на территории Великобритании.

С целью снижения риска завозных случаев инфекционных заболеваний использовали компьютерную систему «BioDiaspora», объединяющую интернет-коммуникации, геоинформационные системы, биостатистику, эпидемиологический надзор. Системой определялись города, в которых закупались авиабилеты в Лондон на период Олимпиады, после чего эти города были включены в список эпидемиологического мониторинга. Прогнозирование риска завозных случаев заболевания осуществлялось с использованием информации от систем здравоохранения и «Health Map» интернет-ресурса [13].

Представленные в открытых источниках информации сведения свидетельствуют, что во время проведения летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне не было зафиксировано чрезвычайных ситуаций медико-биологического профиля и вспышек инфекций.

В середине августа было зарегистрировано возрастание случаев заболеваний ОКИ, которые носили спорадический характер и были вызваны разными возбудителями. Проведенное расследование не позволило выявить источник инфицирования на территории Олимпийского города. Было сделано предположение, что эти случаи не были связаны с пищевыми продуктами [3].

Подчеркивается эффективность мероприятий по усовершенствованию систем синдромного наблюдения как части системы мониторинга общественного здравоохранения. Синдромный мониторинг стал проводиться также в вечернее и ночное время, в выходные дни и государственные праздники [7]. С целью свое-

временного выявления «новых» инфекционных болезней были разработаны и использованы схемы передачи информации для случаев недиагностированных серьезных инфекционных заболеваний (USII) через веб-интерфейс. Данная система размещена в отделениях интенсивной терапии для проведения учета случаев лихорадки, лейкоцитоза и других острых проявлений болезней с неустановленной этиологией. Для проведения отчетности создана специальная форма, включающая основные синдромы. В течение полугода данная система охватила 8,4% взрослого и 31,5% детского населения Лондона и юго-восточного региона Англии. Средний годовой процент недиагностированных серьезных инфекционных заболеваний составил 1,2% (для взрослых — 1,8%, для детей — 0,8%) [10].

Опыт предыдущих олимпиад в Солт-Лейк-Сити (2002 г.), Афинах (2004 г.), Ванкувере (2010 г.) свидетельствует об активном участии сил министерств обороны в реализации мер по обеспечению биологической безопасности во время их проведения. На всех этих олимпиадах функционировали мобильные системы контроля атмосферного воздуха (BASIS) на наличие особо опасных патогенов: возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, оспы, а также ботулинического токсина [2]. Для экспресс-диагностики были задействованы мобильные лаборатории, ориентированные на индикацию возбудителей особо опасных инфекций.

Кроме этого, использовали географические информационные системы (ГИС): для каждого округа были созданы цифровые карты с помощью ArcViev 3,2. Данные технологии использовались различными структурами здравоохранения с целью анализа актуальной информации об обстановке в режиме реального времени и оказания поддержки принятия управленческих решений командным центром по минимизации возможных эпидемиологических последствий [14].

Опыт Лондонской олимпиады, а также мировой опыт организации других Олимпийских игр позволяет выделить ряд основных элементов системы биологической безопасности, которые должны быть учтены при проведении массовых мероприятий:

1. Организация и апробация (в рамках учений) системы взаимодействия служб, обеспечивающих безопасность мероприятия и принятие управленческих решений при ЧС. Это может быть достигнуто в рамках межведомственного центра. Важной составляющей деятельности такого центра является коммуникационная стратегия, направленная на регламентацию порядка обмена информацией и обеспечение ее надежности путем создания основной и дублирующей линий связи.

2. Эпидемиологический надзор, оценка и управление (контроль) риском, предполагающие создание действенной системы мониторинга и анализа ситуации. Внедрение географических информационных систем, определение порядка их использования.

3. Использование системы контроля атмосферного воздуха на наличие биологической угрозы во время проведения массовых мероприятий. Применение специальных автоматизированных постов детекции патогенных биологических агентов (ПБА) в воздухе в местах массового скопления людей.

4. Обеспечение готовности всей лабораторной сети к диагностике различных инфекционных болезней, в том числе атипичных, наличие систем оперативного типирования и секвенирования патогенных микроорганизмов. Разработка специальных инструктивных материалов.

5. Первоочередное внимание уделяется готовности к лабораторной диагностике острых кишечных инфекций и острых респираторных инфекций методом

ПЦР, обеспечению наличия тест-систем и достаточной мощности лабораторной базы для выполнения таких исследований.

6. Включение мобильных формирований (лабораторий), обеспечивающих индикацию особо опасных ПБА в общую лабораторную сеть во время проведения крупных спортивных мероприятий. Поддержание их готовности к детекции возбудителей сибирской язвы, ботулизма (токсин), чумы, оспы, туляремии, вирусных геморрагических лихорадок, сапа, мелиоидоза, атипичной пневмонии, бешенства, арбовирусных энцефалитов, холеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Онищенко Г.Г., Куличенко А.Н., Малецкая О.В. и др. Обеспечение защиты от биологических угроз при проведении олимпийских игр. Пробл. особо опасных инф. 2010, 4 (106): С. 5-8.

2. Biological Aerosol Sentry and Information System (BASIS). http://www.globalsecurity.org/ security/systems/basis.htm (дата обращения 01.09.12).

3. Bulletin — HPA, ECDC, WHO. 24 August 2012. http://www.hpa.org.uk/webc/HPAwebFile/ HPAweb_C/1317135792979 (дата обращения 22.09.12).

4. Communicable diseases alert and response for mass gatherings: key consideration. Geneva, WHO, 2009.

5. Communicable Disease Threats Report http://ecdc.europa.eu/en/publications/surveillance_ reports/Communicable-Disease-Threats-Report/Pages/Communicable-Disease-Threats-Report.aspx (дата обращения 15.10.12).

6. Gundlapalli A.V. et al. Influenza, winter olympiad, 2002. Emerg. Infect. Dis. 2006, 12: 144146.

7. Harcourt S.E., Fletcher J., Loveridge P. et al. Developing a new syndromic surveillance system for the London 2012 Olympic and Paralympic Games. Epidemiol. Infect. 2012, 140 (12): 21522156.

8. Health Protection Agency. Emergency Response.Disease surveillance for London 2012. http:// www.hpa.org.uk/Topics/EmergencyResponse/2012Olympics/DiseaseSurveillance/ (дата обращения 12.11.12).

9. Health Protection Agency. Microbiology Services Division. Client Guide for the 2012 Olympic Games. http://www.hpa.org.uk/Topics/EmergencyResponse/2012Olympics/Labo-ratoryTesting/ (дата обращения 12.11.12).

10. Heinsbroek E. et al. A new surveillance system for undiagnosed serious infectious illness for the London 2012 Olympic and Paralympuc Games. Eurosurveillance. 2012, 17 (31). http:// www.eurosurveillance.org/ViewArticle.aspx?ArticleId=20237 (дата обращения 04.09.12).

11. Jorm L.R. et al. Watching the Games: public health surveillance for the Sydney 2000 Olympic Games. J. Epidemiol. Commun. Health. 2003, 57: 102-108.

12. Moran-Gilad J. et al. Microbiological aspects of public health planning and preparedness for the 2012 Olympic Games. Epidemiol. Infect. Published online August 2012. doi: S0950268812001835.

13. Science at the Olympics: Team science. Cressey D., Callaway E. http://www.nature.com/news/ science-at-the-olympics-team-science-1.11013 (дата обращения 18.01.2012).

14. Tsouros A., Efstathiou P. (ed.). Mass gatherings and public health : the experience of Athens 2004 Olympic Games. WHO/EURO, 2007 (http://www.euro. who.int/__data/assets/pdf_ file/0009/98415/E90712.pdf). Accessed 27 July 2012.

Поступила 13.02.13

Контактная информация: Куличенко Александр Николаевич, д.м.н., проф., 355035, Ставрополь, ул. Советская, 13-15, р.т. (8652)26-03-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.