35 (272) - 2014
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 336.22:005.596.6(1-87)
зарубежный опыт налогового стимулирования малого инновационного бизнеса
и возможности его использования
в россии
Н.А. ФИЛИППОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: kafedranalogow@mail.ru
о.ю. создаева,
аспирантка кафедры финансов и кредита E-mail: sozolga@yandex.ru
Мордовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск
Cтатья посвящена изучению особенностей налогообложения малого инновационного бизнеса в России и экономически развитых странах. За рубежом гибкость и динамизм малых предприятий всячески поощряется и поддерживается, в том числе и в ходе налогообложения. Неслучайно расширение роли малого бизнеса в инновационном процессе является универсальной мировой тенденцией. Так, в настоящее время на долю малых инновационных фирм в развитых странах приходится до 30% объема научных исследований и разработок, до 20% всех создаваемых новшеств.
В статье рассматриваются недостатки действующего механизма применения упрощенной системы налогообложения малыми инновационными предприятиями в Российской Федерации, обозначены основные факторы, сдерживающие внедрение инноваций. В их числе отсутствие закона, регулирующего инновационную деятельность малых предприятий в РФ; отсутствие действенных налоговых стимулов инновационной деятельности; недостаточная финансовая поддержка со стороны государства наряду с высокой стоимостью нововведений; низкий платежеспособный спрос на новые продукты. Также отмечаются высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововве-
дений; низкая востребованность малого инновационного бизнеса; трудности с получением банковских кредитов; сложности с приобретением помещений и высокая арендная плата; нехватка квалифицированных кадров менеджеров и бухгалтеров.
Сделаны выводы и рекомендации о возможности применения опыта развитых стран в современных условиях в России. Так, яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности обеспечивают высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система льготного кредитования и финансовой поддержки малых предприятий. Подобный опыт, адаптированный с учетом российской специфики, будет полезен в нашей стране.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, бизнес, налог, опыт, зарубежные страны, малые инновационные предприятия, упрощенная система налогообложения
В условиях современной экономики России, когда промышленный подъем невозможен без активизации инновационной деятельности, роль малых предприятий возрастает, поскольку малое предпринимательство по своей природе является инновационным. А в условиях современной экономики это его качество превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. Само присутствие малого бизнеса создает предпосылки к инновационному развитию экономики.
Малые организационные структуры обладают рядом преимуществ, в силу которых они максимальным образом приспособлены к ведению инновационной деятельности. В числе указанных преимуществ, в частности:
• высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;
• сильный и многоплановый характер мотивации;
• немногочисленный управленческий персонал;
• вовлечение широкой массы инициативных людей в инновационную деятельность;
• способность осваивать те инновации, которые кажутся слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.
Развитые страны Запада давно обратили внимание на гибкость и динамизм малых предприятий. Поэтому расширение роли малого бизнеса в инновационном процессе является универсальной мировой тенденцией [2]. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)1, в настоящее время на долю малых инновационных фирм в промышленно развитых странах приходится до 30% объема научных исследований и разработок, а также до 20% всех создаваемых новшеств. При этом доля расходов малых инновационных фирм на нововведения составляет 4-5%.
В обрабатывающей промышленности в России доля малых предприятий в затратах фирм на НИОКР составляет около 2,1%, тогда как в экономически развитых странах гораздо выше: в США, Германии, Италии — 5%, в Канаде, Великобритании, Испании, Финляндии — до 15%.
1 Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС. URL: http://oecdru.org.
Очевидно, что проводимая в России политика в области регулирования малого бизнеса не обеспечивает необходимой поддержки и приоритетного развития малого инновационного бизнеса в стране, и, как следствие, удельный вес инновационных предприятий в этом секторе составляет менее 6%, в то время как малый бизнес в сфере торговли и услуг превышает 80% (табл. 1) [5].
Осуществление активной инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации сдерживается рядом объективных и субъективных факторов, в частности:
• отсутствие закона, регулирующего инновационную деятельность малых предприятий в РФ;
• недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, высокая стоимость нововведений;
• низкий платежеспособный спрос на новые продукты;
• высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений;
• низкая востребованность малого инновационного бизнеса;
• трудности с получением банковских кредитов;
• сложности с приобретением помещений и высокая арендная плата;
• нехватка квалифицированных кадров: менеджеров и бухгалтеров;
• отсутствие действенных налоговых стимулов инновационной деятельности, которые в современных условиях приобретают особое значение [5].
Налоговое стимулирование развития и модернизации малого предпринимательства в Российской Федерации реализуется в основном в рамках специальных налоговых режимов (далее — СНР). Однако, несмотря на существование этих льготных налоговых режимов, большая часть малых инновационных предприятий уплачивает налоги по традиционной системе налогообложения. Это обусловлено тем, что ЕНВД и патент представляют собой форму налогообложения, необходимость которой возникает, если административные ресурсы государства не способны наладить эффективное налогообложение в определенных видах деятельности. Другими словами, вмененное налогообложение служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не для снижения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Кроме того, учиты-
Таблица 1
Сравнительная характеристика показателей развития малых инновационных предприятий (МИП) в развитых странах и России, %
Показатель Развитые страны Россия
Доля МИП среди малых предприятий 80 5-6
Объем научных исследований и разработок МИП 30 5
Объем всех создаваемых новшеств 20 2
Доля МИП в обрабатывающей промышленности 15 2
Число разработок МИП, которые доходят до реализации 60 3
Источник: Сайт Общероссийской общественной организации «Опора России». URL: http://new.opora.ru.; Global R&D Funding Forecast; OECD Main Science and Technology Indicators.
вая ограничения по субъектному составу и видам деятельности, предусмотренным ЕНВД и патентной системой, для малых инновационных предприятий более предпочтительной остается лишь упрощенная система налогообложения (УСН), однако льготы при упрощенном режиме налогообложения доступны не всем сферам предпринимательства.
На практике УСН облегчает положение лишь организаций, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Для малых предприятий, которые специализируются на научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) осложняет налаживание делового партнерства с другими фирмами. В случаях применения малым инновационным предприятием УСН фирма, являющаяся плательщиком НДС и осуществляющая покупку его продукции, повторно уплачивает налог с добавленной стоимости, созданной всеми предшествующими компаниями.
Другим фактором, сдерживающим применение УСН малым инновационным бизнесом, являются предельные значения по выручке. Показатель в 60 млн руб. в год с учетом корректировки на коэффициент-дефлятор не позволяет малым предприятиям полноценно пользоваться налоговыми льготами. Дело в том, что их доходы от реализации продукции значительно превышают предельные значения, установленные Налоговым кодексом РФ. Средние показатели годового объема выручки малых инновационных предприятий в зависимости от региона и направления деятельности колеблются от 65 до 250 млн руб. По этой причине через несколько месяцев работы на специальном режиме малые инновационные предприятия вынуждены переходить на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов с большими налоговыми затратами, возникающими при потере права использования УСН.
Среди прочих недостатков действующего механизма применения УСН можно выделить следующие:
• трудовые затраты на ведение налогового и бухгалтерского учета с 2013 г.;
• уплату минимального налога при убыточной или малорентабельной деятельности предприятия;
• необходимость пересчета налоговой базы по единому налогу и уплаты пени в случае реализации основных средств и нематериальных активов до истечения определенного срока с момента учета расходов на их приобретение. Проблемы с применением УСН предопределили низкий уровень ее эффективности в стимулировании малого инновационного бизнеса.
Анализ динамики налоговых поступлений в РФ, представленный в табл. 2, свидетельствует, что начиная с 2009 г. наблюдается устойчивое снижение доли налогов, уплачиваемых при применении СНР, а положительный рост сумм единого налога в разрезе каждого специального режима обусловлен незначительным увеличением числа предпринимательских структур [2].
Анализ динамики налоговых поступлений в РФ, представленный в табл. 2, также свидетельствует, что экономическая роль участников специальных налоговых режимов достаточно низка, а доля этих субъектов в доходах консолидированного бюджета РФ ничтожна.
При этом субъекты малого предпринимательства, применяющие в Российской Федерации общий режим налогообложения, дают основную доходную составляющую в бюджете государства среди всех малых предприятий. Между тем в рамках общей системы налогообложения отдельных льгот, стимулирующих экономическое развитие, для малого бизнеса не предусмотрено. По мнению авторов, в
Таблица 2
Динамика показателей поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2012 гг., млн руб.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 Темп роста 2012 г. к 2011 г., %
Налоговые доходы консолидиро- 8 656 617,9 6 996 956,2 8 440 974,3 10 568 880,8 11 887 660,5 112,5
ванного бюджета РФ
В том числе:
- единый налог, уплачиваемый 119 628,9 109 443,8 134 366,3 158 992,9 188 810,2 118,8
в связи с применением упро-
щенной системы налогообло-
жения;
- тот же налог в % к общей 1,38 1,56 1,59 1,5 1,59 -
сумме
- единый налог на вмененный 62 967,5 63 899,6 70 609,7 71 249,9 78 574,2 110,28
доход;
- тот же налог в % к общей 0,73 0,91 0,84 0,67 0,66 -
сумме
- единый сельскохозяйствен- 2 420,4 2 166,0 2 678,9 3 878,9 3 835,4 98,88
ный налог;
- тот же налог в % к общей 0,03 0,03 0,03 0,04 0,03 -
сумме
Источник: Официальный сайт Федеральной налоговой службы. иКЬ: http://nalog.ru.
государственных интересах следует переместить акценты налогового стимулирования именно на эту категорию предпринимательства, ориентируясь на зарубежный опыт [2].
На современном этапе инновационный бизнес во многих развитых зарубежных странах имеет налоговые льготы и преференции. Следует отметить, что состав налоговых инструментов, направленных на стимулирование инновационного бизнеса, является универсальным, однако механизм и условия их реализации различны. При предоставлении налоговых преференций учитываются размер компании (малая, средняя, крупная), сфера деятельности, «возраст» бизнес-единицы (положительным является наличие статуса молодой компании), объемы затрат, произведенных на научные исследования и разработки, характер деятельности и другие факторы [1].
Изучение и систематизация подходов к налоговому стимулированию инновационной деятельности малых компаний за рубежом позволяет сделать следующие выводы. В качестве широко распространенных льгот для инновационных малых предприятий следует назвать: • налоговые каникулы. Так, во Франции действует
временное освобождение от уплаты налога на
прибыль или частичное его снижение, которое распространяется на вновь созданные мелкие и средние научно-исследовательские фирмы; дополнительные налоговые скидки по налогу на прибыль. Так, в Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20 до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций таких компаний увеличен на 50% — до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. Действующие налоговые льготы для малого и среднего бизнеса позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования и разработки [5];
налоговый исследовательский кредит. Во Франции, например, действует приростной налоговый кредит в размере 30% от первых 100 млн евро, вложенных в НИОКР. Предусматривается и повышенная величина налогового кредита в размере 50% для молодых французских
инновационных компаний, которые впервые
произвели вложения в НИОКР.
В большинстве стран размеры налоговых кредитов являются постоянной величиной и устанавливаются государствами в соответствии с их налоговыми законодательствами, в то время как в США и Японии они подлежат ежегодному пересмотру [4].
Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий, налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль, система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности [5]. Так, например, Китай сократил ставку налога на прибыль с 33,3 до 25%, или до 15% для компаний, которые признаны инновационными, высокотехнологичными предприятиями.
Одним из преимуществ, которыми обладают компании в особых инновационных зонах, является режим льготного налогообложения. К примеру, первые 2 года своего существования компания освобождается от уплаты налога вообще (налог на прибыль для новых инноваций — 0%). Затем инновационные компании начинают платить налог на прибыль от продажи изобретений в последующие 3 года в размере 15% (в то время как в целом по стране он составляет 33%). Компании, работающие в технопарках, платят лишь 10% ставки налога на прибыль, а в некоторых технопарках (например, в Харбине) полностью не платят налог на прибыль.
Кроме того, в Китае существует возможность установления для компании режима полного возврата подлежащих уплате налоговых сумм — если разработчики вкладывают прибыли от коммерциализации своих изобретений в дальнейшие научные разработки.
Упор на развитие инноваций в Китае делается именно на экспериментальные научные разработки. На них приходится 76% от общего числа изобретений, на 2-м месте идут прикладные теоретические исследования, занимающие 17% от общего числа разработок, наконец, фундаментальные исследования занимают около 7%. В развитии инноваций заинтересовано, в первую очередь, государство, поэтому большинство исследований ведется в
основном за счет бюджета2. Правительство Китая последовательно увеличивает вложения в научные исследования и разработки. Так, в 2004 г. общий размер таких инвестиций составил 108,9 млрд долл. (1,5% ВВП), а в 2005 г. — 125,4 млрд долл., в 2006 г. — 139,6 млрд долл. и в 2010 г. расходы на научные исследования достигли 220 млрд долл.
Позитивный опыт вышеприведенных индустриальных стран свидетельствует, что большое значение имеет активная структурная политика — постоянно возобновляемый и осуществляемый процесс, немыслимый без активного государственного регулирования, которое должно и может содействовать оптимальному развитию и функционированию малых инновационных предприятий.
На взгляд автора, для расширения объемов налогового регулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого бизнеса необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства, в частности:
1) сократить налоговые льготы и вычеты, не имеющие социальной направленности и не связанные с научной и инновационной деятельностью, привлекать к уплате налогов организации, работающие с неучтенными денежными оборотами;
2) исключить налогообложение сверхнормативных затрат на подготовку кадров для малых инновационных предприятий и, в первую очередь, на подготовку менеджеров инновационной направленности с учетом опыта индустриальных стран;
3) освободить от налогообложения доход (в случае применения упрощенной системы налогообложения) и прибыль малых инновационных предприятий, экспортирующих не менее 50% товаров, изготовленных с использованием достижений российской интеллектуальной собственности (на период возврата инвестиций);
4) освободить от налогообложения доход (в случае применения упрощенной системы налогообложения) и прибыль малых инновационных предприятий при условии выпуска импортозамещающей продукции и реализации ее внутри Российской Федерации. Как было отмечено выше, к примеру, в Великобритании для стартующих инновационных компаний ставка налога на прибыль снижена с 20 до 1%;
2 См.: Героева А. Расцвет венчурного мира // Коммерсант. 07.08.2014. URL: http://kommersant.ru/doc/1623306.
5) обеспечить учет в составе расходов индивидуальных предпринимателей, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, затрат на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены строения, используемые для осуществления инновационной деятельности.
Система финансирования инвестиций в малое предпринимательство в инновационной сфере должна включать установление аналогичных льгот на капитал, вложенный в малые инновационные предприятия, в рамках привлечения инвестиций для стимулирования технических разработок инновационного характера, делающих выгодным для крупного и среднего бизнеса сотрудничество с малым бизнесом. В инновационной сфере существующие в государственной политике по отношению к малому предпринимательству противоречия (стремление наряду с поддержкой малого предпринимательства сэкономить на малых фирмах в результате отмены льгот) необходимо разрешить путем закрепления дифференцированного подхода к малым предприятиям различных типов. Например, оказывать поддержку в первую очередь малым инновационным предприятиям [5].
В условиях инновационного развития экономики России значительный интерес может представлять зарубежный опыт стимулирования экономической активности субъектов малого бизнеса посредством амортизационной политики. В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования (как стимул для обновления производственных фондов). Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных секторов экономики, поощре-
ния НИОКР или для общего инвестиционного оживления. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. В Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в первый год его работы. Указанные меры стимулирования отражены в табл. 3.
Большая часть стран применяет льготную амортизацию в отношении машин и оборудования, занятых в инновационной деятельности. В этих странах предусмотрена возможность полного списания сразу, что соответствует свободной амортизации, либо льготных сроков или норм списания, что соответствует ускоренной амортизации. Свободная амортизация капитальных расходов на инновации в части стоимости машин и оборудования разрешена, например, в Ирландии, Испании и Великобритании
[3].
Проведенный анализ свидетельствует, что во многих странах проводится эффективная и результативная государственная политика, направленная на развитие и поддержку малого инновационного предпринимательства. На современном этапе практически во всех развитых индустриальных государствах существует система налогового стимулирования инновационной деятельности малых компаний. Налоговое стимулирование развития и модернизации малого предпринимательства в Российской Федерации реализуется в основном в
Страна
Великобритания
Канада_
Германия_
Индия
Италия_
Греция_
Мексика_
Испания_
Таиланд_
Источник: [3].
Таблица 3
Сравнительная характеристика показателей размера и сроков ускоренной амортизации активов, задействованных в исследованиях и разработках в развитых странах __Размер и сроки амортизации_
[ 100%
100%, за исключением зданий и земельных участков_
100%, за исключением зданий и земельных участков_
100%, за исключением зданий и земельных участков; для фармацевтических компаний
и компаний, занимающихся разработкой биотехнологий — 150%_
Машины и оборудование амортизируются 10 лет, здания — 33 года_
3 года_
100%_
Здания — 10 лет, машины и оборудование — «свободная» амортизация_
40% в момент приобретения, остальное согласно законодательству_
рамках специальных налоговых режимов. Однако, большая часть малых инновационных предприятий уплачивает налоги по традиционной системе налогообложения. Поэтому, по мнению автора, для расширения объемов налогового регулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого бизнеса в России необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства в части общей системы налогообложения, ориентируясь на передовой зарубежный опыт.
На взгляд автора, реализация предложенного в данной статье комплекса мер, уже успешно используемых в индустриальных странах и направленных на совершенствование системы и режимов налогообложения субъектов малого бизнеса, с учетом специфики экономического развития России, будет способствовать повышению эффективности инновационного развития малого предпринимательства в нашей стране.
Список литературы
1. Гринкевич А.М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 2. С. 81-86.
2. Косов М.Е. Специальный налоговый режим и инновационная деятельность малого бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 1. С.38-43.
3. Мамрукова О.И. Налогообложение инновационной деятельности предприятий в России: проблемы и направления совершенствования // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 48. С. 20-35.
4. Мельникова И. Стимулирование научно-инновационной деятельности: мировой опыт // Журнал международного права и международных отношений. 2010. № 3. С. 89-93.
5. Мусаева Х.М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2011. № 8. С. 19-26.
National interests: priorities and security Foreign experience
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
INTERNATIONAL EXPERIENCE OF TAX INCENTIVE FOR INNOVATION SMALL BUSINESS
AND THE POSSIBILITIES OF ITS USE IN RUSSIA
Natal'ya A. FILIPPOVA, Ol'ga Yu. SOZDAEVA
Abstract
The article deals with the peculiarities of taxation of small innovative business in Russia and in the economically developed countries. The authors point out that the flexibility and dynamism of the overseas small business in every possible way is encouraged and supported, including through taxation. It is no coincidence that expanding the role of small businesses in the innovation process assumes the universal trend. Thus, at the present time, the proportion of small innovation companies in the developed countries accounts for up to 30% of the volume of research and development, i.e. up to 20% of all new innovations. This article considers the limitations of the application of the simplified system of
taxation for small innovative enterprises in the Russian Federation, and also designates the main obstacles to innovation. Among them is the lack of a law, which governs the innovation of small businesses in the Russian Federation; the lack of strong fiscal incentives for innovation; lack of financial support from the State, along with the high cost of innovation and the low effective demand for new products. The paper emphasizes that there are also high economic risk and long-term return on innovation; low demand of small innovative business; difficulties in obtaining bank credits; the complexity of the acquisition of the premises and their high rents; lack of skilled human resources for managers and accountants. The paper draws the conclusion and
makes the recommendations on the feasibility of the application of the experience of developed countries in the modern conditions of Russia. For example, the China's experience serves as demonstrative example of successful innovation policy, particularly for small and medium business development. The effective use of scientific and technological capabilities and high profits from innovation are provided by a high degree of legal security in the transfer of technology; the tax system, which ensures the tax exempts of small enterprises engaged in the development of new technologies; the system of the concessional lending and financial support for small businesses. The authors emphasize that this experience will be very useful for our country.
Keywords: investment activity, business, tax, experience, foreign countries, small innovative enterprises, simplified taxation system
References
1. Grinkevich A.M. Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti: sravnitel'nyi analiz rossi-iskogo i zarubezhnogo zakonodatel'stva [Tax incentives for innovation: a comparative analysis of the Russian and international legislations]. Vestnik Tomskogo gos-udarstvennogo universiteta — Bulletin of Tomsk State University, 2012, no. 2, pp. 81-86.
2. Kosov M.E. Spetsial'nyi nalogovyi rezhim i in-novatsionnaya deyatel'nost' malogo biznesa [Special tax regime and the innovation of small business activi-ties].Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet—International accounting, 2013, no. 1, pp. 38-43.
3. Mamrukova O.I. Nalogooblozhenie innovatsionnoi deyatel'nosti predpriyatii v Rossii: problemy i napravleniya sovershenstvovaniya [Taxation of the innovation activities of the Russian enterprises: problems and ways of improving].Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet — International accounting, 2012, no. 48, pp.20-35.
4. Mel'nikova I. Stimulirovanie nauchno-inno-vatsionnoi deyatel'nosti: mirovoi opyt [Stimulating research and innovation activities: an international experience]. Zhurnal mezhdunarodnogoprava i mezhd-unarodnykh otnoshenii — Journal of international law and international relations, 2010, no. 3, pp. 89-93.
5. Musaeva Kh.M. Sistemy nalogooblozheniya sub"ektov malogo biznesa: opyt industrial'nykh stran i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v usloviyakh Ros-siiskoi Federatsii [Taxation of small business entities: an experience of the industrialized countries and the possibility of its use in the environment of the Russian Federation]. Nalogi i nalogooblozhenie — Taxes and taxation, 2011, no. 8, pp. 19-26.
Natal'ya A. FILIPPOVA
Ogarev Mordovia National Research State University, Saransk, Russian Federation kafedranalogow@mail.ru Ol'ga Yu. SOZDAEVA Ogarev Mordovia National Research State University, Saransk, Russian Federation sozolga@yandex.ru