5. Komenskij Ja.A. «Velikaja didaktika» (izbrannye glavy) s sajta: http://makarenko-museum.narod.ru/
6. Redkovec I.A. Formirovanie u uchashhihsja obshhestvenno-cennoj motivacii samoobrazovanija, Volgograd: izd-vo VGPI, 1986
7. Ushinskij K.D. «Chelovek kak predmet vospitanija. opyt pedagogicheskoj antropologii», izd-vo: FAIR-PRESS, 2004.
8. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izmenenijami i dopolnenijami)
9. Judenko T.A. avtoreferat dissertacii «Samoobrazovanie shkol'nikov v otechestvennoj pedagogike vtoroj poloviny HH veka: preemstvennost' i novatorstvo»
Мельникова М.И.
Ассистент, аспирант кафедры Методологии инженерной деятельности Казанского национального исследовательского
технологического университета
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
В статье даётся анализ исследований зарубежных авторов, посвящённых проблеме девиантного поведения, в том числе обративших внимание на проблему выявления и предупреждения отклоняющегося поведения, а также характеристику основных причин проявления подобного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, причины отклоняющегося поведения, зарубежные исследования девиантного поведения.
Melnikova M.I
Assistant, postgraduate student of the Department of Methodology of Engineering of Kazan National Research Technological
University
THE FOREIGN EXPERIENCE OF RESEARCH THE PROBLEM OF DEVIANT BEHAVIOR
Abstract
In article there are analysis of research foreign authors that dedicate to problem of deviant behavior, including their views about problem of detection and prevention of deviant behavior, and about characteristics ofprimary reasons of deviant behavior.
Keywords: deviant behavior, reasons of deviant behavior, foreign research of deviant behavior.
На сегодняшний день, учитывая актуальность проблемы отклоняющегося поведения, специалистами различных стран ведутся исследования относительно данного вопроса. Традиционно основоположником большинства теорий, связанных с отклонениями в поведении, называют итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо, родоначальника антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Основной мыслью его стала идея о прирождённом преступнике, согласно которой определённое количество людей рождается со склонностью к совершению преступлений.
Знаменитый австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд считал, что все особенности поведения человека, в том числе, и негативные, объясняются с точки зрения его биологических потребностей и инстинктов. Данная теория Фрейда вызвала возражение у многих зарубежных теоретиков неофрейдизма, утверждавших о прямой зависимости развития личности от среды.
Как правило, большинство исследователей сходятся на мысли о том, что главная причина отрицательных качеств личности -это ошибки семейного воспитания, недостаточность внимания, а также влияние ближайшего окружения. Многие специалисты склонялись и склоняются к тому, что, несмотря на значительную роль воспитания в развитии личности, существует много иных факторов и условий, оказывающих влияние на формирование личности.
Ряд зарубежных учёных (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Т. Шибутани и др.) определяет девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
У.Х. Шелдон, американский ученый, врач и психолог, связывал особенности черт характера личности и склонность к определённому типу поведения, отклонениям со строением тела. Так, он полагал, что эндоморфы - люди умеренной полноты, как правило, общительны, умеют ладить с людьми, а также им свойственно потакание своим желаниям.
Для мезоморфа, стройного и сильного человека, по мнению Шелдона, характерны активность, склонность к беспокойству, он не слишком чувствителен.
Эктоморф - человек с тонким и хрупким строением тела, отличается склонностью к самоанализу, а также повышенной чувствительностью и нервозностью.
После проведённых Шелдоном исследований в центре реабилитации на примере 200 юношей и девушек, он пришёл к выводу, что к девиации более склонны мезоморфы.
В 70-х годах в западных странах получила распространение теория радикальной криминологии, которая определила источником делинкветности социальное неравенство в обществе (И. Тейлор, Дж. Янг, П. Уолтон).
Помимо биологических основ исследователи уделяли внимание развитию теорий, в которых факторы биологические сочетаются с психологическими, социологическими и другими.
Некоторые зарубежные учёные, такие, как О. Ланге, Е. Гейер, Ж. Пинатель, склонялись к выводу о наследственной предрасположенности к преступности, полагая, что определённые психические свойства, передающиеся по наследству, могут быть основой для отклоняющегося поведения.
Э. Эриксон делал акцент на эго-психологию, влияние культуры и социума на становление личности.
А. Адлер подчёркивал роль семьи в формировании личностных качеств индивидуума.
К. Лоренц объяснял человеческую агрессивность инстинктами. Одновременно он признавал возможность регуляции поведения человека и роль моральной ответственности людей за воспитание. Другие же исследователи, опирающиеся на труды К. Лоренца, утверждают, что человек не в силах осуществить контроль над своей агрессией как проявлением инстинкта.
Дж. Доллард разработал фрустрационный подход, основой которого является утверждение о том, что агрессия не предопределена биологически, а представляет собой реакцию на преодоление препятствий, удовлетворение потребностей, ситуацию, где человек лишён каких-то существенных для него вещей, это попытка достичь эмоционального равновесия и удовольствия.
Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д. Уотсон придерживаются мнения, что поведение человека полностью определяет его окружающая среда, его поведение модифицируют окружающие и лидеры социальных групп.
В последние несколько десятилетий в западных странах стал получать широкое распространение феноменологический подход к определению отклонений. В его рамках выделяются четыре типа аномалий. Первый тип включает такие симптомы, как вспыльчивость, склонность к разрушению, наглость, безответственность. Второй тип характеризуется такими особенностями, как замкнутость, тревожность, чувство неполноценности. Третьему типу свойственны пассивность, неуклюжесть. Наконец, четвёртый характеризуется прогулами, преданностью асоциальным группам. [4]
Социологическое объяснение девиантности впервые было предложено в теории «аномии» Э. Дюркгеймом, основоположником теории девиантного поведения как специальной отрасли социологической науки. Он был убеждён, что преступления являются элементом любого здорового общества, без них невозможно его представить.
26
В своей работе «Самоубийство. Социологический этюд» Э. Дюркгейм дал социологическое объяснение социальной девиации, введя в научный оборот понятие «аномия», которым он оперировал при выявлении сущности самоубийства. Он считал, что самоубийство зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми. При этом он не отвергал роли индивидуальных факторов, психического состояния, особых жизненных обстоятельств отдельных самоубийств, но подчеркивал их второстепенность, зависимость от общих социальных причин, состояния общества.[1]
Регулятором поведения человека выступают нормы и правила в обществе. Отсутствие чётко определённых норм и правил поведения порождает моральную неустойчивость индивида.
Колебание общественной структуры во время крупных социальных потрясений и экономических кризисов, в ходе которых меняется социальное положение людей, вызывает возрастание числа самоубийств.
Э. Дюркгейм был убеждён, что для общества девиация является естественной, как и конформизм, и отклонение от нормы несёт в себе не только отрицательное, но и положительное начало, поскольку отклонение от норм подтверждает значимость норм, правил, ценностей, показывает их многообразие, способствует социальному изменению, совершенствованию социальных норм, уточняет их границы.[3]
Д. Мате и Т. Сайкс разработали теорию «нейтрализации», согласно которой преступник не отрицает общепринятых норм морали и в целом признаёт их, но в то же время оправдывает своё преступное поведение с помощью набора защитных механизмов (обвинений жертвы, обстоятельств, ссылок на окружающих). Данная теория, в основном, применяется для объяснения подростковой делинквентности. [2]
Также, по мнению исследователей, отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах, которые в европейских странах впервые возникли после второй мировой войны. Это был протест против существующего общественного порядка и стремление к новым формам существования. Позднее такие формы отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу. Это движения скинхедов, хиппи, панков, металлистов и др.1
Таким образом, как мы можем заметить, западная наука на сегодняшний день накопила богатый запас исследований по различным видам отклонений в поведении. Большим количеством исследователей была изучена и изучается по сей день проблема девиантного поведения. Но, тем не менее, в связи с актуальностью, данная проблема требует к себе постоянного внимания и дальнейшего изучения специалистами различных отраслей науки.
Литература
1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. Пер, с фр. с сокр. Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.
2. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы (социологический анализ) // Социально- политический журнал. - 1995. - № 2 - С. 47-49.
3. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Алетейя, 2001. - 332 с.
4. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. 1998. - 688 с.
References
1. Djurkgejm Je. Samoubijstvo: Social'nyj jetjud. - M.: Mysl', 1994. - 399 p.
2. Ivanov, V.N. Deviantnoe povedenie: prichiny i masshtaby (sociologicheskij analiz) // Social'no- politicheskij zhurnal. - 1995. -№ 2 - P. 47-49.
3. Osipova E.V. Sociologija Jemilja Djurkgejma. M.: Aletejja, 2001. - 332 p.
4. Smelzer N. Sociologija. M.: Feniks. 1998. - 688 p.
Никонов В.И.1, Никонов И.И.2
'Кандидат педагогических наук, доцент, 2кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МНОГОБОРЦЕВ 17-20 ЛЕТ В ПРЫЖКАХ С ШЕСТОМ
Аннотация
В статье приводится сравнительный анализ техники прыжка с шестом в исполнении многоборцев с универсальным стилем прыжка, а также приводятся варианты техники которые используют спортсмены на этапе углублённой специализации
Ключевые слова: прыжок с шестом, техническая подготовка, физическая подготовка, универсальный стиль, варианты техники прыжка.
Nikonov V.I.1, Nikonov И.2
^PhD in Pedagogy, docent, 2PhD in Pedagogy, professor, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youngsters and Tourism TECHNICAL TRAINING OF THE DECATLON SPORTSMAN’S 17-20 OLD IN THE POLE-VAULT
Abstract
The article gives comparative analysis of the technique jump from the pole in the performance of decathlon and universally jump style, and provides variants of techniques which use sportswomen at the stage profound specialization.
Keywords: pole vault, technical training, physical training, universal style jump, technology options of jump.
Десятиборье, один из сложнейших видов современной лёгкой атлетики, включающий в себя много технически и физически сложных дисциплин. Десятиборцы отличаются тем, что им приходится выступать не в одном виде программы, а поочерёдно сразу в десяти видах.
Для успешного выступления на международной арене, что бы завоёвывать медали чемпионатов Мира и Европы спортсмены должны показывать в каждом из 10 видов результат на уровне МС ЕВСК, что довольно сложно даже спортсменам специализирующимся только в одном виде. Неоднократный Чемпион Европы В.Д. Кузнецов и заслуженный тренер СССР К.И. Буханцев неоднократно указывали на связь прыжков с шестом с другими прыжковыми дисциплинами, обеспечивающими успех в соревнованиях многоборцев. Надо отметить, что уровень результатов у Российских десятиборцев в прыжках с шестом далёк от результата необходимого для достойного выступления на международном уровне. Прыжок с шестом такой вид лёгкой атлетики, где работа над техникой занимает довольно много времени. В то время как юные спортсмены, специализирующиеся в десятиборье уделяют недостаточно времени шестовой подготовке. Н.Г. Озолин, В.М. Ягодин и И.И. Никонов тренеры по прыжкам с шестом неоднократно указывали на роль специальных упражнений в подготовке прыгунов с шестом. Относительно низкие результаты в прыжках с шестом отражаются так же на результатах в других прыжковых дисциплинах многоборья, это обстоятельство является одним из факторов скромных результатов у резерва сборной команды России.
Задачи исследования:
1. Исследовать технику прыжка с шестом в исполнении многоборцев.
2. Произвести сравнительный анализ техники прыжка в исполнении многоборцев с ориентировочной моделью техники прыжка с шестом.
Запесоцкий, А. С., Фаин А. П. Эта непонятная молодежь. М., 1990 г. - С. 32-35
27