Научная статья на тему 'Полимодальное представление учебного материала в образовательном процессе'

Полимодальное представление учебного материала в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ / ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ ФОРМУЛЫ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / LOGFRAME MODELS / LOGFRAME FORMULAE / EDUCATION FOR ALL / TEACHING METHODS / TEACHING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников М.В.

В данной статье автором было рассмотрено использование логико-смысловых моделей и логико-смысловых формул как средства полимодального представления учебного материала, реализующие дифференцированный подход в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYMODAL PRESENTATION OF EDUCATIONAL MATERIAL IN THE EDUCATIVE PROCESS

The author considers the use of logframe models and logframe formulae as means of polymodal presentation of teaching materiasl realizing differential approach in the educative process.

Текст научной работы на тему «Полимодальное представление учебного материала в образовательном процессе»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь

Судить о том, насколько детям понятен авторский замысел, мы смогли по тому, как они отвечали на следующие вопросы: «Почему соловей просил никому не говорить о том, что есть маленькая птичка, рассказывающая о большом мире? Каким предстал мир людей в сказке? О чем соловей будет петь императору каждый вечер? Как вы думаете, надо ли петь о несчастье и зле? Какова, на ваш взгляд, идея сказки Х.К.Андерсена «Соловей»? Приведенные ниже ответы учащихся свидетельствуют об эффективности проделанной нами работы.

«Император понимал и любил искусство и поэтому соловей доверял императору. Соловей летает повсюду, он знает жизнь и может рассказать императору обо всем на свете. Нужно знать все о настоящей жизни, чтобы помочь несчастным, попавшим в беду, чтобы сопереживать другим и самому становиться лучше». «Лишенный блеска соловей оказывается сильней и свободней самого императора». «А другие могли его просто использовать, соловей не хотел повторения той истории, которая с ним произошла, он хотел петь только для тех, кто хочет слушать, император может многое сделать, если будет слушать настоящего соловья, настоящую музыку и переживать». «Подлинное искусство бессмертно, его невозможно заменить».

Таким образом, диалог искусств органично включился в систему изучения сказки Х.К. Андерсена «Соловей». Учащиеся проявили активность в выполнении заданий по желанию. Подготовленная книжная выставка вызвала большой интерес, дети с удовольствием рассматривали иллюстрации к сказке «Соловей» художников Эдмунда Дюлака, Аллы Марковской, Елены Потякиной и др., обсуждали, какие эпизоды для иллюстрирования выбирают художники, какие художественные детали используют, что строго соответствует тексту сказки, что художник домысливает. Ребята нашли мультфильм по сказке Х.К. Андерсена «Соловей» и попросили его показать всем. Так как дети хорошо знали произведение, то каждому хотелось высказать своё мнение о мультфильме.

Подобная работа свидетельствует о том, что интересы ребят выходят за рамки программы, изучаемой в начальной школе. Современные уроки литературного чтения (как и уроки любых других предметов гуманитарной направленности) требуют применения других видов искусств, поскольку только разносторонний взгляд способствует полноценному анализу художественного произведения и может стать отправной точкой для формирования культурного поля учеников.

Литература

1. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. - Ленинград: Художник РСФСР, 1977. - 294 с.

2. Каган М.С. Морфология искусства. - Ленинград: Искусство, 1972. - 440с.

3. Кожинов В.В. Виды искусства. - М.,1960. - 90с.

References

1. Vanslov V.V.,Fine art and music.-Leningrad:Khudozhnik RSFSR,1977.- 294 p.

2. Kagan M. S. The Morphology of art. - Leningrad: Iskusstvo, 1972. - 440 p.

3. Kozhin V. V. Arts. - M.,1960. - 90 p.

Мельников М.В.

Старший преподаватель, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) ПОЛИМОДАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В данной статье автором было рассмотрено использование логико-смысловых моделей и логико-смысловых формул как средства полимодального представления учебного материала, реализующие дифференцированный подход в процессе обучения.

Ключевые слова: логико-смысловые модели, логико-смысловые формулы, обучение, методы обучения, учебный материал.

Melnikov M.V.

Senior lecturer, Ulyanovsk high flight school of civil aviation (institute)

POLYMODAL PRESENTATION OF EDUCATIONAL MATERIAL IN THE EDUCATIVE PROCESS

Abstract

The author considers the use of logframe models and logframe formulae as means of polymodal presentation of teaching materiasl realizing differential approach in the educative process.

Keywords: logframe models, logframe formulae, education for all, teaching methods, teaching materials.

За последние десятилетия в России произошли глобальные культурологические, политические, социально -экономические изменения, которые повлекли существенное увеличения значимости роли иностранного и он стал не просто предметом учебного плана, а является на данный момент неотъемлемой частью профессиональных компетенций необходимой для повышения конкурентоспособности на рынке труда не только в России, но и за рубежом.

В результате анализа как зарубежной, так и отечественной литературы по проблеме повышения эффективности обучения английскому языку можно прийти к выводу, что наиболее результативными методами и формами обучения являются те, которые учитывают индивидуальные особенности студентов, в частности, ведущие модальности. Учитывая то обстоятельство, что группа обучающихся представлена студентами с различными ведущими модальностями, эти методы и формы должны базироваться на полимодальном представлении учебного материала. Полимодальное представление учебного материала опирается на модели взаимодействия обучаемого с учебной средой посредством органов восприятия и передачи информации, а также на анализе способов внешнего информации и внутреннего отражения, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. Воспринимаемая

28

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь

информация осознается и перерабатывается в процессе продуктивного мышления, либо подсознательно запоминается, либо утрачивается. Установлено, что предпочтения по способу восприятия и способу обработки информации у человека совпадают. Предпочитаемый способ восприятия информации в сочетании с ведущим способом ее внутреннего отражения образуют ведущую репрезентативную систему.

В процессе переработки информации человек воспроизводит её уже при помощи 4 репрезентативных систем: визуальной (образы), аудиальной (звуки, мелодии), кинестетической (ощущения) и дискретная (внутренний диалог, субъективно -логическое осмысление).

Дискретная репрезентативная система - это система, которая опирается на логическую обработку и анализ информации, полученную по трем выше перечисленным. Она реагирует не просто на какие-то определенные раздражители из окружающей среды, а активизирует субъективное, логическое мышление человека. Люди с ведущей дискретной репрезентативной системой менее эмоциональны, у них доминирует во всем рациональность. Студенты технических специальностей чаще обладают ведущей дискретной репрезентативной системой. Поэтому в качестве примера фасилитации восприятия учебного материала можно привести логико-смысловую модель и логикосмысловые формулы как элементы полимодального представления информации.

Одним из наиболее эффективных компонентов полимодального представления информации в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе, как показал опыт работы, является представление учебного материала в виде логико-смысловых моделей, которые развивают дискретную репрезентативную систему наиболее значимую для будущих инженеров. Так как их профессиональная деятельность связанна в основном с расчетами, построением графиков, чертежей и т.д.

В.Э. Штейнберг ввел понятие «логико-смысловая модель». Она представляет собой многомерную модель, которая состоит из двух основных компонентов: содержательный, который включает в себя смысловые элементы и логический, который определяет порядок расположения смысловых элементов.

В качестве иллюстрации можно привести пример логико-смысловой модели структуры страдательного предиката, которую можно так же описать математическим способом через логико-смысловые формулы. Анализируя все формы страдательного предиката в английском языке можно прейти к выводу, что везде присутствует вспомогательный глагол « to be» в форме, соответствующей характеру действия и форма причастия второго основного смыслового глагола. Выделяя основные элементы структуры страдательного предикта, выявляя их взаимосвязь, определяя смысл каждого элемента (грамматический и лексический), можно их обозначить следующим образом:

B = грамматическое значение вспомогательного глагола to be (форма глагола соответствует числу, лицу и времени)

B (I) = грамматическое значение действия в процессе

B (II) = грамматическое значение действия направленного на предмет

H = грамматическое значение завершенности

P (II) = основной смысловой глагол в форме причастия прошедшего времени, выражающего основное лексическое значение.

Рис. 1

Как видно из рис. 1 логико-смысловые формулы являются готовыми элементами логико-смысловой модели. Логико-смысловая формула - это краткое выражение при помощи букв и чисел устойчивых внутренних взаимосвязей смысловых элементов кого-либо явления. В соответствии с определением дискретной репрезентативной системы, очевидно, что логико-смысловые модели и логико-смысловые формулы являются наиболее эффективным способом представления информации для студентов, обладающих дискретной репрезентативной системой, которая и определяет их стратегию обучения.

Таким образом, полимодальное представление учебного материала, реализующие дифференцированный подход в личностно ориентированном образовании повышает эффективность восприятия учебной информации

29

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека/ Б.Г. Ананьев //Познавательные процессы: ощущение, восприятие.- М.: Наука, 1977.С.49-148.

2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление: хрестоматия по общей психологии Электронный ресурс. / Р. Арнхейм. М.: МГУ, 1981. - Режим доступа: http://strider.ru/2007/03/19/115 - (24.04.2008).

3. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности/ Ю.К.Бабанский.М.:Знание,1981.96с.

4. Brown N. What makes a good educator? The relevance of meta programmes.// Assessment & Evaluation in High Education. Vol. 29. №5. October, 2004.P.515-533.

5. Helm, D. Neuro-linguistic programming: enhanging learning for the visually/ D.J. Helm // Education; Summer. 2000, Vol. 120 - Issue 4. - p. 790.

6. Johnston, C. See me, feel me, teach me Текст. / С. Johnston.// Times Educational Supplement. 2008. - Vol.13. - №11. -P. 2-6.

References

1. Ananyev B.G. Sensory-perceptive human organization/ B.G. Ananyev// Cognitive process: sensation, perception.- M.: Nauka, 1977.С.49-148.

2. Arnheim, R. Visual Thinking: Readings on the general psychology of electronic resources. / R. Arnheim. M .: MGU, 1981. -Access:http://strider.ru/2007/03/19/115 - (24.04.2008).

3. Babanskii, JK The rational organization of learning activities Yu.K.Babanskiy. M.: Knowledge 1981.96s.

4. Brown N. What makes a good educator? The relevance of meta programmes.// Assessment & Evaluation in High Education. Vol. 29. №5. October, 2004.P.515-533.

5. Helm, D. Neuro-linguistic programming: enhanging learning for the visually/ D.J. Helm // Education; Summer. 2000, Vol. 120 - Issue 4. - p. 790.

6. Johnston, C. See me, feel me, teach me Текст. / С. Johnston.// Times Educational Supplement. 2008. - Vol.13. - №11. -P. 2-6.

Никонов В.И.1, Никонов И.И.* 1 2, Чернов С.С.3, Гридасова Е.Я.4

1Кандидат педагогических наук, доцент, 2кандидат педагогических наук, профессор,

3доктор педагогических наук, профессор, 4кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МНОГОБОРЦЕВ 17-20 ЛЕТ

Аннотация

В статье приводятся результаты исследований исходного уровня развития физических качеств многоборцев 1720 лет, и определяется надлежащий уровень развития физических качеств необходимых для овладения современной техникой прыжка с шестом.

Ключевые слова: прыжок с шестом, техника, физическая подготовка, физические качества, многоборье.

Nikonov V.I.1, Nikonov LI.2, Chernov S.S.3, Gridasova E.Y.4

:PhD in Pedagogy, associate professor, 2PhD in Pedagogy, professor, 3PhD in Pedagogy, professor,

4PhD in Pedagogy, associate professor

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youngsters and Tourism THE PHYSICAL TRAINING OF THE DECATLON SPORTSMAN’S 17-20 OLD

Abstract

The article gives results of the study of the initial rate of the development of the physical traits, of the decathlon sportsman 17-20 years old, and the definition of the proper level of supplies for the mastery of the modern pole-vaulting technique.

Keywords: pole vault, technical training, physical training, universal style jump, technology options of jump. the physical traits, decathlon sportsman.

Десятиборье, один из сложнейших видов современной лёгкой атлетики, включающий в себя много технически и физически сложных дисциплин. Десятиборцы отличаются тем, что им приходится выступать не в одном виде программы, а поочерёдно сразу в десяти видах.

Для успешного выступления на международной арене, что бы завоёвывать медали чемпионатов Мира и Европы спортсмены должны показывать в каждом из 10 видов результат на уровне МС ЕВСК, что довольно сложно даже спортсменам специализирующимся только в одном виде. Неоднократный Чемпион Европы В.Д. Кузнецов и заслуженный тренер СССР К.И. Буханцев неоднократно указывали на связь прыжков с шестом с другими прыжковыми дисциплинами, обеспечивающими успех в соревнованиях многоборцев. Надо отметить, что уровень результатов у Российских десятиборцев в прыжках с шестом далёк от результата необходимого для достойного выступления на международном уровне. Прыжок с шестом такой вид лёгкой атлетики, где работа над техникой занимает довольно много времени. В то время как юные спортсмены, специализирующиеся в десятиборье уделяют недостаточно времени шестовой подготовке. Н.Г. Озолин, В.М. Ягодин и И.И. Никонов тренеры по прыжкам с шестом неоднократно указывали на роль специальных упражнений в подготовке прыгунов с шестом. Относительно низкие результаты в прыжках с шестом отражаются так же на результатах в других прыжковых дисциплинах многоборья, это обстоятельство является одним из факторов скромных результатов у резерва сборной команды России.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.