Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека/ Б.Г. Ананьев //Познавательные процессы: ощущение, восприятие.- М.: Наука, 1977.С.49-148.
2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление: хрестоматия по общей психологии Электронный ресурс. / Р. Арнхейм. М.: МГУ, 1981. - Режим доступа: http://strider.ru/2007/03/19/115 - (24.04.2008).
3. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности/ Ю.К.Бабанский.М.:Знание,1981.96с.
4. Brown N. What makes a good educator? The relevance of meta programmes.// Assessment & Evaluation in High Education. Vol. 29. №5. October, 2004.P.515-533.
5. Helm, D. Neuro-linguistic programming: enhanging learning for the visually/ D.J. Helm // Education; Summer. 2000, Vol. 120 - Issue 4. - p. 790.
6. Johnston, C. See me, feel me, teach me Текст. / С. Johnston.// Times Educational Supplement. 2008. - Vol.13. - №11. -P. 2-6.
References
1. Ananyev B.G. Sensory-perceptive human organization/ B.G. Ananyev// Cognitive process: sensation, perception.- M.: Nauka, 1977.С.49-148.
2. Arnheim, R. Visual Thinking: Readings on the general psychology of electronic resources. / R. Arnheim. M .: MGU, 1981. -Access:http://strider.ru/2007/03/19/115 - (24.04.2008).
3. Babanskii, JK The rational organization of learning activities Yu.K.Babanskiy. M.: Knowledge 1981.96s.
4. Brown N. What makes a good educator? The relevance of meta programmes.// Assessment & Evaluation in High Education. Vol. 29. №5. October, 2004.P.515-533.
5. Helm, D. Neuro-linguistic programming: enhanging learning for the visually/ D.J. Helm // Education; Summer. 2000, Vol. 120 - Issue 4. - p. 790.
6. Johnston, C. See me, feel me, teach me Текст. / С. Johnston.// Times Educational Supplement. 2008. - Vol.13. - №11. -P. 2-6.
Никонов В.И.1, Никонов И.И.* 1 2, Чернов С.С.3, Гридасова Е.Я.4
1Кандидат педагогических наук, доцент, 2кандидат педагогических наук, профессор,
3доктор педагогических наук, профессор, 4кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МНОГОБОРЦЕВ 17-20 ЛЕТ
Аннотация
В статье приводятся результаты исследований исходного уровня развития физических качеств многоборцев 1720 лет, и определяется надлежащий уровень развития физических качеств необходимых для овладения современной техникой прыжка с шестом.
Ключевые слова: прыжок с шестом, техника, физическая подготовка, физические качества, многоборье.
Nikonov V.I.1, Nikonov LI.2, Chernov S.S.3, Gridasova E.Y.4
:PhD in Pedagogy, associate professor, 2PhD in Pedagogy, professor, 3PhD in Pedagogy, professor,
4PhD in Pedagogy, associate professor
Russian State University of Physical Culture, Sports, Youngsters and Tourism THE PHYSICAL TRAINING OF THE DECATLON SPORTSMAN’S 17-20 OLD
Abstract
The article gives results of the study of the initial rate of the development of the physical traits, of the decathlon sportsman 17-20 years old, and the definition of the proper level of supplies for the mastery of the modern pole-vaulting technique.
Keywords: pole vault, technical training, physical training, universal style jump, technology options of jump. the physical traits, decathlon sportsman.
Десятиборье, один из сложнейших видов современной лёгкой атлетики, включающий в себя много технически и физически сложных дисциплин. Десятиборцы отличаются тем, что им приходится выступать не в одном виде программы, а поочерёдно сразу в десяти видах.
Для успешного выступления на международной арене, что бы завоёвывать медали чемпионатов Мира и Европы спортсмены должны показывать в каждом из 10 видов результат на уровне МС ЕВСК, что довольно сложно даже спортсменам специализирующимся только в одном виде. Неоднократный Чемпион Европы В.Д. Кузнецов и заслуженный тренер СССР К.И. Буханцев неоднократно указывали на связь прыжков с шестом с другими прыжковыми дисциплинами, обеспечивающими успех в соревнованиях многоборцев. Надо отметить, что уровень результатов у Российских десятиборцев в прыжках с шестом далёк от результата необходимого для достойного выступления на международном уровне. Прыжок с шестом такой вид лёгкой атлетики, где работа над техникой занимает довольно много времени. В то время как юные спортсмены, специализирующиеся в десятиборье уделяют недостаточно времени шестовой подготовке. Н.Г. Озолин, В.М. Ягодин и И.И. Никонов тренеры по прыжкам с шестом неоднократно указывали на роль специальных упражнений в подготовке прыгунов с шестом. Относительно низкие результаты в прыжках с шестом отражаются так же на результатах в других прыжковых дисциплинах многоборья, это обстоятельство является одним из факторов скромных результатов у резерва сборной команды России.
30
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь
Задачи исследования:
1. Исследовать исходный уровень развития физических качеств.
2. Определить надлежащий уровень развития физических качеств многоборцев необходимых для овладения современной техникой прыжка с шестом.
Методы исследования: изучение и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, беседы, методы математической статистики, методы моделирования, расчёт теоретического ожидаемого результата.
Организация исследования. Первый этап работы посвящен сбору и анализу литературных источников. Так же мы проводили анкетирование, опрос интересующего нас контингента спортсменов и тренеров по многоборью и прыжкам с шестом.
На первом этапе:
1) Разрабатывалась диаграмма уровня функциональной подготовки многоборцев и определены слабые и сильные стороны в их физическом развитии.
2) Определена усреднённая модель функционального состояния юношей 17 - 20 лет на современном этапе.
Второй этап 2013 г. - 2014 г. На втором этапе проводился педагогический эксперимент, где нас интересовал
уровень функциональной подготовки испытуемой группы спортсменов. Для получения объективных данных о состоянии функциональных возможностей участников эксперимента, все спортсмены в начале и конце эксперимента были подвержены контрольным испытаниям с целью определения исходного и заключительного уровня функциональных возможностей. В исследованиях нас интересовала сумма факторов определяющих результат в прыжках с шестом в исполнении десятиборцев.
Исследование исходного уровня физических качеств
В работах Оптера С.Л., Блаугера И.Б., Юдина Э.Г., Амосоава Н.И., Кузнецова В.В., Новикова А.А. с 1969 по 1973 гг. и др., утверждается, что "разработка моделей рассматривается как главный инструмент в управлении сложными системами", которыми является тренировочный процесс.
В результате анализа установлено, что во всех скоростно-силовых видах лёгкой атлетики (прыжках в высоту, длину, тройном и в прыжке с шестом) результат определяется развитием однотипных физических качеств (скоростью, прыгучестью, силой и координацией), исходный уровень которых обеспечивает эффективность тренировочного процесса и рост спортивного результата.
Эффективность тренировочного процесса на каждом из этапов многолетней подготовки во многом зависит от исходного уровня физических качеств достигнутого на предыдущих этапах подготовки (табл. 1).
Таблица 1 - Исходный уровень показателей подготовленности
Тесты Спортсмены многоборцы средние
показатели Боро - ов Жит - ов Саби - ов Пав -вич X-средний
30 м с /х 2.78 2.62 2.50 2.7 2.65±0,1
Прыжок с разбега в высоту 190 189 202 190 192.7
/длину 5.80 6.75 7.18 6.33 6.51
100 м п/д 12,2 11.2 11.3 11.1 11,45±0,5
Прыжок в длину с/м 2,80 2,80 3.15 2.94 2.92±0,05
Тройной прыжок с/м 7.88 9.10 9.30 8.80 8.79
"Жим штанги лёжа” 70 90 75 100 83±5
Результат с шестом 3.10 4.40 4.00 3.70 3.80
Пресс 10 раз, на 30° 28.4 16.2 22.2 14.4 20.30
Подтягивания (раз) 13 35 16 27 22±5
Тяга штанги из за головы (кг) 15 20 15 20 17±5
Разбег кол-во шагов 8 12 8 8 8±2,0
Рост / вес 194/82 190/80 191/84 183/77 189±80
Индекс Кетле 0.42 0.42 0.439 0.42 0.42
Результат с шестом после эксперимента 3.40 4.70 4.30 4.10 4.125
Разбег кол - во шагов после эксперимента 10 12 12 12 11.5
Важное значение имеют тестовые показатели, характеризующие развитие мышечных групп принимающих непосредственное участие в выполнении техники прыжка с шестом, - такие, как жим лёжа, тяга «из-за головы», рывок, полуприседы и т.д., отражающих специфику вида.
После проведения тестирования многоборцев была составлена диаграмма, куда были внесены средние показатели функционального состояния экспериментальной группы, позволившие определить сильные и слабые стороны в подготовке спортсменов (рис. 1). Для выявления каждого из факторов участвующих в выполнении прыжка был
31
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь
рассчитан (Т) возможный результат исходя из уровня развития физических качеств участвующих в выполнении 1 и 2 части прыжка с шестом.
Рис. 1 - Функциональное состояние многоборцев испытуемой группы с ярко выраженным отрицательным типом
компенсации физических качеств
По уровню предварительной подготовленности десятиборцы, имеют большой стаж занятий лёгкой атлетикой и другими видами спорта. Но в большей своей массе они относятся к спортсменам с преобладающим развитием нижних конечностей над верхними - с явно выраженной легкоатлетической подготовкой. (По Никонову И.И. - обладающие отрицательной компенсацией физических качеств) [109, 112, 116].
На основании анализа диаграммы функционального состояния было установлены сильные и слабые стороны функциональной подготовки многоборцев. Положительными фактором является показатели, характеризующие первую часть прыжка (разбег - отталкивание).
В результате анализа функционального состояния было установлено, что уровень мышечных групп участвующих в выполнении разбега и отталкивания является положительным фактором и может обеспечить рост результата в прыжках с шестом в пределах от 5м 20см до 5м 30см.
В тоже время анализ топографии мышц верхнего плечевого пояса и туловища является отрицательным фактором, сдерживающим развитие техники опорно-полётной части прыжка с шестом. И соответствует результату равному 4м 20см - 4м 40см. Это объясняется тем, что разбег и отталкивание, лежащие в основе развития центробежной силы прыжка создают условия и нагрузку, превышающую возможности спортсменов направленных на изменение траектории движения ОЦТ из горизонтального направления в вертикальное. (Что может привести к срыву спортсмена с шеста). В связи с этим в технику прыжка включается охранительный рефлекс, который сдерживает достижение максимально возможных скоростей и приспосабливает технику прыжка к условиям ослабленного звена, что в свою очередь является отрицательным фактором и задерживает совершенствование прыжка в целом, что и сказывается на относительно низком результате многоборцев рисунок 1.
Отрицательным фактором является низкий уровень функционального состояния верхнего плечевого пояса и туловища, что является тормозом в освоении техники и возможности реализации скоростных качеств спортсменов. В связи с этим спортсмены используют разбеги в пределах 8-10 беговых шагов, что ограничивает возможности достижения скоростей необходимых для достижения более высоких результатов, таблица 4.
В свою очередь это положение свидетельствует о том, что многоборцы используют в своей подготовке только прыжки через планку, что является менее эффективным методом при развитии физических качеств которые лежат в основе техники опорно-полётной части прыжка (натаскивание на результат). И в меньшей степени они обращают внимание на развитие мышечных групп участвующих в опорно-полётной части прыжка с шестом, которые в свою очередь развиваются за счёт целенаправленного воздействия на мышечные группы, принимающие непосредственное участие в выполнении виса, группировки, протяжки и перехода через планку.
32
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь
Выводы
1) Методика подготовки многоборцев (резерва) требует серьёзной переработки с учётом современных тенденций в развитии физических качеств и формирования двигательного навыка у юношей 17 - 20 лет.
2) В тренировке юношей 17 -20 лет при освоении прыжковых дисциплин, основным методом обучения является расчленённый метод. С использованием специализированных упражнений сходных по структуре с основным упражнением (прыжком с шестом).
3) Технические средства, объединённые в комплексы, являются наиболее эффективным средством изучения техники прыжка с шестом и развития физических качеств необходимых для выполнения техники прыжка.
4) Гармоническое развитие физических качеств, производимое в сенситивные периоды развития ребёнка, создаёт предпосылки для успешного изучения и совершенствования современной техники прыжка с шестом.
5) Индивидуальные показатели мышечной силы, как отдельных мышечных групп, так и суммарные величины у многоборцев имеют значительную вариативность. Сравнивая эти показатели с модельными характеристиками, мы выявили, что у десятиборцев 17 - 20 лет в основном отмечается отрицательная компенсация физических качеств, а также базирующийся на ней индивидуальный стиль техники прыжка с шестом.
6) Включение в тренировку десятиборцев комплексов технико-физических средств шестовиков и методика их применения положительно сказывается на физической и технической подготовке, стабилизирует технику прыжка с шестом и оказывает поддерживающее действие на силовые и скоростно - силовые показатели. Применение комплексов однонаправленных технико - физических упражнений способствует разучиванию и совершенствованию движений. Они расширяют координационные возможности и создают условия для поддержания физических качеств на высоком уровне.
Литература
1. Никонов В.И. Структура опорно-полётной части прыжка с шестом /В.И. Никонов, И.И. Никонов, Н.Н. Чесноков// Наука - лёгкой атлетике. Сборник науч. труд. каф. л. атлетики ИФК Адыгейский Гос. универ. - Майкоп; 2009.- С. 159-167.
2. Никонов В.И. Тренировка день за днём: на примере прыжка с шестом. Развитие физических качеств. (Методическое пособие). /В.И. Никонов, И.И. Никонов // Рос. гос. универ. физ. Культуры и спорта. - М., 2005. - С. 76.
3. Никонов В.И. Взаимосвязь технической и физической подготовки в прыжках с шестом у женщин. / В.И. Никонов, Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7. - С. 66.
References
1. Nikonov V.I. Struktura oporno-poletnoy thasti prezgka s thestom/V.I. Nikonov, I.I. Nikonov, N.N. Thesnokov// Nauka-Legkoy atletike. Sbornik nauk. Trudov. Kaf. L. atleteki IFK Adugeiskiy GOS. Universitet-Maikop; 2009.- S. 159-167.
2. Nikonov V.I. Trenirovka deni za dnem na primere prethka s thestom. Razvitie fizitheskix kathestv. (Metoditheskoe posobie). V.I. Nikonov, I.I. Nikonov// Ros. Gos. Yniver. Fiz. Kylityri I sporta. - M., 2005.-C. 76.
3. Nikonov V.I. Vzajmosvjzj texnjcheskoy j Fezjcheskoj podgotovkj v prjzthax s thestom u zhensthjn. / V.I. Nikonov,m N.N. Thesnokov//Teoriy e praktjka fjzjtheskoy kulture.-2012.-№7.-C 66.
Поллак Г.А.
Кандидат технических наук, доцент,
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШУЮ ШКОЛУ
Аннотация
Рассматриваются вопросы развития образования в связи с изменениями потребностей общества. Обсуждаются проблемы, связанные с применением Smart-технологий в образовательном процессе ВУЗов.
Ключевые слова: Smart-образование, проблемы Smart-образования, технологии образования.
Pollack G.A.
PhD in Engineering, associate professor,
South Ural State University (national research university)
PROBLEMS OF INTEGRATION OF TECHNOLOGIES SMART-EDUCATION IN THE HIGHER SCHOOL
Abstract
Questions of a development of education in connection with changes of requirements of society are considered. The problems connected with application of Smart-technologies in educational process of higher educational institutions are discussed.
Keywords: Smart education, problems of Smart education, technologies of education.
Образование - это живой организм, требования и результаты которого должны соответствовать потребностям о бщества.
«Классическое» образование возникло, развивалось и обслуживало потребности индустриального общества. Индустриальное общество основано на развитой промышленности, для которого характерны, в частности, разделение труда и рост его производительности, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.
Единственным источником знаний для студента были аудиторные занятия с преподавателем и книги, рекомендованные преподавателем. Образование было массовым, стабильным, как правило, завершенным. Результатом классического образования являются знания и получение конкретной профессии.
33