Научная статья на тему 'Проблемы интегрирования технологий smart-образования в высшую школу'

Проблемы интегрирования технологий smart-образования в высшую школу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMART-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / SMART EDUCATION / PROBLEMS OF SMART EDUCATION / TECHNOLOGIES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поллак Г. А.

Рассматриваются вопросы развития образования в связи с изменениями потребностей общества. Обсуждаются проблемы, связанные с применением Smart-технологий в образовательном процессе ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEGRATION OF TECHNOLOGIES SMART-education IN THE HIGHER SCHOOL

Questions of a development of education in connection with changes of requirements of society are considered. The problems connected with application of Smart-technologies in educational process of higher educational institutions are discussed.

Текст научной работы на тему «Проблемы интегрирования технологий smart-образования в высшую школу»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь

Выводы

1) Методика подготовки многоборцев (резерва) требует серьёзной переработки с учётом современных тенденций в развитии физических качеств и формирования двигательного навыка у юношей 17 - 20 лет.

2) В тренировке юношей 17 -20 лет при освоении прыжковых дисциплин, основным методом обучения является расчленённый метод. С использованием специализированных упражнений сходных по структуре с основным упражнением (прыжком с шестом).

3) Технические средства, объединённые в комплексы, являются наиболее эффективным средством изучения техники прыжка с шестом и развития физических качеств необходимых для выполнения техники прыжка.

4) Гармоническое развитие физических качеств, производимое в сенситивные периоды развития ребёнка, создаёт предпосылки для успешного изучения и совершенствования современной техники прыжка с шестом.

5) Индивидуальные показатели мышечной силы, как отдельных мышечных групп, так и суммарные величины у многоборцев имеют значительную вариативность. Сравнивая эти показатели с модельными характеристиками, мы выявили, что у десятиборцев 17 - 20 лет в основном отмечается отрицательная компенсация физических качеств, а также базирующийся на ней индивидуальный стиль техники прыжка с шестом.

6) Включение в тренировку десятиборцев комплексов технико-физических средств шестовиков и методика их применения положительно сказывается на физической и технической подготовке, стабилизирует технику прыжка с шестом и оказывает поддерживающее действие на силовые и скоростно - силовые показатели. Применение комплексов однонаправленных технико - физических упражнений способствует разучиванию и совершенствованию движений. Они расширяют координационные возможности и создают условия для поддержания физических качеств на высоком уровне.

Литература

1. Никонов В.И. Структура опорно-полётной части прыжка с шестом /В.И. Никонов, И.И. Никонов, Н.Н. Чесноков// Наука - лёгкой атлетике. Сборник науч. труд. каф. л. атлетики ИФК Адыгейский Гос. универ. - Майкоп; 2009.- С. 159-167.

2. Никонов В.И. Тренировка день за днём: на примере прыжка с шестом. Развитие физических качеств. (Методическое пособие). /В.И. Никонов, И.И. Никонов // Рос. гос. универ. физ. Культуры и спорта. - М., 2005. - С. 76.

3. Никонов В.И. Взаимосвязь технической и физической подготовки в прыжках с шестом у женщин. / В.И. Никонов, Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7. - С. 66.

References

1. Nikonov V.I. Struktura oporno-poletnoy thasti prezgka s thestom/V.I. Nikonov, I.I. Nikonov, N.N. Thesnokov// Nauka-Legkoy atletike. Sbornik nauk. Trudov. Kaf. L. atleteki IFK Adugeiskiy GOS. Universitet-Maikop; 2009.- S. 159-167.

2. Nikonov V.I. Trenirovka deni za dnem na primere prethka s thestom. Razvitie fizitheskix kathestv. (Metoditheskoe posobie). V.I. Nikonov, I.I. Nikonov// Ros. Gos. Yniver. Fiz. Kylityri I sporta. - M., 2005.-C. 76.

3. Nikonov V.I. Vzajmosvjzj texnjcheskoy j Fezjcheskoj podgotovkj v prjzthax s thestom u zhensthjn. / V.I. Nikonov,m N.N. Thesnokov//Teoriy e praktjka fjzjtheskoy kulture.-2012.-№7.-C 66.

Поллак Г.А.

Кандидат технических наук, доцент,

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШУЮ ШКОЛУ

Аннотация

Рассматриваются вопросы развития образования в связи с изменениями потребностей общества. Обсуждаются проблемы, связанные с применением Smart-технологий в образовательном процессе ВУЗов.

Ключевые слова: Smart-образование, проблемы Smart-образования, технологии образования.

Pollack G.A.

PhD in Engineering, associate professor,

South Ural State University (national research university)

PROBLEMS OF INTEGRATION OF TECHNOLOGIES SMART-EDUCATION IN THE HIGHER SCHOOL

Abstract

Questions of a development of education in connection with changes of requirements of society are considered. The problems connected with application of Smart-technologies in educational process of higher educational institutions are discussed.

Keywords: Smart education, problems of Smart education, technologies of education.

Образование - это живой организм, требования и результаты которого должны соответствовать потребностям о бщества.

«Классическое» образование возникло, развивалось и обслуживало потребности индустриального общества. Индустриальное общество основано на развитой промышленности, для которого характерны, в частности, разделение труда и рост его производительности, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Единственным источником знаний для студента были аудиторные занятия с преподавателем и книги, рекомендованные преподавателем. Образование было массовым, стабильным, как правило, завершенным. Результатом классического образования являются знания и получение конкретной профессии.

33

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь

В информационном обществе увеличивается значение информации и знаний, возрастает количеств людей, занятых применением информационных технологий и производством информационных услуг.

Динамичное изменение общества, связанное с применением информационных технологий во всех сферах требует от членов общества готовности к непрерывному образованию, ориентации на самообразование. Главное, члены общества должны иметь мотивацию к пополнению знаний и быть готовым к переквалификации в зависимости от потребностей рынка труда. В новой экономике базовым ресурсом становится не завод, не технологии, а человек с его способностями к творчеству и самореализации.

Задачей образования в информационном обществе становится формирование у специалиста общекультурных и профессиональных компетенций и формирование потребностей в непрерывном самообразовании.

Достичь этих целей помогают информационные технологии, применение которых привело к использованию в образовании дистанционных технологий и электронного обучения (e-learning).

Развитием дистанционного обучения является электронное обучение (e-learning), которое реализуется в различных организационных формах: в традиционном очном и заочном обучении, в дистанционном обучении, на курсах повышения квалификации, в корпоративном обучении.

Применение электронного обучения предполагает использование развитых современных педагогических технологий на базе информационной образовательной среды. Это зачастую влечет организационные и кадровые изменения, совершенствование нормативно-методической базы всего образовательного процесса.

Применение технологий и сервисов Интернета позволяет получить новые эффекты - социальные, экономические и иные преимущества для улучшения жизни людей. Эффект интеграции с помощью Интернета в каком-либо объекте ранее не соединяемых элементов, приводит к созданию Smart-общества, в котором «умная» работа образована «умной» жизнью, государством и бизнесом, основывается на «умной» инфраструктуре и «умных» гражданах, которые играют центральную роль в создании smart-культуры [1-3].

Это означает, что в обществе будут востребованы творческие специалисты, обладающие практическими навыками работы в социальных сетях, с электронными источниками, умеющие составлять личные базы знаний [4, 5].

Популярность электронного обучения, а также развитие и внедрение технологий Web 2.0 в образовательный процесс позволяет сформировать принципы и философию умного обучения (smart education). Сегодня под «умным» обучением понимается гибкое и доступное обучение с использованием активного контента со всего мира, предполагающего объединение университетов и преподавательского состава с целью осуществления учебного процесса [4, 5].

Smart-образование предполагает тесную взаимосвязь работодателей и учебных заведений; возможность применения индивидуального графика для каждого учащегося. Причем результативность обучения должна измеряться уровнем изменения компетенций. С этой точки зрения содержание образования должно динамически изменяться на основе обновляемых компетенций.

Smart-образование ставит новые задачи перед преподавателями [6]. Помимо хороших знаний в своей профессиональной области, они должны владеть и уметь использовать различные информационные технологии для работы со студентами. При этом Smart-образование предполагает возможность персонификации учебного курса в зависимости от потребностей и компетенций слушателя.

В связи с выдвинутой концепцией «умного» обучения возникают следующие вопросы.

1. Кто и что будет объединять учебные заведения и преподавательский состав «для осуществления совместной образовательной деятельности». Совместное использование контента возможно только при открытом проекте с использованием облачных технологий. Кто будет определять содержание и качество учебного контента и как быть с авторским правом на изложенный материал?

2. Предполагается, что работа над учебным контентом будет носить итерационный характер, производиться совместно с обучающимися. Будет ли когда-нибудь эта работа считаться завершенной и кто определит условия ее окончания?

3. В материалах III Международного форума [7] утверждается, что «сохранение системы образования, ориентированной на книги, приведет к стагнации общества менее чем за десятилетие». Можно согласиться с тем, что учебный материал в сети Интернет значительно шире, богаче и разнообразнее, чем тот, который излагается в книгах и учебниках. Однако, на наш взгляд, информация, изложенная в сети, страдает ненадежностью, субъективностью подхода к изложению материала. Любой учебник рецензируется, материал является проверенным и взвешенным. Книга предполагает вдумчивое изучение, электронные ресурсы - быстрое получение информации.

4. Концепция гибкого обучения предполагает право студента свободно выбирать программы обучения и изучаемые предметы. Российское законодательство лишает студента отсрочки от армии при переходе из вуза в вуз. Не приведет ли такая концепция к появлению «вечных» студентов?

Однако для тех, кто повышает и расширяет свои профессиональные компетенции, эта концепция предоставляет более широкие возможности выбора траектории обучения, т.к. позволяет изучать только действительно необходимые предметы.

5. Как будут контролироваться знания студента и будут ли они контролироваться вообще? Будет ли определен для студента базовый вуз или он сможет переходить из одного вуза в другой? Если да, то кто будет выдавать документ об образовании и полученной квалификации?

Вероятно, найдется еще много аргументов как «за», так и «против» все большего применения новых информационных технологий в образовании, но, конечно, эту тенденцию уже не остановить.

Поэтому требуется Государственное регламентирование и стандарты, которые должны определять общие правила и технологии Smart education.

34

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 9(40) ■ Часть 5 ■ Октябрь

Литература

1. Что такое Smart-общество? - www.hse.ru/news/community/126203364.html.

2. На пути к Smart-обществу. - www.econorus.org/c2013/files.

3. Мир на пути к Smart-обществу - www.elearning-russia.ru/upload/doc.

4. Тихомирова Н.А. - Глобальная стратегия развития smart-общества. -smart.html.

5. Тихомиров В.П., Тихомирова Н.А. Smart education: новый http://www.elearningpro.ru/.

6. Дмитриевская Н.А. Smart-образование. - www.mesi.ru/upload/events.

7. Материалы III Международный форум по образованию SMART Education». - http://www.konferencii.ru/info/id/61003.

References

1. Chto takoe Smart-obshhestvo? - www.hse.ru/news/community/126203364.html.

2. Na puti k Smart-obshhestvu- www.econorus.org/c2013/files.

3. Mir na puti k Smart-obshhestvu - www.elearning-russia.ru/upload/doc.

4. Tihomirova. N.A. - Global'naja strategija razvitija smart-obshhestva. MJeSI na puti k Smart-universitetu -http://smartmesi.blogspot.ru/2012/03/smart-smart.html.

5. Tihomirov V.P., Tihomirova N.A. Smart education: novyj podhod k razvitiju obrazovanija. -

http ://www. elearningpro. ru/.

6. Dmitrievskaja N.A. Smart education. - www.mesi.ru/upload/events.

7. Materialy III Mezhdunarodnyj forum po obrazovaniju SMART E-Leaming «Rossija: na puti k Smart Education». -http://www.konferencii.ru/info/id/61003.

http://smartmesi.blogspot.ru/2012/03/smart-подход к развитию образования. -

E-Learning «Россия: на пути к Smart

Тубер И.И.* 1, Гнатышина Е.В.2

1 Кандидат педагогических наук, 2кандидат педагогических наук,

Челябинский государственный педагогический университет МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ПОДГОТОВКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

В статье рассмотрены организационно-педагогические и организационно-методические условия информационноисследовательской подготовки будущих специалистов в педагогическом университете. Раскрыты методические аспекты квалитативного сопровождения и проблемно-проективной направленности освоения специальных дисциплин и их влияние на повышение качества подготовки в вузе.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагогические условия, информационно-исследовательская подготовка, квалитативное сопровождение, проблемно-проектное обучение.

Tuber LI.1, Gnatyshina E.V.2

:PhD in Pedagogy, 2PhD in Pedagogy, Chelyabinsk state pedagogical university TECHNIQUE OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF INFORMATION AND RESEARCH PREPARATION AT UNIVERSITY

Abstract

In the article deals organizational and pedagogical and organizational and methodical conditions of information and research training of future experts at pedagogical university. Methodical aspects of kvalitativny maintenance and a problem and projective orientation of development of special disciplines and their influence on improvement of quality of preparation in higher education institution are opened.

Keywords: professional education, pedagogical conditions, information and research preparation, kvalitativny maintenance, problem and design training.

Концепция качества образовательного процесса является основополагающей для профессионального образования, позволяет учитывать требования соответствия высшего профессионального образования социальным потребностям страны. Повышение качества подготовки специалиста становится одной из главных задач на длительную перспективу в системе управления образовательным процессом.

При определении понятия «качество образования» мы выделяем три основных направления в работе университета:

• обеспечение качества содержания образования;

• обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников университета);

• обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и воспитания).[1]

Реализация заданных направлений возможна при создании определенных педагогических условий повышения качества образования. Объектом нашего исследования является информационно-исследовательская подготовка будущих педагогов, целью которой становится формирование совокупности знаний, умений, качеств личности, мировоззренческих установок и позитивного опыта, направленных на самостоятельное преобразование информации с целью решения познавательной задачи, проверки научной гипотезы.

В научной литературе категория «условие» нередко рассматривается как видовая пара к родовым понятиям «среда», «обстановка». В этой связи естественно предположить, что совокупность мер (возможностей), выявляемых в

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.