Научная статья на тему 'Образование взрослых: Smart образование'

Образование взрослых: Smart образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
SMART / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / EDUCATIONS OF ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Лариса Витальевна

В статье рассматривается Smart образование как одно ведущих направлений непрерывного образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF ADULTS: SMART EDUCATION

In article Smart education as one leading directions of continuous education of adults is considered.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых: Smart образование»

5. Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 155-157.

6. Учебно-методический комплекс студента, его назначение и составные элементы. www.orenport.ru/docs/281/work stud/Members/Solynkina.htm.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: SMART ОБРАЗОВАНИЕ

Мезенцева Лариса Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент филиала Тюменского индустриального университета в г.Ноябрьск, 629810, г.Ноябрьск, ул. Северная, д.46

Аннотация

В статье рассматривается Smart образование как одно ведущих направлений непрерывного образования взрослых.

Summary

In article Smart education as one leading directions of continuous education of adults is considered.

Ключевые слова: Smart, образование, непрерывное образование, образования взрослых.

Keywords: Smart, education, continuous education, educations of adults.

Развитие образовательного пространства неразрывно связано с изменением теории образования в современном обществе и жизни каждого человека. Среди общемировых направлений развития общества, объясняющих расширение концепции «образование в течение жизни», актуальными являются: рост роли человеческого капитала в приросте национального богатства и аспект инновационного развития общества.

Суть данной концепции заключается в переходе к образованию в течение жизни. При этом базовое образование периодически должно пополняться программами дополнительного образования и организовываться не как конечное, а как основа, фундамент для дальнейшего обучения. Обучение в течение жизни предполагает рост инвестиций в людей и знания: приобретение основных навыков; распространение инновационных форм обучения (обеспечение людей любого возраста равными и открытыми возможностями к качественному обучению).

Фактически, в мире понятие Smart обучение уже является стандартом. При рассмотрении процесса развития образования, его можно условно разделить на три подхода (вчера, сегодня, завтра).

«Вчера» - это подход, когда единственным источником знаний для обучаемого является преподаватель, при этом обучаемый получить новые знания не может нигде кроме, как в аудитории или из книги.

«Сегодня» - это подход, при котором знания передаются не только от преподавателя к обучаемому, но и между обучаемыми, что позволяет создавать новый уровень знаний. Активно применяются новые образовательные технологии.

«Завтра» - это подход, когда ведущим источником знания для обучаемого станет глобальная сеть. Технологии образования будут индивидуально ориентированы и направлены на созидание новых знаний. Процесс обучения будет представлять собой движение образовательных объектов (знаний) в любых направлениях от обучаемого к преподавателю и обратно, между обучаемыми.

Ведущие страны мира в сфере непрерывного образования взрослых уже используют на практике концепцию Smart-образования. SMART - это аббревиатура для самостоятельного, мотивированного, адаптивного, обогащенного ресурсами, со

51

встроенными технологиями обучения (Self-directed, Motivated, Adaptive, Resource-enriched, Technology embedded).

Концепцией Smart-образования является переход от образования, сосредоточенного на трёх основных учебных действиях (чтении, счет, письмо), к образованию, развивающему семь умений:

1) критическое мышление и решение проблем;

2) творчество и инновации;

3) сотрудничество и лидерство;

4) межкультурное взаимопонимание;

5) коммуникацию;

6) грамотность в сфере ИКТ;

7) карьеру и жизненные навыки.

Смарт-образование нельзя представить без использования информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Facebook, YouTube, Twitter, Википе-дия, блоги и многое другое позволяют создавать собственный интернет-контент, что обеспечить потребности человека в постоянном самообразовании. Если рассматривать структуру, то Smart-образование строится на использовании дата-центров (платформа облако) технологий, интерактивных досок, планшетов, проекторов, программного обеспечения; организации образовательных он-лайн курсов, вебинаров, научных бло-гов и т.д. «Smart» понимается как способность объекта, характеризующего возможность объединения в нем двух или более элементов с помощью технологий Интернета, которые ранее объединить было не возможно.

С другой стороны, одновременно, в мире формируется глобальное Smart-общество. Новые научные направления и разработки подаются в форме открытых научных материалов, создавая фундамент новой открытой науки (Open Science).

Smart образование - это объединение образовательных учреждений и профессорско-преподавательского состава для организации совместной образовательной деятельности в глобальных сетях на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть, совместное создание и использование контента или, по-другому, совместное обучение. Примером является проект следующего десятилетия в европейской системе образования - Единый европейский университет с общим деканатом, сопровождающий перемещение студентов от вуза к вузу. Также, Болонский процесс дает возможность вузам принимать обучающихся без переэкзаменовки, создавая, при этом, Smart education system для Европы. С помощью единого общего хранилища учебных материалов, Единый европейский университет будет проводить коллективный процесс обучения.

Таким образом, Smart обучение, или умное обучение, - это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью мирового контента, находящегося в свободном доступе. Ключ к пониманию Smart обучения - широкая доступность знаний.

Цель Smart (умного) обучения заключается в том, чтобы процесс обучения стал наиболее эффективным за счет переноса образовательного процесса в электронную среду. При таком подходе знания преподавателя копируются и предоставляются каждому желающему. Этот факт расширяет границы обучения: обучение становится доступным везде, всегда и в любом возрасте.

В связи с этим, можно утверждать, что главной функцией преподавателя и его профессиональной компетентности в современных условиях становится не подача «готовых знаний», а обучение использованию инструментов правильного, качественного поиска знаний в мировых информационных ресурсах. Smart-образование дает возможность обучаемым накапливать новые знания и совершенствовать себя как личность Smart-человека.

Перехода к умному электронному обучению возможен при переходе от книжного контента к активному. Только лишь в электронном виде знания можно передавать с 52

наибольшей эффективностью. При этом знания должны располагаться в едином хранилище, предполагающем наличие интеллектуальной системы поиска.

Одной из главных задач преподавателя или тьютора, в современном образовании взрослых, является формирование логического и критического мышления обучающихся, навыков анализа информации, базисных основ для образования в течение всей жизни, развития карьеры.

Таким образом, можно утверждать, что внедрение концепции Smart-образования является ведущим направлением развития непрерывного образования взрослых. Современный специалист, независимо от возраста, должен уметь ориентироваться в общих и специальных вопросах связанных с его специальностью, использовать современные интернет-технологии, иметь доступ к мировым научным базам данных, быть не только потребителем знаний, но и «производителем».

Список использованных источников

1. Инновационная деятельность в сфере образования и науки - приоритетное направление политики государства [Текст] : материалы II Международной научно-практической конференции, 16 мая 2012 года / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», Астраханский фил. ; [сост.: Георгиевская Ю. В., Строкина Н. Е.]. - Астрахань : Сорокин Р. В., 2012. - 426 с.

2. СМАРТ: содержание и особенности проникновения в современное общество [Текст] : монография / Завражин А. В. [и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ)». - Москва : МЭСИ, 2015. - 247 с.

2. Тихомиров, В.П. Смарт - образование : новые возможности для развития в информационном обществе / В. П. Тихомиров // Информация и научное мировоззрение [Текст] : сборник статей. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоц., 2013. - С. 303-319. - [17] с.

3. Smart education проект по развитию концепции Smart в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smartmesi.blogspot.ru/

4. SMART - Обучение нового века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogger-inform.com.ua/blogi/18.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.