Научная статья на тему 'Техническая подготовка многоборцев 17-20 лет в прыжках с шестом'

Техническая подготовка многоборцев 17-20 лет в прыжках с шестом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫЖОК С ШЕСТОМ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ВАРИАНТЫ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА / POLE VAULT / TECHNICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / UNIVERSAL STYLE JUMP / TECHNOLOGY OPTIONS OF JUMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов В. И., Никонов И. И.

В статье приводится сравнительный анализ техники прыжка с шестом в исполнении многоборцев с универсальным стилем прыжка, а также приводятся варианты техники которые используют спортсмены на этапе углублённой специализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL TRAINING OF THE DECATLON SPORTSMAN’S 17-20 OLD IN THE POLE-VAULT

The article gives comparative analysis of the technique jump from the pole in the performance of decathlon and universally jump style, and provides variants of techniques which use sportswomen at the stage profound specialization.

Текст научной работы на тему «Техническая подготовка многоборцев 17-20 лет в прыжках с шестом»

В своей работе «Самоубийство. Социологический этюд» Э. Дюркгейм дал социологическое объяснение социальной девиации, введя в научный оборот понятие «аномия», которым он оперировал при выявлении сущности самоубийства. Он считал, что самоубийство зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми. При этом он не отвергал роли индивидуальных факторов, психического состояния, особых жизненных обстоятельств отдельных самоубийств, но подчеркивал их второстепенность, зависимость от общих социальных причин, состояния общества.[1]

Регулятором поведения человека выступают нормы и правила в обществе. Отсутствие чётко определённых норм и правил поведения порождает моральную неустойчивость индивида.

Колебание общественной структуры во время крупных социальных потрясений и экономических кризисов, в ходе которых меняется социальное положение людей, вызывает возрастание числа самоубийств.

Э. Дюркгейм был убеждён, что для общества девиация является естественной, как и конформизм, и отклонение от нормы несёт в себе не только отрицательное, но и положительное начало, поскольку отклонение от норм подтверждает значимость норм, правил, ценностей, показывает их многообразие, способствует социальному изменению, совершенствованию социальных норм, уточняет их границы.[3]

Д. Мате и Т. Сайкс разработали теорию «нейтрализации», согласно которой преступник не отрицает общепринятых норм морали и в целом признаёт их, но в то же время оправдывает своё преступное поведение с помощью набора защитных механизмов (обвинений жертвы, обстоятельств, ссылок на окружающих). Данная теория, в основном, применяется для объяснения подростковой делинквентности. [2]

Также, по мнению исследователей, отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах, которые в европейских странах впервые возникли после второй мировой войны. Это был протест против существующего общественного порядка и стремление к новым формам существования. Позднее такие формы отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу. Это движения скинхедов, хиппи, панков, металлистов и др.1

Таким образом, как мы можем заметить, западная наука на сегодняшний день накопила богатый запас исследований по различным видам отклонений в поведении. Большим количеством исследователей была изучена и изучается по сей день проблема девиантного поведения. Но, тем не менее, в связи с актуальностью, данная проблема требует к себе постоянного внимания и дальнейшего изучения специалистами различных отраслей науки.

Литература

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. Пер, с фр. с сокр. Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.

2. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы (социологический анализ) // Социально- политический журнал. - 1995. - № 2 - С. 47-49.

3. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Алетейя, 2001. - 332 с.

4. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. 1998. - 688 с.

References

1. Djurkgejm Je. Samoubijstvo: Social'nyj jetjud. - M.: Mysl', 1994. - 399 p.

2. Ivanov, V.N. Deviantnoe povedenie: prichiny i masshtaby (sociologicheskij analiz) // Social'no- politicheskij zhurnal. - 1995. -№ 2 - P. 47-49.

3. Osipova E.V. Sociologija Jemilja Djurkgejma. M.: Aletejja, 2001. - 332 p.

4. Smelzer N. Sociologija. M.: Feniks. 1998. - 688 p.

Никонов В.И.1, Никонов И.И.2

'Кандидат педагогических наук, доцент, 2кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МНОГОБОРЦЕВ 17-20 ЛЕТ В ПРЫЖКАХ С ШЕСТОМ

Аннотация

В статье приводится сравнительный анализ техники прыжка с шестом в исполнении многоборцев с универсальным стилем прыжка, а также приводятся варианты техники которые используют спортсмены на этапе углублённой специализации

Ключевые слова: прыжок с шестом, техническая подготовка, физическая подготовка, универсальный стиль, варианты техники прыжка.

Nikonov V.I.1, Nikonov И.2

^PhD in Pedagogy, docent, 2PhD in Pedagogy, professor, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youngsters and Tourism TECHNICAL TRAINING OF THE DECATLON SPORTSMAN’S 17-20 OLD IN THE POLE-VAULT

Abstract

The article gives comparative analysis of the technique jump from the pole in the performance of decathlon and universally jump style, and provides variants of techniques which use sportswomen at the stage profound specialization.

Keywords: pole vault, technical training, physical training, universal style jump, technology options of jump.

Десятиборье, один из сложнейших видов современной лёгкой атлетики, включающий в себя много технически и физически сложных дисциплин. Десятиборцы отличаются тем, что им приходится выступать не в одном виде программы, а поочерёдно сразу в десяти видах.

Для успешного выступления на международной арене, что бы завоёвывать медали чемпионатов Мира и Европы спортсмены должны показывать в каждом из 10 видов результат на уровне МС ЕВСК, что довольно сложно даже спортсменам специализирующимся только в одном виде. Неоднократный Чемпион Европы В.Д. Кузнецов и заслуженный тренер СССР К.И. Буханцев неоднократно указывали на связь прыжков с шестом с другими прыжковыми дисциплинами, обеспечивающими успех в соревнованиях многоборцев. Надо отметить, что уровень результатов у Российских десятиборцев в прыжках с шестом далёк от результата необходимого для достойного выступления на международном уровне. Прыжок с шестом такой вид лёгкой атлетики, где работа над техникой занимает довольно много времени. В то время как юные спортсмены, специализирующиеся в десятиборье уделяют недостаточно времени шестовой подготовке. Н.Г. Озолин, В.М. Ягодин и И.И. Никонов тренеры по прыжкам с шестом неоднократно указывали на роль специальных упражнений в подготовке прыгунов с шестом. Относительно низкие результаты в прыжках с шестом отражаются так же на результатах в других прыжковых дисциплинах многоборья, это обстоятельство является одним из факторов скромных результатов у резерва сборной команды России.

Задачи исследования:

1. Исследовать технику прыжка с шестом в исполнении многоборцев.

2. Произвести сравнительный анализ техники прыжка в исполнении многоборцев с ориентировочной моделью техники прыжка с шестом.

Запесоцкий, А. С., Фаин А. П. Эта непонятная молодежь. М., 1990 г. - С. 32-35

27

Методы исследования: изучение и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение,

педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, беседы, фото и видеосъёмка, методы моделирования.

Организация исследования. Первый этап работы посвящен сбору и анализу литературных источников. Так же мы проводили анкетирование, опрос интересующего нас контингента спортсменов и тренеров по многоборью и прыжкам с шестом.

Так же на первом этапе наших исследований (2012г - 2013г) мы проводили фото и видеосъёмку прыжков в исполнении многоборцев. Для установления истинных положений по фазам, была построена циклографическая модель прыжка с шестом в исполнении десятиборцев и определены угловые показатели в градусах поворота хорды шеста для выделенных нами отдельных положений спортсмена. Показатели отдельных положений тела в соответствии с углом поворота хорды шеста заносились в таблицу для дальнейшей обработки. Далее был сделан сравнительный анализ техники многоборцев с моделью современной техники прыжка с шестом.

На втором этапе мы проверяли эффективность внедрения комплексов предложенных нами упражнений для обучения техники прыжка с шестом в подготовке десятиборцев. Комплексы применялись в течении 6 месяцев по 2 тренировки в неделю с сентября 2013 г. по февраль 2014 г.

Исследование исходного уровня технической подготовки многоборцев

Разбег. Наиболее сложным элементом техники прыжка с шестом, является переход от разбега к вису на шесте. Для достижения высоких результатов в прыжках с шестом Н.Г. Озолин, В.М. Дьячков, И.И. Никонов, В.А. Петров и мн. др. рекомендуют использовать разбеги в 18-20 беговых шагов. Так разбег в 10-12 беговых шагов способствует, созданию скорости до 7 м/сек, 12-14 беговых шагов = 8 м/сек; разбег 16-18 беговых шагов создаёт предпосылки для достижения скорости в 9,0-9,5 м/сек.

По данным представленным К.Н.Г. возглавляемых В. Мансветовым, А. Оганджановым скорость разбега в пределах 7 м/сек создаёт предпосылки для преодоления высот от 3м 60см - 4м 00см. На основании анализа результатов опроса, педагогические наблюдения и материалов видео записей было установлено, что многоборцы (резерв) используют разбеги в пределах 8-10 беговых шагов, что ограничивает возможности использования скоростного потенциала спортсмена и сдерживает рост спортивного результата в прыжках с шестом.

Анализ видеоматериалов заключительной части разбега даёт основание сказать, что на последних 4 шагах разбега шест находится в положении затрудняющем постановку шеста в упор (сбоку или высоко над головой), это приводит в первом и втором случае к «натыканию» на шест, значительной потере скорости, и создаёт трудности в выполнении отталкивания.

Сравнительный анализ опорно-толчковой части прыжка с шестом в исполнении многоборцев с моделью универсальной техники прыжка.

На рисунке 1 показана модель опорно-толчковой части прыжка с шестом в универсальном стиле прыжка.

Рис. 1 - Ориентировочная модель опорно-толчковой части прыжка в универсальном стиле прыжка с шестом

(Никонов И.И. 2005г.)

Здесь направление отталкивания направлено в ось шеста, что способствует быстрому движению шеста в верх, в перёд. У многоборцев выявлена следующая картина рисунок 2.

Рис. 2 - Опорно-толчковая часть прыжка с шестом в исполнении Многоборцев. (А) - Ослабленное звено

Опорно-полётная часть. В процессе выполнения перехода в вис на шесте, после отталкивания, тело прыгуна начинает двигаться по криволинейной траектории как (маятник) II рода с точкой вращения на хвате за шест, что вызывает возникновение центробежной силы которая по данным Никонова И.И. 1970 г. превышает в два раза собственный вес спортсмена и стремиться сорвать прыгуна с шеста., препятствуя выполнению группировки. Исследователи Никонов И.И. в 1970 году показали, что суммарный показатель относительной силы мышц передней поверхности туловища для выполнения группировки должен находиться в пределах 1,0-1,2 и выше.

28

Рис. 3 - Ориентировочная модель техники универсального стиля прыжка с шестом (А), и усреднённая модель прыжка с шестом в исполнении многоборцев (В). (в) - Траектория движения ОЦТ многоборцев

На основании результатов тестирования мышц в движении из - за головы и брюшного пресса у юных многоборцев находится в диапазоне 0,3-0,5, что не даёт основания на выполнение группировки и изменения траектории прыжка в вертикальном направлении рисунок 3 положение (В).

Выводы

1. Ориентировочная модель оценки техники прыжка с шестом, позволила нам определить основные различия в исполнении техники прыжка между сильнейшими шестовиками России и многоборцами 17 - 20 лет.

2. Сравнительный анализ техники прыжка с шестом в исполнении многоборцев и ориентировочной модели позволил выявить сильные и слабые стороны в технической подготовке многоборцев и наметить пути исправления ошибок.

3. Технические средства, объединённые в комплексы, являются наиболее эффективным средством изучения техники прыжка с шестом и развития физических качеств необходимых для выполнения современной техники прыжка.

Литература

1. Никонов В.И. Структура опорно-полётной части прыжка с шестом /В.И. Никонов, И.И. Никонов, Н.Н. Чесноков// Наука -лёгкой атлетике. Сборник науч. труд. каф. л. атлетики ИФК Адыгейский Гос. универ. - Майкоп; 2009.- С. 159-167.

2. Никонов В.И. Опорно-полётная часть прыжка с шестом /В.И. Никонов, В.В. Мехрикадзе // Современные физкультурноспортивные технологии и здоровье российских граждан в стратегии инновационного развития России: материалы XI Междунар. социального конгресса Стратегия развития России и соц. сплочённость общ.: - М.: Изд-во РИТМ, 2011. - С. 232.

3. Никонов В.И. Взаимосвязь технической и физической подготовки в прыжках с шестом у женщин. / В.И. Никонов, Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7. - С. 66.

4. Никонов В.И. Сравнительный анализ техники прыжка с шестом в исполнении девушек 17-19 лет и женщин / В.И. Никонов, Н.Н. Чесноков // Учёные записки университета П.Ф. Лесгафта, №9 (91) - 2012. - С. 122-126.

References

1. Nikonov V.I. Struktura opomo-poletnoy thasti prezgka s thestom/V.I. Nikonov, I.I. Nikonov, N.N. Thesnokov// Nauka-Legkoy atletike. Sbornik nauk. Trudov. Kaf. L. atleteki IFK Adugeiskiy GOS. Universitet-Maikop; 2009.- S. 159-167.

2. Nikonov V.I. Oporno-poletnaj thastj pregka s hcestom/V.I. Nikonov, I.I. Nikonov, V.V. Mexrikadze// Sovremennje fizkuliturno-spotjvnje texnologej j zdorovje Rossiyskix grazdan v strategej jnnovatsjonnogo razvetejy Rossyi: Material XI Mezdunarodnogo sotsjalnogo kongressa. Strategjy razvetej Rossjj sots. Splothennostj obsh: - M. : Ezdat. RITM. 2011.- S 232.

3. Nikonov V.I. Vzajmosvjzj texnjcheskoy j Fezjcheskoj podgotovkj v prjzthax s thestom u zhensthjn. / V.I. Nikonov,m N.N. Thesnokov//Teoriy e praktjka fjzjtheskoy kulture.-2012.-№7.-С. 66.

4. Nikonov V.I. Sravnitelnyi analiz texneki pristhka s thestom v espolnenei devusytek 17-19 let e zensthin/ V.I. Nikonov, N.N. Thesnokov// Uthenie zapiski Universiteta P.F. Lezgafta, №(91) - 2012.- S 122-126.

Попов Д.Ю.

Аспирант 2-ого курса кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И Носова» МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматривается программа подготовки будущих педагогов к воспитательной работе в условиях летнего загородного лагеря для детей.

Ключевые слова: программа, вожатый, дети, лето, культурно-досуговая деятельность.

Popov D.U.

Postgraduate student of the 2nd course of the Department of pedagogy FGBOU VPO "Magnitogorsk state technical University them. G. I. Nosov"

MODULAR APPROACH AS AN EDUCATIONAL TECHNOLOGY TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING STUDENTS TO WORK ON THE ORGANIZATION OF SUMMER HOLIDAY OF CHILDRENIN

Abstract

ТЬв article discusses the training program future teachers for educational work in a suburban summer camps for children.

Keywords: program camp leader, children, summer, cultural and leisure activities.

В последнее время наблюдается повсеместное возрождение культуры детского летнего отдыха. Поднимающаяся экономика нашей страны наконец-то стала позволять делать вложения в эту, уже почти забытую, сферу социальной деятельности. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих,

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.