Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / FREEDOM RESTRICTION / ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ / ELECTRONIC MONITORING / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комбаров Р.В.

В статье рассматривается мировая практика использования средств электронного мониторинга при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of use of electronic monitoring at execution of the punishments alternative to imprisonment

In article world practice of use of means of electronic monitoring at execution of punishments not connected with imprisonment is considered.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

исправительном учреждении, а именно привитию чувства справедливости, самоуважения и уважения основных прав каждого человека». В данной норме нет прямого указания на стимулирование позитивной активности несовершеннолетних. Однако её анализ позволяет сделать вывод, что перечисленные признаки качеств личности, несомненно, направлены на её переориентацию на активное положительное поведение.

Европейские пенитенциарные правила (п. 1 п. 25) называют среди требований к режиму наличие сбалансированной программы мероприятий. При этом конкретизация и перечень видов таких мероприятий отсутствует. Удивительно, но по сравнению с предыдущей редакцией 1987 г. Европейские пенитенциарные правила 2006 г. приобрели более «абстрактный характер». Если ранее действовавшая редакция предусматривала чётко определённую цель - исправительное воздействие на осуждённых, то в настоящее время все правила и принципы фактически сводятся к наиболее общим требованиям организации исполнения наказания в виде лишения свободы. Думается, что в этом смысле современные Правила значительно «проигрывают» своим предшественникам. На наш взгляд, это произошло в связи с расширением Совета Европы, что способствовало возникновению резкой дифференциации между его членами. Это, разумеется, повлекло пересмотр Правил в более абстрактном варианте.

Таким образом, в международных стандартах существуют два различных подхода к целям исполнения наказания в виде лишения свободы. Применительно к совершеннолетним осуждённым международные стандарты сводят задачи исправительных учреждений к обеспечению правопослушного поведения осуждённых во время и после отбытия наказания. В отношении же несовершеннолетних чётко прослеживается указание на необходимость стимулирования их позитивной активности с целью дальнейшей ресоциализации и реинтеграции в общество.

Р. В. Комбаров

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

R. V. Kombarov

FOREIGN EXPERIENCE OF USE OF ELECTRONIC MONITORING AT EXECUTION OF THE PUNISHMENTS ALTERNATIVE TO IMPRISONMENT

В статье рассматривается мировая практика использования средств электронного мониторинга при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

Ключевые слова: ограничение свободы, электронный мониторинг, зарубежный опыт.

In article world practice of use of means of electronic monitoring at execution ofpunishments not connected with imprisonment is considered.

Key words: freedom restriction, electronic monitoring, foreign experience.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 377-ФЗ1 внесены изменения в положения Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, касающиеся принципиально нового наказания - ограничения свободы, которое предстало в виде установления осуждённому ряда ограничений с возможностью применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля2, перечень которых определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 1983.

Необходимо отметить, что использование данных технические средства надзора и контроля при исполнении наказания в виде ограничения свободы заимствовано из практического опыта ряда зарубежных стран и носит различные названия: «система электронного наблюдения», «система электронного мониторинга» или «электронные средства контроля»4.

Кроме того, в мировой практике выделяется несколько вариантов использования электронного мониторинга:

1. электронный домашний арест как вид уголовной санкции (альтернативный краткосрочному лишению свободы или самостоятельный вид наказания);

2. домашний арест с использованием электронных средств наблюдения и контроля как вид меры пресечения;

3. превентивное электронное наблюдение (в отношении лиц, совершивших общеопасные преступления и отбывших наказание за педофилию, изнасилования, преступления террористического характера в целях предупреждения совершения ими новых преступлений)5.

Электронный мониторинг в качестве общей уголовно-правовой меры был предложен ещё в 1971 г. американцем Ральфом Швицгебелем и впервые стал применяться в 1984 г. в двух американских штатах — Флорида и Нью-Мексико. В настоящее время в электронный мониторинг используется в 49 штатах из 50 при домашнем аресте, сущность которого заключается в том, что арестованный по

1 См.: Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Российская газета. 2009. 30 дек.

2 См.: ч. 1 ст. 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 г. Москва «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осуждёнными к наказанию в виде ограничения свободы» // Российская газета. 2010. 7 апр.

4 См.: Овчинников Ю. Г. Использование электронных технических средств как метод надзора, при применении домашнего ареста и ограничения свободы // Российский следователь. 2010. № 8. С. 31.

5 См.: Джужома В. В. «Контролируемая свобода» - домашний арест с использованием электронных средств наблюдения и контроля за осужденными: альтернативное уголовное наказание или очередной пример неудачного заимствования иностранного опыта? // Вестник российской правовой академии. 2009. № 1. С. 65.

приговору суда обязан находиться дома в течение определённого периода времени или в определённые часы днём или ночью. Вместе с тем, арестованный может ходить на работу, в магазин, в клинику или совершать другие действия, но обязан вернуться домой к определённому времени. Сотрудники патрульного подразделения, обслуживающие район проживания арестованного, осуществляют внезапные контрольные посещения квартиры последнего в любое время суток, в ходе которых проверяют состояние технических средств и условия проживания арестованного1.

Сама система электронного мониторинга в США состоит из радиопередатчика, крепящегося к лодыжке арестованного; наружного контролирующего устройства, которое размещается в квартире арестованного и принимает сигнал от радиопередатчика; базового компьютера, принимающего информацию непосредственно от наружного контролирующего устройства2.

Домашний арест с электронным мониторингом в США применяется к лицам до 30 лет, совершившим ненасильственные преступления, к хроническим больным, детям от 7 до 10 лет, престарелым от 79 лет и старше, беременным женщинам. Срок наказания - до трёх месяцев3.

Аналогичная программа действует и в Великобритании, где электронный мониторинг может применяться как в качестве основного вида наказания в течение 6 месяцев длительностью нахождения дома от 2 до 12 часов в сутки, так и в качестве дополнительной обязанности при условно-досрочном освобождении4. При этом осуждённое лицо может быть не только ограничено в посещении определённых общественных мест, но и обязано пройти антинаркотическую или антиалкогольную программу, курс первоначального профессионального обучения, принять участие в волонтерской либо иной общественной деятельности5. Кроме того, в соответствии с законом «О борьбе с терроризмом» 2005 года электронный мониторинг в Великобритании используется и для обеспечения контроля за предполагаемыми сторонниками террористов.

В Швеции электронный мониторинг применяется при интенсивном надзоре с 2000 года, при этом является необходимым согласие самого преступника на использование в отношении его электронного контроля. Кроме того, если наказание не превышает двух месяцев тюремного заключения, то преступник сам вправе обратиться с просьбой заменить тюремное заключение интенсивным надзором. Между тем, необходимыми условиями для применения электронного контроля являются: наличие собственного дома (квартиры) и телефона (при желании телефон может быть установлен за плату), желательно наличие места работы или учёбы, а также необходимо согласие членов семьи или родственников правонарушителя по месту его проживания6. Сам электронный мониторинг осуществляется с помощью специального аппарата, крепящегося на ноге поднадзорного и передающего данные о его местонахождении на центральный компьютер. В компьютер заложены время учёбы и работы, время нахождения дома и маршруты передвижения. В случае нарушения расписания срабатывает сигнализация7. Кроме того, в период срока наказания поднадзорный обязан ходить на специальные беседы, на которых обсуждаются проблемы преступности, алкоголизма и наркомании. Максимальное время мониторинга не превышает двух месяцев.

Во Франции применяется электронный надзор при помощи электронных браслетов. Лица, приговорённые к альтернативным видам лишения свободы и в отношении которых применён электронный контроль, находятся в ведении служб пробации. Кроме того, лица, осуждённые за сексуальные преступления на срок от пяти и более лет лишения свободы, после освобождения обязаны носить электронные браслеты8.

В Германии домашний электронный арест исполняется в рамках института условного осуждения и отбывается по месту проживания осуждённого. Для его назначения необходимо согласие как самого осуждённого, так и совместно проживающих с ним лиц. Данная мера используется, если суд приходит к выводу о возможности и целесообразности исправления виновного без изоляции от общества9.

В Новой Зеландии электронный мониторинг, именуемый домашним заключением, применяется в отношении лиц, не совершивших особо тяжких преступлений, и осуществляется с помощью системы GPSlo.

Также электронный мониторинг используется и в других стран Европы, Латинской Америки и Азии, Австралии, Канаде, ЮАР11.

Вместе с тем, электронный мониторинг можно классифицировать на несколько групп:

1. По степени взаимодействия:

а) активный, когда сам сотрудник обзванивает своих поднадзорных и выясняет, находятся они дома при исполнении наложенных обязательств или нет. Либо сам поднадзорный в определённое

1 См.: Овчинников Ю. Г. Использование электронных технических средств как метод надзора, при применении домашнего ареста и ограничения свободы // Российский следователь. 2010. № 8. С. 30.

2 См.: Там же. С. 30.

3 См.: Ескатова Г. К. Исправительная система англоязычных стран // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.2009. № 1 С. 46.

4 См.: Елизаров А. Б., Князев А. В. Исполнение отдельных видов наказаний в Великобритании и Финляндии // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 4(5). С. 175-176.

5 См.: Тепляшин П. В. Уголовное наказание в виде ограничения свободы: проблемы законодательной регламентации и эффективности в специальном предупреждении преступности // Криминологический журнал ОГУЭП. 2010. № 4. С. 54-55.

6 См.: Хромых Е. В. Альтернативные лишению свободы уголовные наказания: теория и практика назначения и исполнения: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 108-109.

7 См.: Мельников В. Ю. Проблемы применения домашнего ареста как меры пресечения. Журнал российского права, 2007. № 3. С. 76.

8 См.: Слепцов И. В. Пенитенциарная система Франции (краткий обзор) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 2. С. 42.

9 См.: Джужома В. В. «Контролируемая свобода» - домашний арест с использованием электронных средств наблюдения и контроля за осуждёнными: альтернативное уголовное наказание или очередной пример неудачного заимствования иностранного опыта? // Вестник российской правовой академии. 2009. № 1. С. 65.

10 См.: Амбулаторное заключение // Интернет-версия журнала 'Власть. URL : http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=671727 (дата обращения: 28.01.2011).

11 См.: Там же.

время должен позвонить своему куратору, а тот при помощи специальной компьютерной техники определяет, из дома он звонит или нет;

б) пассивный, когда человеку на какой-то участок тела прикрепляют электронный браслет, который посылает определённый сигнал на пульт, и оператор может определить, в каком месте находится правонарушитель.

2. По виду взаимодействия с объектом:

а) голосовой, когда поднадзорное лицо обязано своим голосом подтвердить, что находится в определённом месте (используется только в Великобритании и Каталонии);

б) сигнальный, когда контроль осуществляется без общения с поднадзорным вербально, однако сигнал в случае пересечения поднадзорным определённой границы поступает на пульт оператора либо лицо постоянно находится под контролем (электронный браслет).

3. По техническим способам контроля:

а) размещение передающего устройства в доме поднадзорного лица. Дальность действия до 50 метров. Сигнал передаётся по телефонным сетям на центральный компьютер (используется в Эстонии);

б) использование ретрансляторов. Дальность действия - до 500 метров.

в) использование спутниковых систем (преимущественно в США, Франции, Голландии, Португалии и Великобритании. Во Франции спутниковое наблюдение является единственной используемой технологией)1.

Как видим, применение электронного мониторинга при исполнении наказаний, альтернативных лишению свободы, получило довольно широкое распространение в мировой практике, и Российская Федерация, в свою очередь, ввиду не только гуманизации исполнения наказаний, но и постоянного роста информационных технологий и совершенствования технических средств, просто не могла остаться в стороне.

УДК 343.815-1

В. Н. Уйманов

РОЛЬ СИБЛАГА ОГПУ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1930-е

ГОДЫ*

V. N. Uimanov

THE ROLE OF SIBLAG OGPU IN ECONOMICAL DEVELOPMENT OF WESTERN SIBERIA IN

1930-TH.

В статье рассматривается особенности создания лагерей на территории Сибири, показывается роль осуждённых в экономике Сибири 1930-х годов, состояние уголовно-исполнительной системы Сибири 1930-х гг.

The peculiarities of establishing of prisons in Siberia are considered in the article. The role of convicts in economy of Siberia in 1930-th is pointed out. Conditions of penal system are represented.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осуждённые, уголовно-исполнительная политика советского государства.

Key words: penal system, convicts penal system of the Soviet State.

Ужесточение карательной политики в СССР началось принятием ВЦИК и СНК СССР 26 марта 1928 г. постановления «О карательной политике и состоянии мест заключения», которое предписывало в области проведения карательной политики применять суровые меры репрессии исключительно в отношении классовых врагов и деклассированных преступников-профессионалов и рецидивистов (бандитов, поджигателей, конокрадов, растратчиков, взяточников, воров); дополнять назначение суровых мер репрессии в отношении перечисленных элементов не менее строгим осуществлением приговоров, допуская смягчение принятых судом мер социальной защиты и досрочного освобождения этих категорий преступников лишь в исключительных случаях.

В области исправительно-трудовой политики НКВД предписывалось немедленно принять меры по упорядочению режима в местах заключения через ограничение льгот классово-чуждым элементам, рецидивистам и социально опасным преступникам, через устранение совместного заключения социально опасных элементов и случайных преступников, через расширение компетенции начальников мест заключения по поддержанию режима в местах заключения и т. д.

Одновременно с этим предлагалось расширить возможности сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний по приёму дополнительных контингентов, улучшив подбор персонала, а также постановку культурно-воспитательной работы в местах заключения «в отношении впавшей в преступность рабоче-крестьянской молодёжи».

Другим документом, решительным образом повлиявшим на проведение карательной политики в стране, стало принятое 11 июля 1929 г. постановление СНК СССР «Об использовании труда уголовно-заключённых». Этот документ устанавливал создание двух параллельных структур мест лишения свободы - в ведении ОГПУ и республиканских НКВД.

Основу первой составляли крупные исправительно-трудовые лагеря, создаваемые в отдалённых малонаселённых районах, при расширении системы уже действовавших. Цель - колонизация необжитых территорий и их промышленное освоение. Вторая, создаваемая в рамках существовавших ГУМЗ, предназначалась для содержания осуждённых на сроки от 1 года до 3-х лет. Для осуждённых на сроки до 3-х лет предполагалось создание трудколоний - промышленных и сельскохозяйственных.

1 См.: Алегин А. П. Актуальные проблемы организации информационного обеспечения электронного мониторинга осуждённых с применением приборов ГЛОНАСС // Российский следователь. 2009. № 24. С. 30-31.

Публикуется при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области. Проект № 1-11-70005 а/т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.