11. Greeven P. G. J. Personality disorders in a Dutch forensic psychiatric sample: changes with treatment / P. G. J. Greeven, C. de Ruiter // Crim. Behav. Mental Health. - 2004.
- Vol. 14. - P. 280-290.
12. Gudjonsson G. H. Management of psychiatric in-patient violence: patient ethnicity and use of medication, restraint and seclusion / G. H. Gudjonsson, S. Rabe-Hesketh, G. Szmukler // British Journal of Psychiatry. - 2004. - Vol. 184. - P. 258-262.
13. Hare R. D. Manual for the Revised Psychopathy Checklist / R. D. Hare. - Toronto, ON, Canada: Multi-Health Systems, 2003. - P. 84.
14. Marshall W. L. Sexual sadism in sexual offenders. An elusive diagnosis / W. L. Marshall, P. Kennedy // Aggression and Violent Behavior. - 2003. - Vol. 8. -P. 1-22.
15. Nijman H. Nature and antecedents of psychotic patients' crimes / H. Nijman, M. Cima, H. Merckelbach // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. -2003. - Vol. 14. - P. 542-553.
16. Olver M. E. Therapeutic responses of psychopathic sexual offenders: Treatment attrition, therapeutic change, and long-term recidivism / M. E. Olver, S. C. P. Wong // J. Consulting and Clinical Psychology. - 2009. - Vol. 77 (2). - P. 328-336.
17. Redlich A. D. General Pressures to Adhere to Psychiatric Treatment in the Community / A. D. Redlich, J. Monahan // International Journal of Forensic Mental Health. - 2006. - Vol. 5, № 2. - P. 125-131.
18. Soloff P. H. Psychopharmacology of borderline personality disorders / P. H. Soloff // The psychiatric clinic of North America. - 2000. - Vol. 1. - P. 169-192.
19. Timmerman I. G. The effects of cognitive-behavioral treatment for forensic inpatients / I. G. Timmerman, P. M. Emmelkamp // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2005. - Vol. 49. - P. 590-606.
20. Young M. H. Assault in prison and assault in prison psychiatric treatment / M. H. Young, J. V. Justice, P. Erdberg // J. Forensic Science. - 2004. - Vol. 49 (1).
- P. 1-9.
УДК 343.265
О. В. Коростылёва О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
O. V. Korostylyova
ABOUT SOME QUESTIONS OF AN EXECUTION OF THE PUNISHMENT IN THE FORM OF FREEDOM RESTRICTION
Рассматриваются некоторые проблемы правового регулирования и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы.
Some problems of legal regulation and execution of criminal punishment in the form of freedom restriction are considered.
Ключевые слова: ограничение свободы, надзор, электронный мониторинг.
Key words: freedom restriction, supervision, electronic monitoring.
Уголовное наказание в виде ограничения свободы для российского правоприменителя - относительно новый вид наказания, так как до 2009 г. в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) под этим
названием была закреплена мера уголовной ответственности с совершенно противоположной нынешнему наказанию карательной сущностью. Уголовное наказание по своей правовой природе было связано с изоляцией осуждённого от общества и исполняться должно было в специализированном учреждении уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) -исправительном центре. 27 декабря 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подписал федеральный закон от 27.12.2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы»1, в результате чего было полностью изменено содержание наказания в виде ограничения свободы, которое приобрело статус альтернативного лишению свободы наказания.
Новая по названию (в момент принятия УК РФ) ст. 53, включённая в систему наказаний, предусмотренную ст. 44 УК РФ в редакции 1996 г., не была абсолютно новой для отечественного уголовного права. При внимательном рассмотрении прослеживалась связь с УК РСФСР 1960 г. Под новым названием были, по сути, возрождены существовавшие в советское время такие правовые институты, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду (ст. 24.2 и 53.2 УК РСФСР, утратившие силу 06.03.19932).3
Проблемы с введением в действие так и не реализованной редакции УК РФ были вызваны, в частности, необходимостью создания исправительных центров, что не позволяло сделать довольно сложное экономическое развитие нашего государства, да и актуальность применения мер, не связанных с тюремным заключением, всё возрастала.
В соответствии со ст. 53 УК РФ карательная сущность наказания в виде ограничения свободы заключается в установлении судом осуждённому следующих ограничений:
- не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определённое время суток;
- не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
- не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
1 Федеральный закон от 27.12.2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6453.
2 Закон Российской Федерации от 18.02.1993 г. № 4510-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 360.
3 См.: Косевич Н. Р. Новеллы законодательства, связанные с введением в действие наказания в виде ограничения свободы // СПС «Консультант плюс».
- не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
- не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учёбы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Соответственно осужденному можно:
- ходить на учёбу;
- ходить на работу;
- ходить в больницу, аптеку, на почту;
- ходить в магазин;
- жить в своей квартире, доме;
- бывать в гостях, принимать гостей;
- передвигаться на личном автотранспорте.
При этом суд возлагает на осуждённого обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы от одного до четырёх раз в месяц для регистрации. А установление судом осуждённому ограничений на: 1) изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа; 2) выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
Ограничение свободы, согласно ст. 53 УК РФ назначается:
- на срок от двух месяцев до четырёх лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести;
- несовершеннолетним осуждённым в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет (ст. 88 УК РФ);
- на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Существуют категории осуждённых, которым указанный вид наказания не назначается - военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Надзор за осуждённым, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время таким органом определена уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осуждённого. В процессе осуществления надзорной функции в отношении осуждённого к наказанию в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция вправе использовать аудиовизуальные,
электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации1.
Идея поставить на службу контроля за правонарушителями достижения телекоммуникационных технологий пришла в голову американскому судье Джеку Лаву в 1983 г. Ему на глаза попался популярный комикс о Человеке-пауке. В нём главный враг нацепил на руку супергероя огромный браслет, чтобы выследить его. Этот способ выслеживания так понравился судье, что он предложил воспользоваться опытом злодея из комиксов и воплотить его в реальность.
Впервые в качестве эксперимента электронный мониторинг начал применяться в США в 1983 г. Великобритания стала первой из европейских стран, начавшей использовать электронные браслеты с 1989 г. Затем этот вид электронного контроля стали применять в Швеции (1994), Нидерландах (1995), Франции (1997) и Бельгии (1998).
В Великобритании, Франции, а также в некоторых других странах начались проекты по применению электронных браслетов не только у лиц, досрочно (условно) освобождённых, но и у тех, кто отбыл свой срок за преступление, считающееся общественно опасным (например, педофилия, убийство и т. д.)2.
Применение технических средств надзора и контроля в отношении осуждённых к наказанию в виде ограничения свободы осуществляется дифференцировано в зависимости от тех ограничений, которые установил суд. В случае, если у осуждённого установлено ограничение не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определённое время суток, то целесообразнее применять электронный браслет в совокупности со стационарным контрольным устройством3. Когда осуждённому устанавливается ограничение в форме запрета на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования, а его установление обязательно для каждого осуждённого к ограничению свободы, то рациональнее применение в комплекте с электронным браслетом мобильного контрольного устройства4.
По данным руководителя Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, ФСИН России Е. Л. Зарембинской, в отношении осуждённых к наказанию в виде
1 Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы : постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 198 // СЗ РФ. - 2010. - № 14.
2 См.: Александров Ю. Электронный мониторинг за рубежом // Преступление и наказание. - 2010. -№ 3. - С. 29.
3 Стационарное контрольное устройство (СКУ) - электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный приём и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях.
4 Мобильное контрольное устройство (МКУ) - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осуждённого к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных СКУ, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
ограничения свободы с 2010 г. более 30 000 раз применялась система электронного мониторинга подконтрольных лиц1.
Общее же количество лиц, осуждённых к наказанию в виде ограничения свободы в Российской Федерации в 2010-2012 гг., выглядит следующим образом: 2010 г. - 7937 осуждённых, 2011 год - 13035, и в 2012 -28627.
Численность осужденных к наказанию в виде ограничения свободы в 2010-2012 годах
В процессе практической реализации наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительные инспекции сталкиваются с рядом проблем, касающихся как организационного характера, так и законодательного закрепления ответственности осуждённых к ограничению свободы.
Что же это за проблемы организационного характера? В настоящее время не во всех уголовно-исполнительных инспекциях установлены автоматизированные рабочие места инспектора УИИ (далее - АРМ УИИ), так как помещения, в которых расположены филиалы ФКУ УИИ территориального органа, находятся в краткосрочной аренде, и соответственно, отсутствует доступ к сети Интернет, без которого невозможно действие АРМ УИИ.
К слову об ответственности осуждённых к ограничению свободы: что касается в отношении тех, кому наказание назначено в качестве основного -более или менее понятно - это последовательное применение мер взыскания в виде предупреждения - официального предостережения - дополнения ранее установленных ограничений - замены неотбытой части наказания более строгим видом наказания. А вот осуждённым, которым наказание назначено в качестве дополнительного, возникают вопросы следующего характера: осуждённый уклоняется от отбывания наказания, что выражается в нарушении установленных для него судом ограничений, к нему применяются определённые законом меры взыскания - предупреждение -
1 Интервью Е. Л. Зарембинской радиостанции «Маяк» от 03.06.2013 года // http://fsin.su/press/gaUery/AUDЮ.
официальное предостережение - дополнение ранее установленных ограничений, а вот заменить неотбытую часть срока осуждённому нельзя, так как для этой категории осуждённых предусмотрено незамедлительное направление инспекцией информации в орган внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ.
Вроде всё понятно, но всё же. Суд изучив, представленные инспекцией материалы, в основном приходит к выводу, что осуждённый уже отбыл основной вид наказания в виде лишения свободы, как правило, и, соответственно, нецелесообразно осуждённому назначать наказание в виде лишения свободы реально, и оно назначается условно, потому что наказание в виде принудительных работ в РФ пока не применяется (применение отложено до 1 января 2014 г. в соответствии с федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Осуждённый опять продолжает уклоняться теперь уже от отбывания условного осуждения, и инспекция вынуждена вновь направлять в суд ходатайство об отмене условного осуждения. К чему столько хлопот? Целесообразнее исключить из ч. 2 ст. 45 УК РФ возможность назначения наказания в виде ограничения свободы в качестве дополнительного вида. Данный вывод основан ещё и на том, что возникает некая конкуренция норм, а именно - в сходности тех ограничений, которые устанавливаются осуждённым, отбывшим наказание в виде лишения свободы в соответствии со ст. 4 Закона «Об административном надзоре...»1:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» // СПС Консультант плюс.
1 Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС Консультант плюс.
2. Закон Российской Федерации от 18.02.1993 г. № 4510-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 360.
3. Федеральный закон от 27.12.2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 52 (1 ч.). -Ст. 6453.
4. Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы : постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 198 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 14.
5. Александров Ю. Электронный мониторинг за рубежом // Преступление и наказание. - 2010. - № 3.
6. Интервью Е. Л. Зарембинской радиостанции «Маяк» от 03.06.2013 года // http://fsin.su/press/gallery/AUDIO.
7. Косевич Н. Р. Новеллы законодательства, связанные с введением в действие наказания в виде ограничения свободы // СПС «Консультант плюс».