Научная статья на тему 'О некоторых вопросах исполнения наказания в виде ограничения свободы'

О некоторых вопросах исполнения наказания в виде ограничения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / FREEDOM RESTRICTION / НАДЗОР / SUPERVISION / ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ / ELECTRONIC MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коростылёва Ольга Васильевна

Рассматриваются некоторые проблемы правового регулирования и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some questions of an execution of the punishment in the form of freedom restriction

Some problems of legal regulation and execution of criminal punishment in the form of freedom restriction are considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах исполнения наказания в виде ограничения свободы»

11. Greeven P. G. J. Personality disorders in a Dutch forensic psychiatric sample: changes with treatment / P. G. J. Greeven, C. de Ruiter // Crim. Behav. Mental Health. - 2004.

- Vol. 14. - P. 280-290.

12. Gudjonsson G. H. Management of psychiatric in-patient violence: patient ethnicity and use of medication, restraint and seclusion / G. H. Gudjonsson, S. Rabe-Hesketh, G. Szmukler // British Journal of Psychiatry. - 2004. - Vol. 184. - P. 258-262.

13. Hare R. D. Manual for the Revised Psychopathy Checklist / R. D. Hare. - Toronto, ON, Canada: Multi-Health Systems, 2003. - P. 84.

14. Marshall W. L. Sexual sadism in sexual offenders. An elusive diagnosis / W. L. Marshall, P. Kennedy // Aggression and Violent Behavior. - 2003. - Vol. 8. -P. 1-22.

15. Nijman H. Nature and antecedents of psychotic patients' crimes / H. Nijman, M. Cima, H. Merckelbach // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. -2003. - Vol. 14. - P. 542-553.

16. Olver M. E. Therapeutic responses of psychopathic sexual offenders: Treatment attrition, therapeutic change, and long-term recidivism / M. E. Olver, S. C. P. Wong // J. Consulting and Clinical Psychology. - 2009. - Vol. 77 (2). - P. 328-336.

17. Redlich A. D. General Pressures to Adhere to Psychiatric Treatment in the Community / A. D. Redlich, J. Monahan // International Journal of Forensic Mental Health. - 2006. - Vol. 5, № 2. - P. 125-131.

18. Soloff P. H. Psychopharmacology of borderline personality disorders / P. H. Soloff // The psychiatric clinic of North America. - 2000. - Vol. 1. - P. 169-192.

19. Timmerman I. G. The effects of cognitive-behavioral treatment for forensic inpatients / I. G. Timmerman, P. M. Emmelkamp // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2005. - Vol. 49. - P. 590-606.

20. Young M. H. Assault in prison and assault in prison psychiatric treatment / M. H. Young, J. V. Justice, P. Erdberg // J. Forensic Science. - 2004. - Vol. 49 (1).

- P. 1-9.

УДК 343.265

О. В. Коростылёва О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

O. V. Korostylyova

ABOUT SOME QUESTIONS OF AN EXECUTION OF THE PUNISHMENT IN THE FORM OF FREEDOM RESTRICTION

Рассматриваются некоторые проблемы правового регулирования и исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы.

Some problems of legal regulation and execution of criminal punishment in the form of freedom restriction are considered.

Ключевые слова: ограничение свободы, надзор, электронный мониторинг.

Key words: freedom restriction, supervision, electronic monitoring.

Уголовное наказание в виде ограничения свободы для российского правоприменителя - относительно новый вид наказания, так как до 2009 г. в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) под этим

названием была закреплена мера уголовной ответственности с совершенно противоположной нынешнему наказанию карательной сущностью. Уголовное наказание по своей правовой природе было связано с изоляцией осуждённого от общества и исполняться должно было в специализированном учреждении уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) -исправительном центре. 27 декабря 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подписал федеральный закон от 27.12.2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы»1, в результате чего было полностью изменено содержание наказания в виде ограничения свободы, которое приобрело статус альтернативного лишению свободы наказания.

Новая по названию (в момент принятия УК РФ) ст. 53, включённая в систему наказаний, предусмотренную ст. 44 УК РФ в редакции 1996 г., не была абсолютно новой для отечественного уголовного права. При внимательном рассмотрении прослеживалась связь с УК РСФСР 1960 г. Под новым названием были, по сути, возрождены существовавшие в советское время такие правовые институты, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду (ст. 24.2 и 53.2 УК РСФСР, утратившие силу 06.03.19932).3

Проблемы с введением в действие так и не реализованной редакции УК РФ были вызваны, в частности, необходимостью создания исправительных центров, что не позволяло сделать довольно сложное экономическое развитие нашего государства, да и актуальность применения мер, не связанных с тюремным заключением, всё возрастала.

В соответствии со ст. 53 УК РФ карательная сущность наказания в виде ограничения свободы заключается в установлении судом осуждённому следующих ограничений:

- не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определённое время суток;

- не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;

- не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;

1 Федеральный закон от 27.12.2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6453.

2 Закон Российской Федерации от 18.02.1993 г. № 4510-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 360.

3 См.: Косевич Н. Р. Новеллы законодательства, связанные с введением в действие наказания в виде ограничения свободы // СПС «Консультант плюс».

- не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;

- не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учёбы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Соответственно осужденному можно:

- ходить на учёбу;

- ходить на работу;

- ходить в больницу, аптеку, на почту;

- ходить в магазин;

- жить в своей квартире, доме;

- бывать в гостях, принимать гостей;

- передвигаться на личном автотранспорте.

При этом суд возлагает на осуждённого обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы от одного до четырёх раз в месяц для регистрации. А установление судом осуждённому ограничений на: 1) изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа; 2) выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Ограничение свободы, согласно ст. 53 УК РФ назначается:

- на срок от двух месяцев до четырёх лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести;

- несовершеннолетним осуждённым в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет (ст. 88 УК РФ);

- на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Существуют категории осуждённых, которым указанный вид наказания не назначается - военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Надзор за осуждённым, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время таким органом определена уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осуждённого. В процессе осуществления надзорной функции в отношении осуждённого к наказанию в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция вправе использовать аудиовизуальные,

электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации1.

Идея поставить на службу контроля за правонарушителями достижения телекоммуникационных технологий пришла в голову американскому судье Джеку Лаву в 1983 г. Ему на глаза попался популярный комикс о Человеке-пауке. В нём главный враг нацепил на руку супергероя огромный браслет, чтобы выследить его. Этот способ выслеживания так понравился судье, что он предложил воспользоваться опытом злодея из комиксов и воплотить его в реальность.

Впервые в качестве эксперимента электронный мониторинг начал применяться в США в 1983 г. Великобритания стала первой из европейских стран, начавшей использовать электронные браслеты с 1989 г. Затем этот вид электронного контроля стали применять в Швеции (1994), Нидерландах (1995), Франции (1997) и Бельгии (1998).

В Великобритании, Франции, а также в некоторых других странах начались проекты по применению электронных браслетов не только у лиц, досрочно (условно) освобождённых, но и у тех, кто отбыл свой срок за преступление, считающееся общественно опасным (например, педофилия, убийство и т. д.)2.

Применение технических средств надзора и контроля в отношении осуждённых к наказанию в виде ограничения свободы осуществляется дифференцировано в зависимости от тех ограничений, которые установил суд. В случае, если у осуждённого установлено ограничение не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определённое время суток, то целесообразнее применять электронный браслет в совокупности со стационарным контрольным устройством3. Когда осуждённому устанавливается ограничение в форме запрета на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования, а его установление обязательно для каждого осуждённого к ограничению свободы, то рациональнее применение в комплекте с электронным браслетом мобильного контрольного устройства4.

По данным руководителя Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, ФСИН России Е. Л. Зарембинской, в отношении осуждённых к наказанию в виде

1 Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы : постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 198 // СЗ РФ. - 2010. - № 14.

2 См.: Александров Ю. Электронный мониторинг за рубежом // Преступление и наказание. - 2010. -№ 3. - С. 29.

3 Стационарное контрольное устройство (СКУ) - электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный приём и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях.

4 Мобильное контрольное устройство (МКУ) - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осуждённого к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных СКУ, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.

ограничения свободы с 2010 г. более 30 000 раз применялась система электронного мониторинга подконтрольных лиц1.

Общее же количество лиц, осуждённых к наказанию в виде ограничения свободы в Российской Федерации в 2010-2012 гг., выглядит следующим образом: 2010 г. - 7937 осуждённых, 2011 год - 13035, и в 2012 -28627.

Численность осужденных к наказанию в виде ограничения свободы в 2010-2012 годах

В процессе практической реализации наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительные инспекции сталкиваются с рядом проблем, касающихся как организационного характера, так и законодательного закрепления ответственности осуждённых к ограничению свободы.

Что же это за проблемы организационного характера? В настоящее время не во всех уголовно-исполнительных инспекциях установлены автоматизированные рабочие места инспектора УИИ (далее - АРМ УИИ), так как помещения, в которых расположены филиалы ФКУ УИИ территориального органа, находятся в краткосрочной аренде, и соответственно, отсутствует доступ к сети Интернет, без которого невозможно действие АРМ УИИ.

К слову об ответственности осуждённых к ограничению свободы: что касается в отношении тех, кому наказание назначено в качестве основного -более или менее понятно - это последовательное применение мер взыскания в виде предупреждения - официального предостережения - дополнения ранее установленных ограничений - замены неотбытой части наказания более строгим видом наказания. А вот осуждённым, которым наказание назначено в качестве дополнительного, возникают вопросы следующего характера: осуждённый уклоняется от отбывания наказания, что выражается в нарушении установленных для него судом ограничений, к нему применяются определённые законом меры взыскания - предупреждение -

1 Интервью Е. Л. Зарембинской радиостанции «Маяк» от 03.06.2013 года // http://fsin.su/press/gaUery/AUDЮ.

официальное предостережение - дополнение ранее установленных ограничений, а вот заменить неотбытую часть срока осуждённому нельзя, так как для этой категории осуждённых предусмотрено незамедлительное направление инспекцией информации в орган внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ.

Вроде всё понятно, но всё же. Суд изучив, представленные инспекцией материалы, в основном приходит к выводу, что осуждённый уже отбыл основной вид наказания в виде лишения свободы, как правило, и, соответственно, нецелесообразно осуждённому назначать наказание в виде лишения свободы реально, и оно назначается условно, потому что наказание в виде принудительных работ в РФ пока не применяется (применение отложено до 1 января 2014 г. в соответствии с федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Осуждённый опять продолжает уклоняться теперь уже от отбывания условного осуждения, и инспекция вынуждена вновь направлять в суд ходатайство об отмене условного осуждения. К чему столько хлопот? Целесообразнее исключить из ч. 2 ст. 45 УК РФ возможность назначения наказания в виде ограничения свободы в качестве дополнительного вида. Данный вывод основан ещё и на том, что возникает некая конкуренция норм, а именно - в сходности тех ограничений, которые устанавливаются осуждённым, отбывшим наказание в виде лишения свободы в соответствии со ст. 4 Закона «Об административном надзоре...»1:

1) запрещение пребывания в определённых местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» // СПС Консультант плюс.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС Консультант плюс.

2. Закон Российской Федерации от 18.02.1993 г. № 4510-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 360.

3. Федеральный закон от 27.12.2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 52 (1 ч.). -Ст. 6453.

4. Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы : постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. № 198 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 14.

5. Александров Ю. Электронный мониторинг за рубежом // Преступление и наказание. - 2010. - № 3.

6. Интервью Е. Л. Зарембинской радиостанции «Маяк» от 03.06.2013 года // http://fsin.su/press/gallery/AUDIO.

7. Косевич Н. Р. Новеллы законодательства, связанные с введением в действие наказания в виде ограничения свободы // СПС «Консультант плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.