Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА, В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА, В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / КАНАДА / CANADA / США / USA / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / PROBATION SERVICE / ALTERNATIVES TO IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коростылёва Ольга Васильевна, Кунаш Ксения Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы исполнения наказаний, не связанных с тюремным заключением, в различных государствах (на примере Великобритании, Канады, США и др.), и работа служб пробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternatives to imprisonment in different countries

The article is devoted to such aspects as alternatives to imprisonment in different countries (for example such countries as Great Britain, Canada, the USA and others) and work of Probation Services.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА, В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

УДК 343.244.24

О. В. Коростылёва, К. А. Кунаш ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА, В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

O. V. Korostylyova, K. A. Kunash ALTERNATIVES TO IMPRISONMENT IN DIFFERENT COUNTRIES

В статье рассматриваются вопросы исполнения наказаний, не связанных с тюремным заключением, в различных государствах (на примере Великобритании, Канады, США и др.), и работа служб пробации.

The article is devoted to such aspects as alternatives to imprisonment in different countries (for example such countries as Great Britain, Canada, the USA and others) and work of Probation Services.

Ключевые слова: наказания, не связанные с изоляцией от общества, Великобритания, Канада, США, служба пробации.

Key words: alternatives to imprisonment, Great Britain, Canada, the USA, probation service.

Наличие в законодательстве мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, заставляет корректировать уголовно-исполнительную политику России, направленную, как указано в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, на повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осуждёнными и потребностей общественного развития1.

В феврале 2009 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на заседании Президиума Государственного Совета обозначил, что следует «достичь необходимого уровня гуманизма в системе исполнения наказаний, улучшения условий содержания лиц, которые там содержатся, и привести в соответствие всей системы уголовно-исполнительной и нормативной базы этой системы в соответствие с международными стандартами».

Для решения поставленных целей предлагается в большем объёме применять уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества.

В отечественном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве имеется своя система указанных наказаний и мер. Однако международным сообществом в нормативных правовых актах, им принятых, предлагается ещё более обширный перечень наказаний и мер, альтернативных лишению свободы. Зарубежные государства используют весь набор предлагаемых международным сообществом мер, привнося новое, опираясь на свой исторический путь развития.

Рассмотрим практику исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, в некоторых государствах (Великобритания, Канада,

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

США и др.), используя переводные материалы официальных веб-сайтов пенитенциарных ведомств и иные источников.

Изучение зарубежной практики применения мер, альтернативных лишению свободы, позволит как почерпнуть всё то положительное, что можно предложить для внесения изменений в национальное законодательство, так и учиться на ошибках других, обходя негативные явления, с которыми столкнулись другие государства.

Используемый в Англии и Уэльсе набор мер альтернативных тюремному заключению рассмотрен на основании отчёта, подготовленного Международным центром тюремных исследований 1.

Разновидность условно-досрочного освобождения - «условное освобождение» - определяет раннее освобождение заключённых из-под стражи и возвращение их обратно в общество на временной или постоянной основе. При условном освобождении заключённый состоит на контроле (учёте), при этом он обязан отвечать ряду требований, установленным местными властями, для того, чтобы получить условное освобождение.

Заключённые должны строго соответствовать предъявляемым требованиям, чтобы иметь возможность условного освобождения. Когда заключённые получают освобождение, они обычно находятся под наблюдением согласно «лицензии». Лицензия - это свод правил, запретов, которые заключённый не может нарушать, когда находится на свободе. Основные из правил: не нарушать закон, сообщать своему куратору или властям о любых изменениях места жительства или трудоустройства.

Нежелание следовать правилам лицензии может привести к повторному аресту, возвращению в тюрьму. Кроме того, освобождённые условно заключённые находятся под постоянным наблюдением того учреждения, которое выдало им лицензию.

Наиболее распространенной формой постоянного условного освобождения является освобождение под честное слово (parole). Освобождение под честное слово - это система раннего освобождения заключённых и дальнейшего контроля за ними в обществе.

Могут быть установлены следующие сроки наказания в виде лишения свободы для предоставления «parole»:

- до 12 месяцев: заключённые автоматически освобождаются, отбыв половину срока приговора, без дальнейшего сопровождения (контроля) в обществе;

- от 12 месяцев и до 4-х лет: заключённые автоматически освобождаются, отбыв половину срока приговора, с дальнейшим сопровождением (контролем) в обществе;

- более 4-х лет: заключённые, отбыв половину своего срока, обращаются в комиссию по условному освобождению. Комиссия оценивает степень риска, которую представляет каждый конкретный заключённый. Если

1 Краткий отчёт, подготовленный Международным центром тюремных исследований. - Penal reform international, 2000. (пер. с англ. К. А. Кунаш).

заключённый получает разрешение на освобождение, то он в дальнейшем находится под контролем службы пробации. Заключённый может вновь быть возвращён в тюрьму, пока не истечёт срок его приговора.

Решение об освобождении или условном освобождении принимается комиссией по условному освобождению, которая обычно состоит из судей, социальных работников, психологов, юристов и представителей общественности.

Также в Англии и Уэльсе применяется система электронного наблюю-дения при помощи электронных браслетов. Электронный мониторинг может применяться в двух случаях:

1. как мера общественного наказания (community punishment);

2. как способ условного освобождения из тюрьмы.

В Англии и Уэльсе более 16 000 правонарушителей были освобождены из тюрьмы с условием последующего электронного наблюдения.

Национальная служба пробации (The National Probation Service, или NPS)1 - правоохранительный орган, который осуществляет свою деятельность на территории Англии и Уэльса. Служба обеспечивает наблюдение и контроль за осуждёнными, которые не изолированы от жизни в обществе, а лишь на время испытательного срока помещены под надзор; срок устанавливает суд. Помимо этого, инспекторы службы пробации изучают подследственных и дают свои заключения суду, готовы ли они взять такого человека «на поруки». Принимая решение о возможности избрать режим пробации, суд вместо осуждения к лишению свободы направляет осуждённого на определённый срок под наблюдение сотрудника службы пробации, которому поручается контроль за его поведением. Срок пребывания на режиме пробации, согласно действующим английским законам, составляет не менее 6 месяцев и не более 3 лет. Главная задача - помочь преступнику вернуться к нормальной жизни.

Служба пробации ведёт своё существование с 1907 года. За это время накоплен значительный опыт в области исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Всего в Англии и Уэльсе 42 региональных службы пробации (именно столько же полицейских участков). В каждой службе 350 классных и высокооплачиваемых специалистов. В целом в службе пробации работают около 18 000 человек, которые ведут надзор за 193 тыс. правонарушителей.

Для того, чтобы стать офицером службы пробации, осуществляющим надзор за условно осуждёнными, необходимо закончить двухгодичный курс обучения и получить диплом (DipPS), независимо от предшествующего уровня образования. Чтобы получить диплом необходимо также пройти стажировку. Предельного возрастного ценза для обучения нет, минимальный возраст должен быть 20 лет. Любой кандидат, который желает быть офицером службы пробации, перед собеседованием проходит серьёзную проверку: психометрические тесты, групповые обсуждения, устные выступления, письменные тесты. К сотрудникам предъявляются очень большие требования. Рабочее время

1 http://www.nationalprobationservice.co.uk.

офицера пробации обычно составляет 37-40 часов в неделю. Представители службы пробации начинают свою работу сразу же с момента, когда правонарушитель попал в полицию, и сопровождают его затем в суде и после суда.

Так, до суда они встречаются с судьями, обязательно присутствуют на суде; помимо того, представители службы пробации наносят регулярные визиты в отделения полиции. Также офицеры могут посещать своих подопечных по месту жительства, учёбы, работы. Оставленному на свободе осуждённому, помимо требования не совершать новых преступлений, устанавливаются перечисленные в приговоре условия поведения, например, пройти курс обучения или лечения, не менять самовольно места жительства, не посещать определённых мест, не встречаться с определёнными людьми и др. Задача сотрудника пробационной службы - держать на контроле соблюдение осуждённым указанных в приговоре требований. По представлению офицера службы условия пробации, назначенные конкретному осуждённому, могут быть изменены судом, вынесшим приговор, который вправе также сократить период пробации в случае хорошего поведения осуждённого либо, напротив, продлить его, но на срок, не превышающий определённого максимума. В случае грубого нарушения условий пробации либо совершения нового преступления суд вправе назначить наказание, в том числе и в виде лишения свободы, которое отбывается наряду с наказанием за новое преступление.

Тюремная система Франции1 представляет собой совокупность управлений, департаментов и служб, подотчётных Министерству юстиции (в этом пенитенциарные системы России и Франции схожи). Помимо Управления тюремной администрации, которой подчинены все остальные структурные подразделения, интересующая нас Тюремная служба реадаптации и пробации подотчётна девяти региональным управлениям (Бордо, Дижон, Лилль, Лион, Марсель, Париж, Ренн, Страсбург, Тулуза). В её состав входят 102 тюремные службы социальной адаптации и пробации ^Р1Р).

Тюремная служба социальной адаптации и пробации ^Р1Р) создана декретом от 13 апреля 1999 года № 99-276 с целью в условиях лишения свободы или исполнения наказания вне исправительного учреждения и согласно общеправовым нормам способствовать доступу к правам и структурам социальной адаптации для заключённых и лиц, находящихся под её контролем по решению судебного органа.

Возглавляют SPIP директора, в подчинении которых находятся социальные работники, на вооружении имеются все средства, необходимые для выполнения поставленных задач. Так, SPIP участвуют в предупреждении последствий заключения, постепенно исключающего заключенных из общества, помогают им готовиться к социальной реабилитации и способствуют сохранению социально-полезных и семейных связей. Сотрудники SPIP участвуют в процессе подготовки отчётов для судов о личности лица,

1 По материалам сборника «Тюремная администрация во Франции в 2001 г.», изданного под эгидой Министерства юстиции Франции и переведенного на русский язык.

совершившего преступления для принятия судьей решения о применении к нему наказания в виде лишения свободы или не связанного с изоляцией осуждённого от общества, а также обеспечивают контроль за лицами, попавшими в руки правосудия.

Доля лиц, находящихся под контролем SPIP, доходит до % от общего числа осуждённых, и их количество растет в связи с реализацией пенитенциарного закона, принятого в 2009 году, который имеет своей целью расширить применение альтернативных видов наказания1.

Как только судья по применению наказаний собирается вынести решение по просьбе об условном освобождении, именно советнику SPIP предстоит дать оценку, заслуживает ли такая просьба удовлетворения или нет. Как только судья выносит решение о направлении кого-либо на общественные работы или помещение под электронный мониторинг, именно SPIP организует исполнение такого наказания и отслеживает применение назначенных мер. Сотрудники службы решают проблемы своих подопечных - и социальные, и профессиональные, и семейные. Кроме проверки того, как осуждённый исполняет наложенные на него судом обязанности (прохождение курса лечения, работа, компенсация пострадавшим и т. д.), сотрудник обязан также «способствовать интеграции или реинтеграции лиц, которые ему доверены» согласно требованиям закона2.

В общем миссию SPIP Франции можно определить как «предупреждение рецидива»3.

В Польше4 институт Общественных опекунов был создан в 1919 году распоряжением Министра юстиции, его целью было поддержание деятельности судов для несовершеннолетних. Задачей их являлось осуществление надзора. В его рамках кураторы, выполняя свои обязанности должны оказывать помощь своим подопечным в процессе правильной общественной интеграции и способствовать тому, чтобы они вели себя в соответствии с принятыми нормами. Куратор осуществляет наблюдение, сущностью которого является позитивный прогноз.

Со временем кураторы стали осуществлять надзор и за совершеннолетними, и в настоящее время они представляют институт судебной поддержки и приписаны к судам.

Предъявляются определённые требования к лицам, желающим поступить на службу куратором: возраст не менее 25 лет, образование высшее (юридическое, педагогическое или психологическое), высокая квалификация. Наряду с профессиональным кураторством существует и общественное кураторство. Общественным куратором может стать гражданин старше 18 лет, прошедший курс подготовки общественных кураторов и принесший соответствующую

1 % приговоров исполняются вне стен тюрем: неизвестное лицо пенитенциарной службы. // Преступление и наказание.- 2011. - № 5. - С. 55-56.

2 Там же. - С. 55.

3 См.: % приговоров исполняются вне стен тюрем: неизвестное лицо пенитенциарной службы. - С. 56.

4 См.: Павловски К. Система пробации в Польше. Актуальные проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики : материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики». - М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. - С. 19-24.

присягу. Число лиц, над которыми осуществляет надзор общественный куратор, не должно превышать 10.

Сейчас в Польше 3600 кураторов, из них 1600 работают в семейных судах. Существует Ассоциация кураторов, насчитывающая 2000 членов и около 8500 общественных кураторов.

Работа куратора включает:

1) Составление отчёта о личности подростка и ситуации в семье по поручению судьи. Для этого куратор посещает семью подростка и беседует с подростком и членами семьи. Срок подготовки отчёта назначается судьей. Обычно он составляет 14 дней, в экстренных случаях отчёт составляется в сроки от 1 до 3 дней. Отчёт содержит анализ ситуации и рекомендации относительно помощи или мер воспитательного характера. В 90 % случаев судья следует рекомендациям куратора.

2) Осуществление контроля за поведением ребёнка по решению суда. Куратор посещает семью, школу, место работы подростка и регулярно представляет отчёты судье (в приговоре указывается, как часто должны составляться подобные отчёты, например, каждые две недели или раз в два месяца). Иногда судья поручает куратору осуществлять такой контроль до суда, на этапе следствия. Куратор может вызывать подростка для беседы в суд, вести переговоры с родственниками, чтобы совместно найти пути решения проблем1.

Чаще всего решение о возможности избрания режима пробации принимается в случае применения следующих инструментов уголовного законодательства:

- условное прекращение: суд может условно прекратить уголовное преследование, если вина и социальная важность действия не имеют значительного характера, обстоятельства его совершения не вызывают сомнений, а виновные своим отношением и предшествовавшей жизнью подтверждают предположение о том, что, несмотря на прекращение преследования, не совершат преступления вновь. Подобное решение принимается на испытательный срок продолжительностью от 1 до 2 лет;

- условное приостановление исполнения наказания: суд может условно приостановить исполнение назначенного наказания в виде лишения свободы, если срок наказания не превышает 2 лет наказания в виде ограничения свободы или штрафа, если это окажется достаточным наказанием по отношению к виновному и, в особенности, предотвратит дальнейшее развитие криминального поведения. Приостанавливая исполнение наказания, суд принимает во внимание личность виновного и его образ жизни, предшествующий совершению преступления, а также поведение после совершения преступления. Приостановление исполнения наказания осуществляется на испытательный срок продолжительностью от 2 до 5 лет - в случае условного приостановления исполнения наказания в виде лишения свободы, или от 1 до 3 лет - в

1 Разумовская М Л Ювенальная юстиция в Польше// h1:tp://kraevoykrksudrfru/modules.php?name=docum_sud&id=122.

случае условного приостановления исполнения наказания в виде штрафа или ограничения свободы;

- наказание в виде ограничения свободы: осуждённый не может без согласия суда изменять место постоянного проживания, обязан выполнять назначенные судом неоплачиваемые общественно полезные работы в благотворительных организациях в размере от 20 до 40 часов в месяц, а также обязан предоставлять объяснения в отношении того, как осуществляется отбывание наказания. 1

Условно-досрочное освобождение в Канаде - это условное освобождение, которое даёт возможность правонарушителям провести остаток срока назначенного наказания на свободе, вне тюремного учреждения. Для этого необходимо, чтобы комиссия по условно-досрочному освобождению изучила материалы дела и решила, можно ли позволить правонарушителю вернуться в общество до окончания срока его заключения.

Концепция условно-досрочного освобождения основывается на убеждении, что постепенное контролируемое и направляемое освобождение помогает правонарушителям вернуться в общество в качестве законопослушных граждан и способствует повышению общественной безопасности.

Комиссия по условно-досрочному освобождению является административным трибуналом, обладающим по закону «Об исправительном воздействии и условном освобождении» исключительными полномочиями предоставлять, отказывать, отменять, прекращать и отзывать условно-досрочное освобождение и налагать на правонарушителей, освобождающихся в соответствии с законом, определённые условия.

Кроме того, Комиссия решает вопросы о выдаче, предоставлении, отказе или отмене акта об условно-досрочном освобождении (parole) в соответствии с Законом «О регистрации судимости» и выдаёт рекомендации Генеральному прокурору о предоставлении помилования (смягчение наказания, clemency), который подаёт эти рекомендации в Кабинет министров.

В Комиссию входят граждане Канады, которые имеют опыт и знания в области психологии и права, социальной и общественной работы, а также осуществления исправительного воздействия на лиц, к которым применено условное освобождение.

Национальная Комиссия по условно-досрочному освобождению занимается предварительным рассмотрением заявок на вакантные должности, проверяя и проводя собеседования с кандидатами, а затем предоставляет свои рекомендации Главному прокурору. В качестве члена Комиссии кандидат окончательно утверждается решением комиссии с одобрения генерал-губернатора.

1 См.: Павловски К. Система пробации в Польше. Актуальные проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики : материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики». - М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. - С. 19-24.

2 См.: http://www.csc-scc.gc.ca (материалы сайта переведены с англ. К. А. Кунаш).

Виды условного освобождения в Канаде:

1. Временное освобождение (сопровождаемое и несопровождаемое): обычно является первым видом освобождения, которое предоставляется правонарушителю. Под охраной или без, временное освобождение может быть предоставлено по различным причинам: включая работы в общинных проектах, общение с семьей, для саморазвития или по медицинским показаниям.

2. Дневное условно-досрочное освобождение: позволяет правонарушителям принимать участие в деятельности общины, подготавливая их к полному условно-досрочному освобождению или к полному освобождению. Правонарушители, находящиеся на дневном условно-досрочном освобождении, должны возвращаться на ночь в исправительное учреждение или в учреждение переходного типа, если Национальной Комиссией по условно-досрочному освобождению не предусмотрено иное.

3. Полное условно-досрочное освобождение: позволяет правонарушителю провести весь срок назначенного наказания под надзором в обществе.

4. Большая часть федеральных заключённых подлежит освобождению с осуществлением надзора после отбытия двух третей срока наказания. Правонарушители, отбывающие пожизненное заключение или бессрочное наказание, не имеют право на условное освобождение.

Исправительная служба Канады отвечает за осуществление надзора за правонарушителями, условно освобождёнными из тюрем и исправительных учреждений провинций или территорий, где нет собственных комиссий по условно-досрочному освобождению.

Общественный надзор включает в себя мониторинг и помощь правонарушителю при его реинтеграции в общество. Должностное лицо, осуществляющее надзор, просматривает дело правонарушителя и составляет график встреч с правонарушителем, выдаёт инструкции, может обращаться в общину и в полицию, а также может посещать семью, друзей, работодателя правонарушителя и других лиц. Если правонарушители не соблюдают условия освобождения, они могут быть возвращены в тюрьму. Более половины всех нарушителей, возвращаемых в тюрьму во время условного освобождения, возвращаются туда за нарушение условий освобождения, а не по причине нового правонарушения.

Лица, которым предоставлено разрешение на временное освобождение, также должны вернуться в исправительное учреждение, из которого они были освобождены, в определённый час и день, которые им были определены при освобождении.

По рекомендации Исправительной службы Канады Национальная комиссия по условно-досрочному освобождению может установить другие условия, к примеру, запрещающие правонарушителю контактировать с пострадавшим или семьей пострадавшего. Дополнительные условия должны определяться, исходя из предыдущего криминального поведения.

В Канаде существуют исправительные программы, оказывающие структурированное воздействие на факторы, непосредственно влияющие на

криминальное поведение правонарушителей. Основаны они на чётко прописанных характеристиках эффективных исправительных программ, которые призваны повысить шанс возвращения в общество преступника законопослушным гражданином.

Применяются следующие виды программ:

- программы для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве;

- предупреждение насилия в семье;

- программы профилактики наркозависимости;

- владение собой и своими эмоциями;

- программы реабилитации;

- образовательные программы;

- трудоустройство;

- программы для коренного населения;

- программы для женщин-преступниц;

- программы профилактики преступности несовершеннолетних.

Составители каждой отдельной программы учитывают опыт работы с правонарушителями по отдельным направлениям и опыт эффективного воздействия с целью реабилитации. Каждую программу можно пересматривать и вносить изменения по мере необходимости. Осуществляет программы специально подготовленный персонал, на всех этапах реализации программы осуществляется контроль качества и сертификация.

Одним из важных требований к реализации любой программы является непрерывная оценка и аккредитация международными экспертами.

Международная группа экспертов осуществляет независимый, объективный контроль целостности программ и подтверждает, что эти программы оказывают эффективное исправительное воздействие.

Команды специально подготовленных специалистов Исправительной службы анализируют управление и выполнение исправительной программы по заранее установленным стандартам.

Рассмотрение практики исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, в Соединённых Штатах Америки представляет для Российской Федерации интерес из-за большого влияния наших государств на мировую политику. США и Россия в своём составе имеют самостоятельные территориальные образования (штаты, края, области), однако имеется существенное различие, касающееся построения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Если в России существует указанное законодательство в кодифицированном виде, то в США в каждом штате имеется свое законодательства и основывается на прецедентном праве.

В США возможность назначения пробации предусматривается законодательством государства и всех штатов в качестве альтернативы лишению свободы. Нередко пробация включается в систему наказаний. Она не применяется к лицам, осуждённым за преступления, караемые смертной казнью, пожизненным заключением или тюремным заключением на длительный срок. В некоторых штатах существуют дополнительные условия

для применения пробации: отсутствие судимости в прошлом; возмещение всех судебных издержек; срок лишения свободы не должен превышать десяти лет лишения свободы. Достаточно большое количество людей, обвиняемых в совершении преступлений, передаются на пробацию вместо того, чтобы отбывать срок лишения свободы в условиях тюремного заключения.

Согласно данным Бюро Правовой Статистики США (The United States Bureau of Justice Statistics BJS), в 2009 году на пробации находилось 7 225 800 осуждённых1. На сегодняшний день пробационный надзор может быть назначен на срок от одного года до пяти лет. Условия пробации устанавливает суд, исходя из конкретных материалов дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осуществление пробации возлагается на службу контроля за лицами (The American Probation and Parole Association), переданными на испытательный срок. В США насчитывается 30 606 офицеров пробации. Назначается ответственный офицер, которого осуждённый должен не реже одного или двух раз в месяц посещать. В ряде штатов служба пробации и служба контроля за досрочно освобождёнными лицами объединены, так как обязанности этих служб взаимосвязаны. Решение суда о применении пробации выносится только после предварительного изучения личности обвиняемого, так как ни материалы обвинения, ни личное мнение судьи во время процесса не дают достаточной информации для принятия обоснованного решения о назначении пробации. Изучаются все факторы, повлиявшие на совершение преступления, включая условия жизни и деятельности правонарушителя, способствовавшие совершению преступления. Поэтому офицеры службы пробации и службы контроля за досрочно освобождёнными могут проводить предварительные исследования в отношении подозреваемых с момента их ареста. В результате подозреваемый может быть освобождён до окончательного судебного разбирательства под ответственность офицера. Помимо этого, офицеры пробации исследуют предкриминальную ситуацию и составляют рекомендации к приговору для каждого правонарушителя, но только после установления виновности подсудимого.

Все рекомендации к приговору перед передачей их в суд обсуждаются с правонарушителями и их семьями. Офицеры могут привлекаться для дачи разъяснений в суде относительно их рекомендаций2.

В США в службе пробации могут работать волонтёры, к которым предъявляются определенные требования. Эти требования различны в разных штатах, в частности, в них могут входить степень бакалавра в сфере социальной работы, прохождение обучения по таким курсам, как уголовное право, социология или психология. В других штатах при трудоустройстве требуется опыт работы, юридическое образование. Требуемый для службы возраст - не моложе 21 года и не старше 37 лет. Будущие офицеры должны иметь хорошую физическую форму, быть стрессоустойчивыми. Офицеры пробации тесно взаимодействуют с: работодателями, предоставляющими

1 http://bjs.ojp.usdoj.gov.

2 http://www.appa-net.org/eweb/

рабочие места осуждённым; психоаналитиками; шерифами; адвокатами; педагогами и другими специалистами, которые принимают участие в исправлении личности осуждённого. Также они постоянно поддерживают контакт как с самим осуждённым, так и с его семьёй, посещают своих «подопечных» по месту жительства, работы, учёбы. Офицеры могут принимать меры для прохождения наблюдаемым курса лечения от токсикомании и наркомании, или содействовать его обучению и трудоустройству. Они осуществляют надзор за правонарушителями во время испытательного срока или при досрочном освобождении.

Некоторые осуждённые находятся на пробации с условием ношения электронного браслета, соответственно, офицеры контролируют местонахождение таких правонарушителей при помощи электронных средств. Обычно офицеры работают либо только с совершеннолетними, либо только с несовершеннолетними. Только в небольших, маленьких, сельских районах офицеры пробации курируют и совершеннолетних, и несовершеннолетних правонарушителей. Офицерам могут быть назначены помощники для наблюдения за лицами, привлечёнными к ответственности за нарушения законодательства в области высоких технологий, а также в случаях, когда имеется риск применения к офицерам насилия или их болезни, передающейся бытовым путем. Помощники также осуществляют сбор и доставку образцов мочи правонарушителей с целью проверки на наличие наркотиков. Кроме того, помощники могут потребоваться для возможного использования огнестрельного или другого оружия в целях защиты. Обычно они работают 40 часов в неделю, иногда может быть и ненормированный рабочий день. Они должны в любое время суток быть готовыми оказать помощь своим «подопечным». При выполнении такой работы требуется большая физическая и моральная отдача. Число дел, по которым контролирующий офицер или специалист по исправительной работе может работать, зависит от личности правонарушителей. Больше внимания приходится уделять правонарушителям, склонным к несоблюдению режима пробации или досрочного освобождения. На них приходится тратить больше времени и физических усилий.

Офицеры службы пробации могут брать под контроль от 20 и до 100 дел одновременно. За период от 2008 до 2018 года планируется увеличение штата сотрудников служб надзора на 19 %. Это довольно сложная задача, поскольку привлечению потенциальных сотрудников препятствуют относительно низкий доход, большая нагрузка и высокая степень ответственности - как перед законом, так и перед обществом. Но перспективы работы рассматриваемых служб зависят прежде всего от государственного финансирования1.

Наибольшее распространение из мер, не связанных с изоляцией от общества, в США получил домашний арест, который может применяться как альтернатива лишению свободы или как освобождение от него. Карательной

1 Ы1р allthingspolitical. org/careers/probation_officer_.htm

сущностью данного наказания является запрет покидать дом, за исключением выполнения работы1.

Исполнением общественных работ в большинстве штатов США ведают службы пробации, а в Калифорнии - частное добровольное бюро. Осуждённые выполняют в основном неквалифицированную работу для государственных учреждений (органов управления дорогами), муниципалитетов, городских магистратов) и частных некоммерческих организаций (детских садов, больниц и т. д.), осуждённые же, имеющие профессию, обычно привлекаются к специальным видам работ (юристы, художники, плотники). Судами разработано около 100 программ обязательных работ.

Более половины программ общественных работ в США сочетаются с выплатой денежной компенсации жертвам преступлений. Кроме того, практикуется одновременное исполнение штрафа и общественных работ. Так, в соответствии с законами штатов Флорида, Калифорния, Нью-Джерси об ответственности за вождение автомашины в нетрезвом состоянии программа общественных работ предусматривает минимальный штраф в размере 250 долларов плюс 50 часов работ на пользу обществу. В некоторых случаях правонарушителю даётся возможность отработать сумму штрафа на общественных работах2.

Примерно две трети осуждённых к общественным работам успешно отбывают это наказание. За уклонение от выполнения рассматриваемого наказания в США 5-10 % осуждённым данный вид наказания заменяется судом или службой пробации тюремным заключением.

В США применяется и такая мера, как условное освобождение, при котором правонарушитель считается не имеющим судимости, если он выполняет определённые условия, например, отработка определённого количества часов обязательных работ, установленных службой пробации.

В США практикуется вынесение так называемых альтернативных приговоров, суть которых заключается в том, что осуждённому предоставляется право выбора наказания в виде тюремного заключения или общественных работ.

Также наказанием, альтернативным лишению свободы и применяемым в США, является штраф, который назначается осуждённым за преступления небольшой тяжести.

Рассмотренная информация позволяет сделать некоторые обобщения.

1. В различных странах имеется широкий набор мер и санкций, не связанных с изоляцией осуждённого от общества, в основном они связаны с назначением общественных работ, применением электронного мониторинга как в качестве превентивной меры к наказанию (например, штрафу), так и

1 См.: Рахмаев Э. С., Панарин Д. А., Данилов Д. Д. Организационно-правовые основы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказаний, не связанных с лишением свободы, и контроля за условно осуждёнными : монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010. - С. 42.

2 Цит. по: Потапов А. М., Колосов А. С., Звонов А. В. Зарубежный опыт исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы : учебное пособие. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. - С. 17-18.

самостоятельно. При условном освобождении осуждённого от наказания в виде лишения свободы также может быть применён электронный мониторинг.

2. Наказания, альтернативные лишению свободы, исполняют в основном службы пробации (в разных государствах они могут называться по-разному). Возлагаемые на указанные службы функции сводятся к выполнению контроля за поведением подучётных лиц, проведению с ними социальной и воспитательной работы, предоставлению докладов судье при определении меры ответственности за совершённое преступление.

3. Подготовка персонала для прохождения службы в пробационных подразделениях в основном осуществляется путём проведения первоначальной подготовки (при имеющемся у стажёра на должность соответствующего образования - юридического, педагогического или психологического, обучение в специальном учебном центре на непродолжительное время), переподготовки, стажировки.

4. При существующем положении дел в России, когда в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р предлагается создание отечественной службы пробации, необходимо учесть всё то, что зарубежными государствами наработано в течение длительного времени. Мы согласны, что создание самостоятельной Службы пробации в России (как предполагается) на базе уже существующих уголовно-исполнительных инспекций должно идти планомерно, путём добавления дополнительных функций инспекциям, однако оставлять при этом неизменными штатную численность и существующую нагрузку на одного инспектора, на наш взгляд, неэффективно. Необходимо, на наш взгляд, создание подотчётной Министерству юстиции РФ службы социальной адаптации и пробации (ССАП), которая бы занималась социальным, психологическим и педагогическим сопровождением осуждённых, к которым применены альтернативные тюремному заключению меры, оставив УИИ контрольную и надзорную функции, впоследствии постепенно передав их в ССАП.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

2. % приговоров исполняются вне стен тюрем: неизвестное лицо пенитенциарной службы // Преступление и наказание.- 2011. - № 5.

3. http://bjs.ojp.usdoj.gov

4. http://www. allthingspolitical.org/careers/probation_officer_.htm

5. http://www.appa-net.org/eweb/

6. http://www.csc-scc.gc.ca

7. http://www.nationalprobationservice.co.uk.

8. Краткий отчёт, подготовленный Международным центром тюремных исследований. - Penal reform international, 2000.

9. Павловски К. Система пробации в Польше. Актуальные проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики : материалы международной научно-

практической конференции «Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики». - М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. - С. 19-24.

10. Потапов А. М., Колосов А. С., Звонов А. В. Зарубежный опыт исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы : учебное пособие. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010.

11. Разумовская М. Л. Ювенальная юстиция в Польше// http://kraevoy.krk.sudrf.ru/ module s. php?name=docum_sud&id= 122.

12. Рахмаев Э. С., Панарин Д. А., Данилов Д. Д. Организационно-правовые основы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказаний, не связанных с лишением свободы, и контроля за условно осуждёнными : монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.