Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1802
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые и средние предприятия / финансирование / классификация предприятий / механизм поддержки / финансирование малого бизнеса / small and medium-sized enterprises / financing / classification of enterprises / support mechanism / small business financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубова Ольга Геннадьевна, Жаркова Светлана Леонидовна

Рассмотрен мировой опыт поддержки малых и средних предприятий, критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в разных странах. Анализируются основные показатели уровня развития МСБ в различных странах. Исследования институциональных и экономических механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в разных странах позволили выделить их общие черты. Рассмотрен объем государственной поддержки в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубова Ольга Геннадьевна, Жаркова Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article considers the world experience of supporting small and medium-sized enterprises, criteria for classifying them as small businesses in different countries. The main indicators of the level of SME development in different countries are analyzed. Studies of the institutional and economic mechanisms of state support for small and medium-sized businesses in different countries have highlighted their common features. The volume of state support in the Russian Federation is considered.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Зубова Ольга Геннадьевна

Кандидат экономических наук, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: [email protected]

Жаркова Светлана Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10032

Аннотация:

Рассмотрен мировой опыт поддержки малых и средних предприятий, критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в разных странах. Анализируются основные показатели уровня развития МСБ в различных странах. Исследования институциональных и экономических механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в разных странах позволили выделить их общие черты. Рассмотрен объем государственной поддержки в РФ.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, финансирование, классификация предприятий, механизм поддержки, финансирование малого бизнеса.

FOREIGN EXPERIENCE OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Olga Zubova Gennadievna

Ph. D. in economic, head. department of economics and information technologies Moscow Innovation University (Moscow), e-mail: [email protected]

Zharkova Svetlana Leonidovna

Ph. D. in economic, associate Professor department of economics and information technologies Moscow Innovation University(Moscow), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10032

Annotation:

The article considers the world experience of supporting small and medium-sized enterprises, criteria for classifying them as small businesses in different countries. The main indicators of the level of SME development in different countries are analyzed. Studies of the institutional and economic mechanisms of state support for small and medium-sized businesses in different countries have highlighted their common features. The volume of state support in the Russian Federation is considered.

Key words: small and medium-sized enterprises, financing, classification of enterprises, support mechanism, small business financing.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Малый и средний бизнес является приоритетным сектором экономики, имеющим принципиальное значение для политической и социально-экономической стабильности государства и его регионов, динамичного освоения новых видов товаров, работ, услуг, состояния занятости и формирования среднего класса. Опыт подавляющего большинства развитых и развивающихся стран показывает, что политика в отношении малых и средних предприятий, основанная на принципах установления оптимального развития этого сектора экономики, особенно в области поддержки их деятельности, дает максимальный социально-экономический эффект как в регионах, так и в стране в целом.

Степень разработанности. Методологические основы предпринимательства рассмотрены в работах таких экономистов, как А.О. Блинов, Ю.А. Ровенский, М Г. Лапуста, В.Е. Савченко и других.

Цель исследования - выявить состояние и тенденции развития инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах.

Данная цель раскрывается в ряде научных задач, таких, как:

- провести сравнительный анализ критериев отнесения к малому и среднему предпринимательству, используемых в мировой практике;

- проанализировать уровень развития малого и среднего предпринимательства в различных странах;

- систематизировать меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в период пандемии.

Сложность предметной области исследования обуславливает необходимость использования системного подхода, а также группы методов исследования — сбор и анализ эмпирических фактов, системный подход к объекту исследования, логический подход при проведении оценки экономических явлений, сопоставление изучаемых явлений и показателей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как показывает мировая практика, основным критерием, по которым компании различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является среднее количество работников, занятых за отчетный период в компании. В целом, к наиболее распространенным критериям относят: 1) количество работников; 2) сводный баланс; 3) объем продаж.

Так, в Европейском сообществе с 01 января 2005 года для классификации компаний, относящихся к малому бизнесу, используются показатели, не превышающие следующие значения:

- количество занятых работников до 50 чел.;

- объем продаж менее 10 млн. евро;

- сводный баланс менее 10 млн. евро.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

- количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

- объем продаж менее 50 млн. евро;

- сводный баланс менее 43 млн. евро.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым.

Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [1].

Во Франции предприятия считаются малыми, если численность работников в них не превышает 500 человек. Размер компании в разных отраслях экономики также оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью более 200 человек считаются большими, то в производственной сфере - порог составляет 500 человек.

В Швеции система классификации компаний та же, что и во Франции, однако существуют и такие показатели, как: статистика роста, отраслевая принадлежность, география деятельности, специфические характеристики владельцев и менеджеров (гендерные признаки, иностранные граждане), различные организационные характеристики.

В Германии нет определенной концепции отнесения к малому бизнесу, но, согласно классификации Федерального министерства экономики, компании с числом работающих до 49 человек классифицируются как малые. Управление малыми и средними компаниями осуществляют независимые законные владельцы, которые в полном объеме несут все экономические и финансовые риски в ходе своей деятельности, в большинстве случаев без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки установлено, что к малому бизнесу относятся компании с одним или более владельцев, с численностью сотрудников до 500 человек, размер актива не более 5 млн. долл., годовая прибыль не более 2 млн. долл. [2]. Мелкими считаются предприятия, управляемые независимыми владельцами и не доминирующие на товарных рынках. В зависимости от количества занятых сотрудников, все американские компании делятся на:

- наименьшие - 1 - 24 занятых;

- малые - 25 - 99 занятых;

- промежуточные - 100 - 499 занятых;

- крупные - 500 - 999 занятых;

- крупнейшие - 1000 и более занятых.

Следует отметить, что здесь, как и во многих странах, важную роль играет отраслевая структура предпринимателей. Кроме того, в некоторых отраслях решающую роль играет численность работников (обрабатывающая и добывающая отрасли), а в других случаях - уровень текучести кадров (строительство, торговля, услуги). Различные критерии для бизнеса действуют в различных отраслях экономики США.

Осуществление государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) возможно за счет использования конкретных

правил, которые всесторонне регламентируют данное направление, используя централизованные ресурсы для финансирования специальных проектов [3].

В настоящее время эффективность государственной политики по поддержке МСП в экономической среде в различных странах может быть определена такими показателями, как вклад работников, общее число работников или доля субъектов в ВВП (табл. 1).

Таблица 1.

Основные показатели уровня развития малого и среднего предпринимательства в различных странах

Страны Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей, ед. Доля работающих в общей численности занятых, % Доля малых и средних предприятий в ВВП страны, % Доля малых и средних предприятий в общем количестве, %

Великобритания 27 35 50 99,5

Канада 33 47 27 98

ЮАР 39 60 60 93,4

Чехия 85 51 35 99,8

США 20 42 62 99,7

Япония 45 77 63 99,7

Россия 39 25 21 42

Исследования институциональных и экономических механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства показывают, что в разных странах существуют и общие черты, в том числе:

1) правовое регулирование (существование конкретного закона, который определяет цели и регулирует широкий круг вопросов государственной политики в области защиты МСП);

2) программный подход к разработке и внедрению системы государственной поддержки МСП;

3) сочетание прямых и косвенных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства;

4) государственные программы субсидирования для малых и средних предприятий за счет финансирования на различных уровнях с использованием финансовых, страховых, инвестиционных и кредитных учреждений, стимулирующих налоговых инструментов;

5) хорошо развитая система учреждений и организаций с государственным капиталом, обеспечивающая системную координацию при осуществлении комплекса обязанностей в области поддержки малого и среднего предпринимательства

(например, агентства по развитию МСП при правительстве Японии; управление малым бизнесом в США и т.д.);

6) функциональное распределение полномочий между органами власти на различных уровнях в области поддержки МСП с приоритетом широкого распространения полномочий на местном уровне [4];

7) взаимодействие структур бизнеса и власти на основе партнерских отношений путем налаживания диалога с профсоюзами и ассоциациями, выражающими интересы предпринимателей.

Во многих государствах Европы, а также в США в период пандемии осуществлялась государственная поддержка бизнеса.

Так, в Великобритании в марте 2020 года было объявлено о предоставлении государственных займов в размере не менее 330 млрд. фунтов стерлингов, налоговых льгот и других мер на сумму 20 млрд. фунтов стерлингов для защиты компаний, страдающих от экономического коллапса, вызванного вирусом. Программа сохранения рабочих мест в период пандемии позволила предоставить всем работодателям - частным компаниям, некоммерческим организациям и благотворительным организациям доступ к гранту, покрывающему до 80% средней заработной платы, стоимостью до 2500 фунтов стерлингов в месяц.

Такие же меры были предприняты Швецией, Норвегией, Данией, Португалией и Австрией, что позволило компаниям, которые отправили персонал на карантин, продолжать выплачивать им правительственными деньгами. Этот шаг позволил предотвратить сокращение тысяч, а возможно, миллионов рабочих мест в период карантинных мер.

Еще одной мерой поддержки МСП в Великобритании стало приостановление выплат налога на добавленную стоимость (НДС) до конца лета 2020 года. При выручке до 30 млрд. фунтов стерлингов компаниям не придется платить НДС до конца года.

Достаточно существенные меры поддержки относятся к самозанятым. Так, в случае их болезни они смогут получать пособие по временной нетрудоспособности в размере 94,25 фунтов стерлингов в неделю.

Были выделены денежные гранты на сумму 25,000 фунтов стерлингов компаниям, занятым в розничном, развлекательном и гостиничном секторе экономике, чтобы помочь пережить им период турбулентности. Компании с численностью менее 100 работников во всех секторах экономики смогли получить поддержку на сумму 10,000 фунтов стерлингов.

В Австралии в качестве одной из мер поддержки бизнеса стала компенсация оплаты труда работникам. Так, соответствующим работодателям будет возмещена фиксированная сумма в размере 1500 долларов в две недели за каждого работника [5].

В США программа поддержки, среди прочего, предоставляет малым предприятиям средства для оплаты до 8 недель расходов на заработную плату, включая льготы. Средства также могут быть использованы для выплаты процентов по ипотечным кредитам, арендной плате и коммунальным услугам.

Программу защиты зарплаты миллионы американцев, занятых в малом бизнесе, считают приоритетной. На цели сохранения рабочих мест было выделено до 349 млрд. долларов. Малые предприятия, некоммерческие организации, ветеранские организации, описанные в законе о малом бизнесе, а также физические лица, которые являются самозанятыми или независимыми подрядчиками, имеют право также участвовать в программе, при условии, что они соответствуют стандартам размера программы.

В России наибольший объем государственной поддержки был направлен на поддержку МСП в период вызванн коронавирусом экономического кризиса. Наибольшей стоимостью государственной поддержки для пострадавших субъектов на сумму более чем 400 млрд. рублей стали отложенные налоговые и страховые платежи.

В российской экономике в целом и в отдельных регионах или населенных пунктах важны инструменты экономической политики, направленные на реализацию фундаментальных структурных изменений, в частности, увеличение доли сектора МСП. Одним из таких инструментов является программно-целевой метод, который делает основной упор на реализацию качественных изменений социально-экономического положения на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Рынок не всегда дает возможность мобилизовать дополнительные ресурсы для развития малого предпринимательства, в этой связи особая роль принадлежит целевым программам с государственной поддержкой МСП [6].

Программно-целевой подход стал обычной практикой в мировой экономике. Активное развитие региональных и местных программ (на мезо- и микроуровне), которые имеют важное значение для достижения различных целей (программы реконструкции, промышленного развития, развития северных территорий и т.д.), осуществлялись и в период Советского Союза. Однако консенсуса по вопросу о возможности разработки государственных программ в настоящее время нет. Так, Франция, Япония, скандинавские страны разрабатывают государственные программы для развития страны, а такие страны, как США, Великобритания отрицают необходимость государственного планирования МСП. Британская государственная экономическая политика отрицает перераспределение деятельности и ресурсов, что необходимо для сближения политики с местными центрами принятия решений.

Все более популярным в Западной Европе становится новый подход к территориальному планированию, основанный на технологии, которая интегрирует ранее разработанные стратегии на всех уровнях (муниципалитет, провинция, центральное правительство). Данный подход был впервые опробован в Нидерландах («метод ROM» - голландская аббревиатура, которая означает планирование на определенных территориях). Внедрение системы планирования является отличительной особенностью данного подхода, при котором центральное правительство не только координирует и финансирует, а фактически управляет проектами региональных и муниципальных властей.

Учитывая опыт стран СНГ, Соединенного Королевства, Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки, экономически целесообразно поддерживать региональные инициативы. Как показывает практика, использование опыта «интеграционных» исследовательских центров и организаций в различных областях обеспечит хорошее тестирование и реализацию целевых программ. Внедряя данную практику можно обратить внимание на китайский опыт планирования.

Японский опыт стимулирования наукоемких отраслей знаний также имеет важное значение. Поэтому для того, чтобы использовать успешные проекты, адаптируя их к внутренней эксплуатации, очень важно постоянно анализировать ошибки опыта мирового планирования и зарубежный положительный опыт программно-целевого планирования на основе бенчмаркинга, т.е. находить и использовать лучший опыт конкурентов.

Предпочтительнее зарубежный опыт, отражающий разработку целевых региональных программ. Именно в разработке государственных программ и усовершенствовании механизмов государственной защиты МСП необходимо использовать прогнозирование и планирование, современную статистическую основу и соответствующие институциональные структуры. В современных экономических условиях эффективная государственная поддержка МСП должна осуществляться с целью формирования надлежащего механизма, использующего социально-экономический потенциал субъектов предпринимательской деятельности и эффективно распределяющего финансовые ресурсы.

Литература

1. Бобошко В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // Инновационное развитие экономики. - 2017.- Т. 41.- № 5. - С. 186-190.

2. Балдина Ю.А. Типология инструментов государственной политики в области управления поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberieninka.m/artide/n/tipologiya-mstm-mentov-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-upravleniya-podderzhkoy-subektov-malo-go-i-srednego-biznesa (дата обращения: 07.10.2020).

3. Петров Е.В., Шульгина А.Е. Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2015.- С. 120-124.

4. Шадченко Н.Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Базис. - 2018.- Т. 1.- № 3.- С. 5-8.

5. Плетнев Д.А., Николаева Е.В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах // Стратегии

ÖH3Heca.- 2015.- T. 5.- № 9.- C. 23-29.

Literature

1. Boboshko V. I. Financial support as a basis for ensuring the economic security of small and medium-sized businesses // Innovative development of the economy. -2017. - Vol. 41. - No. 5. - P. 186-190.

2. Baldina Yu. a. Typology of state policy tools in the field of support management for small and medium-sized businesses // Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and law". 2017. No. 4. [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/tipologiya-instrumentov-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-up-ravleniya-podderzhkoy-subektov-malogo-i-srednego-biznesa (accessed: 07.10.2020).

3. Petrov E. V., Shulgina A. E. Development of forms of state support for investment activities of small businesses // Economics, management, Finance: materials of the V international journal. scientific Conf. - Krasnodar: Novatsiya, 2015. - P. 120-124.

4. Skadchenko N. Yu. To the question about the problems of development of small and medium business in Russia at the present stage // the Basis. - 2018.- Vol. 1. - No. 3.- P. 5-8.

5. Pletnev D. A., Nikolaeva E. V., Campa A. Comparative analysis of criteria for classifying enterprises to small and medium businesses in different countries // Business strategies, 2015, Vol. 5, No. 9, Pp. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.