Научная статья на тему ' поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: международный опыт и российские особенности'

поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: международный опыт и российские особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2315
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые и средние предприятия / микропредприятия / поддержка предпринимательства. / small and medium businesses / microbusinesses / business support.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В А. Баринова, А Н. Красносельских

Проведенное исследование показало, что в мировой практике наиболее распространена поддержка малого и среднего предпринимательства в виде кредитов и гарантий, а также образовательных и консультационных программ. Безвозмездная финансовая поддержка увеличивает выручку предприятий, но негативно влияет на их производительность. В России наиболее популярны программы, создающие инфраструктуру ведения предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support of Small Businesses at the Regional Level: International Experience and Russian Features

The research demonstrated that in the international experience support of small and medium businesses is more widespread by way of credits and guarantees as well as by educational and consulting programs. Financial support in the form of grants increases businesses’ profit but negatively affects their productivity. Programs aimed at business activvity infrastructure are the most popular in Russia.

Текст научной работы на тему « поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: международный опыт и российские особенности»

Малое и среднее предпринимательство

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В. А. БАРИНОВА

Заведующий лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; директор Центра экономики малого и среднего предпринимательства ВАВТ Минэкономразвития России, канд. экон. наук (Москва). E-mail: [email protected] А. Н. КРАСНОСЕЛЬСКИХ

Научный сотрудник ВАВТ Минэкономразвития России; младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). E-mail: [email protected]

Проведенное исследование показало, что в мировой практике наиболее распространена поддержка малого и среднего предпринимательства в виде кредитов и гарантий, а также образовательных и консультационных программ. Безвозмездная финансовая поддержка увеличивает выручку предприятий, но негативно влияет на их производительность. В России наиболее популярны программы, создающие инфраструктуру ведения предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, микропредприятия, поддержка предпринимательства.

Необходимость поддержки малых и средних предприятий

В большинстве развитых и развивающихся стран реализуются государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Повышенное внимание к таким предприятиям обусловлено следующими их особенностями:

1. МСП выполняют социальную функцию: создают новые рабочие места для населения, помогая решить проблему безработицы в случае сокращений на крупных предприятиях.

2. МСП вносят вклад в инновационное развитие: небольшая часть малых предприятий, которые являются стартапами, выступает источником прорывных технологий, продуктов и услуг.

3. МСП крайне уязвимы: в отличие от крупных предприятий их возможности по привлечению финансирования и других ресурсов, по защите своих прав перед контрольно-надзорными органами ограниченны.

Помимо этого следует учитывать, что малый и средний бизнес играет системную роль в экономическом росте.

Во-первых, малый бизнес способствует развитию конкуренции. Появление новых игроков на рынке, которыми часто и выступают малые предприятия, увеличивает объем предложения и приводит к снижению цен. В результате у населения высвобождаются финансовые ресурсы, которые оно может направить на потребление других благ, что, в свою очередь, оказывает повышательное давление на выпуск.

Во-вторых, малый бизнес может формировать новые рынки. Небольшие предприятия появляются там, где предприниматели идентифицируют неудовлетворенную потребность в каком-либо виде благ. Так, например, создание кафе в местности, где заведения общественного питания отсутствуют, приводит к возникновению в ней нового вида услуг.

В-третьих, МСП часто оказывают посреднические услуги, являясь связующим звеном между производителями и потребителями. Нередко издержки доставки продукции и коммерческие расходы слишком велики для производителей: они вынуждены закладывать соответствующие издержки в стоимость товаров,

что делает последние менее конкурентоспособными на рынке. Посредники же имеют возможность экономии на масштабе; особенно это актуально в аграрном секторе при закупке продукции фермеров для дальнейшей перепродажи.

Кроме того, малый и средний бизнес часто освобождает крупные предприятия от непрофильных видов деятельности, способствуя повышению их эффективности. В результате ресурсы таких компаний сосредотачиваются на главных направлениях деятельности, в которых они могут достичь максимальной производительности. Таким образом, малый и средний бизнес в процессе аутсорсинга способствует оптимальной аллокации ресурсов.

Основные направления поддержки малых и средних предприятий

Меры поддержки МСП по критерию доступа к финансированию можно условно разделить на две крупные группы - финансовые и нефинансовые. (См. рисунок.) Отдельно следует отметить особую роль налоговых льгот: фактически они приводят к увеличению свободных денежных средств предприятий, однако

обычно их относят к нефинансовым институциональным мерам, поскольку они не подразумевают прямых выплат предприятиям.

Также меры поддержки МСП можно классифицировать по критерию отраслевой принадлежности реципиентов. Некоторые программы направлены на поддержку МСП любого профиля, некоторые исключают торговлю, ограничиваются производственными предприятиями или даже отдельным сектором отрасли (например, фермерскими хозяйствами в АПК). Ряд программ направлен на поддержку предприятий, разрабатывающих или внедряющих новые технологические решения.

Любая программа поддержки МСП, особенно с помощью финансовых мер, подразумевает последующую оценку ее эффективности, часто в форме оценки достижения целевых показателей: объемов использованных бюджетных средств, числа поддержанных предприятий, количества проведенных мероприятий и т.п. При этом, помимо официальных статистических данных, используется и другая информация: результаты опросов реципиентов, анализ их финансовой отчетности, итоги работы фокус-групп с экспертами. Оцен-

Классификация мер поддержки МСП

ки влияния мер поддержки на социально-экономические показатели территорий производятся преимущественно экономистами-исследователями, а не органами государственной власти. Однако проведение подобных эмпирических оценок затруднено отсутствием открытых статистических данных.

Влияние мер поддержки МСП на социально-экономическое развитие: мировой опыт

Нефинансовые меры поддержки бизнеса -институциональные и информационные -формируют условия для развития предпринимательства, как правило, реализуются в рамках более крупных программ и редко оцениваются отдельно. Например, совершенствование законодательства обычно направлено на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и упрощение основных процедур, и эффект, который соответствующие меры оказывают на бизнес, сложно оценить «точечно» ввиду наличия множества других институциональных факторов, сложности их воздействия и отложенного эффекта для МСП, который зачастую свойствен таким мерам.

Частично можно оценить воздействие на МСП такого вида непрямого государственного финансирования, как налоговые льготы, вычеты и налоговые кредиты: сокращение расходов вместо увеличения доходов. Например, в Мексике в рамках программы фискальных стимулов и технологических инноваций (Fiscal Incentives and Technological Innovation Program - FITI) с 2001 г. предоставляется налоговый кредит в размере до 30% расходов на инвестиции компании в проекты, направленные на разработку новых продуктов, материалов и процессов, а так-

же на обучение персонала, проведение исследований и разработок. Известно, что с 2001 по 2006 гг. программой воспользовались 2620 компаний для реализации 8701 проекта1. Общий объем налоговых льгот составил при этом 873 млн. долл. Эффект программы FITI наблюдается с временным лагом: начиная с третьего года участия в программе компании показывают больший рост занятости, а с четвертого - и рост добавленной стоимости на одного работника.

Высокая «смертность» малых предприятий заставляет органы власти принимать меры по снижению негативных последствий предпринимательских неудач. Так, например, в Великобритании в рамках программы UK Enterprise Initiative выделяются гранты на оплату услуг бизнес-консультантов в течение 5-15 дней. Для предоставления консалтинговых услуг используется сеть коммерческих консультантов для малого и среднего бизнеса, созданная в рамках программы Business Link. Согласно исследованию К. Врена и Д. Стори2 программа UK Enterprise Initiative повышает выживаемость компаний в долгосрочном периоде на 4%, при этом темпы роста компаний увеличиваются в среднем на 10% в год. На каждые 1000 фунтов стерлингов затрат приходится рост продаж на 30 000 фунтов стерлингов и одно дополнительное рабочее место. Положительное влияние программы на рост занятости отмечается и в работе К. Моула и др.3.

В Чили образовательной поддержкой МСП с 1939 г. занимается Корпорация по развитию производства (Corporación de Fomento de la Producción - CORFO). В этих целях нанимаются профессиональные консультанты с большим опытом работы на рынке. Существенную роль играют и образовательные программы PROFO по совершенствованию управленческих

1 Lopez-Acevedo G., Monica Tinajero-Bravo M. Evaluating Different Types of Enterprise Support Programs Using Panel Firm Data: Evidence from the Mexican Manufacturing Sector // Economia. 2013. Vol. 14. No. 1. Pp. 1—26.

2 Wren, C.M. and David Storey. Evaluating the Effects of Soft Business Support Upon Small Firm Performance // Oxford Economic Papers. 2002. Vol. 54 (2). Pp. 334-365.

3 Mole, Kevin, Mark Hart, Stephen Roper and David Saal. Differential Gains from Business Link Support and Advise: A Treatment Effects Approach // EPC: Government and Policy. Vol. 26. Pp. 315-334, Pion Publishing, Great Britain, 2008.

навыков для малого и среднего бизнеса. По оценке, проведенной в 2003 г. Х. Бенавенте и Г. Креспи4, они существенно улучшают показатели деятельности фирм. На основе опроса 102 компаний, принявших участия в программах, и сравнения его результатов с контрольной группой было установлено, что у участников программ производительность повышается на 11%.Среднее увеличение добавленной стоимости для каждой компании составляет при этом более 39 тыс. долл. Рост добавленной стоимости превышает затраты на программу на 21%.

Основными инструментами финансовой поддержки являются кредиты на льготных условиях и предоставление гарантий по кредитам. Как правило, государство либо напрямую предоставляет кредиты по сниженной ставке процента, либо компенсирует коммерческим банкам выпадающие доходы от сниженной ставки при предоставлении ими кредитов малому бизнесу. Еще одним инструментом поддержки является инициирование государством создания специальных инвестиционных компаний, которые агрегируют средства частных инвесторов и инвестиционных фондов и вкладывают их в малые предприятия. Эти и иные программы финансовой поддержки бизнеса в США реализует Small Business Administration (SBA). Требования к реципиентам, предъявляемые SBA, одинаковы для всех стран: предприятие должно располагаться на территории страны (как минимум, 51% его работников и активов), соответствовать критериям малого бизнеса, вести деятельность в рамках приоритетного списка отраслей.

Помимо кредитования из финансовых мер поддержки органы государственной власти часто предоставляют безвозмездную

помощь в виде субсидий для компенсации части расходов малого бизнеса и грантов с целью реализации отдельных проектов, преимущественно технологического характера. Так, правительство Великобритании реализует грантовую программу Региональной выборочной поддержки (Regional Selective Assistence - RSA) предприятий в приоритетных отраслях. Исследование К. Кризкуоло и др.5 показало сильное позитивное влияние RSA на занятость и размер предприятий, а также на объемы инвестиций. В то же время было отмечено снижение производительности компаний.

Аналогичные результаты подобной поддержки наблюдаются в Северной Ирландии, где Отдел развития местного предпринимательства (Local Enterprise Development Unit -LEDU) осуществляет программу предоставления грантов малому бизнесу. Направления финансирования разделяются на три группы: обучение, маркетинг и капитальные инвестиции. С. Ропер и Н. Хьюит-Дандас6 в исследовании 2001 г. отмечали, что в 1991-1994 гг. помощь от LEDU получили около 50% малых предприятий Северной Ирландии. Авторы выявили сильное положительное влияние поддержки на уровень занятости. Вместе с тем компании, получавшие гранты, демонстрировали снижение производительности. Таким образом, программа, с одной стороны, снижала уровень безработицы в регионе, а с другой, делала местную продукцию менее конкурентоспособной.

Еще одним способом обеспечения доступа к финансированию является целевое финансирование проектов для нужд органов государственной власти. Подобная программа Small Business Research Initiative (SBRI)7 реали-

4 Benavente J.M., Crespi G. The Impact of an Associative Strategy (the PROFO Program) on Small and Medium Enterprises in Chile // SPRU Working Paper Series 88, SPRU — Science and Technology Policy Research, University of Sussex, 2003.

5 Criscuolo C., Martin R., Overman H. and Van Reenen J. The Effects of Industrial Policy on Corporate Performance: Evidence from Panel Data. Center for Economic Performance, London School of Economic, 2007.

6 Roper, S. and Hewitt Dundas, N. Grant Assistance and Small Firm Development in Northern Ireland and the Republic of Ireland // Scottish Journal of Political Economy. 2001. No. 48. Рp. 99-117.

7 Small Business Research Initiative. Technology Strategy Board: [Электронный ресурс]. — URL: https://sbri.innovateuk.org

зуется в Великобритании. С грантополучателя-ми заключаются соглашения об использовании результатов разработок органами государственной власти, профинансировавшими проект. Примечательно, что решение о финансировании принимается по рыночным критериям с учетом дальнейших перспектив коммерциализации разработок. Такая форма выгодна и государственным органам, которые решают свои управленческие задачи, и частным фирмам, увеличивающим таким образом свои продажи до 41%8. Косвенным результатом поддержки такого рода является также повышение компетенции предпринимателей в вопросах бизнес-планирования, необходимого для получения финансирования.

В ряде стран начинающие предприниматели могут получить небольшие гранты на открытие своего дела. Особенно часто такие программы реализуют агентства занятости. Например, в Австрии действует программа стимулирования безработного населения к началу предпринимательской деятельности -Unternehmensgruendungsprogramm fuer Arbeitslose (UGP), осуществляемая Австрийской государственной службой занятости9. Согласно программе бывшие безработные получают пособие на период начала предпринимательской деятельности, предоставляемое лишь для того, чтобы обеспечить бытовые потребности предпринимателя. Программа демонстрирует высокие результаты. В ее рамках открываются 14% всех стартапов в стране, отличающихся при этом высоким показателем выживаемости: 64% продолжают свою работу более пяти лет, что объясняется дополнительным обучением участников программы основам предпринимательства. Дополнительное финансирование может быть запрошено

предпринимателем отдельно в Австрийском банке развития (Foerderbank des Bunds). В случае если стартап потерпит неудачу, участникам предоставляется консультирование о возможности продолжения бизнеса в этой или другой отрасли.

Очевидно, что помимо основных целевых показателей, используемых при оценке реализации соответствующих госпрограмм, отдельного внимания требует оценка их влияния на территориальное развитие, которое в результате может не оказаться однозначно положительным.

Наиболее ярким примером такого «разнонаправленного» влияния финансовой поддержки на социально-экономическое развитие территорий является программа Small Business Investment Company (SBIC), действующая в США. SBIC финансирует предприятия двумя способами: выдает кредиты на сумму до 1 млн. долл. по ставке в 9-16% годовых или предоставляет финансирование до 5 млн. долл. в обмен на долю в компании. Также возможно комбинирование этих двух способов. С 2G13 по 2G17 гг. в рамках SBIC финансовую поддержку получила 5641 компания, а объем кредитования достиг 27 млрд. долл.1°; за все время ее существования в программе приняли участие более 118 тыс. компаний, которые получили финансирование свыше 73 млрд. долл.

Значимость программы оценивается как непосредственно органами государственной власти, так и в ходе многочисленных исследований. Известно, что две трети новых рабочих мест в США создаются малым бизнесом11. При этом только в результате деятельности SBA и, в частности, программы SBIC с 1995 по 2G14 гг. в стране было создано или сохранено 9,5 млн. рабочих мест.

8A Review of the Small Business Research Initiative. Manchester Institute of Innovation Research with the Enterprise Research Centre and OMB Research Ltd, 2015.

9 Unternehmensgruendungsprogramm // Arbeitsmarktservice Oesterreich: [Электронный ресурс]. — URL http://www.ams.at/ service-arbeitsuchende/finanzielles/foerderungen/unternehmensgruendungsprogramm

10 SBIC Program Financing to Businesses by State Fiscal Year 2013 through Fiscal Year 2017 // Small Business Administration: [Электронный ресурс]. — URL: : https://www.sba.gov/sites/default/files/2017-12/SBICProgram_FinancingbyState_FYs2013to2017.pdf

11 Measuring the Role of the SBIC Program in Small Business Job Creation. Federal Research Division Library of Congress, 2017.

Б.Р. Крейг и др.12 на основе данных по 2200 агломерациям США выявили хотя и слабое, но статистически значимое положительное влияние уровня кредитования БВА на среднедушевой доход населения. В другом исследовании тех же авторов13 было доказано положительное влияние программ БВА на уровень занятости. В дальнейшем ими было также выявлено, что наибольшая эффективность программ финансирования наблюдается в регионах с изначально более низким уровнем развития14.

В то же время в работе А. Юнга и др.15 показана негативная связь между программами кредитования БВ1С и уровнем доходов населения. Более того, негативное влияние повышенного финансирования распространяется на соседние с территорией, где реализуются такие программы, регионы. Частично это можно объяснить тем, что БВА оказывает поддержку в первую очередь именно отстающим в своем развитии территориям. Ю. Ли16 не обнаружил значимой связи между развитием региона и программами БВА - автор объясняет это вытеснением обычных кредитов льготными.

Поддержка МСП в регионах России

В России на уровне регионов применяется широкий спектр мер поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2016 г. на проведение мероприятий по поддержке МСП, реализуемых Минэкономразвития России, были выданы микрокредиты на общую сумму

18,8 млрд. руб., что на 26,8% больше, чем в 2015 г. (14,8 млрд. руб.)17. Объем субсидий из федерального в региональные бюджеты на эти цели в 2016 г. составил 11,1 млрд. руб. В рамках гарантийной поддержки кредитования в 2016 г. субъектам МСП были выданы кредиты на общую сумму 133,3 млрд. руб.

АО «Корпорация "МСП"» выделяет ряд лучших практик в субъектах Российской Федерации в данном направлении18. Так, для снижения налоговой нагрузки в ряде регионов применяются налоговые льготы. В Чеченской Республике и Тюменской области ставка налога на доходы при упрощенной системе налогообложения (УСН) снижена с 6 до 1%. В Бурятии, Рязанской и Ярославской областях ставка имущественного налога, базой по которому является кадастровая стоимость объекта, снижена до 0,3%, а в Тюменской области от этого налога освобождены объекты площадью менее 10 тыс. кв. м. В Московской области с 2015 г. действуют налоговые каникулы для вновь зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей, занимающихся отдельными видами деятельности, в течение первых двух лет работы.

Существенную роль налоговая политика регионов может играть в стимулировании муниципалитетов к поддержке малого и среднего бизнеса. Так, в Калужской, Ленинградской, Мурманской областях и в ряде других субъектов РФ все доходы от налога при УСН поступают в местные бюджеты. Это повышает заинте-

12 Craig, Ben R., William E. Jackson, and James B. Thomson. Small Firm Credit Market Discrimination, Small Business Administration Guaranteed Lending, and Local Market Economic Performance // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2007. Vol. 613. Рр. 73-94.

13 Craig, B., Jackson, W., and Thomson, J. Small Firm Finance, Credit Rationing, and the Impact of SBA-Guaranteed Lending on Local Economic Growth // Journal of Small Business Management. Vol. 45. No. 1. Рр. 116-132.

14 Craig, B., Jackson, W., and Thomson, J. Credit Market Failure Intervention: Do Government Sponsored Small Business Credit Programs Enrich Poorer Areas? // Small Business Economics. 2008. Vol. 30. Рр. 345-360.

15 Young, A., Higgins, M., Lacombe, D., Sell, B. The Direct 8nd Indirect Effects Of Small Business Administration Lending On Growth: Evidence From U.S. County-Level Data // NBER Working Paper. 2014. No. 20543.

16 Suk Lee, Y. Entrepreneurship, Small Businesses, and Economic Growth in Small Cities // Journal of Economic Geography. 2014. Vol. 16. No. 4.

17 Малое и среднее предпринимательство в России — 2017 г. / Росстат: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b17_47/

18 Лучшие практики поддержки индивидуального и малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации / АО «Корпорация "МСП"»: [Электронный ресурс]. — URL: https://corpmsp.ru/malomu_i_srednemu_biznesu/istorii_uspekha/ istoria_uspeha.pdf

ресованность органов местного самоуправления в создании благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

С целью повышения доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса АО «Корпорация "МСП"» способствует созданию региональных гарантийных и микрофинансовых организаций. Такие организации созданы в Татарстане, Ставропольском крае, Московской, Орловской и Смоленской областях. Также при поддержке Корпорации «МСП» в ряде субъектов РФ учреждены региональные лизинговые организации, применяющие ставки лизинга, не превышающие ставку рефинансирования Банка России.

Во многих регионах осуществляется и имущественная поддержка малого бизнеса. В Санкт-Петербурге, Белгородской, Московской, Владимирской и Томской областях действуют льготные ставки арендной платы для целевых групп предпринимателей. Во Владимирской области и Ханты-Мансийском автономном округе созданы консультативные органы с участием предпринимателей для формирования и координации мер имущественной поддержки МСП.

Ряд регионов организовали на своей территории обучение по программам Корпорации «МСП». В 17 регионах по ним был проведен 51 тренинг с 841 участником.

Постепенно совершенствуется и расширяется деятельность многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг, помогающих сократить издержки бизнеса по взаимодействию с органами власти. Агентство стратегических инициатив отмечает, что наибольших успехов по качеству обслуживания малого и среднего бизнеса добились многофункциональные центры Якутии, Курской и Ростовской областей19. Повышение

качества обслуживания проявлялось в широте охвата многофункциональными центрами муниципалитетов, росте числа обращений в них со стороны малого и среднего бизнеса.

Многие регионы расширяют доступ малого и среднего бизнеса к государственным закупкам путем увеличения квот на закупки у соответствующих поставщиков. По данным Агентства стратегических инициатив, наибольших успехов в этом направлении добилась Калужская область, где в 2012-2014 гг. доля закупок у малого и среднего бизнеса выросла с 3 до 25,7%.

Эти и другие меры, как правило, входят в состав региональных программ поддержки предпринимательства. Одним из успешных примеров такого рода является программа «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», утвержденная в 2012 г. В программе предусмотрена подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области»20, предусматривающая реализацию всего комплекса возможных мер поддержки бизнеса: выдачу субсидий, кредитов и гарантий, создание инфраструктуры для бизнеса (специализированный портал, центр поддержки предпринимательства). Большое внимание в этом документе уделено налоговой политике: для отдельных категорий предприятий и предпринимателей налог на доходы при УСН снижен до 5%, расширен перечень видов деятельности для патентной системы налогообложения. Указанные меры привели к росту доли малых и средних предприятий в регионе (до 61% в 2017 г. против 54,6% в 2016 г.) и их оборота (в 2017 г. на 13,2% по отношению к 2016 г.)21. Среднесписочная численность занятых в малом и среднем бизнесе увеличилась при этом до 27,8% всех занятых в регионе.

19 Образовательная программа по обучению лучшим практикам, выявленным по итогам проведения национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации / Агентство стратегических инициатив: [Электронный ресурс]. — URL:https://asi.ru/regions/rating/education/

20 Постановление Правительства Орловской области № 353 от 08.10.2012 г. «Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области"».

21 Малое и среднее предпринимательство // Инвестиционный портал Орловской области: [Электронный ресурс]. — URL: http:/ /invest-orel.ru/articles-obl/predprinimatelstvo

Выводы

Все программы поддержки малого и среднего бизнеса можно разделить на две основные категории - финансовые и нефинансовые, причем первые, как правило, требуют более жесткой отчетности и по ним, соответственно, проводится оценка эффективности.

Опыт применения программ поддержки малого и среднего предпринимательства в мире показывает, что они оказывают положительное влияние на количество рабочих мест и на уровень занятости в соответствующих регионах, а также на объемы инвестиций, объемы выпуска и производительность факторов производства. Практика свидетельствует о том, что финансовые меры поддержки, увеличивая занятость и общие объемы выпуска, вместе с тем, как правило, снижают производительность компаний. Это связано с тем, что приток дополнительных финансовых ресурсов на безвозмездной основе или в виде льготных («дешевых») кредитов ослабляет требования к рентабельности бизнес-процессов. Данный феномен приводит к меньшей конкурентоспособности малого бизнеса, хотя и растущего количественно.

Гораздо более эффективными мерами представляются улучшение институциональных условий и реализация образовательных программ. Первые делают более привлекательной и безопасной предпринимательскую дея-

тельность, а вторые позволяют повысить выживаемость бизнеса, сократить его потери, связанные с недостаточными компетенциями предпринимателей.

Российская региональная практика в целом учитывает опыт других стран. Из средств бюджета финансируются в первую очередь образовательные мероприятия и создание инфраструктуры. Основные объемы финансирования предоставляются на возмездной основе в форме кредитов и гарантий. Также возможно было бы учесть опыт других стран по созданию региональных инвестиционных фондов, привлекающих средства частных инвесторов для финансирования малого и среднего бизнеса на рыночных условиях.

Представляется целесообразным диверсифицировать меры поддержки предпринимательства в зависимости от его состояния в регионе. На территориях с низкой долей малого и среднего бизнеса в экономике более целесообразны финансовые меры поддержки, так как они положительно влияют на число и обороты предприятий, а также на количество занятых. В регионах с высокой концентрацией малого и среднего бизнеса более приоритетной задачей является повышение производительности и конкурентоспособности компаний. Для этого более эффективны нефинансовые, в первую очередь образовательные, меры поддержки. ■

Support of Small Businesses at the Regional Level: International Experience and Russian Features

Vera A. Barinova — Head of the Centre for Entrepreneurship Studies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Head of the Centre for Small and Medium Entrepreneurship, Russian Foreign Trade Academy of the Ministry for the Economic Development of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Aleksandеr N. Krasnoselskih - Researcher of the Russian Foreign Trade Academy of the Ministry for the Economic Development of the Russian Federation; Junior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The research demonstrated that in the international experience support of small and medium businesses is more widespread by way of credits and guarantees as well as by educational and consulting programs. Financial support in the form of grants increases businesses' profit but negatively affects their productivity. Programs aimed at business activvity infrastructure are the most popular in Russia.

Key words: small and medium businesses, microbusinesses, business support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.