ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ВОЗМОЖНОСТЬ АДАПТАЦИИ К РОССИЙСКИМ
РЕАЛИЯМ
Л.Р. Шамсутдинова, магистрант З.М. Бикметова, канд. экон. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-3-112-115
Аннотация. В настоящей статье автором рассматривается зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на примере активно развивающихся экономик мира, таких как США, Япония, Китай. Оценивается возможность применения лучших зарубежных практик к российским реалиям. Предложены рекомендации в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, меры государственного регулирования и поддержки предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство (далее МСП) - это та отрасль, на которой в значительной степени держится экономика многих стран. С помощью малого и среднего бизнеса создаются рабочие места и выпускается существенное количество продукции. Государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является приоритетным направлением экономической политики, что находит отражение во многих нормативно-правовых актах. Так, в соответствии со «Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»: развитие сферы малого и среднего предпринимательства способствует, с одной стороны, инновационному развитию и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, социальному развитию и обеспечению стабильно высокого уровня занятости [1].
Многие иностранные государства имеют большой запас знаний и лучших практик в части регулирования и поддержки субъектов МСП. В этой связи, изучение зарубежного опыта представляется важным и актуальным направлением исследования. Наиболее успешные зарубежные проекты могут быть адаптированы к российской реалиям.
Для крупнейших и активно развивающихся экономик мира свойственна популяризация институтов малого и среднего бизнеса как основы для экономического роста государства. Ключевыми показателями производительности сферы МСП являются: доля МСП в ВВП страны; доля населения, занятого в секторе МСП.
Исходя из данных таблицы 1, по состоянию на 2020 г. показатели, характеризующие деятельность МСП в России значительно ниже, чем в других государствах с высокими экономическими темпами роста [2].
Таблица 1. Показатели МСП в некоторых странах, %
Доля в ВВП, % Доля занятых, %
Россия 20,8 27,0
США 56,0 52,0
Германия 43,0 57,0
Китай 60,0 83,0
Япония 55,0 72,0
Израиль 62,3 68,7
В разных странах выработаны индивидуальные меры поддержки МСП, но несмотря на различия, есть некоторых схожие подходы, которые имеют успешный опыт осуществления. К наиболее значимым, по нашему мнению, относятся данные направления:
1. Разнообразие государственных органов, которые имеют широкие полномочия в сфере поддержки МСП. Например, в США этим органом является Администрация малого бизнеса при Президенте США (SBA); в Японии - Государственное агентство по малым и средним предприятиям (SMEA), во Франции - Агентство по предпринимательству (APCE).
Отметим, что наиболее результативную деятельность ведет Администрация малого бизнеса при Президенте США (Small Business Administration - SBA). SBA является федеральным агентством, полностью посвященным малому бизнесу, и предоставляет консультации, капитальные и контрактные услуги в качестве доступного ресурса для малого и среднего бизнеса.
Основные функции SBA:
3. Многообразие выбора государственных программ поддержки развития малого и среднего предпринимательства и самое главное качественная реализация данных программ. Так, в ФРГ функционирует примерно 50 программ государственной поддержки различной направленности, а в Японии более 30. Это образовательные, информационные, консалтинговые программы, программы инновационной поддержки, помощь при размещении контрактов [4].
4. Эффективные системы, направленные на повышение информированности субъектов МСП. Так, в Японии создана общенациональная система поддержки предпринимательства и инновационного
- оказание финансовой поддержки малым и средним предприятиям;
- осуществление содействия в получении государственных заказов;
- проведение экспертизы новых предпринимательских идей;
- предоставление технической помощи [3].
Помимо этого, наибольшая доля кредитов для бизнеса предоставляется именно от SBA. SBA имеет подразделения по всей стране, что помогает в увеличении информированности населения о проводимых мерах государственной поддержки субъектов МСП.
2. Пониженная ставка по кредитам для бизнеса.
Одной из наиболее эффективных мер в сфере повышения доступности финансовых ресурсов является общее снижение процентных ставок в экономике. Сравнивая показатели средневзвешенной процентной ставки по кредитам бизнеса с ключевыми экономиками мира, можно заключить, что в России, запретительный уровень ставок для бизнеса (табл. 2).
развития Японии, основные задачи которой состоят в мониторинге статистических данных о субъектах среднего предпринимательства, а также анализе эффективности мер поддержки субъектам МСП [5]. А в Китае работает общественная информационная служба China SME Online (CSMEO), деятельность которой распространена по всему Китаю. CSMEO информирует население о всех новых веяниях в существующих стандартах МСП, обновляет данные о регламентирующих документах. Также эта сеть демонстрирует открытые вакансии на предприятиях МСП в разных регионах страны и составляет анкеты для будущих работодателей [6].
Таблица 2. Доступность капитала в некоторых странах, %
Средневзвешенная процентная ставка по кредитам бизнеса 2020
Россия 8,8
США 5,3
Германия 1,82
Китай 4,35
Япония 0,95
Таким образом, сравнивая зарубежный опыт государственной поддержки и регулирования субъектов МСП, можно сделать вывод о недостаточном развитии институтов поддержки МСП, применяемых в российской практике.
Можно порекомендовать следующие меры по повышению производительности в сфере регулирования и поддержки субъектов МСП:
- углубленное исследование деятельности SBA в качестве эффективного правительственного органа и рассмотрение возможностей приспособления опыта SBA к российской экономике;
- непрерывное отслеживание всех новых тенденций в сфере развития МСП в стране и регионах, эффективности правовых норм в данной сфере, деятельности государственных институтов, ответственных за поддержку субъектов МСП;
- разнообразить программы поддержки субъектов МСП и расширить круг участников данных программ;
- облегчить механизмы предоставления государственного финансирования субъектам МСП, в том числе снижение процентной ставки;
- интенсифицировать применение ГС-технологий в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Опыт США, Китая, Японии и других активно развивающихся стран в создании и совершенствовании системы поддержки субъектов МСП, безусловно, будет полезен в развитии системы государственной поддержки и регулирования деятельности МСП в России. Исследование и разумное использование зарубежных практик может существенно ускорить изменение российской государственной системы мер поддержки и регулирования субъектов МСП
на федеральном и региональном уровнях.
Библиографический список
1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf.
2. Специальный доклад президенту Российской Федерации - 2021. МСП/постковид. Время для системных решений // Официальный сайт уполномоченного при президенте Российской Федерации по делам предпринимателей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения 18.01.2022).
3. About SBA // Официальный сайт SBA. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sba.gov/about-sba (дата обращения 17.01.2022).
4. Кирильчук С.П., Бондаренко Е.В. Методы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности за рубежом, в России и в Крыму // Экономика строительства и природопользования. - 2018. - №1 (66).
5. Кудратов З.Г. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых развитых странах / З.Г. Кудратов, Б.Б. Тошбоев, Г.И. Бердиев // Молодой ученый. - 2015. - №1 (81). - С. 242-245.
6. Версоцкий Р.Р. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности его применения в современной России // Управленческое консультирование. - 2019. - №7 (127).
- WpudunecKue HayKU-
FOREIGN EXPERIENCE IN STATE REGULATION AND SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESSES: POSSIBILITY TO ADAPT TO RUSSIAN REALITIES
L.R. Shamsutdinova, Graduate Student
Z.M. Bikmetova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. In this article, the author examines the foreign experience of state regulation and support of small and medium-sized businesses on the example of actively developing economies of the world, such as the USA, Japan, China. The possibility of applying the best foreign practices to Russian realities is evaluated. Recommendations in the field of support of small and medium-sized businesses are proposed.
Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized businesses, measures of state regulation and support of entrepreneurship.