Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / инфраструктура / консультирование / информационное обеспечение / обучение / подготовка кадров / цифровизация / small and medium-sized entrepreneurship / infrastructure / consulting / information support / training / personnel training / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.В. Ивойлова

В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства играют все возрастающую роль в экономическом развитии стран, в связи с чем, государствами предусматриваются различные формы и меры их поддержки. В статье рассмотрены нефинансовые меры поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом и в России, в частности, консультирование, информационное обеспечение, обучение и подготовка кадров. Установлено, что в странах с развитой экономикой широкое распространение получила система внедрения инновационных технологий, действующая через консультационные центры и службы, которые являются связующим звеном между наукой и производством. Отмечено, что совершенствование развития АПК многих стран неразрывно связано с поиском новых путей и форм развития и здесь необходимость постоянного повышения квалификации управленческого и наемного персонала с целью производства более конкурентоспособной продукции и наращивания спроса у покупателей является особенно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES ABROAD AND IN RUSSIA

Currently, small and medium-sized businesses are playing an increasing role in the economic development of countries, in connection with which states provide various forms and measures of their support. The article considers non-financial measures to support small and medium-sized businesses abroad and in Russia, in particular, consulting, information support, education and training of personnel. It is established that in countries with developed economies, the system of introducing innovative technologies has become widespread, operating through consulting centers and services that are a link between science and production. It is noted that the improvement of the development of the agro-industrial complex of many countries is inextricably linked with the search for new ways and forms of development, and here the need for constant professional development of managerial and hired personnel in order to produce more competitive products and increase demand from customers is especially relevant.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ»

НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

И.В. Ивойлова, научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-1-94-100

Аннотация. В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства играют все возрастающую роль в экономическом развитии стран, в связи с чем, государствами предусматриваются различные формы и меры их поддержки.

В статье рассмотрены нефинансовые меры поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом и в России, в частности, консультирование, информационное обеспечение, обучение и подготовка кадров. Установлено, что в странах с развитой экономикой широкое распространение получила система внедрения инновационных технологий, действующая через консультационные центры и службы, которые являются связующим звеном между наукой и производством.

Отмечено, что совершенствование развития АПК многих стран неразрывно связано с поиском новых путей и форм развития и здесь необходимость постоянного повышения квалификации управленческого и наемного персонала с целью производства более конкурентоспособной продукции и наращивания спроса у покупателей является особенно актуальной.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инфраструктура, консультирование, информационное обеспечение, обучение, подготовка кадров, цифровизация.

В условиях современной глобализации и высокой конкуренции ведение предпринимательской деятельности требует наличия не только стартового капитала и бизнес-плана, но и качественных актуальных знаний и навыков, которые дадут возможность правильно распределить этот капитал и развить свою бизнес-идею в слаженно функционирующее предприятие, приносящее стабильный доход. Поэтому современному предпринимателю сложно обойтись без профильной подготовки и знания целого ряда бизнес-дисциплин - от бухгалтерского учета до маркетинга. Именно этим объясняется популярность во всем мире предпринимательского бизнес-образования, которое дает слушателям все навыки для открытия и развития своего дела.

Бизнес-школы университетов мира предлагают студентам множество общих и узконаправленных программ обучения, при этом именно курсы в области предпринимательства можно назвать наиболее целостными и всесторонними, т.к. они дают, в том числе, практическую подготов-

ку, навыки открытия и ведения своего дела в актуальных условиях.

Малый и средний бизнес в США развивается лучше, чем среднеевропейский благодаря, в значительной степени, высокой организации своего бизнес-образования.

Основу системы инфраструктурной поддержки составляют Торговая палата США и Агентство Малого Бизнеса с сотнями филиалов по всей стране. Деятельность этих организаций финансируется федеральным правительством. По инициативе Агентства Малого Бизнеса были созданы группы SCORE, которые объединяют более 10 тысяч владельцев малых предприятий. Они проводят личные и интернет-тренинги, консультации по маркетингу, планированию и финансовым вопросам. При Агентстве функционирует Институт бизнеса в Интернете, где предприниматели бесплатно получают консультации или проходят специальные курсы.

Другим не менее эффективным звеном системы инфраструктурной поддержки

малого предпринимательства в США являются бизнес-инкубаторы. Они могут быть некоммерческими, созданными на базе вузов и научно-исследовательских институтов, а также коммерческими, создаваемыми для получения прибыли. Программы поддержки бизнес-инкубаторов разрабатываются преимущественно по инициативе местных органов власти. В результате исследования американской консалтинговой фирмы «АДЛ» было установлено, что успех исследовательских парков и бизнес-инкубаторов зависит от поддержки, которую оказывают местные органы власти [1, 2].

К сожалению, российский малый и средний бизнес пока не имеет достаточных возможностей и ресурсов для эффективного лоббирования своих интересов в структурах государственной власти. А органы государственной власти не проявляют должной заинтересованности в эффективном функционировании действующих организаций малого и среднего предпринимательства.

В России в настоящее время функционирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», АО «Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», Федеральная налоговая служба единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства». Поддержка является общедоступной, но реализация ее на практике не всегда возможна. Существует проблема, что СМП сами не хотят получать поддержку от государственных органов, в виду неосведомленности о таких мерах, либо из-за бюрократического аппарата, который необходимо пройти. Следует отметить, что инфраструктура поддержки, в том числе система обучения, подготовки и переподготовки наиболее развита в основном, в центральном регионе России, что сказывается на количестве и качестве субъектов МСП по стране в целом.

Развитие различных общественных организаций поддержки малого и среднего предпринимательства является еще одним важным направлением. Данные исследования, проведенного по инициативе

ЮНИДО [3] показывают, что наиболее активно защищают интересы малого бизнеса торгово-промышленные и ремесленнические палаты, объединения и ассоциации предпринимателей, которые оказывают сильное влияние на законотворческие и другие, связанные с развитием малого бизнеса, процессы. Эти организации не только пропагандируют предпринимательские идеи и лоббируют интересы малого бизнеса на различных уровнях власти, но и уделяют особое внимание решению многих проблем развития предпринимательства, оказывают предприятиям информационную и консультационную поддержку [2].

За рубежом данное направление поддержки хорошо развито. Многие страны ЕС разрабатывают программы на региональных уровнях, создают национальные и наднациональные организации, учитывающие интересы всех стран ЕС, а основными формами поддержки субъектов МСП являются информационная, консультационная, финансовая и имущественная [4]. Широкое распространение получили зоны предпринимательства и в Великобритании. В настоящее время в Германии местные органы власти предоставляют нефинансовые субсидии, в том числе на подготовку кадров для малого и среднего бизнеса.

В США широкое распространение получила практика создания предпринимательских зон. Они формируются, как правило, в районах, где в течение длительного времени наблюдается спад экономической активности.

В Канаде с участием правительственных органов, торговых палат, союзов предпринимателей, университетов разработаны специальные программы информационной, научно-технической и финансовой поддержки малых и средних предприятий в провинциях, особенно северных. Эти программы содействуют созданию инновационных парков, информационных бизнес-центров и бизнес-инкубаторов.

Значение малого бизнеса для Японии особенно ощутимо возросло в последние годы. Малая кредитоспособность, отсут-

ствие первоклассных инженерных и рабочих кадров из-за более низкой оплаты труда, чем на крупных предприятиях, ограниченные производственные мощности, нехватка ресурсов на проведение научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ существенно усложняют положение малого предпринимательства. Агентство малого и среднего предпринимательства, занимающееся развитием системы инфраструктурной поддержки малого бизнеса, осуществляет мониторинг состояния развития малого предпринимательства, проводит комплексные исследования, анализ и оценку эффективности мер государственного регулирования. Система инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства обязательно включает в себя Отдел информационной и консультационной поддержки.

Деятельность Ассоциации малых и средних предприятий, функционирующая на острове Хоккайдо, включает в себя связи со средними школами старшей ступени, профессионально-техническими училищами и вузами, совместное обучение новых служащих, повторное обучение для служащих, отработавших год после поступления на работу, обучение в Университете малых и средних предприятий, университет менеджеров.

Все структуры поддержки малого и среднего предпринимательства (ПМП) Японии при координирующем взаимодействии независимой Организации поддержки малого предпринимательства и инновационного развития регионов Японии (Organization for SME and Regional Innovation of Japan) образуют государственную инфраструктуру поддержки предпринимательства, в которую входит 9 институтов менеджмента и технологий, глобальная сеть информации, 313 центров развития предпринимательства, институт технологических исследований, 18 крупных кластеров, 64 технологических центра и НИИ, 11 технопарков и бизнес-инкубаторов и др.

При координации работы национальной системы ПМП активно используются воз-

можности информационной системы J-Net21 [2]. Помимо этого, с помощью данной системы осуществляется мониторинг состояния развития малого предпринимательства, проводятся комплексные исследования, анализ и оценка эффективности мер государственного регулирования и т.п. Таким образом, происходит постоянное совершенствование системы обратной связи государства с предпринимательским сообществом.

Практический опыт Японии по разработке и внедрению комплексных информационных систем для повышения эффективности мер ПМП с успехом может быть использован и в России [2].

По опыту многих стран, наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития малого предпринимательства можно осуществлять через специализированный правительственный орган. В США это «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (SBA), в Великобритании - «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), в Германии - «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII), в Японии -«Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA).

Одним из положительных примеров использования возможностей национальных комплексных информационных систем для малого и среднего предпринимательства является государственная некоммерческая информационная служба Китая China SME Online (CSMEO), которая была создана в 2001 году по решению правительства. Информационная сеть CSMEO поддерживается Национальной комиссией по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission) и обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Сайт этой службы представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений [7]. Информационная сеть CSMEO предоставляет оперативную

информацию об изменении действующих и введении в действие новых нормативных документов, о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков. Сеть публикует общую информацию о состоянии рынка малого предпринимательства, представляет наиболее качественную продукцию, производимую предприятиями. CSMEO сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для малых предприятий в различных регионах и городах страны. Сеть дает информацию о специалистах, ищущих работу, осуществляет онлайн-консультации предпринимателей, оказывает широкий спектр образовательных и технических услуг и т.п. [2, 7].

Китай в настоящее время осуществляет массированное финансирование малых предприятий, особенно в аграрной сфере.

В ряде государств постсоветского пространства развитию малого и среднего бизнеса также уделяется большое внимание. К 2050 году Республика Казахстан планирует повысить долю МСП в валовой добавленной стоимости до 50%. Для достижения таких показателей Казахстан разрабатывает комплекс мер государственной поддержки МСП и улучшения условий ведения бизнеса. Во всех регионах организована сервисная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса на базе Центров обслуживания предпринимателей. Через региональные палаты НПП «Атамекен» оказывается широкий спектр нефинансовой поддержки предпринимателей.

За весь период реализации Государственной программы поддержки и развития бизнеса (с 2010 года) «Дорожная карта бизнеса» «ДКБ-2020» 175,6 тыс. предпринимателей прошло обучение по основам предпринимательства. С 2010 по 2018(включительно) год обучение прошли 22847 новых и действующих предпринимателей [5].

Правительство Казахстана, понимая необходимость реформирования сферы сельского предпринимательства, решения проблемы безработицы на селе, активно реализует Программу продуктивной занятости и развития массового предпринима-

тельства на 2017-2021 годы. Главная задача проекта - помочь сельским жителям открыть свое дело, сформировать финансовую культуру, изменить образ жизни и мышления, добиться понимания необходимости перемен в жизни на селе.

В России в настоящее время ряд негативных факторов тормозят продвижение МСП. Так слабая квалификация кадров в стране является одним из важнейших недостатков, влияющих на процесс развития малого и среднего бизнеса во всех сферах деятельности. На российском рынке востребованы квалифицированные менеджеры среднего звена, рабочие, специалисты в узкопрофильных областях, управленцы, в том числе, в сельском хозяйстве. Компаниям нужны квалифицированные кадры именно в данный момент, а не через несколько лет. Для малого и среднего бизнеса квалифицированные работники приобретают гораздо большее значение, чем для крупных компаний. Большинство фирм погибает из-за некомпетентности руководства фирмы.

Сейчас многие регионы РФ самостоятельно разрабатывают программы содействия малому бизнесу. Например, Комитет по развитию предпринимательства Московской области, Школа Менеджмента МФТИ и Центр ИТ и Менеджмента «Профессионал» МФТИ предлагают вашему вниманию программу «Подготовка кадров для малого инновационного предпринимательства». Цель программы - способствовать росту профессионализма предпринимателей в области инноваций и малого бизнеса. Целевой аудиторией являются руководители малых и средних предприятий. Для служащих важным является постоянное повышение профессиональной квалификации. При этом, по мнению зарубежных экспертов, 100% обучение за счет фирмы является менее эффективным, чем когда работник оплачивает его часть (2550% его стоимости). Исследования Академии менеджмента и рынка доказали, что существует несколько важных характеристик оценки качества подготовки кадров для малого бизнеса, напрямую влияющих на эффективность развития субъектов малого бизнеса. Основными из них являются:

- качество процесса образования;

- конкурентоспособность знаний, полученных при образовании;

- адресность обучения;

- оперативность обучения;

- доступность программ обучения;

- комплексность знаний, умений и навыков;

- практичность полученных знаний.

В Московской области функционирует государственное бюджетное учреждение «Московский областной фонд развития малого и среднего предпринимательства», оказывающее помощь малому и среднему бизнесу по ряду направлений. Действует региональный «Бизнес-навигатор» от АО Корпорация МСП, который обеспечивает сбор, обработку, хранение и предоставление информации о перспективных местах для развития различных видов бизнеса субъектов МСП, также представлен каталог типовых бизнес-планов для отдельных видов бизнеса и др. Кроме того, в Московской области созданы и находятся в разной степени активности около 15 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и более 20 консультационно-информационных центров развития предпринимательства. Создан региональный центр поддержки экспорта и отделения Европейского Информационно-

Консультационного Центра (ЕИКЦ). Эти элементы инфраструктуры ориентированы, в первую очередь, на содействие малому бизнесу Московской области в выходе на зарубежные рынки, продвижении продукции областных производителей за рубежом, поиске деловых партнеров и установлении деловых контактов.

В рамках создания информационной среды, способствующей развитию предпринимательства, государство финансирует проведение различного рода семинаров, лекций, обучающих курсов, выпуск методических пособий, соответствующей литературы и т.п. Кроме того, и на федеральном, и на региональном уровне созданы и функционируют специализированные информационные порталы поддержки малого и среднего бизнеса. На таких порталах с разной степенью интенсивности публикуются новости малого бизнеса, в помощь

малому бизнесу размещаются определенные методические материалы, раскрываются меры поддержки малого бизнеса и т.п.

В целом, использование новых современных технологий, создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства должно способствовать созданию новых рабочих мест, формированию класса цивилизованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном уровне.

Заключение. Анализ зарубежного опыта нефинансовых мер поддержки малого и среднего предпринимательства показывает наличие в развитых странах комплексной системной государственной политики, в том числе по вопросам обучения, подготовки и переподготовки кадров на различных уровнях, консультирования и информационного обеспечения.

В странах с устойчивой рыночной экономикой при подготовке предпринимателей особое внимание уделяется интеграции теоретического и практического обучения на предприятиях. На всех уровнях образования внедряются инновации в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий. В процессе обучения определенное развитие получили новые формы сетевого взаимодействия: публичные лекции, виртуальные уроки и мастер-классы, семинары с участием представителей ведущих 1Т-компаний.

В Российской Федерации в настоящее время необходимо усиление координационного взаимодействия всех элементов многофункциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, обеспечение представления интересов и потребностей малого и среднего предпринимательства на всех уровнях государственной власти, повышение эффективности национальной системы информационной поддержки, а также пропаганда среди населения важности и необходимости развития малого и среднего предпринимательства для решения социально-

экономических проблем страны, усиление ства конкретного региона в формировании ответственности представителей власти за параметров образовательного процесса в неэффективные решения проблем в дан- рамках непрерывного образования с ученом вопросе. том принципа преемственности.

Несмотря на наличие учебных заведе- Квалифицированное управление пред-

ний и плановых программ подготовки кад- принимательством, подразумевающее, в

ров, общей системы организации подго- том числе, постоянное повышение квали-

товки кадров для малого и среднего бизне- фикации кадрового состава предприятий

са в России пока еще нет. Консервативный АПК, включая руководителей малого и

подход не учитывает изменяющиеся усло- среднего бизнеса, с целью производства

вия современной рыночной экономики и более конкурентоспособной продукции

недостаточно использует активные техно- можно отнести к базисным факторам, со-

логии обучения. Необходимо приближе- действующим решению проблем форми-

ние образования к практике посредством рования и развития малого и среднего

участия предпринимательского сообще- предпринимательства.

Библиографический список

1. Мухамбетова Л.К., Карабалин А.Е. Зарубежный опыт инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства. Институт экономики и права Ивана Кушнира.

2. Кунин В.А., Александрова Е.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2011. - №1 (2).

3. Гурьянов П.А. Обучение и повышение квалификации кадров для малого бизнеса в РФ // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2011/07/1341

4. Давыдова А.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: Россия и ЕС // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. -№6. - С. 110-113.

5. Ивойлова И.В. Особенности малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №3-2 (73). - С. 211-215.

6. Дмитриева О.А. Как информационно-консультационная поддержка государства помогает малому и среднему бизнесу // Центр развития предпринимательства МО. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sovcom.pro/art/kak_informacionnokonsultacionnaya_podderjka_gosudarstva_pomogaet_ malomu_i_srednemu_biznesu

7. Тарасов В.И. Цифровизация как очередной этап информатизации малого и среднего бизнеса в аграрной сфере России и Китая // Экономика и бизнес: теория и практика. -2021. - №4-2 (74). - С. 185-189.

8. Шайхутдинова Г.Ф., Охотникова Л.В. Зарубежный опыт подготовки предпринимателей // Вестник ИрГТУ. - 2014. - №12 (95). - С. 459-462.

9. Растегаева Ф.С. Развитие предпринимательства в агропромышленном комплексе России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sovman.ru/article/8602/

10. Зюзина Е.Д. Зарубежный опыт развития малого бизнеса // Электронный научный журнал «Вектор экономики». - 2019. - №1.

11. Кванина В.В., Громова Е.А., Спиридонова А.В. Информационное обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в структуре электронного правительства // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. -№1. - С. 61-82.

SOME MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

ABROAD AND IN RUSSIA

I. V. Ivoilova, Research FSBSIFRC AESDRA VNIIESH (Russia, Moscow)

Abstract. Currently, small and medium-sized businesses are playing an increasing role in the economic development of countries, in connection with which states provide various forms and measures of their support.

The article considers non-financial measures to support small and medium-sized businesses abroad and in Russia, in particular, consulting, information support, education and training of personnel. It is established that in countries with developed economies, the system of introducing innovative technologies has become widespread, operating through consulting centers and services that are a link between science and production.

It is noted that the improvement of the development of the agro-industrial complex of many countries is inextricably linked with the search for new ways andforms of development, and here the need for constant professional development of managerial and hired personnel in order to produce more competitive products and increase demand from customers is especially relevant.

Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, infrastructure, consulting, information support, training, personnel training, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.