Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта поддержки предприятий малого бизнеса'

Анализ зарубежного опыта поддержки предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
945
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / SMALL AND MEDIUM BUSINESS SUPPORT SYSTEM / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидова Гулнора Амоновна

Страны Европейского Союза имеют довольно развитую структуру поддержки малого и среднего предпринимательства, состоящую из государственных и частных программ для регулирования, развития малого и среднего предпринимательства; направление, принципы, методы развития разрабатываются министерством экономики промышленности, торговли, занятости данной страны, с учетом особенности состояния и развития; в статье рассматривается программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, существующие в странах Европейского Союза и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF SUPPORTOF ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS

The countries of the European Union would rather develop and support structure for small and medium-sized businesses, consisting of public and private programs for there own regulation, the development of small and medium-sized businesses; the direction, principles, methods of development are monitoring by the Ministry of Economics of Industry, Trade, Employment of this country, taking into account the peculiarities of the state and development; The article discusses about supporting programs for small and medium-sized businesses that exist in the countries of the European Union and the USA.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта поддержки предприятий малого бизнеса»

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Саидова Г.А. Email: Saidova664@scientifictext.ru

Саидова Гулнора Амоновна - старший преподаватель, кафедра экономики промышленности, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: страны Европейского Союза имеют довольно развитую структуру поддержки малого и среднего предпринимательства, состоящую из государственных и частных программ для регулирования, развития малого и среднего предпринимательства; направление, принципы, методы развития разрабатываются министерством экономики промышленности, торговли, занятости данной страны, с учетом особенности состояния и развития; в статье рассматривается программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, существующие в странах Европейского Союза и США.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, система поддержки малого и среднего предпринимательства, инфраструктура.

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF SUPPORT OF ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS Saidova G-А.

Saidova Gulnora Amonovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INDUSTRIAL ECONOMICS, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ISLAM KARIMOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the countries of the European Union would rather develop and support structure for small and medium-sized businesses, consisting of public and private programs for there own regulation, the development of small and medium-sized businesses; the direction, principles, methods of development are monitoring by the Ministry of Economics of Industry, Trade, Employment of this country, taking into account the peculiarities of the state and development; The article discusses about supporting programs for small and medium-sized businesses that exist in the countries of the European Union and the USA. Keywords: small and medium enterprises, small and medium business support system, infrastructure.

УДК 336

В странах Европейского Союза (ЕС) существует хорошо отлаженная инфраструктура для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Данная структура состоит из государственных и частных программ для поддержки и регулирования МСП. В каждой стране c учётом современного состояния и необходимой стратегии дальнейшего развития министерством экономики промышленности и торговли разрабатываются и внедряются принципы и методы, стимулирующие МСП.

По статистическим данным за 2017 год, в Европе официально зарегистрировано более чем 21*106 предприятий и организаций МСП, что составляет 99,8% от общего количества предприятий. На данных предприятиях работает около 90*106 работников, что составляет 67% занятого населения.

Далее проанализируем существующие программы для поддержки субъектов МСП в странах Европейского Союза и США [1].

Германия. В Германии одним из главных инструментом господдержки является микрофинансирование МСП.

Банк Kreditanstalt für Wiederaufbau Group, 80% немецкий государственный банк, в котором федеральному правительству Германии принадлежит 80% акций, федеральным землям Германии - 20%. Банк Kreditanstalt für Wiederaufbau Group даёт кредиты с льготными условиями примерно 2,9 млн предприятий малого бизнеса Германии за счёт того, что предоставляет низкие ставки по кредитам и освобождает от кредитных выплат первые 2 года, так же имеется возможность долгосрочного возвращения кредита. Одинаковые для всех субъектов МСП условия микрокредитов -главный индикатор государственной финансовой поддержки Германии.

Финляндия. В Финляндии для МСП приходится примерно 90% от всех зарегистрированных предприятий страны, что доля в ВВП - 60% на предприятиях малого и среднего бизнеса 50% всех работающих, и ежегодно создаются 60% новых рабочих мест.

Поддержка государства МСП в Финляндии осуществляется ОАО "Финнвера". Это полностью государственное учреждение, предоставляющие кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства. Территория Финляндии условно поделена на 3 зоны. Размер, выдаваемых субсидий зависит от зоны, где расположено предприятие-заемщик. Финляндия активно стимулирует иностранных инвесторов, которые хотят вложить свои средства в предприятия малого и среднего предпринимательства или открыть малое предприятия сами.

Великобритания. В Великобритании одним из индикаторов является простота в регулировании МСП. С 2011 года пересматриваются нормы и правила регулирования для предприятий и организаций МСП, имеющих инновационную деятельность, для них существуют налоговые льготы. Они не оплачивают корпоративный налог.

В целях государственной поддержки МСП является создание Капитального фонда предприятий (Enterprise Capital Fund), главным направлением которого является предоставление доступа малым предприятиям к венчурному финансированию. Также создание Фонда высшего профессионального образования, которому выделяется около 25 млн. ф.ст. Данная сумма будет отправлена на финансирование более 10 тыс. программ профессионального обучения в сфере информационных технологий и машиностроения.

США. По сравнению с другими странами мира США имеют самые старые инструменты для поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства государственными органами.

В 1953 году в США образовалась «Администрация по делам бизнеса» (Small Business Administration - SBA), которая имеет относительно современную систему и предназначена для финансовой поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства, её филиалы функционируют во всех штатах и экономических центрах США.

Кроме этого, «Администрация по делам бизнеса» (SBA) предоставляет бесплатные консультации для субъектов малого и среднего предпринимательства (ежегодно получают свыше 1 млн. субъектов); помощь в доступе к получению государственных закупок на сумму более 100 млн. дол. США, объём гарантированного портфеля SBA более 90 млн. дол. США.

Так же «Администрация по делам бизнеса» ежегодно разрабатывают и вводят специализированные программы, развивающие малый бизнес, охватывая все отрасли промышленности и народного хозяйства США. Самые известные программы на сегодняшний день являются «7а» и «504».

Суть программы «7a» является в представлении кредитов в коммерческих банков и другими финансовыми учреждениями. При получении кредитов у частных банков SBA выступает гарантом возврата средств до 90 процентов от суммы займа. Срок кредитов тоже берётся в зависимости от финансового положения предприятия МСП и

учитываются цели использования денежных средств. Например, при займе в основной капитал срок кредита устанавливается до 20 лет, при займе в оборотный капитал - 510 лет.

Вторая распространённая программа «504». Суть данной программы состоит в выделении кредитов на долгий срок c гарантией 40 процентов займа, максимальная сумма 1 млн долл. США для модернизации и расширения производственных мощностей. Оформление кредитования для малого и среднего предпринимательства проводят «Центры содействия экспорту» при SBA и Министерства торговли США. При SBA существуют специальные группы SCORE (Counselors to America's Small Business), специализирующиеся на информационной поддержке, обучению, повышению квалификации и навыков управления. Они имеют более 500 филиалов, в которых обучаются около 10000 руководителей, владельцев и работников МСП.

Подводя итоги, можно сказать, что главным индикатором, который стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах является комплексный подход, создающий благоприятные условия развития предпринимательского климата. Формирование культуры предпринимательства, понимание и «осязание» свободной торговли и конкуренции, благоприятный инвестиционный климат - вот что, как показывает практика, является залогом успешного создания и дальнейшего бесперебойного развития сектора малого и среднего бизнеса.

Список литературы /References

1. Кунин В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки предприятий малого бизнеса за рубежом // Российское предпринимательство, 2011. № 1 (2). С. 36-43.

2. Владимирский Д. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Риск: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция, 2014. № 1. C. 201-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.