Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика преступлений / несовершеннолетние / зарубежный опыт / деятельность полиции / семейные трудности / международное сотрудничество / инновации в профилактике преступности / взаимодействие с общественностью

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баландина Анастасия Денисовна, Свечников Николай Иванович

Анализируются проблема преступности несовершеннолетних и зарубежный опыт деятельности полиции в этой сфере. Обсуждаются успешные проекты взаимодействия с молодежью, такие как социальное партнерство и образовательные программы, а также уточняются причины молодежной преступности, такие как социальное неравенство и влияние культурных факторов. Подчеркивается необходимость комплексного подхода и международного сотрудничества для эффективной профилактики преступлений среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 34

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1 "2 А. Д. Баландина , Н. И. Свечников

1 2

, Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1'[email protected]

Аннотация. Анализируются проблема преступности несовершеннолетних и зарубежный опыт деятельности полиции в этой сфере. Обсуждаются успешные проекты взаимодействия с молодежью, такие как социальное партнерство и образовательные программы, а также уточняются причины молодежной преступности, такие как социальное неравенство и влияние культурных факторов. Подчеркивается необходимость комплексного подхода и международного сотрудничества для эффективной профилактики преступлений среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: профилактика преступлений, несовершеннолетние, зарубежный опыт, деятельность полиции, семейные трудности, международное сотрудничество, инновации в профилактике преступности, взаимодействие с общественностью

Для цитирования: Баландина А. Д., Свечников Н. И. Зарубежный опыт деятельности полиции по профилактике преступлений несовершеннолетних // Вестник Пензенского государственного университета. 2024. № 2. С. 47-53.

Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является важным элементом обеспечения безопасности личности, общества и государства. Зарубежный опыт деятельности полиции в этой области включает в себя множество методик и программ, направленных на предотвращение преступности среди подростков и детей. В этой связи рассмотрим некоторые из наиболее успешных методов, используемых в различных странах для борьбы с преступностью среди несовершеннолетних.

Согласно ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет1.

В большинстве стран мирового сообщества (включая США, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Канаду и Россию) несовершеннолетним является лицо моложе 18 лет.

В Соединенных Штатах, где установление возраста совершеннолетия является прерогативой штата, к несовершеннолетним обычно относятся лица моложе 18 лет, но в некоторых сферах жизнедеятельности, например, связанных с употреблением алкоголя, азартными играми и огнестрельным оружием, несовершеннолетними признаются лица моложе 21 года.

В системе уголовного правосудия подросток может быть судим и наказан либо «как несовершеннолетний», либо «как взрослый» [1].

Одним из ключевых элементов успешной профилактики преступности несовершеннолетних является понимание причин, побуждающих молодежь к правонарушениям. Многие страны внед-

© Баландина А. Д., Свечников Н. И., 2024

1 Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-Ф3 от 13.06.1996 (в ред. от 30.12.2023) // Собрание зако-

нодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

ряют социальные программы, направленные на поддержку семей и обеспечение благоприятных условий для свободного развития детей. Одним из примеров такого подхода является опыт Швеции, где акцент делается на семейной политике, предоставляющей родителям доступ к различным услугам в виде бесплатных курсов воспитания и оказания социальной помощи нуждающимся.

Ряд стран активно внедряет образовательные программы, направленные на формирование у подростков навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе. В Финляндии, например, существующая система образования ориентирована на развитие не только учебных, но и социальных навыков учащихся, что способствует укреплению их позиции в обществе и снижению вероятности вовлечения в преступную деятельность.

Особое внимание в практике полиции зарубежных стран уделяется профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде. В Нидерландах, например, реализуют программы, предоставляющие информацию о вреде наркотиков и алкоголя, а также обучают навыкам принятия решений, что помогает подросткам сопротивляться влиянию вредных привычек.

Органы правопорядка зарубежных стран активно сотрудничают с общественными организациями, школами и медицинскими учреждениями для создания комплексной системы мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних. Для полиции Германии характерна практика вовлечения различных институтов гражданского общества в решение проблемы молодежной преступности, что создает единый фронт в борьбе с этим явлением.

Важным элементом в деятельности полиции зарубежных стран является работа с молодежью, уже совершившей правонарушения. В большинстве стран молодым людям, нарушившим закон, предоставляют возможность реабилитации и перевоспитания, вместо применения строгих наказаний реализуют практику альтернативных лишению свободы наказаний. В Швеции существует система альтернативных мер наказания для несовершеннолетних правонарушителей в виде обязательных занятий социальной работой и участия в общественных работах. Социальная работа в Швеции: например, консультирование и терапия для помощи несовершеннолетнему правонарушителю в адаптации и изменении поведения. Участие в общественных работах в Швеции: например, выполнение общественных задач, таких как уборка парков или помощь в благотворительных организациях, чтобы восстановить связь с обществом и развить чувство ответственности.

Важным компонентом профилактической деятельности зарубежной полиции является использование современных информационных технологий для мониторинга и предупреждения преступлений. Некоторые страны активно применяют системы видеонаблюдения, анализа данных профилактики преступлений, обеспечения общественной безопасности и др. и социальных медиа для выявления негативных тенденций в поведении несовершеннолетних и своевременного реагирования на потенциальные угрозы.

Например, в Японии активно применяются системы анализа данных для мониторинга поведения несовершеннолетних. Эти системы анализируют данные об активности в социальных сетях, поисковых запросах и других онлайн-проявлениях, чтобы выявить потенциальные признаки рискового поведения или намерений совершения преступлений. Полиция может использовать эти данные для раннего предупреждения и принятия мер по предотвращению преступлений или оказанию помощи несовершеннолетним в рисковых ситуациях.

Анализ зарубежного опыта профилактики преступлений среди несовершеннолетних позволяет предположить, что успешные программы в этой области складываются на основе комплексного подхода, охватывающего социальные, образовательные, медицинские и информационные сферы. В социальной сфере особое внимание уделяется реабилитации и перевоспитанию тех, кто уже совершил правонарушение, чтобы обеспечить им возможность успешной реинтеграции в общество и недопущения рецидива.

Программы по профилактике преступлений среди несовершеннолетних включают в себя следующие виды профилактической деятельности:

1. Менторство и партнерство.

В различных странах, таких как США и Великобритания, активно используется система менторства. Эта практика включает в себя назначение опытных взрослых в качестве наставников

для подростков, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах. Менторы помогают молодым людям развивать навыки, предостерегают их от опасных решений и предоставляют поддержку в процессе воспитания. Одной из таких программ является программа «Youth Offending Teams» [2] (Команды по работе с молодежью), реализуемая в Великобритании.

В рамках программы предоставляются поддержка и помощь несовершеннолетним, попавшим в судебную систему (это подростки, которые были подвергнуты юридическому процессу в связи с совершением преступления или нарушением закона). Команды по работе с молодежью включают в себя представителей различных служб: социальных работников, психологов, юристов и полицейских, которые занимаются с подростками и их семьями для предотвращения повторения преступления и обеспечения дальнейшей реабилитации.

2. Спортивные программы и культурные инициативы.

Практика показывает, что участие в спортивных мероприятиях и в реализации культурных инициатив снижает вероятность участия несовершеннолетних в преступной деятельности. Такие страны, как Канада и Австралия, вкладывают значительные средства в поддержку спортивных и культурных программ для подростков, предоставляя, таким образом, альтернативу девиантно-му поведению. Например, в Канаде программа «Youth Diversion Programs» (Программы отвлечения для молодежи) предлагает альтернативные меры для молодежи, совершившей легкие преступления, такие как угон, мелкое хулиганство или кража. Вместо уголовного наказания предлагается участие в программе, включающей в себя спортивные программы, общественные работы или консультации психолога и юриста.

3. Система штрафов и восстановительное правосудие.

Некоторые страны применяют систему штрафов и восстановительного правосудия для несовершеннолетних. Вместо того, чтобы применять типичные наказания, эти системы ставят целью возмещение вреда или ущерба и реабилитацию нарушителя. Например, в Новой Зеландии восстановительное правосудие включает в себя прямое взаимодействие между пострадавшими и нарушителями. Если подросток совершил проступок, ему может быть предложено участвовать в программе восстановительного правосудия. В рамках этой программы подросток может прямо встретиться с пострадавшими, понять их чувства и последствия преступления, а также сделать шаги для восстановления ущерба. Например, если подросток портил имущество, он может помочь в его ремонте или возместить убытки. Этот процесс не только помогает пострадавшим почувствовать себя услышанными , но и обучает подростка ответственности за свои действия и их последствия.

4. Семейные программы и социальная поддержка.

Исследование причин молодежной преступности показывает, что сильнейшее влияние на поведение подростка оказывают семейные факторы. Многие страны внедряют программы семейной поддержки, предоставляя помощь в решении семейных проблем, таких как домашнее насилие, ненадлежащее воспитание, отсутствие достатка и неполнота семьи - отсутствие (или не участие в жизни ребенка) одного из родителей. Подобные программы направлены на создание благоприятной среды для воспитания и свободного развития детей, на снижение риска их вовлечения в преступную деятельность [3, с. 1].

Успешная профилактическая работа среди несовершеннолетних требует системного и многостороннего подхода, включающего непрерывное совершенствование знаний, социальную поддержку, сотрудничество с общественными организациями и использование современных методов.

Например, в Пензенской области из студентов колледжей и вузов сформировали отряд содействия полиции «Тигр». В него вошли около 500 юношей и девушек. Они будут содейст -вовать спецслужбам в патрулировании улиц и пресечении нарушений порядка.

С учетом отечественного опыта профилактической работы органов внутренних дел в Российской Федерации разработаны и применяются альтернативные меры привлечения к ответственности несовершеннолетних.

Наиболее распространенными являются:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности возместить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Они предусмотрены в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»2, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»3.

Зарубежный опыт подтверждает эффективность подобных программ, создающих условия для здорового развития подростков, способствующих преодолению социальных, экономических и культурных барьеров, зачастую являющихся причинами совершения преступлений. Немалый интерес представляют специализированные программы, такие как:

1. Программы психологической поддержки, направленные на укрепление характера и психологической устойчивости несовершеннолетнего. Известно, что стресс и внешние раздражающие психологические факторы (оскорбления, угрозы, провокации типа «а вот и не подеретесь» и т.п.) являются катализаторами принятия решений, способствующих включению несовершеннолетнего в преступную деятельность. Полицейские многих стран участвуют в разработке и внедрении программ для психологической поддержки учащейся молодежи в образовательных учреждениях, и в местах культурно-массового досуга подростков для профессионального сопровождения мероприятий и помощи в случае необходимости.

2. Работа с уязвимыми группами подростков, ведущих нездоровый образ жизни, находящихся в «ежовых» рукавицах родителей или в какой-либо зависимости от сверстников, требующая от сотрудников полиции особого профессионализма. Несовершеннолетние этой группы в большей степени подвержены риску вовлечения в преступную деятельность с ложной надеждой на самореализацию, на формирование своего «Я» и на поиск своего места в иерархии «братвы». Это своего рода потенциальный «золотой» фонд уголовного сообщества. В ряде стран, таких как США, Великобритания и Канада, реализуются специальные программы, предоставляющие подросткам возможность расширить свой кругозор знаниями юридическими, в сфере здравоохранения и доступной для них социальной поддержки.

3. Программы, направленные на обучение родителей навыкам должного воспитания детей, решают одну из важнейших задач в предотвращении преступлений среди несовершеннолетних. В Норвегии и Дании, например, внедряют программы, обучающие родителей, как лучше воспитывать и поддерживать своих детей, особенно в период подросткового возраста.

4. Программы, использующие систему оценки рисков и позволяющие идентифицировать детей и подростков с повышенным риском вовлечения в преступную деятельность. Такие методики распространены, например, в Великобритании. Это помогает своевременно принимать целенаправленные меры поддержки и вмешательства для предотвращения преступлений.

Система профилактики преступлений среди несовершеннолетних требует постоянного обновления и адаптации под изменяющиеся обстоятельства и вызовы. Зарубежные страны постоянно совершенствуют свои методики, учитывая опыт успешных способов профилактики, методы и инновации, что может служить примером для разработки эффективных стратегий в других регионах [3, с. 3].

2 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 (в ред. 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 (в ред. 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

Профилактика преступлений среди несовершеннолетних сталкивается с рядом сложных проблем, требующих внимания и системных изменений в образовании, социальной сфере, структуре и деятельности полиции и других областях.

Если анализировать проблемы, влияющие на подростковую преступность в социальной сфере, то очевидно, что низкий социально-экономический статус многих семей является фактором риска для вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Отсутствие доступа к материальным и иным ресурсам и возможностям создает неблагоприятные условия для развития у подростков альтернативных путей их получения, включая и преступные.

Внутрисемейные проблемы, такие как домашнее насилие, развод супругов, не участие родителей или одного из них в жизни ребенка, могут оказывать серьезное воздействие на психологическое состояние несовершеннолетних. Отсутствие комфортной среды и стабильности отношений в семье не укрепляет ее, отдаляет членов семьи друг от друга, в том числе и детей, и может способствовать вовлечению подростков в комфортные для них сообщества, в том числе и преступные группировки.

Еще одной из значимых проблем является недостаточная мотивация к учебе; затрудненный доступ к качественному образованию, школьное насилие или буллинг могут влиять на поведение несовершеннолетних. Отсутствие школьных навыков к самостоятельному изучению наук и получению знаний, непродуманные перспективные планы получения профессионального образования могут подталкивать подростков к «остросюжетному» - криминальному поведению.

Недостаточная психологическая поддержка. Некоторые несовершеннолетние сталкиваются с психологическими проблемами, такими как депрессия, тревожность или поведенческие расстройства. Отсутствие доступа к качественным услугам психологической поддержки может сделать их более уязвимыми перед факторами риска.

Культурные факторы и влияние СМИ. Некоторые культурные факторы и влияние средств массовой информации могут создавать идеализированный образец криминального образа жизни. Это воздействие может оказывать негативное воздействие на молодежь, стимулируя их вовлечение в преступную субкультуру [3, с. 5].

Культурные образцы в медиа: фильмы, телесериалы и музыкальные клипы часто идеализируют криминальный образ жизни, представляя преступников как героев и возвышая их статус в обществе. Например, герои криминальных боевиков могут быть изображены как успешные, богатые и могущественные личности, что создает иллюзию о привлекательности криминальной жизни.

Социальные сети и Интернет: в Интернете молодежь может сталкиваться с содержанием, пропагандирующим криминальный образ жизни (видео, фотографии и сообщества, посвященные преступной деятельности). Это может побуждать молодых людей присоединиться к подобным сообществам или повторить действия, показанные в видеороликах.

Литература и искусство: книги, журналы, комиксы и другие формы литературы и искусства могут также представлять криминальную жизнь как привлекательную и романтическую. Некоторые произведения искусства могут героизировать преступников и представлять их как символы свободы и непокорности.

В различных странах мира совершенствование деятельности полиции по профилактике преступности среди несовершеннолетних является ключевым направлением работы правоохранительных органов. Этот процесс включает в себя ряд инноваций и изменений в подходах к взаимодействию с молодежью, а также применение современных технологий.

Рассмотрим несколько аспектов этого совершенствования, представленных в опыте различных стран:

1. Коммуникации и обучение.

Важным элементом является улучшение коммуникации между полицией и молодежью. Многие страны внедряют обучающие программы для полицейских, направленные на развитие

навыков сочувствия, понимания и сопереживания для эффективного общения с несовершеннолетними. Обучение включает в себя также элементы психологии и социологии, чтобы полицейские могли лучше понимать особенности возрастной группы.

2. Создание доверительных отношений.

В различных странах акцент делается на создании доверительных отношений между полицией и молодежью. Это включает в себя организацию общественных мероприятий, встреч и форумов, где представители полиции могут активно взаимодействовать с подростками в непреступной обстановке.

3. Обучение школьных ресурсных офицеров.

В некоторых странах существует практика обучения специальных ресурсных офицеров, работающих в школах. Эти офицеры не только обеспечивают безопасность, но и взаимодействуют с учениками, создавая позитивный образ полиции среди молодежи.

4. Применение технологий.

Современные технологии, такие как программы мониторинга социальных сетей и аналитические инструменты, помогают полиции выявлять и анализировать тенденции в поведении молодежи. Также активно используются мобильные приложения и онлайн-ресурсы для взаимодействия с подростками.

Современные стратегии по профилактике преступности среди несовершеннолетних за рубежом активно интегрируют в себя принципы социальной ответственности и сотрудничества с общественностью. Развитие этих подходов обеспечивает более эффективное взаимодействие между полицией и молодежью, создавая условия для активного предотвращения преступности.

В России внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в различные сферы, включая правоохранительные органы, имеет потенциал значительно улучшить эффективность профилактики преступности среди несовершеннолетних. Вот несколько способов, как это может работать:

1. Анализ данных и прогнозирование.

Системы искусственного интеллекта могут анализировать большие объемы данных о преступлениях, включая информацию о местах и времени совершения преступлений, профилях правонарушителей и т.д. На основе этого анализа ИИ может предсказывать потенциальные тенденции и точки риска, что помогает полиции адаптировать свои стратегии профилактики и более эффективно направлять ресурсы.

2. Мониторинг в социальных сетях.

Искусственный интеллект может быть использован для мониторинга активности в социальных сетях среди подростков. Это позволяет выявлять потенциально опасные ситуации, такие как планирование преступлений, угрозы и насилие, и оперативно реагировать на них.

3. Раннее выявление рискового поведения.

Системы ИИ могут анализировать данные о поведении несовершеннолетних, в том числе их учебные успехи, социальные связи, образ жизни и т.д. Это позволяет выявлять признаки рискового поведения и своевременно предоставлять помощь и поддержку таким подросткам, предотвращая их вовлечение в преступность.

Таким образом, профилактика преступности среди несовершеннолетних - это сложная и многогранная задача, требующая комплексного и системного подхода. Анализируя зарубежный опыт деятельности полиции в данной области, можно выделить ряд успешных практик и вызовов, стоящих перед правоохранительными органами.

В зарубежных странах ведется активная работа по совершенствованию методов взаимодействия полиции с несовершеннолетними, а также предотвращению преступности в этой возрастной группе. Эффективные программы, такие как социальное партнерство, образовательные и психологические мероприятия, а также интеграция с общественностью становятся основой успешной работы правоохранительных органов.

Однако, несмотря на многие положительные шаги, существует ряд проблем, требующих внимания и дальнейших усилий. Социальное неравенство, недостаток доступа к образованию и психологической поддержке, семейные трудности, а также воздействие культурных факторов - все это факторы, способствующие уязвимости несовершеннолетних перед рисками преступного поведения.

Эффективная профилактика преступности среди несовершеннолетних требует не только ужесточения наказаний, но и акцента на предотвращение преступлений путем создания благоприятных условий для развития молодежи [4-6]. Важно обеспечить доступ к образованию, поддержке в семье, а также активно внедрять инновационные методы взаимодействия полиции с подростками, такие как обучение персонала и использование современных технологий.

Опыт зарубежных стран подчеркивает необходимость комплексного подхода, включая сотрудничество различных социальных служб, образовательных учреждений, полиции и общественности. Только в таком синергетическом взаимодействии можно достичь значимых результатов в профилактике преступности среди несовершеннолетних. Постоянное развитие и адаптация стратегий, учет мировых трендов и обмен опытом между странами позволят эффективно справляться с вызовами и обеспечивать безопасное и заботливое окружение для подрастающего поколения.

Список литературы

1. Шайденко Н. А. Зарубежный опыт борьбы с правонарушениями несовершеннолетних // Молодой ученый. 2019. № 17.1. С. 18-19.

2. Youth Offending Team - Plymouth Online Directory. URL: https://www.plymouthonlinedirectory.com

3. Занина Т. М., Бутова М. В. Зарубежный опыт организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Общество и право. 2019. № 28. С. 1-7.

4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в г. Нью-Йорке 30 сентября 1990 г.) // Дипломатический вестник. 1992. № 6. С. 10-13.

5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 декабря.

6. Европейская конвенция об осуществлении прав детей (ETS № 160) (заключена в г. Страсбурге 25 января 1996 г.) // Международные акты о правах человека: сб. документов. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2002. С. 733-740.

Информация об авторах Баландина Анастасия Денисовна, студентка, Пензенский государственный университет.

Свечников Николай Иванович, кандидат технических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Правоохранительная деятельность», Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.