-ж -
УДК 343.13
ПОЛИТИКА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
THE POLICY OF THE STATE GOVERNED BY THE RULE OF LAW IN COMBATING JUVENILE CRIME
© Вестов Фёдор Александрович
Fedor A. Vestov
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).
PhD (Law), Associate Professor, Professor of the Department of Criminal and Ecological Law and of Criminology, Saratov State University (Saratov).
© Арутюнян Артур Камоевич
Artur K. Arutyunyan
магистрант кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).
master's student of the of Criminal and Ecological Law and of Criminology, Saratov State University (Saratov).
X v N ' \
Аннотация. В статье рассматривается содержание государственной политики России в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. Предлагаются меры по усовершенствованию образования, а также социальной и информационной сфер жизни несовершеннолетних. Отмечено важное положение преступности несовершеннолетних в современном мире.
Ключевые слова: профилактика преступности, несовершеннолетние, государственная политика.
Abstract. The article examines the content of the state policy of Russia in the field of juvenile delinquency prevention. Measures are proposed to improve education, as well as the social and information spheres of life of minors. The important situation of juvenile delinquency in the modern world is noted.
Key words: crime prevention, minors, public
policy.
Политика правового государства - это деятельность государственных органов, общественных формирований, граждан по обеспечению важнейших социальных потребностей для плодотворного развития личности [1, с. 21]. Вместе с тем, в борьбе с преступностью несовершеннолетних очень важным ее аспектом является деятельность современной социальной структуры и ювенальной юстиции, их совершенствование в рамках общего стратегического подхода к обеспечению общественной безопасности и защите прав и интересов детей и подростков. Её целью является создание условий, при которых несовершеннолетние люди могут развиваться и воспитываться в безопасной и законопослушной среде.
Существует несколько ключевых аспектов этой политики:
1. Предупреждение преступности: государство принимает меры для предотвращения преступности среди несовершеннолетних. Это может быть осуществлено через образовательные программы и образовательную систему. Например, в школах проводятся мероприятия по профилактике преступности и нарушений. Также может быть осуществлено через консультации, содействие воспитательным мерам, предоставление доступа к различным ресурсам, поддержка психологического и социального развития несовершеннолетних. Для тех несовершеннолетних, которые уже совершили преступления предусмотрены реабилитационные
центры и другие институты социального обслуживания.
2. Развитие альтернативных систем ювенальной юстиции: вместо того чтобы помещать несовершеннолетних преступников в тюрьмы вместе со взрослыми, правовое государство работает над развитием альтернативных систем для несовершеннолетних преступников, таких как обучающие программы, реабилитация и восстановление, медиация и другие меры, направленные на формирование сознательного подхода к закону и предотвращение повторных преступлений.
3. Содействие социальной интеграции: государство поддерживает социальные программы и создает условия, способствующие социальной интеграции несовершеннолетних, особенно тех, которые находятся в уязвимом положении. Это может включать доступ к образованию, занятости и другим возможностям для развития и участия в обществе. Важной частью политики борьбы с преступностью несовершеннолетних является разработка мер и программ, направленных на реабилитацию и ресоциализацию подростков, которые совершили правонарушения. Эти меры должны способствовать их восстановлению в обществе и предоставлению им возможности для позитивного развития.
4. Защита прав и интересов несовершеннолетних: правовое государство обеспечивает защиту прав и интересов несовершеннолетних преступников на всех этапах процесса ювенальной юстиции. Это включает право на справедливое судебное разбирательство, доступ к юридической помощи, соответствующие условия содержания и защиту от насилия или жестокого обращения.
5. Сотрудничество с другими секторами общества: борьба с преступностью несовершеннолетних - это сложная задача, требующая сотрудничества различных секторов общества, включая правительство, правоохранительные органы, общественные организации, школьное сообщество, семью и других заинтересованных сторон. Взаимодействие и сотрудничество между этими секторами, формирование координирующих структур, например комиссия по делам несовершеннолетних [2] помогает создать эффективные программы и стратегии для предотвращения преступности и социализации несовершеннолетних.
Таким образом получается, что государственная политика предупреждения преступлений несовершеннолетних связана не только с уголовным законодательством, но и с иными номами публичного и цивильного права [3; 4].
Основной принцип политики правового государства заключается в завершенности и законченности предусмотренных мер и санкций, а также в соблюдении основных прав и свобод ребенка во время всех стадий уголовного преследования. Это включает право на защиту, право на образование, право на здоровье и другие права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.
Кроме того, политика правового государства также уделяет внимание роли и ответственности родителей и законных представителей несовершеннолетних правонарушителей в процессе реабилитации и восстановления правонарушителей. Это включает создание условий для восстановления взаимоотношений между ребенком-правонарушителем и его семьей, а также различные формы родительской ответственности и контроля.
Успешная политика правового государства в борьбе с преступностью несовершеннолетних должна быть комплексной, учитывать различные факторы, влияющие на преступность, и основываться на принципах предупреждения, воспитания и социальной реабилитации, чтобы помочь несовершеннолетним стать ответственными гражданами и членами общества.
Политика правового государства в борьбе с преступностью несовершеннолетних должна стремиться к балансу между наказанием и реабилитацией, придерживаться принципов защиты прав детей и создания условий для их позитивного развития.
Принципиальное значение имеет определение двух целей государственной политики: предупреждения преступлений несовершеннолетних, с одной стороны, это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой — защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики [5].
Ещё хотелось отметить несколько моментов, на которые, на наш взгляд, необходимо обратить внимание для своевременного предупреждения совершения преступления несовершеннолетними:
1. Государство может предоставлять программы социальной поддержки семьям с затруднениями, такими как финансовые проблемы или насилие в семье. Такие меры помогают создавать стабильное и безопасное окружение для несовершеннолетних, что может сократить вероятность совершения преступлений.
2. Государство может принять меры к повышению осведомленности об общественной и личной ответственности в области профилактики подростковой преступности через медиа, образовательные кампании и другие информационные и коммуникационные средства.
Это может включать телевизионные и радиопрограммы, социальные сети и мероприятия в образовательных учреждениях. Особенно важно, на современном этапе, использовать возможности цифровых технологий в профилактике преступности [6].
3. Государство может больше инвестировать в образовательные программы, направленные на профилактику преступности среди несовершеннолетних. Это может включать учебные курсы по этике и морали, программы по лидерству, тренинги по разрешению конфликтов и навыки поведения.
4. Сотрудничество между государственными учреждениями, молодежными организациями, школами и семьями для обеспечения комплексного подхода к профилактике подростковой преступности. Важным аспектом здесь является раннее выявление потенциально рискованного поведения подростков и оказание им соответствующей помощи. Также государство может анализировать данные об образовательных успехах и прогрессе подростков, такие как оценки, показатели посещаемости и отсутствия из школы. Низкие оценки или высокий уровень пропусков занятий могут указывать на возможные проблемы.
5. Проведение исследований и мониторинга, направленных на определение причин и факторов, влияющих на подростковую преступность, а также оценку эффективности принимаемых мер.
6. Сотрудничество с международными организациями и другими странами для обмена опытом и лучших практик в области профилактики подростковой преступности.
Важно отметить, что эффективность государственной политики в области профилактики подростковой преступности может быть достигнута только при комплексном подходе, объединяющем усилия всех заинтересованных сторон - государства, общественности, семьи, школ и молодежных организаций, например на уровне муниципального образования [7].
Хотелось бы отметить, что в целом государственная политика в данной сфере стремительно развивается. Об этом свидетельствует принятие различных нормативных актов, направленных на профилактику совершения преступлений несовершеннолетними: Закон о превентивных мерах в отношении несовершеннолетних (например, в России это Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»); Законы о социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, предлагающие схемы и программы для предупреждения и коррекции антиобщественного поведения (например, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации); Нормативные акты, регулирующие систему образования, которые определяют обязательные программы по повышению правовой грамотности и расширению знаний о правах и обязанностях несовер-
sis-l^'
шеннолетних (например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»); Международные стандарты и соглашения, которые могут быть ратифицированы государствами и имеют юридическую силу (например, Конвенция ООН о правах ребенка); Местные нормативные акты, разработанные органами местного самоуправления, такие как программы социальной поддержки несовершеннолетних и другие меры по предотвращению преступности среди подростков. Однако некоторые программы направлены, прежде всего, на контингент уже выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном состоянии. В этом и заключается их основная проблема, ведь суть состоит именно в том, чтобы изначально не допустить формирования преступной личности у несовершеннолетнего. В дополнение к упомянутому направлению, государственная политика должна сфокусироваться на активном выявлении «трудных» подростков для внедрения профилактических мер, предусмотренных законодательством., вплоть до направления в специализированные учреждения министерства образования, что не предполагает привлечения к уголовной ответственности, но осуществляется под контролем судебных органов [8]. Поэтому в компетенцию различных государственных органов, таких как служба социальной защиты, медицинские учреждения, образовательные учреждения, МВД и частные реабилитационные центры необходимо включить соответствующие обязанности по выявлению и постановке на полный учет таких несовершеннолетних. Для более полного понимания текущей ситуации относительно количества несовершеннолетних, чьё поведение является отклоняющимся от нормы, необходимо создать единую базу, а ответственность за её разработку и ведение непосредственно возложить на Федеральную службу государственной статистики РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ с уведомлением специальных органов полиции о тех, которые склонны к насилию, психически не уравновешенных. Суть взаимодействия будет заключаться в том, что государство может сотрудничать с медицинскими учреждениями и врачами, чтобы собирать данные о физическом и психическом здоровье подростков. Это может включать заполнение медицинских анкет и оценку общего состояния здоровья с целью принятия мер по оздоровлению данных детей. Проблема преступлений среди несовершеннолетних является одной из самых существенных проблем общества. Несмотря на то, что государство предпринимает достаточное количество мер на устранение и предотвращение преступности среди несовершеннолетних, и количество совершаемых преступлений несовершеннолетними уменьшается, тем не менее общее количество общественно опасных действий всё ещё остаётся на высоком уровне. Если обратиться к статистике, то в ней говорится, что несовершеннолетними
в год совершается около сорока тысяч преступлений. Преступное поведение формируется у несовершеннолетних из-за нескольких факторов. Прежде всего это отрицательное влияние в семье, потому что семья является важнейшим социальным институтом, а также условия, в которых они проживают и их непосредственное воспитание. По данным статистики каждый год около 25 тысяч людей лишаются родительских прав и около 40 тысяч преступлений совершается несовершеннолетними [9]. Неблагоприятная семейная среда может оказать значительное влияние на формирование личности и поведения человека, включая вероятность вовлечения в преступную деятельность. Этому способствует:
1. Отсутствие поддержки и заботы. Неспособность семьи обеспечить детей достаточным уровнем заботы, внимания и поддержки может создать чувство ненадежности и неуверенности в мире. Это может способствовать поиску поддержки и признанию внимания в негативных социальных средах, включая преступную. Согласно исследованию Генеральной прокуратуры «почти половина несовершеннолетних, совершивших преступление в 2019 году, воспитывались в семье с одним родителем и почти 10% - вне семьи».
2. Низкий социально-экономический статус. Неблагоприятные условия проживания, низкий уровень дохода и образования родителей могут создать стрессовую обстановку, что увеличивает риск вовлечения детей в преступные активности в попытке улучшить свое материальное положение. С другой стороны, это вызывает внутренний протест и зачастую приводит к конфликтам со сверстниками.
3. Насилие в семье. Насилие в семье, в том числе физическое, эмоциональное или сексуальное, может привести к нарушению эмоционального и психологического благополучия детей. Они могут впоследствии проявлять агрессивное поведение, включая участие в преступной деятельности.
4. Отсутствие положительных ролевых моделей. В отсутствие положительных ролевых моделей взрослых, дети могут обращаться к негативным героям из окружающей среды, в том числе к преступным элементам, как к образцам поведения.
5. Отсутствие внедрения общепризнанных норм и ценностей. В семьях с неблагоприятными условиями может недоставать четких норм и ценностей, соответствующих признанным в обществе. Это может привести к отсутствию четких представлений о правильном и неправиль-
ном, что способствует склонности к нарушениям и преступлениям.
6. Искаженная система наказания и наград. если в семье преобладает неконструктивная система наказания, адекватные и позитивные методы воспитания и внушения ценностей могут быть понижены, а иной раз и утрачены. Это также может влиять на формирование негативного поведения.
Вместе с тем необходимо отметить, что не все дети из неблагоприятных семей становятся преступниками, и существует множество факторов, влияющих на развитие личности. Многие люди из трудных семей находят пути к успешной адаптации и преодолению неблагоприятных обстоятельств. Особенно значимо в этой ситуации, когда, наряду с государственными учреждениями, активно в процессе предупреждения и профилактике преступного повеления принимают различные институты гражданского общества.
Из государственных учреждений особо значимым в формировании личности подростков оказывается школа, в которой обучается несовершеннолетний. Там, где данной проблеме уделяется серьезное внимание, школа может проводить следующие профилактические мероприятия для предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними:
1. Проводить образовательные программы и курсы, направленные на развитие навыков конфликтологии, эмоционального интеллекта, социальных навыков, медиации и решения проблем.
2. Организовывать лекции и семинары о правах и обязанностях граждан, этике и морали, а также последствиях совершения преступлений.
3. Разрабатывать и осуществлять программы по профилактике наркотиков, алкоголя и других вредных привычек.
4. Предоставлять психологическую поддержку и консультации для учащихся, особенно для тех, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
5. Организовывать школьные клубы и команды, чтобы предоставить молодежи возможность заниматься интересными и полезными занятиями после школы.
6. Вовлекать старшеклассников в руководство младшими школьниками и организацию социальных проектов в рамках школьного сообщества.
7. Сотрудничать с местными правоохранительными органами, чтобы организовывать встречи с полицейскими и проводить информационные мероприятия о правопорядке и безопасности в школе.
8. Развивать систему взаимодействия с родителями, включая проведение семинаров и конференций по вопросам воспитания и профилактики преступлений.
9. Привлекать экспертов и представителей общественных организаций для проведения дискуссий, лекций и тренингов на актуальные темы.
10. Создавать специальные группы, привлекать волонтеров по осуществлению индивидуально-воспитательного воздействия на школьников, имеющих отклонения в своем поведении.
Регулярно проводить анализ и оценку эффективности проводимых профилактических мер, а также рассматривать индивидуальные случаи несовершеннолетних, которые могут иметь риск совершения преступлений позволит
sisi®'
интенсифицировать процесс воспитательного воздействия.
Таким образом, только объединив усилия государственных воспитательно-образовательных, медицинских, спортивных, культурных, социальных учреждений, правоохранительных органов и институтов гражданского общества позволит формировать гармонично-развитую личность подростка, что позволит максимально исключить возможность вовлечения его в преступную деятельность.
Материалы поступили в редакцию 02.03.2024 г.
Библиографический список (References)
1. Вестов, Ф. А. Отдельные аспекты политических идей, реализуемых в правовом и социальном государстве / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст.
- Текст : непосредственный // Базис. - 2022.
- № 1 (11). - С. 18-24. - ISSN 2587-8042.
2. Сергеева, П. В. Правовое положение и структура комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на примере Саратовской области / П. В. Сергеева, Ф. А. Вестов. - Текст : непосредственный // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий в России, странах СНГ и Европейского союза: проблемы законодательства и социальной эффективности : матер. VII Междунар. научно-практ. конф. преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, посвященной 110-летию Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов, 2020. - С. 153-157.
3. Гоголева, М. О. Особенности судебной защиты несовершеннолетних в РФ / М. О. Гоголева, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Россия и мир: развитие цивилизаций. Инновации и консерватизм: поиск баланса : матер. XII междунар. научно-практ. конф. - М., 2022. - С. 215-218.
4. Фаст, О. Ф. Участие органов опеки и попечительства в гражданских делах, связанных с воспитанием детей / О. Ф. Фаст, А. О. Коляда.
- Текст : непосредственный // Современное право России: проблемы и перспективы : матер. VI междунар. научно-практ. конф. - М., 2022. -
С.265-273.
5. Магомедов, М. Г. К вопросу о содержании государственной политики России в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних / М. Г. Магомедов. - Текст : непосредственный // Человек: преступление и наказание. - 2012. -№ 4 (79). - С. 118. - ISSN 1999-9917.
6. Никитцов, М. С. Значимость цифровых технологий в деятельности правоохранительных органов по реализации задач уголовного права / М. С. Никитцов, Ф. А. Вестов. - Текст :
1. Vestov, F. A., Fast, O. F. (2022). Otdel'nye aspekty politicheskih idej, realizuemyh v pravovom i social'nom gosudarstve [Certain aspects of political ideas implemented in a legal and social state]. Basis. No. 1 (11). P. 18-24. ISSN 2587-8042.
2. Sergeeva, P. V., Vestov, F. A. (2020). Pravovoe polozhenie i struktura komissii po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav na primere Saratovskoj oblasti [The legal status and structure of the Commission on juvenile affairs and protection of their rights on the example of the Saratov region]. Transformacija prava i pravoohranitel'noj dejatel'nosti v uslovijah razvitija cifrovyh tehnologij v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza: problemy zakonodatel'stva i social'noj jeffektivnosti: mater. VIIMezhdunar. nauchno-prakt. konf. prepodavatelej, prakticheskih sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov, posvjashhennoj 110-letiju Saratovskogo nacional'nogo issledovatel'skogo gosudarstvennogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. P. 153-157.
3. Gogoleva, M. O., Fast, O. F. (2022). Osobennosti sudebnoj zashhity nesovershennoletnih v RF [Features of judicial protection of minors in the Russian Federation]. Rossija i mir: razvitie civilizacij. Innovacii i konservatizm: poisk balansa: mater. XII mezhdunar. nauchno-prakt. konf.. Moscow. P. 215-218.
4. Fast, O. F., Koljada, A. O. (2022). Uchastie organov opeki i popechitel'stva v grazhdanskih delah, svjazannyh s vospitaniem detej [Participation of guardianship and guardianship authorities in civil matters related to the upbringing of children]. Sovremennoe pravo Rossii: problemy i perspektivy : mater. VI mezhdunar. nauchno-prakt. konf. Moscow. P. 265-273.
5. Magomedov, M. G. (2012). K voprosu o soderzhanii gosudarstvennoj politiki Rossii v sfere preduprezhdenija prestupnosti nesovershennoletnih [On the issue of the content of the state policy of Russia in the field of juvenile delinquency prevention]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie. No. 4 (79). P. 118. ISSN 1999-9917.
6. Nikitcov, M. S., Vestov, F. A. (2023). Znachimost' cifrovyh tehnologij v dejatel'nosti pravoohranitel'nyh organov po realizacii zadach ugolovnogo prava [The importance of digital
непосредственный // Трансформация правовых институтов и методов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности в России, странах СНГ и Европейского союза : матер. IX Междунар. научно-практ. конф.и преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов. - Саратов, 2023. - С. 149-153.
7. Вестов, Ф. А. Местные органы самоуправления как субъект профилактики правонарушений / Ф. А. Вестов. - Текст : непосредственный // Базис. - 2020. - № 1 (7). - С. 17-21. - ISSN 2587-8042.
8. Яковенко, Ю. В. Значимость специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в профилактике преступлений среди несовершеннолетних / Ю. В. Яковенко, Ф. А. Вестов. - Текст : непосредственный// Современные проблемы криминалистики и судебной экспертизы : матер. VIII Всероссийской научно-практ конференции. - Саратов, 2020. - С. 88-95.
9. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступник // Генеральная прокуратура Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://epp.genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/news-1828306/ (дата обращения: 25.11.2023). - Текст : электронный.
\ В
technologies in the activities of law enforcement agencies in the implementation of criminal law tasks]. Transformacija pravovyh institutov i metodov obespechenija sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija i jekologicheskoj bezopasnosti v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza : mater. IX Mezhdunar. nauchno-prakt. konf.i prepodavatelej, prakticheskih sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov. Saratov. P. 149-153.
7. Vestov, F. A. (2020). Mestnye organy samoupravlenija kak sub#ekt profilaktiki pravonarushenij [Local self-government bodies as a subject of crime prevention]. Basis. No. 1 (7). P. 17-21. ISSN 2587-8042.
8. Jakovenko, Ju. V., Vestov, F. A. (2020). Znachimost' special'nogo uchebno-vospitatel'nogo uchrezhdenija zakrytogo tipa v profilaktike prestuplenij sredi nesovershennoletnih [The importance of a special educational institution of a closed type in the prevention of crimes among minors]. Sovremennye problemy kriminalistiki i sudebnoj jekspertizy : mater. VIII Vserossijskoj nauchno-prakt konferencii. Saratov. P. 88-95.
9. (2020). Kriminologicheskaja harakteristika lichnosti nesovershennoletnego prestupnika [Criminological characteristics of the personality of a juvenile offender]. URL: https://epp.genproc.gov. ru/ smi/news/genproc/ news-1828306/ (accessed 25 November, 2023).