содержится в Федеральном законе «О полиции» и предписывает табу на осуществление действий сотрудников полиции, направленных на намеренное совершение противоправного деяния гражданами. Запрет содержит посыл к осуществлению мер принуждения исключительно в рамках установленного законом порядка.
Кроме того, запрещается сотрудникам ОВД в целях оправдания своих действий, которыми были нарушены права человека и гражданина, ссылаться на интересы службы, приказы, распоряжения, и т.д. Следует отметить, что на сегодняшний день существует положительная динамика повышения уровня доверия населения к деятельности полиции, что подтверждает соблюдение прав и свобод человека сотрудниками ОВД в ходе осуществления своей деятельности. Так, согласно официальной статистике МВД России по итогам 2021 года, доверие к полиции выражали 45,4 %, по итогам 2022 года данные показатели возросли до 51,7 %, также повысились показатели и по уровню защищенности, в 2021 году чувствовали себя защищенными благодаря деятельности сотрудников ОВД 52,3 % опрошенных, в 2022 году данные показатели возросли до 56,7 % [1].
Приведенные показатели свидетельствуют о повышении уровня доверия граждан к правоохранительным органам, что обусловлено качеством и эффективностью осуществляемой деятельности. Повышение уровня доверия граждан является особенно важным ввиду обострения криминогенной обстановки, во избежание повышения уровня латентности преступлений.
Таким образом, соблюдение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел является важной темой как для теоретического, так и для практического исследования, поскольку гарантируется государством, и является неотъемлемым. В связи с повышением уровня доверия граждан к деятельности полиции, уровня защищенности, необходимо в дальнейшем проявлять законность сотрудникам органов внутренних дел при реализации своих полномочий. Необходимость соблюдения данных правил позволит в перспективе свести показатели уровня доверия и защищенности к максимальным результатам.
Список использованной литературы: 1. О результатах изучения общественного мнения о деятельности полиции в Российской Федерации в 2022 г. // МВД России: официальный сайт. URL.: https://xn--b1aew.xn--p1ai/publicopinion (дата обращения: 05.10.2023).
© Белоглазов А.А., 2023
УДК 343
Калугина И.Р.
студент 3 курса магистратуры Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)
г. Ростов-на-Дону, Россия Гринёв В.А.
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)
г. Ростов-на-Дону, Россия
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация
Статья представляет анализ зарубежного опыта в предупреждении преступности
несовершеннолетних. Исследование охватывает методы и программы профилактики, используемые в разных странах, включая Англию, Францию, и США. Особое внимание уделяется программам ранней профилактики, ориентированным на несовершеннолетних и их семьи, их целям и результатам. Статья также рассматривает метод ART («агрессия, замещение, тренинг»), применяемый в Норвегии для работы с агрессивно настроенными подростками. Обсуждаются преимущества и недостатки таких программ и их эффективность в различных контекстах. Подходы, описанные в статье, могут быть полезны для разработки и улучшения программ предупреждения преступности среди подростков в России и других странах.
Ключевые слова
Преступность несовершеннолетних, предупреждение преступности, профилактика, несовершеннолетние, преступления, криминология.
Детская и подростковая преступность может иметь серьезные последствия для общества, включая увеличение уровня насилия, убийств, краж и других преступлений. Это может создать негативное влияние на общество в целом, а также на будущее подростков, ставших преступниками. Разные страны применяют разные подходы к предупреждению и борьбе с преступностью среди несовершеннолетних. Изучение зарубежного опыта может позволить сравнить различные методики и выявить наилучшие практики, которые можно было бы адаптировать для использования в российском праве.
Рассмотрим особенности зарубежного опыта предупреждения преступности несовершеннолетних.
Как отмечает В.И. Стариков, в Англии пристальное внимание властей уделяется реализации программ ранней профилактики подростковой преступности, которые рассчитаны на несовершеннолетних и их родителей (различные курсы, образовательные программы и т.д.).
Эти программы обычно ориентированы на предупреждение риска совершения преступлений и социальной девиантности среди молодежи, а также на создание условий для здорового и безопасного развития детей и подростков. Некоторые программы могут включать в себя курсы и тренинги для подростков по различным аспектам, таким как навыки межличностного общения, развитие навыков решения конфликтов и т.д. Молодежь и их родители могут получать социальную поддержку и консультации от специалистов, включая психологов, социальных работников и педагогов.
Программы ранней профилактики подчеркивают важность семейного вовлечения и поддержки. Это может включать в себя семейные мероприятия, курсы родительских навыков и семейное консультирование. В некоторых случаях, когда подросток уже имеет проблемы с законом, программа может предоставлять меры, направленные на предотвращение дальнейшей преступной активности.
Во Франции действует воспитательная служба при суде. Воспитатели встречаются с подростками, задержанными полицией, до их встречи с судьей. Они могут проводить беседы с подростками и их семьями, чтобы лучше понять обстоятельства и причины совершения правонарушения.
Воспитатели изучают социальное положение подростка, его семейный состав и окружение, а также факторы, которые могли привести к совершению правонарушения. Это помогает оценить потребности подростка и предложить соответствующие меры воспитания и поддержки.
Целью воспитательной службы при суде является не только наказание, но и реабилитация и воспитание подростков. Воспитатели могут помогать подросткам развивать навыки и понимание, которые помогут им избегать повторных правонарушений, а также могут сотрудничать с другими социальными службами, образовательными учреждениями и организациями, чтобы обеспечить комплексный подход к решению проблем подростков.
Ситуация с преступностью несовершеннолетних в США является сложной и противоречивой. Так, как отмечают Б.В. Николаев, Н.Т. Минасян, «США характеризируются противоречивой ситуацией в отношении преступности несовершеннолетних. С одной стороны, отмечается общая тенденция
снижения числа преступлений несовершеннолетних в последнее десятилетие. С другой стороны, сохраняется достаточно высокий уровень несовершеннолетней преступности по сравнению с другими развитыми странами мира, высокий уровень репрессивности в отношении несовершеннолетних правонарушителей». Такая ситуация может быть обусловлена несколькими факторами.
С одной стороны, снижение числа преступлений несовершеннолетних в последние десятилетия может быть связано с различными факторами, такими как более эффективные программы профилактики, образовательные и социальные инициативы, а также изменения в законодательстве. Усилия по реабилитации и перевоспитанию молодых правонарушителей также могут играть роль в снижении уровня преступности.
С другой стороны, высокий уровень несовершеннолетней преступности в США по сравнению с другими развитыми странами может быть объяснен различными факторами, включая социальные и экономические неравенства, доступ к огнестрельному оружию, а также недостаточное финансирование программ и услуг, направленных на поддержку молодежи и предотвращение преступлений.
Отношение к несовершеннолетним правонарушителям также может быть репрессивным из-за опасений в обществе относительно безопасности и потенциальных последствий преступлений. Однако существует дебаты о том, насколько эффективны жесткие меры в отношении несовершеннолетних и влияют ли они на их реабилитацию и восстановление.
Как указывает Н.А. Шайденко, в управлении полиции Лос-Анджелеса проведен эксперимент: на практике опробована эффективность программы по профилактике преступности среди подростков с посещением исправительных учреждений, целью которой является оказание психологического воздействия на подростков, состоящих на учете в полиции.
Оценка эффективности программы профилактики преступности среди подростков, основанной на посещении исправительных учреждений и оказании психологического воздействия, требует более подробного анализа и данных. Однако в целом такой подход имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, подход, основанный на психологическом воздействии, может помочь подросткам лучше понять последствия и негативные аспекты их действий, что может способствовать изменению их поведения.
В то же время, эффективность такой программы может быть сложно измерить, и результаты могут варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств и характеристик участников. Оказание психологического воздействия на подростков может вызвать вопросы в области этики и конфиденциальности, которые требуют взвешенного решения
Важно отметить, что эффективность таких программ может зависеть от множества факторов, включая план реализации, качество психологической поддержки и вовлечение самих подростков.
В Норвегии интенсивно развивается сеть воспитательных центров Мультифунк. Фактически это модель воспитательно-реабилитационного центра, в котором содержатся подростки, проявившие себя агрессивным и противоправным поведением (в том числе совершившие незначительные преступления). В системе Мультифунк активно применяется метод АRT («агрессия, замещение, тренинг»).
Программа ART разработана для работы с подростками, у которых возникли проблемы с агрессивным поведением, и она является специализированной формой когнитивно-поведенческой терапии. Она включает в себя три основных компонента:
1. Агрессия (Aggression). В этом компоненте подростки изучают свои агрессивные реакции и учатся управлять ими. Они разрабатывают стратегии для предотвращения агрессии и замещения её более конструктивными способами реагирования.
2. Замещение (Replacement). Здесь подростки изучают альтернативные способы реагирования на стрессовые ситуации, которые не включают агрессию. Это может включать в себя развитие навыков коммуникации, управления эмоциями, решения конфликтов и другие полезные навыки.
3. Тренинг (Training). В этой части программы подростки обучаются новым навыкам и поведенческим стратегиям, которые помогут им успешно взаимодействовать в обществе, в том числе с семьей. Это может включать в себя навыки решения проблем, управления временем и другие.
Цель программы ART - изменение агрессивного поведения подростков, их социальная адаптация и улучшение общения с окружающими. Программа обычно проводится на протяжении определенного периода времени, например, 10 недель, с регулярными занятиями в течение недели.
Использование программы ART в Норвегии и других странах доказало свою эффективность в снижении агрессивного поведения у подростков и повышении их адаптации к обществу. Этот опыт может быть ценным для разработки и улучшения программ работы с агрессивными подростками в других странах, включая Россию, если будет соблюдаться контекстуальная адаптация и учет особенностей каждой страны и культуры.
Итак, на основании анализа зарубежного опыта в предупреждении преступности несовершеннолетних, проведенного в данной статье, можно сделать следующие выводы:
Различные страны применяют разнообразные методы и программы для предупреждения и борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. Это включает в себя программы ранней профилактики, ориентированные на подростков и их семьи, а также специализированные методики, такие как программа ART в Норвегии.
Программы ранней профилактики акцентируют внимание на предотвращении риска совершения преступлений и социальной девиантности среди молодежи, а также на создании условий для здорового и безопасного развития детей и подростков. Семейное вовлечение и поддержка играют важную роль в этих программах.
Программа ART в Норвегии является эффективным инструментом для работы с агрессивно настроенными подростками. Она включает в себя три ключевых компонента - агрессию, замещение и тренинг, которые направлены на изменение агрессивного поведения, социальную адаптацию и улучшение навыков общения.
Эффективность программ предупреждения преступности среди несовершеннолетних может зависеть от различных факторов, включая качество реализации, вовлечение участников и контекстуальную адаптацию. Важно учитывать эти разнообразные методы и опыт, чтобы разрабатывать и совершенствовать программы предупреждения преступности среди подростков, учитывая особенности каждой страны и культуры.
В целом, зарубежный опыт позволяет выявить наилучшие практики в предупреждении преступности несовершеннолетних и может служить источником вдохновения для разработки эффективных программ в России и других странах, направленных на защиту и социальную адаптацию молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каражелясков Б.А., Юнусов М.Ф. Противодействие преступности несовершеннолетних: опыт России и Франции // Образование и право. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/protivodeystvie-prestupnosti-nesovershennoletnih-opyt-rossii-i-frantsii (дата обращения: 09.10.2023).
2. Николаев Б.В. Преступность несовершеннолетних и ювенальная юстиция: североамериканский опыт / Б.В. Николаев, Н.Т. Минасян // Вестник Московского университета МВД России. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupnost-nesovershennoletnih-i-yuvenalnaya-yustitsiya-severoamerikanskiy-opyt (дата обращения: 09.10.2023).
3. Радочина Т.Н. Профилактика преступлений несовершеннолетних (опыт Норвегии) // Человек: преступление и наказание. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-prestupleniy-
nesovershennoletnih-opyt-norvegii (дата обращения: 09.10.2023).
4. Старков В.И. К вопросу о возможности применения зарубежного опыта противодействия преступности несовершеннолетних в правоприменительной практике правоохранительных органов Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2012. № 1 (76). С. 74-77.
5. Шайденко Н.А. Зарубежный опыт борьбы с правонарушениями несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. № 17.1 (76.1). С. 18-19.
© Калугина И.Р., Гринёв В.А., 2023
УДК 34
Кочумова С.А.,
Старший преподаватель.
Новрузова Дж.,
Преподаватель.
ТГУ имени Магтымкули.
Ашхабад, Туркменистан.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Появление международных прав начало проявляться с окончанием эпохи рабства и появлением государств. Одним из древнейших международных договоров, дошедших до наших дней, является договор между фараоном Рамзесом-2 и Хаттусилли-3 (Каролом) в Египте в 1278 году до нашей эры. В этом соглашении после долгой и трудной войны об установлении дружественных отношений между союзами для обороны и нападения, в случае нарушения внутреннего порядка, это соглашение служило также основной моделью для образования последующих государств и установления правовых отношений. В последующие годы (I век до н. э.) возобладал закон Ману о международных правах послов.
Ключевые слова:
Международное право, межгосударственные отношения, общество, законодательство, договоры.
Abstract
The emergence of international rights began to appear with the end of the era of slavery and the emergence of states. One of the oldest international treaties that has survived to this day is the treaty between Pharaoh Ramses 2 and Hattusilli 3 (Karol) in Egypt in 1278 BC. In this agreement, after a long and difficult war, to establish friendly relations between alliances for defense and attack, in case of disruption of internal order, this agreement also served as the basic model for the formation of subsequent states and the establishment of legal relations. In subsequent years (1st century BC), Manu's law on the international rights of ambassadors prevailed.
Key words:
International law, interstate relations, society, legislation, treaties.