16 вестник РМАТ № 1(10) • 2014
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718 / Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)».
2. Соколова М.В. История туризма: учеб.
пособие. М.: Мастерство, 2002.
3. Трофимов Е.Н. Россия многонациональная. Политико-правовые основы управления национальными процессами (1906-2012 годы): монография. М.: Логос, 2013.
4. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Герда, 2000.
УДК 338.48-52:797.2
В.Ю. ПИТЮКОВ, М.И. БИДНИК
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДАЙВИНГ-ЦЕНТРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВОДНОГО ТУРИЗМА
Поднимаются вопросы организации подводного туризма за рубежом, а также подготовки специалистов в этой сфере. Рассматриваются основные регионы подводного туризма. Указываются мировые ассоциации и федерации подводного спорта, порядок их организации в сфере подготовки специалистов подводного туризма.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, подводный туризм, ассоциации и федерации подводного спорта, самоутверждение, Манильская декларация, формирование профессиональных навыков и умений, дайвинг-центр.
The article raises the issue of organization of the underwater tourism abroad and of training of specialists in this field. It is considered primary regions of underwater tourism, identified key global associations and federations of underwater sports, the way of their organization in the area of training specialists of underwater tourism.
Key words: professional training, underwater tourism, associations andfederations of underwater sports, self-affirmation, Manil declaration, forming of professional skills and abilities, diving center.
Мировые исследователи и зарубежные эксперты приходят к общему выводу: решение проблемы современного туризма заключается в развитии личности, спортивных ценностей и здоровья. Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г., заявля-
© Питюков В.Ю., Бидник М.И., 2014
ет о необходимости уделять больше внимания нематериальным аспектам туризма, выделяя именно духовно-нравственное и физическое воспитание [1, декларация а, п. 14]. Особое внимание уделяется оздоровительным процессам, особенно в сфере туристско-спортивной деятельности.
Одним из видов спортивно-активного туризма сегодня является подводный туризм. Специалисты подводного туризма, который в мире называют
по-разному, будь то активный, спортивный, приключенческий или экстремальный туризм, выделяют множество регионов развития данной отрасли. В целом в Европе, Азии, Южной и Северной Америке, Африке, Австралии и Индонезии насчитывают более 30 регионов подводного туризма. Основными являются Красное море, Тихий океан, воды, омывающие Австралию и Новую Зеландию, Индийский океан, акватория Юго-Восточной Азии, Карибское море и Средиземное море.
Стоит отметить, что для организации подводного туризма в различных регионах мира требуются специалисты широкого профиля, наличие специализированной техники и оборудования. Каждый из регионов обладает своей спецификой. При посещении какой-либо из акваторий необходимо иметь полное представление о водах данного региона. Практические спуски следует осуществлять только под руководством опытных дайверов.
Одним из самых популярных туристских направлений подводного туризма является Красное море, в силу своих климатических и природных особенностей, а также из-за наличия большого количества дайвинг-центров [3, с. 14]. На Красном море дайверы ныряют круглый год. Среднегодовая температура моря составляет 25-30 °С, а прозрачность воды - один из основных показателей морских акваторий -достигает 60 м. Основными принимающими странами побережья Красного моря являются Израиль и Египет.
Израиль - один из мировых лидеров в сфере подводного туризма. Самым популярным у дайверов является г. Эйлат. Эйлат занимает большую часть израильского побережья Красно-
го моря. В городе располагается большое число дайвинг-школ, в которых ежегодно проходят обучение более тысячи человек. У израильтян богатый опыт в сфере обучения водолазов (как начального уровня, так и профессионалов). Все дайвинг-центры Эй-лата оснащены современной и профессиональной техникой и снаряжением. Обслуживающий персонал состоит из высококвалифицированных работников мирового уровня.
Основными принимающими городами подводного туризма Египта являются Шарм-эль-Шейх, Хургада, Мар-са-Алам, Сафага, острова Бразерс. Плюсом данного региона является возможность организации спусков под воду с берега, что подходит для дайве-ра любого уровня подготовки, включая начальный. Также здесь располагается наибольшее количество центров, обучающих дайвингу. Дайвинг-центры Египта организовывают как дневные, так и ночные водолазные погружения. Помимо этого, в Египте есть возможность поучаствовать в дайвинг-сафари.
Тихий океан - самый большой по площади и глубине океан на Земле. В черте Тихого океана находится немало регионов подводного туризма, такие как Галапагосские острова, остров Кокос, остров Мальпело, а также Папуа -Новая Гвинея.
Знаменитым дайвинг-регионом Тихого океана является Французская Полинезия (острова Тонга, Соломоновы, Кука, Фиджи). В данном регионе располагается большое количество дайвинг-центров, отвечающих всем современным требованиям, обеспечивающих водолазные спуски дайверов всех уровней.
Еще одним из самых популярных регионов подводного туризма является
1В ВЕСТНИК РМАТ № 1(10) • 2014
Юго-Восточная Азия. Принимающие страны - Таиланд и Малайзия. Стоит отметить, что регион обладает достаточно теплыми и прозрачными водами, богат флорой и фауной. Прозрачность воды данного региона достигает 60 м, а температура более 25 °С. Акватории этих стран подходят для дай-веров любого уровня. Стоимость тура в эти страны значительно дешевле других мировых дайвинг-центров, что, в свою очередь, привлекает большое число туристов.
Как правило, во время дайвинг-тура турист проходит обучение и получает соответствующую водолазную квалификацию. В таком процессе отлично сочетаются обучение и отдых.
Во всех основных мировых регионах подводного туризма присутствует большое количество ассоциаций, федераций и школ подводного туризма. Выбор остается за туристами, желающими получить удовольствие и пройти обучение дайвингу. Исходя из этого, выбор будет основываться на личных предпочтениях, опираясь на климат и акваторию региона, ценовой диапазон тура и обучения, наличие водолазного опыта.
Аккредитацией, подготовкой, обучением и обслуживанием дайвинга занимаются специализированные федерации и ассоциации подводного спорта. Мировые центры, где бы они не находились (в городе или стране), в любом случае работают как представители какой-либо ассоциации или федерации.
В ходе исследования было выяснено, что в мире существует более 150 федераций и ассоциаций подводного плавания. Организации подводного плавания имеют как общие цели, задачи и методы, так и индивидуальные.
При выборе организации подводного плавания необходимо понимать, какие цели ставит перед собой турист, какова его мотивация и задача.
Существует три лидера в сфере подводного туризма и подготовки дайве-ров. Это: Национальная ассоциация подводных инструкторов (National Association of Underwater Instructors -NAUI), Профессиональная ассоциация дайвинг-инструкторов (Professional Association of Diving Instructors - PADI) и SSI (Scuba Schools International). Все три дайвинг-ассоциации имеют представительства по всему миру и присутствуют во всех основных регионах подводного туризма.
Самой крупной международной организацией, занимающейся обучением подводному плаванию, а также объединяющей любителей дайвинга и профессионалов, является Профессиональная ассоциация дайвинг-ин-структоров. Региональные офисы PADI, объединенные центральным штабом в Калифорнии, обслуживают более 133,5 тыс. индивидуальных членов и свыше 5800 дайвинг-центров и курортов [2].
В обучение PADI входят: начальные курсы, курсы по продолжению обучения, специализированные курсы, профессиональные и авторские курсы. Каждый из курсов включает в себя базовые основы, теорию и практические погружения. Все обучение проходит под строгим контролем квалифицированных инструкторов.
По окончании курсов обучаемому присваивается водолазная квалификация, которая дает право на дальнейшее обучение и спуски под воду на базе дайвинг-центров по всему миру.
Курсы PADI разработаны с учетом современных требований и подой-
дут практически любому желающему. Программа подготовки выстроена поэтапно, от простого к сложному. Минимальный возраст участника составляет 10 лет.
В начальные курсы входит: пробное погружение с аквалангом - курс Discover Scuba Diving (ознакомительный дайвинг) и курс PADI Open Water Diver (открытая вода). При прохождении данных курсов дайвер обучается дыханию под водой, технике плавания с ластами без использования рук, различным приемам гребков ластами, управлению плавучестью с помощью дыхания и компенсатора плавучести, управлению скоростью погружения, медленному контролируемому всплытию. Кроме того, на курсе отрабатываются навыки к действиям во время внештатных ситуаций. Основной целью начальных курсов является обучение спуску под воду под руководством и контролем инструктора.
Далее, при желании продолжить развитие обучаемый переходит на следующий этап, состоящий из курса Advanced Open Water (продвинутый дайвер), курса Emergency First Response (курс медицинской помощи) и курса Resque Diver (дайвер-спасатель). При прохождении данных курсов водолаз обучается самостоятельным спускам до 30 м в различных условиях и с различных площадок. Дополнительно проходит обучение оказанию первой медицинской помощи и порядку спасения аварийного водолаза.
Специализированные курсы также подходят как самостоятельным дайве-рам, так и инструкторам и направлены на развитие дополнительных индивидуальных навыков. Они включают в себя курс EAN Diver (погру-
жения на обогащенной смеси), курс Peak Performance Buoyancy (мастерское овладение плавучестью), курс Dry Suit Diver (курс сухого костюма), курс Equipment Specialist (специалист по снаряжению).
Следующий уровень подготовки направлен уже на инструкторскую деятельность в дайвинг-центрах и центрах подводного туризма. Это профессиональные курсы - для того чтобы обучаться на них, дайверу необходимо успешно пройти ознакомительные и курсы по продолжению обучения. Последняя ступень обучения - курсы Divemaster (дайвинг-мастер), Assistant Instructor (ассистент инструктора по дайвингу) и Open Water Scuba Instructor (инструктор по дайвингу).
Как мы видим, PADI - крупная организация с мировым именем, занимающая 70% рынка подводного туризма. Ее водолазные квалификации признаны актуальными мировым дайвинг-сообществом. Система обучения построена грамотно и систематично, благодаря ей обычный новичок сможет вырасти до профессионала высокого уровня. Удостоверение PADI принимается во всех дайвинг-центрах мира и позволяет владельцу заниматься дайвингом как самостоятельно, так и группах.
Второй по величине водолазной школой в мире является Национальная ассоциация подводных инструкторов. Свою деятельность она ведет с 1959 г. и насчитывает миллионы последователей.
Данная организация включает в себя большое количество курсов. Их можно разделить по направленности и специализации. Основные направления курсов NAUI: рекреационный дайвинг, курсы по специальностям, профессиональные и технические курсы.
20 ВЕСТНИК РМАТ № 1(10) • 2014
Курсы рекреационного дайвинга направлены на развитие основных водолазных навыков, достаточных для свободных самостоятельных погружений.
Курсы по специальностям привлекают дайверов для развития навыков и умений в узкоспециализированных отраслях, таких как дайвер-фотограф, дайвер-охотник, дайвер-спасатель, дайвер-поисковик, дайвер-археолог, дайвер-эколог и т.п.
Профессиональные курсы - подготовка дайвинг-инструкторов, включающая в себя все аспекты инструкторской деятельности, теоретические знания и практическую отработку руководства водолазными спусками.
Последний тип курсов - технические курсы, направленные на обучение дайверов работе с различными газовыми смесями, использованию де-компрессионного оборудования, а также спускам под лед и в пещеры.
Несомненно, проанализировав зарубежный опыт профессиональной подготовки специалистов подводного туризма, можно сделать вывод, что с развитием подводного туризма популярность принимающих регионов значительно выросла. Деятельность в сфере подводного туризма требует наличия высококвалифицированных инструкторских кадров, имеющих специализированную профессиональную подготовку.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Манильская декларация по мировому инструкторов). URL: http://www.divelife.ru/ туризму, 1980 г. padi/padi.shtml.
2. Материалы Российского центра PADI 3. Рянский А. Дайвинг. Красное море. М.: (Профессиональной ассоциации дайвинг- Эксмо, 2007.
УДК 338.48-6:615.8 Э.В. ПЕРЕВЕРЗЕВА, С.Н. ФИЛИППОВА
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ: ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИД
Приводится информация об истории изучения ВИЧ-вируса, а также статистика по-раженности населения планеты, симптомы и механизмы развития СПИДа, пути передачи инфекции, меры профилактики заболевания, роль воспитания семейных ценностей у молодежи в профилактике заболевания.
Ключевые слова: спорт, туризм, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД), факторы риска, семейные ценности, качество жизни, ответственность личности.
Information on the history of researching of the HIV-virus, worldwide statistics of AIDS exposure, symptoms and transmission mechanism of AIDS, the ways of prevention and prophylaxis of the illness, the role of breeding of family values among the young people as a way of preventing of AIDS are examined in the article.
Key words: sport, tourism, human immunodeficiency virus (HIV), Acquired Immune Deficiency Syndrome (AIDS), risk factors, family values, life quality, responsibility of person.
С начала нового тысячелетия многие научные исследования ориентированы на познание человека во всем богатстве и разнообразии его связей и отношений. Цели различных наук, занимающихся человековедением, направлены на удовлетворение потребностей людей в самопознании и самосовершенствовании. Гуманитарные науки рассматривают психические и духовные аспекты проблем личности; естественные науки накапливают анатомо-физиологические и нейрофизиологические знания об организме; антропология и экология интегрируют гуманитарные и естественнонаучные знания о человеке, природной и социально-культурной сферах его жизнедеятельности.
Цели изучения человека ориентированы на адекватное самосознание, саморазвитие и его адаптацию к изме-
© Переверзева Э.В., Филиппова С.Н., 2014
няющимся условиям среды, что оценивается показателями общественного и индивидуального здоровья. Здоровье человека, здоровье нации - это основа существования любого общества и государства, источник материального благосостояния, физического и духовно-нравственного совершенствования [7; 8, с. 25-30].
Однако социальная реальность такова, что в наступившем XXI в. продолжается снижение показателей общественного и индивидуального здоровья населения как в мире, так и особенно быстрыми темпами в России. Они детерминированы глобальными природными и социокультурными изменениями жизнедеятельности населения, создающими препятствия для адаптациогенеза как на организменном, так и популяционно-видовом уровне, снижающими приспособительные возможности людей к стремительным и разнонаправленным средовым изме-