Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 2 (18)
УДК 902.034
DOI 10.17223/22220836/18/15
С.М. Фазлуллин
ПОДВОДНЫЕ ПАРКИ И СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОДВОДНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья посвящена подводным паркам как новой форме сохранения подводного культурного наследия, сложившегося в современном мире. Во вводной части рассматривается вопрос организации и функционирования подводных парков, обсуждается и их значение в системе охраны подводного культурного наследия. Выделяются различные по направлению деятельности типы подводных парков. Делается ■упор на организацию парков историко-археологической специализации. Дается авторская классификация подводных парков и описание каждого из выделенных их типов. Относительно детально рассматриваются историко-культурные подводные парки, которые всё чаще становятся эффективным инструментом сохранения подводного культурного наследия.
Ключевые слова: подводное культурное наследие, морское наследие, подводные парки, подводные заповедники, подводные музеи, подводная археология, подводный туризм, актуализация.
Введение
Технологические возможности людей с каждым годом возрастают. В XX в. человечество вышло в космос и стало проводить глубоководные исследования океана. Появление в конце 50-х гг. XX столетия подводных домов-лабораторий дало мощный импульс разработке и освоению подводного пространства. Во второй половине XX в. человечество надело акваланг и ринулось знакомиться с прибрежными акваториями. Сегодня, по экспертным оценкам, в мире насчитывается не менее 20 млн человек, которые достаточно регулярно проводят время под водой. Как правило, глубина погружения не превышает двадцати метров. Но время меняется, и уже сейчас для небольшой части любителей подводного плавания сто метров и пребывание под водой до нескольких часов является обычным делом. А что будет ещё через 20-30 лет? Так зачем человек идет под воду, что он там видит и что находит для себя?
Очевидно, что желание узнать что-то новое влечёт человека под воду. Современные средства массовой информации, телевидение и знания об океане, полученные в последнее время, информируют людей об удивительном мире океана. Желание увидеть этот мир своими глазами является стимулом заниматься подводным плаванием. Интерес вызывают как подводные природные ландшафты, так и объекты подводного культурного наследия. Наиболее познавательными являются погружения в подводные парки, которые начинают играть всё большую роль в системе получения знаний об океане.
Подводные парки как новая форма трансляции знаний об океане
Парки как культурное явление имеют существенное значение в современной жизни людей. Большой энциклопедический словарь 1997 г. даёт следующее толкование этого слова:
(от средневекового лат. parricus - отгороженное место) - участок земли для прогулок, отдыха, игр, с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами и т.д.
В этом смысле парк - защищенная, обозначенная территория, в ее естественном или близком к этому состоянии, предназначенная для отдыха людей или получения ими удовольствия, а также для защиты объектов дикой природы или естественной среды обитания. Парки различаются по своему функциональному назначению и могут существенно отличаться друг от друга. Выделяются ботанические парки, зоологические парки, лесопарки, парки культуры и отдыха, парки развлечений, этнокультурные парки, природные парки и т.д. Парки, как явление культуры, насчитывают уже многие века. Зародившись в Древнем Китае, они получили свое развитие в европейских странах в форме дворцово-парковых ансамблей. В 1872 г. появился первый национальный парк (Иеллоустоун), который был предназначен для защиты дикой природы.
После принятия в 1972 г. Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» количество национальных парков в мире стало стремительно расти. В 1981 г. в список объектов всемирного природного наследия был включён Большой Барьерный Риф, созданный как охраняемый природный объект годом ранее. После этого события значительные акватории Мирового океана в различных странах стали получать этот статус. При этом поток туристов, желающих познакомиться с подводным миром этих объектов, неуклонно растёт.
Подводные парки в нынешнем понимании напрямую связаны с возникновением в 1950-е гг. в мире нового явления - подводного туризма. Возможно, первая подводная парковая композиция была создана 22 августа 1954 г. у берегов провинции Лигурия в Италии, где на глубине 17 метров в бухте Сан-Фруттуозо (San-Fruttuozo), неподалеку от Генуи была поставлена 2,5-метровая бронзовая скульптура Христа. Место выбрано не случайно, ведь именно там в августе 1947 г. погиб во время погружения известный итальянский водолаз Дарио Гонзатти (Dario Gonzatti).
В 1960-е гг. подводные парки стали появляться в районах массового посещения любителей подводного плавания наиболее притягательных с точки зрения подводных объектов, таких как штат Флорида, Средиземное море, Красное море и район Большого барьерного рифа. Повышенная туристическая нагрузка на подводный мир в этих регионах заставила вводить определённые меры регулирования. Это касалось границ акваторий, внутри которых находились самые притягательные природные объекты и объекты истории. Постепенно были выработаны подходы к управлению этими объектами, меры регулирования и способы их пропаганды.
В 2001 г. ЮНЕСКО приняло Конвенцию об охране подводного культурного наследия. Это позволило международному сообществу сосредоточить
внимание на изучении и сохранении для потомков объектов подводного культурного наследия (ПКН). Опыт показывает, что именно подводные парки становятся эффективным инструментом такой защиты.
По мнению автора, к настоящему времени по специализации можно выделить следующие подводные парки:
- природные подводные парки, специализирующиеся в сохранении и демонстрации объектов природы (подводные ландшафты и затопленные пещеры);
- парки скульптур (эстетические и культовые подводные парки);
- подводные парки техники (специально затопленные суда и летательные аппараты);
- историко-культурные подводные парки (археологические и исторические - ИКП)
Довольно часто встречаются подводные парки с двумя и более специализациями.
Природные подводные парки
Природные охраняемые объекты, связанные с морскими экосистемами, весьма распространены в мире. Как правило, они организуются в связи с охраной одного или нескольких биологических видов, а также применительно к определенным сообществам или ландшафтам. Они могут быть посвящены только морским экосистемам, например Большой барьерный риф в Австралии, либо сочетанию наземных и прибрежных морских экосистем, например парк на острове Комодо, Индонезия.
Для России характерна организация природных охраняемых объектов в форме заповедников. В этом случае режим посещения таких территорий и акваторий жестко контролируется. Как правило, в пределах заповедников разрешена только научная деятельность. В отдельных случаях допускается деятельность, связанная с экологическим туризмом. Заповедники, выходящие на морские акватории, имеют в своем составе прибрежную часть шириной от 3 до 30 морских миль, в пределах которой любая практическая деятельность, включая судоходство, запрещена [1].
В большинстве же случаев в других странах охраняемые морские акватории развиваются как морские природные парки, доступные для посещения с целью познавательного туризма. Наиболее известными в мире являются морские парки, включенные в Список всемирного наследия. На начало 2012 г. в этот список было включено 45 объектов морских и прибрежных сообществ в 34 странах [2]. Все эти охраняемые объекты организуют посещение туристов. Часть из предлагаемых услуг в ряде случаев предполагает погружение под воду.
В некоторых странах, имеющих выход к морю, существует система особо охраняемых государственных морских парков со своей администрацией. Так, в США на национальном уровне существует система особо охраняемых объектов, которые могут относиться как к историко-культурным, так и к природным объектам. В настоящее время известно 15 таких объектов, и только два из них входят в Список морской программы всемирного наследия. На
уровне штатов также существует своя система выделения и охраны морских объектов, работающих в режиме природных парков.
Как бы ни были притягательны природные подводные парки, подробно останавливаться на них в этой статье у автора нет возможности. Полагаю, что в будущем этому вопросу будет посвящено отдельное исследование.
Парки скульптур
Первая скульптура Христа под водой была установлена в Италии у берегов Лигурии недалеко от Генуи. Находится она в бухте древнего аббатства Сан-Фруттуозо (Италия), основанного в V в. н. э. Добраться до него можно только пешком или на лодке. Морская вода у мыса Портофино исключительно прозрачна - это одно из самых популярных в округе мест для погружений с аквалангом. Высота бронзовой скульптуры 2,5 метра. Христос из бездны -статуя, созданная итальянским скульптором Гвидо Галлети (Guido Galletti). Видимо, Гвидо Галетти и следует считать родоначальником направления «парки подводной скульптуры».
Идея создания статуи принадлежит водолазу Дуилио Марканте, она появилась у него после подводной медитации. Эта статуя обращается ко всем, кто наверху, с немой мольбой о мире и защите для всех людей моря (рыбаков, матросов, ныряльщиков). Его руки и голова направлены к небу. Вокруг Спасителя водят хороводы прозрачные медузы и крошечные рыбки.
22 августа 1954 г. статуя была установлена на глубине 17 метров в бухте Сан-Фруттуозо, неподалеку от Генуи, в водах Итальянской Ривьеры. За 55 лет более 2 млн ныряльщиков успело погрузиться к ней. В 2003 г. из-за коррозии и натиска морских организмов статуя «Христос из бездны» в бухте Сан-Фруттуозо была снята, поднята на сушу, отреставрирована и спустя год поставлена обратно.
Еще две копии этой статуи, выполненные из бронзы, были установлены под водой в различных частях мира. 22 октября 1961-го одна из них опустилась на дно залива Сент-Джорджес (о. Гренада) в память о катастрофе с кру-изным лайнером Bianca C, произошедшей более 50 лет назад. Статуя символизирует самоотверженность жителей острова в деле спасения свыше 600 пассажиров судна. Позднее на острове Гренада из-за каких-то разногласий в администрации города статую вытащили и поставили у входа в гавань. Однако после того как на Гренаде был организован впервые в мире парк подводных скульптур, в котором в настоящее время находится свыше 50 скульптурных композиций, местные представители туриндустрии не раз ставили вопрос о возвращении скульптуры на дно. Наконец, в 2011 г. была сделана реплика, и 22 октября во время торжественной церемонии скульптура Христа была установлена среди других достопримечательностей парка.
Последняя, но самая популярная статуя 25 августа 1965 г. украсила риф возле острова Ки Ларго во Флориде. Популярность вызвана небольшой (всего 8 метров) глубиной нахождения скульптуры, так что даже начинающий дай-вер сможет до неё добраться. Статуя находится среди живописных коралловых рифов в окружении стай тропических рыб. Не удивительно, что порой в этом месте даже устраиваются свадьбы [3].
С подводными скульптурами связаны также мистические события. Роскошный круизный лайнер «Коста Конкордия» сел на мель у берегов Италии в ночь на 14 января. Перед этим он пропорол себе днище о подводные рифы. Скала, на которую лайнер оперся у острова Джильо, имеет у дна две скульптуры - Христа и Девы Марии. В Италии уже начали говорить о божественном провидении. Несколько лет назад руки мраморной скульптуры Христа были отломаны. Были ли это вандалы или неудачно брошенный якорь, так и осталось невыясненным. Местный дайв-центр поднял скульптуру и отреставрировал её. На свое место на дне восстановленную скульптуру установили за полгода до катастрофы лайнера «Коста Конкордия».
В 1990 г. около островов Святого Павла была установлена знаменитая мальтийская статуя Иисуса Христа. В мае 2000 г. подводную статую переместили поближе к затопленному годом ранее старому парому, соединявшему ранее острова Мальта и Гозо. Здесь она сейчас и стоит. Рядом лежит первое научное судно Жака Ив Кусто «Калипсо», которое там затонуло.
Помимо фигур Христа в католических странах, таких как Испания, Филиппины, Италия и др., довольно часто под водой устанавливают фигуры Девы Марии и святых [4].
Национальный религиозный колорит стараются продемонстрировать и представители других конфессий, например буддисты и индуисты. Так, подводный парк, открытый в 2006 г. в Таиланде на острове Пхукет, создает под водой атмосферу буддистского паркового комплекса. Парк был открыт для дополнительного привлечения туристов в район Пхукета после того, как часть известных мелководных дайв-сайтов были уничтожены цунами в 2004 г. В парке, расположенном в 20 км южнее Пхукета у острова Рача Яи (Racha Yai Island), установлены различные фигуры, имеющие контекстное отношение к культуре Таиланда [5].
Не менее интересен подводный религиозный индуистский комплекс, созданный на глубине 30 метров в виде храмового сада, где можно «гулять» и молиться, как это принято на Бали. Этот подводный храмовый сад расположен в северо-западной части острова. Он был создан в 2005 г. дайв-центром Sea Rovers из местечка Памутеран (Pamuteran). Подводный сад был сделан в рамках проекта сохранения рифовых сообществ, которые пострадали в результате Эль-Ниньо 1998 г. Фигуры индуистских божеств были установлены специально для того, чтобы деньги, получаемые при посещении этого парка, можно было использовать для масштабного сохранения рифовых сообществ в прибрежных водах Бали [6].
В различных частях Азии, особенно там, где культ Будды является повседневным, местные любители подводного плавания устанавливают его фигурки на дне. Их размеры от нескольких десятков сантиметров до двух метров. Делают это, как правило, религиозно настроенные члены клубов любителей подводного плавания. Есть такие подводные алтари в Корее, Японии, Китае и на Тайване. Оформлены эти алтари в стиле минимализма. Наиболее типичным является сочетание фигурки Будды со скалой [7].
В Крыму, в сотне метров от бухты Чуча (урочище Большой Атлеш), на двенадцатиметровой глубине расположен музей скульптур. Каждое лето он пополняется новыми экспонатами. Среди огромных глыб, поросших водорослями
имидиями, можно обнаружить кабинетные бюсты Ленина, Дзержинского, Кирова... Они вмурованы в камни на дне. Тут же прикреплена табличка, оповещающая, что музей открыт Владимиром Боруменским 25.08.1992 г. Музей называется Аллея вождей. Он пользуется большой популярностью у любителей подводного плавания, приезжающих на Тарханкут [8].
Активно развивается организация подводных парков скульптур и бассейне Карибского моря. Известны подводные парки на Гренаде, в Мексике и на Каймановых островах. Естественно, все подводные парки предназначены для дайвинга. Часто это связано с тем, что акватория, прилегающая к инфраструктуре отелей, не отличается особой привлекательностью для подводных пловцов. Тогда для того, чтобы привлечь посетителей, придумывают красивую легенду, строят вокруг неё подводный парк, а затем его начинают раскручивать и эксплуатировать. Видимо, именно так в 2007 г. начал строиться подводный парк скульптур на острове Брак, Каймановы острова (Cayman Brac). Парк предстает в виде потерянного города легендарной Атлантиды, который чудесным образом возник у берега острова Кайман-Брак. Здесь, на Каймановых островах, мы имеем дело с самой большой (в смысле веса и пошедших на воплощение объемов материалов) коллекцией подводных скульптур. Открывают вход в парк храмовые ворота. От них протягивается прогулочная аллея, вдоль которой расположено одиннадцать колонн. Между колоннами на аллее расположились фигуры старейшин Атлантов - суровых мудрых мужей, которые размышляют над бренностью бытия. Аллея упирается в огромные солнечные часы [9].
Личность художника, разрабатывающего подводный парк, является важной составляющей будущей популярности подводного объекта. Пожалуй, с этой точки зрения самым знаменитым строителем подводных парков скульптур является англичанин Джэйсон Тэйлор (Jason de Caires Taylor). Им были придуманы композиции, вошедшие в состав самых известных подводных парков у острова Гренада и мексиканского Канкуна, в Великобритании и Греции. Всего у подводного скульптора пять реализованных либо продолжающихся проектов.
Джайсон Тэйлор в 1998 г. окончил Колледж искусств в Кэмбервелле (Camberwell College of Arts), где изучал скульптуру и керамику. Опытный инструктор подводного плавания, побывавший во многих странах. Концепция творчества Джайсона Тэйлора заключается в том, что он делает скульптуры, которые должны взаимодействовать с морской средой, создавая причудливые формы из рукотворных форм и участия в процессе природы. Его работы отражают сложные экологические процессы в морской среде, а также иллюстрируют взаимоотношения современного искусства и подводного мира. Процесс создания скульптур под водой кардинально отличается от создания наземных скульптур. Существуют физические и оптические условия, которые необходимо учитывать. Под водой статуи кажутся на двадцать пять процентов больше, цвета искажаются потому, что вода преломляет солнечный свет. Водная среда позволяет видеть этот мир во всей игре его перспектив и красок, это превращает процесс простого пассивного наблюдения в увлекательное исследование. Скульптуры, служащие искусственным субстратом для коралловых рифов, принимают непосредственное участие в
подводной жизнедеятельности. С точки зрения же искусства конечная цель его работ направлена на привлечение внимания к проблемам окружающей среды и противоестественному вмешательству человека в устоявшийся ход вещей. И в данном случае эти скульптуры призваны показать скорее положительную сторону воздействия человека и возможность его плодотворного сотрудничества с природой, нежели наоборот [10].
Подводные парки техники
Огромную популярность среди любителей подводного плавания снискали парки подводной техники. Среди них бывают как небольшие объекты размером 10-20 метров, так и гиганты в сотни метров. Большая часть этих объектов образовалась в результате военных конфликтов либо технических катастроф. В основном это морские и речные суда, хотя встречаются летательные аппараты и даже автомобили. По мере развития в мире рекреационных погружений в ряде стран в местах с развитой туристической инфраструктурой начали затапливать специально подготовленные к этому объекты. В силу того, что в мире тысячи затопленных объектов подводной техники, остановлюсь лишь на наиболее типичных случаях.
Между Санто-Доминго и Бока-Чика находится Национальный подводный парк Ла-Калета. Парк расположен вблизи берега на защищенном коралловым рифом участке акватории. Он был основан в 1984 г., когда здесь был затоплен 39-метровый корабль The Hickory [11].
20 марта 2010 г. состоялось затопление вертолета Ми-2 для создания искусственного места катастрофы на одном из самых живописных белорусских озер, что послужило началом создания подводного парка для погружений аквалангистов в Нарочанском крае [12].
Мировая практика знает достаточно примеров создания подобного антуража для подводников. Так, например, в мае 2014 г. в США на побережье Флориды было затоплено 160-метровое судно времен Второй мировой войны «Генерал Хойт Вандерберг». Предварительная подготовка судна длилась 2 года и обошлась в 6 млн долларов, однако власти Флориды рассчитывают получать с привлеченных туристов около 8 млн долларов в год. А в 2006 г. в Мексиканском заливе был затоплен корабль «Орискани», который стал крупнейшим искусственным рифом подобного типа и благодаря этому необычайно популярным у местных и приезжих дайверов [13].
Такой опыт показывает, что искусственно созданные подводные парки влияют на развитие туризма, что неизбежно ведет к повышению экономического роста в данных регионах. Искусственные морские парки также выполняют функции рифов и оказывают благотворное влияние на окружающую экосистему.
Этим опытом воспользовались в польском курортном городке Хель, расположенном на одноименном полуострове в Балтийском море, и 15 августа 2009 г. затопили военный корабль. Такое решение было принято властями Хеля для привлечения большего количества туристов-дайверов. Для этого в Пуцком заливе в 200 метрах от берега, на глубине 25 метров был затоплен корабль «Бриз» («Bryza»). Всего за последние десять лет специально было
подготовлено и затоплено свыше 20 кораблей, которые служат искусственными рифами и объектами посещения подводных туристов [14].
Можно отметить, что создание дайв-сайтов, базирующихся на затоплении отжившей техники, является массовым явлением в развитых, в смысле дайвин-га, странах. По данным автора, в Москве и Санкт-Петербурге члены местных клубов с большим воодушевлением создают собственные подводные коллекции отживших автомобилей, автобусов, холодильников и другой техники.
Историко-культурные подводные парки
Одним из важнейших способов сохранения ПКН является создание подводных историко-культурных парков. Подводные историко-культурные парки, созданные за последние двадцать лет, отличаются друг от друга функционально. Согласно Конвенции они могли бы быть разделены на парки, включающие объекты подводного культурного наследия возрастом старше 100 лет и моложе его. Однако такое деление имеет существенный изъян, поскольку не предполагает объективного основания их деления. С точки зрения автора, историко-культурные парки следует классифицировать по основанию его значения (уникальности) в рамках истории материальной культуры. Если затонувший объект был изготовлен относительно недавно и о нём есть в архивах исчерпывающие данные по устройству и технологии изготовления, а он интересен в контексте тех или иных событий (например, проявление мужества и героизма), то такой объект и парк, созданный вокруг него, следует относить к историческим. Все остальные парки из категории историко-культурных будут относиться к археологическим. Это касается в том числе и всех народных плавсредств, которые были изготовлены относительно недавно, но имеют ярко выраженные региональные черты, не зафиксированные в точных чертежах или технологиях изготовления. Исходя из значимости объектов, которые находятся в подводном историко-культурном парке, в нём может быть определён тот или иной режим доступа.
На этапе обследования подводного объекта или подводных раскопок, которые в дальнейшем приведут к созданию подводного археологического парка, как правило, акватория нахождения объекта открыта только для исследовательских и проектных работ. Допускаются визиты коллег-специалистов, представителей власти, общественности и прессы.
После завершения исследований и проведения всех необходимых для сохранения объекта мероприятий подводный археологический парк может быть открыт для посещения. Как правило, такой парк оборудуется соответствующими защитными приспособлениями, что позволяет эффективно в дальнейшем его сохранять. При этом существует организация, которая выполняет эти функции либо в рамках прямых обязанностей, либо в рамках договора об аренде объекта подводного культурного наследия. В ряде случаев режим посещения объектов подводного культурного наследия может быть свободным.
Подводные парки - одна из возможностей широко показать объекты подводного культурного наследия. В разных частях света опыт оборудования подводных парков даёт возможность защитить и изучить находящееся под водой культурное наследие.
Множество находок на территории Турции в Бодрумской гавани положило начало созданию в 1961 г. первого в мире Музея подводной археологии. Одной из главных коллекций этого музея являются артефакты, поднятые с финикийского судна у мыса Улунбурун. Турецкие специалисты воссоздали облик этого судна и его реконструкцию поместили в то место, где был найден ценный для науки груз. Сейчас это один из популярнейших дайв-сайтов в районе города Каш [15].
Богатым подводным культурным наследием обладает Италия. Усилиями правительства этой страны организовано около двадцати подвод-ных природных и историко-культырных парков. В будущем планируется открыть еще больше подводных познавательных рекреационных зон. Основные подводные историко-культурные парки расположены на Сицилии, в районе Неаполя, в Калабрии и Лигурии.
Интересным местом со сложившимися научными и организационными традициями является подводный парк у острова Устика близ Сицилии. Он расположен в диапазоне глубин 10-25 метров. На подводных маршрутах парка расположены амфоры, античные якоря, образцы домашней утвари. Все экспонаты на маршруте снабжены пояснительными табличками и указателями направления движения. Часть туристов посещают парк на лодках с прозрачным дном [16].
Другим интересным местом на Сицилии является подводный парк, названный «кладбищем затонувших кораблей». Расположен он в бухте Кама-рина (Camarina). На дне бухты находятся многочисленные остатки античных кораблей. Часть этих объектов уже исследована, а их грузы музеефици-рованы. Погружение к этим остаткам в настоящее время ограничено. Для организации доступа к ним без погружения существует проект по созданию прозрачного тоннеля, который будет проложен мимо самых интересных объектов [17].
В районе Неаполя в местечке Байа (Baia) расположен едва ли не самый роскошный подводный историко-культурный парк. В античное время с IV по I в. до н.э. этот город сложился и далее столетиями функционировал как знаменитый курорт для древне-римской аристократии. В нем строились богатые дворцы и виллы, которые украшались изысканными мозаиками. В III в. н. э. в результате сейсмической активности литосферный блок, на котором находится Байя, начал погружаться, а постройки стали затапливаться водами залива Поззуоли (Pozzuoli). В настоящее время под водой находится более 13 тыс. кв. метров древнего города. С 1994 г. здесь был организован подводный историко-культурный парк, который в 2004 г. был по конкурсу передан в управление одному из местных дайв-центров. Были разработаны основные правила, регламентирующие работу парка, а также определены и нанесены на карту его границы. В соответствии с этими правилами парк охраняется портовой службой, его границы ограждены буями. В парке можно увидеть сохранившиеся разнообразные кладки стен, остатки росписи внутренних покоев и великолепные мозаичные полы, аналогов которым в других подводных парках не существует [18].
В Калабрии в местечке Манастерасе (Monasterace) в результате наступления моря на сушу на дне оказались мастерские по обработке мрамора.
Сейчас в этом месте создан подводный парк, который может быть использован для подводных туристов.
В Лигурии в качестве подводного парка оборудовали лежащие недалеко друг от друга два античных потерпевших крушение корабля. Деньги при этом за посещение парка не берутся. Однако туристы должны обязательно гарантировать гидам-волонтерам, что они не будут касаться объектов руками [19].
В Хорватии поступили несколько иначе. В настоящее время существует восемь обследованных объектов подводного культурного наследия, на которые разрешен прямой доступ. Как правило, эти дайв-сайты представляют собой остатки античных кораблей с грузом амфор. Количество таких амфор на дайв-сайтах может достигать наскольких тысяч. При этом хранить их в условиях суши невозможно. Поэтому такие дайв-сайты закрываются металлическими решетками, которые не позволяют осуществлять доступ непосредственно к объекту. Потоками туристов к таким объектам управляют дайв-центры, которые получают такое право в результате коммерческого конкурса. Право использовать такой объект дайв-центрам предоставляется на пять лет [20].
Услугами коммерческого дайв-центра пользуются и в Израиле близ города Кейсария, где в последние 20 лет подводные археологи занимаются исследованием порта царя Ирода. Когда-то в начале I тысячелетия здесь был построен важный в военном и торговом отношениях порт. Общая тенденция подъема уровня Средиземного моря не обошла и это место. Теперь это популярный подводный парк [21].
«Музей подводных развалин» в Японии находится на крошечном острове Ионагуни. На рубеже 1980-1990 гг. у берегов острова аквалангистами были обнаружены руины древнего Храмового комплекса. Древняя пирамида, наверное, одно из наиболее интересных открытий такого рода за последние годы. Подводный комплекс Ионагуни привлекает аквалангистов со всего мира, что доказывает возрастающий интерес к подводной истории [22].
В Латвии подводные археологи открыли 9 из 10 известных озерных поселений и завершили их изучение реконструкцией поселения на озере Арайши. В настоящее время это наиболее посещаемый туристический объект Латвии и один из немногих в Европе примеров экспериментальной археологии [23].
Первый финский культурно-исторический подводный музей основан на затонувшем судне Кронпринц Густав Адольф, в котором дайверы могут познакомиться с кораблём, следуя по проложенным маршрутам, обозначен-ным страховочными концами. Путешествие среди пушек корабля оставляет впечатление о воинственности и могуществе старинного флота [24].
Университет Индианы помогает Гостиничной ассоциации Ла Романа -Баяхибе в Доминиканской Республике в создании подводного парка кораблекрушений в области Баяхибе для повышения информированности общественности о ценности подводных культурных и биологических ресурсов, а также для сохранения этих ресурсов для будущих поколений [25].
Международный опыт создания и эксплуатации ИКП
Организация музеев подводной археологии, подводных археологических заповедников, парков утонувших кораблей и подводных маршрутов, посвященных подводному культурному наследию, относительно новое направление в деле управления ресурсами подводного культурного наследия. Особенно это касается объектов, находящихся под водой. Основа такого управления была заложена в конце 1970-х гг. [26]. Однако прошло около десяти лет, прежде чем начали появляться первые подводно-исторические парки [27]. В настоящее время этот процесс идет с нарастанием.
В зависимости от статуса подводного объекта местные и национальные правила определяют прямой доступ к объектам наследия, а также режим такого доступа. Сохранность объектов наследия напрямую зависит от отношения посетителей к этим объектам. Можно посчитать, через какое время объект исчезнет, если каждый посетитель будет стремиться отломить кусочек на память. Только информированность и уровень культуры посетителей при широком общественном контроле заинтересованных лиц и организаций могут быть гарантией долговременной сохранности объектов на дне. Велика при этом роль СМИ, особенно сетевых электронных, а также интенсивно растущих социальных сетей. В то же время лица, управляющие объектами подводного культурного наследия, должны полностью выполнять требования правил, исключающих возникновение опасных ситуаций с посетителями.
Несмотря на достаточные достижения в изучении и охране подводного культурного наследия, музейная наука всё еще не выработала своего подхода в случае с демонстрацией объектов подводного культурного наследия. Охраняемые подводные археологические участки, подводные парки и подводные маршруты создавались и описывались не музейными работниками, а представителями подводной туриндустрии и подводными археологами. Только в нескольких случаях, уже после организации подводного парка, его сотрудники использовали в своих буклетах словосочетание «открытый музей» или «музей в море», хотя предварительного музейного проектирования как такового не было. Нет и разработанных теоретических подходов к этому вопросу. Общая практика пока такова, что основные принципы построения наземных музейных экспозиций пытаются использовать и под водой. Вероятно, это период, когда в недрах нового направления по сохранению наследия в подводных парках зреет принципиально иной подход. Возможно, этот новый подход будет базироваться на групповой заинтересованности специалистов (подводные археологи), посетителей (дайв-туризм) и владельцев прибрежных вод (местное сообщество). Морские культурные ресурсы, показанные на месте, дают новые возможности для развития теории музееведения, использования этих достижений в образовании, выработки новых подходов в управлении и получении выгоды в процессе эксплуатации объекта. Еще одним важным моментом является формирование устойчивой связи между музеем и его сторонниками (фанами). Такие устойчивые связи позволяют вовлекать в музейную жизнь большое количество волонтеров, заинтересованных в развитии данного музея и предпринимающих усилия в этом направлении. В этом случае музей перестает быть местом сосредоточения узких специалистов и ответственность за музей могут делить и профессионалы, и представи-
тели заинтересованной общественности. Данный подход хорошо вписывается в особенности функционирования музеев подводного культурного наследия и подводных парков, где крайне важно участие волонтеров, обученных навыкам нахождения под водой.
Охрана и управление объектами подводного культурного наследия, сохраняемых in situ, должны иметь необходимый финансовый и организационный ресурс. Такой ресурс может возникать в виде государственных субсидий, соответствующего благотворительного фонда и частных пожертвований. Создание благотворительного фонда является мощным инструментом для будущей защиты объектов подводного культурного наследия, поскольку в концентрированном виде может выражать совокупную волю граждан, заинтересованных в таком бережном отношении. В этом случае исход дела зависит не от прихоти отдельно взятого специалиста или чиновника, а от общественных настроений в данной области. Деятельность такого фонда может привести к тому, что будет доведена до массового участника посещений мысль о том, что утрата того или иного подводного объекта невосполнима, а его ценность заключается в общественном владении историческими объектами и их неделимости. Участки с объектами подводного культурного наследия, на которых закончены археологические работы, при правильном управлении ими могут быть весьма эффективно представлены на рынке подводного туризма.
На сегодняшний день десятки стран имеют опыт создания подводных парков. Многие страны планируют создание подводных парков на открытых подводных исторических объектах в ближайшее время. А в местах, где таких объектов нет или их недостаточно, возникают искусственно созданные подводные парки.
Новые направления
В организации подводных парков постоянно появляются новые подходы и технические решения. Большой популярностью начала пользоваться идея по использованию экскурсионных лодок с прозрачным дном (Мичиган, Израиль, Канада). Это позволяет людям пожилого возраста, детям и лицам с медицинскими ограничениями, так же как и подводным пловцам, своими глазами видеть объекты подводного культурного наследия. Этот подход позволяет увеличить эффективность посещения подводных парков в местах, где ещё недавно предлагалось только прямое (подводное) посещение объектов подводного культурного наследия [28]. Другим подходом, увеличивающим возможности посещения объектов, является их перемещение в зоны, наиболее удобные для организации подводных посещений (Пуэрто-Рико) ив то же время оберегающие их от дальнейшего разрушения [29]. В других случаях законсервированные на суше объекты возвращаются в морскую среду (Доминиканская Республика) для их публичного посещения в места, где во всех других случаях они были бы недоступны. В отдельных случаях в парках размещаются копии или реконструкции уже найденных артефактов (Флорида, Турция) или даже копии утонувших плавсредств (Нью-Йорк). Дистанционно управляемые джойстиком самими туристами подводные аппараты
с видеокамерами также могут быть использованы для увеличения возможности посещения дайв-сайтов.
Успехи в охране закрытых акваторий, подводных парков и подводных маршрутов вдохновляют в организации этой формы сохранения в новых местах. Так, аргентинские специалисты предложили создать парк затонувших кораблей [30]. В обосновании проекта было сказано, что «...в мире много мест, где было продемонстрировано, как могут быть привлекательными для туризма места кораблекрушений». Проектируемый парк, по мнению его создателей, должен увеличить поток туристов в Патагонию, дать дополнительные места работы и экономические и образовательные стимулы местным жителям в деле охраны подводного культурного и природного ресурсов.
Объекты подводного культурного наследия, имеющие особое значение с исторической или этнографической точек зрения, не должны быть открыты для прямого неконтролируемого общего доступа. Это в первую очередь относится к объектам, которые находятся на стадии раскопок. Есть примеры, когда на таких объектах были случаи вандализма и разграбления. Посещение таких мест возможно только небольшими группами, прошедшими небольшой образовательный курс, и в присутствии представителя экспедиции, музея или университета [31].
Заключение
За последние двадцать лет интерес к изучению подводного культурного наследия заметно вырос. Основными формами его представления и сохранения являются тематические музеи и подводные историко-культурные парки. Подводные историко-культурные парки по количеству существенно обгоня-ют традиционные тематические музеи. Сегодня десятки стран имеют опыт создания подводных парков, а в местах, где нет или недостаточно подводных исторических объектов, возникают искусственно созданные морские парки.
Быстрое увеличение числа охраняемых объектов подводного наследия, подводных парков и программ по организации подводных маршрутов указывает, что эта стратегия культурного управления ресурсом выполняет требования для сохранения и открытого доступа к объектам ПКН. Специалисты отмечают, что демонстрация объектов, как части нашего общего культурного наследия, вызывает интерес и уважение у посетителей к таким объектам. При этом в дальнейшем часть посетителей становятся участниками волонтёрских программ по сохранению объектов наследия или жертвуют финансовые ресурсы.
Литература
1. Заповедники и национальные парки России. М.: ЛОГАТА, 1998 160 с.
2. Морская программа ЮНЕСКО. http://whc.unesco.org/en/activities/13 (дата обращения: 15.03. 2015).
3. Sterner R. Underwater Sculpture Viewers Take Swimmingly To Trend //
http://www.sternereditorial.com/UWArt.html (дата обращения: 15.03. 2015).
4. Roche J., Praying Underwater: Religious Dive Sites Around the World //
http://www.ncregister.com/daily-news/praying_underwater/#ixzz1kbO5u2kE (дата обращения: 15.03. 2015).
5. Underwater park ready for divers // Phuket Gazette - Tuesday, August 22, 2006 (дата обращения: 15.03. 2015).
6. http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/indonesia/7927062/Atlantis-of-the-East-No-it-is-a-theme-park.html (дата обращения: 15.03. 2015).
7. http://www.themarinefoundation.org/ (дата обращения: 15.03. 2015).
8. http://club.navionic.ru/?p=809 (датаобращения: 15.03. 2015).
9. http://www.atlantiscaymanbrac.com/ (датаобращения: 15.03. 2015).
10. http://www.underwatersculpture.com/index.asp (дата обращения: 15.03. 2015).
11. http://www.treasure-divers.eu/english/diving/wrecks-la-caleta-limon-hickory-catuan.html (да-таобращения: 15.03. 2015).
12. http://www.mydiving.org/forum/viewtopic.php?t=766 (датаобращения: 15.03. 2015).
13. http://bigshipwrecks.com/ (датаобращения: 15.03. 2015).
14. http://morprom.ru/news/12977/ (датаобращения: 15.03. 2015).
15. http://www.holiday-diver.com/Issue.9-Wrecks-Uluburun.Wreck-Kas.Turkey.html (дата обращения: 15.03. 2015).
16. Pruneti P., Riccardi E. 1993. Lezioni di Archeologia a Ustica. Archeologia Viva, 37, aprile, 90-93
17. International Congress of Prehistoric Sciences, Forli, Italia-8/14 Sept.1996, Collocuium XXXVI. Archaeological Parks, 83-96
18. Davidde B. Underwater archaeological parks: a new perspective and a challenge for conservation - the Italian panorama // International Journal of Nautical Archaeology, V. 31, I. 1. April 2002, p. 83-88
19. Felici E. 1993. Osservazioni sul porto neroniano di Anzio e sulla tecnica romana delle costruzioni portuali in calcestruzzo, «ASubacq», I, p. 71-104.
20. Francisco J.S. Alves. Underwater Archaeological Trails // Museum International. Vol. 60, Iss. 4, December 2008, p. 81-.90
21. http://sealforce.org/component/content/article/27-diving/120-caesarea (дата обращения: 15.03. 2015).
22. http://sekretymira.ru/podvodnyi-gorod-ionaguni (дата обращения: 15.03. 2015).
23. http://www.travelzone.lv/latvija/kokapils/araisi/index.php (датаобращения: 15.03. 2015).
24.http://www.nba.fi/en/cultural_environment/archaeological_heritage/underwater_cultural_herit age/underwater_park
25. http://www.indiana.edu/~e370/bayahibe/bayahibe.html (дата обращения: 15.03. 2015).
26. Council of Europe. The Underwater Cultural Heritage. Report of the Committee on Culture and Education, Strasbourg, France. 1978. 205 p.
27. Spirek, James D., Della A. Scott-Ireton (editors). 2003. Submerged Cultural Resource Management: Preserving and Interpreting Our Sunken Maritime Heritage. Plenum Series in Underwater Archaeology. Kluwer Academic/Plenum, New York, NY, 189 p.
28. Halsey, John R., Peter Lindquist. 2003. Beneath Pictured Rocks. In Submerged Cultural Resource Management: Preserving and Interpreting Our Sunken Maritime Heritage, James D. Spirek and Della A. Scott-Ireton, editors, p. 107-118. Plenum Series in Underwater Archaeology. Kluwer Academic/Plenum, New York, NY.
29. La Roche, Daniel. 2003. A Review of Cultural Resource Management Experiences in Presenting Canada's Submerged Heritage. In Submerged Cultural Resource Management:Preserving and Interpreting Our Sunken Maritime Heritage, James D. Spirek and Della A. Scott-Ireton, editors, p. 2941. Plenum Series in Underwater Archaeology. Kluwer Academic/Plenum, New York, NY.
30. Elkin, Dolores, Hebe Cafferata. 2001. Underwater Archaeology and Cultural Tourism -A Mutual Benefit Proposal for Patagonia. Bulletin of the Australian Institute for Maritime Archaeology 25, p. 83-88.
31. Hermley, Lauren, Mark Wilde-Ramsing. 2004. Queen Anne's Revenge Shipwreck Project: Phase I - Dive Access Marketing Research and Feasibility Study, Need and Requirements. Manuscript, North Carolina Underwater Archaeology Branch, Morehead City.
Fazlullin Sergey M. Russian State University for the Humanities (Moscow, Russian Federation) DOI 10.17223/22220836/18/15
UNDERWATER PARKS AND THE PRESERVATION OF OBJECTS OF UNDERWATER CULTURAL HERITAGE
Key words: underwater cultural heritage, Maritime heritage, underwater parks, underwater nature reserves, underwater museums, underwater archaeology, underwater tourism, actualization.
The article is devoted to underwater parks, as a new form of conservation of underwater cultural heritage that has developed in the modern world. In the introductory part discusses the organization and operation of underwater parks, are discussed and their importance in the protection of the underwater cultural heritage (UCH). Stand out, having different directions of activity, types of underwater parks. The emphasis is on the organization of historical parks and archaeological specialization. Given the author's classification of underwater parks and the description of each of the selected types. Relatively elaborates on the historical and cultural underwater parks, which are increasingly effective tools for the conservation of underwater cultural heritage.
Over the past twenty years interest in the study of underwater cultural heritage has grown significantly. The main forms of its presentation and preservation are museums and themed underwater historical and cultural parks. Underwater historical and cultural parks by the number of significantly outperform traditional thematic museums. Today, dozens of countries have experience in the creation of underwater parks. And in places where there is no or insufficient underwater historical sites, arise artificially created marine parks.
The rapid increase in the number of protected objects underwater heritage, underwater parks and programs for the organization submarine routes indicates that this strategy of cultural resource management fulfills the requirements for preservation of and open access to the objects of the UCH. Experts note that the demonstration sites as part of our common cultural heritage, calling the interest and respect of the visitors to such facilities. In the further part of visitors become participants in volunteer programs for the conservation of heritage sites or donate financial.
References
1. Zapovedniki i natsional'nyye parki Rossii M.: LOGATA, 1998 160 s. 2.
2. Morskaya programma YUNESKO http://whc.unesco.org/en/activities/13 (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
3. Sterner R., Underwater Sculpture Viewers Take Swimmingly To Trend // http://www. sternereditorial.com/UWArt.html (дата обращения: 15.03. 2015).
4. Roche J., Praying Underwater: Religious Dive Sites Around the World //http://www.ncregister. com/daily-news/praying_underwater/#ixzz1kbO5u2kE (data obrashche-niya: 15.03. 2015).
5. Underwater park ready for divers // Phuket Gazette - Tuesday, August 22, 2006. (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
6. http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/indonesia/7927062/Atlantis-of-the-East-No-it-is-a-theme-park.html (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
7. http://www.themarinefoundation.org/ (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
8. http://club.navionic.ru/?p=809 (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
9. http://www.atlantiscaymanbrac.com/ (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
10. http://www.underwatersculpture.com/index.asp (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
11. http://www.treasure-divers.eu/english/diving/wrecks-la-caleta-limon-hickory-catuan.html data obrashcheniya: 15.03. 2015).
12. http://www.mydiving.org/forum/viewtopic.php?t=766 (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
13. http://bigshipwrecks.com/ (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
14. http://morprom.ru/news/12977/ (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
15. http://www.holiday-diver.com/Issue.9-Wrecks-Uluburun.Wreck-Kas.Turkey.html (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
16. Pruneti P., Riccardi E. 1993. Lezioni di Archeologia a Ustica. Archeologia Viva, 37, aprile, p. 90-93.
17. International Congress of Prehistoric Sciences, Forli, Italia-8/14 Sept.1996, Collocuium XXXVI. Archaeological Parks, p. 83-96.
18. Davidde B., Underwater archaeological parks: a new perspective and a challenge for conservation-the Italian panorama // International Journal of Nautical Archaeology, V. 31, I. 1. April 2002, p. 83-88
19. Felici E. 1993. Osservazioni sul porto neroniano di Anzio e sulla tecnica romana delle costruzioni portuali in calcestruzzo, «ASubacq», I, p. 71-104.
20. Francisco J.S. Alves. Underwater Archaeological Trails // Museum International Volume 60, Issue 4, December 2008, pages 81-90
21. http://sealforce.org/component/content/article/27-diving/120-caesarea (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
22. http://sekretymira.ru/podvodnyi-gorod-ionaguni (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
23. http://www.travelzone.lv/latvija/kokapils/araisi/index.php (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
24.http://www.nba.fi/en/cultural_environment/archaeological_heritage/underwater_cultural_herit age/underwater_park
25. http://www.indiana.edu/~e370/bayahibe/bayahibe.html (data obrashcheniya: 15.03. 2015).
26. Council of Europe. The Underwater Cultural Heritage. Report of the Committee on Culture and Education, Strasbourg, France. 197В. 205 p.
27. Spirek, James D. and Della A. Scott-Ireton (editors) 2003 Submerged Cultural Resource Management: Preserving and Interpreting Our Sunken Maritime Heritage. Plenum Series in Underwater Archaeology. Kluwer Academic/Plenum, New York, NY, 1В9 p.
2В. Halsey, John R., Peter Lindquist. 2003. Beneath Pictured Rocks. In Submerged Cultural Resource Management: Preserving and Interpreting Our Sunken Maritime Heritage, James D. Spirek and Della A. Scott-Ireton, editors, p. 107-118. Plenum Series in Underwater Archaeology. Kluwer Academic/Plenum, New York, NY.
29. La Roche, Daniel. 2003. A Review of Cultural Resource Management Experiences in Presenting Canada's Submerged Heritage. In Submerged Cultural Resource Management:Preserving and Interpreting Our Sunken Maritime Heritage, James D. Spirek and Della A. Scott-Ireton, editors, pp. 29-41. Plenum Series in Underwater Archaeology. Kluwer Academic/Plenum, New York, NY.
30. Elkin Dolores, Hebe Cafferata. 2001. Underwater Archaeology and Cultural Tourism -A Mutual Benefit Proposal for Patagonia. Bulletin of the Australian Institute for Maritime Archaeology 25, p. В3-ВВ.
31. Hermley Lauren. Mark Wilde-Ramsing. 2004. Queen Anne's Revenge Shipwreck Project: Phase I - Dive Access Marketing Research and Feasibility Study, Need and Requirements. Manuscript, North Carolina Underwater Archaeology Branch, Morehead City.