Научная статья на тему 'Зарубежный и российский опыт использования ГЧП'

Зарубежный и российский опыт использования ГЧП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО ИНВЕСТОРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / COOPERATION BETWEEN THE STATE AND THE PRIVATE INVESTOR / MODERNIZATION AND RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко М.С.

В статье рассмотрена достаточно новая для теории государственного регулирования экономического роста категория -государственно-частного партнерства. При этом в рамках поиска консенсуса в понимании ее сущности автором реализован анализ общих и частных черт категории, в т.ч. выделены: 1) обобщенное понятие категории, как частного (это позволило рассматривать государственно-частное партнерство, как некое взаимодействие государства и частного инвестора); 2) выделение основных признаков, данной формы взаимодействия (как общего, а именно проверенных на практикефактов, позволяющих сделать вывод о ее наличии). Выделение общих признаков рассматриваемой категории, достигнуто, в рамках анализа зарубежного и отечественного опыта его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE IN THE USE OF PPPS

The article describes a relatively new theory of state regulation of economic growth category public-private partnerships. In this case, the search for consensus in the understanding of its essence the author realized the analysis of general and particular features of the category, including highlighted: 1) generalized notion category as the private (it is allowed to consider public-private partnership, as a kind of interaction between the state and private investors); 2) the selection of the essential characteristics of this form of interaction (such as general, namely proven facts lead to the conclusion it is available). Isolation of the common symptoms of the category, achieved in the analysis of foreign and domestic experience of its use.

Текст научной работы на тему «Зарубежный и российский опыт использования ГЧП»

УДК 338

ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЧП

Левченко М.С., аспирант, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»; ведущий экономист отдела кураторов страховых организация, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г.

Москва, e-mail: mik-lev@mail.ru

В статье рассмотрена достаточно новая для теории государственного регулирования экономического роста категория -государственно-частного партнерства. При этом в рамках поиска консенсуса в понимании ее сущности автором реализован анализ общих и частных черт категории, в т.ч. выделены: 1) обобщенное понятие категории, как частного (это позволило рассматривать государственно-частное партнерство, как некое взаимодействие государства и частного инвестора); 2) выделение основных признаков, данной формы взаимодействия (как общего, а именно проверенных на практикефактов, позволяющих сделать вывод о ее наличии). Выделение общих признаков рассматриваемой категории, достигнуто, в рамках анализа зарубежного и отечественного опыта его использования.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и частного инвестора; модернизация и реконструкция.

FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE IN THE USE OF PPPS

Levchenko M., the post-graduate student, FSEIHE «National Research University «MPEI»; Leading economist of the Department of curators of insurance organization, General Directorate of the Central Bank of the Russian Federation in the Central Federal District, e-mail: mik-lev@mail.ru

The article describes a relatively new theory of state regulation of economic growth category - public-private partnerships. In this case, the search for consensus in the understanding of its essence the author realized the analysis of general and particular features ofthe category, including highlighted: 1) generalized notion category as the private (it is allowed to consider public-private partnership, as a kind of interaction between the state and private investors); 2) the selection ofthe essential characteristics of this form of interaction (such as general, namely proven facts lead to the conclusion it is available). Isolation ofthe common symptoms ofthe category, achieved in the analysis offoreign and domestic experience of its use.

Keywords: public-private partnership, cooperation between the state and the private investor, modernization and reconstruction

Категория государственно-частное партнерство (далее ГЧП) является достаточно новой, в теории государственного регулирования экономического роста. Именно поэтому сегодня отсутствует консенсус в ее понимании (что подтверждает анализ научных публикаций Лопачук О.Н. [2], Мамченко О.П., Долженко И.А. [3], Савичева Е.Ю. [9] и ряда других).

Так, следует согласиться с утверждением О.П. Мамченко и И.А. Долженко, о необходимости анализа общих и частных черт категории ГЧП, для достижения консенсуса в понимании ее сущности, в т.ч. представленное обобщение понятия (как частного - позволяет автору рассматривать ГЧП, как некое взаимодействие государства и частного инвестора), а выделение основных признаков, данной формы взаимодействия (как общего, а именно проверенных на практикефактов, позволяющих сделать вывод о наличии ГЧП) [3]. Констатируем, что такое выделение общих признаков ГЧП, целесообразно, в рамках анализа зарубежного и отечественного опыта его использования.

Проведем анализ зарубежного опыта использования ГЧП в странах, где такое взаимодействие характеризуется наиболее давними традициями (поскольку в данном случае наиболее явно проявление основных признаков, данной формы взаимодействия), в т.ч.: Французской Республике, Великобритании.

Так, Французская Республика обладает давними традициями ГЧП, что связанно деятельностью Сообществ Смешанной Экономики (Sosietyd'EcjnomieMixtes, SEM) в 1966 - 1983 г. [4].

Вместе с тем, активное развитие ГЧП в 2000-х г. связано с приятием ряда более поздних нормативно-правовых актов (приказа президента «О контрактах ГЧП» № 2004-559; Закона Французской Республики «О контрактах ГЧП» № 2008-735 от 28 июня 2008 г. [4]), в результате действия которых, создан «центр развития ГЧП Французской Республики (МАРРР)», а сам механизм ГЧП внедрен в правовую систему. Выделенные положения проиллюстрированы данными табл. 1.

Так, согласно Французскому законодательству (а именно нормативно-правовым актам, выделенном в табл. 1) ГЧП рассматривается как эффективный гражданско-правовой договор, основными признаками которого являются: 1) государственная (муниципальная) собственность или общественная услуга, как предмет взаимодействия (при превалирующей роли государства в управлении); 2) внедрение рыночных начал в приоритетных сферах активности государства; 3) разделение рисков и расходов между государственными и частными контрагентами;4) высокая социальная ценность.

Исследуя существующую практику ГЧП отметим, что МАРРР рассматривает как наиболее приоритетные, проекты в сфере[4; 10]: 1) здравоохранения, в рамках которых к 2010 г. сформирован трехуровневый больничный сектор: уровень государства, в который входят региональные больничные центры, больничные центры общего профиля; психиатрические больничные центры; местные больницы и прочие учреждения); уровень частного партнера (коммерческий и некоммерческий), в который входят учреждения краткосрочного медицинского обслуживания (в т.ч. центр Ейфель, Матиньон), центры борьбы с раковыми заболеваниями, психиатрические учреждения, учреждения длительного лечения (в т.ч. клиники Бломэ, Виктора Гюго, Хартман и др.), учреждения госпитализации на дому, учреждения диализа, учреждения радиотерапии. Констатируем, что больничный сектор насчитывает 2710 медицинских учреждений, в т.ч. 1754 частных (пропускной способностью 416 700 коек и 63 000 мест для кратковременного приема пациентов), которые, в рамках проектов ГЧП получает финансирование, осуществляемой деятельности (за счет государственного медицинского страхования) и специальные бюджетные дотации, в т.ч. на медицинское оснащение; 2) транспортной инфраструктуры, в рамках которых создана разветвленная сеть: автодорог (общего пользования1000960 км, в т.ч. 12,000 км. автомагистралей); железных дорог(29 213 км., в т.ч. 15141 км.электрифицированных),находящихся в собственности «RйseauFerrйdeFrance»и под управлением «Национальной компании французских железных дорог».

Республика Ирландия начала инкорпорацию механизма ГЧП в национальную правовую систему в 1999 г., в связи с принятием Национального плана развития на 2000-2006 гг., в рамках которой были запущены соответствующие пилотные проекты (в сфере образования, транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства). При этом процесс внедрениязавершился принятием 22 марта 2002 г. Закона «О ГЧП». Выделенные положения проиллюстрированы данными табл. 2.

Согласно с положениями закона Республики Ирландии «О ГЧП» от 22 марта 2002 г., ГЧП, следует рассматривать, как Соглашение между государством и частным сектором[7]). Основными признаками, которого являются: 1) право на производство социально значимых услуг как предмет взаимодействия; 2) распределение расходов, рисков, прав и обязанностей государства и частного сектора; 3) ориентация на макроэкономические, социальные и другие эффекты.

Эффективность сложившейся практики ГЧП, наиболее существенна в рамках строительства и реконструкции различных

1 основными функциями МАРРР являются: 1) разработка методологии проведения государственных закупок и оценки проектов ГЧП; (2) проверка комплектности документов на соответствие, рассматриваемого проекта ГЧП, юридическим; финансовым и качественным требованиям; (3) проверка достоверности и корректности, представленного технико-экономического обоснования проекта; (4) помощь в подборе частных консультантов; (5) проведение комплексной оценки проекта перед его окончательным утверждением в министерстве финансов: (6) разработка методических материалов для оказания консультативной помощи профильным министерствам и ведомствам в процессе развития ГЧП; (7) публикация информационных бюллетеней, участие в различных конференциях и других мероприятий, направленных на популяризацию ГЧП.

Таблица 1. Характеристика специфики развития ГЧП во Французской Республике (разработано автором на основе [4])

Интеграторы развития ГЧП Характеристики специфики ГЧП Трансформация сущности ГЧП (частного) Основные признаки ГЧП

Формирование законодательны х основ ГЧП (многочисленн ые законы и подзаконные акты), 1966 -1983 г. Созданы Сообщества Смешанной Экономики регионов (Sosictyd'EcjnomicMixtcs, SEM), которые в соответствии с принятыми законами, сформировали следующий механизм ГЧП. 1) государственный сектор и местные власти должны иметь наибольшую долю в составе активов партнерских контрактов, чтобы обеспечить превалирующую роль в управлении ими; 2) контракты осуществляются на основе договора частного партнера. 3) возможность партнерства в рамках концессионных соглашений и партнерских контрактов с SEM в 3-х основных сферах: развитие регионов; развитие систем расселения развитие сферы социальных услуг. контракты на основе договора частного партнерство основных операторов Сообщества Смешанной Экономики и частного партнера, основных сферах: развитие регионов; развитие систем расселения; развитие сферы социальных услуг. Так, В 1995 г. выделилось два основах (частных) оператора ГЧП - Лайонездез О (LyonnaisedesEaux) и ВеолиаЭнвиронман (УеоНаЕтчгоптеШ) 1) предметом взаимодействия государственная (муниципальная) собственность или общественная услуга, при превалирующей роли государства в управлении ими; 2) внедрение рыночных начал вЗ-х основных сферах активности государства, а именно, в таких как: развитие систем расселения, развитие сферы социальных услуг; развитие регионов 3) разделение рисков и расходов между государственными и частными контрагентами 4 (высокая социальная ценность, признанная, таковой, центром развития ГЧП Франции (МАРРР)

приказ президента «О контрактах ГС11» (№ 2004559) Определены базовые подходы к организации ГЧП проектов и сущность категории ГЧП как таковой. Со вступлением в силу приказа № 2004-559 министерство финансов Франции (с целью содействия исполнительным органам государственной власти в реализации проектов ГЧП) инициировало создание структурною подразделения - центра развития ГЧП Франции (МАРРР)1, который официально начал свою работу в 2005 г. На сегодня Sosietyd'EcjnomieMixtes, подчинены этому структурному подразделению. Гражданско-правовой договор, в соответствии с которым, государство (или компания, представляющая интересы государства) поручает третьей стороне (в течении инвестиционного периода или периода установленного условиями финансирования) комплексную работу по проекту (связанную со строительством, перепланировкой, ремонтом, текущим обслуживанием или управлением основными средствами или нематериальными активами). При этом проект должен иметь высокую социальную ценность.

Закон Французской Республики от 28 июля 2008 г. № 2008-735 «О контрактах государственно -частного партнерства» Развил положения приказа № 2004-559 и внес изменения в многочисленные законы и подзаконные акты инкорпорировав ГЧП во французскую правовую систему. Кроме того, законом: 1) введены критерии оценки эффективности проектов ГЧП; 2) конкретизированы основные сферы сотрудничества Sosietyd'EcjnomieMixtes и частных операторов: развитие регионов (а именно развитие и аренда земельных участков); развитие систем расселения (строительство, создание и эксплуатация транспортной инфраструктуры и автостоянок, инженерных коммуникаций), развитие сферы социальных услуг (в т.ч. услуг по сбору и переработки мусора).

объектов транспортной инфраструктуры (общей стоимостью от 16 до 250 млн. евро.), в т.ч.: 1) реконструкция моста Ист-линк на трассе М-50 (Дублинский порт - Шанкилл)в рамках концессионного соглашения с NTR plc (2003 г.); 2) строительство Моста Сэмюэла Беккета в рамках правительственного гранда (1998-2008 гг.); 3) реконструкция части автомагистрали М1 (Дублин—Белфаст) и строительство тоннеляПцЫтРой; реконструкция автомагистралей М3 (Дублин-Донегол), М 4 (Дублин—Слайго), М7 (Дублин—Лимерик), 2005-2013 гг. (в рамках концессионного соглашения Bilfinger Berger AG); 4) Строительство Дублинского подземного метро (с 2007) в рамках правительственного гранда.

Соединенное Королевство Великобритания, является государством, в котором механизм ГЧП был внедрен в национальную правовую систему уже в 1992 г. - с началом реализации программы PFI (которая в 1997 г. стала частью общей правительственной программы «Развития государственно-частного партнерства»). Вместе с тем, уникальность опыта Соединённого Королевства состоит в отсутствии соответствующего законодательства каким-либо образом ограничивающего сферу применения ГЧП. Специфичным является то, что государство (в лице PartnershipsUnitedKingdom выполняет, исключительно, роль котроллера). Выделенные положения проиллюстрированы данными табл. 3. Так, согласно практике Соединенного Королевства, а именно, порядка реализации проектов ГЧП, их следует рассматривать как гражданско-правовой договор. Основными признаками, которого являются: 1) государственная собственность или любые другие формы совместной деятельности государства и частного сектора, как предмет взаимодействия; 2) распределение рисков и расходов; 3) распределение прав и обязанностей государства и частного сектора; 4) внедрение рыночных начал, в рамках любой сферы активности государства;5) высокая социальная и экономическая ценность.

Эффективность сложившейся практики ГЧПнаиболее суще-

ственно по приоритетным (для данного государственного образования) проектам, а именно в сферах [6;1]: 1) образования - в 1997 г. общая потребность в финансировании текущего и капитального ремонта школьных зданий оценивалась в 7 млрд. фунтов стерлингов, а к 2009 г. она была снижена до 2,9 млрд. фунтов стерлингов (на 70% от уровня 1997 г.) за счет реализации 144 проектов ГЧП в сфере образования (в рамках которых, частный сектор был вовлечен в обслуживание государственных школ); 2) здравоохранения - к 2013 г. доля проектов, финансируемых на принципах ГЧП, составляла 22 % (что реализовано в рамках 100 проектов). В том числе, реконструкция онкологического центра «Кристи», г. в Манчестер (в рамках соглашения с группой частных компаний HCA International на 14 мил.фунтов стерлингов); покупка медицинского оборудования в клинику Грейт Ормонд Стрит Хоспитал (в рамках соглашения с группой частных компаний HCA Iinternational на 27 мил. фунтов стерлингов).

Для опыта США характерно наличие соответствующего федерального законодательства, устанавливающего единые подходы к реализации проектов ГЧП (а именно «О государственно-частном партнерстве в оказании помощи детям» от 2012 г.; «О государственно-частном партнерстве в профессиональной сфере» от 2011 г.) и профильных законов штатов, регулирующих правоотношения, возникающие между департаментами транспорта штатов и частными партнерами [4]. Специфичным является то, что в США существует двухуровневая система контроля реализаций проектов ГЧП, а именно: 1) федеральная (в рамках ThenationalCouncilforPublic-PrivatePartnerships); 2) региональная (в рамках центров ГЧП штатов). Выделенные положения проиллюстрированы данными табл. 4.

Так, согласно законодательству США, ГЧП это гражданско-правовой договор. Основными признаками которого, являются: 1) совместное использование опыта/активов каждой из сторон, как предмет взаимодействия; 2) распределение расходов, рисков

Таблица 2. Характеристика специфики развития ГЧП Республики Ирландии (разработано автором на основе [4; 7])

Интеграторы развития ГЧП Характеристики специфики ГЧП Трансформация сущности ГЧП Основные признаки ГЧП

Национальный план развития на 2000-2006 гг.,(1999 г.) План формализировал ГЧП, как один из способов развития национальной экономики и позволил правительству Ирландии запустить 8-м пилотных ГЧП проектов: в сфере образования (строительство школ); транспортной инфраструктуры (модернизация общественного транспорта) и жилищно-коммунального хозяйства (переработка бытовых отходов). Данный план реализовался на следующих принципах: 1) доступность информации о предлагаемых к реализации ГЧП проектах для частной стороны; 2) ориентация на макроэкономические, социальные и другие эффекты ГЧП проектов при второстепенное™ фискальной эффективности (именно увеличения налоговых поступлений в бюджет); 3) грандовая поддержка ГЧП проектов или использование концессий. Соглашение (гражданско-правовой договор) между государством (в лице органов местного самоуправления или различных отраслевых управлений) и частным сектором, с четким распределением рисков межу участниками и предоставлением права частной стороне оказывать социально значимые услуги используя общественную инфраструктуру (какправило отличных от государственных закупок) (согласно Закона «О ГЧП» от 22 марта 2002 г.) 1) предметом взаимодействия является право на производство социально значимых услуг (с использованием общественной инфраструктуры); 2) распределение расходов инвестора и органов местного самоуправления; 3) распределение рисков, прав и обязанностей государства и частного сектора; 4) ориентация на макроэкономическ ие, социальные и другие эффекты ГЧП проектов при второстепенное™ фискальной эффективности; 5) высокая капиталоемкость проектов.

Закон «О ГЧП» от 22 марта 2002 г. Завершение инкорпорации механизма ГЧП в национальную правовую систему и дальнейшая реализация плана развития на 2000-2006 гг. При этом количество пилотных ГЧП проектов было расширено до 36, в т.ч. в сфере образования, транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Национальное финансовое агентство развития (департамента финансов, 2007 г.) План формализировал ГЧП, как один из способов развития национальной экономики, при этом его содержание было дополнено, а Национальное финансовое агентство развита я Остановлено , как инструмент активизации такого развития.

Концепция применения ГЧП (2008 г.) Концепция применения ГЧП, как механизма реализации государственных инфраструктурных проектов, а также как части «Плана по восстановлению европейской экономики», приняты следующие социально-значимые проявления ГЧП: развитие обрабатывающей промышленности (экологизация производства); развитие строительного сектора (направление - энергосберегающие здания и сооружения); развитие автомобильной промышленности (направление - экологичные машины); развитие информационных технологий (направление интернет будущего).

1. основными функциями Национального финансового агентства развития является: 1) мобилизация финансовых ресурсов для реализации проектов ГЧП (в т.ч. их грандовой поддержки); 2) консультативная помощи органам местного самоуправления (при реализации проектов ГЧП); 2) выработка общего плана развития ГЧП и координация соответствующих проектов.

Таблица 3. Характеристика специфики развития ГЧП Соединенного Королевства Великобритании (разработано на основе [4;6])

Интеграторы развития ГЧП Характеристики специфики ГЧП Трансформация сущности ГЧП Основные признаки ГЧП

Разработка правительственной программы «Развития государственно-частного партнерства» (PublicPrivatePartnership), 1997 г. Программа включает процессы: 1) приватизации государственной собственности и любые другие формы совместной деятельности государства и частного сектора; 2) распределения прав и обязанностей государства и частного сектора (так: частная сторона берет на себя обязательства по обслуживанию какого-либо актива или оказания услуги; государство берет на себя обязательства по долгосрочному обеспечению спроса на соответствующие продукты или услуги); 3) распределение рисков по проекту (в которых большая их часть возлагается на частный сектор); 4) содействие созданию специальных проектных организаций по реализации проектов ГЧП. взаимодействия государства и частного сектора, в рамках любой формы совместной деятельности, если ее реализация будет способствовать повышению качества жизни населения. 1) предметом взаимодействия является государственная собственность или любые другие формы совместной деятельности государства и частного сектора;

2) распределение рисков и расходов инвестора и Т1Ш; 3) распределение прав и обязанностей государства и частного сектора; 4) внедрение рыночных начал в рамках любой сферы: активности государства; 5) высокая социальная и экономическая ценность, признанная таковой PartnershipsUшtedK ingdom.

Создание первого центра развития ГЧП (PartnershipsUnitedKingdom) и специальных проектных special purposevehicle -SPV 1999 г. Первый PartnershipsUnitedKingdom действовал как акционерная компания.акционерами которой стали: 51% частные компании и 49% государство. Данная организация может выступать стороной (акционером) специальных проектных организаций в рамках вРУ.В настоящий момент функционирование PartnersЫpsUnitedKingdoml контролируется Консультационным советом (учрежденным казначейством Великобритании). взаимодействия государства и частного сектора в рамках любой формы совместной деятельности и различной направленности, если ее реализация капиталоемкая, однако, будет способствовать повышению качества жизни населения по оценкам PartnersЫpsUnitedK ingdom

Поправки в закон «Закон для местных органов власти в отношении контрактов» (1997 г.), 2000 г. Получение права 8РУ, создаваемых при содействии местных органов власти, напрямую (без PartnershipsUnitedKingdom) реализовывать проекты ГЧП, при условии подписания типовой документации и контрактов).

Создание казначейством Великобритании подразделения по инфраструктурному финансированию (Infrastructure UK), 2007 г. В связи с финансово-экономическим кризисом требовалось активное стимулирование частных инвесторов к участию в проектах ГЧП, в связи, с чем казначейством Великобритании было создано подразделение по инфраструктурному финансированию (тА-азО-исШгеАпапсеипк, ТОП)2. С концы 2007 г. ТШи совместно с PartnersЫpsUnitedKingdom обеспечивают развитие методологии ГЧП.

Приложение

1. основными функциями PartnershipsUnitedKingdom являются: (1) помощь государственному сектору в отборе поставщиков и осуществлении процесса закупок; (2) помощь государственному сектору в управлении проектами ГЧП, на основании привлечения внешних консультантов; 3) оценка потенциальных проектов ГЧП, с точки зрения их способности, содействовать повышению качества жизни населения, а также соотношения цена/качество; с 1999 г. публикация (совместно с министерством финансов Великобритании) сборников типовых документов и контрактов по ГСП.

2. основными функциями mfi"astmctш"efinanceumt является финансирование проектов ГЧП, при условии их соответствия установленным PartnershipsUnitedKingdom критериям социальной и экономической эффективности.

Таблица 4. Характеристика специфики развития ГЧП США (разработано на основе [4;5])

Интеграторы развития ГЧП

Характеристики специфики ГЧП

Трансформация сущности ГЧП

Основные признаки ГЧП

обеспечивающие

федеральные акты, 1974-1991

Формирование, обеспечивающей основы, системы правового обеспечения ГЧП (в сфере транспортной инфраструктуры), в рамках федеральных законов «Об интермодальных наземных перевозках и их эффективности» от 1991 г.; «О национальном общественном транспорте» от 1974 г. В рамках законов Федеральное управление шоссейных дорог Департамента транспорта США, уполномочено содействовать применению института ГЧП для обеспечения и развития транспортной инфраструктуры._

определение основных типов ГЧП, 1999

Управление общего учета США (11пПес181а1е8Сепега1Ассоип1^0ГЛсе) определило основные типы ГЧП (которое основывалось на концессионных соглашениях)1._

договорная форма

соглашения между

государством и частной компанией, позволяющая последней участвовать в государственной собственности в большей степени, по сравнению с существующей практикой.

профильные законы и центры ГЧП штатов 1975 г.

Свод законов штата Алабама, 1975 г.: уполномочивает власти штата и комиссии округов на строительство платных дорог, мостов, пешеходных дорог и паромов; предоставляет комиссии округов возможность взаимодействовать с частнымипартнерами, с целью осуществления строительства._

1997 г..

Свод статутов штата Колорадо, устанавливает возможность создания организаций, занимающихся финансированием, строительством, эксплуатацией, содержанием и техническим обеспечением платных дорог и шоссе на уровне штата. Департаментом транспорта штата предоставлена возможность применения ГЧП в специальных проектах строительства и эксплуатации платных автомагистралей и автодорог с односторонним движением высокой загруженности. В этот же период создай центр ГЧП штата Колорадо._

1995-2010 г.

Закон штата Виргиния «О государственно-частном транспорте», 1995 г., Закон штата Иллинойс «О государственно-частном партнерстве в сфере транспорта». 2010; Закон штата Джорджия «О государственно-частном партнерстве на уровне штата и местного самоуправления», 2010, Закон штата Техас «О государственно-частном партнерстве», 2003. В 2003-2010 гг. созданы центры ГЧП штатов Виргиния, Иллинойс и др.._

2003 т.

В рамках свода законов штата Флорида, 2012 г., установлены виды и схемы закупок, которые могут использоваться при реализации ГЧП; специфику осуществления процесса закупок ГЧП (котораядолжна быть определена Департаментом транспорта штата Флорида при условии, чтомаксимальный срок действия договора о ГЧП не превышает 50 лет)._

деловые правоотношения, возникающие между

департаментами транспорта штатов и частными партнерами (согласно Свода статутов штата Колорадо, Свода законов штата Алабама, Закона штата Виргиния «О государственно-частном транспорте», Закона штата Иллинойс «О

государственно-частном партнерстве в сфере транспорта»; Закона штата Джорджия «О

государственно-частном партнерстве на уровне штата и местного самоуправления». Закона штата Техас о

государственно-частном партнерстве, Свода законов штата Флорида).

The national Council

for Public -Private Partnerships, 2005 r.

ТЬепайопаГСоипсШогРиЬИс - Рпуа1еРаг1пег5Ыр5 (Национальный совет по ГСП) действует как некоммерческая организация в составе правительства штата Колумбия и обеспечивает выработку общей стратегии и координации в сфере ГЧП и ряд сопутствующих задач

федеральных профильных законов о ГЧП 2011-2012 ГГ.

Формирование федеральных профильных законов, обеспечивающих основы системы правового обеспечения ГЧП: «О государственно-частном партнерстве в оказании помощи детям» от 2012 т.; «О государственно-частном партнерстве в профессиональной сфере» от 2011 г.

Форма соглашения между любым уровнем

государственной представителем бизнеса 3акона«0 частном

власти и частного (согласно государственно-партнсрствс в

1) предметом взаимодействия является совместное использование опыта или активов каждой из сторон;

2) взаимовыгодное распределение расходов, рисков и доходов между частным инвестором и государственном (в лице органов федеральной власти, штата,

муниципалитета);

3) создание продуктов или оказание услуг, необходимых для общества в целом;

4) распределение прав и обязанностей государства (в лице органов федеральной власти, штата, муниципалитета) и частного сектора, в соответствии с законодательно разрешенной формой соглашения (BOO, ВОТ, ВВО, DBO, В DO;

5) закрепление на официальной, юридической основе взаимоотношения ст орон(соглашсния договора, контракты и т.п.).

оказании помощи детям»).

Приложение

1. частный сектор строит и эксплуатирует объект без передачи права владения государственному сектору (BOO);2) частный сектор строит объект, в соответствии с требованиями государства, эксплуатирует его определенное время и передает в собственность государства (BOT); 3) государство продает актив частному сектору, который вносит улучшения, необходимые для его эффективной эксплуатации (BBO); 4) единый контракт на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта государственного сектора, который находится в собственности государства (DBO);5) частный сектор арендует или покупает у государства объект инфраструктуры, инвестирует средства в его реновацию, модернизацию, расширение и эксплуатирует (BDO).

2. сопутствующие задачи: общее информирование, в целях популяризации ГЧП; проведение обучающих семинаров и тренингов; обеспечение информационного обмена между государством и частным партнером; методологическая поддержка, в ходе подготовки и реализации международных проектов.

и доходов между частным инвестором и государством;3) создания продуктов/оказание услуг, необходимых для общества в целом; 4) распределение прав и обязанностей государстваи частного инвестора;5) закрепление на официальной и юридическойосно-вахвзаимоотношения сторон.

Эффективность, сложившейся практики ГЧП, проявляется, преимущественно, в развитии транспортной инфраструктуры, на которую приходится 97,5 % от всех реализуемых проектов данного типа. Так, наиболее показательными можно считать проекты: 1) по увеличению пассажиропотока аэропорта «GeorgeBushlntercontinental» (г. Хьюстон). Так, в 2009 г. общая потребность средств, на строительство терминала Е «для международных рейсов», оценивалась в 440 млн. дол., а к 2011 г. она была снижена на 68% (до 140 млн. дол.), за счет подписания концессионного соглашения с компанией «Continental» [12]. При этом ввод терминала в эксплуатацию (2012 г.) позволил удвоить пассажиропоток аэропорта; 2) по строительству 17 км.скоростного участка шоссе (US Florida 1-595) Северное Майями. Общая потребность средств на финансирование проекта в 1,8 млн. дол.на 78% (или на 1,4 млн. дол.) была покрыта в рамках концессионного соглашения с консорциумом ASCInfrastructureDevelopment, 11% (или 0,2 млн. дол.) за счет средств департамента транспорта

штата Флорида и 11 % (0,2 млн. дол.) за счет средств федерального департамента транспорта [5]. Ввод в эксплуатацию скоростного участка шоссе 1-595, позволил создать транспортное соединение между столичными регионами Майями и восточным побережьем юга полуострова Флорида.

■ Для опыта Российской Федерации характерно отсутствие федерального законодательства о государственно-частном партнерстве, при его развитии на уровне отдельных субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных округов). При этом в связи с рядом существующих проблем в нормативно-правовом регулировании регионов (выделенных в рамках исследования Центра развития ГЧП по данным инфраструктурные компаний (представителей отраслей в рамках, которых возможна реализация ГЧП) [8]),развитие механизма ГЧП усложнено (табл. 5).

Так, проблемы в нормативно-правовом регулировании ГЧП регионов связаны с: неэффективным порядком взаимодействия с государственным сектором по вопросам; необходимостью доработки законодательства, в части защиты интересов частного партнера; необходимость доработки законодательства, в части отраслевых особенностей проектов ГЧП; несовершенством единой методологической базы по подготовке и реализации проектов ГЧП,

Таблица 5. Анализ проблем в нормативно-правовом регулировании регионов **

Представители отраслей в Парамет| эы оценки развития механизма ГЧП*

рамках, которых, возможна Взаимодействие Содержание Методология Механизмы Стандартизация Уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализация ГЧП государственного нормативно-правои реализации отбора профессиональной специальных

и частного базы в сфере ГЧП проектов частных деятельности в компетенции

сектора партнеров сфере ГЧП в сфере ГЧП

ГК «Росводоканал» 1 2,3 6 7 - 9

ОАО «Евразийский» 1 3 4,5,6 7 8 9

ООО «Корпорация Инжтрансстрой» 1 3 4,5,6 7 8 9

ГК Сумма 1 3 4,6 7 8 9

ЗАО «Группа компаний 1 2 6 7 - 9

«Медеи»»

ГК Мортон 1 2,3 4,5,6 7 8 -

ОАО «Станкопром» 1 2,3 4,6 7 8 9

ОАО «Стройтрансгаз» 1 2,3 4, 5, 6 7 8 9

ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» 1 2,3 4,6 7 8 9

ОАО «Скоростные 1 2,3 4,5,6 7 8 9

магистрали»

ОАО «Российские 1 2,3 4,5,6 7 8 9

коммунальные системы»

ЗАО «Комплексные 1 2,3 4,5,6 7 8 9

энергетические системы»

*(1) не устраивает существующий распределению расходов, рисков и доходов по проектам ГЧП; (2) необходимость доработки законодательства в части защиты интересов частного партнера; (3) необходимость доработки законодательства, в части отраслевых особенностей проектов ГЧП (нужна разработка отраслевого законодательства) ; (4) необходима разработка единой методологической базы по подготовке и реализации проектов ГЧП; (5) необходима разработка единой методологической базы по мониторингу реализации проектов ГЧП; (6) необходима разработка единой методологической базы по оценке эффективности внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов; (7) отсутствие четких критериев отбора частных партеров для реализации проектов ГЧП и связанная с этим необходимость внедрения механизмов независимой экспертизы конкурсной документации, и соблюдение конкурсных процедур для защиты интересов частных партеров; (8) необходимость стандартизации проектов ГЧП в отдельных отраслях, в т.ч. в деятельности операторов инфраструктурных объектов; (9) помимо специальных знаний в сфере ГЧП, государственным заказчикам необходимо законодательно определить уровень квалификации по проработке технических заданий и конкурсной документации, а также управлению ГЧП.

** (сформировано по данным [11] и данным Департамента исследований и организационно-аналитической деятельности)

Таблица 6. Характеристика специфики развития ГЧП Российской Федерации (разработано автором)

Интеграторы развития ГЧП Характеристики специфики ГЧП Трансформация сущности ГЧП Основные признаки ГЧП

11ачало инкорпорации механизма ГЧП в правовую систему Санкт-Петербурга, 2006 г. Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» от 25.12.2006 №627-100 послужил началом инкорпорации механизма ГЧП в национальную правовую систему.Его положения устанавливают порядок и условия участия Санкт-Петербурга в ГЧП, путем заключения и исполнения от имени Санкт-Петербурга соглашений, в том числе концессионных Взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества, объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений. 1) консолидация, объединение ресурсов и вкладов сторон как предмет взаимодействия (а именно, совместное использование оп ы та/акт ивов каждой из сторон, как предмет взаимодействия); 2) распределение расходов, рисков и доходов между частным инвестором и государственном в пропорциях, согласно взаимным договоренностям, оформленным юридически и в пропорциях, согласно взаимным договоренностям, оформленным юридически); 3)закрепление на официальной, юридической основе партнерского взаимоотношения сторон ; 4) распределение прав и обязанностей государства и частного партнера; 5) высокая социальная ценностьпроектов.

Центр развития государственно-частного партнерства, 2009 г. В рамках Центра функционируют: Департамент сопровождения инвестиционных проектов. Департамент исследований и организационно-аналитической деятельности и Департамент информационной политики. Основная функция центра объединение ресурсов государства и бизнеса, консолидация экспертного сообщества в области ГЧП для привлечения инвестиций и компетенций в развитие общественной инфраструктуры.

Инкорпорация механизма в региональные правовые системы РФ, 2007-2012 Ряд законов субъектов РФ привел к инкорпорации механизма ГЧП в региональные правовые системы и был ориентирован на обеспечения стабильных условий развития всех форм ГЧП, привлечения и эффективного использования государственных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы. Вместе с тем Центр развития ГЧП, по данным инфраструктурные компаний выявляет ряд проблем, которые сдерживают развитие ГЧП. взаимодействие, осуществляемое путем заключения и исполнения соглашений о ГЧП, между сторонами государственно-частного партнерства в целях реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории. Так, ГЧП это гражданско-правовой договор, отвечающий ряду признаков.

Частичная инкорпорация механизма в федеральную правовую систему 2005-2013. Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в РФ» находитеяв стадии обсуждения. Приняты только Федеральные законы «Оконцессионныхсоглашениях» от 21.07.2005 г. №115-ФЗ; "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 05.04.2013 № 44-ФЗ; «Об особых экономических зонах в РФ» от 22.07.2005 г. №116-ФЗ; Федеральный закон "О банке развития" от 17.05.2007 N 82. Положения данных законов определяют только некоторые формы ГЧП, потому большинство крупных проектов ГЧП реализуется региональными субъектами в режиме «ручного управления». Согласно Проекта Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в РФ» - это «взаимодействие публичного партнера, содной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного, по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций ...»

Примечание.

1. Создание продуктов/оказание услуг необходимых для общества.

2. Совместное использование опыта/активов каждой из сторон, как предмет взаимодействия.

3. Государственная (муниципальная) собственность или общественная услуга при превалирующей роли государства в управлении ими.

4. Право на производство социально значимых услуг.

5. Не выделяется, поскольку вытекает из самой сущности ГЧП.

6. Большая часть расходов и рисков возлагается на инвестора

7. Внедрение рыночных началв основных сферах активности государства

Таблица 7. Результаты обобщения общих признаков ГЧП в рамках анализа зарубежного и отечественного опыта (разработано автором на основе [4; 5])

по мониторингу реализации проектов ГЧП и оценке эффективности внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов; отсутствием четких критериев отбора частных партнеров для реализации проектов ГЧП; отсутствием стандартизированного подхода к проектам ГЧП; необходимо законодательно определить уровень квалификации по проработке технических заданий и конкурсной документации, а также управлению ГЧП государственным заказчиком. Выделенная специфика сдерживает развитие механизма ГЧП, что проиллюстрировано данными табл. 6.

Так, согласно законодательства субъектов Российской Федерации, ГЧП - это гражданско-правовой договор, основными признаками которого, являются: 1) совместное использование опыта/активов каждой из сторон, как предмета взаимодействия; 2) распределение расходов, рисков и доходов между частным инвестором и государством; 3) распределение прав и обязанностей государства и частного партера; 4) высокая социальная ценностьпроектов.Эффективность сложившейся практики ГЧП проявляется, преимущественно, в развитии жилищно-коммунального хозяйства (в т.ч. модернизации и реконструкции коммунального хозяйства; водоочистных сооружений), на которое приходится 51 % от всех реализуемых проектов данного типа.

Наиболее показательным можно, считать проект реконструкция очистных сооружений, г. Кинешма. В 2012 г. общая потребность средств на реализацию проекта оценивалась в 134,275 млн. рублей. А к 2013 г. она была снижена на 61 % или на 82,276 млн. рублей. (в рамках концессионного соглашения между администрацией городского округа Кинешма и ООО «Регион Инфра Система-Иваново»). При этом реконструкция комплекса биологических очистных сооружений ОСК-1 привела к прекращению сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в реки Волга, Казоха, Кинешемка. Вместе с тем, ряд выделенных нами проблем в нормативно-правовом регулировании регионов Российской Федерации не всегда обеспечивает интерес частных партнеров к проектам ГЧП. Так, например, открытый конкурс, объявленный в соответствии с Постановлением Администрации г. Омска «По финансированию и строительству 12-ти детских садов» в мае 2014 г. был отменен по причине отзыва 2-х из 3-х заявок (в

т.ч. ЗАО «Эктив Инжиниринг» и ООО «Альтернатива», которые получили доступ к участию). В результате проект ГЧП, с бюджетом в 1,9 млрд. руб. остался не реализованным [11]. Подобная картина прослеживается и в других отраслях, в т.ч. в сфере транспортной инфраструктуры. Так, открытый конкурс, объявленный в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону «О заключении концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации Северного тоннеля в городе Ростове-на-Дону» (от 6 декабря 2012 г. № 1094), признан несостоявшимся, по причине отсутствия заявок [4].

Выделенные положения (в рамках анализа зарубежного и отечественного опыта использования ГЧП), сформировали теоретические основы для выделения общих признаков ГЧП. Результаты обобщения переставлены в табл. 7.

Так, можно констатировать, что ГЧП это взаимодействие государства и частного инвестора(оформленное как гражданско-правовой договор), основными признаками которого, являются: 1) реализация любых форм совместной деятельности государства и частного сектора (при условии, что они разрешены законодательством о ГЧП); 2) распределение расходов, рисков и доходов между частным инвестором и государственным (при условии, что оно обеспечит интерес частных партнеров к проекту); 3) распределение прав и обязанностей государства и частного партнера; 4) высокая социальная (в некоторых случаях социально-экономическая) цен-ностьпроектов.

Литература:

1. Ершов Д.Л. Опыт реализации партнерства государства и бизнеса в здравоохранении / Д. Л. Ершов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 331-334.

2. Лопачук О.Н. Генезис государственно-частного партнерства в сфере недропользования в республике Беларусь / О.Н. Лопачук // Ек оюмчшпроблемисталогорозвитку: матерiалиМiжнародноlнауково-практичношонференцп, присвяченошам'яп проф. Балаць-кого О.Ф.: у 4 т. / за заг. ред. О.В. Прокопенко. - Суми: Сумськийдержавнийушверситет, 2013. - Т. 1. - С. 168-170.

3. Мамченко О.П. Экономическая сущность и роль

государственно-частного партнерства в реализации региональной экономической политики // О.П.Мамченко, И.А. Долженко // Экономика, 2010 - С. 245-249.

4. Мерзлов И.Ю. Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах: институционный аспект / И.Ю. Мерзлов // Вестник Пермского университета.-№ 3, 2012. - С. 75-81. Серия: Экономика

5. Мерзлов И.Ю. Подходы к структурированию проектов государственно-частного партнерства / Мерзлов И.Ю.// JournalofEconomicRegulation (Вопросы регулирования экономики). - № 1-Т.5. - 2014. - С. 77-87.

6. Официальный сайт PartnershipsUnitedKingdomURL: [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.partershipsuk.org.uk (дата обращения 30/03/2014)/

7. Официальный сайт Национального финансового агентства развития Ирландии URL: [Электронный ресурс]. - режим доступа: [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.ppp.gov.ie (дата обращения 13.02.2015).

8. Оценка развития ГЧП в России: Отчет по результатам исследования/ Центр развития Государственно-частного партнерства., 2013 г. - 16 с.

9. Савичева Е.Ю. Государственно-частное партнерство как механизм повышения уровня социальных обязательств отечественного бизнеса / Е.ЮСавичева. // Российское предпринимательство». - № 8 Вып. 2 (165), 2010 г. - С. 37-39.

10. Система Здравоохранения во Франции / министерства здравоохранения (DGS, DSS, DGOS и DAEI), CNAMTS, RSI, MSA, FHF, Французского общества взаимного страхования, EHESP и Министерства иностранных дел (управление по вопросам глобализации): PCA - 2013 г. - 132 с.

11. Стрельская Ю. Концессия не дошла до конкурса / Ю. Стрельская [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www. kommersant.ru/doc/2504181

12. Terminal E / Federal Inspection Services (FIS) [Электронный ресурс]. - режим доступа: [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.fly2houston.com/iahterminale

УДК 336.763

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Боженов С.А., аспирант кафедры биржевого дела и ценных бумаг ГОУВПО «Российский Экономический Университет

им. Г.В. Плеханова»

В данной статье рассмотрены теоретические основы инновационных финансовых инструментов и проанализированы инновационные финансовые продукты инвестиционных банков развитых стран.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, Центральный банк, капитал, сделки, акционерные общества, ценные бумаги, акции.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE MARKET INSTRUMENTS SECURITIES

Bozhenov S., the post-graduate student of the Stock-exchange and securities chair, Plekhanov Russian University of Economics

This article deals with the theoretical foundations of innovative financial tools and analysis innovative financial products investment banks developed countries.

Keywords: security market, Central Bank, equity, transactions, joint-stock companies, securities, shares.

Пару десятилетий назад многие финансовые инструменты, которые мы сейчас воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, попросту не существовали. Сегодня число финансовых инструментов, которыми могут пользоваться люди с большой, средней или малой суммой свободных средств, резко возросло, а кроме того, появился ряд новых финансовых учреждений. В силу того что финансовые учреждения сталкиваются с более жестким ограничительным законодательством, чем большинство фирм в других отраслях, желание обойти обременительное законодательство является важным дополнительным фактором, стимулирующим финансовые нововведения. Значительные темпы появления новых финансовых продуктов и услуг в последние десятилетия ознаменовали качественно иной этап развития финансовых рынков развитых стран. Творческий подход и инновационность всякой экономической деятельности становится одним из первостепенных приоритетов, определяя успех того или иного предприятия. В сложившихся условиях возникает необходимость изучать происходящие изменения для того, чтобы иметь возможность успешно управлять макроэкономическими тенденциями и приспосабливаться к ним. Российский рынок ценных бумаг, к сожалению, отстает от развитых стран по уровню развития инновационных инструментов, процессов и технологий. Однако, это создает лишь дополнительные побудительные мотивы для российских специалистов к тому, чтобы обратить внимание на инновационную деятельность. Международная практика демонстрирует убедительные примеры того, насколько кардинально может измениться существующий рынок под воздействием нового финансового инструмента. Ярчайший пример - сертификаты участия пулов ипотек в практике США. Эти инструменты, а затем и последовавшие за ними модификации, в корне изменили характер рынка ипотечного кредитования, многократно повысив его ликвидность и расширив его потенциал. Подобно этому примеру инновации способны сыграть значительную роль в развитии российского рынка ценных бумаг и экономики в целом. Таким образом, актуальность данной работы связана в первую очередь с тем, что инновационная деятельность на российском рынке ценных бумаг имеет огромный

нереализованный потенциал. Этот потенциал еще больше в виду того, что международная практика богата готовыми инновационными разработками, доказавшими свою эффективность, а также существуют теоретические исследования и обслуживающие их системы автоматизации. Иными словами, российские специалисты имеют на руках готовый набор инструментов, адаптация которых к российским условиям может принести свои плоды. Остается лишь только осознать этот потенциал и умело воспользоваться им. Как следует из темы данной работы, инновации рассматриваются с преимущественно с позиций деятельности российских инвестиционных банков. Под термином инвестиционный банк подразумевается компания, осуществляющая операции с ценными бумагами предоставляющая услуги в области андеррайтинга, брокерских операций, инвестиционного консультирования. В российской действительности инвестиционно-банковский бизнес широко представлен в составе кредитных организаций, поэтому под инвестиционным банком в данной работе будут подразумеваться все учреждения, в состав которых входит инвестиционно-банковский бизнес. Кроме того, инвестиционные банки рассматриваются в данной работе исключительно в качестве финансовых посредников, что исключает обзор инноваций, связанных с деятельностью в качестве коммерческих организаций. Обобщая вышесказанное, сфера исследования инноваций в данной работе ограничивается рынком ценных бумаг, а точнее областью создания инвестиционными банками финансовых продуктов для своих клиентов. Целью данной работы является изучение теоретических основ инновационных финансовых инструментов и выявление перспектив внедрения отдельных классических западных инноваций российскими банками на отечественном рынке ценных бумаг. Задачи исследования. 1.Рассмотреть теоретические основы инновационных финансовых инструментов. 2. Проанализировать инновационные финансовые продукты инвестиционных банков развитых стран.

При этом анализ построен в большей степени с экономической точки зрения, чем с точки зрения финансового инженера. Во-первых, такой подход более оправдан в виду тех макрозадач, с позиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.