Научная статья на тему 'Эффективность внедрения государственно-частного партнерства: региональный аспект'

Эффективность внедрения государственно-частного партнерства: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОНЦЕССИЯ / ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PROJECT / INVESTMENT / INFRASTRUCTURE / CONCESSION / FINANCIAL EFFICIENCY / BUDGET EFFICIENCY / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисицкая Татьяна Сергеевна, Пуй Ольга Евгеньевна

В настоящее время в России и мире возрастает тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства. Механизм финансового взаимодействия государства и корпоративного сектора это некий альянс, позволяющий благодаря преимуществам каждой стороны достигать масштабных общественно значимых проектов. Актуальность выбранной темы подтверждается повышенным интересом к государственно-частному партнерству со стороны органов государственной власти и корпоративных инвесторов, поскольку становится все более очевидным тот факт, что для достижения стратегических целей развития страны необходимо эффективное взаимодействия этих двух источников финансирования. В статье рассмотрены преимущества взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства как для публичного, так и для корпоративного секторов. Проанализировано развитие законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также проведен анализ отраслевой структуры проектовгосударственно-частного партнерства. Автором проведен анализ финансовой, экономической и бюджетной эффективности четырех проектовгосударственно-частного партнерства, и сделаны соответствующие выводы относительно эффективности каждого из них, и эффективности применения механизма государственно-частного партнерства в регионах в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лисицкая Татьяна Сергеевна, Пуй Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation efficiencies of Public-Private Partnership: regional aspect

Nowadays there is a growing tendency in Russia and in the whole world towards activation of relationships between a state and private business in terms of various form and methods of Public-Private Partnership. Mechanism of financial cooperation between the state and corporate sector is some kind of alliance that allows reaching ambitious, public important results due to advantages of each part. Actuality of the topic chosen is confirmed by high level of interest towards Public-Private Partnership both from corporate investors and state authority’s sides due to the fact that it is getting more obvious that in order to reach our state strategic goals effective cooperation of this two source of financing is crucial. The advantages of the Public-Private Partnership both for public and corporate sectors are considered in the article. Legislation developing on federal and regional levels is analyzed together with study of economic sector of Public-Private Partnership structure. The author has analyzed financial, economic and budget efficiency of 4 Public-Private Partnership projects and come to a conclusion considering efficiency of each of the projects and efficiency of Public-Private Partnership mechanism usage in region.

Текст научной работы на тему «Эффективность внедрения государственно-частного партнерства: региональный аспект»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/vol8-6.php

URL статьи: http ://naukovedenie.ru/PDF/109EVN616.pdf

Статья опубликована 31.01.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Лисицкая Т.С., Пуй О.Е. Эффективность внедрения государственно-частного партнерства: региональный аспект // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/109EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 336.62

Лисицкая Татьяна Сергеевна

ФБГОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат экономических наук E-mail: tania_lisitskaia@rambler.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=243031

Пуй Ольга Евгеньевна

ФБГОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Магистрант 2 года обучения E-mail: turkina-olga-93@yandex.ru

Эффективность внедрения государственно-частного партнерства: региональный аспект

Аннотация. В настоящее время в России и мире возрастает тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства. Механизм финансового взаимодействия государства и корпоративного сектора - это некий альянс, позволяющий благодаря преимуществам каждой стороны достигать масштабных общественно значимых проектов. Актуальность выбранной темы подтверждается повышенным интересом к государственно-частному партнерству со стороны органов государственной власти и корпоративных инвесторов, поскольку становится все более очевидным тот факт, что для достижения стратегических целей развития страны необходимо эффективное взаимодействия этих двух источников финансирования.

В статье рассмотрены преимущества взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства как для публичного, так и для корпоративного секторов. Проанализировано развитие законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также проведен анализ отраслевой структуры проектов- государственно-частного партнерства. Автором проведен анализ финансовой, экономической и бюджетной эффективности четырех проектов- государственно-частного партнерства, и сделаны соответствующие выводы относительно эффективности каждого из них, и эффективности применения механизма государственно-частного партнерства в регионах в целом.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; механизм государственно-частного партнерства; проект; инвестиции; инфраструктура; концессия; финансовая эффективность; бюджетная эффективность; экономическая эффективность

Формирование института партнерских отношений между государством и частным бизнесом способствует созданию такого альянса, где соблюдены интересы и возможности обеих сторон. Иными словами, государственно-частное партнерство (ГЧП) - это объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства в целом, субъектов федерации или местного самоуправления) и корпоративного сектора на долгосрочной и взаимовыгодной основе.

Обе стороны, как государство, так и корпоративный сектор экономики преследуют свои цели. Государство, основной функцией которого является обеспечение социальных интересов общества, преследует цель - создание общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д. Так как зачастую на реализацию того или иного проекта бюджетных средств недостаточно, соглашение о ГЧП выступает наилучшим механизмом работы.

Опираясь на мировой опыт, можно заметить, что появление различных форм государственно-частного партнерства характерно в большей степени для создания и развития объектов инфраструктуры. Препятствием для вступления частного сектора в инфраструктуру является высокий пороговый барьер и длительные сроки окупаемости проекта, поэтому, для того, чтобы способствовать развитию данной сферы, необходимо взаимовыгодное партнерство государства и частного бизнеса.

Инвестиции в инфраструктуру выступают решающим фактором повышения совокупного спроса, что необходимо правительству для повышения экономического роста страны и обеспечения непрерывного производственного процесса. Реализация инфраструктурных проектов сопровождается инвестициями в строительство, а их эксплуатация порождает появление затрат на реконструкцию и содержание объектов инфраструктуры, что в конечном счете способствует повышению занятости в экономике, активизирует инвестиции в частный бизнес и порождает мультипликативный эффект в экономике.

Для корпоративного сектора партнерство с государством также выгодно, поскольку, получая в долговременное владение и пользование государственные активы, хозяйствующие субъекты обеспечивают себе стабильное получение прибыли на долгосрочную перспективу.

Также помимо финансовых выгод в основе ГЧП лежит социально-экономическая польза. В момент, когда проект оценивается как социально-значимый для общества, создание ГЧП способно ускорить процесс его реализации, получив политическую поддержку, и став менее зависимым от средств бюджета, а государство, не участвуя напрямую в инвестировании проекта, контролирует качество продукции, работ или услуг, предоставляемых потребителю.

В рамках проектов ГЧП частный сектор, помимо прямого финансирования проекта, привносит в сферу производства и предоставления услуг организационный опыт, знания, новые управленческие технологии. Пользуясь свободой принятия административно - хозяйственных решений он способен оптимизировать бизнес - процессы, организационную структуру, существенно повышая эффективность принятых решений. В конечном итоге, использование механизмов ГЧП обеспечивает лучшее соотношение цены и качества, а услуги предоставляются вовремя и согласно контракту.

Таким образом, можно сказать, что каждая сторона партнерства преследует свои качественные и количественные цели при реализации проектов ГЧП. Цель корпоративного партнера заключается в использовании объектов, находящихся в государственной собственности, в целях осуществления хозяйственной деятельности для получения прибыли (количественная), государство, привлекая частные инвестиции в объекты государственной собственности, преследует цель обеспечить общественные интересы при осуществлении

частным инвестором хозяйственной деятельности (качественная) и получить доходы в бюджеты разных уровней в виде налогов и сборов (количественная). При этом, за счет привлечения опыта частного сектора и перераспределения риска в отношении стороны, которая способна более эффективно справляться с таким риском, повышается общая эффективность проекта. Государство, при вступлении в союз с бизнесом, как правило, снижает нагрузку на бюджет и пользуется более гибкой и действенной системой управления проектом, а бизнес, в свою очередь, получает определенный набор гарантий и преференций.

Развитие ГЧП в России берет свое начало с 2004 года, когда начали приниматься нормативно - правовые акты, регулирующие экономические отношения государства и бизнеса.

На сегодняшний день уже принят ФЗ от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором закреплены и регулируются правовые условия для привлечения инвестиций в экономику РФ, определены основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проектов-ГЧП.

Также же стоит отметить, что развитие взаимодействия государства и корпоративного сектора в рамках ГЧП-проектов на сегодняшний день дифференцировано по регионам. Это объясняется существующими различиями в развитии институциональной среды, опыте реализации ГЧП-проектов, и конечно же инвестиционной привлекательностью того или иного региона. В рейтинг «Топ-5» регионов по развитию ГЧП сейчас входят: г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, г. Москва, Новосибирская область, Нижегородская область [8, с. 9].

Говоря о развитии регионального законодательства, стоит отметить, что по состоянию на 1 марта 2015 года в 68 регионах уже принят закон об участии субъекта РФ в государственно-частных партнерствах, в 40 регионах уже действуют нормативные акты, устанавливающие порядок работы с проектами ГЧП, на территории 21 субъекта один или несколько МО приняли правовые акты, которые способны регулировать развитие муниципально-частного партнерства или реализацию проектов МЧП, в 76 регионах определены или созданы органы власти субъекта РФ, функциональные подразделения или коллегиальные органы, которые ответственны за развитие ГЧП, а в 46 регионах должностные лица имеют квалификацию по управлению ГЧП проектами [8, а 12].

Особую роль в развитии ГЧП в регионах играет уровень его инвестиционной привлекательности. Инвесторы с большей вероятностью будут инвестировать в проекты тех регионов, чей рейтинг инвестиционной привлекательности выше. Существует даже специальная методика оценки региональной инвестиционной привлекательности. Так, выделяют следующую группу факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона [5, с. 44]:

1. Уровень общеэкономического развития региона;

2. Уровень развития инвестиционной инфраструктуры региона;

3. Демографическая характеристика региона;

4. Уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона;

5. Степень безопасности инвестиционной деятельности в регионе.

Стоит также отметить, что отличия наблюдаются и в отраслевой структуре ГЧП-проектов, связанные с региональной спецификой. Анализ сфер реализации ГЧП-проектов по регионам РФ показал, что 33,1% или 194 проекта приходится на коммунальную сферу, 28,2%

или 165 проектов - социальная сфера,27,8% или 163 проекта - энергетическая сфера, 10,9% или 64 проекта - транспортная сфера [8, с. 14].

При этом следует помнить, что сфера интересов инвесторов преимущественно связана со строительством (автомобильные дороги, технопарки, авиационный транспорт, системы водоснабжения и водоотведения и т.д.), а интересы государства в основном сосредоточены в реализации социальных проектов (здравоохранение, образование, спорт, туризм, культура), поскольку для данных сфер характерно: недостаточность бюджетного финансирования и ограниченность общественных ресурсов. Именно поэтому становится актуальным вопрос взаимодействия государства и корпоративного сектора в рамках ГЧП-проектов, направленных на реализацию интересов обеих сторон.

На сегодняшний день, как в мировой практике, так и в РФ существуют различные формы и модели ГЧП, но особой популярностью в отечественной практике пользуется концессия ввиду следующих объективных причин:

1) Ясность правового режима. Наличие федерального законодательства, которое регулирует порядок заключения и исполнения концессионных соглашений.

2) Наличие практики реализации проектов в форме концессионных соглашений, в том числе и на уровне регионов. По состоянию на 1 марта 2015 года было заключено 427 концессионных соглашений, 103 соглашения о ГЧП в рамках регионального законодательства, 54 договора аренды государственной и муниципальной собственности с инвестиционными обязательствами арендатора, 2 контракта жизненного цикла в рамках законодательства о закупках.

3) Возможность применения отдельных механизмов государственной поддержки и инструментов ГЧП, в том числе привлечение инвестиций посредством выпуска концессионных облигаций.

В целях оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности проектов ГЧП, а также для того, чтобы понять, каким образом совмещаются интересы инвестиционной привлекательности проектов-ГЧП для инвестора и в тоже время бюджетная эффективность для государства, были отобраны 3 инфраструктурных проекта ГЧП, реализуемые в форме концессионных соглашений и 1 проект в сфере здравоохранения, реализованный посредством заключения соглашения о ГЧП с компанией ООО «Б. Браун Авитум Руссланд». Наглядно первичная информация по отобранным проектам представлена в таблице 1. 1

Таблица 1

Проекты государственно-частного партнерства, выбранные для проведения оценки их финансовой, бюджетной и экономической эффективности

Название проекта Тип проекта Статус проекта Уровень проекта Субъект Федерации Отрасль

Индустриальный парк «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ» ГЧП Реализованный Региональный Республика Татарстан/ ПФО Развитие территорий

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР ГЧП Реализуемый Региональный Санкт-Петербург/ СЗФО Транспорт, автодороги

1 Таблица составлена авторами на основе данных, опубликованных на официальном сайте Центра Развития Государственно-Частного Партнерства в сети Интернет - Режим доступа: pppcenter.ru - Дата обращения: 27.05.2016.

Название проекта Тип проекта Статус проекта Уровень проекта Субъект Федерации Отрасль

СЕВЕРНЫЙ ТОННЕЛЬ ГЧП Планируемый Региональный Ростовская область/ ЮФО Транспорт, автодороги

Центр амбулаторного гемодиализа B.Braun ГЧП Реализованный Региональный Хабаровский край/ДВФО Здравоохранение

Для расчета финансовой эффективности проекта, необходимо проанализировать основные технико-экономические параметры проекта, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Технико-экономические показатели проектов государственно-частного партнерства2

Наименование показателя Индустриальный парк «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ» «ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР» «СЕВЕРНЫЙ ТОННЕЛЬ» «Центр амбулаторного гемодиализа В.Вгаип"

CF (млн. руб.) 574 2555 985,5 151,63

п (кол-во лет чистой эксплуатации) 27 22 22 20

Первоначальные инвестиции (млн. руб.) 1727,55 69000 7500 СМР - 130 млн. евро, оборудование -150 млн. евро

Ставка дисконтирования (%) 8,25 8,25 8,25 11

Срок для расчета амортизации (кол-во лет) 20 30 20 -

Длительность инвестиционной стадии (кол-во лет) 30 30 30 -

Мощность проекта Мультифиламентная нить: 953 т в год (2010 год) Стрейч-пленка: 7,2 тыс. т в год (2010 год) Более 100 тысяч автомобилей в сутки 60 тысяч автомобилей в сутки 40 аппаратов «искусственная почка»

Цена за ед. продукции, услуг (руб.) Мультифиламентная нить: 88,14 руб. кг Стрейч-пленка:68,05 руб. кг 70 45 Больных-180 человек, каждый делает 13 процедур в месяц, тариф-5400 руб. за 1 процедуру

Далее проводим расчет показателей финансовой эффективности по всем представленным проектам, отразив результаты расчетов в таблице 3.

2 Таблица составлена авторами на основе данных, опубликованных на официальном сайте Центра Развития Государственно-Частного Партнерства в сети Интернет - Режим доступа: pppcenter.ru - Дата обращения: 27.05.2016.

Таблица 3

Рассчитанные показатели финансовой эффективности по проектам

3

государственно-частного партнерства3

Наименование показателя Индустриальный парк «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ» «ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР» «СЕВЕРНЫЙ ТОННЕЛЬ» «Центр амбулаторного гемодиализа B.Braun"

NPV (млн. руб.) 4411,741 -43444,4 2357,174 -9989,9

IRR (%) 19,4 89,17 12,15 -

PP (год) 3,009 27,005 7,6 55

DPP (год) 3.61 - 13,48 -

PI (%) 3,554 0,37 1,31 -

ARR (%) 45 -4,33 152,8 -

Исходя из имеющихся данных, целесообразно рассчитать чистую прибыль, которую способны генерировать проекты (экономическая эффективность) и посчитать сумму налога на прибыль (бюджетная эффективность), представив полученные данные в таблице 4.

В себестоимость были включены данные по амортизации, а также заработная плата сотрудников.

Таблица 4

Рассчитанные показатели экономической и бюджетной эффективности по проектам

4

государственно-частного партнерства4

Показатель (млн. руб.) Индустриальный парк «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ» «ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР» «СЕВЕРНЫЙ ТОННЕЛЬ» «Центр амбулаторного гемодиализа B.Braun»

Выручка (СБ) 574 2555 985,5 151,63

Себестоимость (А) 87,81 -4050 375 1,244 (з/пл)

Прибыль до налогообложения 486,19 -1495 610,5 150,29

Налог на прибыль (20%) 97,238 0 122,1 30,07

Чистая прибыль 388,952 -1495 488,4 120,2

Таким образом, анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы относительно эффективности внедрения ГЧП в регионах.

Рассматривая сферы реализации представленных проектов, следует выделить транспортную отрасль как наиболее высокодоходную и перспективную. Именно в ней максимально эффективно пересекаются интересы, как инвестора, так и государства. Развитие дорог традиционно является государственной сферой деятельности, одним из ключевых направлений поддержки государства. Развитие транспортной инфраструктуры позволяет государству не только получить дополнительный источник формирования доходов в виде транспортного налога и отчислений от платежей, поступающих от пользователей платных

3 Авторские расчеты на основе данных, опубликованных на официальном сайте Центра Развития Государственно-Частного Партнерства в сети Интернет - Режим доступа: pppcenter.ru - Дата обращения: 27.05.2016.

4 Авторские расчеты на основе данных, опубликованных на официальном сайте Центра Развития Государственно-Частного Партнерства в сети Интернет - Режим доступа: pppcenter.ru - Дата обращения: 27.05.2016.

услуг, но и повысить рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, улучшить социальную обстановку за счет создания новых рабочих мест. Что касается реализации интересов инвестора при инвестировании в проекты транспортной сферы, то на примере проекта «Северный тоннель» в г. Ростов-на-Дону можно отметить короткие сроки окупаемости, позволяющие привлечь заемные источники финансирования данного проекта на наиболее выгодных условиях. Показатель высокой рентабельности также стимулирует инвесторов принять участие в реализации проектов в транспортной сфере.

Проведенные анализ также показал дифференциацию регионов в зависимости от опыта реализации ГЧП-проектов: реализацию высокорисковых и капиталоемких проектов способны брать участники только в регионах с накопленным опытом, развитой институциональной и нормативно-правовой базой. Так, выбранный для анализа проект «Западный Скоростной Диаметр», реализуемый в г. Санкт-Петербурге (на сегодняшний момент находится на 1 месте в рейтинге «Топ 5» регионов по развитию ГЧП), с заданными техническими характеристиками не эффективен. Однако проект характеризуется масштабностью и высокой социальной значимостью, поэтому имеющийся большой опыт данного региона позволяет публичным партнерам брать на себя такие риски. Анализ показал, что генерируемые данным проектом денежные потоки и длительные сроки окупаемости являются ключевыми риск-факторами. Но, несмотря на это, часть магистрали уже находится в стадии эксплуатации. Кроме того, именно публичный партнер выступает гарантом по привлеченным заемным средствам, принимая на себя максимум рисков, гарантируя бизнесу минимальный доход, для того, чтобы социально-значимый проект был реализован.

На наш взгляд, подобные схемы взаимодействия возможны лишь при высоком уровне заинтересованности именно публичного партнера. В подтверждение данного тезиса следует привести пример проекта «Северный тоннель», который находится уже долгое время в поиске частного партнера, при этом все технические параметры проекта максимально ориентированы на инвестора. Но отсутствие достаточного опыта реализации подобных проектов в Ростовской области, отработанных схем взаимодействия с финансовыми институтами, несовершенство региональной законодательной базы, сложности подтверждения гарантий каждой стороны приводят к затягиванию сроков реализации подобных проектов.

Интересен и опыт реализации ГЧП в столь отдаленном от центральной России г. Хабаровска. Дальневосточный регион в целом, а Хабаровский край в частности не отличаются большим опытом реализации проектов ГЧП, но, что касается развития институциональной среды, регион не отстает от лидеров. Возможно, именно благодаря этому, в сфере здравоохранения в крае уже реализовано 2 крупных проекта в сфере здравоохранения при участии одного частного инвестора. Как показали расчеты, проект «Центр амбулаторного гемодиализа B.Braun» в г. Хабаровск является достаточно рисковым, поскольку технические показатели проекта не способны на сегодняшний день обеспечить высокую доходность и окупаемость первоначальных инвестиций в краткосрочном периоде. При этом, проект подвержен особым рискам ввиду того, что частный инвестор - зарубежная компания, что в свою очередь чревато вероятностью возникновения как валютных, так и политических рисков (введение санкционного режима). В свою очередь, для публичной стороны реализация данного проекта отличается особой социальной значимостью, ведь здравоохранение - одна из основных сфер деятельности государства. Именно поэтому при реализации такого проекта региональными властями использовались дополнительные стимулирующие инструменты для инвестора - прямая экономическая поддержка со стороны государства, а именно, была осуществлена «привязка» проекта к условиям предоставленного в аренду земельного участка, кадастровой стоимостью 19,4 млн. рублей. Земельный участок предоставили на льготных основаниях для реализации, без торгов.

Что же касается проекта Индустриальный парк «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ», то из всех проанализированных проектов он является наиболее сбалансированным, поскольку демонстрирует оптимальный горизонт инвестирования. Татарстан, находясь на 2 месте в рейтинге регионов по развитию ГЧП, обладает не только колоссальным опытом в организации эффективных схем сотрудничества государства и бизнеса, но и является на сегодняшний день одним из самых динамично развивающихся и инвестиционно привлекательных регионов России. Анализируя проект индустриального парка «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ» было выявлено, что он эффективен по всем анализируемым показателям. Для государства - бюджетная эффективность в размере 97,238 млн. руб. в год, для инвестора - генерируемая чистая прибыль от проекта, и реальные сроки привлечения заемного капитала. По результатам исследования можно сделать вывод, что ключевые технико-экономические характеристик проекта были согласованы с финансирующей стороной (финансово-кредитными институтами).

В заключение следует отметить, что при всем многообразии реализуемых проектов ГЧП, при всей их исключительности и отличии друг от друга, именно особенности регионального развития - уровень развития институциональной и нормативно-правовой среды, опыт реализации подобных проектов в регионе, имеет ключевое значение при принятии решения и достижение планируемых показателей проектов ГЧП. И, конечно же, неотъемлемой частью остается качественное распределение рисков, ведь нахождение баланса в распределении рисков между партнерами - залог успешного взаимодействия и эффективности проекта.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Зельднер А.Г. Совершенствованию государственно-частного партнерства в России системный подход // Экономические науки. -2013. - №1. - с. 98.

2. Иголкина Л.М. Государственно-частное партнерство. Особенности взаимодействия // Экономические науки. - 2014. - № 5. - 335-337 с.

3. Лебедева Н.Н. Реализация проектов промышленных парков на основе концессионной модели государственно-частного партнерства // Экономика, право. - 2014. - №6. - с. 214-215.

4. Лисицкая Т.С., Туркина О.Е. Государственно - частное партнерство как способ финансирования инновационных инфраструктурных проектов на примере технопарка РГСУ // Сборник трудов «Строительство - формирование среды жизнедеятельности» [Электронный ресурс]: Восемнадцатая Международная межвузовская конференция студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых - 2015. - Режим доступа: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/12907/#prettyPhoto (Дата обращения: 24.05.2016).

5. Мануйленко В.В. Реализация методики оценки инвестиционной привлекательности региона и основные направления ее повышения // Финансы и кредит. - 2012. - №17. - 42-49 с.

6. Мерзлов И.Ю. Основные подходы к реализации инфраструктурных проектов // Фундаментальные исследования. - 2012. - №9, ч. 2. - C. 489.

7. Селезнева Л.П. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства. - 68 с.

8. Ткаченко М.В., Конгулов А.С., Долгов А.А. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства. - 2015. - 28 с.

9. A. Deaton, A. Heston. Understanding ppps and ppp-based national accounts // nber working paper series [Электронный ресурс] - №14499, 2008 - Режим доступа: http://www.nber.org/papers/w14499 (Дата обращения: 25.05.2016).

10. E. Engel, R. Fischer, A. Galetovic. Soft budgets and renegotiations in public-private partnerships // Nber working paper series [Электронный ресурс] - №15300, 2009 -Режим доступа: http://www.nber.org/papers/w15300 (Дата обращения: 27.05.2016).

11. A. Deaton, B. Aten. Trying to understand the ppps in icp2011: why are the results so different? // Nber working paper series [Электронный ресурс] - №20244, 2014 -Режим доступа: http://www.nber.org/papers/w20244 (Дата обращения: 29.05.2016).

Lisitskaya Tatiana Sergeevna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: tania_lisitskaia@rambler.ru

Puy Olga Evgenievna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: turkina-olga-93@yandex.ru

Implementation efficiencies of Public-Private Partnership: regional aspect

Abstract. Nowadays there is a growing tendency in Russia and in the whole world towards activation of relationships between a state and private business in terms of various form and methods of Public-Private Partnership. Mechanism of financial cooperation between the state and corporate sector is some kind of alliance that allows reaching ambitious, public important results due to advantages of each part. Actuality of the topic chosen is confirmed by high level of interest towards Public-Private Partnership both from corporate investors and state authority's sides due to the fact that it is getting more obvious that in order to reach our state strategic goals effective cooperation of this two source of financing is crucial.

The advantages of the Public-Private Partnership both for public and corporate sectors are considered in the article. Legislation developing on federal and regional levels is analyzed together with study of economic sector of Public-Private Partnership structure. The author has analyzed financial, economic and budget efficiency of 4 Public-Private Partnership projects and come to a conclusion considering efficiency of each of the projects and efficiency of Public-Private Partnership mechanism usage in region.

Keywords: Public-Private Partnership; mechanism of Public-Private Partnership; project; investment; infrastructure; concession; financial efficiency; budget efficiency; economic efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.