Научная статья на тему 'Зарубежные теории делинквентности несовершеннолетних'

Зарубежные теории делинквентности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2197
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежные теории делинквентности несовершеннолетних»

14. Федоров, А. И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход. Автореферат ... дисс. каид. психол. наук. — М., 1996.

15. Чудновский, В. Э. О временном аспекте гармонического развития личности. — В кн.: «Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М.. 1980. - С. 60-67.

16. Яничев, II. И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуш. - СПб., 1999.

УДК 378.09

И. И. Соломатина

ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В последние годы понятия «девиантность» и «делинквентность», заимствованные из зарубежной социологии и криминологии, активно используются в отечественных исследованиях, посвященных проблеме отклоняющегося, правонарушающего и преступного поведения. Крайняя неоднозначность, размытость, отсутствие каких-либо четких критериев их разграничения между собой или соотношения с понятиями «социальные отклонения», «правонарушения», «преступность», не дает возможности для научного и практического применения в юриспруденции.

В английском языке понятия “delinquency”, “delinquent” заимствованы из латинского языка (лат. delinquentia - проступок, прегрешение; delinquo, delictum — совершить проступок, допустить погрешность, провиниться) [4, с. 152]. В современном английском языке понятие '‘delinquency” (по Оксфордскому словарю) означает: пренебрежение обязанностями; виновность; преступное бездействие; проступок; “delinquent”: 1. невыполняющий обязанности, виновный; 2. правонарушитель, преступник [10, с. 252]; (по словарю Хорнби) “delinquency”: 1. пренебрежение обязанностями, невыполнение обязательств; 2. проступок; ошибка; вина; “delinquent” - пренебрегающий обязанностями или совершающий проступок [8, с. 306]; американский словарь Вебстера определяет делинквентность как “нарушение, намеренное или непреднамеренное, общественных норм или юридических законов” [ 11, с. 105].

В англо-русском юридическом словаре “delinquency” означает 1. невыполнение обязанностей; нарушение (договора, закона); правонарушение; задолженность; просрочка; 2. преступность (преимущественно несовершеннолетних), “delinquent” — не выполнивший обязанности; нарушивший право; совершивший деликт; правонарушитель; преступник [1, с. 124-125'J.

Таким образом, основное значение данного феномена - пренебрежение обязанностями, проступок; второе же значение - преступность - употребляется реже и в ряду его синонимов выражает наименьшую степень серьезности преступления.

Юридический термин «делинквентность» широко распространен в международном праве, а также в криминологии и законодательстве США, Великобритании и странах Западной Европы. Понятие «делинквентность» является родовым для определения тех видов социально-негативного отклоняющегося поведения, которые связаны с нарушением правовых и иных (нравственных, этических) норм. Однако значение данного термина различно в разных языковых системах.

В английском языке преступление, преступность обозначаются словом «crime», а термин «делинквентность» - «delinquency» - имеет многозначное и широкое толкование. Основные его значения: 1) невыполнение обязанностей; нарушение (договора, закона); правонарушение; 2) акт делинквентного поведения; 3) проступок, упущение, провинность; 4) «делинквентом», называется «правонарушитель», «преступник», иногда «виновный».

Единого мнения в зарубежных и отечественных исследованиях по поводу определения делинквентности не существует. Ученые отмечают различные подходы к решению проблемы.

Выделяются социологическое, криминологическое и юридическое (правовое) понятия делинквентности. Как социологическое и криминологическое понятие делинквентность имеет узкое и широкое толкование. В узком смысле слова делинквентность является синонимом понятия преступности, индивидуального и группового преступного поведения. Преступность -понятие криминологии, означающее совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрена уголовная ответственность, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками. В широком смысле она используется в качестве термина, обобщающего разнообразные формы негативного социально отклоняющегося поведения, начиная с наиболее опасных видов - правонарушений и преступлений — и кончая дисциплинарными проступками и несоблюдением обязанностей.

В криминологической литературе также распространено отождествление делинквентности с правонарушениями, противоправным поведением, включая крайнюю форму последнего - преступное поведение, нарушающее уголовно-правовые запреты. В трудах зарубежных ученых часто встречается и однопорядковое перечисление делинквентности и преступности (делинквентных и криминальных актов) как однородных понятий, характеризующих разные по степени общественной опасности виды противоправного поведения. Аналогично и в отечественной юридической литературе понятия «правонарушения» и «преступления» нередко употребляются в каче-

стве однородных членов предложения, хотя второе понятие охватывается первым и представляет собой особый, наиболее тяжкий вид противоправности. Предпочтения в использовании криминологами зарубежных стран узкого или широкого значения понятия «делинквентность» в определенной мере связаны с лингвистическими особенностями и традициями национального языка, а также с доминирующими в данной стране криминологическими школами и теориями [3, с. 73—81 ].

В российском законодательстве термин «делинквентность» не употребляется; не нашел он широкого применения и в отечес твенной юриспруденции. В советской криминологии данный термин использовался главным образом при описании состояния и динамики преступности в развитых капиталистических странах, а также при анализе различных направлений и школ зарубежной криминологии [2].

Таким образом, термин «делинквентность» в научной литературе обычно предполагает более широкий спектр нарушений, порицаемых общепринятыми правилами, чем противоправные и преступные деяния, преследуемые по закону.

В английском языке насчитывается более шестидесяти устойчивых словосочетаний со словами «делинквентность» и «делинквент».

В зависимости от возрастных харак теристик лиц, совершающих делинквентные акты, применяются термины: «делинквентность ребенка», «делинквентность несовершеннолетних», «делинквентность молодых взрослых», «юношеская делинквентность», «делинквентность взрослых» и пр. Но чаще всего в современном английском языке слово “delinquency” употребляется в сочетании “juvenile delinquency” - преступность несовершеннолетних, как более мягкое выражение вместо “juvenile crime”; преступное поведение молодых правонарушителей - “juvenile delinquents”, - которых закон должен главным образом перевоспитывать, исправлять, а не наказывать [6, с. 48]. При этом понятия делинквентности взрослых и делинквентности несовершеннолетних существенно различаются по содержанию. Общее родовое понятие делинквентности включает в себя противоправные поступки, типичные для всех возрастных групп делинквентов (как совершеннолетних, так и подростков), а, кроме того - формы отклоняющегося поведения, свойственные только несовершеннолетним.

Для данного типа правонарушений в США и Великобритании используется понятие «статусное правонарушение» (status offense) и «статусный преступник» (statute offender).

Статусные правонарушения (status offense) —это правонарушения, которые не расцениваются как правонарушение или преступление, если совершены взрослым, и включающие в себя, но не ограничивающиеся ими, такие действия несовершеннолетнего как неуправляемость поведения или невозможность влиять на него со стороны родителей, прогулы школьных занятий, побеги из дома, игра в бильярд или нахождение в бильярдном зале,

игры на автоматах, ложное указание возраста при входе в театр и т. д. [7].

Наиболее распространенными статусными правонарушениями являются неуправляемость поведения или невозможность влиять на него со стороны родителей, прогулы школьных занятий и побеги из дома. Кроме того, к категории статусных могуг относиться правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков несовершеннолетними, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, акты вандализма, нарушения временных ограничений для пребывания на улице («комендантского часа для несовершеннолетних»), употребление психоактивных препаратов, ношение оружия и т. д,

Терминологически и содержательно разделяются также понятия делинквентности, не связанной с нарушением закона и связанной с нарушением правовых запретов, в том числе уголовно наказуемой делинквентности. Для выделения караемого по закону акта делинквентного поведения в английском языке принят специальный термин «делинквентность в нарушение закона», а ненаказуемые по закону проступки несовершеннолетних, признаваемые в национальном законодательстве как делинквентные, называются «минимальной делинквентностью». Правовые границы понятий уголовнонаказуемой и уголовно-ненаказуемой делинквентности несовершеннолетних зависят от официально установленных в рамках той или иной правовой системы возрастных границ уголовной ответственности. В законодательстве зарубежных стран существуют значительные расхождения в определении низших и высших пределов возраста уголовной ответственности несовершеннолетних и молодежи. По наибольшему совпадению в международном масштабе параметров возрастной группой, относимой к несовершеннолетним и молодежи, является группа от 15 до 24 лет, в которой до 17-18 лет индивид считается несовершеннолетним, а после этого возраста-молодым взрослым. Наиболее низкий возрастной предел наступления уголовной ответственности установлен в Шотландии и в Англии. В соответствии с этим определяются и возрастные параметры делинквентности несовершеннолетних, включая ее внеуголовные формы [3, с. 73-81].

Выделяются индивидуальные и групповые формы преступного и делинквентного поведения. Особенно подробно в западной криминологической литературе исследованы принципы организации делинквентных и преступных групп несовершеннолетних (англ. gang - банда, бригада), механизм их перерастания из игровых, конфликтных подростковых групп в группы, совершающие делинквентные и криминальные деяния. Наивысшая интенсивность формирования делинквентных групп несовершеннолетних, по исследованиям западных криминологов, приходится на период между 12 и 18 годами.

Различаются и многочисленные типы делинквентности: агрессивного, конфликтного, преступного типа; корыстного и насильственного типа и т. п. Развита и специальная терминология, отражающая официальную реакцию на делинквентность и процессуальное оформление делинквентных

актов: раскрытый, нераскрытый, запротоколированный (признанный по суду) акт делинквентного поведения и т. п.

Лица, характеризующиеся делинквентным поведением, совершающие делинквентные акты называются в зарубежной литературе делинквентами. В ряде случаев этим понятием охватываются не только правонарушители, но и лица, совершающие преступления. В то же время в разных правовых системах делинквентами признаются лица, находящиеся в «предделиктном» или «опасном» состоянии. К ним не могут быть применены меры уголовного наказания, но вместе с тем их поведение или, что еще шире, «опасные черты характера» позволяют использовать в отношении них определенные меры официального воздействия. Вся система иоспитательпых и исправительных мер в странах с высокоразвитой рыночной экономикой строится на основе признания индивида «делинквентом» (например, англосаксонская система пробации).

Выделенные по разным основаниям в зарубежной криминологии и правоохранительной практике типы делинквентности нашли достаточно полное и разнообразное отражение в понятийном аппарате. К примеру, для характеристики социально-групповой и половозрастной принадлежности делинквентов в английском языке употребляются специальные термины, обозначающие следующие собирательные понятия: «член делинквентной молодежной группы» (gang delinquent), несовершеннолетний делинквент, (juvenile delinquent), делинквент молодого возраста (young delinquent), девушка- делинквент (girl delinquent).

Более точному определению границ делинквентности и выделению в ней разных типов делинквентов способствовала предпринятая английским криминологом Д. Д. Уэстом в 1973 г. попытка измерения делинквентности на основе так называемой шкалы делинквентности. Последняя предусматривала: 1) молодых делинквеитов-рецидивистов; 2) «единичных» делинквентов, впервые осужденных за юношескую делинквентность; 3) неделин-квенгов с полицейскими контактами (подростков, привлекающихся полицией за дурное поведение, но отпущенных с неофициальным, а иногда и с официальным предупреждением); 4) не делинквентов с неполицейскими контактами (подростков, допускавших так называемое дурное поведение, но не попавших в отчеты полиции об уголовном преследовании). Несовершеннолетние иеделинквенты распределялись по предложенной Д. Д. Уэстом шкале в соответствии с уровнем их «делинквентной тенденциозности».

Интерпретация понятия «делинквентность» во многом зависит от контекста и предметной специфики исследовательской программы и ее концептуального аппарата.

Так, например, в бихевиористской парадигме А. Бандура и Р. Уолтерс определяли делинквентность как агрессию, которая вызвана фрустрацией из-за невозможности удовлетворения потребности индивида. А. Бандура считал, что делинквентное поведение — это выученная адаптация, способ индивида приспособиться к требованиям окружающих и удовлетворить соб-

ственные запросы и желания. Родственная версия понимания делинквентного поведения была предложена Г. Айзенком, который подчеркивал важность создания благоприятных условий для нормального развития личности. По его мнению, подросток, предрасположенный к делинквентному поведению, был подвергнут соответствующему негативному воздействию в детстве. Как результат - он не реагирует на то, что делинквентный акт заслуживает отрицательной оценки, так как до этого у него не было опыта осуждения подобного поведения.

С позиций неофрейдистской концепции понятие «личность» отождествляется с динамической организацией внутренних психофизических систем индивида, определяющих свойственную ему приспособляемость к окружающей среде. С этой точки зрения в личностном подходе к понятию «делинквентность» можно выделить много определений, но все они в итоге не выходят за рамки неофрейдистского понимания делинквентности как недостаточности моральной инстанции личности - «superego» («сверх - я»), либо как провалы в «superego».

А. Эйчхорн рассматривает две стадии делинквентности. Первая, скрытая стадия - состояние, начало которого заложено в прошлом задолго до появления действительных симптомов, представляет собой действительную патологию. Именно эта первая стадия рассматривается как сущность делинквентности в отличие от второй стадии, когда появляются внешние симптомы. Скрытая делинквентность - результат нарушений внутрилично-стной структуры и объясняется недостаточностью «superego»-хранилища морали. По мнению А. Эйчхорна. делинквентность начинается в очень раннем возрасте, иногда в раннем детстве, задолго до того, как она становится заметной. Это отличающаяся от невроза болезнь, которую надо лечить. Таким образом, задача психоанализа состоит в том, чтобы удалить или разрешить скрытые проблемы, так как подавленные мотивы могут появиться вновь.

К этой концепции примыкает точка зрения психиатра-неофрейдиста А. Блау, который связывает делинквентность с четырьмя видами отклоняющегося от нормы поведения: плохое поведение в раннем детском возрасте (infantile misbehavior), отклонения в поведении в детстве (childhood behavior disorder), делинквентность (delinquency) и преступление (crime). А. Блау отмечает, что все они различны по сложности, характерны для определенного возраста, но имеют нечто общее - невыполнение норм поведения, сопротивление, бунт. Нарушение поведения в детском возрас-те - прототип преступности, так как ребенок - прирожденный делинквент.

В основе этих определений лежат фрейдистские представления о внутренней агрессивности человека, определяемой противоречиями между «ОНО», «Я» и «сверх-Я» как инстанциями психического аппарата.

Психоаналитическая теория лежит и в основе исследований Ф. Редла и Д. Уинеманна. Они предположили, что у делинквентов обычно вырабаты-

вается «делинквентное Эго», избавляющее их от угрызения совести и чувства вины при совершении правонарушений. Это «делинквентное Эго» защищает подростка от голоса совести, от его «Супер-Эго». Они советовали сводить все попытки исправления делинквентного поведения к изменению «делинквентного Эго».

Американский психолог Г. Каплан считает, что существует взаимное влияние между отношением человека к себе (самоуважением) и делинквентным поведением. Делинквентное поведение возникает тогда, когда человек не может приспособиться к нормативным ожиданиям определенной группы. Люди постоянно стараются вести себя так, чтобы увеличить чувство самоуважения и уменьшить негативное отношение к себе, важность самоуважения как первого предшествующего этапа агрессивного поведения очевидна. Автор считает и пытается с помощью сопоставления результатов различных тестов и опросов доказать, что «...наиболее жестокие преступники, возможно, люди, испытывающие чувство страха или вины и чувствующие себя слабыми и недостойными, а потому ненавидящие себя и свое окружение» [5, с. 145].

С точки зрения теории оперантного научения известный американский психолог-бихевиорист Б. Скиннер обосновывает групповую делинквентность несовершеннолетних как процесс усвоения определенных норм и моделей поведения, регулируемый основными законами социального научения; одним из основных является то, что поведение человека управляется его последствиями. Он предполагает, что подростки, совершившие делинквентные поступки в группе, не нарушают никаких нравственных или этических норм, так как ведут себя в соответствии с правилами поведения, усвоенными ими в своем окружении. Однако это окружение может быть дефективным, так же как и правила, которым обучила этих подростков группа. Скиннер [9] убежден, что наказание в этом случае не является эффективным средством контроля над поведением, так как «...молодой человек, которого наказали, будет лишь искать способа избежать наказания, а не исправить свое поведение», потому что за его спиной всегда стоит групповое мнение, оправдывающее его делинквентное поведение,

С позиций социально-педагогического направления Дж. Шорт и И. Най г в статье «Зарегистрированное поведение как критерий отклоняющегося поведения» определяют делинквентнос ть как нарушение морального кодекса, но акцентируют внимание не на вынесении приговора властями или применении наказания, а на характере проступка, т.е. не на действиях юридического аппарата, а на проступке. Д. Морер видит в делинквентности моральную неполноценность, вызванную плохим воспитанием и обучением. Ряд авторов рассматривает делинквентность как один из аспектов различий в поведенческой деятельности индивида. Для них это понятие сводится к разделению детского поведения на категории в зависимости от различных социальных ситуаций и данных измерительной техники. Некоторые из

этих определений основываются на бихевиористском подходе. Учет различных социально-педагогических факторов производится здесь чисто внешне, узко, вне анализа глубинных социально-экономических, политических и духовных факторов, предопределяющих делинквентность.

Э. Сталкен рассматривает делинквентность с педагогической точки зрения, определяя ее как симптом проблемы. Например, безделье, прогулы -симптомы явлений, причины которых можно найти в семье, школе, ближайшем окружении. Задача школы - выявить и устранить их, «лечение» симптомов может дать только временные результаты.

В юридическом смысле понятие «делинквентность» в западных странах - весьма неопределенное и нечеткое. В литературе нередко делинквентами (в широком смысле слова) называют всех несовершеннолетних, которые нарушили закон, независимо от того, задержаны они или нет. Узкое юридическое понятие делинквента отождествляется только с задержанными малолетними правонарушителями.

Юридические определения усматривают в делинквентности только нарушение несовершеннолетними закона, установленного государственными властями. П. Таи пен отмечает, что делинквентность - это нарушение закона подростками, и что к этим нарушениям надо подходить именно с юридических позиций.

М. Клинард предлагает социально-юридический подход. Он определяет делинквентность или преступление как любой акт, являющийся социально-опасным и наказуемый государством независимо от вида наказания. Он пытается объединить социологический критерий («социальная опасность») с юридическим («наказуемость государством»).

Такого же мнения придерживаются Р. Вирт и Р. Бригс, которые рассматривают делинквента как лицо, совершившее серьезное юридическое правонарушение. Но они, кроме этого, предлагают еще ряд критериев делинквентности: поведение делинквента не только противоправно, но и аморально. Также они включают в определение еще и психологические требования к субъекту делинквентного поступка: делинквент не должен обладать чрезвычайно низким интеллектом и страдать психическим заболеванием. Делинквент враждебен среде, в которой он воспитывается, причем не имеет значения - был ли он задержан или судим.

В англоязычной литературе наряду с понятиями делинквентность и делинквент имеется ряд других понятий, характеризующих детей с признаками отклоняющегося поведения: “problem children” (проблемные дети), “maladjusted children” (плохо приспособленные дети), “misbehaving children” (дети с плохим поведением), “no adapted children” (неадаптированные дети), “emotionally disturbed children” (эмоционально-неуравновешенные дети), “socially maladjusted” (социально-неприспособленные) и т, д. Четкой классификации этих терминов нет, и в каждом штате авторы вкладывают свое содержание в эти понятия.

Итак, подводя итоги анализа основных теоретических исследований по вопросу определения делинквентности, отметим, что делинквентное поведение подростков - это:

- психофизиологические особенности подросткового периода как определенный криз, связанный с переходом от отрочества к зрелому, осознанному определению себя в обществе;

- осознанная или мало осознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общественного мнения, позицию, основной лейтмотив которой: «Я» уникален и веду себя так, как хочу;

- поиск своей социальной ниши, когда в связи с недостаточностью внутренних природно-психических сил, личностной незрелости, неопределенности своей концепции «Я» трудно быть самостоятельным, иметь «свое лицо», а лучше «вести себя так, как ведет твой сверстник, к которому ты испытываешь доверие»;

- неприятие подростково-юношеской средой ценностей общества, в котором она внутренне существует, но основы жизни которой не хочет принимать;

- приспособление несовершеннолетнего к «правилам жестких игр, в которые играют взрослые».

Делинквентное поведение - реально существующее социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминальной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь подросткам, вставшим на путь нарушения закона, ресоциализироваться в общество. Поставленные задачи требуют огромных усилий научных и гражданско-правовых институтов. Одновременно с этим решение проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением делинквентного поведения как отклоняющегося поведения личности.

Библиографический список

1. Англо-русский полный юридический словарь / Состав. А. С. Мамулян. Первое изд-е. - М., 1993.

2. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. - СПб., 2004.

3. Пристанская О. В. Делинквентность: правовое и криминологическое понятие // Журнал российского права. — 1999. - № 5-6, — С. 7-81.

4. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М., 1988.

5. Caplan Н. Deviant Behavior in Defense of Self. -N. Y., 1980.

6. Collins V. H. The Choice of Words. A Book of Synonims with Explanations. -London,1960.

7. Guide for Handling Status Offender Cases in Family Court. Children’s Law Office University of South Carolina School of Law // http://childiaw.sc.edu/fmaPublications/ handlingstatusoffendercasesinfc 5102005113051 .pdf

_____________ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОБ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ...

8. Hornby A. S.. Catenby Е. V.; Wakefield H. The Advanced Lemer’s Dictionary of Current English. - London, 1985.

9. Skinner В. F. Reflections on Behaviorism and Society. - N.Y., 1978.

10. The Concise Oxford Dictionary of Current English, ed. by H. W. Fowler & F. G. Fowler. -London, 1989,

11. Webster’s Seventh New Collegiate Dictionary. -London, 1991.

УДК 37.015.3

М. Г. Магомедов

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Основным фактором, вызывающим стрессовые расстройства у детей пострадавших при террористических актах, является кризисная жизненная ситуация. Дети указанной категории травмированы насильственной смертью родных и близких, восприятием смерти и ранений других лиц, разрушением собственного дома, восприятием опасных для жизни ситуа-ций -обстрелов, взрывов и ракетных ударов, пожарами. В условиях, когда ребенок стал свидетелем таких действий, трагической гибели родных и близких, разрушений домов, появляются дополнительные негативные факторы, влияющие на их психоэмоциональное развитие [4].

Как показали результаты нашей работы, у большинства детей, пострадавших при террористических актах, наблюдаются различного рода проявления посттравматического стресса и высокий уровень тревожности, сопровождающийся страхами, основанными на собственном опыте детей и связанными с экстремальными ситуациями, которые пережил ребенок.

Что же такое посттравматический стресс и какова его специфика у детей, пострадавших при военных конфликтах и террористических актах?

Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) представляет собой особое состояние нервнопсихического реагирования и комплекс психологических проблем, которые возникают у человека в результате событий, оказывающих травмирующее влияние на его психику. Согласно ОЭМ-Ш-К. список этих событий включает: угрозу жизни или физической целостности, угрозу жизни или физической целостности детей, супруга (и) или других близких родственников и друзей, внезапное разрушение дома, привычного круга общения, присутствие при травматизации или убийстве другого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.