УДК 347.965 ББК 67.75 Х-22
Харченко Ирина Рачиковна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России, e-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАВОСУДИЮ
(рецензирована)
Статья посвящена особенностям деятельности по обеспечению безопасности защиты участников уголовного судопроизводства на международном уровне. Проанализирована нормативно-правовая база, рассмотрено современное состояние и тенденции развития исследуемого института.
Ключевые слова: зарубежный опыт, организованная преступность, обеспечение
безопасности участников уголовного судопроизводства.
Kharchenko Irina Rachikovna, Candidate of Law, associate professor, Deputy chief of the Department of Criminal Trial of Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail: [email protected]
FOREIGN PRACTICE OF THE STATE PROTECTION OF CITIZENS PROMOTING JUSTICE
(reviewed)
The article is devoted to features of activities for safety ensuring for the participants of criminal legal proceedings at the international level. The standard and legal base is analyzed, the current state and tendencies of the development of the studied institute is considered.
Keywords: foreign experience, organized crime, safety of participants of criminal legal proceedings.
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема государственной защиты лиц, содействующих правосудию и их близких. Она имеет как правовое, так и нравственное содержание. С одной стороны, закон обязывает выполнять служебные обязанности, поощряет осуществление общественного или гражданского долга, а с другой - практически отсутствуют механизмы реальной защиты от запугивания, угроз, насилия и других видов воздействия со стороны преступников.
Анализ показывает, что многие зарубежные страны, например, США, Италия, Франция, Германия, значительно опередили Россию в нормативно-правовом регулировании института государственной защиты участников уголовного процесса.
Необходимо заметить, что разработка и совершенствование механизма обеспечения безопасности невозможны без учета опыта зарубежных стран, где уже давно создана единообразная, стройная и эффективная правовая система защиты рассматриваемой категории лиц [1].
Среди развитых зарубежных стран США имеют богатый и уникальный опыт по защите участников уголовного процесса. Именно это государство на фоне других развитых стран мирового сообщества первым приступило к решению проблем падения эффективности уголовного судопроизводства, вызванного посткриминальным воздействием на добросовестных участников уголовного процесса.
В связи с исключительной мобильностью законодательства США, которое не так жестко кодифицировано, как, например, в России, спектр применяемых мер безопасности достаточно широк и сориентирован не столько на краткосрочную перспективу, ограниченную рамками уголовного судопроизводства, сколько на долгосрочную работу с лицами, которым нужна защита.
На практике наиболее востребованными являются такие меры безопасности, как изменение установочных данных о личности и места жительства защищаемых лиц (обе меры применяются одновременно, что значительно повышает гарантии безопасности).
В первом случае, меняется только фамилия, имя остается прежним. При этом специалисты правоохранительных органов США стремятся подобрать такую фамилию, чтобы инициалы были более привычными для защищаемого лица. Такой подход объясняется стремлением минимизировать дискомфорт свидетеля, обеспечить более безболезненную адаптацию к новым условиям существования, а также значительно снизить риск неосторожного раскрытия подлинной личности
защищаемого объекта.
Меры безопасности применяются только с согласия свидетеля; если оно получено, то Программа защиты действует до тех пор, пока угрозы жизни и здоровью свидетеля и членам его семьи будут оставаться реальными. Причем, не имеет значения, завершено уголовное судопроизводство с участием свидетеля или нет.
Организация государственной защиты свидетеля может быть реализованы как на федеральном уровне, так и на уровне штата, а также местного органа власти. Так, например, в штатах Иллинойс, Калифорния, Нью-Йорк и других разработаны и успешно применяются на практике собственные программы защиты свидетелей, реализуемые в отношении преступлений, на которые не распространяется федеральная программа. По своему содержанию программы штатов предусматривают несколько меньшее по объему обеспечение гарантий защищаемых лиц за счет менее широкого перечня мер безопасности. В зависимости от объемов бюджета штатов, финансирование программ защиты свидетелей может осуществляться на компенсационной основе.
Законодательством всех штатов предусмотрена защита «специальных категорий» потерпевших: детей, женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов, жертв половых преступлений и полицейских. Кроме того, законы отдельных штатов позволяют учитывать возраст жертвы при вынесении приговора. Так, в штате Невада преступникам, совершившим нападение на лиц старше 65 лет, суды назначают более длительные сроки лишения свободы.
Для принятия решения об организации защитных мероприятий прокуратура направляет конфиденциальный запрос на разрешение применения мер защиты на имя помощника прокурора штата или округа. В таком запросе подробно обосновывается необходимость в применении мер защиты и дается характеристика свидетеля. В случае особой срочности, ответ на представленный запрос помощник прокурора имеет право дать устно и разрешить применение мер защиты, но только на 72 часа. При получении разрешения, применение мер защиты осуществляет федеральная Служба исполнения США (Служба маршалов).
Следует отметить, что до 1982 года указанная программа действовала только в отношении свидетелей по делам об организованной преступности, иные участники уголовного процесса оказывались без защиты. Только после принятия в указанном выше году Закона «О защите жертв и свидетелей преступлений», основной целью которого стало предоставление гражданам относительно безопасных и более привлекательных форм участия в уголовном судопроизводстве, круг их расширился.
Данный Закон повысил уголовную ответственность за оказание тайного воздействия на жертв и свидетелей преступлений, а также усовершенствовал механизм возмещения причиненного ущерба лицам, пострадавшим от уголовно наказуемых деяний. Например, в соответствии с параграфом 1512 Закона, за запугивание или покушение на запугивание предусматривается штраф в размере 250 тысяч долларов США, либо тюремное заключение на срок до десяти лет, либо же применяются оба вида наказания.
Позднее указанный нормативный правовой акт был доработан - генеральный прокурор штата получил более обширные права по защите свидетелей: возможность изменения места жительства, предоставление нового жилья, обеспечение подзащитных новыми документами, денежными средствами, необходимыми для удовлетворения основных жизненных нужд, трудоустройство и т.д.
Для того, чтобы предоставить такие условия, как выше уже было отмечено, прокурор обязан определить подходит ли свидетельствующее лицо для включения в Программу защиты и дать свое заключение. Со свидетелем подписывается меморандум, содержащий ряд возлагаемых на него требований: давать правдивые показания; не совершать противоправных деяний; принимать все необходимые меры во избежание раскрытия другими лицами факта его защиты; выполнять законные решения и обязательства суда; оказывать содействие разумным требованиям должностных лиц, обеспечивающих его защиту; регулярно информировать о своих деятельности и местонахождении.
В меморандуме также указывается перечень мер защиты, определенный для конкретной ситуации, взаимная ответственность сторон в случае невыполнения взятых на себя обязательств. Если условия, предусмотренные в меморандуме, не соблюдаются, то защита может быть прекращена с письменным уведомлением свидетеля о причинах принятия такого решения.
Законодательство США выдвигает еще одно условие, выполнение которого позволяет Министру юстиции взять свидетеля под защиту государства, - это дача показаний большому жюри. Учитывая, что организация охраны и переселение свидетеля и членов его семьи являются
дорогостоящим мероприятием, прокурор, подавший заявку на включение лица в Программу, должен с особой тщательностью проверить все обстоятельства и доказать, что показания свидетеля заслуживают внимания, доверия и являются необходимыми для раскрытия и расследования преступления.
В 1984 году был принят Закон «О всестороннем контроле над преступностью», нормы которого предусматривали возможность дальнейшей детализации параметров программы защиты свидетелей, а также кодифицировали и упорядочивали стратегию и процедуру применения мер обеспечения безопасности.
В США действуют и другие специальные нормативные правовые акты: «Об усилении безопасности свидетеля», «О правах жертв преступлений и реституции» и пр. Нормы указанных источников предусматривают защиту, как граждан США, так и лиц без гражданства, иностранцев и других категорий лиц.
В Канаде Программа по защите свидетелей (Закон Канады С-13 от 20 июня 1996 г.) также действует на общенациональном уровне. Обозначенная Программа осуществляется Управлением борьбы с наркотиками Канадской Королевской конной полиции. В каждой провинции есть координатор, ответственный за принятие свидетелей в программу и наблюдение за ее реализацией.
Согласно рассматриваемой Программе, свидетель не может быть взят под защиту, если нет рекомендации правоохранительных органов; Комиссаром не получены сведения о личной жизни подзащитного в полном объеме; не заключен договор между Комиссаром и свидетелем об обязательствах.
Ответственность за перемену места жительства защищаемого лица несут офицеры канадской полиции, которые осуществляют постоянную защиту свидетеля во время переезда с одного места на другое. В Канаде число участников Программы значительно меньше, чем, например, в США, хотя суммы затрат колеблются от трех до пяти млн. канадских долларов.
Достаточно активно институт государственной защиты добросовестных участников уголовного судопроизводства действует и в Германии, где специализированные программы защиты применяются уже более 15 лет. Однако такое положение дел существовало не всегда. Долгое время отсутствовала четкая правовая регламентация существующей практики охраны участников уголовного судопроизводства, программа защиты потерпевших и свидетелей не была подкреплена соответствующими нормативными правовыми актами, специальных предписаний по этому поводу не существовало.
Первым шагом в формировании правовой базы государственной защиты участников уголовного судопроизводства Германии было принятие 10 декабря 1986 года Закона «О защите потерпевшего», который заложил основы нормативного регулирования обозначенной деятельности.
Настоящий закон установил систему мер, направленных на обеспечение личной безопасности жертв преступлений и членов их семей; расширил и закрепил их права; упростил порядок подачи исков и заявлений о компенсации ущерба; закрепил конкретный перечень оснований, допускающих проведение закрытых судебных заседаний, если это необходимо для обеспечения безопасности субъекта уголовно-процессуальных отношений.
В 1988 году уголовная полиция Германии разработала Концепцию по защите свидетелей, в которой впервые были сформулированы цели и средства, необходимые для создания и функционирования организаций по защите свидетелей.
В последующие годы в Германии принимался еще целый ряд нормативных правовых актов, которые детально регулировали те или иные вопросы государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Тем самым законодатель стремился всесторонне урегулировать вопросы защиты свидетелей и потерпевших по всему массиву национального законодательства и по всем отраслям права с целью создания условий для долгосрочного, в том числе пожизненного, применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, не ограничиваясь только рамками уголовного судопроизводства.
Институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства в настоящее время является достаточно востребованным и актуальным. Сейчас можно говорить о том, что этот институт получил действительно общемировое признание и самым широким образом используется практически на всех континентах.
К сожалению, Российская Федерация не обладает должным опытом предупреждения и блокирования противоправного воздействия на участников уголовного процесса. Существующие в рассматриваемой сфере нормативные правовые акты, не совершенны и вступают в противоречие с
нормами других отраслей права.
Изучение и использование опыта стран, занимающихся этой проблемой более длительное время, позволит повысить эффективность указанных выше законов.
Необходимо проанализировать и оценить успешный опыт зарубежных стран в сфере защиты участников уголовного процесса, спроецировать его на российскую действительность и рассмотреть теоретическую возможность имплементации его норм в отечественное законодательство.
Литература:
1. Лозовский Д.Н. Отдельные аспекты государственной защиты свидетелей обвинения и других участников уголовного процесса об организованной преступности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. Вып. 4. С. 55-57.
References:
1. Lozovsky D. N. Separate aspects of the state protection of prosecution witnesses and other participants of criminal trial about organized crime/Bulletin of Maikop state technological university. 2012. No. 4. P. 55-57.