ЗВОДСТВО
Канкулов Азамат Замирович
адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
ация спечения никое зводства е ых
Аннотация
В статье рассматривается законодательство зарубежных государств, регламентирующее безопасность участников уголовного судопроизводства, в развитии. Это является положительным примером и определенным опытом для нашего государства, так как деятельность по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства в России находится на начальном этапе. При написании статьи были проанализированы нормы законов и подзаконных актов зарубежных государств, обеспечивающих реализацию механизма обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
Annotation
In article legislation of the foreign states regulating safety of participants of criminal legal proceedings, in development is considered. It is a positive example and a certain experience for our state as activity on safety of participants of criminal legal proceedings is in Russia at the initial stage. At article writing norms of laws and Under lawful certificates of the foreign states providing realisation of the mechanism of safety of participants of criminal le-gal proceedings have been analysed
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, законодательство3.Зарубежные государства, безопасность участников, защита, преступления.
Key words: criminal legal proceedings, legislation, the foreign states, safety of participants, protection, crime.
о многих развитых зарубежных государствах существует тенденция принятия
_ законодательных мер по
защите участников уголовного судопроизводства. При этом следует заметить, что законодательство в этой области продолжает развиваться и усовершенствоваться.
Среди зарубежных государств наиболее ярким представителем, имеющим значительный опыт по нормативному обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, является США. Нормативное обеспечение данной деятельности в США имеет свою историю становления, которая получила начало с актов, регламентирующих механизм борьбы с организованной преступностью. С 1961 года в США начала действовать Программа по Борьбе с Организованной преступностью (ПБОП)
Министерства юстиции США. Однако она не обеспечивала необходимой безопасности участников, так как защита сводилась к покупке свидетелю автобусного билета в другой город.
В 1970 году Конгресс США принял "Закон о контроле за организованной преступностью". Титул V этого закона наделял Генерального прокурора США правом выделять средства на защиту свидетелей, подвергающихся опасности. Однако этот закон, как и предыдущая Программа предоставлял защиту лишь тем свидетелям, которые проходили по делам, связанным с организованной преступностью. В соответствии с данным Законом, генеральный прокурор штата получил более широкие права по защите свидетельствующего от мести.
Начиная с 1971 года, в США осуществляется финансируемая государством специальная Федеральная программа защиты свидетелей,
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 3 (30)
216
выступающих в судах с показаниями против опасных преступников (WITSEK). Основные положения этой Программы связаны с Законом о контроле над организованной преступностью 1970 года, и предоставляют правоохранительным органам достаточно широкие полномочия по созданию свидетелю особых условий для обеспечения его безопасности и устанавливает сроки выполнения этих условий [1]. В частности, министр юстиции США может арендовать, покупать, модифицировать и переоборудовать жилые помещения для обеспечения здоровья и благосостояния свидетелей обвинения и членов их семей [2].
В 1984 году в США был принят "Всеобъемлющий закон о контроле за преступностью", который отменил Титул V "Закон о контроле за организованной преступностью" и внес принципиальные изменения в области обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. В частности появилась законодательная возможность осуществлять переселение участников, выдавать им новые документы, содействовать в трудоустройстве, обеспечивать денежными средствами и т.д.
Свидетелям и потерпевшим, пострадавшим по причине сотрудничества с правоохранительными органами в соответствии с принятым в 1990 году "законом о правах потерпевших и реституции" предоставлялись дополнительные меры защиты и помощь. Указанный закон повлек за собой появление Билля о правах потерпевших по федеральным преступлениям в форме кодификации всех тех видов помощи и льгот, которые могут быть предоставлены потерпевшим по федеральным преступлениям [3].
12 октября 1984 г. был принят "Закон об усилении безопасности свидетеля", который юридически усовершенствовал существующую Программу защиты, законодательно закрепил механизмы ее реализации, расширил круг преступлений, при расследовании которых могут применяться меры безопасности в отношении участников процесса. Данный Закон более подробно закрепил механизм реализации опеки (попечительства) защищаемого участника процесса над ребенком (§ 3324); установил правила и процедуры выплаты компенсации за смерть либо получение тяжких телесных повреждений защищаемым лицом (§ 3525); регламентировал вопросы сотрудничества между федеральными органами и органами штата в ходе реализации мер безопасности (§ 3526); предусмотрел ряд дополнительных полномочий генерального прокурора (§ 3527).
На основании Закона о борьбе с
насильственной преступностью и о правоохранительной деятельности (1994г.), при принятии решения относительно смертного приговора для подсудимого, отягчающем вину обстоятельством признается совершение преступления в отношении служащего федеральных органов, являющегося судьей, п р е д с т а в и т е л е м с ил п о п од д е р жа н и ю правопорядка или сотрудником исправительных учреждений правительства США. Этим же правовым актом были внесены поправки и дополнения в Свод законов США, предусматривающие запрет на убийства свидетелей, жертв насилия и информаторов из чувства мести, вынесение смертного приговора убийцам федеральных свидетелей, а также защиту членов жюри и свидетелей обвинения в случае федеральных преступлений (§ 60017, 60018 и 60025).
Правовые нормы законодательных актов, направленных на защиту участников процесса, распространяются как на граждан США, так и на лиц без гражданства, иностранцев и другие категории лиц. В случае если угрозы в адрес участников уголовного судопроизводства еще не достигли той степени, при которой начинает действовать ПОБС, защита может предоставляться и за пределами этой программы. Отдельные организации предлагают альтернативные способы защиты посредством менее формальных процедур. Администрация по применению законов о наркотиках (АПЗН) Министерства юстиции США пред-лагает финансовую помощь по переселению своих агентов из средств собственного бюджета по внутренним расходам, известного как фонд ПДРИ (приобретения доказательства/расходы на информацию). Эти средства могут быть использованы также для оплаты расходов по перевозки и проживания. При этом должны предоставляться квитанции, чеки и иные удостоверительные документы [4].
В Канаде с 1984 года основным актом, обеспечивающим безопасность участников уголовного судопроизводства является Программа защиты потерпевших и свидетелей, Кроме этого процесс обеспечения безопасности регулируется внутренними приказами Канадской конной королевской полиции КККП) [5]. Также там действует "Закон о правосудии для жертв преступлений" [6].
В Германии первым Законодательным актом по обеспечению безопасности участников стал Закон ФРГ "О защите потерпевших" от 10 декабря 1986 г., который создал систему мер, направленных на обеспечение личной безопасно-
217
ВОДСТВО
сти жертв преступлений и их семей в ходе уголовного судопроизводства, расширил и закрепил их права, упростил порядок подачи исков и заявлений о компенсации ущерба [7]. Этот закон также утвердил конкретный перечень оснований, допускающих проведение закрытых судебных заседаний, если это необходимо для обеспечения безопасности субъекта уголовно-процессуальных отношений.
В 1989 году Министерство внутренних дел и Министерство юстиции ФРГ образовали совместную комиссию для решения проблемы борьбы с организованной преступностью. Была подготовлена Концепция охраны свидетелей, на основании которой в 1990 г. были приняты Общие указания федеральных и земельных министров юстиции и внутренних дел по охране находящихся под угрозой свидетелей. Согласно Указаниям федерального и земельных Министров юстиции и внутренних дел в ряде земель были созданы специальные подразделения уголовной полиции, которые должны исполнять функции охраны свидетелей. Данные документы закрепили также цели, задачи и функции органов, обеспечивающих защиту лиц, содействующих уголовному судопроизводству.
На основании Концепции охраны свидетелей в 1993 году был принят специальный нормативный акт - Закон "О главном свидетеле", который установил защиту данного участника процесса, владеющего информацией о совершении тяжких преступлений. Согласно этого закона все мероприятия по защите сви-детеля могут проводиться только с его согласия [8].
С учетом принятия данного законодательного акта в ФРГ стали применяться две системы обеспечения безопасности свидетеля.
В 1998 году был принят Закон "О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность". В нем был определен круг лиц, подлежащих защите. Закон обязывает государственные и негосударственные учреждения соблюдать режим секретности относительно данных о личности защищаемых лиц и мер, принимаемых в целях обеспечения их безопасности. Одновременно рассматриваемый закон содержит новые нормы Уголовно-процессуального кодекса, Кодекса социального права, законов "О регистрации по месту жительства", "О паспортной системе", "О дорожном движении", "Об удостоверениях личности", "Об изменении фамилий и имен", "Об иностранцах", "О гражданстве", "О подоходном налоге".
В УПК ФРГ также содержит ряд положений, направленных на обеспечение безопасности
свидетелей и потерпевших. В частности такие как: сокрытие данных о личности, дача показаний в маске или без публичного появления через микрофон из другого помещения и с искажением голоса, упрощение порядка получения компенсации за причиненный ущерб, проведение закрытого судебного заседания.
Италия также имеет свою специальную программу по защите свидетелей, которая была принята в 1984 году. Руководство этой программой осуществляет Департамент общественной безопасности Министерства внутренних дел через специальную центральную службу защиты и Канцелярию Государственного обвинителя по делам, возбуждаемым против мафии [9].
В УПК Италии 1989 года также содержаться положения, регламентирующие безопасность участников уголовного судопроизводства, которые позволяют осуществить переезд на другое место жительства, заменить документы, изменить внешность, обеспечить личную охрану, а также принять вышеуказанные меры как и по УПК ФРГ. Основная проблема, затрудняющая процесс успешной реализации защиты заключается в недостатке финансирования.
Во Франции в 1983 году был принят закон "Об усилении защиты потерпевших от преступлений, который наряду с перечнем возможных мер по обеспечению безопасности потерпевшего, предусматривает и возмещение государством причиненного преступлением вреда, если иным путем не удается это осуществить [10].
При Министерстве юстиции Франции имеется специальное Бюро по делам жертв преступлений, координирующее деятельность
специализированных служб помощи жертвам преступлений. Кроме того во Франции действует Национальный институт помощи жертвам преступлений, занимающийся разработкой программ по оказанию помощи и координирующий деятельность общественных организаций этого направления.
Анализируя законодательство зарубежных стран в области обеспечения безопасности участников процесса, можно сделать вывод о том, что в рассмотренных государствах законодательство регламентирующее безопасность участников уголовного судопроизводства, в отличие от России, действует уже длительный период. В связи с чем, механизм оказания помощи и защиты участников является достаточно законодательно разработанным, поэтому
_218
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 3 (30)
указанные нормативные акты, а также положительный опыт в этой области следует изучать и использовать при разработке российского законодательства
1. О состоянии и мерах борьбы с организованной преступностью в США. М., 1990. С.55.
2. Ткачева Н. В. Уголовное судопроизводство зарубежных государств. Челябинск, 2006. С. 204.
3. Уголовная юстиция. Пособие для занятий с российскими судьями (сравнительно-правовые материалы). М., 1999. С. 202-205.
4. Там же. С. 206.
5. Ширитов А. Б. Возможности интеграции зарубежного опыта в
законодательство РФ в сфере защиты свидетелей // Российский следователь. № 2. С.37.
6. Правовые и социальные проблемы защиты жертв преступлений. М.: НИИ Генеральной прокуратуры, 1998. С. 73.
7. Казакова В. А. Новый закон об обеспечении социальной и правовой защиты свидетелей в ФРГ// Государство и право. 2000. № 9.
8. Зайцев О. А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного процесса. М.: ВНИИ МВД РФ. С. 51.
9. Новые меры в отношении похищения лиц с целью вымогательства и меры по защите лиц, сотрудничающих с правосудием. Закон Италии // Сборник переводов. М., 1992. С. 125-132.
10. Боботов С. В. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития. М., 1989. С. 103.
219