Научная статья на тему 'Роль европейских стандартов защиты участников уголовного судопроизводства в развитии уголовной политики'

Роль европейских стандартов защиты участников уголовного судопроизводства в развитии уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО / EUROPEAN LAW / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLITICS / ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / DEFENSE OF CRIMINAL PROCEDURE PARTICIPANTS / ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / LEGAL COOPERATION / ЕВРОПОЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крапчатова Ирина Николаевна

В данной статье рассмотрены проблемы защиты участников уголовного судопроизводства с позиций уголовного права и процесса, а также проанализировано влияние европейского стандартов на уголовно-правовую политику в данной сфере. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса является неотъемлемой частью борьбы с организованной преступностью, в которой немаловажную роль играет европейское право и сотрудничество с другими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крапчатова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of European standards in the development of criminal policy in the sphere of protection of participants of criminal proceedings

This article surveys the problem of protection of participants of criminal proceedings from the standpoint of criminal law and procedure, and also analyzes the influence of European standards on criminal policy in this area. Ensuring the safety of participants in the criminal process is an integral part of the fight against organized crime, in which European law and cooperation with other states play the important role.

Текст научной работы на тему «Роль европейских стандартов защиты участников уголовного судопроизводства в развитии уголовной политики»

1И.Н. Крапчатова

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РАЗВИТИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

В данной статье рассмотрены проблемы защиты участников уголовного судопроизводства с позиций уголовного права и процесса, а также проанализировано влияние европейского стандартов на уголовно-правовую политику в данной сфере. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса является неотъемлемой частью борьбы с организованной преступностью, в которой немаловажную роль играет европейское право и сотрудничество с другими государствами.

Ключевые слова: европейское право, уголовная политика, защита участников уголовного судопроизводства, Европол, правовое сотрудничество.

Все более активная интеграция России в мировое сообщество, ее членство в Совете Европы делает необходимым приведение в соответствие с международными стандартами и взятыми на себя международными обязательствами действующего в стране правового порядка. На сегодняшний день очевидно, что, для того чтобы соответствовать статусу цивилизованной страны, идущей по демократическому пути развития, необходимо всемерно содействовать приведению внутреннего законодательства, практики его применения в соответствие с международно-правовыми стандартами, общепризнанными принципами и нормами.

Эффективность производства по уголовным делам в значительной мере зависит от создания системы гарантий обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, а также должностных лиц, в производстве которых находится уголовное дело. Такая система должна действовать при наличии посягательств или угроз их жизни, здоровью или имуществу, направ-

© Крапчатова И.Н., 2010 206

ленных на воспрепятствование выполнению ими обязанностей, служебного и гражданского долга в сфере судопроизводства.

Практика борьбы с преступностью, особенно с ее организованными формами, немыслима без применения специальных мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и защиты их от возможных преступных посягательств. Уверенность свидетелей, потерпевших и других категорий защищаемых лиц в собственной безопасности и безопасности своих близких, отсутствие давления на них со стороны лиц, противодействующих расследованию, - непременные условия эффективного осуществления правосудия.

Страх жертв и очевидцев преступлений перед преступным миром, как и его представителей, готовых сотрудничать с правоохранительными органами, негативные последствия страха (уклонение от выполнения процессуальных обязанностей и др.) достигли масштабов, которые заставили говорить о себе не только специалистов в областях уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии и криминалистики на национальном уровне. Экспертами международного сообщества признано, что угрозы и насилие в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными и судебными органами, стали «наиболее распространенным средством подрыва системы уголовного правосудия»1; обеспечение безопасности таких лиц отнесено к «глобальным» проблемам в сфере борьбы с преступностью2.

Как показывает статистика, в среднем в год в любом государстве независимо от его экономического развития и господствующей правовой системы до 22% населения становятся жертвами преступлений. Из них непосредственно в нашей стране, по данным ВНИИ МВД России, до 60% граждан не обращаются в правоохранительные органы из-за страха перед преступником3, причем прямого физического насилия опасаются от 150 до 300 тыс. человек4. Эти негативные тенденции требуют не только учета в деятельности правоохранительных органов, правозащитных организаций, но и глубоких научных исследований в рамках уголовно-процессуальной науки.

Таким образом, можно отметить, что проблемы охраны участников уголовного судопроизводства приобретают в последнее время все большую актуальность.

Проблемам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в специальной литературе уделено достаточно большое внимание. Так, специальному уголовно-правовому аспекту в сфере защиты были посвящены работы Л.В. Вавиловой, С.С. Кузьмина, Г.П. Минеевой, В.Е. Новичкова, уголовно-

процессуальным - С.Л. Марченко, А.К. Тихонова, М.П. Фадеевой, М.В. Новиковой, криминалистическим - С.Ю. Журавлева, В.Н. Карагодина.

Большой вклад в развитие института государственной защиты участников уголовного судопроизводства внесли диссертационные исследования О.А. Зайцева (1999 г.), Л.В. Брусницына (2000 г.), А.Ю. Епихина (2004 г.).

За последние годы количество работ, посвященных проблемам защиты участников уголовного судопроизводства, стабильно увеличивается, что подтверждает актуальность темы исследования.

Однако во всех упомянутых работах затронуты лишь отдельные аспекты проблемы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в основном касающиеся российского законодательства. Вопросы, связанные с влиянием европейского права на национальное законодательство, с функционированием в Европе пространства свободы, безопасности и правосудия, освещены довольно узко, а комплексное исследование проблемы воздействия европейского права на развитие уголовно-правовой политики в сфере защиты участников уголовного судопроизводства не предпринималось.

Стратегия развития отношений России с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)5 определяет сотрудничество в правоохранительной сфере как одно из приоритетных направлений. Существенная часть совместного заявления по итогам Санкт-Петербургского саммита России и ЕС 2003 г. посвящена сотрудничеству в правоохранительной сфере. Принят ряд документов, детализирующих его. Наконец, на саммите ЕС-Россия в мае 2005 г. наша страна обязалась принять участие в формировании четырех общих пространств: общего европейского экономического пространства, общего пространства внешней безопасности, общего пространства научных исследований и образования и общего пространства свободы, безопасности и правосудия.

Таким образом, целью данной работы является установление роли европейского права в развитии уголовно-правовой политики в сфере защиты участников уголовного судопроизводства в России.

Современные интеграционные процессы невозможны без интернационализации правового пространства, что создает объективные предпосылки для большей унификации и координации государствами их уголовной политики.

Международное сообщество в рамках уголовного правосудия уделяет эффективной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса большое внимание. Международные правовые акты играют роль интеграционных механизмов, способ-

ствующих имплементации передовых и наиболее эффективных методов защиты участников уголовного судопроизводства в национальные правовые системы.

Кроме ООН, принципы и стандарты защиты участников уголовного судопроизводства вырабатываются и региональными международными организациями. Значительную деятельность в области правосудия осуществляет Совет Европы, в рамках которого приняты конвенции, большинство из них были открыты для присоединения любых европейских государств. Документы, принимаемые Советом Европы, базируются на тех же принципах, что и нормативные акты ООН.

Среди всего массива документов Совета Европы целесообразно выделить следующие, в которых излагаются меры безопасности, рекомендуемые для использования в национальном судопроизводстве: Рекомендация «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» (1985 г.); Рекомендация «По вопросу запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты» (1997 г.) и Рекомендация «О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием» (2005 г.).

Рекомендация 9 (2005) «О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием»6, предусматривает руководящие принципы, содержащие меры, которые государства могут принимать во внимание при разработке их национального законодательства и направлений уголовной политики. Среди принципов, касающихся международного сотрудничества, необходимо выделить такие, как оказание помощи в перемещении за границу свидетелей и обеспечение их защиты, содействие по использованию современных средств связи, а также сотрудничество и обмен передовым опытом между органами, ответственными за осуществление мер по защите участников судопроизводства.

Стратегия тысячелетия7 в 5 Рекомендации № 25 определяет, что в ЕС должно быть разработано модельное соглашение о защите участников судопроизводства с учетом опыта Европола, которое будет применяться на двусторонней основе. Вторым шагом стала разработка Европолом двух документов - «Основные принципы полицейского сотрудничества Европейского союза в области защиты свидетеля» и «Общие критерии для принятия свидетелей в программу защиты», которые имеют конфиденциальный статус, т. е. предназначены только для служебного пользования.

Европейский совет на основе Гаагской программы8, принятой в 2004 г., в которой изложены 10 приоритетных задач по укреплению пространства свободы, безопасности и правосудия, решил развивать стратегическую концепцию по борьбе с организованной пре-

ступностью с привлечением таких европейских институтов, как Ев-ропол, Агентство Евросоюза по координации национальных систем правосудия, Европейский колледж полиции. Также разработка мер по защите участников судопроизводства является одним из направлений европейской программы «Профилактика и борьба с преступностью на 2007-2013 гг.»9.

Таким образом, участие России в Совете Европы настоятельно требует реализации в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве рекомендаций по обеспечению прав участников уголовного судопроизводства, их личной безопасности в ходе уголовного процесса.

УПК РФ, вступивший в законную в силу с 1 июля 2002 г., впервые закрепил обязанность судебно-следственных органов принимать в пределах своей компетенции меры безопасности в отношении участников судопроизводства, которым угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 11 УПК РФ)10. Кроме того, правовую базу в сфере обеспечения безопасности участников судопроизводства составляют два федеральных закона: от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»11 и от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»12. Таким образом, в отечественной юридической науке были заложены основы для создания института государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

Европейская полицейская организация уделяет особое внимание защите свидетелей и потерпевших в рамках уголовного судопроизводства. В составе отдела Европола по борьбе с организованной преступностью создана специализированная рабочая группа, одной из задач которой является обобщение имеющегося опыта по данной линии работы, а также развитие международного сотрудничества. В состав этой группы входят главы специализированных подразделений по защите свидетелей, имеющих представительства во всех 25 странах - членах Европейского союза, а также шести государств - не членов Европейского союза, восьми международных организаций, действующих в этой области, а также зарубежные наблюдатели из Австралии, Канады, Новой Зеландии, Южной Африки и США.

Применительно к России правовую основу такого сотрудничества составляет Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией от 6 нояб-

ря 2003 г.13 Во исполнение данного соглашения в 2004 г. был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом, являющийся структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Обмен практическими знаниями, унификация проводимых процедур, а также постоянный анализ законодательных и нормативных актов в указанной сфере являются залогом успеха в предупреждении совершения противоправных действий, направленных против участников уголовного судопроизводства.

Подводя итог, можно отметить, что унификация европейских и национальных норм в сфере уголовного права и процесса является объективно необходимым условием объединения усилий различных государств в деле борьбы с преступностью и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

Европейское сообщество рассматривает обеспечение безопасности лиц, содействующих правосудию, как исключительно важную компоненту борьбы с преступностью, и, соответственно, их рекомендации позволяют сформировать эффективное законодательство, гарантирующее безопасность лиц, участвующих в уголовном процессе.

Рассматривая роль европейского права в формировании российской уголовной политики в сфере защиты участников уголовного судопроизводства, нужно отметить особое значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, прецедентов Европейского суда по правам человека в Страсбурге, а также Европола в решении данной проблемы.

Примечания

1 Выводы и рекомендации Совещания Специальной группы экспертов по уменьшению риска насилия в системе уголовного правосудия // Доклад E/CN. 15/1994/4/Add.3, 25 February, 1994. С. 10.

2 Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., 1995. С. 187.

3 Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М.: Экзамен, 2002. С. 9.

4 Рекомендации по итогам работы круглого стола на тему «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: защита потерпевших и других участников процесса» (г. Москва, 22 апреля 2003 г.). М.: Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам (исх. № 3.2-45/451 от 11 июня 2003 г.). С. 1.

5 Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). Принята в г. Хельсинки 22.10.1999 // Дипломатический вестник. 1999. № 11. С. 20-28.

6 Recommendation Rec (2005) 9 of the Committee of Ministers to member states on the protection of witnesses and collaborators of justice // Adopted by the Committee of Ministers on 20 April 2005 at the 924th meeting of the Ministers' Deputies.

7 The prevention and control of organized crime: a European union strategy for the beginning of the new millennium // OJ C 124 03.05.2000.

8 The Hague Programme // OJ C 053 03.03.2005.

9 Council Decision 2007/125/JHA (12.02.2007), OJ L 58, 24.02.2007.

10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ч.1. Ст. 4921.

11 Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

12 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

13 Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией. Заключено в г. Риме 06.11.2003 // Бюллетень международных договоров. 2004. № 3. С. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.