Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ регулирования механизма защиты участников уголовного процесса в Российской федерации и зарубежных стран'

Сравнительно-правовой анализ регулирования механизма защиты участников уголовного процесса в Российской федерации и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
976
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ регулирования механизма защиты участников уголовного процесса в Российской федерации и зарубежных стран»

А.С. Дьяконов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса

АНО ВПО «Прикамский социальный институт»

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Среди развитых зарубежных стран США имеют богатый и уникальный опыт по защите участников уголовного процесса. Начиная с 1971 г. в США действует специальная Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников. Эта программа предоставляет правоохранительным органам широкие полномочия по созданию свидетелю особых условий для обеспечения его безопасности. Программа защиты осуществляется в том случае, если имеются следующие обстоятельства:

- свидетель предоставляет всю имеющуюся информацию для осуществления правосудия;

- свидетель и члены его семьи, участвующие в уголовном процессе, рискуют жизнью;

- возможна полная или частичная компенсация властями штата или местными органами средств на организацию мер защиты.

Меры безопасности могут быть реализованы как на федеральном уровне, так и на уровне штата, а также местного органа власти. В последнем случае порядок и объем защиты свидетеля устанавливаются Министерством юстиции.

Для принятия решения об организации защитных мероприятий прокуратура направляет конфиденциальный запрос на имя помощника прокурора штата или округа с целью получения разрешения о применении мер защиты, в котором подробным образом обосновывается необходимость в применении мер защиты и дается характеристика свидетеля. При получении разрешения применение мер защиты осуществляет федеральная Служба судебного исполнения США (служба маршалов).

Однако указанная программа действовала только в отношении свидетелей по делам об организованной преступности, а по делам об обще уголовной преступности свидетели и иные участники уголовного процесса были не защищены. Лишь в 1982г. был принят «Закон о защите жертв и свидетелей преступлений», основной целью которого было предоставление гражданам относительно безопасных и более привлекательных форм участия в уголовном процессе, повышение их защищенности и значимости в уголовном судопроизводстве. Кроме

того, указанный выше Закон повысил уголовную ответственность за оказание тайного воздействия на жертв и свидетелей преступлений, усовершенствовал механизм возмещения причиненного ущерба лицам, пострадавшим от преступлений. Так, в соответствии с параграфом 1512 Закона, за запугивание или покушение на запугивание предусматривался штраф в размере 250000 долларов США, или тюремное заключение на срок до 10 лет или применялись обе санкции одновременно.

В 1984г. вышеуказанный Закон был доработан, и генеральный прокурор штата получил более широкие права по защите свидетеля. Среди мер предусматривалась возможность изменения места жительства, предоставление нового жилья, обеспечение подзащитных новыми документами, денежными средствами, необходимыми для удовлетворения основных жизненных нужд, трудоустройство и т.п. Для того чтобы предоставить такие условия, прокурор обязан определить пригодность свидетельствующего лица для включения в Программу защиты и дать свое заключение. В обязательном порядке со свидетелем подписывается меморандум, в котором на свидетеля возлагается ряд обязательных требований. Среди них: давать правдивые показания, не совершать противоправных деяний, выполнять все решения суда и обязательства, оказывать содействие всем разумным требованиям должностных лиц, обеспечивающих его защиту, регулярно информировать о своей деятельности и местонахождении.

Законодательство США выдвигает еще одно условие, выполнение которого позволяет Министру юстиции взять свидетеля под защиту государства. Таким условием для свидетеля, претендующего на включение в Программу, является дача показаний большому жюри. Учитывая то обстоятельство, что организация охраны и переселение свидетеля и членов его семьи являются дорогостоящим мероприятием, прокурор, подавший заявку на включение лица в Программу, должен самым доскональным образом проверить все обстоятельства и доказать, что показания свидетеля заслуживают доверия, являются важными и будут, безусловно, даны.

В Канаде тоже достаточно эффективно действует на общенациональном уровне Программа по защите свидетелей (Закон Канады С-13 от 20 июня 1996г.), которая осуществляется Управлением борьбы с наркотиками Канадской Королевской конной полиции. Свидетель не может быть включен в Программу, если: нет рекомендации правоохранительных органов; Комиссаром не получены сведения о личной жизни подзащитного в полном объеме; не заключен договор между Комиссаром и свидетелем об обязательствах.

Ответственность за перемену места жительства несет офицер канадской полиции. Полиция осуществляет постоянную защиту свидетеля во время переезда с места на место. При

этом контакт защищаемого лица с членами семьи строго ограничен. Свидетель, принятый в Программу, охраняется вплоть до конца своей жизни. Соглашение о защите может быть расторгнуто лишь при следующих условиях:

- свидетель сам требует выхода из Программы;

- по требованию Комиссара, если свидетель вовлечен в противоправную деятельность;

- по требованию Комиссара, если подзащитный не выполняет требования инструкции.

Подобные программы приняты и действуют во многих европейских странах.

В нашей стране в соответствии с принятым Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» должна быть принята Государственная программа, финансирование которой должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В США, например, во всех штатах, приняты правовые акты по выдаче компенсации жертвам преступлений, их родственникам, а также тем, кто пытался предотвратить, пресечь преступление. Выплата не требует никакого подкрепления просьбы решением суда, а также не зависит от ареста и заключения под стражу преступника. Подавляющее большинство компенсаций жертвам преступлений финансируется из общих налоговых фондов. Сумма компенсаций на медицинскую помощь, расходы на похороны, на помощь членам семьи умершего кормильца составляет 10 - 15 тысяч долларов США, в некоторых штатах она достигает 50 тысяч долларов США.

Однако, несмотря на позитивные результаты в сфере безопасности участников уголовного процесса, в США существует проблема финансирования мер защиты, которые обходятся очень дорого. В год на обеспечение безопасности участников уголовного процесса США тратят более 25 млн. долларов, но и этого недостаточно для организации защиты всевозрастающего числа лиц, нуждающихся в защите государства (по некоторым данным в год под действие Программы подпадают до 20000 свидетелей и членов их семей), поэтому количество участников Программы жестко регламентируется.

В Канаде число участников Программы защиты свидетелей значительно меньше (150 -200 человек), хотя суммы затрат колеблются от 3 до 5 млн. канадских долларов. Причем приведенные суммы не отражают затраты на средства защиты и не учитывают оплату труда полицейских, затраты на следствие и судебные издержки.

В ФРГ под действие Программы защиты ежегодно подпадают до 1000 граждан, оказывающих содействие уголовному судопроизводству. С 1997г. в Германии действует организация «Белое кольцо», организованное 17 общественными и религиозными деятелями, в состав

которой входят более 20000 членов, оказывающих помощь государству по защите жертв и свидетелей преступлений. Этой организацией ежегодно выделяется 2,5 млн. марок на финансирование Программы.

Немалые денежные средства на защиту свидетелей тратятся правительствами Австрии, Франции, Италии, Великобритании.

В нашей стране, к сожалению, нет ярких примеров успешной защиты свидетелей с применением всего комплекса сил и средств, продекларированных в Законе, как нет и данных об израсходованных денежных средствах на защиту свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Нам необходимо глубоко изучить успешный опыт зарубежных стран в сфере защиты жертв и свидетелей преступлений, спроецировать его на российскую действительность и решить главную задачу финансирования затратного механизма Государственной программы.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы и на органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению. Осуществление мер безопасности возложено также на командование воинских частей, в которых проходит службу лицо, подлежащее защите, на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации.

Приведенные выше сведения ярко демонстрируют нам отсутствие единого подхода, единой стратегии и тактики осуществления защитных мероприятий. Если в США реализацией мер защиты занимается одно специализированное ведомство - Служба судебного исполнения США, то в нашей стране эти функции возложены на шесть самостоятельных ведомств, у которых своя, ведомственная, стратегия и узковедомственный подход к решению задач по защите лиц, указанных в Законе. А ведь для проведения тех или иных мер безопасности (всего их в Законе девять) необходим опыт, психологические знания для работы с жертвами, свидетелями преступлений и членами их семей. Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, угрожающую их здоровью и жизни, получают психологические травмы, находятся в состоянии эмоционального стресса, нуждаются в чуткости, сочувствии, уважении со стороны квалифицированного и специально подготовленного специалиста.

Все вышесказанное подталкивает нас к выводу о том, что для успешного решения поставленных задач по защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса

необходим единый специализированный правоохранительный орган, отвечающий за обеспечение мер защиты, подготовку профессиональных кадров, способных на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные перед ними задачи. Необходима четкая регламентация при вынесении решения о проведении защитных мероприятий в отношении жертв и свидетелей преступлений, особенно организованного и террористического характера, требующих финансирования на их осуществление. В условиях недостаточного финансирования должна быть строгая регламентация числа участников Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об активизации работы по присоединению России к международным договорам, направленным на защиту прав потерпевших по делам, носящим международный характер.

В последние годы в России увеличивается число случаев, когда жертвы преступлений отказываются от сотрудничества с правоохранительными органами и, особенно от участия в судебных заседаниях. Наряду с растущим в общественном сознании недоверием к правоохранительным органам, доминирующей причиной является боязнь потерпевших актов мести со стороны самих преступников, их родственников или соучастников. Актуальность корректировки отечественного законодательства в сфере защиты участников уголовного процесса и прав потерпевших обусловлена социальной и политической значимостью этой группы правоотношений, недостаточной разработкой их концептуальных правовых основ в условиях вновь формирующейся правовой системы, а также потребностью анализа правоприменительной практики в рассматриваемой области с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска эффективных путей их решения.

Интеграционные процессы, протекающие в мире, ставят перед современным обществом качественно новые проблемы, вызванные транснациональными формами преступности, такими, как терроризм, наркоторговля, отмывание денег, коррупция, нелегальная торговля огнестрельным оружием, живым товаром и человеческими трансплантатами. В последнее время на международных форумах, посвященных проблемам сотрудничества в борьбе с преступностью все чаще говорится о необходимости выработки согласованных на международном уровне правовых механизмов обеспечения прав жертв преступлений и обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства, использования в этих целях института правовой помощи по уголовным делам. Это направление международного сотрудничества, несомненно, станет в ближайшее время одним из наиболее перспективных, несмотря на ряд санкций в отношении России в связи с украинскими событиями 2014 года.

Проблема защиты жертв, свидетелей преступления и лиц, содействующих осуществлению правосудия, в последнее время приобрела у нас в стране крайне острый характер и стала серьезным препятствием для эффективной борьбы с организованной преступностью. Экспертами международного сообщества признано, что угрозы и насилие в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, стали «наиболее распространенными средствами подрыва системы уголовного правосудия». Защита указанных лиц отнесена к глобальным проблемам в сфере борьбы с преступностью. Эта оценка не является гиперболизированной, поскольку отказ граждан сообщать о преступлениях, их уклонение от возлагаемых на них уголовно-процессуальных обязанностей действительно подрывают, а иногда и парализуют деятельность правоохранительных и судебных органов.

По данным В.В. Вандышева, изучившего более тысячи уголовных дел, посткриминальное воздействие испытывали на себе 30 процентов жертв преступлений, вследствие чего большинство этих жертв (64,4процента) были вынуждены предпринимать меры, направленные на противодействие расследованию. Поэтому вполне закономерно, что при проведении социологического исследования 100 процентов опрошенных потерпевших при ответе на вопрос: «Какие предложения об улучшении правового положения потерпевшего в уголовном процессе Вы одобряете?» - выбрали ответ: «Надлежащим образом обеспечить право потерпевшего на личную безопасность, включая членов его семьи». Не менее тревожны и результаты исследований, проведенные среди работников правоохранительных органов: 82 процента опрошенных следователей прокуратуры и органов внутренних дел, 85 процентов судей и 68 процентов адвокатов считают, что свидетели беззащитны в случае воздействия на них обвиняемого; 96 процентов следственных работников правоохранительных органов отметили, что не имеют возможности обеспечить безопасность содействующих им лиц.

Необходимость принятия правовых мер подтверждена и зарубежным опытом правового регулирования борьбы национальных правоохранительных органов и спецслужб с организованной преступностью. Так, в США в 1970 году был принят Закон «О борьбе с организованной преступностью», содержащий систему процессуальных мер безопасности потерпевших и свидетелей.

29 ноября 1985 года резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН была принята «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью», в п. 6ё которой, рекомендуется принять меры «для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их

защиты от запугивания и мести». Декларация стимулировала и принятие правовых мер к защите потерпевших и свидетелей, а также лиц, содействующих правосудию, в Канаде, Новой Зеландии, Великобритании, Австралии, Австрии, Польше, Нидерландах, Франции, Италии и ряде других стран.

Ежегодно, например итальянское правительство, на всевозможные мероприятия по защите свидетелей выделяет 60 млн. евро. Деньги огромные, однако, после принятия закона в Италии прекратились случаи расправы с людьми, давшими показания в суде. В Америке на каждого из 50 тысяч лиц, проходящих свидетелями по уголовным делам, расходуют в среднем 40 тысяч долларов. При этом такие меры, как полная замена биографии свидетеля или пластическая операция, можно считать крайними. Как правило, речь идет о том, чтобы обеспечить человеку физическую охрану, помочь сменить адрес проживания, работу, адаптироваться на новом месте. В Америке свидетель в среднем получает денежное пособие в течение полутора лет. При этом и сам он обязан соблюдать некие правила, в противном случае программа в отношении него будет остановлена.

При проведении сравнительного анализа правового регулирования механизма защиты участников уголовного процесса с зарубежными странами можно сделать следующие выводы:

- во многих зарубежных странах имеется отдельная строка отчета по финансированию программы защиты участников уголовного процесса, тогда как в России такая отчетность отсутствует;

- далее существенным отличием от механизма защиты участников уголовного процесса с зарубежными странами можно назвать само действие указанного механизма: в зарубежных странах данный механизм активно применяется, тогда как в России - еще только начинает «ходить»;

- необходимо выделить и то, сколько ведомств занимается защитой участников уголовного процесса в нашей стране, тогда как в зарубежных странах - это одно ведомство, имеющее свои задачи и цели.

Анализ сравнения зарубежного опыта и отечественного четко выделяет тенденции, к которым есть смысл стремиться и улучшать имеющуюся систему защиты участников уголовного процесса.

Библиографический список

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ. М.: Издательство РИОР, 2014.

2. Федеральный закон РФ от 22.03.1995 №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Постановление Правительства от 17.07.96 № 831 РФ «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 31. Ст. 3723.

4. Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 630 «Об утверждении правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Постановление Правительства РФ от 10.04.2006 № 200 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы СПС «Консультант Плюс».

6. Постановление Правительства РФ от 27.10.2005 № 647 «О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Постановление Правительства РФ от 3.03.2007 № 134 «Об утверждении правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

8. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004. № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14.05.97 «О Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лицо, содействующих уголовному судопроизводству» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 21. Ст. 2433.

10. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью [Электронный ресурс]. Принята Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985.URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/power.shtml (дата обращения: 04.03.2015)

11.Брусницин Л.В. Меры безопасности для содействующих уголовному правосудию: отечественный, зарубежный и международный опыт // Государство и право. 1998. № 9.

12. Зайцев О. А. Защита свидетеля в США / О. Зайцев, С. Щерба // Российская юстиция. 1994. № 8. С.53.

13. Фоменко А.Н. Государственная защита лиц потерпевших от преступления [Электронный ресурс] / А.Н.Фоменко // Российский следователь. 2006. №7. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

14.Ширитов А.Б. Возможности интеграции зарубежного опыта в законодательство РФ в сфере защиты свидетелей [Электронный ресурс] / А.Б. Ширитов // Российский следователь. 2007. № 21. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

15. Щерба С. П., Зайцев О. А. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам. М. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.