Научная статья на тему 'Международный опыт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства'

Международный опыт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1358
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / PUBLIC SECURITY / INTERNATIONAL EXPERIENCE / THE SAFETY OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брит Григорий Владимирович

В статье анализируется деятельность правоохранительных органов отдельных зарубежных стран по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. Рассматриваются правовая регламентация, организационные основы данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience for security of participants of criminal proceedings

The article analyzes the activities of the law enforcement agencies of certain foreign countries to ensure the security of participants in criminal proceedings. Legal regulation, organizational basis for this activity are discussed.

Текст научной работы на тему «Международный опыт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства»

Брит Григорий Владимирович

Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583757)

Международный опыт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

В статье анализируется деятельность правоохранительных органов отдельных зарубежных стран по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. Рассматриваются правовая регламентация, организационные основы данной деятельности.

Ключевые слова: государственная защита, международный опыт, безопасность участников уголовного судопроизводства.

G.V. Brit, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583757.

International experience for security of participants of criminal proceedings

The article analyzes the activities of the law enforcement agencies of certain foreign countries to ensure the security of participants in criminal proceedings. Legal regulation, organizational basis for this activity are discussed.

Key words: public security, international experience, the safety of participants of criminal proceedings.

Эффективность производства по уголовным делам в значительной мере зависит от создания качественной государственной системы защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса. Многие государства разработали и внедрили действенные системы институтов и механизмов, гарантирующих государственную защиту рассматриваемой категории лиц.

Так, в странах Европы система защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса действует уже несколько десятилетий, основополагающие принципы разработаны давно, успешно реализуются и составляют основу международных норм в области защиты указанной категории лиц. В то же время в России институт защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства пока находится в стадии становления, хотя и имеются положительные тенденции в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Современные тенденции межгосударственной интеграции, расширения экономического сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, наряду с очевидными позитивными изменениями, могут обеспечить рост транснациональной преступности, выступающей в общеуголовной и организованной формах. Необходимость противостоять этим вызовам заставляет задуматься о перспективах международного взаимодействия в сфере осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства [1].

Советом ЕС принят ряд правовых документов, регулирующих положение участников уголовного судопроизводства. В частности, Рекомендации о положении потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса приняты Комитетом министров Совета ЕС на 387-м заседании заместителей министров в 1985 г., а Рекомендации по вопросу запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты приняты Комитетом министров Совета ЕС в 1997 г. В первом документе одним из основных принципов обеспечения личной безопасности потерпевшего признается защита от разглашения любых фактов, которые могут неоправданно затронуть частную жизнь или оскорбить достоинство жертвы преступления. Во втором документе в качестве уголовно-процессуальной меры защиты свидетеля, содействующего уголовному правосудию, предусмотрена его анонимность. Свидетель считается «анонимным», когда его личностные данные не известны стороне обвинения [2].

В качестве примера рассмотрим особенности функционирования института государственной защиты в Словакии.

Полиция в Словакии находится в системе МВД. Так же, как и в России, в задачи полиции входят:

защита основных прав и свобод человека (охрана жизни, здоровья, свободы и личной неприкосновенности, безопасности лиц, право и защита частной собственности);

выявление преступлений и установление лиц, их совершивших;

61

осуществление расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности;

обеспечение общественного порядка и принятие мер в случаях его нарушения;

защита свидетелей и другие задачи, предусмотренные законом.

Кроме этого, задачами полиции являются: обеспечение личной безопасности Президента, председателя Национального совета Словацкой Республики, премьер-министра Правительства Словацкой Республики и других лиц, список которых утверждает Правительство;

обеспечение безопасности дипломатических представительств, защита других учреждений, а также защита организаций и учреждений в соответствии с международными соглашениями;

обеспечение физической защиты ядерных материалов; защита государственной границы [3]. Деятельность полиции в Словакии регулируются Законом 1993 г. «О полицейском корпусе», Законом 1998 г. «О служебном статусе сотрудников полицейского корпуса, Словацкой информационной службы, корпуса судебной стражи железнодорожной полиции», Законом 1991 г. «Об обеспечении полиции» и другими нормативными актами [4].

Во время преобразований, проходивших в Словацкой Республике с 1993 г., тысячи полицейских были уволены из ОВД, что повлекло за собой рост преступности. Еще одной причиной этого явилось нежелание граждан сотрудничать с полицией в раскрытии преступлений из-за невозможности государства обеспечить их безопасность. Для исправления ситуации создавались различные сыскные агентства, которые, в том числе, стали брать на себя функции по защите свидетелей.

Все это послужило основанием для подготовки проекта программы защиты свидетелей. Невзирая на недоверие со стороны стран Запада и социального блока, проект программы по защите свидетелей криминальной полицией был разработан за два года. Данному обстоятельству способствовало отсутствие давления со стороны прессы и политиков, вследствие чего появилась возможность спокойно работать.

За основу при подготовке проекта была взята программа защиты свидетелей и членов их семей, действующая в США.

Так, в США свидетели, жизнь и здоровье которых подвергаются опасности, до начала судебного рассмотрения, а также на период его проведения могут быть поселены в специально приспособленные охраняемые жилища, на время расследования им могут быть присво-

ены специальные кодовые имена и т.п. Свидетели по особо серьезным уголовным делам после дачи показаний в суде получают документы на новое имя, им присваиваются новые номера в системе социального обеспечения, возмещаются расходы по переезду на новое место жительства, им помогают найти работу, для них разрабатываются новые биографии и т.д. Лицо, разгласившее эти сведения, может быть привлечено к уголовной ответственности и подвергнуто наказанию в виде тюремного заключения на срок до пяти лет либо штрафа до 5 тыс. долл.

Кроме этого, в США действует федеральное законодательство и законодательство штатов, направленное против попыток «с помощью взяток, ложных заявлений, запугивания или силы либо посредством угрозы создать препятствия, задержать либо помешать любому лицу сообщить следователю информацию, касающуюся нарушения любого уголовного закона США». Закон предусматривает наказание также за нанесение личного или имущественного ущерба любому лицу, давшему информацию следователю [5].

Внедрению разработанной программы государственной защиты свидетелей и потерпевших, а также обучению сотрудников полиции тактике и методике проведения соответствующих мероприятий в Словакии уделялось большое внимание.

Совершенствование программы по защите свидетелей в Словакии осуществляется в зависимости от опыта работы при применении оперативно-розыскной деятельности, опыта борьбы с организованными преступными группами и сообществами, практики деятельности правоохранительных структур других стран. Программы по защите свидетелей в странах ЕС также имеют Польша, Латвия, Венгрия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Украина, Германия, Австрия, Италия, Норвегия, Соединенное Королевство и др., которые оказывают Словакии поддержку в защите свидетелей, в том числе при перемещении защищаемого лица в другие страны.

Под действие программы по защите свидетелей и потерпевших попадают лица, которые сообщают суду важные сведения о преступной деятельности террористических организаций, лиц, совершающих либо готовящих террористические акты, о преступной деятельности организованных преступных группировок. Под действие программы попадают даже те лица, которые сами принимали участие в совершении преступлений, но от дальнейшего их совершения отказались и дают изобличающие свидетельские показания в отношении соучастников. В связи с тем, что защищаемые

62

лица - это бывшие преступники, любая информация, получаемая от них, перепроверяется. Если требуется защита свидетеля по преступлениям небольшой тяжести, то свидетель также может попасть под действие программы. Сотрудники полиции под действие программы не подпадают. В отношении их предусмотрены другие специальные социальные нормы [3].

Решение о приеме свидетеля под программу защиты свидетелей в Словакии принимается комиссией, в состав которой входят следствие, сотрудники государственной службы защиты свидетелей, судья, прокурор, сотрудники пенитенциарного сектора.

Защита осведомителей и анонимных свидетелей программой пока не предусмотрена. Этот вопрос в настоящее время рассматривается, также есть предложение по защите осведомителей как мере стимулирования свидетеля.

В случаях, когда защищаемое лицо может подвергаться большой опасности, для создания долгосрочной защиты применяется изменение идентичности человека. При этом изменяется внешность не только свидетеля, но и внешность его близких. В виде специальных мер применяют перемещение на новое место жительства, в другой город или за границу. Семье пишут «новую историю» с документальным подтверждением основных жизненных вех, делают новые документы, разрабатывают легенду, перемещают в специальное защищаемое место. При изменении идентичности человека необходимо учитывать неизменяемые биометрические данные, по которым существует вероятность установления местонахождения защищаемого лица. В случае, если защищаемое лицо или его близкие изъявляют желание пользоваться всемирной системой объединенных компьютерных сетей Интернет или какими-либо социальными сетями, возникает реальная угроза расшифровки их местонахождения. Для недопущения возникновения такой проблемы с ними проводятся соответствующие инструктажи по соблюдению определенных норм и требований, которые к ним предъявляются, в том числе и при использовании глобальной компьютерной сети. При этом специалисты службы защиты свидетелей обучают защищаемых лиц и их близких пользоваться социальными сетями, включая использование веб-камер, предлагают им размещать в сетях виртуальные данные и т.п. Размещение информации о себе, а также размещение видео- и фотоматериалов должно проходить только под контролем службы защиты свидетелей.

В разных странах изменение идентичности законодательно урегулировано по-разному (по документам, по изменению внешности и

т.д.). Изменение идентичности может иметь разные сроки: постоянное, временное, на неопределенный срок. Однако возвращение идентичности после изменения внешности не разрешается. Имел место случай, когда свидетель после изменения внешности более 10 лет проживал в Германии, а затем выступил на суде в Словакии. Если по прошествии времени свидетель не желает больше проживать под чужой идентичностью, это является проблемой для службы защиты свидетелей, поэтому принимаются меры, чтобы человек поменял свое решение [6].

Работа со свидетелем строится по принципу взаимности, т.е. лицо дает свидетельские показания добровольно и обязуется соблюдать все условия по нахождению в защищаемом месте, вести установленный образ жизни, поддерживать разработанную легенду, соблюдать меры конспирации.

Когда свидетель находится под действием программы, на него распространяются и социальные нормы. В качестве примера можно указать проведение свидетелю сложнейшей операции на позвоночнике в результате пулевого ранения после покушения на его жизнь, причем данная операция проводилась за рубежом.

За счет бюджетных средств с соблюдением правил конспирации сотрудники службы защиты свидетелей исполняют финансовые обязательства защищаемого лица, оплачивают его контракты, ипотеку и кредиты, алименты, представляют интересы при вступлении в право наследования и т.д.

Дача ложных показаний или отказ от них после процедур согласования и проверок, заключения соответствующего договора и вклю-ченения свидетеля в программу представляет проблему для прокурора, обвинителя, службы защиты свидетелей. Для недопущения этого принимаются все необходимые меры.

Словакия является достаточно коррумпированной страной, в связи с чем необходимо жестко соблюдать правила конспирации при обеспечении безопасности свидетелей. Раскрытие данных свидетеля может произойти по разным причинам: предательство сотрудником МВД, утечка по каналам сотовой связи, через колонии и тюрьмы, ошибка партнеров из других стран и т.д. Для исключения расшифровки проводимых службой защиты свидетелей мероприятий по обеспечению безопасности защищаемого лица, а также для исключения разглашения информации об изменении идентичности защищаемого лица предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

Дача свидетельских показаний в суде всегда сопряжена с риском для жизни свидетеля, ког-

63

да на него может быть совершено покушение. В целях исключения данных обстоятельств (приблизительно в 30% случаях) защищаемое лицо в суд не доставляется, а его показания транслируются посредством видеосвязи [3].

Сотрудниками службы защиты свидетелей допускаются различные ошибки. Так, например, при перемещении защищаемого лица и его семьи через границу возникли проблемы с документами и медицинским обеспечением, т.к. у свидетеля предварительно была изменена внешность, написана новая легенда, выданы новые паспорта. Ошибка произошла из-за того, что не были предусмотрены правила и порядок медицинского обеспечения в принимающей стране. Еще одной ошибкой было отсутствие соответствующего штампа в новом паспорте, как того требовали правила страны, в которую перемещали свидетеля, а также были выявлены нарушения в отражении его биометрических данных. Второй проблемой явилось наличие у защищаемого лица собаки, которая должна была пройти месячный

карантин, что также не было предусмотрено. Все эти факты являлись недоработками службы защиты свидетелей, и необходимо было устранять ошибки при помощи коллег принимающей страны.

В качестве еще одного примера ошибки можно привести следующий. Защищаемое лицо поместили в специальное место (дом), в котором отсутствовала точка доступа к глобальной компьютерной сети и не работала мобильная и проводная телефонная связь. Перемещенное лицо и члены его семьи захотели поговорить с родственниками, но такой возможности не было, из-за чего сын свидетеля покончил с собой.

Таким образом, представляется целесообразным заимствование некоторых весьма эффективных мер, предусмотренных законодательством отдельных зарубежных стран, основной целью которых является предоставление гражданам относительно безопасных и более привлекательных форм участия в уголовном процессе, повышение их защищенности и значимости в уголовном судопроизводстве.

1. Ващенко О.Ю. Новации правового регулирования в области госзащиты // Вопросы совершенствования деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите: материалы Всерос. совещания-семинара / сост. Д.А. Васин. Домодедово, 2016.

2. Рамазанов Т. Б. Государственная защита участников уголовного судопроизводства: опыт зарубежных стран // Вестн. Дагестан. гос. ун-та. 2012. № 2.

3. Спиридонов С.А. Зарубежный опыт организации работы по защите свидетелей в рамках уголовного судопроизводства: аналитический обзор. Домодедово, 2016.

4. Полиция Словакии. URL: http://www. naslovensko.com/policija- slovakii/

5. Лозовский Д.Н. Методы расследования организованной преступной деятельности. Майкоп, 2010.

6. Лозовский Д.Н. Отдельные аспекты государственной защиты свидетелей обвинения и других участников уголовного процесса по делам об организованной преступности // Вестн. Майкоп. гос. технолог. ун-та. 2012. № 4.

1. Vashenko O.Yu. Novations of legal regulation in the field of state security // Issues of improvement activities to ensure the safety of persons subject to state protection: proc. of All-Russian seminar meeting / comp. by D.A. Vasin. Domodedovo, 2016.

2. Ramazanov T.B. State protection of participants in criminal proceedings: experience of foreign countries // Bull. of Dagestan State University. 2012. № 2.

3. Spiridonov S.A. Foreign experience in the organization of work for the protection of witnesses in criminal proceedings: analytical review. Domodedovo, 2016.

4. Police of Slovakia. URL: http://www. naslovensko.com/policija- slovakii/

5. Lozovsky D.N. Methods of investigation of organized crime. Maikop, 2010.

6. Lozovsky D.N. Certain aspects of the state protection of witnesses and other participants in criminal proceedings in cases of organized crime // Bull. of Maikop State Technology University. 2012. № 4.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.