УДК 94(47):377.125:[377.3:372.86]
Зарождение горнотехнического образования в России
С. В. Каймакова
В статье уделяется внимание начальному этапу организации процесса подготовки кадров горнозаводской промышленности. На основе анализа архивных документов собраны фактические данные, составлена характеристика периода зарождения горнотехнического образования в России.
Ключевые слова: история Урала; история педагогики; подготовка кадров; горнотехническое образование.
В 1877 году в Министерстве финансов России был впервые поставлен вопрос о «необходимости распространения в народе технического образования» [18, с. 233] — это положило начало разработке «Общего нормального1 плана промышленного образования в России» [18]. В нем наиболее ярко воплотилась «капиталистическая концепция профессионального технического образования» [4, с. 42]. В этом документе были сформулированы некоторые требования к системе профессионального образования:
• соответствие ее нуждам промышленности;
• согласование общего и профессионального образования;
• усиление специализации;
• замена ученичества ремесленными классами.
1 План назывался «нормальным», так как допускал существование учебных заведений, отличных от предусмотренным планом, строящихся по индивидуальным уставам.
Ведущая роль в разработке концепции профессионально-технического образования в России принадлежала таким деятелям, как Е. Н. Андреев, Н. Х. Вессель, С. А. Владимирский, И. А. Вышнеградский, В. И. Гриневецкий, В. К. Делла-Вос, И. С. Стебут, А. И. Чупров, И. И. Янжул.
По словам В. К. Делла-Воса, «введение в промышленность разнообразных машин и аппаратов, заменяющих грубую силу, требует от него некоторого умственного развития» [9, т. 1, с. 182]. С. А. Владимирский писал о «потребности в работнике, способном понимать технику» и быть «подвижным в условиях изменяющейся техники» [5, с. 1].
Вопросы развития системы подготовки рабочих обсуждались на «Всероссийском съезде фабрикантов» (1870 г.), «Торговопромышленном съезде в Нижнем Новгороде» (1896 г.).
Научное обоснование экономической выгодности профессионального обучения сделали известные экономисты И. И. Янжул и А. И. Чупров, доказав, что умственно развитый рабочий скорее овладеет новыми видами труда, организован в работе, требует меньшего контроля, экономно расходует материалы, лучше работает с механизмами [22].
К. Д. Ушинский в работе 1868 года указывал, что создание ремесленных школ позволит решить экономические, социальные, нравственные и воспитательные задачи: приведение ремесла в соответствие с требованиями технического процесса, обеспечение промышленности отечественными специалистами, ликвидация системы ученичества и образование детей рабочих [20].
Д. И. Менделеев в работах, посвященных развитию фабрично-заводской промышленности, говорил о необходимости развития стройной системы специального технического образования — от высшей до ремесленной, тесной связи между «чистой наукой» и ее приложении к «технической промышленной деятельности». Он выступал против
подмены общего образования ремесленным, указывая, что последнее должно обязательно базироваться на общем (см. об этом: [4, с. 44]).
Е. Н. Андреев в 1868 году писал, что «первая основа технического образования есть образование общее, но не только в смысле грамотности, но и в смысле некоторого общего нравственного и умственного развития, которое должно быть тем выше, чем выше предлагаемое техническое образование...» [1, с. 44].
В «Основном положении о промышленных училищах», утвержденном 7 марта 1888 года, дано представление о взаимосвязи общего и профессионального образования. В пункте 6 положения указано: «В учебных заведениях этого рода преподавание некоторых общеобразовательных предметов может быть завершаемо в классах, назначенных для прохождения специальных предметов. И, наоборот, обучение некоторым прикладным предметам и практическим работам может начинаться до окончания общеобразовательного курса училища, с тем, однако, чтобы в средних технических училищах преподавание прикладных предметов и практические работы начинались не ранее, как по окончании учениками общеобразовательного курса, соответствующего курсу третьего класса реальных училищ» [2, с. 453—454].
«Основное положение о промышленных училищах» устанавливало в России три типа технических училищ (не считая высших): средние технические, низшие профессионально-технические и ремесленные.
Профессионально-технические учебные заведения делились на промышленные (механическая, химическая, строительная специальности), железнодорожные, горнопромышленные, художественно-промышленные, сельскохозяйственные и лесные, мореходные и другие [15, с. 56].
Учеными конца XIX века — И. А. Аноповым [2], А. Г. Небольсиным, Н. Н. Запольским, И. Д. Поцелуевым, А. В. Прилежаевым [8], И. М. Максиным [13] — собран ценный фактический и статистический материал по истории профессионально-технического образования.
В этих работах приводится описание 182 промышленных учебных заведений России.
Значительный вклад в развитие теории трудовой школы внесли представители различных демократических течений в истории общественной мысли XVШ—XIX веков: Д. Беллерс, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пе-сталоцци, Р. Оуен.
Д. Беллерс придавал значение таким целям: избавить людей от бедности путем приобщения их к профессии, дать им хорошее воспитание и относительно хорошую программу обучения [16, с. 128—140]. Р. Оуэном были созданы для подростков, работавших на фабриках, вечерние школы, где они получали профессиональные знания. Он организовал индустриальную и сельскохозяйственную школы, обучение в которых совмещалось с работой на производстве, в мастерской [19, с. 279], а также специальные школы и чтения для взрослых рабочих. Исторической заслугой Р. Оуэна явилось то, что он впервые практически осуществил соединение производственного труда детей, подростков с их обучением. И. Г. Песталоцци был убежден в том, что «элементарное образование, готовящее к индустрии, делает всестороннее развитие человека задачей профессиональной подготовки» [17, с. 315—316]. Ш. Фурье, выдвинув идею «интегрального воспитания», обратил внимание на необходимость развития «индивидуальных призваний» ребенка как основу воспитания энтузиастов труда [7, с. 100—103]. Э. Кабэ сформулирована задача «общего профессионального образования» [21, с. 11 — 12].
Усилиями этих деятелей к концу XIX — началу XX веков сложилась концепция профессионально-технического образования, которая отражала социальные и экономические потребности в подготовке грамотных технически подготовленных рабочих. Как можно заметить, педагоги требовали установления связей между общим и профессиональным образованием.
В конце XIX века профессионально-технические учебные заведения, по свидетельству С. Я. Батышева, вошли в общую систему народного образования. В 1889 году были утверждены Уставы низших технических и ремесленных училищ. Ранее разрозненные профессионально-технические учебные заведения были объединены в определенную систему, которая подразделила их по группам согласно целям, задачам и содержанию образования [15, с. 58].
По-видимому, система общего и профессионального образования называлась «системой» на основании факта преемственности между этими системами: на базе общего образования учащиеся получали профессиональную подготовку. Например, в «Положении о Турьин-ском горном училище» [6] говорится, что «мальчики после окончания 2-классного начального городского училища или 2-классного сельского могли поступать в низшие горные училища» (п. 26). На той ступени — в училище — преподавались общеобразовательные и специальные предметы (п. 5), а по окончании низшего горного училища могли поступать в среднее горное училище и т. д.
На наш взгляд, именно о такой системе идет речь в выше представленных материалах, говоря современным языком, — о «системе непрерывного образования». Представим еще одно доказательство этому: открываться профессиональные училища могли только по распоряжению Министерства народного просвещения, а далее состояли в ведении попечителя учебного округа (например, Турьинское горное училище принадлежало Оренбургскому учебному округу). Этот порядок описан в п. 11 и п. 5 «Основного положения о промышленных училищах» (от 7 марта 1888 года): «Промышленные училища каждого из поименованных (ст. 2—4) видов могут существовать или отдельно, или в соединении с другими подобными же училищами различных степеней и специальностей, если в общем управлении соединяются средние технические училища с низшими или ремесленными, то такая
совокупность учебных заведений носит название общего промышленного училища» [2, с. 543—545].
Наиболее полные сведения о дореволюционных учебных заведениях были собраны Министерством торговли и промышленности.
А. Н. Веселов составил классификацию профессиональных учебных заведений, отметив, что «большая разнотипность и значительное количество низших и средних школ и училищ, существовавших по особым индивидуальным уставам, затрудняет их классификацию» [4, с. 17] (так, например, Турьинское горное училище первоначально было частным). Однако основные технические учебные заведения условно можно было распределить по следующим группам: (1) средние технические школы и училища, в которых готовили техников или ближайших помощников инженеров по руководству производством; [4, с.18]; (2) низшие технические школы и училища, готовившие младший технический персонал, мастеров, механиков; к ним относились низшие горные училища; (3) ремесленные школы и училища, готовившие квалифицированных рабочих, ремесленников [4, с. 19].
Анализируя таблицу «Профессиональные учебные заведения дореволюционной России», составленную А. Н. Веселовым [4, с. 17], выясняем, что на 1 января 1910 года в России среди 2469 профессио -нальных учебных заведений было 9 горных училищ с 716 учащимися, что составляло 0,3 % от общего числа учащихся профессиональных учебных заведений России. Из таблицы видно, что к числу профессионально-технических относилось на тот момент лишь 2151 учебное заведение с 116093 учащимися. К этой категории принадлежали ремесленные, технологические, художественно-промысловые, судостроительные, железнодорожные и горные училища, которые географически были сконцентрированы главным образом в европейской части России. В Сибири и Средней Азии их было ничтожно мало.
Опираясь на данные, предоставленные Министерством торговли и промышленности, А. Н. Веселов отмечает, что за период с 1910 по 1917 годы количество профессионально-технических учебных заведений увеличилось до 2500 [4, с. 19]. Это явилось следствием того, что рост и совершенствование производства в конце XIX — начале XX веков вызвали объективную потребность в увеличении числа подобных учебных заведений.
Историография периода после 1917 года обширна. В научной литературе достаточно подробно освещено становление и развитие советской системы подготовки квалифицированных рабочих. В первое десятилетие Советской власти было положено начало теоретическому осмыслению опыта советской профтехшколы, в это время и позднее оно было представлено в работах Н. К. Крупской [10; 11], А. В. Луначарского [12]. Одной из первых педагогических работ по профтехобразованию, — пишет Осовский [14, с. 7], — была книга П. Я. Панкевича «Основные вопросы фабзавуча» (М., 1926), в которой на основе опыта школ ФЗУ была сделана попытка поставить многие вопросы теории подготовки рабочих. Столь же существенное значение имела книга Г. Н. Роганова «Трудовая педагогика» (М., 1927), заложившая основы теории и методики производственного обучения. Ценный исторический и теоретический материал, вызвавший широкую дискуссию на страницах печати, был дан А. К. Гастевым в его книге «Трудовые установки. Методика обучения» (М., 1924). Опыт общественно полезной деятельности учащихся школ ФЗУ был обобщен
Н. В. Нечаевым в работе «Общественно-практическая работа учащихся школы ФЗУ» (М.—Л., 1928). Разработки дидактических основ профтехобразования были представлены М. И. Зарецким в книге «Дидактика профессионально-технической школы» (Киев, 1925). В 1929 году вышла книга Я. Ряппо «Проблема профессионализма и политехнизма в советской школьной системе», однако история проблемы была освещена в ней с позиций монотехнизма, на которых в свое время стоял автор.
В 20-30-е годы изучением теории профтехобразования занимался профессор А. Н. Веселов [3; 4], в трудах которого впервые была дана широкая картина развития профтехобразования в России и СССР, что позволило приступить к более детальному, дробному изучению отдельных вопросов теории и практики подготовки профессиональных кадров. Дальнейшие опыты исследований в этой области были предприняты Н. К. Гончаровым, Л. Н. Дмитриевой, Б. А. Зарытовским,
В. М. Злобиной, И. Д. Клочковым, Ф. Ф. Королевым, Е. Г. Осовским,
А. В. Петровским, С. П. Плотниковым, А. П. Пятницким, П. В. Рудневым, Н. Н. Кузьминым и другими учеными.
Литература
1. Андреев А. Н. Школьное дело в России : Наши общие и специальные школы. — СПб. : Тип. С. Добродеева, 1882. — 232 с.
2. Анопов И. А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России / И. А. Анопов. — Санкт-Петербург : Тип. М-ва путей сообщ., 1889. — VIII, 596 с. : табл.
3. Веселов А. Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР : (очерки по истории профтехобразования) / А. Н. Веселов ; под ред. действ. чл. АПН РСФСР проф. Н. А. Константинова. — Москва : Тру-дрезервиздат, 1955. — 328 с.
4. Веселов А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР : очерки по истории среднего и низшего профтехобразования / А. Н. Веселов. — Москва : Профтехиздат, 1961. — 435 с.
5. Владимирский С. А. Заметки о современном состоянии профессиональных училищ в России / С. А. Владимирский // Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России (1895 — 1896) : III секция : Средние и низшие технические и ремесленные учебные заведения. — Часть 1. — Москва, 1896. — С. 1—20.
6. ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 27. - 7 с.
7. Зильберфарб И. И. Проблема соединения воспитания с производственным трудом в учении Ш. Фурье / И. И. Зильберфарб // Советская педагогика. — 1959. — № 12. — С. 100-103.
8. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / под ред. А. Г. Небольсина. — Санкт-Петербург : тип.
B. Киршбаума, 1883. — 258 с.
9. Кривенко С. Н. Собрание сочинений : Внутренние обозрения, хроника и другие статьи из «Отечественных записок» (1873—1884) : в 2 томах / С. Н. Кривенко. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1911. — Т. 1—2.
10. Крупская Н. К. Задачи профессионального образования / Н. К. Крупская // Крупская Н. К. Педагогические сочинения : в 10 т. / Н. К. Крупская. — Москва : Издательство Академии педагогических наук. — Т. 4 : Трудовое воспитание и политехническое образование. — 1959. —
C. 18-22.
11. Крупская Н. К. Общее и профессиональное образование / Н. К. Крупская // Крупская Н. К. Педагогические сочинения : в 10 т. / Н. К. Крупская. — Москва : Издательство Академии педагогических наук. — Т. 4 : Трудовое воспитание и политехническое образование. — 1959. — С. 80—88.
12. Луначарский А. В. О народном образовании / А. В. Луначарский. — Москва : АПН, 1958. — 558 с.
13. Максин И. М. Очерк развития промышленного образования в России (1888—1908) / И. М. Максин. — Санкт-Петербург : тип. СПб. одиночной тюрьмы, 1909. — 175 с.
14. Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917—1940) / Е. Г. Осовский. — Москва : Высшая школа, 1980. — 287 с.
15. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / С. Я. Батышев, Н. Н. Кузьмин, М. С. Степанов и др.] ; отв. ред.
С. Я. Батышев.. — Москва : Педагогика, 1981. — 351 с.
16. Павлова Т. А. Утопия Джона Баллерса / Т. А. Павлова // Вопросы истории. — 1978. — № 11. — С. 128—140.
17. Педагогическое наследие :сборник / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — Москва : Педагогика, 1987. — 399 с.
18. Проект нормального плана промышленного образования в России. — Санкт-Петербург, 1884. — С. 233.
19. Тумим-Альмендингер Н. А. Педагогический опыт и взгляды Роберта Оуэна / Н. А. Тумим-Альмендингер // Лушников А. М. История педагогики : учебное пособие для студентов педагог. высш. уч. завед. / А. М. Лушников ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1994. — 368 с.
20. Ушинский К. Д. Необходимость ремесленных школ в столицах / К Д. Ушинский — В кн.: К. Д. Ушинский. Собрание сочинений /
К Д. Ушинский. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948—1948. — Т. 3 : Педагогические статьи : 1862—1870 гг. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — С. 589—597.
21. Фрумов С. А. Кабэ и его педагогические идеи : к 100-летию «Путешествия в Икарию» / С. А. Фрумов // Советская педагогика. — 1940. — № 11. - С. 11-12, 131-148.
22. Экономическая оценка народного образования : очерки И. И. Ян-жула, А. И. Чупрова, Е. Н. Янжул, В. П. Вахтерова и др. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Тип. А. Бенке, 1899. — [2], II, 162 с., 5 л. диагр.
© Каймакова С. В., 2012
The History of the Mining Engineering Education in Russia
S. Kaimakova
The article focuses its attention on the initial stage of organizing the process of training specialists for mining industry. Analyzing the archival documents actual evidence are collected, characteristics of mining engineering education in Russia, in particular.
Key words: history of the Urals; the history of pedagogy; staff training; mining engineering education.
Каймакова Светлана Викторовна, преподаватель Центра дистанционного образования г. Краснотурьинска ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», учитель высшей категории, МБОУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева г. Серова (Серов), svww@yandex.ru.
Kaimakova, S., teacher of the Centre for distance learning, Krasnoturinsk Federal public budgetary educational institution of higher professional education the “ Ural state university of Economics”, teacher of the highest category, School № 14 named after V. F. Fufacheva, (Serov), svww@yandex.ru.