ИСТОРИОГРАФИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
Сергей Сергеевич БАЛДИН,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Модернизация российской профессиональной школы, происходящая в наши дни, имеет исторические аналоги. На различных этапах социально-экономического развития страны профтехобразование претерпевало существенные изменения. При этом цели и задачи его реформирования всегда отражали потребности производства, уровень культуры общества, образовательные потребности различных социальных групп населения, политику государства в деле подготовки рабочих кадров. Историческая ретроспектива позволяет рассмотреть данный процесс в динамике, выявить достижения и ошибки в области профтехобразования, определить тенденции в профессиональной подготовке молодежи на современном этапе.
Особое значение имеет изучение исторического опыта профтехшколы Дальнего Востока, одного из крупнейших регионов страны. Богатые сырьевые ресурсы этого района определили специфику его развития. Правительство Российской империи, а позже советское руководство рассматривали социально-экономические функции Дальнего Востока через призму сырьевого придатка страны. Не изменилось такое отношение к региону и при нынешней демократической власти. Российский Дальний Восток до настоящего времени остается территорией, где отсутствует необходимая инфраструктура, острее, чем в центральных районах России, стоит проблема трудовых ресурсов и текучести кадров. В связи с этим изучение и обобщение исторического опыта, накопленного профессионально-техническими учебными заведениями Дальнего Востока по подготовке рабочих кадров, являются весьма актуальными.
Актуальность изучения истории профтехобразования обусловлена также тремя аспектами, имеющими непреходящее значение. Во-первых, профтехшкола входит в структуру воспроизводства квалифицированной рабочей силы, удовлетворяя потребности общества и личности в различных профессиях. Во-вторых, она является составной частью единой системы образования. В-третьих, учебные заведения профтехобразования выполняют функции социальной защиты значительной части населения, остро нуждающейся в государственной поддержке.
Важность и актуальность данной проблемы определили большой интерес российских ученых к изучению истории профессионально-технического образования. Как отрасль междисциплинарная, она является предметом исследования
исторической, педагогической и экономической науки. В этой связи историография профтехобразования не может ограничиться анализом собственно исторических работ, необходимо изучение результатов исследований педагогов, экономистов, демографов, философов и других обществоведов.
В историографии проблемы могут быть выделены три основных периода.
1. Дореволюционные исследования — 2-я половина XIX — начало XX в.
2. Публикации советского периода — 1917—1990 гг.
3. Новейшая литература с начала 90-х годов XX в. до наших дней.
Первые исследования по проблемам школьной профессиональной подготовки рабочих кадров появились в конце XIX — начале XX в. Работы тех лет касались в основном вопросов подготовки кадров для той или иной отрасли экономики. Уже в то время издаются публикации, обобщавшие опыт, накопленный профессиональными учебными заведениями. Схематические обзоры материалов по истории профтехобразования содержатся в трудах И.А. Анопова, С.А. Владимирского, Н.М. Королькова, И.М. Максина, А.Г. Неболсина и других деятелей отечественной педагогики1. В них развивается идея преимущества стационарной подготовки рабочих кадров, необходимость расширения сети профессиональных учебных заведений в стране. Проблемы профессиональной подготовки рабочих и специалистов периодически обсуждались на страницах журналов «Техническое образование» и «Техническое и коммерческое образова-ние»2. Все вышеперечисленные исследования ограничиваются изучением проблемы подготовки рабочих для промышленных центральных районов России и отчасти Сибири. Дальний Восток во всех этих работах даже не упоминается, хотя профессиональные учебные заведения региона к тому времени уже накопили определенный опыт.
Не оставили специальных исследований, посвященных вопросам развития профтехобразования в регионе, и дореволюционные исследователи Дальнего Востока. Исключение составляет работа инспектора окружного управления народным образованием Н.С. Иваницкого «Нужды народного образования в Приамурском крае»3. В ней автор подробно изложил программу развития ремесленных отделений при школах Приамурского края с учетом специфики той или иной территории. Попытки обобщения статистических сведений о количестве профессиональных учебных заведений, численности обучавшихся в них и размере средств, выделявшихся на содержание профессиональной школы Дальнего Востока, содержатся в общих обзорах состояния народного образования, опубликованных в журнале «Просветительское дело в Азиатской России». Некоторые сведения о профессиональных учебных заведениях, функционировавших в Приамурском крае, имеются в трудах военного губернатора Приморской области П.Ф. Унтербергера4.
Второй (советский) период историографии профтехобразования условно можно разделить на два этапа:
1) 20—30-е годы XX в.;
2) середина 50-х годов XX в.— 1990 г.
Исследование проблемы профессионально-технического образования в советский период традиционно связано с изучением рабочего класса СССР. Стремление правившей в нашей стране коммунистической партии аргументировать идеологический тезис о неуклонном повышении в жизни государства авангардной роли рабочего класса привело к появлению фундаментальных научных исследований, рассматривавших историю рабочего класса в СССР5. В той исторической обстановке ученые вынуждены были доказывать научность
и жизненность данного сомнительного тезиса. Однако, несмотря на идеологизированный пресс, в этих трудах дается подробная характеристика экономического развития страны, раскрываются изменения численности и состава рабочего класса. В них находят отражение вопросы подготовки рабочих кадров, сопоставляются цифровые данные о профессиональном обучении рабочих через систему профтехобразования и непосредственно на производстве, подчеркивается более высокое качество подготовки в профессиональных учебных заведениях.
Общесоюзную литературу в значительной степени дополняет региональная, в том числе дальневосточная6. Обобщающий характер вышеназванных работ определил их отношение к анализу проблемы профтехобразования: авторов интересуют в основном результаты работы профессиональных учебных заведений, т.е. влияние подготовки кадров на изменения в профессионально-квалификационном составе рабочего класса.
Данная форма обучения будущих рабочих и специалистов определялась как ведущая, наиболее влияющая на повышение профессионального и культурно-технического уровня работников.
На первом этапе историографии советского периода появляются исследования, посвященные непосредственно профессионально-техническому образованию. Это в основном работы обзорно-аналитического характера, содержащие сведения о численности школ ФЗУ и профтехшкол, о количестве учащихся в них, социальном составе и уровне образования учеников7. Причем приводятся сведения по отдельным регионам, в том числе по Дальнему Востоку. В 1923 г. выходит в свет монография Н.С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири»8. Автор подробно анализирует становление и развитие общего и профессионального образования в этом обширнейшем регионе страны. Для нашего исследования представляют особый интерес содержащиеся в книге сведения о первом профессионально-техническом учебном заведении Дальнего Востока — навигацкой школе, открытой в Охотске в 1736 г.
Для многих публикаций 20-х годов XX в. характерно критическое отношение к обучению в профессиональных учебных заведениях. Это было связано с тем, что в тот период деятельность школ ФЗУ и профтехшкол являлась предметом острых дискуссий между ВСНХ, Центральным институтом труда (ЦИТ), с одной стороны, и Народным комиссариатом просвещения СССР — с другой. Так, широкую дискуссию на страницах печати вызвала книга А.К. Гастева «Трудовые установки. Структура. Анализ. Обоснование. Курсы», изданная в 1924 г. В ней содержится ценный исторический и теоретический материал, освещающий проблемы профессиональной подготовки рабочих кадров. История проблемы рассматривалась автором с позиций монотехнизма9. Полемика развернулась по вопросам о формах, методах и сроках подготовки рабочих кадров. В частности, ЦИТ предлагал сократить подготовку рабочих через школы ФЗУ и расширить ее на краткосрочных курсах ЦИТа. Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие советские деятели просвещения отстаивали идею единства общего, профессионального и политехнического образования, наиболее успешно осуществлявшуюся в профессиональных учебных заведениях10. В итоге возобладала точка зрения Наркомпроса, и работы с критической оценкой роли школ фабзавуча в дальнейшем не публиковались.
Начиная с 30-х годов XX в., проблема развития профтехобразования тесно увязывалась с разработкой вопроса о новых источниках пополнения и формах подготовки рабочих кадров. В 1932 г. опубликована монография З.Л. Мордухо-вич «Использование трудовых ресурсов и подготовка кадров»11, а в 1934 г.—
коллективный труд «Новые кадры тяжелой промышленности»12. В этих работах были подведены итоги деятельности школ ФЗУ и профтехшкол за предшествующее десятилетие, определены пути развития профтехобразования в дальнейшем. О возрастающей роли школ фабрично-заводского ученичества по повышению квалификационного уровня рабочего класса во второй пятилетке пишут в своих исследованиях Б.Л. Маркус и А.Б. Альтер13. Они отмечают увеличение процента выпускников школ ФЗУ в новых пополнениях рабочих.
Итак, в советской историографии 20—30-х годов велась разработка количественных и качественных изменений в составе рабочего класса, исследовалась роль стационарной формы обучения в повышении его культурно-технического уровня. Накопленный опыт работы школ ФЗУ привел к появлению исследований о развитии профтехшколы в 20—30-е годы, в которых подчеркивалось, что под влиянием индустриализации в стране утвердилась и действовала основная форма подготовки квалифицированных рабочих — школы фабрично-заводского ученичества.
Следует подчеркнуть, что все вышеназванные работы были написаны не историками, а работниками профессионального образования, экономистами и педагогами. Это было связано с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и учебником «История ВКП(б). Краткий курс», который сковал творческую мысль историков. Они были лишены возможности работать в архивах, им навязывались идеологические догмы этого учебника, отступить от которых было невозможно.
Исследования истории профессионально-технического образования в 40-е — начале 50-х годов практически не велись. Этот период социально-экономической жизни страны, в том числе Дальнего Востока, выпадает из сферы интересов историков.
На втором этапе советской историографии (середина 50-х — 80-е годы XX в.) происходит выделение истории профессионально-технического образования в самостоятельную отрасль знания. Начало этому положили исследования доктора педагогических наук, профессора А.Н. Веселова14. Используя обширные статистические и архивные материалы, автор впервые в исторической науке раскрыл сложный, во многом противоречивый путь становления и развития российской профтехшколы, проанализировал изменения форм организации и методов обучения в профессиональных учебных заведениях за весь исторический период их функционирования. Особое внимание при этом было уделено системе государственных трудовых резервов. Однако даже эти фундаментальные и интересные монографии не содержат сведений о работе профессионально-технических учебных заведений в специфических условиях Дальнего Востока.
Следующим крупным исследованием, обобщающим опыт школьной подготовки квалифицированных рабочих, стала книга Ф.А. Блинчевского и Г.И. Зе-ленко, в которой дан анализ деятельности училищ и школ ФЗО, показаны их положительные и отрицательные стороны, рассмотрены методика и формы обучения в них15.
Изучение истории профтехобразования Дальнего Востока, на территории которого функционируют крупные морские порты, невозможно без исследования проблемы подготовки морских кадров. Поэтому предметом нашего внимания стала монография Н.И. Барбашева «К истории мореходного образования в России»16. В ней показано развитие системы мореходного образования в Рос-
сии на различных этапах ее исторической жизни на протяжении свыше двухсот лет, рассматриваются вопросы постановки учебного процесса, формирования педагогических кадров, развития сети учебных заведений. Однако эта книга посвящена в основном истории военно-морского образования, подготовке же специалистов торгового флота автор уделяет значительно меньше внимания. К сожалению, и мореходные учебные заведения Дальнего Востока в ней только упоминаются.
Окончательное выделение истории профтехобразования в самостоятельную отрасль историко-педагогической науки связано с именем виднейшего организатора и теоретика профессионально-технического образования, доктора педагогических наук, Героя Советского Союза Сергея Яковлевича Батыше-ва. В 1981 г. под его руководством был проведен Всесоюзный симпозиум по проблемам истории профтехобразования, в работе которого приняли участие как маститые ученые, так и начинающие исследователи17. Участником этого симпозиума довелось быть и автору данного исследования, где он выступил с сообщением об историческом опыте подготовки квалифицированных рабочих через систему профтехобразования на Дальнем Востоке России18. С.Я. Ба-тышев сумел сплотить группу талантливых ученых и практиков, перед которыми была поставлена задача исследования истории и теории профессионально-технического образования России и СССР. В 70—80 годы XX в. выходят в свет крупные труды А.А. Булгакова, И.К. Воеводского, Н.И. Глазуновой, И.Г. Коваленко, Э.С. Котляра, Н.Н. Кузьмина, М.М. Кучеренко, А.Н. Осипо-ва, Е.Г. Осовского, Н.П. Соловьева19. В своих работах авторы исследуют проблемы российской профтехшколы на различных этапах исторического развития. Рассмотрим те из них, которые оставили значительный след в изучении проблемы истории профтехобразования.
История и содержание работы низших и средних промышленных, сельскохозяйственных, железнодорожных и мореходных учебных заведений России в дореволюционный период нашли свое отражение в монографии Н.Н. Кузьмина20. В работе освещаются теоретические и практические аспекты становления нового звена образования, анализируется правительственная политика в области профессионального образования, дается оценка частной и общественной инициативы по распространению профессиональных навыков и знаний. Автор выделяет 90-е годы XIX в. как начало формирования общих подходов к вопросам организации низшего профессионального образования.
В книге впервые даются подробные сведения о развитии профессионального образования в Сибири, но, к сожалению, ничего не говорится о деятельности профессиональных учебных заведений Дальнего Востока, накопивших к 1917 г. определенный опыт работы. Нельзя не отметить политизированность выводов автора. Он постоянно подчеркивает нежелание царского правительства создавать и развивать профессионально-технические учебные заведения в достаточном количестве, объясняя это стремлением воспрепятствовать росту образовательного уровня населения. Однако изучение и анализ документов, различных публикаций в периодической печати того времени дает нам возможность увидеть, с какой серьезностью и основательностью российское правительство относилось к данной проблеме.
В крупном исследовании Е.Г. Осовского «Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917—1940)» изучены основные принципы советской системы профтехобразования 20—30-х годов XX в. и опыт их осуществления, раскрыта динамика содержания форм и методов
учебно-воспитательной и производственной деятельности школ ФЗУ и профтехшкол21. Автор приходит к выводу о взаимовлиянии, взаимодействии социально-политических, экономических и педагогических факторов в подготовке и воспитании рабочих кадров. Профтехшкола, являясь институтом воспроизводства квалифицированной рабочей силы, по мнению Е.Г. Осовского, уже в 20—30-е годы выполняла функцию важного звена народного образования.
В канун 30-летия победы над фашистской Германией выходит в свет монография Э.С. Котляра, в которой впервые наиболее полно рассмотрено развитие государственных трудовых резервов СССР в годы Великой Отечественной войны22. В книге раскрываются вопросы состояния сети училищ и школ ФЗО в военное время, постепенное совершенствование учебного процесса, идейного и военно-физического воспитания учащихся, показана роль и социальные функции учебных заведений трудовых резервов, подробно описана производственная деятельность для фронта и тыла, даны примеры коллективного и личного трудового и ратного подвига учащихся и работников училищ и школ ФЗО в годы войны.
Социальная история профессионально-технического образования рассмотрена в работах С.Я. Батышева, А.А. Булгакова, М.М. Кучеренко, Н.П. Соловьева23. Труды этих ученых внесли существенный вклад в изучение истории профтехобразования. Ими использован большой фактический материал, характеризующий состояние учебно-материальной базы профессиональных учебных заведений, изменения в составе руководящих и инженерно-педагогических кадров, образовательном уровне учащихся, приводятся данные о выпуске молодых рабочих по профессиям. Авторы обстоятельно изучают влияние научно-технического прогресса на содержание труда рабочих и возникновение новых профессий, дают подробный анализ форм и методов обучения и воспитания учащихся, особое внимание при этом уделяя работе средних профтехучилищ. Давая общую положительную оценку развитию советской системы профтехобразования, они обращают внимание и на недостатки: неудовлетворительные темпы строительства объектов профтехобразования, несовершенство учебных планов, программ и других элементов методического обеспечения учебного процесса.
В рассматриваемый период были опубликованы интересные исследования по проблемам истории профтехобразования в отдельных республиках и регионах СССР24. Эта литература дает возможность выявления специфических особенностей развития профтехшколы в различных районах страны, раскрывает полноту картины реализации общегосударственной политики в подготовке рабочих кадров.
В 1960-е годы началась разработка проблемы истории профтехобразования и на Дальнем Востоке. Следует отметить, что исследования дальневосточных историков ограничивались изучением только советского периода. Работе профессионально-технических учебных заведений региона в 20—30-е годы XX в. уделено внимание в статьях А.В. Больбуха и М.З. Заславского, где показано возрастание роли школ ФЗО в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства Дальневосточного края25. Авторы, однако, ограничились лишь количественной стороной проблемы и не рассматривали формы и методы стационарного обучения рабочей молодежи.
О подготовке квалифицированных рабочих на Дальнем Востоке в послевоенные годы имеются сведения в диссертационных исследованиях Э.В. Ермаковой и Э.В. Ивановой26. Ученые анализируют источники и формы пополнения дальневосточного отряда рабочего класса СССР за период с 1946 по 1955 г., особое вни-
мание при этом уделяя развитию сети учебных заведений государственных трудовых резервов. Однако четкой дифференциации понятий источников пополнения и форм подготовки рабочих кадров у Э.В. Ивановой не наблюдается.
История профтехобразования на Дальнем Востоке за период с 1959 по 1985 г. рассмотрена в диссертационных исследованиях С.С. Балдина и Е.Н. Чер-нолуцкой, а также в книге «Кузница рабочих кадров», написанной С.С. Балди-ным в соавторстве с А.П. Ткаличем27. Ссылаясь на новые архивные и статистические материалы, используя элементы социологического исследования, авторы анализируют развитие сети профессионально-технических учебных заведений Дальнего Востока, изменения в составе инженерно-педагогических работников и учащихся, формы и методы обучения в профтехучилищах. Особое внимание при этом уделяется новому типу учебных заведений — средним профтехучилищам. Относительно результатов работы средних ПТУ авторы придерживаются полярных точек зрения, но в целом приходят к единому выводу: профессионально-технические училища в 70-е годы XX в. превращаются в ведущую форму подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Вопросы развития профтехшколы Дальнего Востока в 60—70-е годы прошлого века затронуты в кандидатской диссертации Л.Н. Булдыгеровой, хотя формы профессионально-технической подготовки рабочих в этой работе рассматриваются как частный аспект темы роста культурно-технического уровня индустриальных рабочих Дальнего Востока28.
Этому же периоду посвящена кандидатская диссертация А.Н. Гридуновой29. Автор много внимания уделяет вопросам организации и проведения производственной практики учащихся профтехучилищ, анализирует состав преподавателей и мастеров производственного обучения, выделяет лучших из них. Вместе с тем проблемы совершенствования форм и методов обучения учащихся, шефства над ними и наставничества, организации ученического самоуправления и другие аспекты работы комсомола освещены крайне недостаточно.
Отдельные вопросы истории профтехшколы Амурской области в 20— 30-е годы XX в. (развитие сети учебных заведений, количество подготовленных рабочих) рассмотрены в диссертационном исследовании А.П. Курочкиной30.
Наиболее полно изучена история профессионально-технического образования одного из самых развитых районов Дальнего Востока — Приморского края. Многогранная работа коллективов учебных заведений трудовых резервов Приморья в годы Великой Отечественной войны показана в книге Л.Я. Иващенко и научных тезисах Г.А. Ткачевой31. Деятельность гострудрезервов края в первые послевоенные годы нашла отражение в работах Э.В. Ермаковой, Э.В. Ивановой и О.Т. Моревой32. Авторы раскрыли вопросы укрепления учебно-производственной базы училищ и школ ФЗО, совершенствования теоретического и производственного обучения, роль учебных заведений трудовых резервов в подготовке рабочих кадров для народного хозяйства края.
Впервые исторический путь развития приморской профтехшколы за 40 лет функционирования государственной системы профтехобразования (1940—1980 гг.) освещен в книгах, написанных С.С. Балдиным в соавторстве с А.П. Ткаличем33. Авторы последовательно осветили изменения и совершенствование форм и методов стационарного обучения будущих рабочих, роль учебных заведений в трудовом и политическом воспитании молодежи в крае. Значительное внимание уделили вопросу перехода профтехучилищ Приморья к подготовке рабочих со средним образованием, высоко оценили значение и результаты этого процесса. Существенные недостатки процесса воспитания
учащихся, выразившиеся прежде всего в его идеологизации, затушевывании многих негативных сторон деятельности профтехшкол советского периода,— все это нашло отражение в данных исследованиях.
Хронологически продолжает эту тему книга А.П. Ткалича «Профтехшкола Приморья и ее выпускники», где показана работа выпускников профтехучилищ в различных отраслях экономики края34. Особое внимание в книге привлекает сравнительно мало изученный аспект — закрепляемость и дальнейшая профессиональная судьба выпускников профтехучилищ.
Таким образом, на втором этапе советского периода историографии профтехобразования дальневосточными историками положено начало исследованию проблемы истории профтехшколы в регионе. В хронологическом плане наиболее полно освещен период 60—80-х годов XX в., в территориальном — профтехобразование Приморья. Совершенно не рассматривались проблемы развития профтехобразования на Дальнем Востоке в дореволюционный период.
Публикации советского периода объединены общими идеями неоспоримости преимуществ социалистического и коммунистического строительства, поэтому им присуще обоснование поступательного развития системы профессионально-технического образования в СССР и частного, временного характера негативных явлений. Советская историография, несмотря на ее методологический и концептуальный конформизм по отношению к марксистско-ленинской идеологии, внесла существенный вклад в изучение истории профтехобразования, в том числе особенностей его развития на Дальнем Востоке.
Третий, новейший период историографии профессионально-технического образования, начавшийся с 1991 г., связан с социальными процессами, происходившими в постсоветском обществе. Его принципиально иное качество обусловлено радикальным пересмотром исследовательских парадигм. Современный период изучения проблемы истории профтехобразования характеризуется свободой суждений, широким доступом исследователей к документальным материалам и объективной оценкой государственной политики в области профтехобразования.
Изменения в социально-экономической и общественной жизни страны, произошедшие на рубеже третьего тысячелетия, вызвали необходимость реформирования профессионально-технического образования, поиска новых путей его модернизации. Приоритет в разработке проблем подготовки рабочих кадров в условиях рынка труда принадлежит представителям педагогической науки. В первой половине 90-х годов опубликованы крупные работы виднейшего теоретика профессионального образования, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования С.Я. Батышева35. В них автор дает научно-методический анализ существующей практики подготовки рабочих в профессиональных образовательных учреждениях, представляет новую методику разработки модели рабочего широкого профиля, раскрывает новые формы повышения квалификации инженерно-педагогических работников. Особое место в исследованиях С.Я. Батышева отведено освещению передового опыта профессиональной подготовки рабочих в условиях рынка труда — создание учебно-производственных хозрасчетных объединений, хозрасчетных бригад и учебно-производственных цехов, ученических кооперативов, внедрение арендного подряда и др. Автор на основе многолетнего исследования и обобщения передового опыта в советский и постсоветский периоды определяет пути совершенствования подготовки рабочих широкого профиля, рабочих высокой квалификации, рабочих-профессионалов в рыночной экономике.
В 1996 г. по инициативе ряда научных учреждений, отдельных исследователей была создана Академия профессионального образования (АПО), объединившая ученых и практиков, занимающихся вопросами подготовки, переподготовки рабочих и специалистов, повышения их квалификации. Усилия АПО направлены на развитие и координацию научных исследований, прикладных разработок, научно-методического обеспечения системы профессионального образования. Академия поставила своей задачей определить оптимальные схемы адаптации начального профессионального образования к новой реальности, утвердиться в жестких условиях рыночной экономики, выработать свою концепцию начального профессионального образования. С этой целью изданы научные работы по проблемам профтехобразования.
Большой интерес для нашего исследования представляют труды доктора педагогических наук, академика Российской академии образования А.М. Новикова, посвященные ближайшим и отдаленным перспективам развития профессионального образования как целостной системы в новых социально-экономических условиях России36. На основе изучения материалов 90-х годов автор выступает за обновление профессионального образования, рекомендуя пересмотреть налоговую политику в образовательной сфере, основы финансирования и распределения средств, систему контроля качества знаний. Он подробно рассматривает совокупность и типологию ведущих идей (гуманизации, демократизации, опережающего и непрерывного профессионального образования), принципов развития профессионального образования (фундаментализации, равных возможностей, регионализации, открытости, интеграции и т.д.) и условий их реализации.
В 1998 г. опубликована монография доктора философских наук, президента Академии профессионального образования И.П. Смирнова «Начальное профессиональное образование: современные реформы», в которой автор критически оценивает проводившиеся в стране в 90-е годы XX в. реформы, анализирует концепции непрерывного профессионального образования, предлагает новые подходы к содержанию, управлению и финансированию системы НПО37.
В 1999 г. выходит в свет двухтомник «Профтехобразование России. Итоги XX в. и прогнозы» под научной редакцией И.П. Смирнова, написанный видными организаторами профессионально-технического образования, учеными и специ-алистами38. В этой работе отражено видение истории профессиональной школы с позиций активных участников ее строительства в разные годы. На основе анализа исторического опыта подготовки рабочих кадров авторы предлагают свою концепцию развития профтехобразования в стране на современном этапе.
На пороге XXI в. появились новые исследования, отображающие аспекты профессионально-технического образования. В работе Ф.Е. Довжко «Научные основы современных реформ в начальном профессиональном образовании»39 поднят большой пласт актуальных проблем реформирования российской профтехшколы, без решения которых эти реформы, по мнению автора, вновь будут буксовать. Они рассмотрены критично и остро, на уровне серьезного научного обобщения и государственных выводов. В книге «Исторический опыт реформирования профессионально-технического образования России», посвященной 300-летию российского профессионального образования, Ф.Е. Довжко совершенно по-новому, с точки зрения современного практика оценивает дореволюционный и советский периоды жизни российской профтехшколы40.
Особое внимание Академия профессионального образования, Институт развития профессионального образования (ИРПО) уделяют региональным
проблемам начального профессионального образования. Это видно по тематике исследований, а также проводимым ими научно-практическим конференциям. Министерством образования одобрен опыт ИРПО по созданию региональных научных лабораторий. Институтом проведены всероссийские конференции по проблемам регионального компонента Государственного стандарта НПО (Саратов, 1995 г.). моделям регионального и федерального финансирования системы НПО (Москва, 1996 г.), по региональной политике НПО (Москва, 1999) и др. В научно-методическом журнале «Профессиональное образование» проанализирован опыт работы профессиональных образовательных учреждений в ряде городов (Челябинск, Москва, Липецк, Оренбург). Важную методическую основу для исследования региональных компонентов начального профессионального образования содержат монографии И.П. Смирнова, написанные в соавторстве с Л.А. Гараниным, В.И. Мигалем, В.В. Моисеенко41. В них излагаются научные основы, методика и опыт анализа регионального рынка труда, концепция реформирования системы начального профессионального образования. Однако названные конференции и научные труды определяют лишь общие подходы и принципы регионализации профессионального образования и не могут служить достаточной базой для формирования региональной системы начального профессионального образования.
Справедливо будет заметить, что эта ключевая для современных условий научная проблема не может быть решена одной разработкой. Формирование региональной системы НПО представляет собой сложный и долговременный процесс становления новой социальной инфраструктуры рыночной экономики и, вероятно, потребует обращения к ней нескольких поколений исследователей.
Итогом многогранной деятельности представителей историко-педагогичес-кой мысли XX в. явился обобщающий фундаментальный труд «История профессионального образования в России», изданный в 2003 г. коллективом авторов под редакцией С.Я. Батышева, А.М. Новикова и Е.Г. Осовского42. В контексте современной социокультурной и гуманистической интерпретации историко-педагоги-ческого процесса в монографии представлена целостная картина становления и развития профессионально-технического образования в России с древнейших времен до наших дней, дана характеристика образовательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях на различных этапах его развития, показана динамика исторически сложившихся парадигм подготовки квалифицированных рабочих в России, сложный процесс перехода подготовки рабочих кадров к гуманистической личностно-ориентированной концепции профессионального образования. К сожалению, к работе над этим изданием не был привлечен ни один историк-специалист, что, безусловно, отразилось на качестве системно-исторического анализа исследуемой проблемы.
Ведется разработка проблемы истории профессионально-технического образования и на региональном уровне43, в том числе на Дальнем Востоке.
Отдельные вопросы школьной подготовки будущих рабочих на российском Дальнем Востоке в дореволюционный период нашли отражение в монографии доктора исторических наук Л.И. Галлямовой и диссертационном исследовании О.Б. Лынши44. Хотя профтехобразование и не является объектом специального исследования, авторы раскрывают особенности и поступательное развитие первых профессиональных учебных заведений в регионе.
Специально вопросам становления профтехобразования на восточной окраине России посвящены статьи С.С. Балдина и Ф.Е. Довжко45. Они раскрывают общие закономерности и особенности зарождения здесь профтехшколы.
К сожалению, исследование Ф.Е. Довжко ограничивается только территорией Хабаровского края.
Вопросы подготовки рабочих кадров для рыбной промышленности Дальнего Востока в 20—30-е годы XX в., в том числе через систему профтехобразования, впервые освещены в монографиях доктора исторических наук, профессора А.Т. Мандрика46. Наиболее полно эта проблема раскрыта в диссертационном исследовании Г.А. Трифоновой47. Однако узкие временные рамки, ограниченные двумя десятилетиями советской власти и охватывающие лишь промежуточный период этой подготовки, на наш взгляд, значительно сужают возможности исследователя. Некоторые аспекты развития профтехшкол и школ ФЗУ Дальнего Востока в этот период рассмотрены также в монографии С.Б. Бело-глазовой48.
Процесс становления советской профтехшколы на Дальнем Востоке, деятельность педагогических коллективов и учащихся государственных трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны, изменения в содержании подготовки рабочих кадров в послевоенные годы под влиянием научно-технического прогресса исследованы С.С. Балдиным49.
Следует отметить, что из всех субъектов дальневосточного региона достаточно полно изучена история профтехобразования лишь в Приморском крае. В канун пятидесятилетия победы Советского Союза в Великой Отечественной войне вышла в свет книга «Жизни прожиты не напрасно», написанная коллективом авторов: В.Я. Гирийчуком, Л.Я. Иващенко, С.В. Левадней и А.П. Ткали-чем50. На фоне исторического экскурса определяются современное состояние приморской профтехшколы, перспективы ее развития. В специальном разделе «Книга памяти» повествуется об инженерно-педагогических работниках и учащихся учебных заведений трудовых резервов Приморья, погибших в годы Великой Отечественной войны. На страницах этой книги собрана воедино биографическая хроника о Героях Советского Союза и Героях Социалистического труда — воспитанниках и работниках приморской профтехшколы, опубликованы списки заслуженных учителей и мастеров профтехобразования, а также награжденных орденами и медалями СССР.
Становление морского образования в Приморье исследуют книги В.П. Коро-люка51. В них автор подробно рассматривает историю создания и деятельность Александровских мореходных классов, правопреемником которых является ныне Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского. Серия статей С.В. Левадней, опубликованных в канун 300-летия профессионального образования России, посвящена истории возникновения и развития профессиональных учебных заведений морского и рыбопромышленного профиля52.
Методические основы формирования региональной системы начального профессионального образования на примере деятельности приморской профтехшколы в 90-е годы XX в. рассмотрены в диссертационном исследовании В.В. Моисеенко и в изданной им совместно с Е.Г. Красновым книге «Методика определения структуры подготовки кадров в системе начального профессионального образования»53.
Первой попыткой создать многоплановый труд по истории профтехобразования Приморского края за весь период его функционирования стала монография С.С. Балдина и В.В. Моисеенко54. В ней исследован комплекс вопросов, составляющих проблему истории становления и развития профтехшколы в крае, выявлены общие закономерности и особенности этого процесса, выработана конкретно-научная концепция исторического развития школьной
подготовки рабочих кадров в крае. Однако изменения, происходящие в системе начального профессионального образования в условиях рынка труда, рассмотрены фрагментарно. В следующей монографии «Профтехшкола Приморья. История и современность» авторы сделали попытку подробно осветить этот процесс55.
В 2002 г. вышла в свет книга Е.М.Фридмана и В.П.Читаевой «Страна Профтех», в которой в виде очерков повествуется об истории становления и развития профессионально-технического образования на о-ве Сахалин56. Особое внимание авторы уделяют описанию жизненного и творческого пути наиболее достойных руководителей и инженерно-педагогических работников профессиональных учебных заведений.
В зарубежной историографии специальных работ по исследуемой проблеме не выявлено, а в общеисторических трудах теме подготовки рабочих кадров уделяется недостаточное внимание. Причем в большинстве из них искажается истина о достижениях российской и советской профтехшколы57. Например, американский исследователь А. Мейер утверждает, что в СССР труд являлся в основном ручным, поэтому обучение будущих рабочих направлено на развитие у них физической силы, а не умственных способностей58. Исследуя состояние профессионально-технического образования в нашей стране, английский журнал «Education and Training» делает вывод о том, что система профессионально-технического образования в СССР, призванная готовить высококвалифицированных рабочих, со своей задачей не справлялась. Журнал, в частности, называет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1972 г. «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования», которое определило переход на подготовку рабочих со средним образованием, прагматической мерой59. Автор работы «История Советского Союза» Джефри Хоскинг60 допустил ошибку, заявив, что рабочие, не менявшие место работы, повышали свою квалификацию в школах ФЗУ, занимаясь в них неполный рабочий день. Окончившие школы ФЗУ рассчитывали на высокую заработную плату, на лучшее жилье и социальную защиту. На самом деле это утверждение не соответствовало действительности.
Вышеперечисленной литературой исчерпывается историография профессионально-технического образования на третьем современном периоде ее развития. Говоря о некоторых результатах разработки этой проблемы, необходимо отметить, что развитие профтехшколы рассматривается исследователями вне связи с количественными, качественными и структурными изменениями в составе рабочих и специалистов. Отсутствует анализ подготовки кадров по группам профессий и роста удельного веса выпускников учебных заведений в общей численности работников.
Таким образом, историографический обзор проблемы развития российской профтехшколы позволяет сделать вывод, что исследуемая нами тема нашла определенное отражение в исторической, педагогической и экономической науке. Вместе с тем не в полном объеме изучены как общие проблемы истории профессионально-технического образования в стране, так и региональные особенности его развития, в том числе и на Дальнем Востоке. Отсутствие обобщающей работы, синтезирующей проблемы истории профессионально-технического образования дальневосточного региона — территории, обладающей значительным экономическим потенциалом, затрудняет воссоздание общей канвы исторического процесса, выработку единой концепции развития региональной системы начального профессионального образования на современном этапе.
1 Анопов И.П. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб.: Тип. Министерства путей сообщения, 1889. 556 с.; он же. Современное состояние технического и профессионального образования в России. СПб.: тип. В.С. Балашева и К., 1895. 12 с.; Владимирский С.А. Заметки о современном состоянии низших профессиональных школ в России. Б. м., 1896. 112 с.; Ершов М.П. Современное состояние ремесленных учебных заведений по данным III съезда. СПб.: тип. В.С. Балашева и К., 1904. 53 с.; Корольков Н.М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию за последние 25 лет: По поводу 25-летия деятельности А.Г. Неболсина как члена комиссии и 10-летия как ее председателя (18 мая 1897 г.). СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1897. 16 с.; он же. Краткий очерк деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию (IX отдела РТО). СПб.: тип. М.А. Александрова, 1912. 94 с.; Лавринович Ю.Н. Образование рабочих в России: доклад «Собрание экономистов» 26 окт. 1901. СПб.: Изд-во журнала «Техническое образование», 1902. 26 с.; Мак-син И.М. Очерк развития промышленного образования в России. СПб.: тип. СПб одиночной тюрьмы, 1909. 175 с.; Эрастов В.К. К вопросу о роли ремесленного обучения в жизни русской деревни. М.: «Практик», 1912. 127 с.
2 Лысковский М.В. Низшее техническое и профессиональное образование и подготовка к нему в наших общеобразовательных школах// Техническое образование. 1897. № 5. С. 1—24; он же. Профессиональное направление в деле нашего народного образования // Техническое образование. 1899. № 2. С. 44—73; Гошкевич Н. Технические и ремесленные заведения, состоящие в ведении Министерства торговли и промышленности // Техническое и коммерческое образование. 1908. № 1. С. 1 — 12; Завадский Н.Б. К вопросу о реформе ремесленного образования // Техническое и коммерческое образование. 1908. № 3. С. 36—49; Неболсин А.Г. О съездах по техническому и профессиональному образованию // Техническое и коммерческое образование. 1912. № 2. С. 1—8; Акимов В.Е. К вопросу о реформе ремесленных и технических школ // Техническое и коммерческое образование. 1916. № 4. С. 18—23.
3 Иваницкий Н.С. Нужды народного образования в Приамурском крае. Хабаровск: тип. Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1914. 99 с.
4 Унтербергер П.Ф. Приморская область. 1856—1898 гг.: Очерк П.Ф. Унтербергера. СПб.: тип. В.Ф. Киршбаума, 1904. 324 с.; он же. Приамурский край. 1906—1910: Очерк П.Ф.Унтербергера. СПб.: тип. В.Ф. Киршбаума, 1912. 54 с.
5 Сенявский С.Л., Тельпуховский В.Б. Рабочий класс СССР (1938—1965 гг.). М.: Мысль, 1971. 534 с.; Сенявский С.Л. Изменения в социальной структуре советского общества. М.: Мысль,
1973. 447 с.; Ежов В.А. Рабочий класс СССР: социально-экономический очерк. Л.: Лениздат,
1974. 271 с.; Ворожейкин И.Е. Очерк историографии рабочего класса СССР. М.: Политиздат,
1975. 288 с.; Вдовин А.И., Дробижев В.З. Рост рабочего класса СССР. 1917—1940 гг. М.: Мысль, 264 с.; История социалистической экономики СССР. В 7 т./ ред. кол.: В.А. Виноградов, Ю.Ф. Воробьев, И.А. Гладков и др. М.: Наука, 1976—1980 гг.; Ермакова Э.В. История рабочего класса СССР на страницах исторической периодики (вторая половина 20-х—30-е гг.) // История СССР. М., 1980. № 2. С. 74—86.; она же. Историография рабочего класса СССР. (1917—1936 гг.). Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 1983. 228 с.; История советского рабочего класса. В 6 т./ Глав. ред. коллегия: С.С. Хромов, А.А. Митрофанова, Г.А. Трухан. М., 1984—1989 гг.
6 Больбух А.В. Рабочий класс Дальневосточного края в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.): дис.... канд. ист. наук. Томск, 1966. 339 с.; Ермакова Э.В. Рабочий класс Дальнего Востока в послевоенные годы (1946—1950 гг.): дис.... кан,д. ист. наук. Владивосток, 1967. 346 с.; она же. Послевоенная историография рабочего класса советского Дальнего Востока (1946—1969 гг.) // Вопросы источниковедения и историографии: Учен. зап. ДВГУ. Т. 40. Вып. 1. 1971. С. 147—160; она же. Историография дальневосточного отряда рабочего класса СССР // Проблемы истории Дальнего Востока СССР (XVII—XX вв.) в отечественной литературе. Владивосток, 1986. С. 21—34; Гончаренко И.Н. Дальневосточный отряд рабочего класса СССР. (1959—1965). Владивосток: Академия наук СССР. Дальневост. науч. центр. Отдел истории, археологии и этнографии, 1971. 197 с.; Иванова Э.В. Рабочий класс Дальнего Востока в годы завершения строительства социализма. 1951—1955 гг.: дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 1972. 352 с.; Унпелев Г.А. Социалистическая индустриализация Дальнего Востока. Владивосток: Дальиздат, 1972. 246 с.; Глущенко И.И., Ермакова Э.В. Рабочий класс советского Дальнего Востока в исторической литературе // История СССР. М., 1974. № 5. С. 145—154.; Ман-дрик А.Т. История рабочего класса советского Дальнего Востока в период строительства социализма в СССР (исследование проблемы) // Методология исследований и историография Дальнего Востока: докл. и сообщ. IX Дальневост. науч. конф. в г. Южно-Сахалинске. Декабрь 1974 г. Южно-Сахалинск, 1975. С. 63—75; он же. Дальневосточный отряд рабочего класса в борьбе за построение развитого социалистического общества в СССР // Методологические исследования по проблемам истории и культуры народов Дальнего Востока. Владивосток, 1978. С. 71—80.; Борчанинова В.Е. Влияние качественных изменений в составе рабочих Дальнего Востока на повышение трудовой активности (1966—1981) // Рабочий класс советского Дальнего Востока в период развитого социалистического общества в СССР: сб. науч. трудов. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1985. С. 102—118.; Булдыгерова Л.Н. Рост культурно-технического уровня индустриальных
рабочих Дальнего Востока на этапе развитого социализма в СССР. (1961 — 1975 гг.): дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 1985. 230 с.; Ващук А.В., Оврах Н.К. Повышение материального и культурного уровня рабочих-дальневосточников в период развитого социализма (1961 — 1980 гг.) // Социально-культурное развитие Дальнего Востока СССР (советский период): сб. науч. трудов. Владивосток, 1986. С. 119—132.
7 Козелев Б.Г. Профессинально-техническое образование пролетариата и союзы. М.: Госиздат, 1920. 31 с.; Гринько Г.Ф. Очередные задачи советского строительства в области просвещения. Харьков: УССР. Наркомпрос, 1920. 87 с.; он же. Очерки советской просветительской политики. Харьков: Путь просвещения, 1923. 194 с.; Профессионально-техническое образование в России за 1917—1921 г. / под ред. О.Г. Аникст // Юбилейный сборник. М.: Главпрофобр, 1922. 38 с.; Га-стев А.К. Трудовые установки: Структура. Анализ. Обоснование. Курсы. Ч. I. М.: ЦИТ, 1924. 302 с.; Аникст О.Г. Рабочее образование в РСФСР. М., Новая Москва, 1925. 46 с.; она же. Подготовка квалифицированных рабочих: О рабочем образовании. М.; Л.: Наркомпрос РСФСР, 1928. 39 с.; Каменский А.З. Пути профтехнического образования и его значение в современной промышленности. М.; Л.: Центральное управление печати ВСНХ СССР, 1925. 80 с.; Панке-вич П.Я. Основные вопросы фабзавуча. М.: Новая Москва, 1926. 232 с.; Ряппо Я.П. Советская профессиональная школа, ее место и значение в системе просвещения и в нашем народном хозяйстве. Харьков: Госиздат Украины, 1926. 52 с.
8 Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Н-Николаевск: Сиб. обл. издат. 1923. 246 с.
9 Гастев А.К. Трудовые установки: Структура. Анализ. Образование. Курсы.
10 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т.// под ред. Н.К. Гончарова. М.: изд-во Акад. пед. наук. РСФСР. Т. 4: Трудовое воспитание и политехническое образование, 1959. 630 с.; Луначарский А.В. О народном образовании. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 559 с.
11 Мордухович З.Л. Использование трудовых ресурсов и подготовка кадров. М.; Л. Гос. соц. экон. издат., 1932. 154 с.
12 Новые кадры тяжелой промышленности. 1930—1933 гг. / под ред. и с введением М.М. Романова. М.: Гос.соц. экон. издат., 1934. 237 с.
13 Маркус Б.Л. Труд в социалистическом обществе. М.: Гос. соц. экон. издат. 164 с.; Альтер А.Б. Культурно-технический подъем рабочего класса СССР. Моск. гос. пед. ин-т им. К. Либкнехта: Учен. зап. Вып. 1. М., 1940. С. 14—32.
14 Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР. М.: Трудрезервиз-дат, 1955. 327 с.; он же. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования в СССР. М.: Профтехиз-дат., 1961. 435 с.
15 Блинчевский Ф.А., Зеленко Г.И. Профессионально-техническое образование рабочих. М., Трудрезервиздат., 1957. 160 с.
16 Барбашев Н.И. К истории мореходного образования в России. М.: изд-во АН СССР, 1959. 215 с.
17 См. подробно: Вопросы истории профессионально-технического образования: Материалы симпозиума 14—15 апреля 1981 г. в г. Липецке / под общ. ред. С.Я. Батышева. М.: Пед. об-во РСФСР, 1983. 145 с.
18 Там же. С. 117—121.
19 Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование дореволюционной России. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1971. 278 с.; Воеводский И.К. Профессионально-техническая подготовка кадров для тяжелой индустрии СССР (1917—1972). Курск: Курский пед. ин-т, 1973. 260 с.; Котляр Э.С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Высшая школа. 240 с.; Прохорович П.В., Коваленко И.Г. Очерк развития советской профессионально-технической школы. Минск. Высшая школа, 1975. 159 с.; Булгаков А.А. Профессионально-техническое образование СССР на современном этапе. М.: Высшая школа, 1977. 310 с.; Кучеренко М.М. Молодое поколение рабочего класса СССР: Процесс формирования и воспитания. 1917—1979. М.: Мысль, 1979. 189 с.; Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917—1940). М.: Высшая школа. 287 с.; Соловьев Н.П. Новый этап в развитии системы профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1980. 239 с.; Батышев С.Я., Кузьмин Н.Н., Осовский Е.Г. и др. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР/ отв. ред. С.Я. Батышев. М.: Педагогика, 1981. 351 с.; Глазунова Н.И. Подготовка рабочей смены: Развитие системы профессионально-технического образования (1959—1987). Киев: Вища школа, 1987. 197 с.; Осипов А.Н. Подготовка квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства. Изд. 3, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. 191 с.
20 Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование дореволюционной России.
21 Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917—1940).
22 Котляр Э.С. Государственные трудовые резервы СССР..
23 Батышев С.Я., Кузьмин Н.Н., Осовский Е.Г. и др. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР; Булгаков А.А. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе.; Кучеренко М.М. Молодое поколение рабочего класса СССР: Процесс
формирования и воспитания...; Соловьев Н.П. Новый этап в развитии системы профессионально-технического образования...
24 Дунаев Г.С., Штейнберг А.А. Кузница рабочих кадров Сибири. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. 103 с.; Тарасенко Я.П. Партийное руководство подготовкой и воспитанием молодого пополнения рабочего класса Восточной Сибири в период строительства коммунизма. М.: Сов. Россия, 1970. 391 с.; Чирков А.Д., Аладышева З.С. Развитие профессионально-технического образования на Алтае. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1970. 319 с.; Гру В.М. Профессионально-техническое образование в Молдавской ССР (1941—1965 гг.). Кишинев: Штиинца, 1972. 199 с.; Очерки развития профессионально-технического образования в БССР. Минск: Вышэйш школа, 1973. 334 с.; Пузанов М.Ф., Терещенко Г.И. Очерки истории профессионально-технического образования в Украинской ССР. Киев: Вища школа, 1980. 296 с. и др.
25 Больбух А.В. Численность и состав промышленных рабочих Дальнего Востока в годы второй пятилетки (1933—1937) // Учен. зап. ДВГУ Т. 9. Сер. ист. Владивосток, 1967. С. 54—63.; Заславский М.З. Из истории подготовки квалифицированных рабочих на Дальнем Востоке вго-ды индустриализации (1926—1932 гг.) // Уч. зап. ДВГУ. Т. 9. Сер. ист. Владивосток, 1967. С. 39—44.
26 Ермакова Э.В. Рабочий класс Дальнего Востока в послевоенные годы (1946—1950 гг.): дис.... кан,д. ист. наук. Владивосток, 1967. 346 с.; Иванова Э.В. Рабочий класс Дальнего Востока в годы завершения строительства социализма: дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 1972. 342 с.
27 Балдин С.С. Развитие профессионально-технического образования на Дальнем Востоке в годы развитого социализма (1959—1975 гг.): дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 1979. 207 с.; Тка-лич А.П., Балдин С.С. Кузница рабочих кадров: Очерки развития профессионально-технического образования на Дальнем Востоке (1940—1975 гг.). Владивосток: Дальиздат, 1981. 97 с.; Чер-нолуцкая Е.Н. Подготовка кадров для народного хозяйства Дальнего Востока СССР в системе профессионально-технического образования (1969—1985 гг.): дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 1989.228 с.
28 Булдыгерова Л.Н. Рост культурно-технического уровня индустриальных рабочих Дальнего Востока на этапе развитого социализма в СССР (1961 — 1975): дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 1985. 230 с.
29 Гридунова А.Н. Комсомол Дальнего Востока—активный помощник партии в подготовке и воспитании кадров рабочей молодежи (1966—1970): дис.... канд. ист. наук. М., 1974. 214 с.
30 Курочкина А.П. История развития общего и специального образования в Амурской области в период социалистического строительства в СССР (1917—1941 гг.): дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 1969. 310 с.
31 Иващенко Л.Я. Резервы трудовые — резервы боевые. Владивосток. Дальиздат, 1970. 85 с.; Ткачева Г.А. Трудовые резервы Приморья в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // Арсеньевские чтения. Уссурийск, 1989. С. 117—119.
32 Ермакова Э.В. О подготовке квалифицированных кадров в Приморском крае в годы четвертой пятилетки (1946—1950 гг.) // Социалистическое и коммунистическое строительство на Дальнем Востоке: материалы третьей Дальневост. науч. конф. по ист., археол. и этногр. Кн. 2. Владивосток, 1965. С. 61—66.; Иванова Э.В. Подготовка в Приморье квалифицированных кадров в годы завершения строительства социализма (1951 — 1958 гг.) // Уч. зап. ДВГУ. Т. 28. Владивосток, 1970. С. 77—80; Морева О.Т. Мероприятия Приморской краевой партийной организации в области профтехобразования в годы четвертой пятилетки (1946—1950 гг.) // Материалы XIV науч. конф. ДВГУ. Владивосток, 1970. С. 92—97.
33 Ткалич А.П., Балдин С.С. Трудовые резервы Приморья. Владивосток: Дальиздат, 1977. 96 с.; они же. Школа рабочих профессий. Владивосток: Дальиздат, 1981. 112с.
34 Ткалич А.П. Профтехшкола и ее выпускники. Владивосток: Дальиздат, 1985. 203 с.
35 Батышев С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1993. 394 с.; он же Подготовка рабочих-профессионалов. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995. 246 с.
36 Новиков А.М. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО, 1997. 254 с.; он же. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия. Векторы развития: Публицистическая монография. М.: Эгвес. 2000. 272 с.
37 Смирнов И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. 88 с.
38 Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы / науч. ред. И.П. Смирнов. В 2-х т. М.: ИРПО, 1999.
39 Довжко Ф.Е. Научные основы современных реформ в начальном профессиональном образовании. М.: Изд. центр АПО, 2000. 203 с.
40 Довжко Ф.Е. Исторический опыт реформирования профессионально-технического образования России. М.: Издательский центр АПО, 1999. 61 с.
41 Гаранин Л.А., Смирнов И.П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М.: Изд. дом Ореол-Лайн, 1997. 140 с.; Мигаль В.И., Смирнов И.П. Региональная модель профессионального образования. М., 1998. 159 с.; Моисеенко В.В., Смирнов И.П. Рынок труда и профессиональное образование. М.: Изд. центр АПО, 2001. 172 с.
42 История профессионального образования в России / под науч. ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова, Е.Г. Осовского. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 672 с.
43 Карманов П.К. Подготовка квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах Восточной Сибири (1940—2000). Красноярск: Сиб. ГТУ, 2002. 279 с.;он же. Профессионально-техническое образование в Восточной Сибири (1940—2000): автореф.... докт. ист. наук. Красноярск, 2004. 47 с.; Исаенко М.Г. Профессионально-техническая школа Мурманской области в переходный период. 1985—1991 гг.: автореф.... канд. ист. наук. Самара, 2001. 20 с.; Фомина Н.В. Роль школ ФЗУ в подготовке рабочих кадров Центральной России в 1930-е гг.: автореф.... канд. ист. наук. Иваново, 2002. 27 с.; Сковородина И.С. Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири: автореф.... канд. ист. наук. Омск, 2003. 25 с.
44 Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во второй половине XIX — начале XX в. Владивосток: Дальнаука, 2000. 222 с.; Лынша О.Б. История образования на Дальнем Востоке России. 1860—1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Уссурийск, 1999. 233 с.
45 Довжко Ф.Е. Зарождение профтехобразования на Дальнем Востоке // Профтехобразование России: итоги и прогнозы. С. 53—57; Балдин С.С. Становление профессионально-технического образования на Дальнем Востоке России// Россия и АТР. Владивосток, 2000. № 3. С. 95—105.
46 Мандрик А.Т. История рыбной промышленности российского Дальнего Востока (50-е годы XVII в.— 20-е годы XX в.). Владивосток: Дальнаука, 1994. 192 с.; он же. История рыбной промышленности российского Дальнего Востока. 1927—1940 гг. Владивосток: Дальнаука, 2000. 158 с.
47 Трифонова Г.А. Проблема подготовки кадров для рыбной промышленности Дальнего Востока России (1922—1941 гг.): дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 1996. 272 с.
48 Белоглазова С.Б. Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20—30-хгодов XX в.: очерки истории. Владивосток: Дальнаука, 2001. 194 с.
49 Балдин С.С. Подготовка квалифицированных рабочих на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX — 30-е гг. XX в.) // Исторический опыт освоения Дальнего Востока. Вып. 3: Проблемы истории, социально-экономического и культурного развития. Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2000. С. 362—369; он же. Трудовые резервы Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны // Вторая мировая война и мир в XX веке: Материалы региональной конференции. Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2001. С. 49—55.; он же. Профтехшкола Дальнего Востока России в 20—30-е годы XX в. // Вглядываясь в прошлое: Дальневост. общество в 1917—40-е годы XX в.: сб. науч. статей. Кн. 1. Владивосток: ДВО РАН, 2002. С. 15—26.; он же. Подготовка квалифицированных рабочих в учебных заведениях гострудрезервов Дальнего Востока России (1940—1958) // Вглядываясь в прошлое: Дальневост. общество в конце 1917—50-е годы: XXв.: сб. науч. статей. Кн. 2. Владивосток: ДВО РАН, 2004. С. 28—39.
50 Ткалич А.П., Гирийчук В.Я., Иващенко Л.Я., Левадняя С.В. Жизни прожиты не напрасно. Владивосток: Упр. ПТО адм-ции Прим. края, 1995. 246 с.
51 Королюк В.П. Александровские мореходные классы. Владивосток: ДВГМА им. Г.И. Невельского, 1999. 60 с.; он же. История ДВГМА: (морское образование на Дальнем Востоке в очерках и документах). Владивосток: МГУ им. Г.И. Невельского, 2001. С. 6—127.
52 Левадняя С.В. Гардемарины, вперед! // Поиск: Информ.-метод. бюл. учеб.-метод. кабинета управления проф. образования администрации Приморского края. 1996. № 8; 1997. № 1, 2, 4.
53 Моисеенко В.В. Социально-педагогические основы и методика определения структуры подготовки кадров в системе начального профессионального образования (на примере Приморского края): дис.... канд. пед. наук. М., 2000. 199 с.; Краснов Е.Г., Моисеенко В.В. Методика определения структуры подготовки кадров в системе начального профессионального образования. Владивосток: Дальневост. филиал НИИ труда Мин-ва труда и социального развития РФ, 2000. 104 с.
54 Балдин С.С., Моисеенко В.В. История профессионально-технического образования в Приморье. Вторая половина XIX—XXвек. Владивосток: Дальнаука, 2001. 274 с.
55 Балдин С.С., Моисеенко В.В. Профтехшкола Приморья: История и современность. Владивосток: Дальнаука, 2004. 456 с.
56 Фридман Е.М., Читаева В.П. Страна Профтех. Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 2002. 220 с.
57 Williams A.R. The Soviets. N.-Y., 1937; Industrial workers in USSR. / Ed by R. Conquest. L., 1967; Barber J.D. The Composition of the Soviet Working Class. 1928—1941. Birmingham, 1978; Карр Э.Х. История Советской России. М., 1994;. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. М., 1994; Верт Н. История Советского государства. 1900—1991. М., 2000.
58 Meyer A. The soviet Political System. In. Interpretation New-Uork.Toronto, 1965. P. 61—62.
59 Education and Training. 1972. № 11. P. 354—355.
60 Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917—1991. Смоленск, 2001.
SUMMARY: Historiographic problems of Professional-technical education in Russia are elucidated by Candidate of Historical Sciences S. Baldin. The author estimates scientific study of Professional education in Russia.