Научная статья на тему 'Политика СССР в области профессионально-технического образования в годы позднеиндустриальной модернизации на Дальнем Востоке (конец 50-х - 80-е гг. Xx В. )'

Политика СССР в области профессионально-технического образования в годы позднеиндустриальной модернизации на Дальнем Востоке (конец 50-х - 80-е гг. Xx В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балдин Сергей Сергеевич

The article by Candidate of Historical Sciences Sergey Baldin elucidates complicated process of reformation of professional-technical school in the Far East in period of late Industrial Modernization of the Soviet society. This period (the end 50-s 80-s years of XX c.) is characterized by the growth of meaning of the system of professional education as most important form of training of skilled workers. The author tells how this process conformed to demands of social-economic development of Far East region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USSR policy in vocational technical training in the years of postindustrial modernization in the Far East (the end of 1950's - 80's yy. XX-th century)

The article by Candidate of Historical Sciences Sergey Baldin elucidates complicated process of reformation of professional-technical school in the Far East in period of late Industrial Modernization of the Soviet society. This period (the end 50-s 80-s years of XX c.) is characterized by the growth of meaning of the system of professional education as most important form of training of skilled workers. The author tells how this process conformed to demands of social-economic development of Far East region.

Текст научной работы на тему «Политика СССР в области профессионально-технического образования в годы позднеиндустриальной модернизации на Дальнем Востоке (конец 50-х - 80-е гг. Xx В. )»

ПОЛИТИКА СССР В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОДЫ ПОЗДНЕИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (конец 50-х—80-е гг. XX в.)

Сергей Сергеевич БАЛДИН,

кандидат исторических наук

На первом этапе позднеиндустриальной модернизации советского общества, развернувшейся в 50-е гг. XX в., техническое перевооружение народного хозяйства и введение всеобщего семилетнего образования предопределили реорганизацию профессионально-технического образования. Подготовка рабочих кадров была поставлена в ряд первостепенных задач государственной политики. Перестройка советской профтехшколы прошла два важных этапа: 1959—1969 гг. и 1969—1990 гг.

Первый этап начался с принятия 24 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования»1. В соответствии с этим законом была осуществлена реорганизация образовательной системы, проводившаяся в двух направлениях. Первое заключалось в перестройке процесса школьного обучения. Трудовая подготовка вводилась прямо в курс обучения, общеобразовательная школа становилась не только источником, но и одной из форм подготовки рабочих кадров.

Время показало, что школе не удалось реализовать эту сложную функцию. Многие исследователи объясняют это тем, что новые задачи были возложены на школу без должной поддержки. Не до конца продуманными оказались организационно-теоретические вопросы, слаба учебнопроизводственная база школ. С этим нельзя не согласиться. Но главная причина, на наш взгляд, заключалась в том, что был подменён принцип политехнического обучения узкой профессионализацией, монотехниз-мом. Превращение общеобразовательной школы в суррогат профессиональной, ориентированной сугубо на рабочие профессии, объективно противоречило мировым тенденциям, потребностям экономики, общества и личности и одновременно наносило ущерб развитию самой

профтехшколы. Уроки этого опыта свидетельствуют о нецелесообразности механического соединения общеобразовательного и профессионального обучения подрастающего поколения.

Суть второго направления состояла в реорганизации профессионально-технической школы. Принципиально новым было решение о переводе всех училищ на базу общеобразовательной трудовой политехнической восьмилетней школы, созданной на основе нового закона. Была осуществлена универсализация учебных заведений. Вся разноликая масса училищ, школ и курсов, которые отличались друг от друга не только принадлежностью к различным ведомствам, но и по типу, срокам обучения, теперь преобразовывалась в городские и сельские профессионально-технические училища. Новая система была рассчитана на подготовку рабочих широкого профиля для всех отраслей производства и сферы обслуживания.

Итак, реформирование профессионально-технического образования призвано было, учитывая тенденции и перспективы развития научно-технического прогресса в условиях позднеиндустриального общества, существенно обновить систему профессиональной, социокультурной и гуманитарной подготовки рабочих кадров. Сегодня совершенно очевидно, что эти задачи вступили в непримиримое противоречие с потребностями экстенсивно развивающейся экономики страны.

Мероприятия, направленные на усовершенствование профессионально-технического образования, оказались особо необходимы на Дальнем Востоке. Провозглашенный КПСС курс на ускоренное индустриальное развитие восточных районов страны был более лозунгом, нежели практическим действием. Дальневосточный регион по-прежнему оставался сырьевым придатком страны, не имевшим достаточно выраженной инфраструктуры, с незначительными трудовыми ресурсами, в том числе квалифицированной рабочей силой.

В этих условиях и началась перестройка профтехобразования. Местные органы власти, управления профтехобразования, базовые предприятия приняли ряд мер по преобразованию различных типов учебных заведений трудовых резервов в единые профессионально-технические училища. Была расширена сеть учебных заведений, укреплена их учебно-производственная база2.

За годы семилетки на Дальнем Востоке открыли 23 новых училища, построили десятки учебных корпусов, мастерских, общежитий. В училищах появились вечерние отделения, в которых рабочая молодежь повышала свою квалификацию или получала новую профессию без отрыва от производства. Рост сети профтехучилищ, укрепление их материальнотехнической базы позволили в 1965 г. по сравнению с 1959 г. вдвое увеличить выпуск квалифицированных рабочих3.

Успехи первых лет реорганизации системы профтехобразования могли быть более существенными, если бы не ориентация на общеобразовательную школу как форму подготовки рабочих. Неправомерным оказалось

и закрытие в начале 60-х гг. технических училищ. Передача профтехучилищ в ведение совнархозов затрудняла централизованное руководство учебным процессом. Многие училища в силу инерции и сложившихся традиций продолжали выпускать специалистов по традиционным массовым профессиям, не уделяя внимания новым, наиболее сложным и перспективным. Училища 60-х гг. оставались тупиковой школой, что вело к росту их непопулярности среди молодежи.

Противоречие между потребностями производства в квалифицированных рабочих кадрах и реальной возможностью их подготовки продолжало оставаться очевидным фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие страны. В сложившейся ситуации развитие системы профессионально-технического образования было возведено в ранг приоритета государственной политики СССР4.

Во второй половине 60-х гг. ряд объективных причин обусловили переход с экстенсивной подготовки рабочих, действовавшей на протяжении десятилетий, к интенсивной. Большинство учёных и практиков отдавали приоритет политехническому образованию, при котором совмещались профессиональное и общеобразовательное обучения. Они придерживались традиционного взгляда на возможность и необходимость подготовки рабочих со средним образованием. Объективные условия для этого представители данной точки зрения видели в научно-технической революции, под воздействием которой произошли значительные изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров, увеличилась доля работников механизированного и автоматизированного труда. По данным академика С.Я. Батышева, в 1965 г. удельный вес квалифицированных рабочих вырос до 79%, а малоквалифицированных снизился до 21%5. Все это повышало требования к общеобразовательной подготовке, профессиональной квалификации, техническому и культурному уровню рабочих. Анализ этих явлений привёл большинство учёных и практиков к выводу о необходимости перевода профтехучилищ в разряд средних. Имелась и вторая точка зрения. Такие исследователи, как Т.Р. За-рихта, И.Н. Назимов, В.В. Шарапов, выступали против соединения среднего и профессионального образования в профтехучилищах. В.В. Шарапов, например, писал: «Каждая система образования должна иметь свои чёткие функции... Профессионально-техническая школа призвана готовить не контингент для вузов, а квалифицированных рабочих. и возложение на нее не свойственных ей функций вряд ли будет способствовать выполнению основных задач»6. Развернулась острая дискуссия, в ходе которой победила точка зрения о возможности и необходимости подготовки рабочих со средним образованием в профтехучилищах.

Начался второй этап (советского периода) развития профессионально-технического образования, отличительной чертой которого были переход к массовой подготовке рабочих со средним образованием и интеллектуализация профессиональной подготовки. Начало этого этапа

многие ученые и практики связывают с решениями XXIII съезда КПСС (март—апрель 1966 г.) о переходе страны к всеобщему среднему образованию7. Мы, однако, полагаем, что во второй половине 60-х гг. происходили только попытки реалистических изменений в направлении подготовки рабочих со средним образованием. К концу 1968 г. средние профтехучилища составляли лишь около 7% учебных заведений профессиональнотехнического образования8. Массовое же развитие средних профтехучилищ началось с принятием 2 апреля 1969 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования». Поэтому целесообразнее начало второго этапа реформирования советской профтехшколы датировать не 1966, а 1969 г.

В постановлении отмечалось, что в условиях широкого внедрения в народное хозяйство достижений науки и техники возрастают требования к культурно-техническому уровню рабочих и получение среднего образования становится необходимым для подготовки квалифицированных рабочих по наиболее сложным профессиям. Ставилась задача постепенно преобразовать профтехучилища в средние учебные заведения с 3—4-летним сроком обучения, которые наряду с профессиональной подготовкой должны давать общее среднее образование9. Это постановление концептуально меняло содержание образования в большинстве профтехучилищ и положило начало качественно новому этапу в реформировании профтехшколы СССР.

Создание средних профтехучилищ решало целый комплекс проблем профессионально-технического образования. Однако абсолютизация этого типа учебных заведений как единственно возможного пути развития профтехшколы имела и негативные последствия. Сохранение значительного удельного веса низкоквалифицированного труда при массовом переходе к всеобщему среднему образованию не позволяло полностью реализовывать образовательный потенциал работников. Это порождало социальное неудовлетворение, дефицит ряда массовых профессий, высокую текучесть кадров. Следует также отметить, что низкое качество общеобразовательной подготовки делало проблематичными освоение учащимися одновременно программы общеобразовательной и профессиональной подготовки. Признавая спорность многих положений реформы, необходимо подчеркнуть, что она явилась качественно новым этапом, положившим начало сближению общеобразовательной, профессионально-технической и средней специальной школы.

Реформа профтехшколы на Дальнем Востоке происходила идентично общероссийской. Повсеместно были приняты решения государственных и партийных органов, проведены совещания хозяйственных активов. Краевые (областные) управления профтехобразования совместно с базовыми предприятиями разработали перспективные планы развития учи-

лищ на 1969—1975 гг. Эти планы представляли собой двусторонние обязательства коллективов, в равной степени заинтересованных в решении общей задачи — повышение качества подготовки учащихся10.

На первом этапе реформы развитие профтехшколы достигло определенных успехов. Значительно расширилась сеть учебных заведений, укрепилась их материально-техническая база. В тех случаях, когда учебнопроизводственная база не соответствовала предъявляемым требованиям, они закрывались. Приведем такие цифры: с 1971 по 1975 г. в регионе было построено 25 новых типовых комплексов училищ, в то время как сеть их увеличилась лишь на 1311.

В последующие годы темпы модернизации профтехучилищ замедлились. Снижение, а порой и невыполнение плановых заданий капитального строительства объектов профтехобразования, отсутствие чёткого механизма финансирования, непреложным принципом которого являлась «остаточность», — все это было проявлением «застойного» периода в истории России. В результате материально-техническая база многих профтехучилищ оставалась слабой и не давала возможности качественно вести профессиональное и общеобразовательное обучение учащихся. Несмотря на это, начался процесс неоправданного форсирования перевода обычных профтехучилищ в средние. Волюнтаристские решения опережали реальные задачи и возможности системы профессионально-технического образования. В целом же стремление к интеллектуализации профессиональной подготовки было весьма прогрессивным явлением, оно совпадало с тенденциями, происходившими в профессиональном образовании развитых стран.

Противоречия, характерные для профтехобразования в целом, проявлялись на Дальнем Востоке с особой остротой. Процесс преобразования обычных училищ в средние, завершившийся в центральных районах страны к концу 70-х гг., продолжался здесь до середины 80-х. Полностью создать условия, необходимые для работы профтехучилищ в новом качестве, не удалось. Тем не менее установка партийного руководства страны на всеобщее среднее образование молодежи неукоснительно выполнялась. Поэтому училища обычного типа в 1984—1985 гг. повсеместно были преобразованы в средние, хотя и не удовлетворяли требованиям, предъявляемым к средним учебным заведениям12.

Не получили должного развития технические училища, готовившие рабочих и специалистов на базе средней школы. К концу 80-х гг. в регионе действовали 24 технических училища, причём 15 из них располагались в Приморском крае13. В остальных районах Дальнего Востока эта форма подготовки кадров местными органами власти не поощрялась.

Итак, с 1959 по 1990 г. развитие сети профессионально-технических учебных заведений на Дальнем Востоке происходило на новой материально-технической базе за счёт их укрупнения: количество училищ с 1959 по 1990 г. возросло в два раза, а число обучавшихся в них—в 3,6 раза.

Территориальное размещение учебных заведений профтехобразования в целом отражало удельный вес отдельных областей региона в его экономике. В наиболее развитой южной зоне обучалось 80% общего числа учащихся (в Приморском крае — 38%, в Хабаровском крае—28%, в Амурской области —14).

Следует отметить, что условия для развития профтехобразования на Дальнем Востоке были значительно хуже, чем в центральных районах России. Решения партийных съездов, направленные на ускоренное развитие производительных сил Дальнего Востока, из года в год не выполнялись. Это объяснялось, прежде всего, государственной инвестиционной политикой по отношению к региону, степенью развитости сети учебных заведений и обеспеченности их материально-техническими средствами. В связи с этим уровень развития профессионального образования на Дальнем Востоке был значительно ниже республиканского. В 1990 г. в общей численности рабочих, подготовленных для народного хозяйства дальневосточного региона, удельный вес обученных в профессионально-технических учебных заведениях составлял 35% (по Российской Федерации — 46%)14.

Низкие показатели объясняются слабым развитием профтехобразования в северных областях Дальнего Востока. Высокие темпы роста здесь профтехучилищ оказались недостаточными для преодоления диспропорции между быстрорастущими потребностями народного хозяйства в квалифицированных рабочих кадрах и реальными возможностями их подготовки: училища удовлетворяли спрос предприятий на рабочую силу только на 17%15. Принятые меры по ускоренному развитию сети профтехучилищ в этих областях оказались недостаточными. Планирующие органы не смогли привести темпы её роста в соответствие с ростом новых отрядов рабочего класса.

Отраслевая структура сети учебных заведений профтехобразования дальневосточного региона изменилась незначительно. С 1959 по 1990 г. удельный вес училищ, действовавших на базе промышленных предприятий, сократился с 36 до 32%, а на базе предприятий и организаций сельского хозяйства—с 22 до 20%. Увеличился удельный вес училищ, действовавших на базе строительных и монтажных организаций — с 25 до 29%, транспорта и связи — с 10 до 13%. Без изменений осталась их доля, принадлежащая предприятиям торговли, общественного питания, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, —7%16. Для удовлетворения потребностей отраслей экономики региона в рабочих кадрах требовалось создание новых училищ для предприятий горнодобывающей промышленности и цветной металлургии, пищевой и рыбной промышленности. Медленно развивалась сеть профтехучилищ для торговли, общественного питания и жилищно-коммунального хозяйства.

Сеть сельских профтехучилищ была сконцентрирована в Амурской области и Приморском крае (71%). Это соответствовало положению дан-

ных территорий как житниц дальневосточного региона. В то же время слабая обеспеченность сельскими училищами в других областях негативно отражалась на развитии в них сельскохозяйственного производства. Так, Хабаровский край располагал лишь пятью сельскими училищами, каждое из которых приходилось на 6—8 административных районов. В северной зоне Дальнего Востока находилось всего 4 сельских профтехучилища17.

Итак, в 60—80-е гг. в системе профтехобразования произошли существенные изменения. Подготовка рабочих стала приоритетной задачей государственной политики. Особенностью этого этапа был переход к подготовке рабочих кадров со средним образованием, положивший начало сближению общеобразовательной, профессионально-технической и средней специальной школы. Однако создание средних профтехучилищ не ликвидировало противоречия между потребностью в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы и стремлением молодежи получить среднее образование в общеобразовательной школе. Средние профтехучилища как форма обучения в силу целого ряда причин не были восприняты многими подростками и их родителями. Поэтому направление восьмиклассников в училища шло нередко за счёт волевого уменьшения приёма в девятые классы и техникумы. Всё это не могло не отразиться на эффективности работы профтехшколы. В рассматриваемый период система профтехобразования, как и общеобразовательная школа в своё время, не справилась с «совмещённой задачей» — одновременное осуществление общеобразовательного и профессионального обучения молодого поколения. Необходимо было поднять общественный престиж и социальный статус профессионально-технических учебных заведений.

Несмотря на серьёзные недостатки и формализм в организации учебного процесса, имевшие место в средних профтехучилищах, это был правильный шаг, который позволил вывести профтехшколу из общеобразовательного тупика и одновременно раскрыть новые возможности по обеспечению народного хозяйства квалифицированными рабочими. Кроме того, используя государственные социальные гарантии системы профтехобразования (бесплатные питание, жильё, обмундирование и т.д.), детям из малообеспеченных семей, социально не защищенным подросткам была предоставлена возможность получить профессию и образование — «путёвку в жизнь». В итоге создавались предпосылки для всеобщей профессионализации на базе полного среднего образования.

Подводя итоги государственной политики СССР в области профессионально-технического образования в рассматриваемый период, отметим позитивные и негативные черты советской профтехшколы, наиболее ярко проявлявшиеся в специфических условиях Дальнего Востока. Положительные особенности: системность обучения, органическое сочетание в одном учебном заведении теоретического и практического

обучения; сочетание общего и профессионального образования, ведущего к непрерывности образования, к выходу профтехшколы из тупиковой ситуации; совместная работа учебных заведений с базовыми предприятиями по подготовке и воспитанию молодых рабочих; социальные гарантии трудоустройства выпускников. Негативными сторонами процесса школьной подготовки квалифицированных рабочих кадров являлись: централизованное управление профессиональным образованием, сковывавшее инициативу на местах; установление жестких плановых заданий по приёму и выпуску рабочих; перегруженность учебных планов и программ идеологизированными материалами; чрезмерный акцент на отраслевой принцип подготовки кадров; недостаточное внимание к потребностям отдаленных территорий, особенно восточных районов страны.

Значительно возросла роль системы профтехобразования в подготовке квалифицированных рабочих на Дальнем Востоке. Увеличился удельный вес рабочих, подготовленных в профтехучилищах. Если в 1959 г. училища удовлетворяли потребности народного хозяйства региона в рабочих кадрах на 8%, то в 1990 г. уже на 35%. В подготовке рабочих через систему профтехобразования произошли существенные качественные и структурные изменения, которые соответствовали социально-экономическим сдвигам, происшедшим в обществе. Именно профтехучилища, соединившие профессиональную и общеобразовательную подготовку в сочетании с комплексным воспитанием будущих рабочих, предоставили гораздо больше возможностей для повышения квалификации, общей культуры и общественной активности.

Вместе с тем следует отметить, что распространение этой эффективной формы подготовки рабочих кадров проходило неравномерно и непропорционально по территориям и отраслям экономики Дальнего Востока. Всё это сдерживало рост профессионально-квалификационного состава рабочих региона. Непропорциональное развитие таких типов учебных заведений, как сельские профессионально-технические и технические училища, затрудняло подготовку рабочих из числа сельской молодежи и выпускников средней общеобразовательной школы.

Являясь составной частью регионального народно-хозяйственного комплекса, система профтехобразования находилась в тесной зависимости от социально-экономического состояния Дальнего Востока. Именно поэтому к концу 80-х гг. стали проявляться негативные явления в её организации.

1. Существовавшие планы направления выпускников общеобразовательных школ на учёбу в профтехучилища жёстко и централизованно контролировались. Это приводило к тому, что большая часть учащихся, не справившаяся со школьной программой, автоматически переводилась в систему профтехобразования. В результате создавался стереотип восприятия профтехучилищ как социально-опасной моло-

дёжной среды, что приводило к падению престижа профессионального образования и к незаинтересованности молодёжи в получении рабочих профессий.

2. Профессиональные училища были обязаны трудоустроить всех выпускников в соответствии с заявками предприятий, которые в свою очередь должны были принимать на работу определенное число выпускников училищ. Государство, регулировавшее отношения между предприятиями и училищами, часто не считалось с реальными потребностями конкретных предприятий в рабочих кадрах. Избыток собственного производственного персонала не позволял эффективно использовать выпускников профтехучилищ, поэтому многие из них направлялись на выполнение неквалифицированной работы, что приводило к нерациональному использованию профессиональных знаний.

3.Учебный процесс в профтехучилищах жёстко регламентировался на государственном уровне. Краевые (областные) управления профтехобразования не имели возможности корректировать учебные планы, исходя из местных социально-экономических и демографических условий, что приводило к невостребованности творческого и интеллектуального потенциала преподавательских коллективов и в итоге отражалось на профессиональном, общеобразовательном и культурном уровне выпускников.

4. В Перечне профессий и специальностей, по которым велась подготовка в учебных заведениях системы профтехобразования, значилось 1200 профессий. Большинство из них с годами утрачивало свою актуальность и востребованность. Статистическая отчётность по направлению выпускников на работу по профессиям представляла собой громоздкий, трудоёмкий процесс и не давала в итоге объективной картины.

5. Чрезмерная «зацентрализованное^» превратила систему профтехобразования в инертную структуру, неспособную быстро и оперативно реагировать на изменения экономической конъюнктуры, связанные с соотношением спроса и предложения на рабочие кадры.

Таким образом, количественные, качественные и структурные сдвиги в подготовке квалифицированных рабочих кадров через систему профессионально-технического образования способствовали расширению экономических и социальных функций профессионально-технических учебных заведений, которые превратились в важнейшую форму воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы и один из каналов получения общего среднего образования. Вместе с тем сеть этих учебных заведений на Дальнем Востоке как в количественном, так и в структурноотраслевом плане росла медленнее потребностей народно-хозяйственного комплекса региона, а неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы ряда учебных заведений, несмотря на определённый шаг вперед, не стало надёжной основой для успешного решения задач, возложенных на систему профтехобразования.

1 Народное образование в СССР: сб. документов. 1917—1973 / под ред. М.А. Прокофьева. М.: Педагогика, 1974. С. 57—59.

2 ГААО. Ф. П—1, оп. 54, д. 10, л. 162—164; ГАКО. Ф. П—2, оп. 33, д. 37, л. 189; ГАПК. Ф. П—68, оп. 6, д. 329, л. 171; ГАХК. Ф. П-35, оп. 90, д. 26, л. 21, 61—63; СЦДНИ. Ф. 4, оп. 61, д. 1, л. 201.

3 ГАРФ. Ф. 553, оп. 1, д. 52, л. 21—22; д. 66, л. 22—25.

4 Материалы XXIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1966. С. 66.

5 Батышев С.Я. Проблемы обучения и воспитания работающей молодежи. М.: Высшая школа, 1978. С. 15.

6 Шарапов В.В. О перспективах развития профессионально-технических учебных заведений // Профессионально-техническое образование. 1966. № 1. С. 3.

7 История профессионального образования в России. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. С. 404.

8 ГАРФ. Ф. 9507, оп. 6, д. 395, л. 12.

9 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1986) / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 9-е изд., испр. и доп. В 14 т. М.: Политиздат, 1983—1987. Т. 10. С. 16—25.

10 ГААО. Ф. П—1, оп. 65, д. 85, л. 27—28; ГАКО. Ф. 88, оп. 4, д. 16, л. 160—164; ГАПК. Ф. П—68, оп. 3, д. 11, л. 96—100; ГАХК. Ф. 1728, оп. 1, д. 419, л. 18; СЦДНИ. Ф. 4, оп. 99, д. 27, л. 44—47.

11 ГААО. Ф. 628, оп. 1, д. 169, л. 8; ГАСО. Ф. 546, оп. 2, д. 375, л. 6—7; Камчатская правда. Петропавловск-Камчатский. 1976. 2 окт.; Красное знамя. Владивосток, 1976. 24 янв.; Тихоокеанская звезда. Хабаровск. 1977. 4 окт. (Подсчит. авт.).

12 Текущий архив Управления начального профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации (далее ТАУНПО МОН РФ). Годовые отчёты Приморского и Хабаровского краевых, Амурского, Камчатского, Магаданского и Сахалинского областных управлений профтехобразования за 1984—1985 гг. Ф. 2. Профтех. (Подсчит. авт.).

13 ТАУНПО МОН РФ. Годовые отчеты Приморского и Хабаровского краевых, Амурского, Камчатского, Магаданского и Сахалинского управлений профтехобразования за 1989—1990 гг. Ф. 2. Профтех.

14 Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: стат. ежегодник. М.: Гос. комитет РСФСР по статистике, 1991. С. 115; Текущий архив Института экономических исследований Дальнего Востока. С. 9, л. 5—9.

15 Там же.

16 ГАРФ. Ф. 553, оп. 1, д. 62, л. 1—4, 56—61; д. 65, л. 1 —4, 46—52, 86—91; д. 66, л. 1— 4, 65—68, 96—97; ТА УНПО МОН РФ. Годовые отчёты Приморского и Хабаровского краевых, Амурского, Камчатского, Магаданского и Сахалинского областных управлений профтехобразования за 1989—1990 гг. Ф.4. Профтех.

17 ГАПК. Ф. 616, оп. 1, д. 78, л. 1—2; ГАХК. Ф. 1728, оп. 1, д. 732, л. 3—4; ГААО. Ф. 628, оп. 1, д. 722, л. 610; ГАКО. Ф. 88, оп. 1, д. 951, л. 92—93; СЦДНИ. Ф. П—4, оп. 114, д. 24, л. 41—42; Текущие архивы Приморского и Хабаровского краевых, Амурского, Камчатского, Магаданского и Сахалинского областных управлений (комитетов) начального профессионального образования. Годовые отчеты о развитии сети учебных заведений профтехобразования за 1989/1990 г. Ф. 2. Профтех. (Под счит. авт.).

SUMMARY: The article by Candidate of Historical Sciences Sergey Baldin elucidates complicated process of reformation of professional-technical school in the Far East in period of late Industrial Modernization of the Soviet society. This period (the end 50-s—80-s years of XX c.) is characterized by the growth of meaning of the system of professional education as most important form of training of skilled workers. The author tells how this process conformed to demands of social-economic development of Far East region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.