Научная статья на тему 'От истории создания профтехшкол Приморья - к современным проблемам'

От истории создания профтехшкол Приморья - к современным проблемам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Анатольевна Слабнина

Рецензия: Балдин С.С., Моисеенко В.В. Профтехшкола Приморья. История и современность. Владивосток: Дальнаука, 2004. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От истории создания профтехшкол Приморья - к современным проблемам»

ОТ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРОФТЕХШКОЛ ПРИМОРЬЯ — К СОВРЕМЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ*

и интересный труд, написанный кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН С.С. Балдиным и кандидатом педагогических наук, начальником управления начального профессионального образования Департамента науки и образования администрации Приморского края В.В. Моисеенко.

Прочитать книгу С.С. Балдина и В.В. Моисеенко, профессионалов-иссле-дователей, особенно полезно сегодня, когда профессии «столяр», «слесарь», да и просто слово «рабочий» нередко вызывают недоумение и вопрос: «Почему не агент, маклер, охранник и т. д.? Термин «рабочий» все реже и реже звучит в обиходе, а чаще — по телевизору в сюжетах о невыплате зарплаты. И потому отрадно, что появляются не политико-экономические трактаты, а монографии, страницы которых дышат историей, свидетельствуют о людях, памятью о тех, кто стоял у истоков первых профессионально-технических учебных заведений Приморской области, кто создавал школы ФЗУ в 30-е годы XX в., кто собирал под крыло школ обездоленных детей в годы Великой Отечественной войны и обучал их профессии.

Нечасто из-под пера ученых выходят книги, адресованные историкам и краеведам, работникам и руководителям системы начального профессионального

Еще в 1896 г. газета «Владивосток» писала: «Всюду, куда не кинешь взгляд, ощущается нужда в школах специального образования. Горное дело, речное пароходство, русское судостроение, рыбные промыслы, сельское хозяйство требуют специально подготовленных работников». Значение таких школ хорошо понимали государственные чиновники. Генерал-губернатор Приамурского края С.М. Духов-ской разделял эту озабоченность: «Для скорейшего и успешного развития производительных сил края требуется много людей с низшим техническим образованием, выписывать которых из Европы крайне затруднительно, приготовить таких людей на месте — дело местных технических школ».

Книга «Профтехшкола Приморья. История и современность» — объемный

* Балдин С.С., Моисеенко В.В. Профтехшкола Приморья. История и современность. Владивосток: Дальнаука, 2004. 456 с.

образования, книги, содержащие ретроспективный анализ истории становления и развития профессионально-технической школы в Приморье во второй половине XIX—XX в.

Первым профессиональным учебным заведением в регионе стала открытая в 1876 г. во Владивостокском торговом порту Кадровая школа. В ней имелось три класса с двухгодичным обучением, задачей школы была «подготовка знающих мастеровых из учеников, обучающихся в мастерских». Затем революции и гражданская война, создание системы школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Пережила система профтехобразования реформирование в 30-е годы XX в. (глава 2), формирование единой государственной системы подготовки рабочих кадров в 1940 г., доказала свою жизнестойкость в тяжелые годы Великой Отечественной войны (глава 3).

Анализируя состояние профтехшкол в 1959—1990 гг. (глава 4), авторы отмечают: «Число училищ в Приморском крае увеличилось в 2,2 раза, а количество обучающихся в них — в 4 раза» (С. 134). Из всех территорий Дальнего Востока сеть профессионально-технических заведений была наиболее развита именно в Приморье. Из работы видно, как российская история с ее взлетами и падениями накладывает отпечаток на сегодняшнюю жизнь и во многом определяет наше будущее. И поэтому две главы книги посвящены анализу подготовки профессиональных кадров рабочих в условиях рынка труда (глава 6 «Начальное профессиональное образование в Приморье на современном этапе» и глава 7 «Реформирование региональной системы начального профессионального образования на основе новой структуры подготовки кадров»). Авторы приводят обнадеживающие данные: «В настоящее время в крае действует 57 профессиональных образовательных учреждений, в которых обучаются 25,6 тыс. чел. Подготовка кадров ведется для всех отраслей экономики по 70 рабочим профессиям и 14 программам среднего профессионального образования» (с. 350). И это несмотря на то, что «происходит попытка растаскивания учебных заведений путем создания различных университетских комплексов» (с. 351), несмотря на «износ учебного оборудования и техники, составляющий более 70%», невзирая на «устранение государства от жизнеобеспечения профессионального образования в последнее десятилетие, что поставило систему в условия самовыживания...» И это при отсутствии финансирования на развитие профшкол, при мизерной заработной плате педагогических работников. Рынок, одним словом. Авторы книги выработали и предлагают свои меры для приведения в соответствие системы подготовки рабочих кадров с потребностью экономики края (заключение с. 351—352).

В работе использованы многочисленные архивные материалы и (после соответствующего анализа) данные, опубликованные в статистических сборниках. Для иллюстрации книги авторами отобраны фотографии. Эти документальные свидетельства составляют важный зрительный ряд и участвуют в формировании наших представлений о профтехшколах разных лет.

История всегда имеет человеческое лицо. За всеми значительными поворотами судьбы стояли конкретные люди со своими радостями и потерями, взлетами и падениями. Столько славных имен названо в книге с уважением, данью памяти людям, благодаря труду которых тысячи и тысячи школьников получили профессию.

В книге имеется приложение с фотографиями и краткими биографическими данными воспитанников и работников профтехшколы Приморья — Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, заслуженных учителей Российской Федерации и заслуженных учителей профессионально-технического образования РСФСР, список работников профтехшколы Приморья, награжденных орденами и медалями СССР и Российской Федерации.

Монография С.С. Балдина и В.В. Моисеенко насыщена информацией, в которой отражено огромное количество интересных фактов, документов. Она написана хорошим, живым языком, что не превращает чтение объемной научной книги в процесс «расшифровки клинописи». Отдадим должное ученым, авторам книги: в наше время засилья коммерческих изданий они сумели опубликовать искреннюю, неконъюнктурную работу. Книга издана и пришла к читателю. Надеюсь, она найдет союзников и умных оппонентов.

Л.А. СЛАБНИНА, кандидат исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.