Научная статья на тему 'Заработная плата в лесном хозяйстве (проблемы, суждения'

Заработная плата в лесном хозяйстве (проблемы, суждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2214
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заработная плата в лесном хозяйстве (проблемы, суждения»

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (ПРОБЛЕМЫ, СУЖДЕНИЯ)

Г.М. КИСЕЛЕВ, к.э.н., доцент кафедры экономики и организации лесного хозяйства и лесной промыгиленности,

Е.Б. НАЗАРЕНКО, ст. преп. кафедры экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности

Правительство Российской Федерации постановлением от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы» утвердило Единую тарифную сетку, обязательную для применения во всех учреждениях, организациях и предприятий бюджетной сферы, в том числе и в лесном хозяйстве. Сетка состоит из 18 разрядов, которые устанавливаются в зависимости от сложности труда и квалификации работников. Разряды установлены в диапазоне 1 - 10,07. Месячная тарифная ставка I разряда была установлена в размере 1350 руб. Принято решение создать механизм поддержания тарифных соотношений и проводить индексацию. За период 1992- 1995 гг. сетка индексировалась 9 раз, Ставки и оклады за этот период повысились в 44 раза, а низкооплачиваемым рабочим с учетом доплат - в 60 раз. В 1996- 1998 гг. индексация не проводилась, устанавливались лишь доплаты низкооплачиваемым рабочим.

В 1999- 2000 гг. индексация проводилась в небольших размерахставки окладов увеличились лишь на 50 - 80 %.

Всего за рассматриваемый период по состоянию на 1.04.2000 г. рост ставок по I разряду составил 98 раз, по 18 разряду 80 раз. Это значительно ниже, чем рост цен на продовольственные, промышленные товары, коммунальные услуги. Для примера напомним, что рост цен на бензин за рассматриваемый период увеличился более чем в 44 тыс. раз, цены на электроэнергию более чем в 20 тыс. раз.

Приостановление индексации и ее недостаточные размеры весьма плачевно сказались на заработной плате работников лесного хозяйства. Приведем лишь некоторые примеры. Тарифные ставки рабочих-лесоводов (2 -

6 разрядов) на сегодняшний день составляют

180 - 264 руб. в месяц. Это в 6 раз ниже минимального прожиточного минимума (1350 руб.). Какой рабочий будет сегодня работать в лесном хозяйстве, чтобы в конце месяца принести в семью 200 руб. при сегодняшних ценах. Должностной оклад лесника - государственного инспектора по охране леса 4-10 разрядов составляет 228 - 432 руб. в месяц, или в 4 раза ниже минимального прожиточного минимума.

Отметим также экономическую необоснованность построения самой сетки. Бюджетные организации страны имеют огромные различия по сложности управления, различия в размерах и масштабах деятельности. Между тем тарифные оклады у всех руководителей примерно одинаковые - 882-1086 руб. в месяц (1:1,23). Разве можно сравнить, например, сложность работы ректора государственного университета с огромным числом преподавателей и студентов с работой руководителя небольшого' бюджетного учреждения с численностью персонала в несколько десятков человек.

В лесном хозяйстве площади лесхозов изменяются от нескольких тысяч гектар до десятков и сотен миллионов гектар, а объемы работ по затратам средств - от 100 тыс. рублей до нескольких миллионов рублей. Однако должностные оклады руководителей лесхозов I - Ш групп по оплате труда (16 - 18 разряды) дифференцированы по сетке только в размере 1:1,23. Практически все лесхозы отнесены к высшей I группе по оплате труда. Аналогичное положение складывается и по лесничествам. Дифференциация окладов по сетке установлена в размере 1-1,27 (Ш группа по оплате труда, 13 разряд - 624 руб.; П группа, 14 разряд - 702 руб.; I группа, 15 разряд - 792

руб.). Однако на практике все лесничества практически также оплачиваются по I группе оплаты труда.

Возникает вопрос: что дает подобная дифференциация окладов руководителей? При плановой экономике при реорганизации зарплаты все лесхозы и лесничества попадали в низшие группы по оплате труда. Руководители экономически заинтересовывались в увеличении объемов лесохозяйственных работ, на этой основе - в повышении групп по оплате труда (с IV до 1-й) и своего тарифного заработка.

В современных условиях при крайне низкой дифференциации окладов руководителей и самое главное, в условиях, когда лесхозы и лесничества находятся в одной (высшей) группе по оплате труда, подобная дифференциация потеряла всякий экономический смысл. Создается лишь иллюзия, что в отрасли осуществляется дифференциация окладов руководителей.

Средняя заработная плата работников лесхозов по бывшему Рослесхозу по экономическим работам за 1999 г. и ее структура приведены в табл. 1,2.

Средняя зарплата по отрасли за указанный год, составила 991 рубль, или на 360 -400 руб. ниже прожиточного уровня. Еще больше этот разрыв в Центральночерноземном, Поволжском, Северо-Кавказском районах- 600- 700 руб. В районах Севера, Сибири и Дальнего Востока зарплата несколько выше за счет районных коэффициентов и северных надбавок. Однако это повышение погашается за счет более высокого прожиточного минимума в этих районах.

Анализ средней заплаты работников по должностям показывает, что за чертой бедности находятся более 160 тыс. работников лесного хозяйства (81 %). Это в основном лесники- 60 тыс. человек, мастера леса - 11 тыс. человек, инженерно-технические работники -26 тыс. человек и постоянные рабочие лесного хозяйства - 63 тыс. человек.

В структуре заработной платы имеются части, которые строго нормируются государством, и части, размер которых устанавливается лесхозом. К первым относятся: оплата

по тарифной сетке, вознаграждение за стаж работы и районный коэффициент, ко вторым -размер премии, материальная помощь, надбавки и доплаты. В целом по отрасли, удельный вес первых составил 60 %, вторых - 40 %. Однако в отдельных регионах структура заработной платы приобретает самые не предсказуемые соотношения. Например, по Московской, Новгородской, Ленинградской области, регламентированные выплаты 40 %, нерегла-ментированные 60 %. Так, в Московской области регламентированные выплаты в расчете на одного человека в месяц составляют: тарифная часть 600 руб., вознаграждение за выслугу лет 60 руб. - всего 660 руб.: нерегламен-тированные премии 710 руб., надбавки, доплаты, материальная помощь, питание - 957 руб., или соответственно 41 % и 59%. Таким образом, тарифная часть зарплаты, которая строго контролируется государством ( за перерасход этой части руководители лесхозов строго наказываются финансовыми органами), уходит как бы на второй план, а на первый -выходят те части, которые правительством выпущены на свободу. Это премии, надбавки, доплаты, материальная помощь, питание. Подчеркнем, что регламентирование этих частей не установлено. В каждом регионе складываются свои ни кем не узаконенные и не контролируемые «нормативы» выплат. Например, в центральном экономическом районе, примерно в одних и тех же экономических условиях, один работник лесхоза в среднем в месяц получает премий: в Тульской области - 74 руб. (1999 г.), Брянской - 186 руб., Тверской - 350 руб., в Московской - 407 руб. Аналогичные примеры можно привести и по другим районам, как в части премий, так и по другим частям зарплаты, размеры которых определяются на местах. Большие колебания наблюдаются в зарплате рабочих лесного хозяйства, особенно временных рабочих. Например, при максимальной тарифной ставке рабочего ХП разряда 552 руб. в месяц в Брянской области постоянные и временные рабочие получают соответственно 632 руб. и 495 руб. (соотношение к максимальному разряду 1:1,1:0,9), Тверской - 1522 руб. и 1866 руб. (1:2,8:3,4), в Московской - 1537 руб. и 1866

руб. (1:2,8:9,2). Колебания связаны как со многими, объективными, так и не объективными факторами. Подчеркнем Лишь при этом, что, все выплаты осуществляются за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а регламент и контроль за их расходованием по настоящему не организован. Приведенные примеры показывают, что Единая тарифная сетка теряет свое стержневое значение для построения всей системы оплаты труда в лесном хозяйстве.

Особенно низкую заработную плату имеют лесники - 545 руб. в месяц. Лесникам разрешены приработки, в качестве рабочих. И даже с учетом этого их общий заработок составляет 726 руб. в месяц, или на 500 руб. ниже прожиточного минимума. Для получения

181 руб. приработка лесники в среднем отрабатывают 70 рабочих дней, а в регионах, где имеется фронт работы, значительно больше. Например, в Северном экономическом районе

- 97 дней, в Ленинградской и Костромской области более 150 дней, в Московской и Тверской - около 110 дней. Это отвлекает лесников от своей основной работы - Государственного инспектора по охране леса. Невольно возникает вопрос: кем работает лесник - Государственным инспектором или рабочим-лесоводом?

Катастрофическое положение работников лесного хозяйства особенно наглядно проявляется при сравнении с зарплатой в других отраслях народного хозяйства. Так, среднемесячная зарплата в октябре прошлого года составила в топливной промышленности 7896 руб., в том числе в нефтедобыче - 10898 руб.; у газовиков — 10584 руб., в электроэнергетике 4235 руб.

Бедствуют так же, как и работники лесхозов, работники образования 1314 руб. (октябрь 2000 г.), здравоохранения - 1386 руб., легкой промышленности - 1449 руб. Работники данных отраслей также как и лесоводы оплачиваются по ЕТС.

На основе данного анализа можно сделать общий вывод: Единая тарифная сетка (ЕТС) из-за не проводившейся индексации в 1996- 97 гг. и недостаточной индексации в последующие годы оказалась оторванной от

жизни. Тарифная часть зарплаты, установленная ЕТС, перестала быть основой нормирования заработной платы, вокруг которой формировались бы другие дополнительные ее части. Она потеряла свое стимулирующее значение в экономике производства. Чтобы поддержать нищенский заработок, все в больших размерах используются другие, нерегламентированные части зарплаты и не законные приработки. Потеряло всякий экономический смысл кате-горирование лесхозов, лесничеств по группам оплаты труда.

С 1-го марта 1998 г. вступил в силу Указ президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Должностные оклады дифференцированы по четырем разделам: субъекты РФ с численностью населения свыше 1 млн. человек, менее 1 млн. человек, свыше 100 тыс. человек и менее 100 тыс. человек. Основная часть субъектов РФ имеет более 1 млн. человек. Должностные оклады по первому разделу: руководитель межрегионального и территориального органа - 1700- 1900 руб., главный специалист - 1000- 1100 руб., специалист Гой категории - 600- 800 руб., специалист - 400 - 500 руб.

При утверждении фондов оплаты труда предусматриваются в расчете на год следующие средства: надбавки за квалификационный разряд - 4 оклада, надбавки за особые условия государственной службы - 2,5 оклада, на выслугу лет - 3 оклада, на выплату премий

- 3 оклада, на материальную помощь - 2 оклада. Всего в год - 14,5 окладов, в расчете на 1 год - 1,2 оклада. При выделении фондов заработной платы в основу берется средней оклад главного специалиста, т.е. 1000- 1100 руб., или в среднем 1050 руб. С доплатами это составляет - 2250 руб., и с учетом индексации на начало 2001 года - 4050 руб. Премии максимальными размерами не ограничиваются. Другими документами также установлены повышенные размеры пенсий. Фонды оплаты труда устанавливаются с учетом районных коэффициентов, северных надбавок и подлежат индексированию в размерах и сроках, предусмотренных для бюджетной сферы.

В лесном хозяйстве на систему оплаты труда госслужащих переведены только служащие Лесного департамента Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов субъектов РФ с общей численностью около 2,5 тыс. человек. Все служащие первичного звена в лесном хозяйстве (116 тыс. человек), включая Государственную лесную охрану, оплачиваются по Единой тарифной сетке. Это положение вызывает многочисленные нарекания, отток дипломированных специалистов из системы лесного хозяйства и, в конечном счете, оборачивается большими потерями для отрасли.

В 70-е годы правительство придерживалось принципа: при реорганизации решать в первую очередь вопросы оплаты труда в первичном звене управления. Именно поэтому несколько лет в лесном хозяйстве служащие управлений лесного хозяйства получали зарплату значительно ниже, чем работники лесхозов. Решить эту проблему в те годы удалось лишь реорганизовав управления в лесохозяйственные производственные отделения.

В настоящее время установился диаметрально противоположный принцип. Уровень оплаты труда в управленческой сфере более чем в 4 раза превышает уровень оплаты труда в первичном звене, где действует ЕТС.

Как решить стоящую проблему в настоящее время?

Рассчитывать, что в скором времени будет поднята в несколько раз тарифная сетка (ЕТС)? Это не реально, так как это межотраслевая проблема и средств у государства на эти цели нет. Ставить вопрос о повышении зарплаты только для лесной охраны? Этот вариант никто не поддержит, чтобы не создавать прецедент.

В данных условиях напрашивается единственный вывод: создать в лесном хозяйстве Корпус лесничих. Возложить на Корпус лесничих охрану и защиту леса, контроль за лесопользованием (независимо от того, в чьем ведении будут находиться леса) и соблюдением правил и наставлений по ведению лесного хозяйства. Управление Корпусом лесничих построить по вертикали. В штатах территориальных органов лесного хозяйства Министер-

ства природных ресурсов РФ сократить отделы государственного контроля за ведением лесного хозяйства, освобождающуюся численность и фонд зарплаты передать на создание Корпуса лесничих.

В состав Корпуса включить главных лесничих лесхозов (1,9 тыс. человек), лесничих (8,6 тыс. человек), мастеров лесного хозяйства (17 тыс. человек, в настоящее время их численность 10 тысяч человек, что не соответствует оптимальной структуре управления), лесников - государственных инспекторов по охране и защите леса (35 тыс. человек, в настоящее время их численность составляет 60 тыс. человек, на 35 % они используются как рабочие. По отдельным регионам этот процент еще выше. Например, по Ленинградской обл. - 76 %, по Московской - 38 %. Экономию за счет сокращения численности в сумме около 160 млн. руб. (40% от существующего фонда зарплаты) направить также на повышение оплаты труда работников Лесного корпуса). В состав Корпуса необходимо ввести технических работников и специалистов -около 10 тыс. человек. Общая численность около 70 тыс. человек.

Существующие лесхозы следует сохранить. По заказу территориальных органов лесного хозяйства они могут выполнять весь комплекс лесохозяйственных работ и заниматься хозрасчетной деятельностью.

Функции оформления продаж леса как на корню, так и срубленного и подтрелеванно-го к путям транспорта, можно поручить территориальным органам лесного хозяйства, создав в их структуре специальный сектор. В принципе, в регионах следует разработать региональные программы управления лесным хозяйством. Определить экономически доступные леса. Определить перспективные размеры пользования лесом. Минимально - необходимые объемы лесохозяйственных мероприятий по лесопользованию, лесовосстановлению и охране леса. Утвердить нормативы численности госслужащих Корпуса лесничих и нормативы затрат труда и техники по мероприятиям (зарплата должна индексироваться ежегодно). Максимально упростить отчетность.

to

о

Средняя заработная плата работников лесного хозяйства

Таблица 1

Экономические районы Средняя заработная плата в месяц, руб. В том числе по ДОЛЖНОСТЯМ

директор лесничий мастер леса лесник служащие Рабочие

постоянные временные

Рослесхоз, в т.ч. 991 3323 1733 1024 545 1360 883 1153.

Северный 1396 4010 2164 1328 763 1722 1058 2389

С-Западный 1363 . 4013 2429 1423 660 1659 1507 5441

Центральный 996 3463 - 1779 ■ 1034 502 1300 892 1313

В-Вятский 726 347 1303 768 435 1027 629 655

Ц-Черноземный 621 2250 •• 1046 627 400 870 521 524

Поволжский .601 2403 1124 602 390 854 525 705

С-Кавказкий ' -782 2326 1289 790 417 1185 629 972

Уральский 846 3142 1618 910 524 1267 617 1015

З-Сибирский 824 2875 1467 850 436 1245 756 817

В-Сибирский 1109 3664 1694 1108 584 1478 1146 1334

Дальневосточный 1563 4247 2485 1395 861 1915 1250 830

Прибалтийский 1129 3456 2227 1305 741 1560 864 1334

Таблица 2

Структура заработной платы работников лесного хозяйства

Экономические районы Средняя заработная плата в месяц, руб. В том числе

оплата по тарифным ставкам все виды премий выслуга лет районный коэффициент материальная помощь оплата за питание надбавки, доплаты, отпускные

Рослесхоз, в т.ч. 991 379 179 55 150 32 7 189

Северный 1396 373 184 57 432 53 14 281

С-Западный 1363 491 • 407 47 - 114 1 303

Центральный 996 432 289 48 7 29 5 186

В-Вятский 726 362 150 48 18 13 2 , 133

Ц-Черноземный 621 359 105 59 - 11 18 : 69

Поволжский 601 349 84 47 - 10 1 110

С-Кавказкий 782 430 136 64 4 18 - 130

Уральский 846 344 152 51 99 30 6 164

3-Си§ирский 824 351 116 46 141 15 2 - 153

В-Сибирский 1109 328 112 68 393 21 2 185

Дальневосточный 1563 380 165 75 585 49 - 309

Прибалтийский 1129 410 334 58 - 40 15 . 272

fca

М

ГУ

д

о

Sc

СО

м

о

н

к.. к

кЗ

о

о

Весь процесс документирования автоматизировать с помощью ПВМ, в том числе и все учетные операции в лесу. Автоматизировать с помощью ПВМ связь Корпуса лесничих и лесхозов с территориальными органами лесного хозяйства. Отменить минимальные ставь® за древесину, отпускаемую на корню. Лесные таксы ежегодно устанавливать комиссионно по согласованию с потребителями леса и с участием администрации регионов, исходя из складывающихся объемов лесопользования, цен на готовую продукцию и нормативных затрат на заготовку и вывозку (перевозку) древесины и минимально-необходимых затрат на ведение лесного хозяйства.

Ежегодно составлять баланс доходов и расходов лесного хозяйства. Все доходы, в том числе от продажи древесины на корню, в пределах минимальнонеобходимых расходов на лесное хозяйство оставлять в распоряжении территориальных органов лесного хозяйства. При рассмотрении баланса на федеральном уровне все доходы в пределах минимально-необходимых расходов оставлять в распоряжении отрасли. Все излишки дохода передавать государству. При недостатке средств лесное хозяйство законодательно должно иметь гарантии получения дотаций из государственного бюджета и бюджета регионов. Проект сметы доходов и расходов опубликован в сборнике научных отчетов МГУЛа за 2000 г.

Составление балансов доходов и расходов по регионам и в целом следует

автоматизировать. Напомним, что в 1992-1996 гг. по заданию Федеральной службы лесного хозяйства работниками фирмы «Восход» под руководством б. главного инженера института Росгипролеса Г.М Киселева разработана программа автоматизированного расчета затрат на ведение лесного хозяйства в России с помощью ПВМ. В банк данных введены по регионам все расчетно-технические карты, алгоритмы расчета затрат на содержание техники, оплату труда, на приобретение материалов, отчисления на социальные нужды. Предусмотрены ключевые показатели для индексирования всех затрат.

На основе планируемых объемов работ программа позволяет в считанные минуты рассчитывать затраты на ведение лесного хозяйства по регионам и в целом по России в разрезе мероприятий. Если к данной программе добавить блок для расчета лесного дохода, то тогда можно на этой основе автоматизировать и составление указанных балансов.

Решить круг поставленных проблем весьма трудно, да и некоторые из них могут вызвать сомнения. Поэтому целесообразно организовать их детальное обсуждение при МПР РФ, привлечь для этого заинтересованные организации и общественность, при необходимости сделать дополнительные техноэкономичес-кие расчеты. Согласованные решения активно ставить перед правительством и добиваться их положительного решения.

ВОПРОСЫ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

И.А. КЛЕЙНХОФ, доцент кафедры финансов, банковского и биржевого дела

Суть стратегического управления заключается в выборе комплекса управленческих мер, определении стратегических направлений развития, согласовании целей и ресурсов в их динамике, формировании эффективного правового и экономического механизма, обеспечивающего реализацию поставленных целей.

Стратегическое управление - это идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих решениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важное значение при этом имеет своевременный учет изменений в окружающей среде, а соответственно, пересмотр целей и направлений развития. Любое реше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.