Научная статья на тему 'Теоретические основы совершенствования оплаты труда'

Теоретические основы совершенствования оплаты труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Е.Б.

В статье рассматриваются основные модели определения заработной платы в организациях, финансируемых из государственного бюджета. Приводится классификация факторов, формирующих уровень заработной платы, а также показано значение отраслевых соглашений и коллективных договоров, положений об оплате труда для определения различных элементов заработной платы (тарифных ставок, окладов, различного рода доплат и надбавок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes key models of defining wages in organizations financed by the state budget. Factors affecting the level of wages are classified, the author also shows the importance of sectoral agreements, collective bargaining agreements, provisions for remuneration to define various elements of wage, such as tariffs, salaries, different benefits and bonuses.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы совершенствования оплаты труда»

Е. Б. Гриценко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

В статье рассматриваются основные модели определения заработной платы в организациях, финансируемых из государственного бюджета. Приводится классификация факторов, формирующих уровень заработной платы, а также показано значение отраслевых соглашений и коллективных договоров, положений об оплате труда для определения различных элементов заработной платы (тарифных ставок, окладов, различного рода доплат и надбавок).

Заработная плата - важнейшая часть системы вознаграждения за труд, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника1.

В конвенции МОТ № 95 (1949) «Об охране заработной платы» дается следующее определение: «Термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны». В данном случае понятия «вознаграждение» и «заработная плата» отождествляются. Такое толкование в принципе справедливо, так как в конвенции речь идет об оплате труда как элементе трудовых отношений.

В условиях плановой экономики заработная плата, выступающая как цена труда, была одним из наиболее жестко регулируемых параметров хозяйственного механизма. Она поддерживалась на искусственно низком уровне, а ее ставки для различных категорий работников устанавливались в рамках единой тарифной сетки, ориентированной на принцип уравнительности и сжатие дифференциации в доходах. Предприятия были лишены возможности принимать самостоятельные решения по большинству ключевых вопросов политики оплаты труда. Регламентировалось и контролировалось все: общий объем фонда заработной платы, ее средний уровень, темпы роста, формы оплаты, профессиональные и квалификационные различия, соотношение между постоянной и переменной частью и т. д. Любое, даже самое незначительное отклонение от установленных правил было невозможно без получения специального разрешения.

Высокая степень унификации была характерна и для использовавшихся предприятиями схем оплаты: они могли выбираться из строго определенного

1 При всей значимости заработная плата в большинстве процветающих фирм не превышает 70% дохода работника. По имеющимся данным, доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет только 10-12%, тогда как в промышленно развитых странах мира она достигает 50-60%, т. е. примерно в пять раз больше.

набора вариантов, которые разрабатывались и утверждались внутри соответствующих отраслевых министерств. Определенная степень гибкости (хотя и очень ограниченная) обеспечивалась тем, что практически все эти схемы предусматривали выплату работникам премий при условии выполнения или перевыполнения их предприятиями различных плановых показателей.

Начало рыночных реформ в России означало отмену большей части административных ограничений, действовавших при прежнем экономическом режиме. Процесс установления цены труда стал децентрализованным, рыночные агенты обрели самостоятельность при определении уровня заработной платы и степени ее дифференциации (рис. 1).

Рис. 1. Ставка заработной платы как основа рыночной единицы труда

В условиях рыночной экономики основные компоненты заработной платы выглядят следующим образом (рис. 2).

Прямое государственное регулирование сегодня сохранилось только в бюджетном секторе, где с 1992 г. действует единая тарифная сетка (ЕТС). По отношению к остальным секторам экономики государство стало использовать косвенные рычаги регулирования, такие, как установление минимального размера оплаты труда (МРОТ), налогообложение фонда заработной платы, налоговая политика ограничения доходов, участие в трехсторонней комиссии, в рамках которой на общенациональном уровне заключаются тарифные соглашения между профсоюзами и работодателями, и т. д.

Рис. 2. Компоненты системы оплаты труда в организации

В настоящее время можно выделить три модели определения заработной платы, каждая из которых отражает соотношение сил наемных работников и работодателей на рынке труда.

Первая модель состоит в том, что размер зарплаты определяется в рыночном договоре между работодателем и наемным работником. Стороны в этом отношении формально равны, но работодатель обладает большими возможностями по сравнению с наемным работником.

Вторая модель предусматривает коллективное определение зарплаты. В этом случае работники объединяются в профсоюзы для защиты своих экономических интересов. В качестве самого сильного средства они могут прибегнуть к забастовкам, что укрепляет их позиции на переговорах. Эта модель приводит к улучшению положения наемных работников.

Третья модель (основная) состоит в том, что заработная плата нормируется государством. В связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации (ТК) современная организация заработной платы предполагает сочетание правового регулирования, осуществляемого государственными органами в централизованном порядке, с региональным, отраслевым и локальным (непосредственно в организации) регулированием (рис. 3 и 4).

В централизованном порядке определяются:

- порядок установления условий оплаты труда;

- минимальный размер заработной платы;

- схемы должностных окладов и размеры окладов (тарифных ставок) в бюджетной сфере;

- правила оплаты труда при отклонении от нормальных условий труда;

- случаи сохранения среднего заработка или его части в строго определенных ситуациях;

- исчисление среднего заработка;

- гарантии в области оплаты труда (место и сроки выплаты заработной платы, индексация заработной платы, условия изменения оплаты труда, возможные удержания из заработной платы работника и др.).

Особое место в центральном регулировании условий оплаты труда занимает генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ. В дальнейшем на федеральном уровне предполагается переход на отраслевые системы оплаты труда для работников федеральных государственных учреждений, нацеленные на оплату за конечный результат и основанные на общих принципах построения отраслевых систем для соблюдения принципа равной оплаты за равный труд. Субъекты Российской Федерации также готовятся к переходу на аналогичные отраслевые системы, и они смогут использовать те подходы к построению отраслевых систем оплаты труда, которые будут разработаны на федеральном уровне.

Сегодня на региональном уровне вопросы оплаты труда решаются в основном с использованием принципов социального партнерства. Важность учета территориальных особенностей формирования цены рабочей силы обусловлена тем, что в России исторически сформировались весьма существенные различия как в уровне жизни, так и в уровне доходов населения между административно-территориальными образованиями. Например, в Москве дифференциация заработных плат в сопоставлении с величиной прожиточного минимума остается весьма значительной .

1 Прожиточный минимум в IV квартале 2007 г. в целом по Российской Федерации составлял 4197 рублей, среднемесячная заработная плата - 13527 рублей.

Колебания спроса и предложения на рабочую силу

Внутрирегиональное регулирование

Издержки производства на рабочую силу

Деятельность профсоюзов и их объединений

Динамика потребительских цен, уровень инфляции

Деятельность объединений работодателей

Система социального партнерства и механизмы договорного регулирования

Рис. 3. Классификация факторов, формирующих уровень заработной платы

Трехсторонние соглашения, оговаривающие вопросы оплаты труда в регионе (в том числе ее минимальный уровень), заключены в 77 регионах России. Во многих из них низший порог оплаты труда установлен в два-три раза выше, чем минимальный размер заработной платы, определенный федеральным законодательством. Он ориентирован на прожиточный минимум трудоспособного человека и индексируется в порядке, указанном в соглашениях (в связи с ростом региональных потребительских цен на товары и услуги). Например, в Московском трехстороннем соглашении на 2007 год было принято считать «городским минимумом оплаты труда минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. 147, ст. 151, ст. 152, ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации».

Государственное Регулирование на основе

регулирование коллективных договоров

1. Национальный Общенациональные и секторальные коллектив-

минимум зара- ные договоры:

ботной платы. 1) минимальная зарплата национальная или

2. Налоговая по- по секторам экономики;

литика. 2) общий порядок индексации зарплаты.

3. Институцио- Отраслевые коллективные договоры:

нальная основа 1) минимальные тарифные ставки по профес-

регулирования сионально-квалификационным группам;

коллективных 2) формы и системы заработной платы;

договоров. 3) надбавки и доплаты;

4. Предельные 4) механизм индексации выплат и льгот.

размеры роста Фирменные коллективные договоры:

зарплаты в перио- 1) тарифные ставки;

ды усиления ин- 2) размеры надбавок и доплат;

фляции. 3) порядок индексации;

5. Установление 4) системы участия в прибылях и акционер-

заработной платы ном капитале;

на государствен- 5) размеры социальных выплат и льгот

ных предприятиях

Рис. 4. Модель установления и регулирования заработной платы

Кроме того, в соответствии с Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, рекомендовалось применять тарифную систему оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки с сохранением 18 разрядов и действующих межразрядных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок первого и восемнадцатого разрядов 1 : 4,5.

По данным мониторинга, проводимого Минздравсоцразвития России, во всех субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты о введении региональных систем оплаты труда, соответствующих этим рекомендациям.

Отраслевое регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых (межотраслевых) соглашений, устанавливающих:

- минимальную оплату труда в отрасли в большем размере по сравнению с определенным федеральным законом;

- соотношение тарифных ставок по квалификационным разрядам рабочих, отдельным категориям специалистов и служащих;

- повышенную оплату труда при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных;

- регулярность пересмотра тарифных ставок, окладов в связи с ростом стоимости жизни и его порядок;

- доплаты и надбавки, стимулирующие работу данной отрасли.

На локальном уровне решается самое большое количество вопросов, связанных с оплатой труда. Документами, определяющими условия оплаты труда в организации, как правило, являются коллективные договоры и положения об оплате труда (последние в ТК не упоминаются). Из многих статей Трудового кодекса применительно к отдельным вопросам оплаты вытекает, что они могут находить свое решение или в коллективных договорах, или в локальных нормативных правовых актах (см., например, ст. 135, 147, 153 ТК). Положения об оплате труда относятся к числу локальных нормативных правовых актов, которые могут существовать самостоятельно, если в организации не заключается коллективный договор или если они не включены в него в качестве приложения.

Правовые нормы, принимаемые на уровне организации, дают возможность увязать заработок работника как с результатами его трудовой деятельности, так и с финансовым положением организации. В то же время есть обязательные требования к содержанию коллективных договоров и положений об оплате труда.

Применительно к коллективному договору требования следующие:

- включать положения по тем вопросам заработной платы, по которым в законодательстве о труде содержится прямое предписание об их закреплении или уточнении (ст. 131, 134, 136, 139, 143-144, 147, 149, 152, 154, 158159 ТК);

- при наличии у организации экономических возможностей дополнительно вносить нормативные положения, гарантирующие более высокую по

сравнению с действующим законодательством оплату труда (например, сверхурочной работы по сравнению с указанной в ст. 153 ТК);

- не включать правила, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством о труде.

Все организации с помощью коллективных договоров должны довести до сведения работающих структуру их заработной платы, механизм определения конкретных размеров полагающихся им выплат при выполнении норм труда и служебных обязанностей, а также показать, на какие доплаты, надбавки, премии и иные выплаты поощрительного характера они могут рассчитывать.

Работнику из коллективного договора должно быть ясно, какая система оплаты труда установлена для той группы лиц, к которой он относится; каковы диапазон разрядов в его организации и минимальная сумма оплаты труда (если она выше, чем предусмотрено федеральным законом), доля тарифной ставки в среднемесячном заработке и основания для установления отдельным рабочим окладов вместо тарифных ставок, способы оплаты труда руководителей, специалистов и служащих данной организации, размер оплаты труда при простое, в ночное время, в праздничные дни, формы, место и сроки выплаты заработной платы, условия введения и пересмотра действующих норм труда.

При наличии отдельного положения об оплате труда достаточно в коллективный договор поместить сведения общего характера по тому или иному вопросу, сделав отсылку к соответствующему разделу упомянутого положения.

Порядок установления заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного рода выплат определен в ст. 135 и 144 ТК. Применительно к тарифным ставкам (окладам) порядок их установления варьируется в зависимости от того, в какую группу входит организация:

- для бюджетных - законами и иными нормативными правовыми актами;

- со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

- для других - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Следует заметить, что в Трудовом кодексе есть еще ряд статей, которые дают возможность работодателю и работнику решить вопросы оплаты труда с помощью трудового договора (ст. 57, 131, 135, 136, 147, 149, 151-154, 158), в том числе посвященные оплате труда при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.