свидетельствующие о том, что заболеваемость тифо-паратифозными инфекциями резко повышалась через 10—12 дней после уменьшения или перебоя в подаче воды хозяй-•ственно-питьевым водопроводом в район, где имелся промышленный водопровод (Сталинский район).
Отметим здесь, что водный фактор может играть немаловажную роль также в распространении заболеваний дизентерией. Так, по данным городской санитарно-эпидемиологической станции, пробы воды промышленного водопровода, отобранные в январе 1951 г., содержали бактериофаги: паратифа А в титре 10-7, паратифа В в титре 10 2 и дизентерии в титре 10 ~8 при коли-титре 0,004.
Для оздоровления водоснабжения в Саратове необходимо:
1. Произвести на всех объектах, имеющих две системы водопроводов, паспортизацию водопроводной сети и полностью изолировать промышленный водопровод от хозяйственно-питьевого.
2. Принять меры к улучшению качества воды промышленного водопровода, для чего перенести место забора воды для этого водопровода выше выпуска неочищенных производственных и фекально-бытовых сточных вод в Волгу.
3. В целях повышения эффективности контроля за качеством воды водопроводной сети в районе города, где имеется промышленный водопровод, организовать многократный отбор проб воды и анализ их на этих участках сети.
Поступила 22/ХП 1954 г.
-й- -йт Ъ
ЗАПЫЛЕННОСТЬ И МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В СЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ И НЕКОТОРЫХ ЦЕХАХ ХЛОПКОМАСЛОЗАВОДОВ
Кандидат медицинских наук С. И. Сосновский Из Узбекского научно-исследовательского санитарного института
В литературе вопросы гигиены труда в хлопкомаслобойной промышленности вообще и в частности в семенном хозяйстве, буратных, очистительных, пухоотдели-тельных, шелушильных цехах освещены крайне недостаточно.
Наши данные характеризуют запыленность и метеорологические условия на 4 заводах и в 5 цехах (отделениях) (1953—1954).
В семенном хозяйстве хлопкомаслозавода запыленность воздуха колеблется в зависимости от сортности хлопковых семян в пределах от 30,6 до 154 мг/м3. При транспортировке и разгрузке семян первых сортов наблюдалась меньшая запыленность, чем при разгрузке семян низших сортов. Запыленность воздуха при разгрузке семян из вагонов и транспортировке их с хлопкозаводов выше, чем при складировании семян. Метеорологические условия обычно те же, что и условия наружного воздуха, ибо весь процесс работы происходит на открытом воздухе.
В буратных, очистительных, пухоотделительных, шелушильносепараторных отделениях при обработке хлопковых семян низших сортов средняя запыленность воздуха достигает 101,4—290,5 мг/мэ, а при работе с горелыми семенами — 55,2—251 мг/м3. Очистка первосортных семян дает запыленность воздуха в пределах от 31,4 до 68,4 мг/м3.
Пыль семенного хозяйства буратноочистительных, пухоотделительных отделений (цехов) по своему происхождению является растительной и минеральной. Она состоит чз 82,6% органических веществ и 17,4% неорганических (лесс). Дисперсность ее: от 1 до 5 (i —25,4%, от 5 до 10 ц —26,6%, от 10 до 50 ц— 30,1% и свыше 50 ¡л -17,9%. В неорганической части пыли указанных цехов (отделений) процент общей двуокиси кремния колеблется от 43 до 51 и свободной от 15 до 18 в зависимости от состава почв, на которых произрастает хлопок.
Пыль шелушильносепараторных отделений по происхождению преимущественно растительная и состоит из 90% органических и 4% неорганических веществ. Морфологически это мелкие жирные волоконца. В состав пыли входит зола (3%), протеин (.4%), целлюлоза (51%), безазотистые экстрактивные вещества (40%) и масло (2%).
В пыли семенного хозяйства, буратноочистительных, пухоотделительных и шелушильносепараторных отделений содержится госсипол в пределах до 0,3—0,5%. который ядовит для животных и человека при приеме с пищей больших его количеств В зрелом хлопковом семени госсипола находится от 0,15 до 1,9%, в горелых семенах— от 0,01 до 0,9%, в жмыхе — до 0,15%, в нерафинированном масле — 0,1%, в рафинированном — до 0.01% (предельно допустимая концентрация госсипола для рафинированного масла 0,01%).
Пыль содержит также споры плеснезьгх грибков, которые могут быть возбудителями микотических заболеваний людей, работающих, в таких цехах хлопкомасло-заводов.
В буратноочистительных цехах температура воздуха имеет незначительную разницу по сравнению с температурой наружного воздуха и несколько повышенную относительную влажность. В пухоотделительных цехах в летнее время температура воздуха достигает 35" при сравнительно нормальной относительной влажности. В ше-лушильносепараторных отделениях температура и влажность воздуха выше, чем в пухоотделительных, и зависит от воздействия рядом располагающихся маслопрессо-вых цехов, где отмечается высокая температура и высокая относительная влажность.
Поступила 25/1 1955 г.
КИСЛОТОУПОРНЫЕ САПРОФИТЫ КАК ТЕСТ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ПАЛОЧЕК К УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ
Проф. М. Л. Кошкин, кандидат медицинских наук Т. А. Карут и ассистент С. Г. Кандыба
Из кафедры общей гигиены Харьковского медицинского института и Украинского института вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова
Практическое применение ультрафиолетовой радиации для обеззараживания различных объектов внешней среды получает все большее распространение.
В настоящее время ультрафиолетовая радиация применяется для обеззараживания воздуха и предметов обстановки в больницах, детских учреждениях, в помещениях для производства биопрепаратов и других закрытых помещениях (С. С. Речменский, М. Л. Кошкин, Н. М. Данциг, А. И. Шафир, А. Э. Нейштадт), для обеззараживания пищевых продуктов (М. М. Данилов и др.), для обеззараживания посуды (М. Л. Кошкин, А. Г. Идлина), для обеззараживания зубоврачебных и парикмахерских инструментов (С. И. Левиков, К. И. Улитина)
Такое расширение области применения ультрафиолетовой радиации стало возможным в связи с появлением ртутно-увиолевых ламп низкого давления, так называемых бактерицидных ламп. Эти лампы выпускаются в СССР в массовом количестве-и являются вполне доступными. Ртутно-увиолевая лампа имеет ряд преимуществ перед ртутно-кварцевой лампой для применения в санитарно-гигиенической практике, значительная часть излучаемой этой лампой энергии приходится на лучи с длиной волны в 2 537 А, которые обладают активным бактерицидным действием; при горении этой лампы не образуются окислы азота (как при горении ртутно-кварцевой), что делает возможным ее применение в обитаемых помещениях; при ее горении образуется мало тепла и, наконец, она портативна и значительно дешевле ртутно-кварцевой лампы.
При проведении работ с ртутно-увиолевой лампой перед нами возник вопрос а действии ее на туберкулезную палочку и о возможности применения этой лампы для профилактики туберкулезной инфекции.
Гигиенисты занимаются профилактикой туберкулеза значительно меньше, чем профилактикой кишечных инфекций, а между тем профилактика туберкулеза является не менее важной проблемой..
Учитывая это обстоятельство, мы неоднократно пытались поставить опыты по облучению различных объектов, зараженных культурой туберкулезных палочек, но постановка этих опытов связана с большими трудностями: туберкулезные палочки, как известно, растут на специальных средах и для получения роста надо выжидать 20—60 суток; экспериментирование с ней для решения санитарных вопросов в условиях, близких к естественным, не представляется возможным из-за опасности туберкулезной инфекции.
В связи с трудностями, возникающими при работе с туберкулезными палочками, у нас возникла мысль о замене туберкулезной палочки другими микроорганизмами, которые могли бы служить тестом по отношению к воздействию ультрафиолетовой радиации на туберкулезную культуру. В гигиенической практике использование такого пути не ново: кишечная палочка, как известно, является тестом по отношению ко всей кишечной патогенной группе при обеззараживании воды, пищевых продуктов и пр.
В качестве такого теста по отношению к туберкулезным палочкам казалось ц<* лесообразным использовать кислотоупорные сапрофиты, которые обладают некоторыми свойствами, близкими к свойствам туберкулезной палочки (наличие липоидных и липопротеидных вещестр в протоплазме, кислото- и спиртоустойчивость и др.).