Научная статья на тему 'ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ТРАНСГРАНИЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ'

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ТРАНСГРАНИЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / ОРВ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Д.Н.

В статье рассматриваются меры нетарифного регулирования при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее веществ, разрушающих озоновый слой. Большое внимание автором уделяется международным соглашениям, регулирующим трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS ON FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE TRANSBOUNDARY MOVEMENT OF OZONE-DEPLETING SUBSTANCES

The article discusses the measures of non-tariff regulation when importing and exporting from the Russian Federation substances that deplete the ozone layer. The author pays much attention to international agreements regulating the transboundary movement of ozone-depleting substances.

Текст научной работы на тему «ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ТРАНСГРАНИЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ»

УДК 339.543

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ТРАНСГРАНИЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS ON FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE TRANSBOUNDARY MOVEMENT OF OZONE-DEPLETING SUBSTANCES

Afonin D.N.

St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассматриваются меры нетарифного регулирования при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее веществ, разрушающих озоновый слой. Большое внимание автором уделяется международным соглашениям, регулирующим трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ.

Ключевые слова: Озоноразрушающие вещества, ОРВ, нетарифное регулирование, таможенный контроль, запреты и ограничения внешнеторговой деятельности.

Abstract

The article discusses the measures of non-tariff regulation when importing and exporting from the Russian Federation substances that deplete the ozone layer. The author pays much attention to international agreements regulating the transboundary movement of ozone-depleting substances.

Keywords: Ozone-depleting substances, ODS, non-tariff regulation, customs control, bans and restrictions on foreign trade activities

В 1974 году химики из Калифорнийского университета Марио Молина (Mario Molina) и Фрэнк Шервуд Роланд (Frank Sherwood Rowland) предположили, что дол-гоживущие галогеносодержащие

соединения, такие, как повсеместно использовавшиеся в то время хлорфторуглероды (ХФУ), попадая в атмосферу, могут разрушать стратосферный озон [1]. Незадолго до этого с похожей гипотезой, касающейся, правда, другого вещества - закиси азота -выступил голландский физик Пол Крутцен (Paul Crutzen).

К тому времени были накоплены данные, согласно которым количество поступающего на Землю ультрафиолетового излучения значительно возросло по сравнению с 1925 годом. Опасность ультрафиолета для живых организмов уже была хорошо изучена. Было достоверно установлено, что повышение интенсивности УФ-излучения затрудняет процесс фотосинтеза у растений и ведет к снижению урожайности

сельскохозяйственных культур; от ультрафиолета гибнет фитопланктон - кормовая база обитателей Мирового океана. Также ультрафиолетовое излучение негативно влияет интенсивное на человека - растет восприимчивость к болезням, изменяется структура и пигментация кожи, повышается вероятность возникновения болезней глаз, раковых заболеваний, повреждения молекул ДНК.

Международные озоновые соглашения (Венская конвенция 1985 года и Монреальский протокол к ней) стали первыми соглашениями в сфере экологии, посвященными решению долгосрочных отложенных проблем (когда воздействие на окружающую среду происходит сегодня, а основной ущерб от него может проявиться спустя десятилетия и даже столетия). Решить задачу предотвращения истощения озонового слоя ни одна страна или группа стран были не в состоянии, что и предопределило участие практически всех наций в ликвидации этой общей угрозы.

Венская конвенция об охране озонового слоя имеет рамочный характер и не накладывает каких-либо конкретных обязательств на подписавшие ее Стороны по сокращению производства и потребления ОРВ. Во время переговоров о ее заключении Стороны обсудили возможность принятия в последующем протокола, который предусматривал бы конкретные целевые показатели по ограничению оборота ОРВ, однако консенсус по этому вопросу достигнут не был.

Венская конвенция была подписана от имени СССР 22.03.1985 года и принята 18.06.1986 [2]. В настоящее время данная конвенция подписана 197 странами.

В 1987 году в Монреале (Канада) представители 46 стран подписали Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В связи с тем, что к этому времени роль как хлора, так и брома в воздействии на стратосферный озон уже была доказана, в приложения к Протоколу были включены хлорфторугле-роды (ХФУ) и бромсодержащие галоны, подлежащие регулированию его Сторонами посредством обязательств по ограничению потребления, производства, импорта и экспорта. Отдельной статьей Монреальского протокола (ст. 5) было оговорено особое положение развивающихся стран (для которых расчетный уровень ежегодного потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ) не превышал 0,3 кг на душу населения), заключавшееся в предоставлении 10-летней отсрочки в выполнении обязательств по сравнению с остальными (развитыми) странами.

Чтобы стать Стороной Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, государство должно быть Стороной Венской конвенции. Таким образом, Венская конвенция и Монреальский протокол породили прецедент в международных отношениях и в дальнейшем практику последовательного заключения рамочного соглашения, а затем - одного или нескольких протоколов к нему.

Монреальский протокол предусматривал замораживание на уровне 1986 года производства пяти наиболее применяемых ХФУ и галонов, а затем сокращение их производства на 20 % к 1993 году и на 30 % — к 1998 году Также предусматривались введение ограничений на экспорт и импорт ОРВ и оказание помощи развивающимся странам по переводу промышленности на озонобезопасные вещества и технологии.

Итогом реализации мер, предусмотренных Монреальским протоколом, должно было стать значительное снижение объемов мирового производства ОРВ, но не его полное прекращение. Тем самым промышленности предоставлялось время на разработку и внедрение технически и экономически приемлемых альтернатив (ТЭПА).

В последующем к Монреальскому протоколу были приняты поправки и корректировки, которые расширили перечень контролируемых веществ, сроки прекращения их производства и потребления, а также меры по ограничению экспортно-импортных операций и т. д.

Сторонами Монреальского протокола являются 197 стран. Российская Федерация является Стороной Монреальского протокола с 1991 года.

Статьей 2 Монреальского протокола определены меры регулирования и график поэтапного прекращения производства и потребления ОРВ.

Статья 4 посвящена контролю торговли ОРВ. Эти меры предназначены как для того, чтобы поощрять страны присоединяться к Монреальскому протоколу, так и предотвращать передачу в обход мер регулирования произведенных ОРВ странам, не являющимся Сторонами Монреальского протокола.

Статья 5 определяет специальный статус развивающихся стран. Одной из характерных особенностей Монреальского протокола является предусмотренный в нем особый режим в отношении развивающихся стран. В соответствии с этой Статьей развивающиеся страны с уровнем потребления ОРВ ниже установленного предела (страны, действующие в рамках Статьи 5) имеют право отсрочить на 10 лет соблюдение мер регулирования, предусмотренных в Статье 2, «для удовлетворения своих основных внутренних потребностей».

В соответствии со Статьей 6 не реже одного раза в 4 года проводится пересмотр мер регулирования на основе обзора и оценки самой последней информации о научных, экологических, технических и экономических аспектах разрушения озонового слоя. В частности, именно подобные научные оценки послужили основой для принятия Сторонами поправок и корректировок к Монреальскому протоколу.

Статья 7 предусматривает ежегодное представление в Секретариат по озону статистических данных о производстве,

импорте и экспорте каждого из регулируемых веществ. На основе этих данных формулируются соответствующие меры по регулированию ОРВ, разрабатываются стратегии поэтапного сокращения производства и применения их, а также обеспечивается необходимая и финансовая помощь для выполнения Монреальского протокола.

В соответствии с Статьей 8 принята процедура, касающаяся несоблюдения Монреальского протокола. Эта процедура предусматривает принятие мер в отношении Сторон, которые не соблюдают его положения, включая требования о представлении данных, мер регулирования и положения, касающиеся торговли. Комитет по выполнению, созданный в соответствии с этой процедурой, рассматривает обстоятельства случаев возможного несоблюдения. О случаях несоблюдения Монреальского протокола Комитет представляет информацию на совещаниях Сторон и рекомендует принятие соответствующих мер, таких как:

- оказание технической или финансовой помощи;

- вынесение предупреждений;

- приостановление статуса Стороны Монреальского протокола.

Статья 10 посвящена передаче технологий и требует от Сторон принятия всех возможных мер для обеспечения передачи развивающимся странам наилучших из имеющихся в наличии экологически безопасных заменителей и связанных с ними технологий на справедливых и наиболее благоприятных условиях. Статьей учрежден механизм финансирования для содействия передаче заменителей и связанных с ними технологий.

Этот механизм включает Многосторонний фонд Монреальского протокола (далее - МФМП), а также другие формы многостороннего, регионального и двустороннего сотрудничества. Из средств МФМП покрываются «согласованные дополнительные расходы», которые несут развивающиеся страны, действующие в рамках пункта 1 Статьи 5, по соблюдению мер регулирования, предусмотренных Монреальским протоколом.

За время действия Протокола были приняты поправки: Лондонская, Копенгагенская, Монреальская и Пекинская. В отличие от корректировок поправки должны быть ратифицированы.

Согласно Монреальскому протоколу, планируется 99,5%-ное сокращение потребления и производства гидрохлофторуглеродов (ГХФУ) в развитых странах к 2020 году и полное прекращение их потребления и производства к 2030 г. В развивающихся странах планируется 97,5 %-ное сокращение потребления и производства ГХФУ к 2030 году и полное прекращение их потребления и производства к 2040 году.

С 2015 года запрещены поставка на рынок регенерированных ГХФУ и их использование при ремонте уже произведенного оборудования, а также использование вторичных ГХФУ при техническом обслуживании и ремонте уже произведенного оборудования.

В соответствии с Монреальским протоколом страны-участницы Таможенного союза принимали решения, направленные на планомерное прекращение производства и потребление озоноразрушающих средств.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 утверждён Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Перечень включает в себя ОРВ, запрещенные к ввозу на территорию Таможенного союза и вывозу с территории Таможенного союза ОРВ и продукцию, их содержащую, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе.

С 2010 года запрещена пересылка ОРВ в международных почтовых отправлениях. [3]

С 2011 года не допускается в составе кондиционеров, а также холодильного оборудования, применяемых на транспортных средствах, наличие озоноразрушающих веществ и материалов [4].

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 05.03.2013 внесены изменения в абзац первый примечания четвертого к разделу 1.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами [5]: после слов «подлежит запрету» дополнить словами «, если она содержит

ОРВ, включенные в списки А, В, С, Е настоящего раздела и в раздел 2.1 настоящего Единого перечня».

Меры по выполнению положений Монреальского протокола, предусмотрены нормативными актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 03.07.1992 [6] принято решение о разработке государственной программы по производству озонобезопасных хладонов и оценке объема финансирования, требуемого для проведения соответствующих научно-исследовательских разработок.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 526 от 24.05.1995 [7] одобрены первоочередные меры по выполнению международных обязательств Российской Федерации в области охраны озонового слоя на 1995-1996 гг. Одновременно запрещен импорт и экспорт ОРВ и продукции на основе ОРВ из стран и в страны, не являющиеся Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. С 01.01.1996 было введено обязательное лицензирование импорта и экспорта ОРВ и продукции на основе ОРВ в страны, являющиеся Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Постановление Правительства Российской Федерации № 1130 от 23.09.1996 [8] принято предложение Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации, о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о безвозмездном гранте для финансирования Проекта поэтапного сокращения потребления ОРВ в размере 60 млн долларов США. Контроль за целевым использованием средств безвозмездного гранта, выделенного для финансирования Проекта поэтапного сокращения потребления ОРВ был возложен на Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

Приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (МВЭС) № 103 от 02.03.1998 [9] запрещен ввоз и вывоз товаров, содержащих ОРВ из (в) государств(а), не являющихся Сторонами Монреальского

протокола. Прием заявлений и оформление лицензий на ввоз (вывоз) ОРВ и содержащей их продукции осуществляется Уполномоченными МВЭС России в регионах (субъектах) Российской Федерации. Лицензии выдаются при наличии решения Госкомэкологии России или его территориальных органов о возможности ввоза (вывоза) ОРВ и содержащей их продукции, оформленного в установленном Госкомэкологии России порядке. Во всех случаях на эту категорию товара заявителям оформляются разовые лицензии. При этом срок действия выдаваемых лицензий должен ограничиваться сроком действия решений Госкомэкологии России или его территориальных природоохранных органов о возможности осуществления ввоза (вывоза) ОРВ и содержащей их продукции, но не может превышать 12 текущих месяцев, начиная с даты выдачи лицензии.

Федеральным законом Российской Федерации № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются (Ст. 16, п. 8) проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

В Ст. 54 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» говорится, что охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом № 304-ФЗ от 28.11.2009 [10] ратифицировано Соглашение правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран, подписанное в городе Москве 9.06.2009, которое устанавливает

порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли. Товары, в отношении которых применяются меры регулирования, включаются в единый перечень товаров.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 203 от 24.03.2011 [11] Федеральное агентство морского и речного транспорта организует выполнение работ по приему удаляемых с судов ОРВ и оборудования, содержащего такие вещества, а также по приему остатков очистки отработавших газов из одобренной системы очистки отработавших газов.

Федеральным законом № 226-ФЗ от 23.07.2013 [12] создана правовая основа для обеспечения выполнения Российской Федерацией обязательств по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя:

1. Согласно Федеральному закону № 226-ФЗ в целях охраны озонового слоя атмосферы в Российской Федерации устанавливаются перечень веществ, разрушающих озоновый слой (ОРВ), обращение которых подлежит государственному регулированию, и допустимые объемы производства и потребления таких веществ, вводятся запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, на которых осуществляется производство ОРВ и содержащей их продукции.

2. Федеральным законом № 226-ФЗ устанавливаются требования к обращению ОРВ, включающему их производство, использование, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию и уничтожение, а также их ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.

3. Федеральным законом № 226-ФЗ предусматриваются экономическое стимулирование прекращения производства и использования ОРВ и содержащей их продукции, государственный учет обращения ОРВ и государственный надзор за соблюдением требований к их обращению.

4. Кроме того, Федеральным законом № 226-ФЗ устанавливается административная ответственность за несоблюдение

требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой.

Приказом Минприроды России № 907 от 22.11.2011 [13] утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции. Территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предписано ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направлять в центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере природопользования копии разрешительных документов, выданных при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 24.03.2014 [14] определены меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой:

а) потребление веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию (ОРВ), в Российской Федерации, за исключением ОРВ, указанных в группе I списка С перечня, утвержденного настоящим постановлением, осуществляется в объемах, определенных международными договорами Российской Федерации;

б) допустимый объем потребления ОРВ в Российской Федерации, указанных в группе I списка С перечня, утвержденного настоящим постановлением, определенный в соответствии с подпунктом «Ь пункта «а» статьи 3 Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987, не должен превышать в 2014 году 999,2 тонны озоноразрушающей способности, в 2015 - 2019 годах 399,69 тонны озоноразрушающей способности ежегодно, в 2020 - 2029 годах 19,98 тонны озонораз-рушающей способности ежегодно;

в) с 2030 года потребление ОРВ, указанных в группе I списка С перечня, утвержденного настоящим постановлением, осуществляется в объемах, определенных международными договорами Российской Федерации;

г) с 1.01.2015 расчет количества конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации,

установленном в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта, осуществляется ежегодно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом количества производимых в Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию ОРВ;

д) с 1.01.2015 допустимый объем производства ОРВ в Российской Федерации устанавливается ежегодно с учетом допустимого объема их потребления в Российской Федерации;

е) производство ОРВ, указанных в группах I и III списка C и в списке E перечня, утвержденного настоящим постановлением, осуществляется в случае их использования исключительно как сырья для производства других химических веществ, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в допустимом объеме производства ОРВ в Российской Федерации;

ж) ввоз в Российскую Федерацию ОРВ осуществляется с учетом устанавливаемых допустимых объемов их производства и потребления в Российской Федерации и количественных ограничений, ежегодно устанавливаемых в соответствии с законодательством Таможенного союза, за исключением случаев, когда эти вещества ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения ОРВ, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

з) с 1.07.2014 запрещается проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство ОРВ и содержащей их продукции;

и) с 1.01.2015 запрещается строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство ОРВ и содержащей их продукции;

к) с 1.01.2015 обращение ОРВ допускается только в таре многократного использования, за исключением обращения ОРВ в таре объемом менее 3 литров для лабораторных и аналитических видов использования, определенным международными договорами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 806 от 17.08.2016 [15] Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, другими заинтересованными федеральными органами

исполнительной власти предписано внести до 15.05.2017 в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности для федерального государственного экологического надзора (в части ... государственного надзора за соблюдением требований к обращению ОРВ).

Указом Президента Российской Федерации № 176 от 19.04.2017 [16] принята Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Для достижения указанных целей с учетом вызовов и угроз экологической безопасности должны быть решены следующие основные задачи:

а) предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязненных водных объектах, восстановление водных экосистем;

б) предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах;

в) эффективное использование природных ресурсов, повышение уровня утилизации отходов производства и потребления;

г) ликвидация накопленного вреда окружающей среде;

д) предотвращение деградации земель и почв;

е) сохранение биологического разнообразия, экосистем суши и моря;

ж) смягчение негативных последствий воздействия изменений климата на компоненты природной среды.

Ежегодно Постановлениями Правительства Российской Федерации вводятся временные количественные ограничения на

ввоз ОРВ в Российскую Федерацию в текущем году [17].

Количества конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации и допустимого объема производства ОРВ в Российской Федерации определяются ежегодно Правительством Российской Федерации. Так, в 2018 году планируется ввоз в нашу страну только одного озоноразрушающего средства [18] 1,1,1-фтордихлорэтана в количестве 1159.1 тонн.

Статья 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 923 от 13.09.2012 [19] вещества, разрушающие озоновый слой, и продукция, их содержащая отнесены к перечню стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Приказом ФТС России № 1003 от 21.08.2007 [20] определены документы, используемые для таможенных целей при перемещении таможенную границу ОРВ и содержащей их продукции, в т.ч. Заключение (решение) Ростехнадзора об отнесении продукции к категории товаров, не подпадающих под действие мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации ОРВ и содержащей их продукции.

Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза ОРВ и продукции, содержащей ОРВ представлено в приложении № 20 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21.04.2015 [21].

Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - ввоз, Союз) и вывоза с таможенной территории Союза (далее - вывоз):

а) ОРВ и продукции, содержащей ОРВ, включенных в раздел 1.1 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран [22] (далее - единый перечень), в следующих случаях:

- осуществляются ввоз и (или) вывоз ОРВ, используемых исключительно в качестве сырья для производства химических веществ, не являющихся озоноразрушаю-щими;

- осуществляются ввоз и (или) вывоз ОРВ в целях их применения в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987;

- осуществляются ввоз и (или) вывоз ОРВ, являющихся рециркулированными, восстановленными и (или) утилизированными;

- осуществляются ввоз и (или) вывоз переносных огнетушителей, содержащих вещества, указанные в группе II списка А раздела 1.1 единого перечня;

- осуществляется транзит ОРВ и продукции, содержащей ОРВ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) ОРВ, указанных в разделе 2.1 единого перечня.

Используемые в Положении понятия означают следующее:

- «продукция, содержащая ОРВ» - продукция, указанная в списке D раздела 1.1 единого перечня и содержащая озоноразру-шающие вещества, указанные в списках А, В, С и Е раздела 1.1 и в разделе 2.1 единого перечня;

- «транзит» - перевозка ОРВ и продукции их содержащей, от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза.

Иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран [22], международными договорами, входящими в право Союза, и Монреальским протоколом.

Запрещается ввоз и (или) вывоз:

а) ОРВ и продукции их содержащей, физическими лицами в качестве товаров для личного пользования;

б) ОРВ и продукции их содержащей, указанных в разделе 1.1 единого перечня, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения [21];

в) ОРВ и продукции их содержащей, указанных в разделе 1.1 единого перечня, и ОРВ, указанных в разделе 2.1 единого перечня, из государств, не являющихся участниками Монреальского протокола, и (или) в такие государства, за исключением государств, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 8 статьи 4 Монреальского протокола.

Ввоз и (или) вывоз ОРВ и продукции их содержащей, осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 199 от 6.11.2014 [23] (далее -лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 от 16.05.2012 [24] (далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 9 Положения [21].

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенному органу государства - члена Союза (далее - государство-член) при прибытии ОРВ и продукции их содержащей, на таможенную территорию Союза.

Представление юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - заявители), таможенному органу государства-члена лицензии или заключения (разрешительного документа) не требуется в следующих случаях:

а) ввоз и (или) вывоз ОРВ, перемещаемых вместе с воздушным, морским (речным), автомобильным, железнодорожным транспортным средством с целью и в количестве, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств этого транспортного средства, в том числе для заправки, дозаправки холодильного оборудования, систем

кондиционирования, средств пожаротушения и иного оборудования, и технических устройств, для эксплуатации которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы ОРВ;

б) ввоз и (или) вывоз продукции, содержащей ОРВ и используемой в качестве припасов, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств воздушного, морского (речного), железнодорожного транспортного средства;

в) ввоз и (или) вывоз продукции, содержащей ОРВ, перемещаемой автомобильным транспортным средством в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств этого транспортного средства.

Помещение ОРВ и продукции их содержащей, под таможенные процедуры экспорта или выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.

Помещение ОРВ и продукции их содержащей, под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, уничтожения, а также реимпорта и реэкспорта в целях завершения действия таможенных процедур переработки вне таможенной территории и переработки на таможенной территории соответственно осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа).

Помещение ОРВ и продукции их содержащей, под таможенные процедуры таможенного склада, таможенного транзита для их перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до внутреннего таможенного органа, а также для перевозки от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза осуществляется при наличии лицензии или заключения (разрешительного документа), представленных таможенному органу государства-члена для помещения ОРВ и продукции их содержащей, под иные таможенные процедуры.

Помещение ОРВ и продукции их содержащей, под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки от таможенного органа в месте прибытия на

таможенную территорию Союза до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза осуществляется без представления таможенному органу государства-члена лицензии или заключения (разрешительного документа).

Помещение ОРВ и продукции их содержащей, под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза, беспошлинной торговли, отказа в пользу государства, свободной таможенной зоны, свободного склада, а также под таможенные процедуры реимпорта и реэкспорта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Положения [21], не допускается.

Также, постановление Правительства РФ № 687 от 06.07.2012 определяет перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации ОРВ.

В настоящее время основные риски незаконного перемещения ОРВ связаны с

Список литературы

1. Molina M., Rowland F.S. Stratospheric Sink for Chlorofluoromethanes: Chlorine Atom-Catalysed De-structio№ of Ozone 810-2. Nature 249 (28 June 1974). doi: 10.1038/249810a0.

2. Постановление Совета Министров СССР № 525 от 7.05.1986 «О принятии СССР Венской конвенции об охране озонового слоя и о мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

3. Решение Комиссии Таможенного союза № 338 от 17.08.2010 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

4. Решение Комиссии Таможенного союза № 877 от 09.12.2011 «О принятии технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» // Консультант-Плюс. URL: www.consultant.ru.

5. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 134 от 16.08. 2012 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 378 от 03.07.1992 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 526 от 24.05.1995 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола

попытками их перемещения под видом разрешённых хладагентов, в т. ч. в составе иных товаров. Под разрешёнными понимаются хладагенты, ввоз/вывоз которых не запрещён и не требует лицензирования (т. е. не ограничен).

С учётом того, что хладагенты транспортируются в специальной таре (баллонах) под давлением, существует серьёзная проблема в их фактической идентификации, чем и пользуются злоумышленники, заявляя при совершении таможенных операций ОРВ как разрешённые хладагенты.

С целью выявления таких фактов, наряду с возможностью проверки документов и сведений должностные лица таможенных органов имеют возможность инструментальной проверки и идентификации хладагентов с применением специальных технических средств таможенного контроля.

по веществам, разрушающим озоновый слой» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

8. Постановление Правительства Российской Федерации № 1130 от 23.09.1996 «О подписании соглашений между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

9. Приказ МВЭС РФ № 103 от 02.03.1998 «О совершенствовании механизма контроля за экспортом товаров и технологий двойного назначения и критичной ядерной продукции, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетным средствам его доставки» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

10. Федеральный закон № 304-ФЗ от 28.11.2009 «О ратификации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

11. Постановление Правительства РФ № 203 от 24.03.2011 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

12. Федеральный закон № 226-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

13. Приказ Минприроды России № 907 от 22.11.2011 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на

трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» // Консуль-тантПлюс. URL: www.consultant.ru.

14. Постановление Правительства РФ № 228 от 24.03.2014 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

15. Постановление Правительства РФ № 806 от

17.08.2016 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности») // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

16. Указ Президента РФ № 176 от 19.04.2017 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант-Плюс. URL: www.consultant.ru.

17. Постановление Правительства РФ № 888 от

27.07.2017 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2017 году» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

18. Распоряжение Правительства РФ № 2371-р от 27.10.2017 «Об установлении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2018 год» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

19. Постановление Правительства РФ № 923 от 13.09.2012 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

20. Приказ ФТС России № 1003 от 21.08.2007 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

21. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

22. Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // Консультант-Плюс. URL: www.consultant.ru.

23. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 199 от 06.11.2014 «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

24. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 от 16.05.2012 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru.

Поступила в редакцию 30.01.2021

Сведения об авторе:

Афонин Дмитрий Николаевич - профессор кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор медицинских наук, доцент, e-mail: dnafonin@gmail.com.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.