Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА'

МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ПУНКТЫ ПРОПУСКА / CHECKPOINTS / ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / OZONE DEPLETING SUBSTANCES / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / МЕТОДЫ / METHODS / ПРОВЕРКА / ДОКУМЕНТЫ / DOCUMENTS / КОНТЕЙНЕР / CONTAINER / УПАКОВКА / PACKAGE / МАРКИРОВКА / MARKING / ОТБОР ПРОБ / SAMPLING / MODES OF TRANSPORT / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна, Кузовлев Петр Алексеевич

Статья посвящена важной и актуальной научно-практической проблеме обеспечения таможенными методами национальной безопасности, защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды. Рассмотрены основные методы таможенного контроля озоноразрушающих веществ, даны предложения по их совершенствованию и использованию в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CUSTOMS CONTROL OF OZONE DEPLETING SUBSTANCES AND RECOMMENDATIONS ON THEIR USAGE AT CHECKPOINTS

The article is devoted to the important and relevant scientific and practical problem of using customs control to ensure the national security, the protection of environment, human life and health. The authors analyze the main methods of customs control of ozone depleting substances and propose variants of their improving and using at the Customs Union customs border checkpoints.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА»

Использованные источники

1. Приказ ФТС России от 21.12.2015 № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России на 2016 год».

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 23.

3. Малышенко Ю. В., Огнев И. А. Полнота, достоверность и надежность таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 4. С. 68-75.

4. Приказ ФТС России от 24.04.2014 № 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».

5. Малышенко Ю. В. Логическая модель выбора и минимизации количества индикаторов риска // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 1. С. 126-134.

Н. Г. Липатова, П. А. Кузовлев

МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА

Статья посвящена важной и актуальной научно-практической проблеме обеспечения таможенными методами национальной безопасности, защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды. Рассмотрены основные методы таможенного контроля озоноразру-шающих веществ, даны предложения по их совершенствованию и использованию в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза.

Ключевые слова: таможенные органы; пункты пропуска; озоноразруша-ющие вещества; транспортные средства; таможенный контроль; методы; проверка; документы; контейнер; упаковка; маркировка; отбор проб.

Сохранение среды обитания и устойчивое ее развитие - необходимые условия выживания человечества. Одной из наиболее актуальных проблем в данном контексте является истощение озонового слоя, представляющее серьезную угрозу жизни на Земле. Затрагиваемая проблема весьма многогранна и включает множество компонентов, один из которых касается контроля за трансграничным перемещением озоноразрушающих веществ (ОРВ). Основные вопросы контроля и охраны озонового слоя в международном масштабе отражены в Венской конвенции об охране озонового слоя (Вена, 22.03.1985), Монреальском протоколе по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 1987 г.) и ряде последующих поправок к нему [1-5].

В России уделяется пристальное внимание выполнению международных обязательств по Монреальскому протоколу. В частности, вопрос организации системы государственного регулирования оборота на территории РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции рассматривался на заседании Правительства РФ 22.06.2011. Президентом РФ 23.07.2013 был подписан Федеральный

закон № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом созданы правовые основания для организации на территории РФ принципиально новой системы государственного регулирования оборота ОРВ и содержащей их продукции.

Одна из важных задач, поставленных Президентом и Правительством РФ перед таможенными органами, - предотвращение нелегального ввоза ОРВ в РФ. Действенным механизмом предотвращения нелегального ввоза ОРВ на территорию РФ является качественный таможенный контроль. Для проведения такого контроля таможенники должны владеть специальными знаниями, методами и навыками. В статье представлены результаты анализа методов таможенного контроля ОРВ и рекомендации по их совершенствованию и использованию в пунктах пропуска [6].

В целях обнаружения нелегально перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза ОРВ осуществляются проверки: лицензий и иной документации на импорт ОРВ, а также заявленных в них сведений; страны - производителя ОРВ; перевалочных пунктов; наименований ОРВ, в том числе восстановленных или повторно используемых ОРВ; контейнеров, упаковок, маркировок, в том числе маркировок оборудования. При таможенном контроле необходимы знания и умения в части отбора проб ОРВ для экспертизы в таможенных целях.

Рассмотрим особенности применения основных методов таможенного контроля ОРВ и транспортных средств, перемещающих их через таможенную границу.

1. Проверка наличия лицензии на импорт ОРВ. Такая проверка является обязательной. Любой легально действующий импортер хладагентов, являющихся ОРВ, должен иметь лицензию. Уполномоченным органом в выдаче лицензий на трансграничное перемещение ОРВ в России является Министерство промышленности и торговли РФ. Решение о возможности осуществления ввоза в РФ или вывоза с ее территории ОРВ и содержащей их продукции принимают Росприроднадзор и его территориальные органы, исходя из требований и рекомендаций Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола, прогнозируемых балансов производства и потребления лицензируемых товаров, заключения государственной экологической экспертизы [7].

Любой импортируемый товар, заявленный импортером как не ОРВ, название которого отсутствует в списке лицензированных импортеров хладагентов-ОРВ, подлежит тщательному обследованию [8]. Юридический адрес и фактический адрес места нахождения каждого импортера ОРВ подлежат проверке на предмет его действительного существования.

2. Проверка документации на соответствие кодов и названий. Следует тщательно проверить представляемую участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) документацию. В документах могут быть указаны фальшивые номера баллонов, торговые марки, фиктивные названия предприятий - импортеров ОРВ и их адреса, а также таможенные коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и по Гармонизированной системе (ГС). Гармонизированная система, разработанная и предложенная Всемирной таможенной организацией, применяется в 206 странах и представляет собой многоцелевую номенклатуру товаров, охватывающую более 98% объема мировой торговли. Система позволяет осуществлять мониторинг и профилактику

незаконного оборота ОРВ. Коды ТН ВЭД ТС указываются неправильно преимущественно для занижения ставки таможенной пошлины.

3. Проверка количества импортируемого вещества. Торговля хладагентами является прибыльной только в том случае, если это большие партии. Поэтому необходимо обращать особое внимание на большие партии любых хладагентов. В большинстве развивающихся стран потребление хладагентов, не являющихся ОРВ (например, гидрофторуглеродов (ГФУ) или гидрокарбонатов), незначительно по сравнению с хлорфторуглеродами (ХФУ) и гидрохлорфторуглеродами (ГХФУ).

Любые слишком крупные партии импортируемых хладагентов, не являющихся ОРВ, а также ГХФУ должны подвергаться тщательной проверке. Только проверка контейнеров позволит удостовериться в их реальном содержимом.

Статистика потребления страной ОРВ и не ОРВ, импортируемого товара за предыдущие годы и импортируемых лицензированных ОРВ за текущий год (например, ХФУ и ГХФУ), может послужить существенным доказательством нелегального перемещения ОРВ.

4. Проверка страны - производителя ОРВ. Это простой метод обнаружения груза, который может быть потенциально нелегальным. Любой груз из страны, производящей ОРВ, даже если он заявлен не как ОРВ, необходимо тщательно проверять (табл. 1). Малейшее несоответствие страны и произведенного в ней ОРВ должно вызывать подозрение и служить поводом для углубленной проверки с использованием иных неформальных методов таможенного контроля.

Таблица 1

Страны - производители ОРВ

№ п/п Тип ОРВ Страны-производители

1 ХФУ Китай, Индия, Российская Федерация, Нидерланды, Бразилия, Республики Корея, Италия, Испания, Мексика, Венесуэла, Соединенное Королевство

2 Галоны Китай, Республика Корея, Российская Федерация

3 ГФУ (гидрофторуглероды) Российская Федерация, Китай

4 Четыреххлористый углерод Индия, Бразилия, Украина, Румыния

5 Метилхлороформ Япония, Соединенные Штаты Америки, Франция, Китай

6 ГХФУ Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония, Китай, Соединенное Королевство, Нидерланды, Испания, Индия

7 ГБФУ (гидробромфторуглероды) В настоящее время нет производителей

8 Бромхлорметан Нет данных на время публикации

9 Метилбромид Соединенные Штаты Америки, Израиль, Япония, Франция, Китай, Румыния, Индия

5. Проверка перевалочных пунктов. Это еще один эффективный путь определения нелегальных ОРВ. Таможенные органы, как правило, осведомлены о крупных пунктах перевалки ОРВ в своих регионах.

Каждая перевалка хладагентов - ОРВ и не ОРВ - должна быть обследована, а содержимое груза должно быть идентифицировано, так как груз может быть отправлен в другое место и часто страна происхождения может быть неизвестна.

6. Проверка восстановленных или вторично используемых ОРВ. Любой импортируемый или экспортируемый груз с восстановленными или вторично

используемыми ОРВ должен тщательно обследоваться. Можно отличить новые ОРВ от восстановленных или вторично использованных ОРВ путем лабораторного анализа, причем наиболее сложно отличить их от восстановленных ОРВ, которые имеют схожие стандарты качества с вновь произведенными ОРВ.

Баллоны вторичного использования ОРВ иногда намеренно «загрязняются» для того, чтобы придать сходство с восстановленными. Страны, импортируемые вторично используемые ОРВ, должны запросить детальную информацию у импортера об источнике химических веществ, которые заявлены как восстановленные или вторично используемые, включая название и место расположения предприятия.

Импорт восстановленных или вторично используемых ОРВ является признаком нелегальной торговли, если страна не обладает потенциалом вторичного использования или потребление ОРВ уже прекращено.

Список стран, обладающих потенциалом вторичного использования и восстановления, можно запросить у секретариата Венской конвенции об охране озонового слоя. Необходимо использовать идентификаторы/анализаторы для определения сомнительных импортируемых хладагентов.

7. Проверка контейнеров и упаковок на соответствие кодов и названий. Контейнеры с хладагентами могут содержать фальшивую маркировку, если они окрашены, имеют следы подделки или если на них бумажные этикетки. Большинство этикеток на газовых цилиндрах окрашены пульверизатором через трафарет. Если цилиндр окрашен, необходимо провести более тщательную проверку.

У цилиндров, содержащих только что произведенные хладагенты, клапаны обычно имеют сморщенное покрытие. Если это покрытие повреждено или отсутствует, следует проверить содержимое цилиндра.

Номера баллонов, торговые марки, этикетки продуктов ОРВ и их упаковка должны проверяться на соответствие международным требованиям. Импортер (нарушитель) может поменять один из указанных идентификаторов без соответствующего изменения других номеров. Это является сигналом для дополнительной проверки.

8. Проверка контейнера на соответствие стандартам ISO. Отправляемые в контейнерах хладагенты - это жидкости и сжатые газы. Контейнеры имеют специальную маркировку, соответствующую состоянию газа. Если контейнер, предназначенный для сжатых газов, содержит маркировку, указывающую на то, что в нем содержатся жидкие хладагенты, то его содержимое должно быть проверено.

9. Проверка на соответствие типу контейнера и маркировке. Некоторые ОРВ являются газами при комнатной температуре (табл. 2). Они транспортируются и хранятся как жидкие сжатые газы в цилиндрах под давлением. Другие ОРВ являются жидкими при комнатной температуре и содержатся в цилиндрической таре, бочках, бутылках и других стандартных контейнерах, используемых для любых видов жидких веществ.

Цилиндры многократного пользования, предназначенные для хладагентов, могут быть заново заполнены любым типом хладагентов и содержать фальшивую маркировку ОРВ. Необходимо провести их проверку и определить хладагент при помощи идентификатора хладагентов.

В цилиндре, заново заполненном ОРВ, может отсутствовать шероховатое покрытие, и он может протекать. Поэтому с помощью детекторов утечки можно выявить фальшивые цилиндры многократного использования, содержащие ОРВ.

Таблица 2

Примеры сжиженных, сжатых, газообразных и жидких ОРВ [9]

Физическое состояние Температурный режим Примеры

Сжиженный, сжатый газ При комнатной температуре, давление испарения выше стандартного атмосферного давления на уровне моря ХФУ К-13, галон 12П, галон 1301, метилбромид

Жидкость При комнатной температуре, давление испарения ниже стандартного атмосферного давления на уровне моря ХФУ R-113, четыреххлористый углерод, метилхлороформ

Проверка на соответствие воспламеняемости хладагентов осуществляется по таможенным кодам ГС. Любой цилиндр, содержащий хладагент с маркировкой «хладагент ГС», без обозначения того, что в нем содержится воспламеняющийся газ, должен быть обследован. Цилиндр с маркировкой «хладагент ГС» или «воспламеняющиеся газы» должен быть оборудован левосторонним клапаном. Если он отсутствует, содержимое цилиндра необходимо проверить.

10. Проверка клапанов цилиндра. Цилиндры, емкости для хладагента (как правило, это мобильные воздушные системы) содержат различные клапаны в зависимости от типа используемого хладагента. Не существует единых общепринятых международных стандартов на клапаны и типы клапанов - во многих странах они могут быть различными. В США, например, используются стандартные клапаны. При проверке важно сопоставить тип клапана (левосторонний или правосторонний раструб), вид хладагента и этикетку на них, соблюдая при этом меры предосторожности.

При непосредственной идентификации любой сомнительный импортируемый хладагент должен быть определен или проанализирован в авторизованной государственной лаборатории или посредством электронных идентификаторов/анализаторов хладагентов или методом температуры/давления.

11. Проверка наименований ОРВ. Для ОРВ существует много наименований. Есть краткие и полные химические наименования, торговые наименования, номера баллонов и т. д. Химические и торговые наименования обычно используются в документах для описания содержания импортируемого/экспортируемого товара. В них не указывается напрямую, является ли вещество озоноразрушающим или нет. Для этого могут быть использованы дополнительные идентификаторы.

В США и многих других странах применяются стандарты для этикетирования, особенно хладагентов и контейнеров хладагентов. Например, регистрационный номер хСТ (номер хСТ) - это номер, присвоенный химической теоретической службой США. Номера ХСТ являются специфическими для химических веществ одного состава ОРВ и для некоторых их смесей.

Существуют определительные номера вещества Организации Объединенных Наций (ОНВ ООН). Это международные стандартные номера, состоящие из четырех цифр, определяющие конкретное химическое вещество или группу химических веществ, например, для ХФУ-12 номер ООН будет 1028. В системе нумерации ООН каждому химическому веществу присваивается отдельный номер. Этот номер повсеместно используется для быстрого определения материалов.

Этикирование обеспечивает систему классификации хладагентов по различным группам безопасности в соответствии с признаками воспламеняемости и токсичности.

Проверка наименований ОРВ подробно описана в НИР «Исследование проблем таможенного контроля озоноразрушающих веществ» (шифр «Таможня-2014») [10].

12. Проверка маркировки и упаковки ОРВ. Существуют разновидности контейнеров, в которых ОРВ могут храниться, транспортироваться и продаваться. Это одноразовые контейнеры, контейнеры под давлением и без давления.

Одноразовые контейнеры выпускаются вместимостью от 1 до 50 фунтов и не должны использоваться повторно.

Некоторые ОРВ являются газообразными при комнатной температуре и должны храниться в контейнерах под давлением (цилиндрах).

Тара без давления - это цилиндрические и металлические контейнеры, бутылки, бочки и другие емкости для ОРВ, которые при комнатной температуре являются жидкостями.

Следует отметить, что хладагенты, упакованные в малую металлическую тару, дорогие и обычно не импортируются в больших количествах. В связи с этим у таможенников должно возникнуть подозрение, если импортируется большое количество веществ, задекларированных как неозоноразрушающие хладагенты.

13. Проверка маркировки продуктов ОРВ и оборудования. В настоящее время не существует требований для маркировки технологий, относящихся к ОРВ. Некоторые страны ввели свои системы маркировки для озоновой технологии на национальном уровне (произвольная маркировка). Ряд крупных производителей хладагентов создали собственные схемы маркировки для того, чтобы пользоваться преимуществом конкуренции. Такие маркировки являются специфическими для компании, и на них может быть указано «безопасно для озона», «не содержащие ХФУ» или «экологически чистые».

На этикетках обычно указываются: производитель, мощность, некоторые основные технические данные, тип и количество рабочих жидкостей. На этикетках морозильных систем, систем кондиционеров и компрессоров должны быть приведены данные о типе и количестве холодильных зарядов. Международных стандартов, определяющих, как нужно проводить маркировку, не существует. Также нет стандартов, регламентирующих место размещения этикеток, что осложняет таможенникам их поиск.

Этикетки на холодильниках могут быть расположены в разных местах. Картонные коробки, в которые упакованы холодильники, могут иметь этикетки, характеризующие холодильник. Эту информацию также может содержать инструкция для пользователя. Этикетки часто размещаются на боковой или задней стороне, иногда спрятаны под крышкой морозильного отделения холодильника. Если этикетка или руководство для пользователя отсутствуют, компрессор необходимо осмотреть.

В автомобильных кондиционерах этикетки могут находиться под капотом, на шасси, на оборудовании в моторе или на компрессоре [11].

Система мер предосторожности при определении ОРВ должна предусматривать проверку на токсичность и воспламеняемость. При реализации таких мер необходимо обеспечить проверку на утечку газа или жидкости и осуществить правильный и безопасный отбор проб ОРВ.

14. Проверка на утечку. При помощи индикаторов утечки нельзя определить или проанализировать специфические хладагенты. Они указывают лишь на

наличие определенных атомов (например, атомов хлора или фтора) в воздухе, которые могут присутствовать только в случае утечки цилиндра. Новые цилиндры с новыми хладагентами обычно не протекают. Вновь наполненные контейнеры могут протекать и, к тому же, содержать ложную маркировку. «Метод мыльного пузыря» - это один из способов обнаружения утечки. Для этого не требуется никакого контрольного оборудования, кроме жидкого мыла.

15. Отбор проб. Специалисты таможенных органов, не прошедшие специальное обучение и не получившие допуск на соответствующие виды работ, не должны проводить отбор проб.

Если идентификаторы/анализаторы хладагентов отсутствуют в пунктах пропуска, то анализ содержимого любого подозрительного груза должен проводиться в государственной лаборатории. Для анализа веществ используются как массовые спектрометры, так и специальные газовые хромосодержащие приборы. Из-за высокой стоимости такое оборудование является доступным не во всех странах. Специалисты таможенных органов, эксперты лабораторий, использующие такое оборудование, должны быть хорошо подготовлены для интерпретации результатов анализа.

Контактная информация квалифицированных специалистов по хладагентам или специально обученного персонала государственных лабораторий должна быть доступна для специалистов таможенных органов на случай, если им потребуется помощь в отборе проб [12].

Таким образом, таможенный контроль ОРВ представляет собой сложную систему неформальных методов и проверок, логических выводов и рекомендаций по их применению для принятия решений в пунктах пропуска. Анализ таких методов и рекомендаций позволит в большей мере воспользоваться самыми результативными формами таможенного контроля ОРВ: проверкой документов и сведений; таможенным осмотром; таможенным досмотром; проверкой маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Для максимизации результативности таможенного контроля ОРВ с использованием вышеприведенных методов и рекомендаций необходимы:

1. Внедрение современных информационно-технических средств таможенного контроля на таможенных постах для осуществления экспресс-экспертиз, соответствующих национальному и наднациональному законодательствам. Такими средствами являются экспресс-анализаторы и анализаторы хладагентов, которые успешно применяются таможенными службами многих стран. Например, в Европейском союзе используется анализатор хладагентов модели Ш-700Н. В России есть специалисты, способные изготовить подобное оборудование. Данный вопрос требует более глубокой проработки и соответствует национальной политике им-портозамещения.

2. Внесение изменений в законодательство в отношении таможенного контроля ОРВ. В таможенном международном и национальном законодательствах недостаточно проработаны положения, регламентирующие работу таможенного инспектора непосредственно с ОРВ (идентификация, отбор проб и образцов и др.).

3. Повышение квалификации специалистов таможенных органов, непосредственно работающих с ОРВ в отделах таможенного оформления и таможенного контроля и в пунктах пропуска. ОРВ - специфический товар, поскольку в основном не имеет ни цвета, ни запаха. В связи с этим главная проблема при

вестник российской таможенной академии • № 3 • 2016

обнаружении его незаконного трансграничного перемещения - это его идентификация, требующая специальных знаний. Именно недостаточность специальных знаний является причиной многих нарушений при перемещении ОРВ через таможенную границу. Подготовку специалистов таможенных органов в области таможенного контроля ОРВ можно осуществлять дистанционно по программам Российской таможенной академии или в рамках еженедельных занятий на таможенном посту.

Использованные источники

1. Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.).

2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 1987 г.).

3. Лондонская поправка к Монреальскому протоколу (Лондон, 27-29 июня 1990 г.).

4. Копенгагенская поправка к Монреальскому протоколу (Копенгаген, 23-25 ноября 1992 г.).

5. Монреальская поправка к Монреальскому протоколу (Монреаль, 15-17 сентября 1997 г.).

6. Постановление Правительства РФ от 06.07.2012 № 687 «Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ».

7. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. URL: http://rpn.gov.ru/node/1.

8. Приказ ФТС России от 29.12.2011 № 2652 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров».

9. World Customs Journal. 2013. March. Vol. 7. № 1.

10. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование проблем в таможенном деле» (шифр «Таможня-2014») по теме: «Исследование проблем таможенного контроля озоноразрушающих веществ» / науч. рук. Н. Г. Липатова, отв. исп. П. А. Кузовлев; Российская таможенная академия. Люберцы, 2014. 108 с.

11. Training manual for customs officers: учебное пособие. Second edition. UNEP, 2011. 228 с.

12. Руководство по многосторонним экологическим соглашениям «Зеленая Таможня» / United Nations Environment Programme, 2008 г. 122 с.

Ю. В. Костякова

ТАМОЖЕННЫЕ ПРОВЕРКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Значимость профилактических таможенных проверок обусловлена ориентирами «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». В рамках статьи раскрыта сущность понятия «профилактическая таможенная проверка», выделены основные направления контроля с конкретизацией по объектам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: комплексный механизм контроля; стратегия; таможенная проверка; профилактика; объект контроля.

Комплексный механизм таможенного контроля, базирующийся на трех основных платформах: таможенном контроле при выпуске товаров, системе управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.